Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Безмолвные свидетели истории » Суровый замок - рыцарства оплот...


Суровый замок - рыцарства оплот...

Сообщений 181 страница 192 из 192

181

ascent написал(а):

Я бы думала по прежнему, что ковер не дает холодной стенке вытянуть из помещения тепло

Спасибо за ответ. Я тоже склонен так думать. Вы корректнее сформулировали - не передать холод, а вытянуть тепло.
Кстати некоторые моменты в фильме интересны. Например, откровение, что обитатели замка обитали в ванной, чтобы греться. А балдахины над кроватями, тоже служили сохранению тепла.

циник Да теплоизоляция, а ещё я думаю, что низкая теплопроводность.

Отредактировано Dale (2022-11-17 21:50:27)

0

182

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t334869.jpg

https://vashurok.ru/articles/2019-12-26 … stupnyy-za

Самый неприступный замок Шотландии
Наталия Котоман

    Старинные замки всегда имеют некий налет таинственности, окутаны легендами и мистикой. Немало древних крепостей сохранилось на территории Шотландии. Одну из них — замок Данноттар — называют самой неприступной.
    Располагается средневековое строение неподалеку от города Стонхейвен, на востоке государства. Он стоит на утесе, окруженном почти со всех сторон водами Северного моря. Высота его составляет 50 м. Подобраться к нему не так уж и просто. Пройти в Данноттар раньше было возможно через основной вход, но он тщательно скрыт от посторонних и расположен в скальной расселине. Еще туда вела очень узкая дорожка, довольно крутая. Тропинка шла через пещеры и вела в потайной ход. Замок неслучайно построен таким образом, так можно было контролировать большую часть побережья.
    Сегодня замок уже сильно разрушен и представляет собой комплекс развалин зданий, возведенных в XV-XVII столетии. Его история началась гораздо раньше, в V в. Лучше всего сохранилась часовня, часть башен, ворота, сам замок, конюшня с кузницей, построенные в XVI в.
Название Данноттар происходит от слова «dun», которое с языка пиктов переводится как «укрепление». Точные сведения, когда именно замок построили, отсутствуют. Но есть информация из исторических источников, что в V столетии в эти места пришел миссионер по имени Ниниан, который здесь возвел часовню. Через некоторое время появилась крепость. В 900 г. эти территории стали местом сражения викингов и короля Шотландии.
    Больше о замке начали говорить только в XII в., тогда здесь вместо часовни была построена церковь, в которой сожгли 400 пленных английских солдат. Такой жестокий поступок был совершен по приказу шотландского рыцаря Уильяма Уоллеса во время очередной войны между его народом и британцами.
Когда-то замок был местом, где хранились ценности и государственные документы короля Карла II. Из-за этого крепость не раз подвергалась нападениям. Все ценные вещи были спрятаны под полом церкви и не достались никому. Много раз пришлось замку противостоять атакам врагов, и это ему удавалось. Когда кто-то пробирался на территорию, это можно было сразу заметить со стен крепости.
    В XVIII в. цитадель была приобретена строительной компанией, представители которой вынесли из нее все, даже разобрали полы и крышу. Последним замок купил виконт Коудрей, семья которого является его владельцами до сих пор. Реконструкция началась в XX столетии. Тогда же сюда стали разрешать приходить туристам. Сейчас это строение имеет немаловажное значение в туристической сфере страны. Сюда приезжает большое количество людей. В Шотландии это 2-ой по посещаемости замок. Но гости могут входить только в несколько зданий из 11-ти, которые полностью отреставрированы. Большой интерес вызывает у них старинный колодец и тюрьма, расположенная под землей. На территории крепости имеется музей, где можно услышать историю замка. Открыт Данноттар для посетителей каждый день. Но если стоит плохая погода, он может не работать, так как доступ сюда может быть затруднен.

+2

183

Замок Нойшванштайн

Дословно — «Новый лебединый камень».
Романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен в Баварии. 

Зимой один из самых таинственных замков выглядит ещё более загадочным и неприступным.
Несмотря на его грандиозность, говорят, что экскурсия внутри длится всего 35 минут.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/831/374913.jpg

+5

184

7 впечатляющих нормандских замков, построенных Вильгельмом Завоевателем

от автора Перо и Пыль Истории

Тут ссылка. https://dzen.ru/a/Zj3oo75L0A2WGwLM
Показала наиболее интересные, на мой взгляд, замки из подборки. Остальные можно посмотреть по ссылке.

В 1066 году после завоевания англосаксов и коронации Вильгельм Завоеватель построил большое количество замков по всей Англии, чтобы контролировать новое королевство.
Вильгельм, герцог Нормандский приступил к реализации программы строительства замков, построив большое количество замков по всей территории своего нового королевства. Эти замки выступали в качестве административных центров и военных баз.
Важность замков для Вильгельма Завоевателя

После своей коронации 25 декабря 1066 года Вильгельм достиг своей цели – завоевать Англию, но его положение все еще оставалось шатким. Вильгельму Завоевателю нужен был способ противостоять военным кампаниям повстанцев и физически доминировать над своими новыми землями, одновременно продемонстрировать свое богатство и престиж. Решением этой проблемы стали замки, много замков.
Именно норманны привили каменные замки в Британии и открыли новую эпоху замкового строительства по всей Северной Европе.
Замок мог контролировать окружающую местность и города рядом, поддерживать гарнизоны, укрывать дружественные войска. Хотя многие из замков Уильяма начинались как простые деревянные укрепления, вскоре они были преобразованы в огромные каменные замки-крепости.
1. Замок Певенси: реконструкция римского укрепления

Замок Певенси, построенный в 290 году нашей эры, Visit South East England.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t768121.jpg
Певенси стал первым замком Вильгельма Завоевателя, построенным сразу после высадки норманнов на южном побережье Англии в сентябре 1066 года. В интересах быстрого создания укрепления Вильгельм повторно использовал существующую римскую укрепленную линию, которая все еще стояла на этом месте – береговой форт Андеритум, построенный около 290 года нашей эры. Римский форт представлял собой цепь каменных стен размером 290 на 170 метров, перемежающуюся башнями, некоторые из которых достигали 10 метров в высоту.
Форт был сильным оборонительным пунктом и отличным местом для Вильгельма, чтобы построить свою первую военную базу для вторжения в Англию. Первоначально норманны с большой скоростью построили простую деревянную крепость.
Вскоре после этого на его месте была построена внушительная каменная крепость — большая башня размером 17 на 9 метров внутри. Необычно, что в крепости также было 7 выступающих башен, и хотя сегодня оно представляет собой руины, считается, что высота сооружения достигает 25 метров. Вокруг новой крепости также был ров шириной до 18 метров.
[i]Внутренняя стена замка Певенси, построенная в 1066 году[/i].
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t131767.jpg
2. Замок Гастингс: база нормандского вторжения
Замок Гастингс с видом на город Гастингс и южное побережье Англии, построен в 1066 году
Гастингс, построенный недалеко от Певенси, был еще одним замком, построенным в качестве плацдарма для дальнейших завоеваний.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t515194.jpg
Поскольку скорость была ключевым моментом, Гастингс имел земляные валы, деревянную крепость и частокол, что обеспечило в краткие сроки норманнам некоторую защиту в случае нападения. После своей коронации Вильгельм приказал модернизировать замок, и к 1070 году была построена каменная крепость.
3. Лондонский Тауэр: легендарная норманнская крепость
Лондонский Тауэр сегодня, на северном берегу реки Темзы, построенн в 1070-х годах, исторические королевские дворцы в Лондоне.
Лондонский Тауэр, возможно, самый известный из замков Вильгельма, сегодня он по-прежнему остается прекрасным примером типичной нормандской крепости 11 века, несмотря на более поздние пристройки к этому месту. Сооружена крепость из кентского камня и первоначально отделана канским известняком (хотя с тех пор он был заменен местным портлендским камнем), башня представляла собой огромную квадратную цитадель, типичную для нормандских крепостей в Англии, размерами 36 на 32 метра.
Однако изначально лондонский Тауэр представлял собой гораздо более простую деревянную крепость. Перед своей коронацией в 1066 году Вильгельм послал передовой отряд своих войск, чтобы обезопасить Лондон и начать строительство замка для контроля над городом. Место, которое они выбрали, находилось в юго-восточном углу старых римских стен в Лондоне.
Почти сразу после своей коронации Уильям начал процесс модернизации замка. Башня претерпела изменения в романский стиль, для которого характерны небольшие окна, закругленные арки, толстые стены и декоративная аркада. В крепости также есть контрфорсы и отдельный вход на второй этаж с пристройкой, что является отличительными элементами архитектуры нормандского замка. Хотя строительство лондонского Тауэра было завершено только в 1087 году после смерти Вильгельма, в нем также имелись роскошные апартаменты для короля.
4. Виндзорский замок: королевская резиденция
Изображение реконструкции, показывающее, как мог выглядеть оригинальный Виндзорский замок, построенный Вильгельмом в 1085 году, Independent.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t741284.jpg
Виндзор - замок Вильгельма, построенный после его коронации с целью обезопасить земли, окружающие Лондон. Чтобы защитить столицу от нападения, вокруг Лондона было быстро построено несколько замков, каждый из которых находился на небольшом расстоянии от другого.
Виндзор был не только частью этого кольца замков, но и местом королевских охотничьих лесов, которые использовались саксонскими монархами. Кроме того, непосредственная близость к реке Темзе повысила стратегическое значение Виндзора, а со времен правления Генриха I замок был значительно расширен и использовался в качестве королевской резиденции английскими и британскими королевскими семьями.
Несмотря на свой нынешний роскошный вид, замок Уильяма в Виндзоре был гораздо проще. Первоначальный замок представлял собой деревянную крепость, построенную на холме, возвышающемся на 100 метров над рекой Темзой. К востоку от крепости имелся двор, а к концу XI века к западу был пристроен еще один двор, что придало Виндзору характерную планировку с двойным двором, которая сохраняется и по сей день.
5. Нориджский замок: расширение территории Восточной Англии
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t775691.jpg
Нориджский замок с Нориджским собором (также являющегося ранним норманнским сооружением) на заднем плане, построенн ок. 1067, музей Нориджского замка, Норидж.
В начале 1067 года Вильгельм Завоеватель предпринял экспедицию в Восточную Англию, намереваясь утвердить свою власть над регионом – вполне вероятно, что основание Нориджского замка датируется этим периодом. Норманнская крепость, была построена прямо в центре Нориджа.
Замок был оформлен в соответствии с последними романскими архитектурными веяниями, строился из канского известняка, привезенного за большие деньги из Нормандии. Крепость, укрепленная со всех четырех сторон, имеет небольшие окна и переднюю постройку (которая давно разрушена), которые были отличительными чертами нормандского дизайна замка.
Кроме того, сложное оформление на внешней стороне замка предполагает, что это сооружение было задумано скорее как эффектный объект, чем как прочный военный форпост.
6. Замок Чепстоу: валлийский нормандский замок
Замок Чепстоу сверху, на реке Уай, построен в 1067 году, Visit Wales.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t15339.jpg
Чепстоу был построен Вильгельмом в 1067 году в Монмутшире, Уэльс, для установления контроля над валлийской границей и независимыми королевствами, которые потенциально могли угрожать его власти. Место для Чепстоу было выбрано, исходя из того, что оно располагалось над основным пунктом пересечения реки Уай и выходило на дороги, ведущие в Южный Уэльс и обратно.
Сам норманнский замок был построен на известковых скалах на берегу реки, что обеспечивало Чепстоу превосходную естественную защиту в дополнение к укреплениям, построенным норманнами. В отличие от других замков, Чепстоу никогда не строили из дерева, он сразу был построен из камня, что свидетельствует о том, насколько стратегически важным было это место. Несмотря на то, что строительство началось только в 1067 году, оно завершилось в 1090 году.
7. Замок Дарем
Замок Дарем, построен в конце 11 - начале 12 веков, JCR Даремского университета.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t696495.jpg
Построенный в 1072 году по приказу Вильгельма, через 6 лет после первого норманнского завоевания Англии, Дарем представлял собой классический норманнский замок. Укрепление было построено после путешествия Вильгельма на север в начале 1072 года и сыграло важную роль в контроле шотландской границы, а также в предотвращении и подавлении восстаний на севере.
Замок Дарем, возможно, изначально был построен из дерева, но вскоре его перестроили в камне — материал был местным, из близлежащих скал.

+3

185

Продолжу немного о нормандских замках. Зря, Malena, мне кажется, ты их не оценила. Они тут, конечно, не такие впечатляющие, как  Нойшванштайн, но хорошо  отражают время, когда  они были построены. Опять же есть возможность посмотреть, как они менялись, начиная с эпохи римских укреплений.

Тут Питер Акроид в своей  "История Англии. Основание. От самых начал до эпохи Тюдоров" (внизу ссылка, где можно скачать книгу) дал такую им характеристику:   
"Нормандские замки – это квадратные каменные сооружения с чрезвычайно толстыми стенами и крошечными окнами. Они продавливают под собой землю. Они неодолимы, они распространяют вокруг себя уныние и даже отчаяние; по словам английской хроники 1137 года они «были наполнены дьяволами и нечестивцами». Они одновременно являлись тюрьмами и крепостями, судами и казармами. Англичане ненавидели их как твердыни  своих захватчиков. Тем не менее, это по-своему великолепные строения, появившиеся благодаря желанию властвовать и править, которое было присуще нормандцам в полной мере».
https://djvu.online/file/YoFZMRjN1HmUN
Ну а здесь замок Чепстоу, который сразу был построен из камня, в мае 2024 года во время Конвента в честь 40-летия выхода на экраны RoS. Туда участники Конвента ездили на экскурсию.
В окнах Люси и Деннис, благодаря активности и настойчивости которых проходят все мероприятия, связанные с RoS.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t745613.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t687529.jpg
Тут тоже Деннис:
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t689631.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t800460.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t736937.jpg

+4

186

Норна
Я моментально узнала окошко где Гизборн Ральфа  убил. Вот я бы так по работе что-нибудь помнила. А из ворот выезжала процессия с Марион. Вот так, которая не доехала ))
Музыка, грустная Марион в белой вуали, Гизборн понимает руку...эх, ну как вчера же все это было. А уже больше тридцати лет прошло

+2

187

ascent написал(а):

Я моментально узнала окошко где Гизборн Ральфа  убил

Точно. Вообще окошко хорошо сохранилось за последние 10 веков. Кто знает, может, и в реальной жизни из него падали люди.

ascent написал(а):

Музыка, грустная Марион в белой вуали, Гизборн понимает руку...эх, ну как вчера же все это было. А уже больше тридцати лет прошло

Почти сорок. Если делать поправку на то, что нам чуть позднее эту серию показали, чем англичанам. О, время, время! Ну почему оно так быстро летит? Вопрос, конечно, риторический.

+1

188

Норна
Ну за тыщу лет кто-нибудь мог. Интересно, это из какого помещения окно?
Может, наоборот, залезали. И влюбленные, и наемные убийцы, и бродячие проповедники ))

0

189

Природа совсем как наша! Как речка сильно обмелела за века.

+1

190

Норна написал(а):

Зря, Malena, мне кажется, ты их не оценила. Они тут, конечно, не такие впечатляющие, как  Нойшванштайн, но хорошо  отражают время, когда  они были построены.

Замки - это, конечно, всегда история.

Прости, Норна,  наверно, я была на какой-то другой волне
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117872-5.gif

+1

191

Malena написал(а):

я была на какой-то другой волне

Ты еще была на итальянской волне. Там  у тебя тоже все было очень красиво.  :)

Malena написал(а):

Прости, Норна

От имени и по поручению всех нормандских замков  Англии прощаю тебя, дочь моя.  https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/4727-3.gif

ascent написал(а):

Интересно, это из какого помещения окно?

Судя по всему, это все же коридор или галерея, но на фото, где Люси выглядывает из окна, так и хочется сказать, что это спальня, где прекрасная дама ждала своего рыцаря, пристально вглядываясь в расстилающиеся перед ней просторы.

+1

192

Blackwood history буквально вчера выложил статью на тему как сделать средневековый замок менее суровым. Тут не только содержание статьи как всегда  на уровне, но и  все фото  замечательно подобраны.

https://dzen.ru/a/Zp0WDV3lYm7dL3xC

Как украсить средневековый замок.

Да как можно вообще жить в этом вашем замке? Даже если помнить, что это лучшее, что может предоставить человеку Средневековье, идея провести остаток своих лет внутри такой хорошо укрепленной жилплощади, не кажется сильно соблазнительной. Нет, ну правда, мало того, что замок по факту - это в первую очередь военное укрепление, со спорными решениями в области тепла и освещения, так он еще и выглядит, мягко говоря, не очень привлекательно.
Толстые стены из огромных, плохо обработанных камней, сложенных на не сильно привлекательном даже с виду цементе из глины, извести и песка. Грубая, неудобная мебель, огромные комнаты, длинные коридоры, стрельчатые окна. Да, кстати, окна - они вообще были застеклены или нет? И вопрос этот, хотя и является не очень значительным, на самом деле важен. Даже теплые зимы классического средневековья переживать с открытым окном - такое себе развлечение.
А на самом деле, неужели рыцари и титулованное дворянство вот так и жили, в этих довольно-таки спартанских условиях, которые демонстрируют нам дотянувшие до XXI века средневековые замки? А если нет, то что они делали для того, чтобы жизнь их была хоть немного краше? Ведь это важно - показать, что у тебя все отлично, а сам ты обладатель не только больших денег, но и безупречного вкуса. Вот только как это сделать, если ты живешь, по сути, в большой каменной коробке?
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t201676.jpg
Да как тут жить то?
И действительно, на первый взгляд те немногие дошедшие до нас настоящие замки, построенные во времена, когда главной их задачей было угнетение окрестных земель, с точки зрения места для постоянного проживания выглядят не то чтобы очень интересно. Ну, по крайней мере, желания поселиться там на ближайшие двадцать лет не вызывают совершенно точно. А что же делать, если другого выбора просто нет? Конечно же, украшать свое новое жилье в меру сил.
И первое, о чем нужно сказать - внешний вид замка времен Средневековья и замка, каким мы его видим сейчас, практически всегда различаются чуть более чем полностью. Вся эта брутальность грубых каменных блоков, грубых стен и некоторая общая дикость, приобретена замками за долгое время их существования, особенно за последние несколько веков, с тех пор, когда они перешли из категории нужное и важное укрепление в категорию историческое наследие.
Замок, если мы говорим именно об укрепленном строении, - штука очень сложная и требующая постоянного ремонта и большой команды рабочих разных специальностей. И вот если его этой команды лишить, то твердыня, еще недавно наводящая страх и ужас на окружающие земли, чрезвычайно быстро превращается именно в то, что мы можем сейчас наблюдать - огромную ветшающую каменную громаду.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t662984.jpg
Это не замок, это труп замка.
И первое, что бросилось бы в глаза, если бы мы увидели замок в средние века, это, конечно, его заметно большая аккуратность относительно современного состояния. Ветры и дожди, конечно же, и в те далекие времена старались уязвить его стены и башни, вымывая и выдувая цементную смесь и истирая камень. Но сделать им это было непросто. Ведь у них на пути стояла целая армия работников, занимающихся постоянным ремонтом замка.
Замок, как изнутри, так и снаружи непрерывно ремонтировался, чистился и подновлялся. Более того, довольно часто, хозяева, не желающие мирится с тусклой серой громадой стен, штукатурили и красили свои замки даже снаружи. Да, это было недешевое удовольствие, но на что не пойдешь, чтобы выделиться среди окружающих и принести немного светлых минут в эту средневековую реальность.
Не нужно, конечное, думать, что это была полноценная штукатурка, подобная той, что покрыт, например, Выборгский замок, вовсе нет. Так оформлять постройки стали намного позже, уже во времена Раннего Нового времени. Если же мы говорим о классическом Средневековье, то это было, в общем, довольно жидкое покрытие, чуть гуще современной извести, которое наносилось на каменную кладку и хотя не скрывало ее полностью, но делала заметно более светлой. Так что да, белые башни замка над холмом - это не средневековая фантазия, а вполне себе историческая реальность.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t216571.jpg
Так-то он каменный. Просто немного побеленный.
А вот изнутри применялась уже нормальная штукатурка. И именно она, как ни странно, и была главным способом украсить внутренние помещения замка. Нет, конечно, в первую очередь это все еще было средство утепления жилого помещения. Но если у тебя внезапно образовалось несколько огромных светлых стен, то идея нарисовать на них что-нибудь красивое, приходит сама собой.
Количество рисунков, найденных на остатках средневековой штукатурки, и изображений подобного украшения на синхронных ИЗО настолько велико, что можно говорить совершенно точно. Даже самые небогатые аристократы не пренебрегали этой простой возможностью сделать свою жизнь немного более красочной.
Цветочные орнаменты, примитивные животные, простейшие фигуры, надписи и геральдические знаки. Все это, нанесенное на светлые стены цветными красителями, делало помещения замка намного более светлыми и нарядными. И это, нужно сказать, было отличным решением, с какой стороны не посмотри.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t448564.jpg
Просто, но красиво. А главное светло в комнате.
Понятно, что подобным образом украшали далеко не все помещения замка. И даже не все жилые помещения. В конце концов, не так много в крепости жило людей, любивших и ценивших прекрасное. А тратить пусть и не дорогой, но все же стоящий каких-то денег краситель для того, чтобы украсить стену склада или каморки прислуги? Ну в своем ли вы уме, право слово.
Богатое титулованное дворянство, нужно сказать, на простейших рисунках не останавливалось. Эти со всех сторон замечательные люди, для украшений своего жилища, уже с XII века приглашали художников, умеющих писать по мокрой штукатурке. Картины эти несколько позже назовут фресками. И уже к XIV веку подобная роспись станет не просто знаменитой на весь мир, но и будет считаться отдельной формой живописи. Но во времена "эпохи рыцарей" об этом еще не догадывались. Что, впрочем, не мешало тогдашним художникам создавать целые полотна на стенах храмов и внутри замков. самых богатых прихожан.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t733530.jpg
А вот это уже дорого. Но на что не пойдешь ради красоты.
Но, конечно же, рисунки на стенах в комнатах аристократии и главных залах были не единственным средством сделать свою жизнь немного ярче. Большие тканевые занавески и шторы, что изначально применялись, похоже, в качестве дополнительной защиты от холода и сквозняков, довольно быстро превратились в еще одно средство украсить замок.
Уже к XI веку они начинают превращаться в еще достаточно примитивные гобелены и шпалеры, иногда достигая довольно больших размеров. А к XII становятся не экзотическими украшениями, а хотя и недешевыми, но вполне привычными элементами домашней обстановки. Примерно в это же время, изображения на гобеленах перестают быть исключительно библейскими и начинают отражать светскую жизнь того времени в полном ее объеме. Что делает их еще более востребованными среди средневековой аристократии.
Впрочем, с появлением шпалер, собственно шторы и портьеры тоже никуда не делись. Большие, длинные полотна крашеной ткани, оказались, в общем-то, еще одним не чрезмерно дорогим способом украшения комнат и больших официальных залов в замке. И да, став ярче и красивее, покрывшись вышивкой и тесьмой, вся эта масса ткани, осталась по-прежнему отличным способом защиты от холода и сквозняков.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t494687.jpg
Гобелен XII века.
А еще одним важным средством украсить средневековый замок были окна. И нет, сейчас мы говорим не о витражах, хотя о них мы сегодня тоже вспомним. Речь идет про обычные окна, вернее, про эффекты "световых столбов", которые были известны еще со времен Древнего Египта. И этот прием для архитекторов средневековой Европы, хотя и вынырнувшей совсем недавно из "темных веков", тоже никаким секретом не был.
Вообще, замковая архитектура романского и раннего готического стиля - это тяжелая монолитная стена с немногими арочными окнами. И если мы говорим о функциональности, это отличная архитектура. Однако, с другой стороны, небольшое количество, пускай даже и больших окон, создавали во внутренних помещениях замка, мягко говоря, полумрак. И вот этот полумрак лучшие архитекторы того времени могли и умели использовать в своих интересах.
В полутемном помещении, просто правильно сориентированное по сторонам света окно, вернее, световой столб, которое оно создавало, мог быть украшением не меньшим, чем шпалеры или дорогая мебель. Свет из резного окна, падая на колонны и стены, создавал зачастую даже более прихотливые рисунки, чем могли придумать швеи, украшавшие свои гобелены шелком и пурпуром.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t974743.jpg
Вроде ничего необычного, а каменный коридор сразу стал уютнее.
Впрочем, нельзя не сказать, что в замковое строительство такие игры со светом и тенью пришли, конечно, из традиций храмостроения. Как, впрочем, и еще одно чудо, что чрезвычайно впечатляло в те далекие века, и простых прихожан церкви, и титулованную знать. И да, вот сейчас речь пойдет о витражах.
Едва ли не до конца XI века витражные окна были почти исключительно церковной прерогативой. Ну просто потому, что стоили они каких-то совершенно безумных денег. За цену огромного фронтального витража собора, состоявшего из нескольких десятков килограмм закаленного цветного стекла, собранного при помощи свинцового переплета в прекрасную картину, можно было призвать на службу небольшую армию.
Однако с началом Крестовых походов все изменилось. Трофеи, новые материалы и технологии, а главное, монетарное серебро, что текло полноводным ручейком с востока, сделало европейское рыцарство и дворянство богаче, а процесс изготовления витражей, наоборот, дешевле. И уже к концу XII века первые витражные окна появляются в замках знатнейших аристократических семей. Вызывая жуткую зависть у соседей, восхищение у вассалов и приступы неконтролируемой злобы у врагов и лучших друзей.
И нужно сказать, завидовать было чему. Большое витражное окно, даже одно, дает крайне интересный световой эффект в помещении, превращая его в средневековый аналог калейдоскопа, через который солнце расцвечивает зал всеми известными человечеству цветами, делая его праздничным и волшебным. Постоянно жить, правда, в таком помещении невозможно, но витраж, даже если он один в замке, он не про повседневную жизнь, Он вообще про другое.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t367555.jpg
Жить в таком помещении конечно невозможно но красиво же.
Ну и последнее, о чем необходимо поговорить сегодня - это мебель. Конечно же, это был простой и надежный способ показать окружающим свой достаток и сделать свою жизнь немного удобнее.
Вообще, говоря о средневековой мебели, нужно заметить, что было ее в повседневном быту немного, даже если мы говорим о рыцарстве и аристократии. Огромные шкафы, десятки кресел и стульев, длинные столы - все это детища самого конца позднего Средневековья и Нового Времени. Во времена же строительства замков, еще не ставших дворцами, даже самая титулованная аристократия была в этом вопросе более чем скромна.
Кровать, стол, шкаф, сундук, скамья. В помещении находилось только то, чем реально пользовались его жители и хозяева. Идея загромождать комнату, даже очень большую, лишними вещами, едва ли не до XV века казалась человеку не то чтобы очень разумной. Зато всему, что в комнате находилось, было совершенно необходимо уделить максимальное внимание.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t313717.jpg
Даже сундук.
Именно позднему периоду романского стиля, мы обязаны первой по-настоящему тонко украшенной мебелью. Нет, конечно, попытки украшательства предметов обихода не исчезали полностью даже во времена падения Вечного города. Но тут мы имеем дело совсем с другим подходом. Каждый предмет мебели, будь то стол, стул или даже сундук, при помощи резьбы, рисунка или другого декора, превращался в натуральное произведение искусства. Повторить которое, чаще всего, не смог бы даже автор.
И вот в этом балансе небольшого, в общем, количества мебели и яростного желания бесконечно сильно ее украсить иногда рождались потрясающе красивые вещи. Пользоваться которыми было само по себе отдельное, ничем не сравнимое удовольствие. Простое, понятное и такое необходимое, в этих ваших не сильно дружелюбных Средних веках.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t798761.jpg
Красиво жить не запретишь.
Вот как-то так и жили чрезвычайно благородные лорды и крайне храбрые рыцари, используя любые, зачастую даже самые невеликие возможности, чтобы сделать свою жизнь в холодных каменных мешках немного удобнее. Впрочем, сочувствовать тяжелой их судьбе, мы, конечно же, не станем. Потому что в тех же самых замках, в то же самое время жили люди, которым не досталось ни витражей, ни резной мебели, ни портьер с гобеленами.
Они бессменно несли службу на стенах и барбакане, а спали там же, где должны были сражаться в случае нападения на замок. Замковая стража, ополченцы, вытянувшие счастливый билет, надежные, как скала, старики-ветераны, что не могли больше сопровождать своего лорда в бою, и неудачники, отправленные на гарнизонную службу отдуваться за благородного до невозможности рыцаря. Впрочем, история про них будет рассказана уже в следующий раз.

+2


Вы здесь » Sherwood Forest » Безмолвные свидетели истории » Суровый замок - рыцарства оплот...