Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Средневековый быт


Средневековый быт

Сообщений 121 страница 130 из 130

121

Норна написал(а):

А ведь в первоначальном варианте сцены присутствовал еще и кинжал у горла Гизборна. Тогда акцент переносился с волос именно на кинжал, и смысл жеста был уже другой.

Прям жаль, что передумали)))

Норна написал(а):

Может быть,  и под горшок, как в фильме «Пришельцы». Там ведь у графа Годфруа де Монмирая, вроде, стрижка как раз под горшок. Кстати, и действие там происходит в XII веке. А у нас в сериале стрижки все же более приближенные к современности, как каскад у Майкла Прейда. Явно не горшок и у Гизборна, и у тамплиеров. И шею, кстати, волосы частично закрывают.

Ну... стрижка нужна главным образом для того, чтобы волосня из-под шлема не лезла в лицо. Так что правильнее наверное не под горшок, а под шлем))) Это исторически. А в сериале понятно, для красоты))

Норна написал(а):

Но так как у него в сценарии у Робина лук был спрятан в дубле дерева

Фигасе длинное дупло!

+1

122

циник написал(а):

Фигасе длинное дупло!

В сценарии вообще много интересного, если внимательно читать. Например, заявление о том, что Робин только что стал совершеннолетним. Как-то по средневековым меркам совершеннолетие наступает для юношей  лет в 14. Это что ему 14 лет в начале фильма? А Мачу написано, что 16 лет, и он еще типа мальчик. То есть совершеннолетие имеется в виду современное английское. Но это опять же анахронизм в тексте и т д.

+1

123

Бани и гигиена в Средние века

https://proshloe.com/bani-i-gigiena-v-srednie-veka.html

+2

124

Норна написал(а):

В сценарии вообще много интересного, если внимательно читать. Например, заявление о том, что Робин только что стал совершеннолетним. Как-то по средневековым меркам совершеннолетие наступает для юношей  лет в 14. Это что ему 14 лет в начале фильма? А Мачу написано, что 16 лет, и он еще типа мальчик. То есть совершеннолетие имеется в виду современное английское. Но это опять же анахронизм в тексте и т д.

В сценарии про повзрослевшего Робина говорят - "he is barely out of his teens", то есть, ему около 19-20 (teenage - это от 13 до 19).
На момент нападения на Локсли по сценарию ему 5-6 лет (a little boy of five or six).

В сериале между первыми показанными событиями и продолжением, когда нам показывают уже взрослого Робина, проходит 15 лет (в начале надпись на экране: "The village of Loxley, 1180", затем: "CASTLE DE BELLEME -Fifteen years later-").

Мачу по сценарию - около 16 (about sixteen).

Гизборну по сценарию - 19-20, он одного возраста с Робином (about nineteen or twenty, the same age as Robin).

Марион - около 17 (about seventeen).

Отредактировано in_love (2022-11-08 19:50:08)

+8

125

in_love написал(а):

В сценарии про повзрослевшего Робина говорят - "he is barely out of his teens", то есть, ему около 19-20 (teenage - это от 13 до 19).
На момент нападения на Локсли по сценарию ему 5-6 лет (a little boy of five or six).

in_love, спасибо, за уточнение возраста каждого из героев. Я ориентировалась на форумную  книгу «Робин из Шервуда» 1984 г., где есть пометка Р. Карпентера, что «эта версия начала жизнь как телевизионный сценарий». А в этой книге  очень много именно сценарных  отходов от киноверсии.  Достаточно вспомнить гротескное  по духу фехтование Гизборна с Робином, где Гай сравнивается с быком. Мне это  сразу напомнило сцену из «Рыцаря Камелота», где Эдди примерно так фехтует с Вупи Голдберг. И сцена «макания» в духе маятника происходит в отсутствие Робина и т. д. Поэтому я и обозначила упоминание «совершеннолетия» тоже  как вариант сценария. Но в любом случае без конкретного уточнения возраста героев  в этом книжно-сценарном варианте термин «совершеннолетие» звучит несколько двусмысленно, так как  можно подумать не только о совершеннолетии в нашем понимании этого слова, но и о средневековом варианте совершеннолетия  после чего человек становился полностью юридически ответственным лицом. Для мужчин это 14 лет  примерно. В свете чего 16-летний Мач уже не просто «мальчик», а вполне себе взрослый человек, отвечающий за свои поступки. А сам сценарий у тебя есть отдельной книгой или электронным материалом?  Если есть, то дай, пожалуйста,  их  исходные данные (электронная ссылка, год-издание).

0

126

Норна, ссылки нет, это был допматериал на диске.

0

127

Норна написал(а):

В свете чего 16-летний Мач уже не просто «мальчик», а вполне себе взрослый человек, отвечающий за свои поступки

Вот поэтому он и Мач, то есть не ту мач, не шибко-то всебяем и отвечает за себя, дурачок, хоть по меркам средневековья и вполне уже взрослый.

+1

128

in_love написал(а):

ссылки нет, это был допматериал на диске.

Понятно. Спасибо!

0

129

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века.

Как развлечься в Средние века

52 обычных воскресенья,
по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы,
другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых,
плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее,
дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных,
а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов.
Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории.
Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание.
Основой миракля были апокрифические евангелия и рыцарские романы.
В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов.
Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых.
Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади.
При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.
При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами.
Зрители часто включались в действие как участники событий.
Можно было развлечься и без нравоучений - поглазеть на бродячих артистов.
С XIV века например во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.
Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику.

https://i.postimg.cc/xdvLWPKx/scale-1200.png

Послушать музыку или стихи

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.
Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.
На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами.
Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров.
Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.
Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам.
В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии.
У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».
Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

https://i.postimg.cc/Px7PCphs/John-William-Waterhouse-The-Decameron.jpg


Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.
Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки.
Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.
В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел.
Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

https://i.postimg.cc/mZ3Pbq9S/image.jpg

Поприветствовать гостя или правителя

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.
Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован.
Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.
От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками.
Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.
В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым.
Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.
Для гостя устраивали инсценировки.
В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь.
Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.
В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.
Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37.
Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

https://i.postimg.cc/0QDbKXBP/V-1364.jpg



Посмотреть рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.
Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.
Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.
Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.
Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову.
Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.
После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

https://i.postimg.cc/sxJxwQzL/XIV.jpg

https://i.postimg.cc/5yJjB5hv/2.jpg


Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием.
Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.
Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи.
Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.
Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию.
В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч.
Участие принимали все желающие, а правил почти не было.
Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

Поиграть

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения.
Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других — рассказать историю.
Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени.
Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклоненного игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты.
Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.
Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги.
Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Но самой популярной игрой были кости.
Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища.
Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.
К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца.
В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

https://i.postimg.cc/Mp3cCQB2/1283.jpg


Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом.
Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам.
Зрителей созывали глашатаи.
Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.
Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей.

В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению.
Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя.
Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.
Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики.


Отдохнуть у городского фонтана

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем.
Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви.
В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

https://i.postimg.cc/Y9tQkmRp/scale-120099.png



Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения.
После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.
Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».
Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением.
«Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда.
В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

https://i.postimg.cc/CKZZSxCZ/Jan-Steen-5.jpg


Потанцевать

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок.
С конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.
Обычно они находились по соседству с ратушей и церковью или напротив них.
Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах.
На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.
Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процесс
ии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

https://i.postimg.cc/FHHdCZ7V/imgpreview.jpg

Отредактировано Malena (2024-06-18 15:53:07)

+6

130

Прочитала очередную статью от Blackwood history и  восхитилась в очередной раз самоотверженностью брата Тука именно  в RoS ( у автора статьи, судя по фото, брат Тук из "Баллады о доблестном рыцаре Айвенго"), который ради Мэрион отказался от более чем хлебного места духовника шерифа. И возникает в который раз риторический вопрос, как он мог на это место попасть при весьма нехилой конкуренции.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t816659.jpg

https://dzen.ru/a/Y3Oh3FgHEXOdcR6j

Реалии средневековья. Жизнь монаха.

Лучше всех, в средние века, устроились монахи. Именно так решит современный человек, волей случая или божественным провидением занесенный в средневековье. И для этого утверждения у него кажется, будут все основания.
Ведь крестьянином в средневековье быть чрезвычайно печально, непрекращающийся труд с утра и до вечера, не шибко вкусный и чертовски однообразный рацион, крепостное право, непролазная скука, дом без пола и главное не малейших перспектив изменить такое положение вещей.
Рыцарем быть, конечно, повеселее. Но тоже совершенно не сахар. Чуть лучше еда, чуть больше возможностей.… Но, в общем, та же бесконечная рутина сменяемая нечастыми церковными праздниками, безденежьем, редкими пирами, один вид которых навивает тоску, а если повезет то войной, в которой тебя могут убить.
Наверное, неплохо было бы стать правителем, а то и вовсе королем, на эту должность и без нашего современника всегда было, кому занять.
То ли дело священник. Современное массмедиа рисует нам весьма заманчивую картину, толстого, хитроватого монаха дурящего крестьян и благородных. Пьющих пиво, и жарящих в своей хижине оленя, браконьерски добытого в королевских лесах.
Ну а если книги и фильмы по своей привычке привирают немного, то все равно, быть монахом значительно лучше, чем копаться в земле, или бежать с одним только копьем и щитом на вражеский строй. Молитвы, проповеди и переписывание книг работа конечно скучная, но безопасная и простая и сытная, особенно если мы говорим о средневековье.
Или все не так? Давайте разбираться.
Случилось так, что читая про средневековых священнослужителей, мы с тобой дорогой читатель, чаще всего имеем дело с образами высших церковных сановников, или наоборот священников и монахов низшего уровня, чья прилежная служба церкви, всегда под сомнением.
Брат Тук, инквизитор Торквемада, папа Сикст или епископ Орлеанский, все они, несмотря на бесконечно колоритные, а иногда даже и правдивые образы, не имеют к реальным монахам и священникам средневековой церкви ни малейшего отношения.
Монахов, священников, прелатов, епископов и пап римских, даже всех вместе во все времена было не то чтобы очень много. Нет, понятно, что например, в монастырях, они составляли большинство. Но если брать в целом, то их количество в Европе никогда не превышало более чем половину процента. И это даже если посчитать их со всеми братьями воинствующих орденов.
И этот факт, был бы первым препятствием на пути человека, решившего в средние века посвятить себя служению господу. Чаще всего, просто невозможно было прийти в ближайшую церковь или монастырь и заявить о том, что ты теперь хочешь стать монахом, или даже священником.
Такого человека, просто не поняли бы. На каких простите основаниях? Кто ты вообще такой? И по какой причине, мать святая церковь должна принять тебя в свое лоно? Что ты умеешь, чем ты можешь послужить господу нашему?
Идея о том, что любой человек может уйти из мира и стать монахом, идея совершенно недавнего прошлого. Еще в XVII веке христианская церковь была настолько закрытым сообществом, что попасть в нее со стороны было очень непросто. И чем дальше в средние века мы будем смотреть, тем этот процесс будет сложнее.
Но почему, – спросит дотошный читатель, — не потому ли что все стремились попасть на сытное и теплое местечко средневекового монаха? Нет, совершенно нет. Просто потому, что подавляющее большинство церковных объектов и уделов, даже в раннем еще средневековье были в первую очередь конечно божьими домами, но также и крупными производствами.
Монастыри как центры виноделия и пивоварения
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t252918.jpg
Да-да, ровно такими же производствами как городские цеха суконщиков, кузнецов и пивоваров позднего средневековья. С такими же, если не более жесткими внутренними правилами, где чужим места не было. И жилось там монахам, совершенно не так хорошо как кажется на первый взгляд.
Типичный монах, на протяжении практически всего средневековья, со времен "империи Каролингов" до "осени средневековья" это всегда рабочий. Нет, ну вы же не думали, что во времена не сильно сытого средневековья, кого-то будут кормить просто так.
Не за работу, или готовность умереть за других, не за права на земли или из боязни того что он придет и убьет всех, а просто так? Это было бы возможно в нашем сытом XXI веке, но в средневековье оно так не работало.
Поэтому, обычный, рядовой обитатель монастыря, церкви или крупного прихода работал всегда. Монастырь это не только место молитвы, но и виноградник, маслобойня, пивоварня или любая другая мастерская, да просто обширные поля церковных земель, засеянные почти всем, что можно сеять. И далеко не всегда на этих землях есть крестьяне для работ.
Поэтому средневековый монах, зачастую был также и виноделом, пивоваром, кузнецом, строителем и разнорабочим. В общем, работы для простых братьев во Христе, всегда было в достатке, и это как ни крути, не сильно отличалось от обычного крестьянского труда.
Да и остальная жизнь монаха не сильно отличалась от простого и бесхитростного быта средневекового крестьянина. Ну, разве что не нужно было думать о крыше над головой. И это был несомненный плюс. Но зато были молитвы, которым полагалось отдавать все свободное время, заутрени, и строгие монастырские правила, нарушать которые было чревато. Ну, если конечно ты не был важной фигурой в церковной иерархии.
Но подождите, — воскликнет другой, не менее дотошный читатель, — можно, же стать монахом переписчиком, грамотность ценилась, а до появления первого печатного станка еще куча времени. Да, это так, образованный человек в средние века, это большая редкость. Однако не нужно забывать, то, что считается образованием сейчас, и то, что считалось образованием тогда, это немного совершенно разные вещи.
Хотя образование в средние века, было в первую очередь конечно церковным, но кроме "слова божьего", включало в себя и риторику, и базовую экономику того времени, географию и множество всего. И это не говоря о том, что необходимо было знать минимум два языка, местный (как правило, франкский) и латынь. И вот скажите как тут обычному жителю раннего или классического средневековья, ну или нашему современнику, оказавшемуся этих реалиях сойти за грамотного человека?
Если даже, для того чтоб стать писцом, необходимо знание двух, а то и трех совершенно незнакомых тебе языков? Причем знание достаточно глубокое, позволяющее не только читать и писать на нем, но и разбирать такой же рукописный текст написанный тридцать, пятьдесят или сто лет назад.
Что бы ни говорили, работа переписчика, это нелегкий труд. И обучались ему писцы не год и не два. Большинство источников, которые изображают монахов-переписчиков, дают нам изображения глубоких стариков, отдавших этому делу всю свою жизнь и здоровье.
Но, быть может, у этой профессии есть какой-то карьерный рост? Карьерный рост, у средневекового аналога принтера? Дорогой мой читатель, ты же не всерьез так думаешь?
Что ж, кажется и эта работа, имеет не самые лучшие перспективы. Множество лет учится языкам и каллиграфии, для того чтоб всю оставшуюся жизнь, писать при неярком свете свечей сотни и тысячи страниц. Изо дня в день, до самой смерти. Лучше ли это тяжелого и монотонного крестьянского труда, в котором хотя бы иногда бывают просветы? Не уверен.
Но ведь средневековая церковь, это не только монахи. Весть есть же еще священники, настоятели епископы. Есть же, в конце концов, рыцари церковных орденов! И это абсолютно справедливое замечание, и вот прямо сейчас мы к ним переходим, напоследок только заметим что всех этих замечательных людей, в иерархии церкви, в средневековье было подавляющее меньшинство.
Но вернемся к священникам. Это конечно уже не монах. Рукоположенный священник это человек важный и самостоятельный, и что главное, хорошо образованный. А это значит что стать священником, обычному монаху, работающему от рассвета до заката, на монастырских, например, виноградниках было непросто. Хотя конечно такие случаи были известны, но все же, будущие священники, зачастую начинали свое образование еще вне стен монастыря.
"Пусть епископы в своем приходе внимательно наблюдают за священниками, их верою, крещением и отправлением службы; крещение должно совершаться по-кафолически; священники должны сами хорошо понимать молитвы за обедней, читать псалмы с достоинством и по разделению их на стихи, разуметь Господню молитву, и читать ее понятно для всех, чтобы каждый знал, чего просить у Бога"
Средневековая традиция отправлять своего третьего сына на церковное служение зародилась давно, еще во времена, когда раннесредневековый климатический пессимум закончился, и население Европы удвоилось менее чем за пятьдесят лет.
С тех пор, старший сын благородной семьи, получал две трети наследства и становился лендлордом, сохраняя и преумножая отцовские земли. Второй сын становился воином, неся семейную службу вместе с отцом, и являясь по призыву короля, а третий.… Третий становился священником. И это было очень удобно, таким образом, семья, получала возможность максимально влиять на все аспекты жизни, в том числе и церковной.
Понятно что с собой эти служители церкви, приносили многие светские привычки, которые изживались с большим трудом, если изживались вообще.
"Всеми мерами внушать священникам и дьяконам, чтобы они не носили оружия и более доверяли защите Бога, нежели меча." - Карл Великий Капитулярий.
И именно такие, младшие сыновья благородных семей и составляли большую часть христианских священников в Европе. И это было совершенно неудивительно. Ведь католическая церковь в средних веках была очень специфическим и чрезвычайно важным государственным институтом. Выполняя кроме феодальной и хозяйственной роли, так же роль главного средства массовой информации и коммуникации между поселениями, городами и государствами.
Именно она, устами своих священников, доносила до самых отдаленных уголков мира, новости практически любого вида, от местных сплетен до решения Никейского собора. И она же собирала местные слухи, истории и события, превращая их в новости для дальних земель.
Поставить на такую ответственную должность простого, полуграмотного монаха, или вовсе незнакомца, неизвестно откуда пришедшего, и заявившего, что он хочет быть священником, мог бы, только блаженный дурачок. Но вот только, ни блаженных, ни дураков в высших эшелонах церковной власти даже в те времена не водилось.
Вообще, обязанности священника, были весьма обширны. Кроме непосредственно исполнения церковных таинств, он должен был собирать церковный налог, поддерживать работу прихода, заниматься хозяйственной деятельностью, обеспечивая себя и приход всем необходимым. Не забывая при этом отдавать почти все, что накапливал приход дальше по инстанции.
И если ты мой читатель думаешь что к рукам священников, прилипала хотя бы малая часть всего того что через них проходило, то да, ты конечно же прав. НО! Красть у церкви, значит красть у Бога, и если вор притворялся слугой господа, то тем хуже для него. Донести на отступника найдется немало желающих, и еще больше захочет занять его место. И да, аудиторские проверки, придумали именно в церкви.
Как понятно, жизнь у простого священника, была тоже совершенно не сахар с мармеладом. Пускай они и не были заняты крестьянским трудом, но бездельниками назвать их точно было нельзя. И хотя жили они несравнимо лучше, чем большинство монахов, но все же, значительно более скромно, чем любой даже безземельный средневековый рыцарь. Нет, не потому что не хотели, или мучились например, излишней совестью и благочестием, просто не было возможности.
Церковь, даже во времена средневековья умела считать деньги и строить вертикаль власти. Перераспределяя полученные блага с максимальной выгодой для себя. Вот только вся эта перераспределенная выгода обычно никаким образом не касалась ни монахов, ни простых священников.
Так что при ближайшем рассмотрении жизнь даже священника, фигуры знаковой и важной в мире средневековья, весьма и весьма непроста, и уж точно далека от той картинки, что рисуют нам современные массмедиа. Много работы, много ответственности, мало денег и еще меньше возможности получать удовольствие от жизни, и что характерно, никаких перспектив. Ну, если ты, конечно, не принадлежишь к верхушке церковной иерархии.
Да, дорогой читатель, пришло время поговорить о князьях церкви. И разговор этот будет короток. Все высшие церковные сановники до того как прийти в стены церкви, были также высшей аристократией феодальной и дофеодальной Европы.
И поэтому рассматривать даже теоретическую возможность для обычного человека того времени, как впрочем и для нашего с вами современника, занесенного в средневековье, чуть менее чем полностью бессмысленно. А мысль о том, что простой монах из монастыря в Пуатье, может стать епископом Парижа, ничуть не более реальна чем история про то как безымянный бургундский углежог, женился на принцессе и стал королем.
Вот и получается, что жизнь простого монаха, или даже священника, ничем, в общем, то не отличается от жизни мирянина. Точно та же работа с рассвета и до поздней ночи, тот же скудный рацион, просто потому, что другого взять просто негде. А еще ко всему этому добавлялись довольно строгие ограничения, игнорировать которые без последствий, могли только высшие церковные иерархи.
"На том же соборе запрещено священникам и дьяконам, и всему клиру, держать в своем доме женщину, подозрения ради, кроме матери или сестры, или таких, которые не могут навлечь подозрения". Карл Великий Капитулярий о церковном порядке.
В общем, все ровно тоже самое, что и за стенами церкви или монастыря. Кто-то работает, кто-то молится, а кто-то….
Погодите, мы кажется, забыли рассказать про церковные ордена и братьев рыцарей! Нет, совсем нет, конечно же, не забыли. Просто это совершенно другая история, о которой мы поговорим в другой раз.

+3


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Средневековый быт