Дикая охота королей Севера
Платов А.
Остерегайтесь выходить на болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно...
Артур Конан Дойль
Еще в начале прошлого - XX-го - столетия малограмотные фермеры британской глубинки в те страшные темные ночи, когда над островом бушуют осенние и зимние шторма, запирали на засов двери своих домов, втыкали в косяки иглу или вбивали гвоздь и остерегались тушить свечи. С тоской и страхом прислушивались они к шуму ветра: не заскулит ли, не заплачет ли в собачьем своем ужасе волкодав во дворе. И крестились старухи, призывая святого Георгия, потому что знали - если заскулит, чуя страшное, дворовой пес, то явятся вослед за тем совсем иные Псы - ступающие по воздуху, с пылающими глазами или безглазые вовсе. А за ними проскачет, сзывая мертвых, древний Владыка, чья голова увенчана оленьими рогами, - Повелитель Дикой Охоты...
...В том или ином виде Дикая Охота известна по всей германской и кельтской Европе - как сонм злых духов, появляющийся на небе в бурные ночи. Встреча с Охотой сулит людям несчастья и беды, болезни и смерти. Прибытие Охоты всегда ужасно и сопровождается яростным шумом ветра и сверканием молний, треском ломающихся деревьев и звоном обрывающихся с подвесок колоколов. Появляется в окружении мертвых воинов сам Охотник, которого легенды и предания описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. И повсюду Охоту сопровождает свора адских псов, чей лай наводит ужас на людей и животных.
Рассказы о явлениях Дикой Охоты сохранили для нас не только народные поверия и легенды. В Англо-Саксонской Хронике, например, под 1127 годом указывается:
Немало людей видели и слышали то: многих скачущих охотников. Черны были охотники, и огромны, и отвратительны; и гончие их были черны, широкоглазы и отвратительны; и скакали они на черных лошадях и черных козлах. Видели сие в самом оленьем парке в городе Петерборо, и по всем лесам от сего же города до Стамфорда, и монахи слышали гуд рога, звучавший тою ночью. Правдивые люди, что бодрствовали тою ночью, говорили, что двадцать или тридцать раз прозвучал тогда рог.
Несомненно, образ Дикой Охоты, сколь сильно ни был бы он искажен за время владычества христианства, имеет древнейшие мифологические корни. И сам Водчий Охоты, почти повсеместно ассоциировавшийся в позднее время с Дьяволом или разного рода “чертями”, несомненно, восходит к образу европейского бога - Владыки Павших: скандинавского Одина, кельтского Кернунна (или Аравна, или Гвина), славянского Велеса. Во многих районах континентальной и северной Европы еще в Средние Века Дикую Охоту так и называли - Охота Вотана (Одина), и говорили, что свиту его составляют валькирии, яростные девы-воительницы северной мифологии, и эйнхерии, павшие в бою доблестные воины.
Значительно сложнее обстоит дело с образом самой Дикой Охоты. Христианская его трактовка очевидна и нас не интересует. А истинная?
Как ни странно, глубоким анализом магического и мифологического содержания Дикой Охоты не занимался почти никто - ни в России, ни среди западных исследователей. Между тем, он очень непрост, этот образ, и таит в себе, как мы увидим далее, многое...
Но прежде, чем анализировать миф о Дикой Охоте, рассмотрим то, что нам известно о ней самой.
Псы Аннуна:
Свора Повелителя Мертвых
Сверкающе-белой была их шкура, а уши - алыми...
Мабиногион
Свора призрачных псов, проносящихся по небу в ненастные ночи и приносящих с собой несчастья и смерти, известна в фольклоре практически всех районов Северо-Запада Европы . В северных областях Британии их называли Гончими Гавриэля или Бормочущими Псами, в южных и юго-западных областях - Вересковыми Гончими и Гончими Дандо, в Уэльсе - Псами Ада. В Британии иногда говорили, что тот, кто ведет их, - Дьявол, охотящийся на потерянные души; иногда, напротив, считали самих этих Псов душами детей, умерших без крещения.
Легенды описывают их как огромных яростных псов со шкурой чисто черного (или, реже, - красного или белого) цвета. От обычных собак их отличают также глаза - иногда пылающие огнем, а иногда - большие “как блюдца” и “раскосые”, занимающие чуть ли не всю морду. Нередко, однако, эти призрачные Гончие бывают невидимы, и тогда только несущийся с облачного неба лай, да ужас, испытываемый домашними животными, выдает их появление.
И повсюду появление их связывается с грядущими несчастьями. Так, например, Уильям Хендерсон пишет в 1879 году :
“Иногда они появляются над домом, и тогда смерть или бедствие непременно посетят этот дом. Мой йоркширский друг сообщает мне, что, когда несколько лет назад в Шеффилде погиб, сгорев при пожаре, ребенок, соседи [...] рассказали, что Гончие Гавриэля прошли над домом незадолго перед тем”.
Конечно, как уже говорилось, и представление об адских Гончих, и мифологема Дикой Охоты в целом имеют очень древние, дохристианские, корни, и вся связываемая с ними ныне христианская терминология представляет собой поздние наслоения, переосмысление на почве новой религии древних образов. Так, североанглийское название Gabriel Hounds - “Гончие Гавриэля” - не имеет, разумеется, никакого отношения к ангелу Гавриэлю, как и другой вариант названия “адской своры” - Gabble Retchets, “Бормочущие Псы”, - вовсе не связан с тем, что эти псы “бормочут”. Оба названия являются “народной переработкой” названия более древнего, восходящего, как указывает Дженнифер Вествуд, к архаической германской основе со значением “мертвец”, “труп” .
Кельтское (конкретно - валлийское) название Гончих - Cwn Annwfn, обычно переводимое как “Псы Ада”, на самом деле также имеет принципиально другой смысл. Слово Annwfn, в современном валлийском принявшее значение “Ад”, было некогда именем Иного Мира - Волшебной Страны древнейших преданий . Cwn Annwfn, гончих Повелителя Аннуна, мы встречаем не только в британском фольклоре, но и в средневековых валлийских текстах. Они появляются, например, как свора Аравна, короля Аннуна, в повести “Пуйлл Князь Диведа”, входящей в состав “Мабиногиона”: “сверкающе-белой была их шкура, а уши - алыми...”