"Властелин колец" Толкиена в кинематографе
Сообщений 961 страница 980 из 1001
Поделиться9632019-05-30 15:15:47
#AA-304783
30.05.2019 в 8:50
А вот интересно, неужто у Арагорна под сапогами портянки? А у Леголаса?
башорг
Поделиться9642019-05-30 23:29:12
Что-то я не догоняю, пардон, это типа шутка юмора такая? А что забавного в портянках на Леголасе и Арагорне (а также всех, кроме хоббитов)? Потому что - ну да, скорее всего, именно портянки, это до сих пор идеальный вариант под сапоги для долгого похода.
Поделиться9652019-05-31 03:40:45
я не догоняю
Я тоже не поняла, пардон. Предположу, что автору изречения представляется забавным рафинированный (в исполнении Блума), впрочем, вполне боевой эльфийский юноша, Леголас за столь прозаическим занятием, как наматывание портянок, но король-бродяга-то тут причём? Или это как-то связано с приколом про штаны Арагорна?
Поделиться9662019-05-31 14:47:04
Что-то я не догоняю, пардон, это типа шутка юмора такая?
Ну, что ж поделать. Чувство юмора у всех разное. У человека, выложившего это на баше (программистски-юмористеческий ресурс, впрочем, на сей день сильно давший крен в сторону юмора обыденно-сетевого) - одно. У тебя - другое.
Мне же сопоставление возвышенного и низменного (классический приём, кстати) кажется смешным.
Или это как-то связано с приколом про штаны Арагорна?
Не знаю такого. Расскажи, плиз?
Поделиться9672019-05-31 15:04:42
Буквально первый попавшийся в поисковике пример. Еще и коллега оказалась))) Мне снова смешно и весело.
http://vestnik.journ.msu.ru/books/2017/1/komicheskoe-kak-tvorcheskiy-modus-v-polikodovoy-kommercheskoy-reklame/
Вестник Московского университета Серия 10. Журналистика
Издается с ноября 1946 года с периодичностью выхода 1 раз в два месяца.
ISSN 0320-8079 (Print), 2658-3526 (Online)
Комическое как творческий модус в поликодовой коммерческой рекламе
Морозова А.В.
аспирантка кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, художник-реставратор в ГМИИ имени А. С. Пушкина, г. Москва, Россия
e-mail: nastyka@list.ru
Карнавальный смех в коммерческой рекламе
Мы считаем, что в большинстве случаев реклама вызывает тот тип смеха, который М. Бахтин назвал «карнавальным». Исследователь доказал, что комическое уходит своими корнями в народную смеховую культуру, которой присущ карнавальный смех. Это праздничный смех, отличающийся всенародностью (смех на миру), универсальностью (направленностью абсолютно на все и на всех), амбивалентностью (он веселый, ликующий, жизнеутверждающий), но вместе с этим он высмеивающий, отрицающий (Бахтин, 1990: 12). Комический эффект здесь часто связан с типично карнавальным противопоставлением «верха» и «низа», с переходом от высокого (возвышенного, духовного) к низкому (низменному, телесному).( - выделено мной. М.)
Поделиться9682019-05-31 19:42:47
Расскажи, плиз?
Штаны Арагорна — типичная аналогия, используемая в спорах поклонниками произведений Толкина в ответ на претензии типа: «Если Толкин это не описал, значит в Арде этого не было!» Однако поскольку, несмотря на свой перфекционизм и невероятное внимание к деталям, Толкин просто физически не мог описать все аспекты жизни Арды, то самый распространённый ответ звучит так: «Если у Толкина не написано, что Арагорн носил штаны— значит, он ходил без штанов!»
Что любопытно, на самом деле Арагорн, будучи северянином, штаны носил:
Мужчины, особенно в северных краях, как, например, в Шире, носили штаны либо под плащом или длинной накидкой, либо просто в сочетании с туникой.
— Letters of J. R. R. Tolkien, 280
Штаны Арагорна — меметическое обозначение для лакуны в каноне, какого-либо аспекта, по которому ничего собственно в тексте канона не сказано. В частности, на всем пространстве толкиеновского кирпича не сказано, носил ли Арагорн штаны.
Впрочем, слово Божие (подразумевается канон - примечание моё) гласит, что носил... Первый том («Братство Кольца»), первая часть, одиннадцатая глава. В болотах на пути к Амон Сул на путников напали кровососущие насекомые. «The flies began to torment them, and the air was full of clouds of tiny midges that crept up their sleeves and breeches and into their hair». То есть — «насекомые стали одолевать, воздух полнился целыми комариными „тучами“, крохотные твари так и лезли в рукава, в бриджи, в волосы». Итак, на участниках этого похода были надеты бриджи (короткие штаны, едва прикрывающие колени, обычно носимые с длинными чулками и/или высокими сапогами) — текст книги прямо говорит об этом. А Арагорн был счастливым обладателем высоких сапог мягкой кожи. В тексте это прямо сказано, когда описывалась его внешность. А кто у нас участники этого похода? Четыре хоббита (Пиппин, Мерри, Фродо и его слуга Сэм), а также Арагорн собственной персоной.
Полностью здесь: ссылка.
Поделиться9692019-05-31 21:10:39
Мне же сопоставление возвышенного и низменного (классический приём, кстати) кажется смешным.
Согласна, но при чем тут портянки? В смысле, в чем их приземленность? Обычный элемент одежды. Почему наличие, скажем, рубашки на Леголасе или ком-то еще смеха не вызывает, а портянки вызывают?
Поделиться9702019-06-01 12:53:38
Почему наличие, скажем, рубашки на Леголасе или ком-то еще смеха не вызывает, а портянки вызывают?
Потому что такой элемент одежды, как рубашка/рубаха - в русском фольклоре не имеет семиотических признаков приземленности/комичности, а имеет, скорее, некие бытоописательные черты, рассматривается и как ОБРЯДОВЫЙ, и как ПРАЗДНИЧНЫЙ, и как ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЙ элемент быта и устройства жизни.
Примеры:
С миру по нитке - голому рубаха. Поговорка. Классическое. Описывает устройство жизни общины, "мира", навыки взаимопомощи и взаимоответственности.
Он в рубашке родился. Общеизвестное - о счастливчике, везунчике, описывает лишь образ явления на свет.
Если рубашку, в которой крещено первое дитя, надевать по очереди на всех последующих, то все полюбят друг друга (белорусск.). Близко, славянско и общечеловеческо: когда мы писали Сагу, то аналогичный обычай нашли у англичан. Считается, что если новорожденное дитя спеленать тёплой, с отца снятой рубахой - отец будет дитя любить.
Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки. Аналог известному: И перевернешься - бит, и недовернешься - бит. Как ни кинь, а всё - клин. Пословица и о доле сироты, и о безысходности. Нагой сирота заведомо без рубахи замерзнет.
Одна рубаха — живешь без страха. Пословица о том, кто так беден, что ему уже и терять нечего.
Бурлаку белая рубашка - уже праздник. Тут и объяснять ничего не надо.
.........Ну, и уж совсем до кучи: перед смертью принято "надеть чистую рубаху" хотя бы, а уж лучше и все новое совсем. Но хотя бы рубаху - обязательно.
Итак, рубаха - не просто элемент одежды, а предмет, несущий в себе многие слои, скажем так, смысла.
Про портянки в фольклоре навскидку разве что:
Щи - хоть портянки полощи! - Это о пустых, плохих щах. Жидких.
А в литературе - незабвенное:
Золотой теленок
Часть 1. Экипаж Антилопы
Глава 7. Сладкое бремя славы
Утро было прохладное. В жемчужном небе путалось бледное солнце. В травах кричала мелкая птичья сволочь. Дорожные птички «пастушки» медленно переходили дорогу перед самыми колесами автомобиля. Степные горизонты источали такие бодрые запахи, что, будь на месте Остапа какой-нибудь крестьянский писатель-середнячок из группы «Стальное вымя», не удержался бы он — вышел бы из машины, сел бы в траву и тут же бы на месте начал бы писать на листах походного блокнота новую повесть, начинающуюся словами: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился».
Итак, портянки - есть элемент одежды, наделенный не обрядово-бытовым, а комически-негативным смысловым рядом. Ибо заколдобился старик Ромуальдыч явно от "благоухания" тех портянок.
Араминта
Тебе всё еще непонятно?
Отредактировано Midinvaerne (2019-06-01 15:26:20)
Поделиться9712019-06-03 02:07:38
Тебе всё еще непонятно?
Угу. Потому что теперь я не понимаю еще и другого - при чем тут ритуальное значение рубашки (кстати, про заворачивание новорожденного в отцовскую рубаху я читала другое - это не чтобы батя потом дитя любил, а чтобы "обернуть" беззащитного перед всякой нечистью ребенка взрослой силой). Рубашку я упомянула исключительно наобум, просто как еще один предмет гардероба. Могла бы перчатки назвать вместо нее, смысл моей фразы бы не поменялся.
В приведенной тобой цитате ни о какой ритуальности речи не идет, говорится просто об одежде двух воинов, и автора почему-то смущает идея, что они носят портянки. Я же не нахожу в этом ничего ни странного, ни забавного, потому что, повторюсь, портянки - нормальный элемент одежды, предельно функциональный и в некоторых случаях незаменимый.
Щи - хоть портянки полощи! - Это о пустых, плохих щах. Жидких.
Здесь акцент на качестве щей (считай - просто вода, в которой даже стирать можно). Никакого "принижения" портянок в этой поговорке нет.
Ибо заколдобился старик Ромуальдыч явно от "благоухания" тех портянок.
Мне кажется, один конкретный пример странно обобщать до "комически-негативного смыслового ряда". Это как по строчкам "Как прошел он, Вася Теркин,// Из запаса рядовой, //В просоленной гимнастерке // Сотни верст земли родной" делать вывод, что гимнастерка советского солдата - символ неряшливости и проблем с гигиеной.
Поделиться9722019-06-03 17:23:12
Рубашку я упомянула исключительно наобум
Однако же упомянула. Именно рубашку. Поэтому я отвечала тебе именно о рубашке.
автора почему-то смущает идея, что они носят портянки.
Где ты видишь смущение ????
теперь я не понимаю еще и другого - при чем тут ритуальное значение рубашки
Притом, что рубашка является в весьма высокой степени сакрализированным предметом одежды. Портянки - не являются.
Угу.
Тут надо начинать, видимо, с самого начала.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH05148f47ad4907d1472a05
Это ссылки на статьи, посвященные комическому - в Википедии и в Электронной библиотеке ИФ РАН. Дальше, если, конечно же, тебе интересно, можно почитать и самого Бахтина, и многих других авторов. Под статьями есть ссылки.
Поделиться9732019-06-03 20:18:46
Здесь акцент на качестве щей
Хорошо, а поговорка: Ты мне друг или портянка?
А вот пародийное от Беньяминова Семёна: "Намотал я на правую ногу / портянку с левой ноги..." Наверное, не зря ахматовские узнаваемые перчатки заменены портянками, вряд ли из пиетета к портянкам.
Или огромное количество анекдотов про портянки, сейчас их анекдотичную роль играют носки: Подходит к отцу шестилетняя дочка и говорит:
- Пап! А я знаю почему Баба-Яга говорила, что чует, когда русским духом пахнет!
- И почему?
- А вот в книжке написано, что пока Иван-царевич шел, сносил шесть пар сапог. И
нигде не написано, что он портянки менял!
Или жаргонные выражения все с теми же портянками: (Ссылка)
Красная портянка. Разг. Шутл.-ирон. Фабрика «Красное знамя» в Ленинграде (1970-е гг.). Синдаловский, 2002, 95.
Портянка грязная. Жарг. нарк. Портфель, в котором находятся наркотики. ТСУЖ, 141.
Нюхать портянки. Жарг. мол. Получать удары по лицу. Максимов, 279.
Сушить портянки. Перм. Шутл. Отдыхать, лежать без дела. Подюков 1989, 200.
Жевать портянку. Перм. Неодобр. Невразумительно отвечать на вопрос. Подюков 1989, 75.
Молчать в портянку. Прост. Груб. Не высказывать вслух свое мнение, суждение. Мокиенко 2003, 82; Ф 1, 302.
Шутка просто передает восприятие некоторых людей статусных фигур мира Толкина. Среди "толкинутых" велись самые настоящие споры, как должны плавать эльфы (медленно или быстро, в одежде или без) и могут ли они петь динамичные песни (или опять-таки медленно и печально). Основа шутки - соединение архетипичных образов Государя и представителя волшебного народа и такого прозаического предмета, как портянки.
Поделиться9742019-06-03 20:31:33
Прошу прощения за оффтоп.
Здесь акцент на качестве щей (считай - просто вода, в которой даже стирать можно). Никакого "принижения" портянок в этой поговорке нет.
Можно и так понять, что щи настолько дурны, жидки, невкусны, что в них предлагается полоскать именно портянки с их специфическим "амбре". Есть и другой вариант: Щи — хоть штаны полощи - ссылка
В просоленной гимнастерке
Конечно, пропитанную потом и кровью гимнастёрку Тёркина нормальному человеку не придёт в голову представлять символом неряшливости. Над онучами же принято было иронизировать ещё и как над элементом одежды сиволапых мужичков, хотя соглашусь, что чувство юмора у всех разное. Лично у меня портянки приступа смеха не вызывают, просто приняла к сведению шутку и всё. Что портянки незаменимы для армии жизнь доказывала не раз.
Прежде всего, это отличное нижнее белье, хорошо предохраняющее ноги от мозолей, а значит, сохраняющее полноценную боеспособность солдат.
Главные преимущества портянки – гигиеничность и универсальность. Портянки легко стираются и быстро сохнут. В отличие от носков, они имеют универсальный размер: это значит, что стандартная портянка подходит к ноге любого взрослого человека. Носки же, как несложно догадаться, должны быть разных размеров, как результат – дополнительные расходы. Поскольку у портянки отсутствует резинка, её можно кипятить и гладить в целях дезинфекции – в полевых условиях незаменимое свойство. Конечно, в легенды вошла «ароматность» русской портянки. Но кто пробовал надеть на русского солдата носки и принюхаться? К тому же портянки можно стирать централизованно и после стирки не нужно разбирать по размерам – с этим в нашей армии всегда были проблемы. Портянка, на которую одевается солдатский сапог, да и ботинок, служит гораздо дольше носка и позволяет плотно посадить на ногу обувь большего размера. Наконец, при обёртывании портянка получается двухслойной и в сравнении с обычными носками лучше сохраняет тепло, а при кратковременном попадании в воду не так легко промокает. Обычный квадратный кусок холста, которым оборачивают ногу. Просто, дёшево и… эффективно – то, чем всегда и славилась русская армия.
Но дело не только в эффективности. Портянка – часть русской культуры, вошедшая в фольклор. Не случайно французское название портянок – chaussette russe, то есть «русский чулок». Кстати, чулки в русской армии пытались ввести ещё в середине XVIII века, но тщетно – тогда они проиграли конкуренция портянкам. А появились портянки в русской армии при Петре I, то есть этот элемент униформы проверен веками. По сути, это крестьянские онучи, которые надевались под лапти. И всё же русская армейская портянка – это заимствование. Царь Пётр перенял её у голландцев. Вообще же, портянка – общечеловеческая ценность. Их использовали во многих армиях мира, начиная с римских легионов.
Кстати, не рекомендуют спешить в этом вопросе и эксперты. Личный состав российской армии будет сложно обеспечить носками – во всяком случае при нынешнем состоянии наших тыловых служб. Кроме того, для армии обычные носки не подходят – здесь для них слишком большая нагрузка и снашиваться они будут быстро, значит, нужно разработать специальные. В какие затраты это выльется, представить пока сложно.
Полностью здесь: ссылка.
Ещё статьи по теме из "Военного обозрения": ссылка, ссылка. Только не поняла из второй, причём тут русский дух и римские легионеры, которые-таки носили обмотки, наряду с варварами, если верить реконструкторам. Надеюсь, автор не намекает на этрусков-русских, а просто указывает, что ничего зазорного в портянках нет, дескать, римляне их не чурались и мы, Третий Рим, не будем. К слову, носки в античную эпоху и раннее средневековье тоже были, иногда пришивные к штанам. Пример из Торсберга:
По поводу комического смысла. Про онучи из словаря Даля: ссылка.
Анекдоты про портянки (юмор на любителя):
Мне вот это понравилось:
Этот анекдот слышала моя бабушка, будучи гимназисткой.
Мимо солдата, меняющего портянки, "дыша духами и туманами", проходит
барышня. Солдат потягивает носом и с удивлением бормочет: "Ишь ты,
небось одними печеньями питается..."А. Шавочкин
Отредактировано lady Irene (2019-06-03 23:16:27)
Поделиться9752019-06-03 21:10:11
Что портянки незаменимы для армии жизнь доказывала не раз.
Так кто против? Но ведь Арагорн и Леголас не военнослужащие русской/ российской армии Это я не к тому, что упомянутые товарищи не носили портянок А вообще, шоссы ведь, наверное, должны носить в соответствии с эпохой, там у них позднее Средневековье примерно?
Поделиться9762019-06-03 21:52:28
Арагорн и Леголас... шоссы ведь, наверное, должны носить в соответствии с эпохой
Да кто их знает, что они должны были носить. Это же опять к мему со штанами Арагорна мы подходим)) Хоббиты, вообще, в бриджах, оказывается, и Элессар, возможно, тоже. У Питера Джексона и в «Возвращении короля» Рэнкина и Бэсса Арагорн в штанах, а в мультфильме Бакши без оных - см. пост 968. Я-то к тому про русскую/ российскую армию выкладку сделала и ссылки на Даля и анекдоты дала, что, да, портянки - вещь хорошая, но и комическое им приписывают.
Отредактировано lady Irene (2019-06-03 22:08:22)
Поделиться9772019-06-04 01:22:06
Основа шутки - соединение архетипичных образов Государя и представителя волшебного народа и такого прозаического предмета, как портянки.
Хорошая формулировка. Ну да, если учесть, что Арагорн у нас нечто вроде мифического короля Артура, тогда смысл понятен.
Поделиться9782019-06-04 02:33:56
Основа шутки - соединение архетипичных образов Государя и представителя волшебного народа и такого прозаического предмета, как портянки.
Мне кажется, что, если исходить из этой логики, вся сага должна вызывать мощное гыгы. Ну например: "А прикиньте, Леголас пошел в кусты помочиться - бугага!" Или: " Арагорн потеет, дезодорантом не пользуется, подмышки воняют - мвахаха!" "А Гэндальф курит, у него от табака усы должны быть желтые, - а-а, я пацталом!" "А Галадриэль после родов в лифчик вату подкладывала, ы-ы-ы-ы!!!"
Я бы сказала, основа шутки, которая лично мной как шутка не воспринимается, - все то же пресловутое "принцессы не какают". Но это не смешно, это глупо.
Поделиться9792019-06-04 12:58:10
Так это и есть карнавальный смех, и исходит он как раз из того, что принцессы ничем не отличаются от остальных людей. Праздник дураков во Франции, ослиные мессы, пародии на всех и вся, включая литургии, молитвы, Символ веры, городские жанры, шуты, Рабле - все основано на соединении высокого и низкого.
Если человек, читая Толкина, специально выискивает места для гы-гы, то это глупо, а если мысль о том, что Гэндальфу и Галадриэли ничто человеческое не чуждо, пришла к нему одномоментно, то почему б и не пошутить. "Алая книга приколов" тому подтверждение.
Поделиться9802019-06-04 19:11:58
основано на соединении высокого и низкого
И более того, на выворачивании истин наизнанку, отчего они истинами быть не перестают...
Франсуа Вийон «Баллада истин наизнанку»
Мы вкус находим только в сене
И отдыхаем средь забот,
Смеёмся мы лишь от мучений,
И цену деньгам знает мот.
Кто любит солнце? Только крот.
Лишь праведник глядит лукаво,
Красоткам нравится урод,
И лишь влюблённый мыслит здраво.Лентяй один не знает лени,
На помощь только враг придёт,
И постоянство лишь в измене.
Кто крепко спит, тот стережёт,
Дурак нам истину несёт,
Труды для нас — одна забава,
Всего на свете горше мёд,
И лишь влюблённый мыслит здраво.Коль трезв, так море по колени,
Хромой скорее всех дойдёт,
Фома не ведает сомнений,
Весна за летом настаёт.
И руки обжигает лёд.
О мудреце дурная слава,
Мы море переходим вброд,
И лишь влюблённый мыслит здраво.Вот истины наоборот:
Лишь подлый душу бережёт,
Глупец один рассудит право,
И только шут себя блюдёт,
Осёл достойней всех поёт,
И лишь влюблённый мыслит здраво.Перевод И.Эренбурга