Согласно упоминаниям в летописи, Русь впервые начала праздновать день Рождества Христова в X веке.
Начинался праздник с вечера, когда Рождественский сочельник тихо справляли в кругу семьи за предпраздничным ужином при свечах. На стол всегда подавали двенадцать блюд, а к столу садились в четном количестве. Если гостей набиралось нечетное количество, то на стол накрывался один свободный прибор.
За стол не принято было садиться до тех пор, пока на небе не появится первая звезда.
Считалось, что в этот момент на небе загорается именно та звезда, которая некогда возвестила волхвам в Вифлееме о рождении Христа. Прежде чем сесть за стол, его посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, в которых родился Христос. Название сочельник пошло от обычая готовить так называемое сочиво - "пшеничные зерна, замоченные в воде". Сочивом также было принято называть любую постную пищу. Продолжался праздник на следующее утро - народными гуляниями с песнями, плясками и хороводами. В "Святочных игрищах" участвовала все страна - от простого люда до придворных вельмож.
В то время на Руси еще присутствовало некоторое смешение пришедшего из Византии Христианства и язычества. Поэтому в те годы в Рождество особенно распространено было гадание. Главным образом, молодые девушки гадали себе на жениха. Гадание с сапожком заключалось в том, что с левой ноги снимали сапожок и бросали его через забор. Затем смотрели, в какую сторону направлен мыс сапога, и искали жениха именно в той стороне. Если сапожок падал носом к собственному забору, это означало, что в ближайший год жениха не предвидится. Тогда же зародилась и традиция гадать на воске. В большую емкость с водой капали расплавленный воск и по фигурам в отражении определяли будущее. Другие существовавшие в те годы обряды гадания: по пеплу, по башмачку, по зеркалу, по свечам, по кольцу, по ключу и книге, по снегу, по полотенцу, по расческе, по луковице, по лаю собаки и даже по лошади.
У простых крестьян также происходил обряд "обсевания": пастухи обходили дома, поздравляли всех с праздником и бросали в каждый дом по горсти овса, приговаривая: "На живущих, на плодящих и на здоровье" или "Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!".
На Руси зародился и обряд колядования.
Молодые наряжались и ходили по соседним домам, распевая Рождественские колядки. В каждом доме таких гостей встречали праздничными угощениями и подарками.
В текстах колядок преобладала тематика рождения Иисуса Христа. Другие были связаны с библейскими сюжетами, третьи восхваляли хозяина дома и его домашних. В старину было принято желать также благополучного урожая в будущем году:
Таусень, таусень!
Дай блин, дай кишку,
Свининную ножку -
Всем понемножку!
Неси - не тряси,
Давай - не ломай.
Если просьбу выполняли, следовало:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Если нет:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Постепенно, с укоренением христианства на Руси, традиции рядиться, гадать и поздравлять всех встречных с летним солнцеворотом канули в лето, уступив место простым поздравлениям и праздничным песням. Во многих деревнях и селах российской провинции традиция петь колядки сохранилась по сей день. Современная Рождественская колядка выглядит так:
Ночь тиха, ночь свята.
В небе Свет, Красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи, Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята,
И тепла, и чиста.
Слышен радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор.
Над уснувшей землей,
Над уснувшей землей.
Ночь тиха, ночь свята,
В небе Свет, Красота.
И с улыбкой Младенец лежит,
Взгляд Его о Любви говорит.
И сияет красой,
И сияет красой.
Рождество празднуется три дня: 7, 8, и 9 января.
Наши предки праздновали их так: на первый день хозяйки - жены остаются дома, а мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столе уже все скоромное (не постное). Обыкновенно это: на закуску селедка, потом суп, курица, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т.п. На сладкое кутья, струдель, торт, компот и чай или кофе. Гости и хозяйка садятся за стол на полчаса, немножко съедят чего-нибудь и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Подарки в эти дни не приносят. На второй день Рождества полагается, чтобы жены ходили по гостям, а мужья сидели дома, правда, в дореволюционные времена это особо не практиковалось. Все ходили друг к другу семьями. Впрочем, эта традиция сохранилась и сейчас. Нужно только захватить с собой подарки и воскликнуть в гостях: с Рождеством Христовым!
Сегодня традиции, так или иначе, связанные со временами язычества на Руси, по большей части, забыты, и православные отмечают второй по значимости праздник в году несколько иначе: основные торжества происходят в церквах. В Рождественский сочельник православные не вкушают пищи вовсе и идут в храмы к десяти часам вечера, дабы встретить Рождество там. Патриарх московский и всея Руси традиционно совершает повечерие, утреню и Божественную литургию в главном храме страны - Храме Христа Спасителя. Во всех других церквях также проходят праздничные богослужения с крестных ходом. На крестный ход собираются даже люди, обычно далекие от ортодоксальных канонов.
Согласно правилам православной церкви, разговение должно происходить не после первой звезды, а только после окончания Рождественской Божественной литургии, то есть около трех-четырех часов ночи. Специальных Рождественских блюд, аналогично тем, что готовят на Пасху, не существует, однако многие православные по-прежнему готовят на Рождество праздничную кутью. Традиционный рецепт приготовления выглядит так: 0,5 кг пшеничной крупы залить холодной водой и варить до размягчения. Воду слить, стакан меда развести 4 стаканами воды и залить пшеницу, кастрюлю с этой смесью поставить на огонь, довести до кипения и охладить. В более сложных рецептах в массу добавляют грецкие орехи, изюм и растертый мак.