Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Седая древность » Старости


Старости

Сообщений 41 страница 60 из 125

41

В 2010 году издательство "Нестор-История" выпустило книгу Леонида Борисовича Вишняцкого "Неандертальцы: история несостоявшегося человечества". Тут с разрешения автора и издательства выложены фрагменты книги.

Отредактировано Alga (2010-11-02 10:14:40)

0

42

Перенесла материал в более подходящий раздел.
Спасибо Alg'е за подсказку темы.

http://beta.novoteka.ru/yophotos2/1901010008.jpg

Швейцарские археологи выдвинули новую теорию о функции Стоунхенджа. Их мнение таково: Стоунхендж являлся не чем иным, как священным кладбищем. В его районе были обнаружены следы кремации, срок давности которой - около 5000 лет. Захоронения продолжались в течение 5 веков, а затем эта территория была застроена каменными глыбами.

Археологи полагают, что здесь хоронили исключительно аристократию. Всего 240 человек за 500 лет - цифра реальная.

Используя метод радиоуглеродной датировки, ученые установили возраст останков в Стоунхендже. Наибольшая часть относится к 2500-2300 годам до нашей эры, а наиболее древний прах датирован 3030-2880 годами до нашей эры.

Отсюда.

П.С. Из "найденного в сети" удалю, чтобы не дублировать.

+2

43

http://i025.radikal.ru/1011/a8/5ae9fcd9396d.jpg

Золотая шляпа (нем. Goldhut) — уникальный тип конусообразного изделия из бронзы и золота, характерный исключительно для протокельтской  культуры полей погребальных урн. В настоящее время известно всего четыре таких предмета, датируемых периодом с 1400 до 800 г. до н. э.

Три «шляпы» были найдены в Германии — в Шифферштадте в 1835 г., в Бургтанне в 1953 г. и, вероятно, в Швабии в начале 1990-х гг. Последняя из них была приобретена германским правительством в 1999 году и ныне экспонируется в Берлине. Самая высокая шляпа происходит из Бургтанна — в реконструированном виде её высота составляет 88 см.

Конус ещё одной «шляпы» был найден в 1844 году гораздо западнее — в местечке Авантон близ Пуатье. Этот предмет экспонируется в Национальном музее археологии в Сен-Жермен-ан-Ле. В 1999 году все четыре предмета были впервые выставлены вместе в Бонне.

Относительно предназначения предметов идут споры. Наиболее распространено мнение, что шляпы как предмет солнечного культа (наряду с солнечными крестами) носили на голове жрецы. На это указывает изображение человека в подобном головном уборе, сохранившееся в «королевской могиле» в Сконе, Швеция.

+2

44

Прокельтская культура погребальных урн.

Культура Полей Погребальных Урн вырастает из предшествующей культуры Курганных Погребений. Переход совершается постепенно, как в особенностях керамики, так и в похоронных обрядах. В некоторых частях Германии (например, в Вёльферсхаймском пласте) трупосожжение и трупозахоронение существовали параллельно. Некоторые могилы содержат сочетание керамики культуры Курганных Погребений и мечей культуры Полей Погребальных Урн (Кресброн, район Бодензее) или резной керамики Курганной культуры вместе с ранними типами Урнопольской[1] (Менген). На севере Урнопольская культура утвердилась только в период Ha A2. 16 заколок, найденных в отложении на дне болота в Эльмозене (р-н Бад-Айблинг, Германия) покрывают собой весь хронологический период от Bz D до Ha A. Это демонстрирует, что в ритуалах существовала существенная непрерывность. На Луаре, Сене и Роне, отложения на дне некоторых бродов содержат находки от позднего неолита вплоть до самого Урнопольского периода.

Общепринята точка зрения, что обычай кремации пришёл в Центральную Европу с Балкан, где он был широко распространён в восточной части культуры Курганных Погребений. Примерно в это же время некоторое распространение он получает также в Тшинецкой и ранней Лужицкой культуре.

Подробнее о прокельтах можно прочитать в книге Яна Филипа " Кельтская цивилизация и её значение"

+3

45

Мерлин, загадочный строитель Стоунхенджа и советник короля Артура, - вовсе не плод фантазии бардов и сказителей.

О нем спето бессчетное множество саг и сложено столько же легенд. Про него написаны фантастические романы и сняты не менее фантастические фильмы. Он послужил прообразом Гэндальфа - великого мага Средиземья, Альбуса Дамблдора - могущественного волшебника из мира "Гарри Поттера" и Эльминстера Омара, сильнейшего чародея "Забытых Королевств".

Все это не оставляло обществу ни малейшего повода для сомнений: Мерлин - вымышленное лицо, персонаж легенд. Однако новые данные заставляют пересмотреть общепринятую точку зрения.

Адам Ардрей, шотландский юрист и политический деятель, выпустил книгу "В поисках Мерлина: истина за вуалью легенды", где доказывает, что у образа загадочного мага был вполне реальный прототип.

Реальный Мерлин очень сильно отличался от героя, воспетого в сказаниях. Он был сыном военачальника Моркена, а не падшего ангела, как утверждается в легендах, и уроженцем Шотландии, а не Британии, как было принято считать ранее.

Мерлин не несет никакой ответственности за строительство мегалитических сооружений в предместьях Лондона и не имеет ни малейшего отношения к истории с мечом в камне. Он был ученым и политиком, возглавлявшим шотландское сопротивление англичанам, и не обладал волшебной силы. Реальный Мерлин погиб от рук врагов, а вовсе не был заточен, согласно легендам, в волшебную колонну до конца времен.

Согласно исследованиям Адама Ардрея, король Артур также был шотландцем и совместно с Мерлином боролся против Англии в Темные Века. Возникает логичный вопрос: почему же в легендах нет ни слова об их шотландском происхождении? Адам Ардрей в лучших традициях современных исторических разоблачений во всем обвиняет христианских историков. По его мнению, им было необходимо принизить роль Шотландии.

Научное сообщество достаточно скептически отнеслось к новому открытию. Как заявил сам Ардрей, "ни один уважающий себя кембриджский историк не станет изучать жизнь Артура и Мерлина".

Российские ученые занимают менее категоричную позицию. Александр Дугин - директор Центра геополитических экспертиз - заявил "РГ", что "поостерегся бы искать исторический прообраз мифа". Существует некий глобальный индоевропейский миф о политическом управлении. Согласно ему, идеальное состояние власти - это власть царя и жреца в одном флаконе.

Сага о короле Артуре и Мерлине является кельтской версией этого индоевропейского архетипа. Схожие легенды можно обнаружить в культурах других народов. Например, в монгольских эпосах присутствует история Чингисхана и его мудрого жреца, который предрек полководцу великую судьбу. Поэтому никогда не поймешь, где искать исторический прототип мифа. "Это все равно что пытаться понять, что первично - яйцо или курица", - пояснил Дугин.

+1

46

Комплекс Пума-Пунку
Вики
По следам всемогущих

+1

47

Обретён меч Святослава. Знак возвращения силы
Житель Запорожья Сергей Пьянков во время рыбалки на Днепре выловил из воды старинный меч, который предположительно мог принадлежать князю Святославу, сообщает 5 канал. Как рассказал сам рыбак, он выудил меч случайно, подцепив его спиннингом на 22-метровой глубине. "Может, он лежал на каких-то камнях, что под ним была какая-то ниша небольшая. Куда и залетела блесна. Туда и попал, крючок вонзился в эту ржавчины, там буквально на каком-то миллиметре держался . Но этого хватило, чтобы поднять его", - рассказал Пьянков в интервью телеканалу. Днепровскую находку рыбак передал музею-заповеднику Хортица. Ученые сразу заявили: этому оружию не менее тысячи лет, и принадлежать она могла некоему вельможе. Вероятно, что и самому князю Святославу. Такой предварительный вывод историки сделали из насечек на рукояти меча. Ведь именно вблизи Хортицы Святослав по преданию утонул погиб. "Тогда были найдены мечи, и тогда были ковры найдены, и посуда. И различные драгоценности, это были 1949-50 годы. Увы, все это исчезло и не сохранилось до наших времен. Но оно указывает, что здесь, возле Хортицы происходили какие драматические, и безусловно, исторические события. Потому что слишком большое здесь количество находок ", - рассказал Георгий Шаповалов, доктор исторических наук. В ближайшее время находку отправят на реставрацию. Специалисты надеются, что смогут прочитать знаки на рукоятке меча, которые и укажут на имя его бывшего владельца.

Вся статья - здесь!

0

48

сумеречная
http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117876-3.gif Мне всегда казалось, что история гибели Святослава один в один с историей гибели Исилдура. Невероятное чутьё было у профессора.

0

49

ascent
Вона как ты копнула...  :)

0

50

сумеречная
У меня сразу была именно такая ассоциация. Поделиться правда было не с кем лет 10

Отредактировано ascent (2011-11-24 17:47:32)

0

51

А откуда вдруг взялось, что Святослав утонул? О гибели Святослава "Повесть временных лет" пишет так:

«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него»

Где тут "утонул"? Вряд ли на дно  ушел, раз тело попало в руки врага. А легенда о черепе убитого Святослава, кстати, очень известна, хотя, может, и является всего лишь легендой. Но, судя по летописям (и не только в "Повести временных лет"), Святослав был именно убит. И вряд ли во время боя он выкинул меч в Днепр, не того он был характера. Наверняка с мечом и погиб, а затем меч был захвачен печенегами - оружием тогда разбрасываться было не принято. Так что, скорее всего, это меч кого-то утонувшего с оружием в руках. Но маловероятно, что это меч Святослава. А богатый меч мог быть не только у князя, но и у дружинника - взят в бою с богатого врага.

Достоверно доказать, что этот меч принадлежал Святославу, вряд ли возможно - не по отпечаткам же пальцев. Какие-нибудь надписи-насечки-узоры? А кто знает, что было изображено именно на его мече? Но наверняка этот меч так и будут теперь называть "мечом Святослава" - хочется же красивой истории.

0

52

Тигренок
Я про гибель Святослава помню в объеме школьной программы, к сожалению. Такая картинка у меня в голове сложилась: напали, застрелили, мёртвым упал в воду. Дальше не знаю. Про череп в новостях слышала конечно, вот сейчас вспомнила, что слышала.

0

53

ascent написал(а):

Я про гибель Святослава помню в объеме школьной программы, к сожалению. Такая картинка у меня в голове сложилась: напали, застрелили, мёртвым упал в воду. Дальше не знаю. Про череп в новостях слышала конечно, вот сейчас вспомнила, что слышала.

Вот про череп нам в школе как раз рассказывали :)
Вообще, чаще всего пишут, что Святослав погиб на суше - на острове Хортица. Там еще история была, что печенеги боялись боя на мечах, поэтому, напав из засады, осыпали противников градом стрел. (Ага, остров, стрелы... Тут уже Боромира можно вспомнить). Но даже Хортицу называют не точным местом гибели, а "наиболее вероятным". А некоторые историки доказывают, что Святослав погиб совсем в другом месте.

Нет, кандидатов на владельцы этого меча гораздо больше, нежели один Святослав. Только имена их вряд ли известны.

+1

54

ascent написал(а):

Я про гибель Святослава помню в объеме школьной программы, к сожалению

А про гибель Исилдура?  :)

0

55

сумеречная
В объеме двух переводов)))

0

56

ascent написал(а):

В объеме двух переводов)))

но тоже

ascent написал(а):

напали, застрелили, мёртвым упал в воду

где его прибило к берегу история умалчивает.))))

0

57

http://i.pixs.ru/storage/8/2/6/1618s13jpg_1748078_3887826.jpg

Идол из уральских болот старше Ноева ковчега.

Как мало мы знаем о нашей истории. Такие находки как Шигирский идол только подтверждают это. Между тем ученые доказали, что уже почти десять тысяч лет назад за Уралом существовала цивилизация со своей культурой.

Кликай

+1

58

Экспедиции группы Склярова
Перу и Боливия задолго до инков
Самый, самый, самый Баальбек

+1

59

Любопытный сервис: Orbis.
Позволяет рассчитать маршрут и его стоимость в Римской империи. Может, что-то ещё интересное, пока не разобрался.

0

60

ascent написал(а):

Мне всегда казалось, что история гибели Святослава один в один с историей гибели Исилдура. Невероятное чутьё было у профессора.

Тигренок написал(а):

Достоверно доказать, что этот меч принадлежал Святославу, вряд ли возможно - не по отпечаткам же пальцев.

Тигренок написал(а):

Вообще, чаще всего пишут, что Святослав погиб на суше - на острове Хортица. Но даже Хортицу называют не точным местом гибели, а "наиболее вероятным"

Абсолютно согласна с Тигренком. Современные украинские СМИ готовы раздуть сенсацию из любой чепухи. Сделали из этого несчастного меча "предзнаменование", хотя, действительно, точное место гибели князя Святослава никому не известно. даже памятников по этому поводу имеется целых два.
Попробую рассказать. Только у меня предварительная просьба к профессиональным историкам, которые есть на нашем сайте - если я чего напутала, сильно не ругайтесь  :unsure: . Я не нарочно  :)

Хортица – только одно из трех предполагаемых, на сегодняшний день, мест гибели князя Святослава. Причем, самое маловероятное из всех трех. О том, что вероятность нападения печенегов на русское войско именно на Хортице была минимальной, признают даже запорожские историки.
Из летописей известно, что князь погиб на порогах, и неподалеку от места его гибели находилось капище Перуна. Да еще есть здравый смысл – где печенегам удобнее всего было нападать на русское войско:
«В 971 году князь Святослав, заключив мир с византийцами, отправился на ладьях к днепровским порогам и сказал ему воевода отца его Свенельд: обойди князь (их) на конях, так как стоят печенеги в порогах». Однако князь его не послушал. Тем временем послали переяславцы к печенегам гонцов предупредить, что «идет Святослав в Русь, взявши вещей много у греков и пленных много, а с дружиной малой». Услышав это, печенеги перекрыли пороги. И пришел Святослав к порогам, но нельзя было пройти их, и стал он зимовать в Белобережье. И не было у них пищи, и настал голод большой, так что по полгривны была голова коняча. И зимовал тут Святослав, а когда пришла весна, пошел в пороги. Год 972 пришел Святослав в пороги, и напал на него Куря, князь печенежский, и убили они Святослава и взяли голову его, и с черепа его сделали чашу и пили из нее. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку».

Вот карта днепровских порогов с нанесенной разметкой современных населенных пунктов:

http://uploads.ru/t/S/0/o/S0oYj.jpg

Последний из девяти порогов находится намного выше по течению, чем остров Хортица.
Сторонники «запорожской версии» считают, что, наткнувшись на печенегов во второй раз, в 972 году, Святослав отдал приказ измотанному походим и голодом войску отступать обратно вниз по Днепру, к Хортице, поэтому нападение произошло не в самих порогах.
Противники говорят, что ключевой в описании этого события является фраза летописи «пошел в пороги».

Первая версия этой истории, - самая ранняя, выдвинутая в конце XIX века историком Д.И.Яворницким, - Святослав погиб на одном из маленьких островков рядом Ненасытцем – самым грозным из девяти днепровских порогов. Сейчас эти островки находятся под водой между селами Никольское-на-Днепре и Васильевка-на-Днепре.
«ЗА» эту теорию:
а) Святослав с войском «пошел в пороги», а не отступил от них обратно;
б) имеется в наличии капище Перуна, расположенное в древнем кромлехе.

http://uploads.ru/t/j/Q/A/jQAot.jpg

http://uploads.ru/t/U/Q/l/UQlsD.jpg

http://uploads.ru/t/8/3/B/83Bga.jpg

(деревянная палка внутри круга – это современное изображение Перуна, поставленное неоязычниками, которые проводят иногда здесь свои ритуалы)

Создание кромлеха относится примерно ко 2-му тысячелетию до н.э., то есть к тому же периоду, что и керносовский идол – каменное изваяние протоиндоевропейского божества.

http://uploads.ru/t/s/k/o/skoYh.png

Таких кромлехов на пути между Днепропетровском и Запорожьем как минимум четыре: на заброшенном кладбище в Приднепровске – выше порогов; в Никольском-на-Днепре – примерно в 200 метрах от нынешнего берега Днепра; в Томаковском районе – значительно западнее реки; на территории Запорожья – ниже порогов. Древние славяне устраивали в них свои капища.
Археологи говорят, что кромлехи по всей Европе построены почти по единому образцу, и отличаются друг от друга только размерами, степенью сохранности да известностью. Англичане разрекламировали свой Стоунхендж. Они же и больше всех занимаются его сохранением и изучением.
Что касается кромлеха у Ненасытца, то многие жители окрестных сел даже не подозревают о его наличии.
Камни, из которых он изготовлен, скорее всего, были заборами Днепра. Многие из них отполированы рекой. Диаметр кромлеха – около 15 м. Камни врыты в землю, хотя, как говорят люди, там побывавшие, до наших дней сохранилась едва половина из них – остальные местные жители растащили под фундаменты для своих домов.
Раскопки в кромлехе производил еще Д.И.Яворницкий в 1892 году. Как он писал: «это мегалитический памятник чрезвычайной редкости; внутри него кругом поставлены стоймя 24 больших плоских камня, один за другим, высотой с рослого человека».
Камни расположены в направлениях, соответствующих ключевым фазам солнечного цикла. Отдельно можно выделить «Визирный» и «Пяточный» камни, что также характерно для подобных построек: на одном из камней Стоунхенджа имеется глубокий след, похожий на отпечаток стопы. С этим следом связана легенда о чёрте, который схватил глыбу, бросил ее в босого монаха и попал ему в пятку. После этого на поверхности камня и остался отпечаток стопы. Отпечаток «стопы» имеется и на «Пяточном» камне кромлеха в Никольском.

http://uploads.ru/t/S/K/b/SKbfe.jpg

http://uploads.ru/t/w/c/J/wcJhd.jpg

Предназначение его неизвестно.
Так же, как и в Стоунхендже, здесь были обнаружены человеческие останки, а в самом центре - захоронение человека, которое, скорее всего, являлось ритуальным (точно такое же захоронение обнаружено и в центре запорожского кромлеха).
По свидетельству Яворницкого: «В центре круга положен человек, но скелет настолько истлел, что его ни взять, ни измерить было никак не возможно».

Итак, капище в наличии имеется, и пороги есть. На островах между порогами было раскопано немало человеческих останков, в том числе и таких, которые могли принадлежать древнерусским воинам. Все это позволило Яворницкому прийти к выводу, что острова у Ненасытца – это и есть место гибели князя Святослава.
В память об этом событии Яворницким еще до революции здесь был установлен памятный знак.

http://uploads.ru/t/G/W/o/GWofz.jpg

После строительства Днепрогэса уровень воды в реке поднялся, и острова затопило. Памятник сняли и перенесли на берег. Сейчас он находится на территории детского (бывшего пионерского) лагеря. Говорят, что охрана очень доброжелательна к туристам и без вопросов пропускает всех, кто хочет посмотреть на памятник.

Противники это версии возражают, что нет никаких доказательств того, что останки принадлежат именно войску Святослава. Действительно, войско князя Святослава было не первым и не последним русским войском, которое принимало бой на этих островах. Кроме того, перебираться с берега на острова ночью, по бушующей воде Днепра, печенегам было не очень удобно, рискованно, и не проще ли было им напасть где-нибудь в другом месте?
Вместе с тем, у такого риска были и свои плюсы: во-первых, острова небольшие, поэтому все войско на одном острове поместиться не могло, следовательно, воинам пришлось разделиться на несколько частей, остановившихся на разных островах. Так их проще было перебить. Во-вторых, по свидетельству тех, кто видел Ненасытец, рев воды здесь стоял такой, что заглушал даже человеческую речь.
В 1943 году немцы, отступая из Запорожья, взорвали Днепрогэс, и Днепр обмелел. Пороги вышли на поверхность. Судам, которым нужно было проходить путь между Днепропетровском и Запорожьем, пришлось опять, как в старые времена, обращаться за помощью к днепровским лоцманам из Лоц-Каменки, знавшим пути прохода через пороги. Вместе со старшими в организации этой навигации участвовали и подростки. Сейчас некоторые из этих людей еще живы; они говорят, что Днепр у Ненасытца ревел как раненый зверь.
В таком шуме, да еще в темноте, легко подобраться незамеченными к спящему уставшему войску. С соседних островов все равно никто не услышит шума битвы и не придет на помощь.

До середины XX века версия о гибели князя Святослава у Ненасытца была единственной.
В 1930 (1928?) году при строительстве металлургического завода в районе Вознесенской горки на Кичкасе в Запорожье был обнаружен курганный могильник в виде прямоугольника приблизительно 50х100 м., окруженный земляным валом высотой 50-100 см., в котором было найдено много фрагментов древней посуды и конских костей. В восточной части укрепления археологи выявили разрушенную кольцевую кладку из камня, в центре которой находились человеческие кости и стрелы.
Рядом с захоронением был обнаружен так называемый «Вознесенский клад»: цилиндрическая яма глубиной до 90 см и диаметром около 70 см., доверху забитая большим количеством металлических предметов, в том числе золотых и серебряных.
Сейчас предметы из Воскресенского клада находятся преимущественно в исторических музеях Харькова, Днепропетровска и Запорожья.
Из серебряных предметов лучше всего сохранилась фигура орла со змеей в лапах. На груди орла вырезана монограмма: латинский крест с расположенными по его краям буквами, которые составляют имя «Петрос». Историки считают, что, по крайней мере, ряд вещей из этого клада имеют византийское происхождение, а серебряная птица, скорее всего, был на вершине хоругви византийского легиона. От другой, похожей, фигуры льва уцелела лишь голова. Часть вещей имела культовое назначение.
Археолог Гринченко, которая проводила эти раскопки в 30-е годы, писала: «Состав предметов из захоронения указывал на то, что они принадлежали не одному человеку, а нескольким. Эти люди, безусловно, не могли умереть одновременно обычной смертью. Причиной такой скоропостижной смерти мог быть неудачный бой, восстание в войске или какая-нибудь серьезная катастрофа, во время которой погибли полководцы и определенное количество воинов. Эта катастрофа, возможно, привела к безвыходному состоянию, и воинам, которые остались в живых, пришлось сжечь вместе с погибшими своими полководцами и товарищами также военные регалии (орел и лев), чтобы они не достались врагу».

Но в 30-е годы связать эту находку с возможным местом последней битвы киевского князя никому не пришло в голову, потому что здесь не было ни порогов, ни капища Перуна. Позднее, когда на Хортице, расположенной неподалеку от Кичкаса, нашли в земле остатки еще одного языческого кромлеха, такая версия появилась.
«ЗА» «вознесенской» версии гибели князя Святослава:
По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, самым опасным местом для тех, кто преодолевали пороги на своих кораблях, была переправа Крария, известная в более поздних источниках как Кичкасская, которая находилась между последним порогом и островом Хортица. Днепр имел здесь ширину всего 150-180 метров, поэтому печенеги очень часто нападали на путешественников именно здесь.
По свидетельству другого участника тех раскопок, профессора М.Миллера, «в этом месте Днепр изгибается коленом, окружая с двух сторон большую и высокую гору (Вознесенскую горку) в форме полукруга, который находится на левом берегу. Гора, на вершине которой производились раскопки, доминировала над всей окружающей местностью. С вершины горы разворачивается единственный вид на десятки километров: вниз – на Хортицу и Великий Луг, вверх – на начало порогов, на восток – в дальние степи».
Князь, действительно, мог подойти на кораблях в этот район, и, узнав от разведки о печенежской засаде на Кичкасской переправе, попробовал обойти ее на конях по степным балкам, не желая отправлять в бой свое голодное и измученное войско. Такой маневр позволил бы русскому войску нанести внезапный удар по засаде со стороны порогов с целью обеспечения свободного прохода флотилии вверх по Днепру.
Когда пройти незаметно по степными балкам Святославу не удалось, он, отрезанный печенегами от флотилии на Днепре, вынужден был подняться в небольшое сторожевое укрепление (Вознесенская горка). Оно было построено славянами лет на сто раньше на стратегически выгодной возвышенности и «держало переправу через Днепр» (такую же функцию выше порогов выполняло другое славянское укрепление, которое многие отождествляют с городом древних уличей под названием Пересечень).
Именно там, в укреплении на возвышенности, великий князь Святослав вместе с небольшим отрядом воинов могли принять свой последний неравный бой. О возможном нахождении славянской флотилии возле левого берега свидетельствуют многочисленные случайные находки со дна реки: кольчуги, мечи, наконечники стрел периода Киевской Руси. Тут же в 1952 году были найдены и затопленные корабли.
Также логично, что добычу, которую русичи везли с собой из похода, они закопали в месте своей гибели.

Недостатки этой версии: во-первых, предметы Вознесенского клада датируются не позднее конца VII – начала VIII века. Почему в сокровищах, награбленных русским войском в середине Х века, не было вещей, изготовленных в последние 200 лет перед походом?
Дело в том, что в 701 году здесь, в районе переправы Крария был убит хазарами болгарский хан Аспарух – основатель дунайской Болгарии, и по дате происхождения артефактов клад вполне мог принадлежать ему.
Правда, сторонники «вознесенского захоронения» Святослава Игоревича говорят, что в погребении на Вознесенской горке были найдены три корабельных гвоздя, а обычай сжигать своих военачальников вместе с кораблями русы переняли у викингов.
Болгары на это возражают, что три гвоздя ни о чем не свидетельствуют; что многие из раскопанных предметов идентичны найденным в Перещепинском захоронении хана Кубрата в Полтавской области, и имеют сугубо болгарское происхождение; а также, что вряд ли у застигнутого врасплох древнерусского войска было время и возможность совершать тризну по покойному князю по всем правилам обряда викингов. Кроме того, версия о сожжении тела Святослава с кораблем противоречит летописным свидетельствам о том, что печенжский хан сделал чашу из черепа князя.
Поэтому на сегодняшний день большая часть историков склоняется к тому, что погребение на Кичкасе принадлежит, все-таки, Аспаруху. Такой же точки зрения придерживается и официальная Болгария; во всяком случае, останки из этого захоронения были с почестями перезахоронены в Болгарии.

Ну и третья версия, - самая молодая и самая необоснованная, - князь Святослав погиб на Хортице.
Аргументы в пользу этой теории: капище Перуна есть, пороги не слишком далеко. А еще здесь, рядом с Чёрной скалой, наши когда-то пять древнерусских мечей, предположительно IХ-X века да горшок с византийскими монетами того же периода.
В общем, версия не выдерживает критики. Пять мечей и горшок мог здесь оставить кто угодно и когда угодно: участники того же похода Святослава по дороге в Византию, или на обратном пути, когда они в 971 году отступали от печенегов вниз по Днепру. На Хортице, после или перед прохождением порогов, останавливались практически все, кто шел по Днепру – чтобы помолиться своим богам и попросить их помощи на самом трудном участке пути или, наоборот, поблагодарить их за благополучное завершение этого участка.
Здесь останавливалось войско Олега, Игоря, Владимира, княгини Ольги.
Кроме того, напасть на Хортицу не так просто – остров представляет собой естественную крепость. Именно это его свойство позволило позже обосноваться на нем запорожским казакам. Тогда уж печенегам действительно было проще засесть где-нибудь в порогах, потому что рано или поздно флот князя Святослава пошел бы вверх по Днепру – другого, более приемлемого, способа попасть в Киев у него не было. Теоретически можно было, конечно, идти в обход по рекам по маршруту Днепр-Конка-Берда-Гайчур-Волчья-Самара-Днепр, но это теоретически – углубляться в восточные степи Святослав вряд ли бы рискнул.

Тем не менее, в советское время эта версия получила наибольшее признание и возле Чёрной скалы установили еще одну мемориальную табличку о гибели в этом месте киевского князя Святослава. Кажется, это было сделано в 1972 году, к тысячелетней годовщине событий.

http://uploads.ru/t/D/K/B/DKBIS.jpg

Этой же версии склонна придерживаться современная украинская власть.
Почему именно Хортица, сказать сложно. В советские времена запорожских казаков рассматривали как своего рода революционеров, не желавших мириться с произволом помещиков, и уходивших на Хортицу в поисках свободы. Кроме того, Сечь «пострадала от произвола самодержавия», потому что Екатерина ІІ своим указом ее разогнала.
Сейчас украинские националисты свистят о том, что запорожские казаки были первыми «борцами за украинскую незалежность и самостийность».
Думаю, что сами казаки сильно бы удивились, если б об этом узнали. Кто-то из них воевал «с басурманами за христианскую веру», а большинство – из-за добычи и денег, как это водилось во все времена. И, небольшой процент, тоже как во все времена, наверное, участвовал в подобных мероприятиях просто по дурости, – за компанию, - но уж никак не за идеи мировой революции или украинской державности.
Впрочем, это никого не смущает. И не смущало. Помню, когда мне было лет 8 или 9, нас возили на экскурсию на Хортицу и на полном серьёзе показывали «700-летний дуб, под которым татары убили князя Святослава». Только лет через пять, когда прочитала романы Скляренко «Святослав» и «Владимир» до меня дошло: какой там, елки зеленые, 700-летний дуб рос в 972 году, и какие, плиз его на фиг, татары?

Поэтому мечей возле Хортицы, на Хортице, выше и ниже Хортицы по течению Днепра, можно выловить огромное множество самых разных фасонов и калибров: и древнерусских, и скандинавских, и просто русских – не древне, и оружие степняков, и все что угодно. И это ни о чем не свидетельствует, никаким предзнаменованием не является, и князь Святослав тут совершенно ни при чем.
Более того, вот кусок карты Запорожской области, которая захватывает также юг Днепропетровской и северо-восток Херсонской областей.

http://uploads.ru/t/2/E/f/2EfI8.gif

Территория от нынешнего Марганца, Никополя, и дальше на юг – Каменка-Днепровская, Большая Знаменка, Белозерка – это ареал обитания «царских скифов», из чьих курганов извлекли большую часть золотых скифских украшений, которые сейчас хранятся в самых разных музеях бывшего СССР. Говорят, что среди предметов, находившихся в этих курганах, были изготовленные в Греции, Персии и даже монеты из Древнего Египта.
Намного позже, в окрестностях той же Каменки-Днепровской длительное время находилась главная ставка половецкого каганата.
После создания на Днепре Каховского водохранилища большая часть этих земель оказалась под водой. Один только бог знает, что там осталось на дне этого Каховского моря, и что оттуда еще выплывет. Так что если в Днепре вдруг найдут еще меч с драгоценной инкрустацией, голову богини Деметры или кольцо с надписью непонятного содержания – это не происки Саурона, и не ясновидческий гений профессора Толкина, а обычный ход обычной истории  :) .

Отредактировано Jane (2012-05-27 20:44:51)

+6


Вы здесь » Sherwood Forest » Седая древность » Старости