Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание! Внимание!

Начался новый конкурс: Лук хорош и в бою, и во щах. Присоединяйтесь!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Славянская мифология


Славянская мифология

Сообщений 21 страница 35 из 35

21

Сегодня-день Водяного. С праздником, чудище мокрое!

http://s58.radikal.ru/i159/1004/ac/b71e291a8de3.jpg

Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.

Вместе с приходом весны и пробуждением природы просыпается от зимней спячки и Водяной. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.

В этот день в полночь рыболовы приходили к воде полакомить и задобрить дедушку-Водяного.

Говорят, что рыбаки угощали Водяного, утапливая лошадь и приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек. По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: «Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой».

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=2n576e03Ys4[/youtube]

Отредактировано сумеречная (2010-04-03 17:45:50)

+6

22

Издревле люди на Руси жили в защищенном, обереженном мире. Наши предки считали Землю и Небо живыми существами, супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете

http://text.newlookmedia.ru/?p=7806

+3

23

Славянские боги и рождение Руси

Древняя вера славян и руссов издревле, задолго до Крещения Руси, именовалась Православием. Русские называли себя православными, ибо славили Правь, следовали Стезей Прави.
Именовалась она также и Праведной верой, ибо славяне ведали Прадву, знали Пра-Веды, древнейшие Веды.

Русский ведизм, или ПРАВЕДИЗМ – это древнейшая монотеистическая вера, то есть вера в бытие Всевышнего, духовные знания, дошедшие до нас в виде народных православных традиций, в виде устных преданий и в священных текстах.

Главный свод славянских народных песен, былин, сказок и сказаний, духовных стихов – это тысячи томов. И они содержат в себе те самые изначальные Веды, утраченные ариями, пришедшими с Севера в Индию и Иран.

Рождение мира

СВАРОГ – закончил миротворение. Сварог -  Небесный Отец. Хозяин земного мира, владыка Божьего Царства. Творец.

АЛАТЫРЬ – священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Согласно древним легендам Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. В земном мире Алатырь явлен горой Эльбрус.
Алатырь – не только гора либо камень, - это сакральный центр Мира. Он непознаваем подобно Прави. Это изначальный камень.

СЕМАРГЛ – Огненный Бог.

В начале времен, когда Сварог ударил молотом по Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Семаргл, а также все небесные Ратичи – воины Сварога.
Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым стал его знаменем, а огонь – конем.

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер – так родился бог ветров – СТРИБОГ. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича – Семаргла.

СВАРГА – небесное царство богов.
Сварга – это также и звездное небо, именуемое КОЛЕСОМ СВАРОГА.

Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога бог времени и звездочетов – ЧИСЛОБОГ.
Колесо движет сам ПЕРУН.
МАКОШЬ – великая богиня. Она обладает тайной Прави. Тайной Коло Сварога.
Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Макошь – Небесная Мать, Небесный Закон, Правь.

ВЕЛЕС – вначале Велес был рожден Небесной коровой Земун от бога РОДА.

У Велеса много имен, он имеет множество ипостасей. Само имя Велес – «великий властитель». Он же в Малой Азии ВААЛ, в Индии - ВАЛУ.
Его также зовут СИЛЬНЫМ БОГОМ, или АСИЛОЙ. Он же бог АСИРА, давший имя АССИРИИ. Он же авестийский АХУРА МАЗДА. ОСИРИС.
Божественную энергию Велеса – его супругу именуют АЗОВУШКОЙ.
Велес почитается владыкой лесов, животных, богаства, поэзии, Лунного Света, нисхождением Всевышнего, братом Солнца, Великим Хранителем Прави. 

ДАЖЬБОГ породил русских людей.

ПЕРУН – Сын Бога, Велес – Дух Бога. Потому история противостояния Перуна и Велеса – суть история противоборства Тела и Духа, Силы и Мудрости. Бог князей и воинов. Он хранит государственные устои, следит за порядком во Вселенной, дает победу в битвах.

ЯВЬ – жизнь.
НАВЬ – смерть.

ЧЕРНОБОГ – Повелитель Тьмы, Нави, Пекельного царства. Он сидит на троне в Черном замке, рядом с ним – богиня смерти МАРЕНА, а перед ним восседает загробный судья, львиноголовый РАДОГОСТ.

ХОРС – Сын Бога Солнца-Ра и брат Велеса.
СИВА – бог-разрушитель.

+2

24

Йоль Йолем.. Однако же на нашей долготе еще и Карачун.

Смерть, конец, завершение этапа. Иногда это добро, иногда – зло. И в дни, когда Карачун был сильнее проявлен в окружающей природе, ему приносили дары, стремясь обрести его покровительство.

Если Карачун был благосклонен, то весь год проходил спокойно. А потрясения если и случались, то заканчивались без особых потерь.

Что это за дары? Чаще всего приносились на мороз пшенная и творожная кутьи, которые оставлялись с благодарностью.

На самом деле в «кормлении мороза» на Карачун был большой смысл, который заключался, как минимум, в том, что дары поедали животные и птицы. А зимой такой подкорм был всегда необходим. Даже сейчас привычка подкармливать диких зверей и птиц сохранилась в нашей культуре.тут

http://www.ljplus.ru/img/l/i/lidenskap/Karachun.jpg

А положено вообще-то не квасить, а сидеть и бояться - аки котенок Гав. Воцарения вечной ночи. И очередного ледникового периода.

Отредактировано Hvins (2011-12-22 01:46:42)

+4

25

Как бы в дачных условиях провести моление о дожде?

Включать дождевалку и ждать, что после полива пойдет дождь - пытались, не помогло.

Дочку поводить по участку и пополивать, типа Додола - можно, но обряд будет иметь крайне несерьезный характер из-за постоянных хихиканий главного действующего лица.

Может, посадить на компостную кучу статую лягушки и приносить ей жертвы (что-нибудь съедобное)?

0

26

Tavolga
Может, лягушку поукрашать и пополивать? Она уж точно хихикать не будет.  http://sherwood.clanbb.ru/uploads/000a/3f/42/117856-1.gif

+1

27

Точно, лягушка в веночке - это здорово!

0

28

А веночек как дар в обмен на дождь.

0

29

https://forumfiles.ru/uploads/000a/3f/42/819/t110901.jpg

На ветке «Календарь» Dale, lady Irena   и лейтенант Кеттчъ уже писали о празднике Ивана Купалы, упоминалась и  природа цветка папоротника.
      Можно дополнить некоторые моменты и остановиться отдельно на основной функции  цветка: искать спрятанные глубоко под землей клады.
По  восточнославянскому мифологическому преданию  Купала был сыном бога Семаргла, хранителя  солнечного света, бога очистительного огня,  и богини ночи Купальницы.  Его сестрой была Кострома,  богиня плодородия. На свадьбу богов Перун преподнес им подарок: цветок папоротника, часто называемый Перунов цвет или Жар-цвет.  Купала  родился  в день летнего равноденствия, 21 июня. 
Первое подробное описание праздника в честь Ивана Купалы можно найти в книге Михаи ла Попова  «Описание древнего славянского языческого Баснословия» (1768). Объясняя, кто такой Купала, М. Попов пишет: «Киевский Бог плодов, третий по Перуне. В начале жатвы приносили ему Киевляне жертву, в день праздника его, бывшего двадцать четвертого июня. Юноши и девицы собирались в венках и препоясаниях некоей травы, либо цветов; и расклавши огонь брались за руки и в круг онова плясали, перескакивая через него и припевая в песнях своих по часту имя Купалово. Празднества сего и по ныне в некоторых играх остались следы».
Как видно, никакого упоминания о цветке папоротника нет. Данный образ пришел  из  белорусских  и, частично, украинских мифологических преданий, где он изображается как кроваво-красный цветок, который освещает чащу леса в ночь накануне Ивана Купалы. Нужно успеть его сорвать, пока не появилась из чащи невидимая рука, которая сорвет цветок.  Кто сорвет цветок, не только  получит способность к ясновидению (умению искать клады, спрятанные под землей), но и будет понимать язык зверей и птиц.
Самое известное художественное произведение, посвященное этому  событию, появилось в 1830 году. Это повесть Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». В ней писателей показывает, как опасно стремиться овладеть цветком, если человек преследует  корыстные интересы и становится игрушкой в руках Дьявольских сил. Петрусь Безродный, желая получить руку прекрасной Пидорки, дочери богатого казака Коржа, вступает в сговор с Басаврюком, являющимся имперсонатором Дьявола. Басаврюк  обещает ему  деньги, необходимые для того, чтобы умилостивить отца красавицы, но взамен Петрусь должен сорвать для Басаврюка цветок папоротника в Медвежьем овраге. Чтобы сорвать цветок и найти заветный клад, Петрусь оказывается вынужденным совершить убийство (по факту принести в жертву) невинного ребенка, которым оказывается  6-летний брат Пидорки Ивась. Надо ли говорить, что полученные в награду два мешка с золотом  не делают Петруся счастливым, хотя он и женится на Пидорке. В течение года он тщетно пытается вспомнить то, что он совершил в ночь накануне Ивана Купала, а через год в избу к Петрусю приходит окровавленное  и скрытое  под простыней  дитя. В результате совершается праведная месть: в избе вместо Петруся находят лишь горстку, а вместо мешков с золотом – битые черепки.   
Образ цветка папоротника в отечественной науке  появился впервые  у этнографа Афанасия Прокофьевича Щапова в XIX  веке, который связал его с  папоротником черным
(«страусник обыкновенный»).  Молодые побеги папоротника, рахисы, внешне напоминают цветы.  А. Щапов писал: «Черная папороть растет в лесах около болот  <…> А цветет он накануне Иванова дня в полночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти. А брать тот цвет не просто – с надобностями и очертя кругом, говорить: “Талан Божий, суд твои, да  воскреснет Бог”».
Механизм овладения цветком таков:
1. Найти куст Черного папоротника;
2. Произнести заклинание;
3. Очертить круг  палкой из осины;
4. Встать в круг с северной стороны, чтобы твоя тень не падала на цветок;
5. В полночь ждать появления цветка.

А вот дальше два варианта развития событий. Чтобы получить знания, необходимо цветок, величиной с яичный желток,  схватить обеими горстями и быстро проглотить. Если все же нужен клад, то сорвать цветок и быстро убегать с этого места. Потом выпустить цветок из рук и смотреть, куда он полетит и где упадет на землю, подобно звезде. Здесь и находится клад, который будет светить из-под земли голубоватым светом.
Если же клад и магические знания не нужны, то можно просто водить хороводы, купаться, опускать в воду венки, встречая наступление «официальной» макушки лета.

+3

30

Норна написал(а):

  Можно дополнить некоторые моменты и остановиться отдельно на основной функции  цветка: искать спрятанные глубоко под землей клады.

Слышал две истории про людей, нашедших цветок папоротника, из вторых рук.
Одну историю рассказала технолог из Краснодарского края, со слов своей матери. Та в молодом возрасте отправлялась искать этот цветок в кампании молодежи, в ночь на Купала. В лесу все разбрелись.  На одной поляне она его увидела. Сорвала цветок папоротника и пошла домой - не обораяиваясь, как учили. Несколько раз её окликали и трогали за плечо, она не оборачивалась и побежала. Уже когда был в виду хутор, налетел сильнейший порыв ветра, вырвал цветок из рук, она упала.  Когда вернулась домой, оказалось, что из-за того порыва ветра все окна в селе повылетали.
Другой случай рассказывал журналист из Калининградской области. Цветок нашёл сын лесника. Он принёс его домой, и, с его слов, дом наполнился самыми фантастическими существами и нечистью, пол стал прозрачным и какие-то твари позали под домом. Ему обещали , что он будет находить клады, но он должен за это отдать им свою душу. Он выкинул цветок за дверь, но существа всё равно донимали его до утра. Журналист говорит, что знал этого парня , вместе учились, и долгое время после этого случая парень ходил очень мрачным.
  Обе истории рассказаны из вторых рук и степень их достоверности, сами понимаете.

+3

31

Dale, истории напоминают сказки от Бажова (один из моих любимых писателей детства). И по тематике и по эстетике. "Что, не выходит каменный цветок, Данила мастер?")))
Кстати, я давно уже думаю, почему его не экранизуют как русское фэнтези. Там же даже типа "эльфы" есть.

+1

32

Dale написал(а):

Слышал две истории про людей, нашедших цветок папоротника, из вторых рук.

Замечательные былички, Dale. Этому жанру достоверность не нужна. Главное, чтобы рассказчик в это верил. Тогда и те, со слов которых история рассказывается, тоже будут относиться к ней серьезно.  К сожалению, в наших "горах"  сюжеты с цветком папоротника  совсем  не встречаются.  Любые другие сюжеты ( оборотничество, колдуны) в фольклорных экспедициях записываются, а "купальные" ритуалы во всех их проявлениях -   никогда. Наверно, холодно у нас все же для этого. Не случайно, большинство сюжетов "родом" с юга ( Украина, юг России).

https://forumfiles.ru/uploads/000a/3f/42/819/t862726.jpg

Игор Гойняк (Украина-Испания). Цветок папоротника.

циник написал(а):

Кстати, я давно уже думаю, почему его не экранизуют как русское фэнтези. Там же даже типа "эльфы" есть

Родственники строго следят за тем, чтобы  все его тексты получали достойное воплощение во всех сферах искусства. Когда у нас в 2019 году, к юбилею писателя,  издавали подарочное, но одновременно академическое издание сказов П. Бажова " Малахитовая шкатулка", то все материалы просматривала  младшая дочь писателя Ариадна Бажова.
    А где там эльфы?  :huh:

+1

33

Норна написал(а):

А где там эльфы?

Хозяйка Медной горы, Огневушка, гнавскидку)) Нет, ну прям эльфами они не называются, но ведут схожий образ жизни, совершают схожие деяния и описаны примерно так же. Это жители гор, рудников или лесов (тайные, невидимые простому не избраному), красивые, как неотздесь, заигрывают с избранными, которым надо пройти некие испытания, чтобы добиться милости. ОНи управляют судьбами, влияют на людей, даруют или наказывают. Дают талант, удачу, клад, забирают к себе в "полые холмы" в данном случае рудники под землей, где богатые хоромы. ОНи могут обратиться животными или какими природными силами. Параллелей масса.

0

34

циник написал(а):

Нет, ну прям эльфами они не называются,

Поняла тебя, в смысле фейри. Да, учитывая их многообразие, бажовские персонажи частично дублируют их функции. В другом контексте, конечно, но все же.

циник написал(а):

истории напоминают сказки от Бажова (один из моих любимых писателей детства)

Если хочешь, я тебе могу "сбросить" наше уральское  подарочно-академическое издание (интересное предисловие, комментарии)  в pdf.  У Вас в столице это издание собираются продавать за очень немаленькие деньги в 8100 рублей   с середины июля. Вспомнишь детство  золотое бесплатно.  :)

0

35

Восточнославянские этиологические сказки и легенды: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Г.И. Кабаковой; сост. О.В. Белова, А.В. Гура, Г.И. Кабакова, С.М. Толстая. — М. : Неолит, 2019. — 480 с.

Словарь сюжетов и мотивов восточнославянских этиологических сказок и легенд представляет собой свод материалов, относящихся к народной этиологии — области фольклорно-мифологического знания о сотворении мира, создании природных и культурных объектов, формировании социальных институтов. Важный аспект народной этиологии — это представление не только о возможности изменений и трансформаций всех элементов мироздания, но и поверья о превращении одних объектов в другие.
Материалы, собранные в словаре, позволяют проанализировать сюжеты, мотивы и набор персонажей, характерные для всего восточнославянского ареала, для отдельных национальных традиций (русской, белорусской, украинской) или для традиций региональных, а также выделить универсалии и раритеты, архаические и инновационные элементы в системе народной этиологии.
Помимо словника издание содержит библиографию, в которой представлены основные собрания восточнославянских этиологических текстов и исследования, посвященные отдельным сюжетам и народной этиологии в целом.
Книга адресована фольклористам и широкому кругу читателей, интересующихся славянским фольклором и традиционной народной культурой. Вот ссылка на pdf издание со страницами.

https://vk.com/doc87081297_558604795?ha … ec1e2273be

https://forumfiles.ru/uploads/000a/3f/42/819/t183699.jpg

Хотя энциклопедия вышла под эгидой серьезных организаций – Институт славяноведения Российской академии наук  Eur’orbem, CNRS — Sorbonne Université – тексты, представленные в ней, способны не раз и не два вызвать улыбку у читающих.

Из статьи «Народы»:

Русский предстает в сказках как лишний, избыточный  элемент. Kогда все народы уже были созданы, cв. Петр просит  Бога, чтобы тот создал русского; новое творение сразу же набрасывается на создателя с угрозами и требованием предъявить паспорт (укр. подол.)  (С. 245).

Так и представляется Бог в образе дедушки Лодыжкина из «Белого пуделя» А. Куприна, у которого спрашивают: «А пачпорт у тебя есть?».

0


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Славянская мифология