Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Средневековый быт


Средневековый быт

Сообщений 101 страница 120 из 130

101

Не только о Средневековье, но  в том числе и  о нем.

Лакриматорий: зачем раньше собирали слёзы в пузырек? Автор: Musteline 23 ноября 2021 09:50

   С античных времен и до конца XIX века можно было увидеть маленькие сосуды для сбора женских слез. Их называли лакриматориями — от латинского lacrima, то есть слеза. 0 Источник: yandex.net Ловец слёз Чаще всего это были целые произведения искусства — из цветного стекла, в драгоценной оправе со вставками из камней. Специальная форма горлышка позволяла легко собрать катящиеся слезы. Зачем же нужны были женские слезы? Почему их было принято собирать? Речь вовсе не шла о каких-либо рецептах ведьмовских или алхимических зелий. Но, тем не менее, традиции сбора слез в лакриматории были достаточно странными.
Взять с собой
Традиция собирать слезы появилась еще в античном мире. Тогда люди верили, что, отправляясь на тот свет, человеку стоит взять с собой все необходимое. Украшения, деньги, дорогие вещи подтверждали статус ушедшего. Но с собой могли взять и любимую лошадь, продукты, полезные предметы. По верованиям античных времен — в последнем путешествии все это должно было пригодиться. Но также считалось, что ушедшему важно знать и помнить — его любили и ценили близкие и окружение, он был для них важен. Поэтому в античном мире и в Византии, а затем и в средневековой Европе на похоронах раздавали лакриматории. В них собирали слезы женщин, а иногда и профессиональных плакальщиц. Пузырек закрывали пробкой и клали в могилу. 0 Источник: yandex.net Чем больше слез удавалось собрать — тем явственней было выражение любви и уважения к ушедшему. Полный лакриматорий — человек был хороший. Но если в этом случае традиция отчасти понятна и современному человеку, то были и более странные ритуалы, связанные с лакриматориями. Обычай сбора слез продержался долго – до викторианских времен. Зачем же еще собирали слезы в специальные сосуды?
Романтика вдов.
В христианской Европе вдова была обязана демонстрировать скорбь по супругу вне зависимости от того, испытывала она ее или нет. Долгое ношение траура, сокращение социальных контактов, отказ от увеселений, неодобрение повторных браков — такова была участь вдовы. Но и такое состояние романтизировалось. 0 Источник: yandex.net Некоторые вдовы в знак своей печали постоянно носили с собой лакриматории и собирали слезы по умершему супругу. В годовщину вдова выливала слезы на его могилу. Так что полный лакриматорий в руках вдовы означал, что она чтит память своего супруга. Новый виток использование лакриматориев получило в викторианскую эпоху. Долгое вдовство королевы и множество вдов в обществе придали этому состоянию особый налет романтизма. Но встречались и еще более странные случаи сбора женских слез.

Средневековые лакриматории (нижний - английский):

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t798038.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t51226.jpg

Поплачь по мне, пока я живой…
Средневековые ревнивцы, отправляясь в странствия и военные походы, выдавали супругам лакриматории. В отсутствии мужа женщина должна была постоянно плакать о нем, демонстрируя свою любовь и верность. По возвращении его из путешествий жена была обязана предъявить полный сосуд слез. Таким странным способом женщины доказывали мужьям, что проводили время без них в слезах и молитвах, а не в увеселениях. Как ревнивцы могли понять, что жена наплакала лакриматорий, тоскуя по нему, а не нюхая, например, лук, история умалчивает.

А это уже эпоха Ренессанса:

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t901745.png

https://fishki.net/4009075-lakrimatorij-zachem-ranyshe-sobirali-slyozy-v-puzyrek.html?utm_source=aab&sign=721868116779161,470998937420619

P.S. В другом источнике нашла информацию, что последние упоминания об использовании емкостей для сбора слез жен относятся к периоду Гражданской войны в США (1861—1865). После этого «ловцы слез» надолго вышли из обихода, и вспомнили про них уже в XXI столетии.

+2

102

Норна написал(а):

женщина должна была постоянно плакать о нем, демонстрируя свою любовь и верность.   ...проводили время без них в слезах и молитвах, а не в увеселениях

А  от мужчин того времени не требовалось доказывать свою верность после долгой разлуки. Они просто верны и всё.

0

103

Malena написал(а):

Они просто верны и всё.

И главное, они тоже плакали! Только слезы не собирали в лакриматорий.

  Есть интересная книга  историка  А. Г. Суприяновича  "В слезах и во славе: гендер, власть и идентичность в средневековой Западной Европе". — М.; СПб.: Центр  гуманитарных инициатив, 2017. 264 с.
  Вот ссылка на нее:  https://vk.com/wall-76284785_15232

  Один параграф  называется: "Слезы Рыцаря: штрихи к представлениям о мужественности в средневековых рыцарских романах".

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t355751.jpg

  Фредерик Уильям Бёртон. Встреча на лестнице башни.

  Он пишет:

"Как ни странно с современной точки зрения это выглядит, но средневековые рыцари плакали, навзрыд, прилюдно и, если верить источникам, очень любили это делать. Очевидно, средневековые представления о мужественности значительно отличаются от того, что мы о них думаем. Как минимум тем, что предполагали открытое изъявление чувств и эмоций, более того, выставление их напоказ, при условии облечения в достойную форму.
  Попытки объяснить этот примечательный факт повышенной эмоциональностью средневековых людей уже давно никого не убеждают. Адепты социальной истории наработали немалый материал о том, какие чувства выставлялись напоказ и почему, какие, наоборот, скрывались, чем это объяснялось, в какой форме и случаях они репрезентировались на публику. Нас интересует другой аспект проблемы — как соотносится с проявлениями слабости (в современном понимании),  в частности со слезами, представление о мужественности в средневековой литературе, как и когда оно трансформируется. Рассмотрим ситуации, в которых рыцари демонстрируют неприличную, в нашем понимании, слезливость".

.
       И  этих случаев  оказывается немало. Слезы  - атрибут влюбленного рыцаря;  рыцаря, оплакивающего павших, например, своего сюзерена; слезы расставания с другом, слезы сострадания, слезы, вызванные недостатками поведения героя или слезы от проявленной к нему несправедливости, слезы от ран, от физических страданий, но это можно позволить  себе  только в своей постели, а не в бою. Очень редко – слезы счастья. Позор для рыцаря  – слезы, вызванные страхом.
     А. Суприянович:

" Рыцарь, собственно, — не рыцарь, если не плачет. Ведь назначение слез — показать социально значимые качества, а именно те, что подчеркивают рыцарское достоинство, и принадлежность к соответствующей социальной группе. Важнейшими, конечно, являются сердечная чистота и искренность, верность и благородство, доброта и т.п. (напомним, что мы говорим  о литературном образе). А что лучше слез может обнаружить чистое сердце, помня о том, что слезы — еще и средство очищения, причем наиболее распространенное в рассматриваемую эпоху. «Слезливость» куртуазной культуры очевидно связана с новой концепцией благородства и мужественности. На смену жестокости и суровости должно было прийти умение любить, что в христианской доктрине тесно связано с понятиями страдания и сострадания. Мужественный человек — имеющий любящее, нежное, чувствительное сердце. Именно слезы должны репрезентировать его. И именно слезы должны были демонстрировать силу духа, имеющую гораздо большее значение, чем сила физическая (достаточно вспомнить кульминационную битву того же Парцифаля с его пятнистым братом). Вместе с тем не всякие слезы позволительно показывать. В тех случаях, когда персонаж проявляет слабость, недееспособность, нерешительность, трусость, слезы подлежат осуждению".

  Но, конечно, так было не всегда. Уже к концу XIII- началу XIV века куртуазная "слезливость" пошла на убыль,  пока в XVI столетии не стала прямо высмеиваться. Новый всплеск  мужской "слезливости" относится только к эпохе сентиментализма. Но в нашу эпоху  герои, в идеале, плакали!  Женщины -  от своей слабости, а мужчины, соответственно, от своей силы! Все, пошла за платком от избытка чувств.

+3

104

Норна написал(а):

средневековые представления о мужественности значительно отличаются от того, что мы о них думаем.

Действительно, современный человек ещё может понять, что в другие века люди по другому  одевались. Но то, что и свои чувства,  эмоции выражали по другому, даже на том же языке говорили по другому - не всегда осознаётся.

Норна написал(а):

Фредерик Уильям Бёртон. Встреча на лестнице башни.

Норна, спасибо, замечательная картина, никогда её не видела, но сразу поняла что автор - прерафаэлит, стиль узнаваем.

+1

105

Норна написал(а):

слезы, вызванные недостатками поведения героя или слезы от проявленной к нему несправедливости

Мда... жаль, что Карпентер не знал об этом. Так и вижу плачущего Гизборна после очередного едкого замечания шерифа типа: "вы не поедите на турнир, займитесь лучше делом"))

Malena написал(а):

Но то, что и свои чувства,  эмоции выражали по другому, даже на том же языке говорили по другому - не всегда осознаётся.

Ну так судится же по кинематографу. А там... дай боже, чтобы правильно подобрали костюм)))

+1

106

циник написал(а):

Ну так судится же по кинематографу

Да, согласна. В кино для выражения чувств героя у режиссёра большой арсенал средств : это и монолог самого героя; и то, с какого ракурса снимет его оператор; и музыкальная тема; и даже текст других персонажей как "цвет настроения" главного героя. Да и талант или нет самого режиссёра.
Поэтому для кино слез недостаточно (если брать шире, а не только литературный образ), чтобы

Норна написал(а):

показать социально значимые качества, а именно те, что подчеркивают рыцарское достоинство, и принадлежность к соответствующей социальной группе.

Норна написал(а):

Все, пошла за платком от избытка чувств.

Норна,  я туда же за платком...   https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117873-1.gif

+1

107

Норна, спасибо, очень интересно.

Картина по балладе, в которой всё очень печально. Тут на русском. А тут коротко по-английски.

И ещё вот немного про пояса на этой картине.

+3

108

циник написал(а):

дай боже, чтобы правильно подобрали костюм)))

Да и с одеждой проблема. Ты же сама иронизировала  в посте № 1  о средневековой одежде относительно  крашенных колготок Гизборна, которые совсем не похожи на реальные средневековые брэ и шоссы.

циник написал(а):

жаль, что Карпентер не знал об этом

Знаешь, а не факт, что он не знал. Наши медиевисты обычно идут по следам западноевропейских в том, что касается реалий   именно западноевропейской культуры. У них, наверняка, что-то в этом плане уже написано. Но тут несколько моментов. Во-первых, сам автор несколько раз разъясняет, что  литературная, в данном случае романная, модель поведения рыцаря не всегда является зеркальным  отражением реальной   эмоциональной культуры людей высокого Средневековья. Хотя, разумеется, подобная модель, рассматриваемая как некий идеал,  не могла не влиять на эту культуру. Во-вторых, в сериале не показаны рыцари, которые могли бы восприниматься в роли романного, скажем так, «цвета рыцарства». Может быть, за исключением  не показанного на экране младшего брата шерифа. Тот же сэр Гай, как мы помним, задумывался как образ комического злодея с ярко выраженной гротескной составляющей. Каким он реально был показан в фильме – это уже другой вопрос. Но тот же Карпентер, видящий в нем «фашиста», мог изначально проецировать на него стандарт антиповедения по сравнению с теми же  рыцарскими романами. Правда, положительные герои сериала тоже не отличаются слезливостью, даже ритуального плана.  Вот Алан, например, вполне мог бы немного поплакать в лесу от избытка чувств при воспоминании  о жестоко разлученной с ним Милдред. Он как менестрель должен быть предельно близок к куртуазной рыцарской культуре.  Но…не плачет. И вот тут уже возникает,  в-третьих. Все же сериал создавался в «ревущие» 1980е гг. И для зрителей этого времени ритуально плачущие герои   должны были казаться достаточно, скажем так, экстравагантными личностями. Вот милениалы те да! Это другое поколение. У меня уже года 3-4 повальное сочувствие трагедии «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина, прямо до комка в горле, до слез. Даже у некоторых журналистов, не говоря уже о филологах. Помню, в «лихие» 1990- е гг. этот сюжет, как и вся сентиментальная литература, вызывал или непонимание, или откровенные смешки. Но вот поди ж ты!

Tiny Gremlin написал(а):

И ещё вот немного про пояса на этой картине.

Tiny Gremlin, спасибо тебе за дополнение!  Я в свое время читала этот пост. Но автор сейчас  отключил комментарии, но в них, помню,  было мнение какого-то  искусствоведа о том, что изображенный на картине рыцарь совсем не «потрясающе беден». Один сюрко чего стоит! И  больше всего досталось «разбору» именно  пояса, который автор назвал тесемкой. Знала бы, сохранила бы комментарии!

Тут нашла еще  разбор, но не тот, который раньше видела.
Из статьи: Картины прерафаэлитов в деталях: о нарядах и доспехах
Разбирают исторические реконструкторы Екатерина Ляшенко, Сергей Гуньков.
https://artchive.ru/publications/4141~K … dospekhakh
Почему Средневековье прерафаэлитов "не настоящее?"

По картинам прерафаэлитов можно изучать разве что романтизированное видение прошлого, существовавшее в XIX веке, а вот в качестве источников для его исследования и реконструкции их использовать нельзя. Кто-то из мастеров попросту не стремился к исторической достоверности, а кто-то допускал сознательные ошибки в угоду эстетике. В целом, для их полотен характерны общие погрешности:
• анахронизмы: одежда, доспехи и предметы обстановки взяты из разных десятилетий и даже столетий;
• изображение только всего самого романтичного, красивого и пафосного: именно по этой причине прерафаэлиты рисовали, в основном, самые визуально привлекательные доспехи — конца XV — начала XVI веков. И если рыцарские облачения и старинная архитектура сохранились довольно хорошо, то совсем по-другому дело обстоит со средневековой одеждой — она была совсем не такой привлекательной, как хотелось бы художникам. Поэтому средневековые костюмы на картинах скорее «фантазийные»;
• приукрашивание: для большей привлекательности художники дополняли то, что видели в исторических источниках, уймой декоративных элементов — к примеру, если мы говорим о нарядах, то это накладки, вышивки, тесьма, узоры.

.

А вот по нашей картине:
Хеллелила и Хильдебранд: встреча на башенных ступенях
Фредерик Уильям Бертон
1864, 95.5×60.8 см

-

«Хеллелила и Хильдебранд: встреча на башенных ступенях» — это неплохой пример работы со средневековым сюжетом: минимум замечаний. Так, наряд Хиллелилы и доспехи Хильдебранда взяты из разных столетий: платье похоже на оригиналы начала XII века, а доспехи — IX—X веков, кроме того, они немного приукрашены, а меч более поздний.
— Платье Хеллелилы, подбитое тонким мехом — это зимний вариант наряда. Могли ли существовать ткани такого глубокого синего цвета — нельзя сказать точно, ведь оригиналов одежды не сохранилось, а цвета на средневековых изобразительных источниках изменялись со временем. К тому же, для покраски полотна и создания картин использовались разные пигменты. Если говорить о прическе — то в целом косы на тот момент были самым распространенным способом укладки волос. Все прорисованные мелочи на картине — это видение автора.

На Хильдебранде — типичный полный кольчужный доспех раннего темного Средневековья, характерный для X—XII веков, такие носили вплоть до начала крестовых походов. На этой работе меня смущают несколько вещей: шлем, меч и обувь.
На шлеме видим бронзовый наносник, который был характерен для ярлов (знати) или просто богатых воинов. В целом, это не является ошибкой: автор, скорее всего, хотел показать достаточно простое облачение, но с элементами качественного декора. Хотя логичнее было изобразить более простой вариант, что-то похожее на шлем из Гьёрмундбю.
И насчет меча: его эфес, тисненая кожа и повторяющиеся узоры на ней, скорее, соответствуют более позднему периоду. Кроме того, изображен романский тип меча, а на картине было бы уместным изобразить каролингский.
И, наконец, рыцарь на рисунке носит остроносые пулены, которые стали входить в моду ближе к XIV веку, а до этого были распространены круглоносые"

+3

109

Ну вот тем более, раз Гизборн у нас комический персонаж, а в восьмидесятые слезливость мужчин высмеивалась, то сам бог велел дать зрителям повод посмеяться, тем паче на фоне мужественно неунывающих разбойников. ))) Еще я бы хотела бы увидеть сцену в 3 сезоне на приеме у Хантингтонов, где бы перед танцев со свечами исполнили бы какую-нить печальную балладу. И лорд Клан красиво бы прослезился (тем более он эмоционально несдержанный валлиец). Это бы красиво углубило бы персонаж. И сделало его романтический выход перед леди Марион еще более романтическим)). А еще тамплиеры могли бы красиво оплакать своего погибшего товарища.
Что касается Алана, его умирание в зелёном лесу выглядело куда более достоверно со слезами))

+2

110

Норна написал(а):

рыцарь на рисунке носит остроносые пулены

Вот, это первое, что бросилось в глаза и смутило)) Сразу вспомнились Ромео и Джульетта))

+1

111

циник написал(а):

у вот тем более, раз Гизборн у нас комический персонаж, а в восьмидесятые слезливость мужчин высмеивалась, то сам бог велел дать зрителям повод посмеяться, тем паче на фоне мужественно неунывающих разбойников. )

Это да, но даже Карпентер в сценарии писал, что он не был трусом. Поэтому его слезы, к примеру, на макалке противоречили бы не только высокому канону поведения рыцаря, но и замыслу сценариста. Где бы ему поплакать в плане углубления и расширения образа Робертом Эдди?  Сразу и не вспомнишь...А вот! Когда его в общем-то совершенно несправедливо унижает прилюдно Ричард! Гизборн  выходит после этого из зала, и.... показывают его лицо крупным планом! Тут все бы было логично. Ну не железный же он!

циник написал(а):

Еще я бы хотела бы увидеть сцену в 3 сезоне на приеме у Хантингтонов, где бы перед танцев со свечами исполнили бы какую-нить печальную балладу. И лорд Клан красиво бы прослезился (тем более он эмоционально несдержанный валлиец). Это бы красиво углубило бы персонаж. И сделало его романтический выход перед леди Марион еще более романтическим)). А еще тамплиеры могли бы красиво оплакать своего погибшего товарища.
Что касается Алана, его умирание в зелёном лесу выглядело куда более достоверно со слезами)

Согласно. И исторически более достоверно! И углубляет психологию образов.

0

112

Норна написал(а):

на макалке противоречили бы не только высокому канону поведения рыцаря, но и замыслу сценариста

Не ну тут бы даже логике персонажа противоречили. Во-первых, Гизборн зол, во-вторых, демонстрировать тонкие струны души разбойникам как-то глупо. В-третьих, в сцене макалки юные и тонкострунные зрительницы (я была в их числе в свои 12 лет) уже пожалели Гизборна и без всяких слез. Нельзя, чтобы окно овертона открылось в эту сторону, оно б усилило жестокость самих положительных персонажей и юмор сцены вышел бы на уровень несмешного)))

Норна написал(а):

Когда его в общем-то совершенно несправедливо унижает прилюдно Ричард!

Да, может быть. Хотя для пущего драматизма и для того, чтобы зрители не провафлили момент, его пришлось бы слегка усилить и объяснить. То есть, показать унижение еще более ярко. Плюс, там опять же, присутствуют разбойники, что не настраивает Гизборна на романтический лад.))
А ваще у нас уже есть по-крайней мере две сцены, где Гизборн что называется "на грпани слез" и в истерике. Это сцена с деревьями, где Гай врывается к Хьюго и падает на лежанку, аки к профессиональному психологу)) И сцена, где Гизборн видит ожившего Беллема, а шериф еще нет. Оба момента - Гизборн встречается с противником, с которым не может справиться, с колдовством. Нет, усилить эти две сцены слезами я не предлагаю, я просто напоминаю, что они таки есть))

+2

113

циник написал(а):

в сцене макалки юные и тонкострунные зрительницы (я была в их числе в свои 12 лет) уже пожалели Гизборна и без всяких слез.

Это точно.

Я тут еще посмотрела информацию. Одним из специалистов в нашей стране по прерафаэлитам является Е. М. Кирюхина из Нижегородского  государственного педагогического университета им. К. Минина. В 2020 году она докторскую защитила по теории и истории культуры «ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КУЛЬТУРНОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ АНГЛИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – XX ВЕКОВ».

Вот ее книга:
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t928623.jpg
Тут ссылка:
https://www.litres.ru/e-m-kiruhina/sred … -50288914/

Но раньше я посмотрела ее статьи, поэтому ссылка на них: "ПОВСЕДНЕВНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ-ПРЕРАФАЭЛИТОВ" (2013).
https://cyberleninka.ru/article/n/povse … rafaelitov

Местом действия становятся и лестницы замка. Само положение персонажа на лестнице изначально связано с преодолением некоего препятствия, потому сюжеты таких картин более драматичны. На внутренней лестнице происходит действие картины Ф.У. Бартона «Встреча на лестнице замка» (1864), написанной на сюжет средневековой датской баллады «Хильдебранд и Хеллели» в поэтическом переложении У. Морриса. Из ее трагического сюжета художник выбрал эпизод мимолетной счастливой встречи влюбленных, поместив их в замкнутый интерьер, при этом датская принцесса выше, а влюбленный рыцарь ниже на ступенях лестницы, что подчеркивает обреченность их чувства".

И об исторической эклектике:

В изображении одежды эпохи Средневековья художники часто осовременивали своих героев, используя элементы одежды от XII до XVI вв: «На деле могло быть смешение элементов различных стилей: пуфики на рукавах — от XVII в., манжеты — от итальянского XV в., узкие юбки — из ранних 1800-х, а кружевная оборка на шее могла сильно напоминать своих предшественников XVI в.» [17, р. 331]. На картине Ф. Дикси «Рыцарство» (1885) прекрасная девушка, спасенная рыцарем, одета в ярко зеленое платье с кокетливо спущенным плечиком и кружевной оборкой, что более соответствует моде XIX века: зеленый цвет был очень популярен в 1870-е, к концу века стали усиливаться элементы одежды, превращавшие женщину в роковую соблазнительницу, а к началу ХХ в. появилось красивое нижнее белье [17, р. 320]. Возникает ощущение, что современные автору персонажи играют на сцене сентиментальную псевдоисторическую пьесу.

И еще ее  статья: Способы отражения и преображения средневековья художниками-прерафаэлитами // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 202-218. https://roii.ru/r/1/40.11
https://roii.ru/publications/dialogue/a … iddle-ages

Картина Ф.У. Бартона (1816–1900) «Встреча на лестнице башни» (1864) написана на сюжет средневековой датской баллады «Хильдебранд и Хеллели» в переложении У. Морриса. Баллада повествует о том, как принцесса Хеллели влюбилась в Хильдебранда, принца Англии, одного из двенадцати ее личных охранников. Разгневанный отец приказал своим семи сыновьям убить его, и Хильдебранд, защищаясь, убил его и шестерых сыновей, прежде чем Хеллели успела попросить о спасении младшего. В финале Хильдебранд умирает от ран, а Хеллели – от горя. Бартон «…вольно интерпретировал историю, поместив их прощание на ступени башни и оставляя простор воображению. Его выдумка поцелуя протянутой руки женщины и отсутствие контакта взглядов придает картине пикантность»45. В картине, посвященной несчастной любви, сохраняется точное изображение исторических реалий: четкий цветовой контраст насыщенно-синего и красного цветов одежды персонажей, замкнутость в интерьере, как схваченное мгновение мимолетного счастья.

Большую роль прерафаэлиты придавали передаче цветовой гаммы одежды9. Известно, что отношение к цвету уточнялось и усложнялось на протяжении всего Средневековья, а особенно — в XIV–XV вв., когда среди книг, посвященных символике цвета и цветовых сочетаний, был фундаментальный труд герольда Альфонса V Арагонского (Сицилийского Герольда) Le Blason des Couleurs («Геральдика цветов», ок. 1485)10. Й. Хейзинга подробно описывает: «В праздничной и парадной одежде над всеми прочими цветами господствует красный. <…> Торжественные выходы государей нередко полностью выдержаны в красном. Наряду с этим становится повсеместной праздничная одежда преимущественно белого цвета. При составлении цветовых сочетаний возможны самые разнообразные комбинации: синий – с красным или фиолетовым. <…> Черное, особенно черный бархат, явно знаменует гордое, мрачное величие, столь любимое этой эпохой»11. Одеяние Джейн Моррис в «Гвиневре» (1858) У. Морриса (1834–1896) – платье, покрытое драгоценностями по декольте и украшенное пуговицами спереди до низу, спускающееся мягкими складками на землю, привлекает контрастом длинных узких красных рукавов, покрытых пуговицами от предплечья до запястья, с черными, напоминающими перчатку, манжетами: художник тщательно копирует моду XV в. вплоть до обработки манжет на рукавах12. Далее у Й. Хейзинги: «Среди всех прочих цветов прежде всего зеленый и синий обладали особым символическим смыслом… Ведь оба они являлись цветами любви: зеленый – влюбленности, синий – верности. <…> Зеленый цвет был преимущественно цветом юной любви, полной надежд. <…> Поэтому и странствующий рыцарь должен одеваться в зеленое»13

0

114

Тут статья Джайлза Констебля, профессора средневековой истории Гарвардского университета, про бороды. Д. Констебл прожил долгую жизнь. Он скончался в 2021 году, в возрасте 92 лет. В статье много информации о символике бороды и о моде, связанной с ее бритьем или же, напротив, отращиванием.
Констебл Дж. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие.

Ссылка по первой публикации на русском языке: "Одиссей. Человек в истории". Пер. с англ.: Чайников Ю. В. М.: Наука, 1994. С. 165-181
http://vneshnii-oblik.ru/kultura/ist-kult2/borody.html

Статья большая, выбрала то, что касается нашей эпохи.

"Особенно распространилось во второй половине XI в. бритье бороды во Франции и Англии. Уильям Малмсберийский писал, что незадолго до вторжения норманнов в Англию посланные Гарольдом лазутчики сообщили, что все норманнские воины – священники, "ибо все лицо их и обе губы обриты, тогда как англичане оставляют волосы над верхней губой"27. По сообщению Геральда Валлийского, в Уэльсе "мужчины привыкли брить бороду, оставляя только усы, и они придерживаются этого обычая не с недавнего времени, но с древних веков"28.
     В отличие от этого на рубеже XI и XII вв. французские и норманнские моралисты сетовали уже не на бритье, а как раз на бороды и особенно на длинные волосы. В "Церковной истории" Ордерика Виталия бородачи ассоциировались с кающимися грешниками, заключенными и паломниками, и он сетует на то, что "сейчас почти все наши соотечественники посходили с ума и носят маленькие бородки, признавая тем самым, что, подобно козлищам смердящим, они погрязли в мерзких вожделениях"29. Серлон Сеезский в читанной перед королем в 1105 г. проповеди говорил, что "длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи и содомиты". Далее он обрушивался на тех греховодников, которые не брили своей бороды "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев"30.
     Одновременно подвергался критике и обычай носить длинные волосы, мода на которые шла в паре с модой на бороды. Так, согласно Ордерику, Руанский собор 1096 г. постановил, что в соответствии с заповедью от Павла "ни один мужчина не должен отращивать длинных волос"31. В "Historia novorum in Anglia" Эадмер сообщает, что св. Ансельм в своей проповеди на первый день Великого Поста 1094 г. призвал молодых людей благородного сословия подстричь свои волосы, как это подобает мужчинам, говоря: "Сейчас почти все изысканные юноши отращивают свои волосы на манер молодых девушек и с расчесанными волосами имеют обыкновение прогуливаться... бросая вокруг нечестивые взгляды"32. Епископ Годфруа Амьенский отказался в 1106 г. в Сент-Омере принять пожертвования от человека, "который явился неподстриженным... полагая, что не стоит принимать дары от того, кто, подобно женщинам, распустил кудри по плечам"33. Предубеждение против длинных волос было тогда настолько сильным, что Петр Коместор счел необходимым подчеркнуть, что "Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости"34.
     Особый оттенок приобрел спор о ношении бороды в среде крестоносцев. Епископ Ле Пюи побуждал воинов крестоносного войска, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником "из-за схожести бород"35. Греческие писатели, больше, чем латинские, обращавшие внимания на бороды, быстро заметили, что франки брились36".
     В миниатюрах XII в. почти все солдаты изображены безбородыми. Причиной этого была, возможно, трудность носить бороду под металлическим шлемом или кольчугой, но, видимо, это соответствовало и возобладавшей постепенно моде.
          Почему обычай отрезать волосы и сбривать бороду распространился в середине XI в. и продержался весь XII в., неизвестно.  Иногда это связывают с возросшим в XII в. влиянием античных образцов40. Представляется, однако, что данная мода зародилась еще до того, как смогли проявиться, по крайней мере на севере, классические влияния (если о них вообще можно всерьез говорить в эту эпоху). Тем не менее, как свидетельствуют многие источники, современники воспринимали это как всеобщую и значительную перемену".

Получается, что сэр Гай и Роберт Хантингтон  – правильные с точки зрения  моды конца XII   века молодые люди, а вот на  Майкла-Робина с его роскошной гривой волос  тогда смотрели бы косо.  Так и представляю, как он в еще дошервудский период своей жизни  прогуливается по Ноттингему, бросая вокруг "нечестивые взгляды".

+2

115

Норна написал(а):

в еще дошервудский период своей жизни  прогуливается по Ноттингему, бросая вокруг "нечестивые взгляды".

В дошервудский период он по канону вкалывал на мельнице ) Так что в городе прохлаждаться было бы Робину особенно некогда, ибо усталость, да и идти далеко. Разве что в праздник какой, но там и без него народу набралось бы немало.  Полагаю, что в толпе эффект выразительности взгляда был бы несколько потерян.  :P

0

116

lady Aurum написал(а):

Полагаю, что в толпе эффект выразительности взгляда был бы несколько потерян

Так они бы сначала его длинные волосы заметили, каких ни у кого нет, ну а потом бы и  нечестивый пламенный взгляд разглядели из-под волос.   ;)

+1

117

Норна, ну, пусть так ) О волосах я не спорю, однако о взглядах судить здесь скорее св. Ансельму, это его идея. Я скорее о том, что фланировать в ноттингемах Робин бы не зачастил.

0

118

lady Aurum написал(а):

однако о взглядах судить здесь скорее св. Ансельму, это его идея.

   Так ведь он тоже мыслил в контексте христианской парадигмы , опираясь в качестве первоисточника на Библию. Там, как посчитали любознательные ученые, слово нечестивый употребляется  42 раза  в двух основных смыслах. Нечестивый в смысле безбожник и нечестивый в смысле развратитель, поступающий  по своим нечестивым прихотям. Так как речь идет о «золотой молодежи», прообразе позднейших петиметров и щеголей, пристрастившейся к длинным локонам, то, скорее всего,  обвинение было все же не буквально в безбожии, а в следовании моде,  дабы придать себе  необходимую для очарования прекрасного пола красоту. Ну а там, где волосы, там и взгляды соответствующие, по логике св. Ансельма. 
    Но если, к примеру, нормандская молодежь в этом случае нарушала заветы предков, то Робин как сакс мог этим заветам как раз следовать.
Британский археолог и историк искусств Дэвид Вильсон в своей книге «Англосаксы – покорители кельтской Британии» относительно стрижки у саксов ссылается на свидетельства двух писем, в которых содержались предостережения  против стрижки «на датский манер» ( стр. 104, если брать издание 2004 г. на русском языке). При этом объясняется, что такая прическа означала, что у человека оставалась открытой шея.
    Информация о стрижке «на датский манер» присутствует и у английского историка XVIII– начала  XIX вв. Шэрона Тернера «История англо-саксов». Он, кстати, упоминает, что  древний саксонский закон карал человека, схватившего другого за волосы, делая такую ссылку. Lindenbrog. Codex Legum Antiquarum… I. P. 474 . Получается, что когда Робин хватал сэра Гая за волосы он наносил ему тяжелое, по саксонским меркам, оскорбление.

lady Aurum написал(а):

фланировать в ноттингемах Робин бы не зачастил.

Знаешь, а ведь описание тяжелой жизни Робина на мельнице, по факту, мы видим только в новеллизации, которая, по словам  Р. Карпентера, начинала свою жизнь как сценарий фильма (если иметь в виду форумный перевод).  Там упоминается грубый хлеб и фасоль, которые являются обычной пищей юного Робина,  рассказывается, как отчим-мельник втаскивает на мельницу тяжелые мешки с зерном. Отсюда понятно, что мельник не «кулак», не использует для работы батраков. Поэтому и его сыновья: и родной, и приемный – отнюдь не белоручки. О Робине в форумном переводе написано: «Хотя он едва достиг совершеннолетия, его тело уже было закалено трудом на открытом воздухе. Жизнь на мельнице сделала его спину крепкой, а плечи - широкими. Это была трудная жизнь, но она дала свою закалку».  Понятно, что такому Робину  разгуливать по Ноттингему  особенно некогда. А в фильме ведь это не показано. Хотя, в принципе, можно было бы потратить пару десятков секунд пленки, чтобы показать Робина, несущего мешок с зерном на мельницу. И еще момент. В этой же новеллизации упоминаются видения, которые с детства преследовали героя и как бы  давали ему понять, что он – избранный. Опять же это подготовка к встрече с Херном. А в фильме эти моменты опять  пропущены, поэтому и появляется порой недоумение: встретил Херна и сразу стал другим человеком. В  контексте мистического начала фильма это, может быть, и хорошо, но с точки зрения реализма повествования немного хромает. И опять же такой, свободно бегающий по лесу  и не обремененный особым трудом, киноРобин  вполне может прогуливаться на своих молодых и быстрых ногах в Ноттингем хоть каждый базарный день. Как говорится, людей посмотреть, себя показать. Кстати, сколько раз в неделю были «базарные дни» в Ноттингеме рубежа XII-XIII веков? У нас, на Руси, базарный день обычно был  пятницу. Отсюда и выражение пошло: «Семь пятниц на неделе». А в Европе? Надо посмотреть. А, кстати, в новеллицазии не только мешки, еще рубка деревьев  упоминается. В общем, трудовое воспитание налицо.

+3

119

Норна написал(а):

Получается, что когда Робин хватал сэра Гая за волосы он наносил ему тяжелое, по саксонским меркам, оскорбление.

Это если тот еще не понял, избитый, обезоруженный, связанный и перекинутый через седло)))

Норна написал(а):

При этом объясняется, что такая прическа означала, что у человека оставалась открытой шея.

То есть, просто короткая стрижка под горшок?)))

Норна написал(а):

Там упоминается грубый хлеб и фасоль, которые являются обычной пищей юного Робина

Хм... на такой диете он вряд ли был бы с изящной талией))

0

120

циник написал(а):

Это если тот еще не понял, избитый

Нет, ну прямо избитым Гизборн в кино не выглядит. Рубашка белая, следов грязи и крови нет: ногами точно не пинали. Если очень присматриваться, то угадывается легкий фингал под левым глазом, что логично, так как Робин правша. Так что должок, связанный с первой встречей и оплеухой, полученной от Гизборна, Робин, кажется,  все-таки вернул. Но это предположительно. Может, свет так падает.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t499236.png

А ведь в первоначальном варианте сцены присутствовал еще и кинжал у горла Гизборна. Тогда акцент переносился с волос именно на кинжал, и смысл жеста был уже другой.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t18274.jpg

Тут же еще важно, за что именно дергать. У саксов вот волосы сакрализировались, а у тех же украинцев, например, усы. В то время как за чубы молодежь было таскать вполне позволительно в воспитательных целях, и не только бурсаков. У А. С. Пушкина в поэме «Полтава»  измена Ивана Мазепы Петру I  на полном серьезе объясняется тем, что однажды на пиру Петр совершил поступок, который гетман ему не мог простить:

Однажды я с царем суровым
Во ставке ночью пировал:
Полны вином кипели чаши,
Кипели с ними речи наши.
Я слово смелое сказал.
Смутились гости молодые…
Царь, вспыхнув, чашу уронил
И за усы мои седые
Меня с угрозой ухватил.
Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Отмстить себе я клятву дал;
Носил ее – как мать во чреве
Младенца носит. Срок настал.

То есть, просто короткая стрижка под горшок?)))

Может быть,  и под горшок, как в фильме «Пришельцы». Там ведь у графа Годфруа де Монмирая, вроде, стрижка как раз под горшок. Кстати, и действие там происходит в XII веке. А у нас в сериале стрижки все же более приближенные к современности, как каскад у Майкла Прейда. Явно не горшок и у Гизборна, и у тамплиеров. И шею, кстати, волосы частично закрывают.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t606689.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t563037.jpg

По сравнению с саксом Робертом волосы, безусловно, короче.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t677526.jpg

Хм... на такой диете он вряд ли был бы с изящной талией))

циник, ты права! Знаешь, самое смешное, что фасоль в рационе англичан, как и у европейцев вообще, появилась, как считается,  не раньше XVI века, а в России вообще с XVIII века. Так что у Р. Карпентера тут явный анахронизм. Но так как у него в сценарии у Робина лук был спрятан в дубле дерева, то можно предположить, что стройность героя была обусловлена  вполне себе белковой диетой. Хоть не олениной, но мясом других более мелких  животных он, можно предположить, питался.

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Средневековый быт