Ну, сейчас, может, и правда нервности прибавилось, но статья эта была прочитана мной году этак в 2001-ом, когда я была в Америке. И вот что интересно: в школе американской не жалели тратить драгоценные учебные часы, чтобы периодически объяснять детям, что куча кредитов - это плохо и опасно! Дети кивали и слушали краем уха, если слушали вообще. Я видела, как люди по привычке залезали в долги, как покупали с помощью кредитки даже продукты в супермаркете. Зачем?! Есть же зарплата, есть наличные, чеки, дебитные карты, в конце концов, но нет - берут в кредит. Я видела игрушечный кассовый аппарат в одной семье, которому было лет 30 точно, а то и все 40. На этом аппарате предусматривалось"гнездо" для кредитных карт, рядом - картинка с карточками, которые принимают к оплате (Visa, Mastercard и что-то еще, не помню уже) - и игрушечные кредитки в комплекте были тоже, когда их проводишь по "гнезду", кассовый аппарат издает характерный звук. Знаете, что это такое? Правильно, приучение к использованию кредиток с младых ногтей! Чтобы, когда человек вырастет, у него это уже почти что рефлексом было. А теперь вот пожинают плоды. Мне еще очень хорошо запомнилось тогда, как преподаватель по экономике, мистер Эванс, человек очень умный, с искрометным чувством юмора, говорил на уроках, что взлет не вечен, что по всем экономическим законам скоро должен, просто ОБЯЗАН грянуть очередной кризис, но... класс ему просто не верил, хотя мистера Эванса все очень уважали и любили, но уважение и любовь к вечному процветанию, которое не уставало им бодро обещать родное правительство, было сильнее. А про стремление жить не для себя... Вот моя мама говорит, что во времена ее студенческой юности рабочий класс не плевался на улице и ходил на концерты классической музыки. Дело не в том, наверное, чтобы стремиться жить именно не для себя, а в том, чтобы как раз самому хотеть жить лучше, хотеть РАЗВИВАТЬСЯ. Как говорил один КГБшник, во времена холодной войны у них в программу ознакомления с культурой врага входило чтение бульварной, низкокачественной литературы - детективов и любовных романов в мягкой обложке. Плевались, но читали, чтобы понять устройство мышления среднего американца и американки. Пришли 90-е. И тот КГБшник с коллегами почувствовал боль и обиду, ибо великий, как ему, честному служаке, казалось, народ ринулся потреблять это чтиво, продался за яркие шмотки черт знает какого качества и был СЧАСТЛИВ от такого вот потребления! А они-то, наивные, думали, что защищают людей высокой культуры, в том числе и с помощью "чугунной", как при Николае I-ом, цензуры... А оказалось, что советский народ в массе своей мало или ничем не отличается от средних американцев. Оказывается, чтобы у человека была культура, ее надо прививать, человека нужно направлять, у него должен быть стимул к духовному росту, а если пустить на самотек, то вырастает потребитель, средний такой. И, оказывается, запреты и ограничения способствуют культурному уровню - ибо, с одной стороны, развивается умение "обходить" запрет, оставаясь в рамках уголовного кодекса, развивается иносказательность, эзопов язык, расцветает литература сложная, с подтекстом (конечно, расцветают и штампованные пустые книги и фильмы, но они есть всегда и при любом режиме), а, с другой стороны, рамки и ограничения дают человеку стимул стремиться к лучшей жизни, к светлому будущему. Вспоминается очень неглупое по-моему сравнение дьяволов США и СССР, которое делал Задорнов: американского он называл долларовым дьяволом, а нашего - троечником каким-то, с плакатами и листовками, но это хорошо, потому что справиться с троечником легче, "чем с таким талантищем, как их долларовый дьявол". Когда я читала эти строки, думалось мне невольно: а может был смысл справляться, но не до конца? Ведь теперь к нам пришел долларовый дьявол, раз мы победили своего родного троечника. Так... куда этот офф-топ? В тему истории XX-го века?
Отредактировано Alga (2009-12-09 17:55:44)