Разрешите поделиться впечатлениями. Всё больше и больше влюбляюсь в британцев, а всё из-за того, что пришла на "Sherwood Forest". "Сталки (Стоки) и компания" - яркая, реалистичная картина системы образования островитян 19-го - начала 20-го веков. Очень повеселило, что обитатели 5-й комнаты оказываются гораздо умнее своих наставников, большинство которых плохо знает психологию подростков и подозревает дурное даже там, где его нет. Души воспитанников для учителей - тёмный лес. Определение мотивации поступков и их прогнозирование - непосильная задача. На звание настоящих "медведей", по терминологии Ги Лефрансуа, в некоторой степени, могут претендовать ректор и пастор, пользующиеся уважением юных шалопаев за проницательность в сочетании с простотой и честностью перед мальчишками, поощряющие тягу к знаниям.
Что касается троицы главных героев, то их действия, порой жестокие, но часто справедливые, можно расценивать как борьбу за выживание. Из них формируются сильные личности с изворотливым умом, способностью управлять людьми и уважением к подчинённым (последнее вызывает симпатию прислуги, что даёт дополнительные преимущества).
Благодаря образам обаятельных "бандитов", прототипы которых стали в реальности знаменитостями, Киплингу удалось оправдать в какой-то мере казарменный режим современных ему школ*. Однако он, нетипичный консерватор, правдиво, без прикрас показал недостатки этого режима и общества в целом (например, эпизод с депутатом во "Флаге Родины", критика действий правительства в «Рабах лампы» - часть 2).
Книга, если можно так сказать, представляет собой своеобразную энциклопедию британской культуры 19 века в сжатом виде. Помимо увлекательного повествования, мы получаем как бы список литературы (с цитатами) по расширенной (ректором) программе обучения в Юнайтед сервис колледже.
Alga, спасибо за прекрасную, подробную рецензию - очередной бесценный вклад в жизнь форума.
______________________________________________________________________________________________
* Как тут не вспомнить «Корни дуба» Всеволода Овчинникова: «Если в средневековых школах основами воспитания считались латынь и розги, то Томас Арнольд, во‑первых, добавил сюда третий рычаг – спорт, а во‑вторых, вложил розгу в руки старшеклассника. О том, как командное соперничество на спортивных площадках дополнило изучение классиков, речь уже шла. Вторым же важным нововведением явилась система старшинства, то есть внутренней субординации среди воспитанников, которая наделяет старшеклассников значительной властью над новичками.
Для того чтобы эта субординация глубже пронизывала жизнь публичной школы, она организационно делится не горизонтально, а вертикально, то есть не на классы, а на дома. Каждый из домов объединяет воспитанников всех классов, остающихся в нем весь срок обучения от первого до последнего дня...
Да, в той самой стране, где так любят говорить об уважении человеческого достоинства, телесные наказания школьников отнюдь не ушли в прошлое вместе со средневековьем или даже временами Диккенса. Розга доныне остается здесь узаконенным средством, чтобы сначала учить воспитанника безропотно подчиняться, а потом, когда он сам станет старшеклассником, учить его умению повелевать».
Отредактировано lady Irene (2014-02-26 19:34:09)