Midinvaerne, цена имела значение, но не только и не столько денежная. В связи с разными преступлениями, было не прям обязательным фактом именно что убийство (если были отягчающие обстоятельства к примеру, нехорошее обращение с телом или более кровожадные способы убийства по сравнению с менее, это тоже могло сказаться на том, как наказывали преступника), то есть чем некий человек ниже стоял на ступени тогдашней иерархической лестницы, тем меньше стоил живой и мертвый. В этом смысле могло быть полезнее оказаться бастардом кого-то вышестоящего в том числе по той причине, что не захотят, например, связываться и лезть в драку с таким лишний раз, а то ведь покалечат или просто гадость скажут, а у него папа шишкой местного масштаба окажется, и всё, приплыли. Кто у нас папаша? А такой-то. Ой, извините, вы не так поняли, всего доброго. Конфликт гаснет, толком не начавшись. Кому-то это прибавляло зазнайства и портило характер, кому-то не. При этом до сих пор через раз бытует точка зрения, которая известна во многом благодаря Филиппу Арьесу и его литературе 1960-х годов, мол, детства не было, детей воспринимали как маленьких взрослых и т. п. в том же духе. Но по факту как? Чем больше историки изучают письменные источники, тела из захоронений и другую информацию, тем яснее становится, что образование, роскошность гардероба и т. д. могли зависеть от упитанности кошельков (и от мировоззрения родительских семей, и церковь могла во вполне себе "наше" время настаивать на наличии школ при церквях, другое дело, что не всегда и не везде получалось это устроить, многие священники были неграмотными, например), но это не значит, что детей массово не любили или что о них повсеместно не заботились. Тот факт, что на расследование случаев младенческих смертей вообще тратили время и силы, а в документах упоминали детей по разным поводам, уже говорит о том, что их не считали кем-то (а то и чем-то) неважным. Тонна суеверий, окружавшая деторождение и воспитание, медицинские и околомедицинские моменты тоже говорят о важности, которую играл детский вопрос, и не только утилитарно в том смысле, что дети=наследники семейных капиталов/бизнеса/шахт/замков/еще чего-то, там ведь и нюансы, связанные с благополучием и гармоничным развитием, как их тогда понимали. Да, кому-то было фиолетово на своих, чужих ли потомков. Были желанные и нежеланные дети. Были более и менее ответственные родители. Была вера в представление о ребенке, который не осознает себя тем, кто отдает себе отчет в том, что делает и куда идет до такого-то возраста. Были сословия. А вопрос денежного эквивалента существовал в Англии и раньше. Копнем, например, в донормандскую эпоху: за убийство беременной штраф полуторный, если брать штраф за убийство равным единице.
Отредактировано Alga (2019-12-09 19:20:01)