На Святцы опирались, чтобы у ребенка ангел-хранитель был т.е. святой покровитель.
Да, всё так. Я знаю. Фраза иной смысл просто имеет в предыдущем сообщении. Это как утверждение.
Sherwood Forest |
Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи». Мы продолжаем совместный просмотр сериала. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Sherwood Forest » Герои легенды » Герои легенды: правда или вымысел
На Святцы опирались, чтобы у ребенка ангел-хранитель был т.е. святой покровитель.
Да, всё так. Я знаю. Фраза иной смысл просто имеет в предыдущем сообщении. Это как утверждение.
изначально легенда всегда имеет автора, просто его никто не помнит
Я, скорее, уверена, что у любого легендарного героя БЫЛ все же прототип. А легенда складывалась из рассказов о нем, плюс украшательства тех, кто повествовал) То есть я верю даже в Атланта и в Кухулина, несмотря на их эээ...неправдоподобность)
век назад люди почему-то опирались на Святцы. И старались давать имя ребёнку, приуроченное к определённой дате, ко дню какого-то святого.
Так тут как раз все просто - страх. И желание защиты. "Назову дитя в честь святого Георгия, будет святой Георгий оберегать мое чадо". Всё тот же самый договор с богами/святыми.
Про имена из святцев. Все-таки сама идея еще из язычества. Когда ребенку давалось имя его предка (или предка общего) или бога (что в язычестве зачастую одно и то же), чтобы ребенок был под защитой или наследовал некие качества. Ну и еще пожалуй посвящение ребенка богам. То же самое перешло в христианство (и возможно, во всех конфессиях есть). Ну ил действительное желание как-то пророчествовать будущее ребенку, исходя из смыслового значения имени или качеств и характера бога (предка, персонажа). Ну типа "как вы лодку назовете, так она и поплывет).
Да что там, многие до сих пор так делают. Просто более популярны не имена богов, а современных героев.
Отредактировано циник (2015-04-20 16:16:31)
Вот в этом-то как раз и соединяется и язычество, и христианство. Легенда, на мой взгляд, это некий симбиоз того и другого.
Все-таки сама идея еще из язычества.
Так и я об этом...
соединяется и язычество, и христианство. Легенда, на мой взгляд, это некий симбиоз того и другого.
А куда, в таком разе, девать, скажем, Раму? Про которого целый эпос наваяли, "Рамаяна" называется? Там и боги, и герои, и ракшасы-демоны... Однако сам Рама - вполне человек на момент действия, это потом его обожествили...
Или банальных греков куда? Орестов, Аяксов и прочих Гераклов с Еленами Прекрасными заодно?
Тут совсем ничего христианского нет, а герои до сих пор популярны и вполне себе легендарны, на мой взгляд.
Midinvaerne, согласна. Легенды и мифотворчество гораздо старше христианства. Более того, само христианство родилось из мифов и легенд народов, которые покоряли, ассимилировали семитские кочевые племена.
Когда христианство пошло по Европе, так же продолжился процесс симбиоза и метаморфоза языческих легенд и мифов в христианство.
,само христианство родилось из мифов и легенд народов, которые покоряли, ассимилировали семитские кочевые племена.
Когда христианство пошло по Европе, так же продолжился процесс симбиоза и метаморфоза языческих легенд и мифов в христианство.
Ну, скажем, все та же святая Бригитта... Изначально - Великая Триединая, общая для всех культур, потом - Бригид, еще потом - святая дева с жаровней)
Да не в этом дело...
само христианство родилось из мифов и легенд народов, которые покоряли, ассимилировали семитские кочевые племена.
Разница какая, кто раньше появился: языческие боги или христианские святые? Я же нигде не утверждаю, что всё от христианства пошло. Что именно христианство породило легенды. Я говорю о симбиозе языческой линии и религиозной (официальной, так сказать). И тут, повторюсь, не в христианстве дело. Возьмём Японию. Можно сказать, что языческий синтоизм, там слился с официальной религией, буддизмом. И на стыке вот этих двух верований, этих двух линий и рождаются легенды. Можно назвать это симбиозом мифа и истории. Поскольку мы о Робин Гуде говорим, мы и рассматриваем язычество и христианство. Это лишь частный случай.
Да и я не про это)) Мифы и легенды вовсе не обязательно существуют в симбиозе с религией. Они вполне могут существовать и отдельно, когда как религия прочно основана на мифах и легендах.
Например, в СССР не было официальной религии, но существовали мифы и легенды. Опять же есть такое понятие, как городские легенды, которые не привязаны к религиозной составляющей, но основаны на ярких фантазиях. страхах, преувеличениях, имеют поучающую основу, героев и т.д., что составляет основу мифа и легенды.
В частном случае баллад о Робин Гуде христианство имело вспомогательную основу, не затрагивается в целом, идет лишь побочной линией. Например, тема церковных поборов и жадных аббатов. Ну или в балладе про встречу с Гизборном, где Робину помогает дева Мария. Но основа вполне человеческая - хитрый разбойник грабит богатых и раздает бедным. Доля участия религии в балладе ровно столько, сколько в обыденной жизни средневековца, не более.
А вот роль язычества немного другая. На мой взгляд от язычества осталась некая украшательская основа на уровне "авторы не помнят почему так, но так страшнее". Я о плаще с конскими ушами, убийстве Гизборна, похожем на жертвоприношение, любовь к майской деве и вообще отсылок к майским праздникам. Это как в той же песенке про крапивника: забылось изначальная идея, остались только яркие ритуалы.
Например, в СССР не было официальной религии
Ну, это как сказать. Были Коммунистическая партия, великое дело Революции, заветы Ленина и т.п. Чем не религия?
А вот роль язычества немного другая.
Ещё несколько тысяч лет, и эту же роль, возможно, будет исполнять христианство. Легенда трансформируется до неузнаваемости, суть христианства забудут, останутся красивые никому непонятные ритуалы, их ещё немного переиначат... Мм-дя...
Думается мне, отвечая на посты выше, что легендо- и мифотворчество присуще человеческой психике. И собственно, в силу этого появляется и любая религия. Не вижу разницы между Одином, Яхве, Вишну, Буддой и прочими олицетворениями некоей высшей воли... Точно так же есть полубоги, важные "промежутки" между богами и человеками - Кухулины и Гераклы. Человек осмысливает природу и мир как нечто живое и наделенное разумом. Как нечто, с чем можно договориться или что можно подчинить себе путем договора...
Робин Гуд - тоже промежуток))) Между миром саксов и миром норманнов, миром завоевателей и миром завоеванных. Недоподчиненный недобедняк))) недопростого происхождения))))
Даже не знаю, куда лучше поместить материал, пусть, наверное, лежит здесь.
Представляете, оказывается, тема благородных разбойников была не чуждой и " дремотной Азии" (с), правда с некоторым национальным колоритом:
Во многих регионах, населенных монголами, помнят выражение сайн эр, которое приблизительно можно перевести как «добрый молодец», «удалец». Однако в традициях разных монгольских народов деятельность сайнэров интерпретируется по разному.
Наиболее изучены сайнэры Халха-Монголии, обширный пласт народных преданий о которых давно стал объектом внимания фольклористов. В Халхе используются и другие обозначения для этой традиции, например, сайн хулгайч ах «добрый брат-вор». Однако феномен сайнэрства шире обычного воровства или скотокрадства, в Халхе сайнэры стали выразителями идеи социального протеста. В многочисленных преданиях о них подчеркивается, что братство «добрых воров» никогда не претендовало на имущество бедняков, а воровало скот у монгольских феодалов, лам и чиновников. Сайнэры халхаского фольклора предстают в облике бескорыстных степных робингудов своего времени, раздававших награбленное добро беднякам.
Можно не сомневаться, что далеко не все сайнэры были такими, какими в целом этот феномен запомнился народу, но есть основания полагать, что это уникальное для степных кочевников движение несло в себе определенный заряд социального протеста. По одной из легенд первые девять сайнэров принесли свою клятву на горе Шилин Богд, что на восточной границе Халхи, именно в годы бегства халхаских феодалов к маньчжурскому императору. Не желая присягать чужеродному правителю, они отстали от войск своих ханов-изменников и поклялись стать изгоями, живущими разбоем. С той поры, согласно преданию, все сайнэры Монголии стали приносить клятву на горе Шилин Богд и жить согласно завету первых девяти названных братьев.
Далее читаем здесь.
Шервудская Мышь
Спасибо. Очень познавательно.
Далее читаем здесь.
Эх... Я, как обычно, прошу полную ссылку
Очень познавательно.
Насколько я понимаю, ты это про мешок отрезанных ушей?
лейтенант Кеттчъ
http://asiarussia.ru/articles/294/
ты это про мешок отрезанных ушей?
Не только.)) Но не буду отрицать - метод понравился.
Я сейчас посмотрела на ю-тубе программу National Geographic "Тайны истории. Робин Гуд". Мне показалась интересной. Она вообще-то 2009 г., так что наверняка где-то на форуме уже может "прятаться". Если это так, прошу прощения. Тема мне кажется самой подходящей, чтобы разместить это тут.
Вы здесь » Sherwood Forest » Герои легенды » Герои легенды: правда или вымысел