Детям байки травить у костра - вообще цены нет!
Спасибо. Рада, что пригодится.
Sherwood Forest |
Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи». Мы продолжаем совместный просмотр сериала. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Sherwood Forest » Календарь » Кельтские праздники и календарь друидов
Детям байки травить у костра - вообще цены нет!
Спасибо. Рада, что пригодится.
С 12 января по 24 января Наступает время ВЯЗА
Большой, стройный, красивый. Весьма привлекательный для окружающих, но имеет в себе что-то сдерживающее.
В христианстве символизирует достоинство. Его высота и широко раскинутые ветви олицетворяют источник силы и опору, какой является Святое Писание для верующих.
У этого дерева богатейшая символика
Просто дерево
«Вяз прекрасен в лесу», — утверждал римский поэт Вергилий,
перечисляя в «Буколиках», где какое дерево наиболее привычно и
особенно радует глаз. «Каждое место имеет свой атрибут, одно
присутствие которого является знаковым», — комментирует этот
перечень Паскаль Киньяр. Иными словами, знаковый атрибут леса — вяз,
одно из деревьев, создающих основу его зеленого массива. «Из-под
дуба да из-под вяза», — поется о лесе в русской народной песне.
Это дерево не является чем-то из ряда вон выдающимся, оно — одна из
краеугольных основ повседневной жизни народов умеренного и
тропического пояса Северного полушария нашей планеты и как таковое
почиталось с древнейших времен. Дома из бревен вяза находят
археологи при раскопках неолитических поселений. Советы, как
пересаживать и растить вязы, когда их лучше рубить, содержатся в
трудах древних римлян — Марка Порция Катона, Колумеллы, Плиния
Младшего.
Древесина вяза ценится за прочность и красоту, необычную текстуру:
с желтовато-белой заболонью и темно-бурой сердцевиной. «Она на диво
крепка, упруга, вязка, тверда и вековечна», — отмечает ботаник
С.Красиков. Ее легко обрабатывать, она не загнивает в воде и потому
используется в строительстве, мебельном и столярном производстве,
машиностроении, подземных и подводных коммуникациях, судостроении.
«Если достойной ты ждешь от полей божественных славы, для рукояти в
лесу присмотрев молодую вязину, изо всех сил ее гнут, кривизну
придавая ей плуга», — советует Вергилий в «Георгиках».
На Руси из древесины вяза делали братины, ковши, чаши, ложки,
спицы, посохи. Монастырские живописцы особенно отличались в изготовлении и
росписи таких поделок. В Кирилло-Белозерском монастыре под Вязниками
была изба токаренная для производства деревянных посохов, кочерег,
точеных сосудов, ложек и иной столовой утвари. Кирилловские ложки
славились по всей России и стоили, в отличие от прочих, не 11, а 20
алтын за сотню. В Кирилло-Белозерской летописи встречаются
упоминания об этом виде монашеского послушания. Есть, например,
запись о том, что в 1562 году, при Иване Грозном, крестьяне свезли в
монастырь вязовых отесков на 104 чаши!
Североамериканские индейцы ирокезы делали корьевые лодки из коры
вяза. В измельченном виде она использовалась в кожевенном деле — для
дубления кожи, и в народной медицине — при ожогах и для лечения
глаз.
Общеславянское название этого дерева вяз/ваз/вьяз — «от глагола
вязать, поскольку лыко этого дерева было гибким и могло применяться
в этом процессе», — указывает лингвист М.Фасмер. А по В.И.Далю — еще
и потому, что дерево вязина, вязовина, вязник, вяз — «одно из самых
гибких, из которого делаются вязки, ободья, полозья».
О значимости в крестьянском хозяйстве вязовой коры и луба говорит и
другое его славянское название — берест, родственное имени березовой
коры бересты (от др.-инд. бхуриас — «светлый, сияющий»). И еще одно
— ильм/илем/илим (от индоевропейского вельм — «рвать, драть,
совлекать» и валка — «лыко»).
В марте—апреле, до появления листьев, на ветках вяза расцветают
маленькие цветы, собранные в соцветия-пучки, — ценные медоносы. А в
мае—июне созревают плоды-крылатки с семечком в центре — миниатюрные
«летающие тарелки». В старину их заготавливали на корм коровам,
свиньям, лошадям. А китайские кулинары готовят из недозрелых плодов
вяза изысканные экзотические салаты — вкусные, питательные и
полезные.
Любовь под вязами
В «Метаморфозах» Овидия слушать песню Орфея вместе с людьми и
зверями приходят деревья — «и винограда лоза, и лозой оплетенные
вязы»: в античности и средневековье виноград выращивали, привязывая
или к подпоркам, или к вязам, так что осенью с веток вяза, из его
листвы свешивались спелые гроздья золотистого винограда. Оттого
дерево это у греков и римлян было посвящено богу виноградарства и
виноделия Дионису-Вакху.
Вязы, оплетенные виноградной лозой, римские крестьяне в шутку
называли «женатыми» (maritae), уподобляя их симбиоз брачному союзу,
отчего вяз почитался и в культах божеств любви и брачных уз —
Афродиты-Венеры, Эрота-Купидона, Гименея.
У англичан еще в шекспировскую эпоху выражение «вяз и виноградная
лоза» (elm and vine) стало крылатым и обозначало верных любовников.
Так пальцы вяза
Корявые плющ (у Шекспира: vine, виноград. — В.Б.)
женственный сжимает.
Как я люблю тебя, как обожаю! —
восклицает королева фей Титания, обнимая ткача Основу («Сон в летнюю
ночь»).
Мой муж! За твой рукав я уцеплюсь,
Мой крепкий вяз! Лозою обовьюсь
Вокруг тебя, чтоб мощь твоя и сила
И мне, бессильной, крепость сообщила,
И разделить что может нас с тобой? —
вопрошает верная Адриана в «Комедии ошибок».
В мифологических представлениях греков вяз символизировал мужское,
героическое начало. С прекрасным юношей Ликидом сравнивает «вяз
лесной» пастух из «Буколик» Вергилия. В Греции популярно было
мужское имя Птелеон («вязовый»).
Патриарх лесов
Священными деревьями вязы были не только у древних обитателей
Италии. У южных славян, сербов и болгар, огромные вязы, в высоту
достигающие 40 метров, почитались как записы в тех селах, где не
было церкви: на коре такого вяза-записа вырезался крест, и священник
совершал под ним богослужения, крестил, венчал, отпевал.
В валлийской поэме «Битва деревьев» (IХ—Х вв.), приписываемой
древнему барду и магу Талиесину, говорится: «Мохом обросший вяз не в
силах был сдвинуть корни и плелся в хвосте, пугая врагов кряхтеньем
и скрипом». «Вяз (llwyf) на Британских островах считался символом
старости», — комментирует кельтолог В.В.Эрлихман. Еще бы, ведь иные
из этих исполинов доживают до 600 и более лет!
Вязы-долгожители издавна использовались как ориентиры при зарывании
кладов. «— Где было солнце? — Над дубом. — Где была тень? — Под
вязом. — Сколько надо сделать шагов? — На север — 10 и 10, на восток
— 5 и 5, на юг — 2 и 2, на запад — 1 и 1 и потом вниз», — записал в
ХVII веке приближенный короля Карла I Стюарта, и с помощью этого
пожелтевшего, выцветшего листка сыщик Шерлок Холмс в ХIХ веке нашел
сокровище в подвале старинного замка («Обряд дома Месгрейвов» Артура
Конан Дойла).
Древо Жизора
Самый знаменитый из всех исторических вязов рос некогда в
северофранцузской провинции Нормандии, между селениями Жизор и
Три.
«На землях, прилегавших к крепости Жизор, — пишут М.Бейджент, Г.Ли
и Г.Линкольн в своем нашумевшем бестселлере «Святая Кровь и Святой
Грааль» (1982), — раскинулся луг, так называемое Священное Поле.
Согласно средневековым хроникам, это место почиталось еще с
дохристианских времен. Посреди Священного Поля стоял древний вяз.
Утверждали, что ему 800 лет и что девять человек, взявшись за руки,
едва могли обхватить его ствол».
Это дерево называли Вязом Мира: под его развесистой, тенистой
кроной традиционно встречались и вели переговоры английские и французские
короли.
В августе 1188 года во время одной из таких встреч между их
телохранителями возникла потасовка из-за случайно пущенной кем-то
стрелы. Англичане уехали, прервав переговоры, «и французский эскорт
обратил свой гнев на старое дерево, — рассказывает историк Режин
Перну. — Толстенный ствол посекли в щепки, так что от вяза ничего не
осталось».
Французский король Филипп II Август был недоволен случившимся, и
недовольство его объяснялось отнюдь не соображениями экологии.
Почитание священных деревьев было распространено среди французских
крестьян. По стране поползли суеверные слухи. Когда год спустя
умерла любимая жена Филиппа, королева Изабелла Фландрская, и
впоследствии, когда вторичный брак с Ингеборг Датской долгие годы не
мог совершиться из-за внезапно постигшей короля импотенции, а
третий, с Агнессой де Мерани, заключенный при жизни второй жены,
стал причиной отлучения Филиппа Августа от Церкви, всякий раз
подданные усматривали в его бедах Божью кару за бездумное
уничтожение святого дерева.
Ульмская ночь
Знаменитый священный вяз рос в языческие времена в Германии, на
берегу Дуная, где в наши дни стоит город Ульм (нем. «вяз»),
известный по письменным источникам с 854 года. На месте его
языческого святилища в 1377—1529 годах был построен прославленный
пятинефный Ульмский собор, самый большой в Германии после
Кельнского, — шедевр немецкой готики. Там, где в стародавние времена
одиноко высился посреди священного поля исполинский вяз, устремляет
к небесам свой увенчанный крестом шпиль 162-метровая Ульмская
соборная башня — самая высокая церковная башня в мире.
Некогда на земле Ульма под кроной вещего вяза видели пророческие
сны жрецы кельтов винделиков, а со II века — германцев. С приходом
христианства Ульм своей загадочности не утратил. Вещие сны,
слетавшие к его былым насельникам с ветвей огромного дерева, с
исчезновением последнего не покинули этот зачарованный край. Они
по-прежнему удостаивают избранных своим посещеньем.
Ночь на 10 ноября 1619 года вошла в историю мировой философии,
математики, физики и естествознания как Ульмская ночь. Осенью 1619
года 23-летний Рене Декарт, французский дворянин, сражавшийся
добровольцем в армии германского императора Фердинанда II,
отпросившись в отпуск из полка, приехал в Ульм. И в дневнике его
появляются записи: «10 ноября 1619 я нашел основания чудесной
науки», «меня озарил свет удивительного открытия». В письме к
знакомому в марте 1620 года он писал: «Я увидел не знаю какой свет
сквозь хаос моей науки, и с помощью этого света я думаю, что смогу
рассеять самый густой мрак».
Позднее он подробно описал в дневнике, как в ту ночь ему снились
подряд три удивительных сна. В первом он видел себя обессиленным,
гонимым бурей и ищущим в церкви спасения от непогоды; во втором
услышал громоподобный глас и узрел вокруг себя огненные искры; в
третьем взял с полки томик поэта Авсония, раскрыл и прочел слова:
«По какому жизненному пути я последую?»
Так молодой повеса, искатель приключений, автор пособия для
начинающих дуэлянтов нашел себя и впоследствии стал универсальным
гением, совершившим грандиозный переворот в философии, естественных
и точных науках. Какие научные и философские истины ему открылись в
ночь Ульмского озарения, до сих пор спорят его биографы.
А ровно 270 лет спустя, 14 марта 1879 года в Ульме, в семье
владельца магазина электротехнических товаров родился мальчик,
которому суждено было произвести в мировой науке не менее
сокрушительный переворот. Звали его — Альберт Эйнштейн!
Вяз в Петровском
В скверике под вязом
У Вергилия вяз — знаковый символ леса, а в поэзии новейшего времени
он — узнаваемая примета большого города: в наши дни вязы
используются не только как лесная и противоэрозионная порода, но и
для городского озеленения. Их сажают в парках, скверах и просто на
улицах, на газонах. Неприхотливый, не требующий особого ухода вяз
выживает в загазованном воздухе столичных мегаполисов и не создает
проблем его обитателям, страдающим аллергиями, скажем, на тополиный
пух или на сильные, резкие цветочные запахи. Он так вписался в облик
больших городов, что его не замечают в столичной суете, — лишь
острый взгляд поэта выхватывает и запечатлевает его.
«Я люблю этот город вязевый», — сказал о Москве Сергей Есенин в
1923 году.«Осень ранняя развесила флаги желтые на вязах», — на таком фоне
развивается «городской роман» героини петербургского стихотворения
Анны Ахматовой 1911 года.
А петербуржец Александр Кушнер в шелесте листвы этого самого
неприметного, примелькавшегося из городских деревьев расслышал
Вышний, Горний глас:
Бог, если хочешь знать, не в церкви бедной той
С подсвеченным ее резным иконостасом,
А там, где ты о Нем подумал, — над строкой
Любимого стиха, и в скверике под вязом...
Источник этой интереснейшей статьи:
Наступает время ВЯЗА
Вяз - моё дерево!!! Узнала много нового и интересного, спасибо!
Ну вот и снова наступает время КИПАРИСА (с 25 января по 3 февраля) , но круг ещё не закончился.
Продолжим рассказывать о силе и символике деревьев, но немного в другом ключе.
Стоит внимательно присмореться к тому, из какого дерева что изготавливали и мастерили. Ведь эти вещи наделялись особой силой.
Мрачная тёмно-зеленая листва кипариса вечнозелёного с древних времён уже служила эмблемой печали, а потому это дерево часто разводится в южном климате на кладбищах. Этот кипарис был посвящен у греков и римлян богам, преимущественно Плутону. Кипарисовые ветви клались в гробницы умерших; ими украшались в знак траура дома; на могилах обыкновенно сажались кипарисовые деревца.
Древнеримский поэт Овидий в своём произведении «Метаморфозы» передает легенду о Кипарисе, юноше, который попросил богов обратить его в дерево, чтобы вечно грустить о своём любимце, олене, которого он ненароком подстрелил на охоте.
С приходом христианства символика кипариса поменялась, из символа смерти он стал символом вечной жизни. В Библии кипарис перечисляется среди деревьев, растущих в райском саду (Иезекииль 31.8). По некоторым предположениям, кипарис — это дерево гофер, из которого был сделан Ноев ковчег.
Завтра,а вернее,уже сегодня можно начинать праздновать кельтский Имболк.
Мягкий снег, как сливки в плошке,
Тает у крыльца,
Где синицы ищут крошки
Меж стеблей овса.
Как сметаною обмазал
Землю снегопад.
Золотисто-тёплым маслом
Плавится закат.
Ночь по небу заструилась
Звёздным молоком,
Из-за туч луна скатилась
Сдобным колобком.
Дым из труб, как шерсть овечью,
Ветер распушил.
Домовой уснул за печью,
Свечку потушив.
Но по полкам, по столешне -
Ряд свечных огней.
Знаменуя время вешних
Благодатных дней,
Свет исходит ярким нимбом
С тёмных фитилей,
Как светили свечи в Имболк
С древних, древних лет...
Стихи Екатерины Смирновой.
Имболк (Imbolc) — один из четырех основных праздников ирландского календаря, отмечаемого среди гэльских народов и некоторых других кельтских культур в начале февраля или при первых признаках весны. Обычно он празднуется 1 и 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первоначально посвященный богине Бригите, в христианский период он был принят как День Святой Бригиты. Имболк — традиционное время предсказаний погоды, а также, возможно, предшественник североамериканского Дня Сурка.
Все об Имболке-здесь!
ИМБОЛК (ещ немного о празднике)
Название праздника Imbolc чаще всего связывают со староирландским словом mblek, «молоко» или с кельтским Oimealg – «овечье молоко», но есть и другие версии происхождения слова, к примеру Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, «смывающий», «очищающий» и слова folc, «ливень».
В викканской традиции, во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.
Имболк, как календарный праздник, связан, во-первых, с лактацией, а во-вторых, с первым прорастанием семян. В тех районах, где среднесуточные температуры в феврале довольно низки (Шотландия, к примеру), первые движения весны отмечались именно по началу дойки овец, а вот в Ирландии месяц, открываемый Имболком – месяц сева.
Имболк связан с аспектами Богини – Дарительницы благ, Богини-Матери, Хранительницы домашнего очага и уюта. Кроме того, традиционно во время празднеств Имболка чествовалась Бригитта, триипостасная богиня.
Корень имени Бригитта восходит к санскритскому корню bharat-í («высокая», «превосходящая») или же к индоевропейскому корню bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Бригитта трехлика, но эти лики не возрастные (девушка – женщина – старуха), как у самых древних богинь, а функционально различные… некоторая проблема заключается в том, что у разных племен три ее лика покровительствовали разным сферам человеческой жизни, но все же выделить основные «направления» ее забот можно.
Во-первых, Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии» Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов.
Второй ипостасью Бриг было покровительство ремеслам, тесно связанным с домашним хозяйством. Ее связывали с прядением и ткачеством (кстати, как и Параскеву Пятницу на Руси – и так же как и в дни почитания Параскевы, в дни, посвященные Бригитте, нельзя было прясть, ткать, а сверх того – разводить огонь в кузнице, пахать или рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса), с окрашиванием тканей, с пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра. Ее также связывали с домашними животными и умением за ними ухаживать, у нее просили хорошего приплода для овец и (особенно) коров.
Третья ипостась Бригитты – целительница, травница… причем исцеление, приносимое ею, может быть и физическим, и духовным. В более архаичных представлениях, Бригитта отвечала не только за исцеление, но и за смерть.
Обряды Имболка прежде всего связаны с очищением, и духовное очищение в этом отношении прекрасно, но на Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
Некоторые традиции, связанные с праздником :
- В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на
Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она
отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться.
Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли.
Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей
в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк -
она возродившаяся и обновленная дева. Именно в Имболк молодые ведьмы
проходили посвящение;
- Бригита – одна из немногих языческих богинь, переживших христианизацию –
ее почитают как святую Бригиту, повивальную бабку девы Марии. Говорится, что Святая Бригитта приплыла в Уэльс на куске торфа, где стала известна как Sant Ffraid. Несколько церквей и источников названы в её честь;
- На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока. В этот день можно
прогнозировать события и гадать на жениха ;
- Соломенный крест, используемый как амулет и как символ называют "Крест Святой Бригитты", связывая традицию использования его с христианской святой. Но мы понимаем, что корни здесь гораздо глубже и не удивительно, что традиция и верования , связанные с незамысловатым изделием из соломки - сохраняются по сей день. Теперь Святая Бригитта Ирландская так же считается святой покровительницей Ирландии, как и Святой Патрик.
Такой крест стал практически неофициальным символом Ирландии, и форма его наглядно демонстрирует языческую символику солнцеворота. Обычно изготавливается из стеблей камыша, или из соломы, в центре располагается плетеный квадрат, от которого отходят закруглённые лучи.
С крестом ранее было связано множество ритуалов. Иногда этот символ все еще украшает дома католиков, особенно, в сельской местности. Многие верят, что крест св. Бригитты защищает дом от пожаров.
Такие кресты традиционно изготавливаются 1 февраля; этот день на гаэльском языке носит название Lá Fhéile Bhríde (праздник святой Бригитты).Однако, до того как в Ирландии повилось христианство, там почитали другую Бригитту или Бригид - кельтскую богиню, которую связывают с праздником Имболк, поскольку это один из ключевых шабашей года и включает в празднование некоторые огненные ритуалы, а Бригид и есть богиней огня. Это видно даже на христианском изображении в самом начале статьи - в руках у святой плошка с горящими угольями, хотя христиане, разумеется, вкладывают в это иной смысл.
Однако, с чем связано использование именно соломки для плетения креста ? Таким образом сохранились элементы магии Хлеба.
Удивительный день, в котором слились и языческие, и христианские традиции.
С 4 по 8 февраля время ТОПОЛЯ (непонятно, почему только 4 дня)
Символика тополя — двуполюсностъ, двойственность. Окраска листьев белого тополя, верхняя и нижняя стороны которых имеют разный цвет символична: тёмная — символ Солнца (мужское начало), а светлая — символ Луны (женское начало).
Культ пирамидальных тополей пришёл из Греции. Несмотря на то, что тополя почти не дают тени, они высоко ценились, ибо придавали городским пейзажам торжественность и величавость. Паломникам и богомольцам, всегда стремившимся в Киев – православную столицу Российской империи (которая славится своими тополиными аллеями) – пирамидальные тополя напоминали стройные силуэты кипарисов на старых греческих иконах.
Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке. Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал свою работу на протяжении всей осени 1891 года. В результате у него получилось 20 картин, запечатлевших эти тополя в разное время года и при различном освещении.
Припозднилась, так припозднилась!
С (09.02 - 18.02) время КАРТАСА ЮЖНОГО
Какое дерево прячется за неведомым названием?
«February 9 - 18: Nettle-tree». Nettle-tree – крапивное дерево? Очередная загадка? Спрашиваю совета у Гугла, и все становится на свои места. Латинское название Celtis australis, русское - Каркас южный. Родственник вяза, которого энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет каменным или железным деревом.
Железное дерево(одно из) - 1) каркас, каменное дерево, обрастница (Celtis australis L., С. caucasica Willd. и С. Tournefortii Lamk) из сем. каркасовых (Celtideae, Gaudich) - деревья 50 - 60 фт. высотою, дико произрастающие в Крыму и преимущественно в восточной части Закавказья, в сухих местностях, на открытых склонах гор, в полосе до 4000 фт., большею частью по опушке леса. Это светолюбивая, малотребовательная, в отношении почвы, древесная порода, легко размножаемая семенами, черенками и отводками и потому рекомендуемая для облесения на почвах, страдающих недостатком влаги.
Крупнослойная, зеленовато желтая древесина, с серовато-бурым ядром, отличается большою плотностью, крепостью,твердостью, тяжестью (удельный вес 0, 78), гибкостью, упругостью,прочностью и хорошо полируется, а потому употребляется на столярные ирезные изделия, духовые инструменты, в экипажном мастерстве, при изготовлении черенков ножей, тростей и других мелких изделий, а также на колья, виноградные тычины, обручи и т. п.; кора идет на дубление и окраску кож; плоды съедобны; из семян добывается масло, напоминающее по вкусу миндальное; молодые же листья составляют прекрасный корм для скота, особенно коз, и ими же кормятся шелковичные черви.
Иногда это дерево называют ещё ИЛЬМ.
Наступило время
зимней СОСНЫ
(19 февраля - 28/29 февраля)
Латинское название - «pinus». Возможно, корни названия в кельтском «pin» - скала. Сосна часто выбирает скалистые обрывы, крутые склоны гор, где другие деревья не ограничивают простор. Древние греки обосновывали название легендой.
По одной из ее интерпретаций нимфа утренней зари белокурая Питис сильно любила веселого и озорного бога Пана, покровителя рыбаков и охотников. Но ревность Борея, бога холодного северного ветра оказалось сильнее. Из ревности он и превратил нимфу в красивое вечнозеленое дерево, получившее название Pinus.
Сосна - очень распространенный род. Его представители обосновались в Северном полушарии от Полярного круга до Гватемалы, Вест-Индии, Северной Африки и Индонезии. И лишь сосна Меркуза растет в Бирме, по другую сторону экватора.
Сосны - вечнозеленые растения. Большинство видов - крупные, стройные, высокие деревья с широко расставленными ветвями. Форма кроны с возрастом меняется. У молодых деревьев она напоминает кеглю, у взрослых - зонтик. Кора всех видов бугристая или чешуевидная.
Хвоя игольчатая. Длина сосновых игл, в зависимости от вида, может колебаться от 2 до 30 см при ширине не больше 2 мм. Хвоя теплолюбивых южных сосен мягкая. Самым знаменитым мягкохвойным видом считается южноамериканская сосна Мантезумы, ее иглы используют для набивки подушек и матрацев.
Мужские цветочки собраны колоском у основания молодых веточек. Женские - в шишках, расположенных в верхней части дерева. Зрелые шишки дерево сбрасывает, их всегда много у подножия ствола. Семена, прячущиеся в шишках, большей частью крылатые, но есть виды, у которых семена - вкусные орешки.
Например, сосна итальянская, или пиния, орешки которой в Италии называют «пиниоли». Вкусные и полезные орешки дает сосна Жерарда из Гималаев. А в России хорошо известны кедровые орешки - смена кедровой сосны или просто кедра.
Основная «польза» от сосны, конечно же, - древесина. Ее применяют и в строительстве, и в мебельном производстве. Редко какое дерево «предоставляет» такие ровные и длинные стволы.
Но используется и смола. Еще во времена Киевской Руси ее сжигали для освещения улиц, кипящую смолу лили на головы врагов при защите осажденных городов, смолили ею морской такелаж. Сегодня продукты, получаемые из смолы, используются в десятках отраслей промышленности, без них невозможно производство камфоры, красок, пластмасс, лаков, бумаги, фотопленки.
Сосна - одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок 50 веков назад, о чем написано в клинописных глиняных «грамотах» из раскопок шумерских городов. Бальзамирующие составы с сосновой смолой, использовавшиеся египтянами, не потеряли своих бактерицидных свойств до сегодняшних дней.
В современной научной медицине применяются препараты сосны, главным образом в качестве дезинфицирующих, мочегонных и отвлекающих средств.
А во время Великой Отечественной войны сотрудниками Ботанического института им. В.Л. Комарова разработаны способы получения витаминного напитка из хвои сосны, чему обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокадный голод.
К слову, с городом на Неве и сосной связана еще одна примечательная история. Знаменитая Кунсткамера началась с сосны, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Она попалась на глаза Петру I на Васильевском острове, покрытом в начале XVIII века густым сосновым бором.
С 1 по 10 марта Ива.
Лэ об ивах
(Игорь Древлянский)
…Но жемчуг, серебрившийся в бокале,
Меня от гибели не уберег,
И вновь клепсидра отмеряет срок
До нашей встречи в полутемной зале.
Ты вновь протянешь мне бокал вина
С таким нездешним странным ароматом,
Я опущу в него браслет с агатом,
И треснет он, едва достигнув дна.
Но ты кивнешь с улыбкою печальной:
«Tristesse… Tristeza…» Сделаю глоток…
Тристан, такой ли ты давал зарок,
Когда держал в руках фиал хрустальный?
Но над тобою халцедона свод,
И ты безмолвен, ведь жива легенда,
И далеко до нового Триченто,
А здесь и ныне – предрешен исход…
И ты ко мне рванешься: «Mea culpa!»,
На краткое мгновенье разделив
Со мной вино… И никнут ветви ив
Над белой усыпальницей Исульты.
картина Эдмунда Блейера Лейтона "Тристан и Изольда"
11 —20 марта - время ЛИПЫ
Липа цвела... плыл аромат... лился, сквозил...
Липа цвела... слёзы дождя сбили пыльцу...
Солнце, сними капли с цветов... как бы до зим
Липа цвела... плыл аромат... лился, сквозил...
Небо раскрой, бурею ветр снова грозит,
Солнце, друг мой, ясный день ей очень к лицу...
Липа цвела... плыл аромат... лился, сквозил...
Липа цвела... слёзы дождя сбили пыльцу...
Василиса Иванова. Триолет.
Липовый мёд известен всем. А если такой мёд ещё и в бочонках из липы хранится, то цены ему нет. Бочки для мёда делаются исключительно из липы. Липа является деревом через которое мед не просачивается. Не даром лучшим мёдом считается мёд-липец - собранный из липовых деревьев или хранящийся в липовых бочках, аромат и первозданная свежесть сохраняется в такой посуде очень долго.
АЛЬБАН ЭИЛЕР - кельтский весенний "Праздник птиц". Ещё этот праздник называют Остара.
( Его же называют "Эльфийским Новым годом").
По традиции люди отправляются встречать птиц, от рассвета до середины утренней поры, чтобы увидеть возвращение птичьих стай. С этим временем ассоциируются птичьи яйца и птенцы, что является пережитком друидического общения с птицами.
Дата - 21 марта, день весеннего равноденствия.
Современный эквивалент- Пасха, кельтский праздник богини Истар.
Покровители: Талиесин. Праздник мужской солнечный.
Обычаи: окрашивание, собирание птичьих яиц, наблюдение за птицами.
Символы- кролик, птенцы, ласточки, крашеные яйца.
Священная пища: рыба, конфеты из кленового сахара, зобные и поджелудочные железы теленка и ягненка, яйца.
Благовония: лаванда, нарциссы и ракитник.
Сегодня единственный день в году, который у друидов посвящён ДУБУ
21 МАРТА - ДЕНЬ ДУБА
- А вам никогда не бывает страшно? - спросила Алиса. - Вы здесь совсем
одни, и никто вас не охраняет...
- Как это "одни"? - сказала Роза. - А дуб на что?
Л. Кэрролл
«И дуб когда-то был крошкой, колыбелью ему служил маленький желудь... Больше, великолепнее его не было дерева во всем лесу. Вершина его высоко возносилась над всеми деревьями и была видна с моря издалека, служила приметой для моряков... В ветвях дуба гнездились лесные голуби, куковала кукушка, а осенью, когда листья его казались выкованными из меди, на ветви присаживались и другие перелетные птицы...» - так описывает это дерево Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Последний сон старого дуба»
И это очень показательный отрывок, ибо в нем представлена практически вся гамма символических значений и смыслов, которые приобрел этот лесной гигант за историю своего существования на земле, а именно: долголетие, происхождение великого из малого, великолепие и мощь, священное значимое место, покровительство и прибежище, слава и даже жертва.
Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».
У многих народов дуб посвящался богам: Зевс у греков, Юпитер у римлян, Тор у германцев, Перкунас у литовцев, Дубобог у японцев, Прове у балтийских славян, Перконс у латышей. А в Ромове древние пруссы окропляли священный дуб кровью жертвенных животных и поклонялись в его образе сразу трем богам.
У литовцев и германцев дуб подчас заменял храм, ибо в его дуплах могли укрыться до сотни человек.
Жители Палестины хоронят под дубами своих пророков и святых. Так же поступают и суфии, которые к тому же украшают их ветви лоскутками одежды.
В Англии очень долго считалось, что срубить дуб - это роковой грех, хотя все остальные деревья можно было заготовлять без ограничений. Он использовался только для священных костров. Дуб считался деревом, которое может исцелять и предсказывать.
С введением же христианства началось повсеместное уничтожение дубов как главного предмета языческих культов.
И лишь в эпоху Возрождения снова входят в обиход эмблемы, связанные с дубом. Хотя иногда дубовый лист можно видеть и в готических орнаментах.
И до сих пор живо предание по которому у скептика который усомнился в святости дуба и отрубил его ветвь отсохла рука.
Повсеместно дуб считается символом долголетия и мощи. И это неудивительно. Ведь дубы известны с древнейших геологических эпох. Эти деревья современники мамонтов и других вымерших животных. Они могут жить до 2,5 тысяч лет, а зрелость дуба наступает только в 150 лет. Дубы вырастают до 30 метров в высоту и до 25 метров в окружности. До 18 века дубы возрастом несколько сотен лет считались в Северной и Восточной Европе обычным делом.
Символика дуба у друидов
Само название друиды вероятно происходит от слова «dru» - дуб.
В гороскопе друидов дубу посвящено 21 марта - день весеннего равноденствия. Кроме того, друиды поедали желуди накануне предсказаний. В дубовых рощах они совершали свои богослужения.
К наиболее священным из обрядов друидов относился обряд срезания с дуба ветви омелы, которая считалась панацеей от всех болезней и несчастий. Его производили в полнолуние. Друид в белых одеждах приносил в жертву дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева. Затем специальным золотым серпом срезалась с дуба ветвь омелы.
Дуб в христианской символике
В Ветхом Завете под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь (при императоре Костантине на этом месте была построена базилика). Возможно поэтому, в мистериях Бог-отец часто выступал под именем или в форме дуба. Священными дубами окружена могила Авеля на утесе реки Авале в Ливанских горах. Под дубом же Иаков закопал всех идолов Сехема. Иисус Навин воздвиг под дубом камень для клятвы. В Офре ангел Господень явился под дубом Гедеону. Кормилица Ребекки была захоронена под дубом, названным потом «дубом плача». Авимилеха поставили в цари у дуба. Под дубом же был похоронен Саул.
Позже дуб, или точнее падуб (Каменный дуб) стал считаться одним из тех деревьев, из которых по преданию был сделан крест Господень. Колючий падуб - это еще и символ тернового венца. По легенде, когда деревья услышали, что Христа должны распять, они договорились между собой что не позволят использовать в этих целях свою древесину и, когда их коснулся топор дровосеков, распались на тысячу кусков. И только падуб остался цел. Так это дерево вошло в культуру как символ почитания Христа, а так же как символ страстей Господних. В этом значении его можно видеть на изображениях Св. Иеронима (размышляющего о страстях Господних) и Св. Иоанна (провозгласившего Христа агнцем Божьим и предсказавшего таким образом его жертву). Упавший же ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация - аллегория обращения язычников.
Символика дуба у славян
Само слово дуб в славянских языках означает «дуплистое дерево» и долгое время слова дуб и дерево считались синонимами. Более того, дуб признавался как главное, настоящее дерево.
Дуб на Руси считался также символом защиты и обороны и именно из дуба были сложены стены Московского кремля при Иване Калите.
Хотелось бы отметить, что эмблема дубового листа - это воистину вневременной, внеклассовый и подлинно международный символ, тесно связанный с понятиями мужества, доблести и чести.
В Шервудском лесу есть знаменитый дуб Робин Гуда.
В Шервудском лесу есть знаменитый дуб Робин Гуда.
и это здорово!!!
Doom
красотень
я, кстати, в детстве жила на улице Дубовой. после фильма была уверена, что "это не просто так" вроде знака.
Doom, какой роскошный дуб! Вот что значит расти на просторе, где ничто немешает.
эмблема дубового листа - это воистину вневременной, внеклассовый и подлинно международный символ, тесно связанный с понятиями мужества, доблести и чести.
В Шервудском лесу есть знаменитый дуб Робин Гуда.
Дуб - дерево доблести, мужества и чести? Дерево-защитник? Тогда получается, что символическое значение имеет то, что у вольных стрелков был именно Заветный Дуб ? Символ их доблести, предоставляемой ими защиты... и сам - их защита, в каком-то смысле? Их убежище.
Wind - war horse
При желании можно и такую связь усмотреть. Интересная это тема очень. Всё больше и больше мне нравится. Как никак мы в лесу собрались И в словах приветствия у нас дуб упоминается.
Вы здесь » Sherwood Forest » Календарь » Кельтские праздники и календарь друидов