ЛЕШИЙ ( лешак, лесовик, боровик )
В мифологии восточных славян - злой дух, воплощение враждебности леса по отношению к человеку. Выступает как властелин леса и его обитателей, часто в звероподобном обличье, с рогами и копытами. Согласно поверьям, мог предстать в виде жеребца, птицы, человека и даже ядовитого гриба. Являлся одиноким путникам в лесу, пугал диким смехом, заводил их в глухомань, кружил по лесу. Считалось, что леший крадёт маленьких детей, которые плохо спят по ночам.
Бытовало также представление о духах женского рода - лешичихах или лисунках, с забросанными за спину длинными грудями - они могли запутать и утомить до смертного сна. Заблудившийся в лесу человек мог уберечься от лешего голоданием либо положив за пазуху липовую щепку без коры. Оберегами от лешего считались соль, огонь, круг, очерченный осиновой палкой. Лешему приписывались невероятные способности: менять свой рост - быть то ниже былинки, то выше дерева; управлять зверьми.
Способность лешего повелевать волками объясняет этот персонаж с преданичями о волчьем пастухе Егории ( позднее трансформировался в святого Георгия ). В фольклоре лешему придаются более человеческие черты. В быличках рассказывается, как леший и его страруха сидят и кашу едят. Их дети в бурю выбегают играть в лесу, а лесовиха следит за ними из - за куста. Иногда леший принимает облик знакомого или соседа и даже дьякона.
Распространены рассказы о том, как леший, приняв вид старичка, подсаживался на телегу, и лошади тотчас же останавливались, как вкопанные. Но стоило вознице молвить: " Ну что такое, Господи ", как лошади срывались с места, а старичок исчезал. Согласно поверью, избавиться от лешего можно было, и произнеся матерное слово, и выстрелив в него медной монетой. Можно было ублажить лешего, насмешив его. Связь лешего с нечистой силой проявляется в приписываемых ему " левых " атрибутах: левый лапоть у него надет на правую ногу, левая пола зипуна запахнута на правую.
Здесь прослеживается сходство с водяным, которому приписывают аналогичные признаки.
Прозвище " леший ", " лешак " употреблялось также для обозначения проклятого человека, либо неупокоившегося мертвеца - леший говорит о себе: " Я такой же человек, как и все люди, да на мне креста нет, меня мать прокляла."
Злые лесные духи встречаются в мифологических традициях и многих других народов, что по сути является отражением древних страхов человека перед враждебной стихией.