Что Робин Гуд задолжал Уильяму Уоллесу?
Ученый утверждает, что английский герой создан шотландцами.
Из материалов "Геральд"
http://heraldscotland.com/sport/spl/abe … n-1.366360
Карлос Альба
Опубликовано 5.12.97
ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Робин Гуд и его Веселые Стрелки, по всей вероятности, обирали богатых, чтобы одаривать бедных Восточного Лотиана или Восточного Килбрайда, а не Восточной Англии… если верить новой, альтернативной версии истории. Ученый Стивен Найт утверждает, что образ исконно английского антигероя на деле был создан шотландцами и имеет удивительное сходство с защитником угнетенных Уильямом Уоллесом. В своей книге "Рэбби Гуд: эволюция мифа об английском герое в Шотландии" он приводит аргументы в защиту мнения, что до тех пор, пока этот образ не позаимствовали средневековые шотландские сказители, бич знатных путников из Шервудского леса больше напоминал старшину общины, нежели авантюриста-сорвиголову. И лишь впоследствии он, обретя характерные для современной легенды черты, вновь вернулся на юг.
Автор, профессор английской литературы из Уэльского университета в Кардиффе, говорит:
- В руках шотландцев образ Робин Гуда обрел новый смысл. Английский герой был человеком дела с инстинктивным стремлением к добру, который в пьесках и ранних балладах представлял местную общину в таких видах ее коллективной деятельности как сбор денег или сопротивление вторжениям извне. Но в Шотландии для народного героя нашлись более важные дела и ценности, выразителем которых он стал, включая чувство национального самосознания и сопротивление королю-узурпатору, тогда как для первоначального Робин Гуда ни то, ни другое не было главной задачей и в целом не представляло особого интереса. Механизм национального возрождения сделал его фигурой более родовитой и политически весомой. А потом он возвратился в Англию, где оказался ценнейшей находкой для идеологии Ренессанса.
Профессор Найт, который прочтет лекцию с изложением своей теории сегодня в Эдинбургском университете, убежден в существовании параллелей между Робин Гудом и Великим Уоллесом, национальным героем Шотландии. Оба отчаянно сопротивлялись английскому империализму и приняли благородную смерть от рук врагов, оставив по себе долгую и добрую память. В литературных источниках, описывающих этих героев, присутствуют еще более яркие черты сходства. Оба притворялись горшечниками, пробираясь в город инкогнито; оба сбивали со следа погоню, переодевшись женщиной при помощи сочувствующей старухи; оба грабили и убивали путников; у обоих было неожиданное и неприятное столкновение с королем. По словам профессора Найта:
- Кажется, что если Рэбби Гуд существовал, то он мог быть гибридом Уоллеса и Робин Гуда, благородным разбойником с острым чувством своей национальной принадлежности, которого преследовал король Англии; родовитым и непокорным, героем в жизни и в смерти.
Профессор Найт заявляет, что в литературной традиции Робин Гуда неизменно присутствует шотландский дух, которому не уделялось внимания из-за ошибочной идентификации его как английского. Он заявляет также, что все трое первых средневековых хронистов, в записях которых фигурирует Робин Гуд (Эндрю Уинтон, 20-е гг. XV в., Уолтер Боуэр, 40-е гг. XV в., и Джон Меджор, 1521 г.), были шотландцами.
- Уже давно доказано существование упоминаний о Робин Гуде в шотландской литературе позднего средневековья, как и тот факт, что Робин Гуд действовал в шотландских городах этой эпохи. О роли шотландских хронистов в популяризации мифа об английском разбойнике упоминали многие ученые, но эти явления всегда рассматривались лишь в узком аспекте. Помимо изначальной значимости фигуры Рэбби Гуда и сравнительного пренебрежения этой темой, есть и еще одна важная причина обратиться к ней вновь. Феномен шотландской версии Робин Гуда в целом теперь можно рассматривать в свете недавно созданной теории действия колониально-экспансионистских культур и их взаимодействия с исконными национальными традициями.
Отредактировано Фенимор (2009-11-01 13:53:49)