Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Таинственные существа... ( о чистых и нечистых)


Таинственные существа... ( о чистых и нечистых)

Сообщений 121 страница 140 из 227

121

циник написал(а):

с каких пор у эльфов в фолклоре уши острые и с каких это щей?

По мифологической логике даже светлые эльфы - представители природы, лесного народа, поэтому у них должны быть явлены черты, отличающие их от людей.
А так как образ  светлого эльфа  в основном воспринимается нами в позитивном ключе, то смотрим, что не оскорбит наш эстетический вкус.
Сделать  острые зубы, подумают, что вампир;  большие зубы - видели, как они "идут" Роберту;  большие ноги - что они хоббиты что ли?  Можно было, правда, поколдовать с глазами, но у животных они кажутся еще меньше по сравнению  с людьми, в основном. Сделать большой нос - не очень эстетично.   
   А вот уши, если они будут не очень большие и заостренные, вполне себе. Тем более, если их спрятать под  головной убор, вообще интрига получается.
Кстати, у Толкина они не острые, а именно заостренные, где-то еще находили упоминание, что имеют форму листа.

циник написал(а):

ОНи представлены вполне человекообразно. И про остроухость ни слова.

  Тут смотря что считать человекообразностью. Ходит на двух ногах - вот и антропоморфный. Как у нас про лешего пишут - " высокий волосатый мужик".

циник написал(а):

Я скорее про тех, которые остались вплоть до 16-17 веков в шотландском фолклоре. Ну те, кто похитих Тамлина.

   Если Толкин от них и отталкивался, то все равно он творил свой миф об эльфах, авторский. Так что считай с XX века, не ошибешься.  Но, с другой стороны, именно в фэнтези мир эльфов стали ставить выше не только мира других представителей фэнтези-космоса, но и людей.  В XVI- XVII веке такой традиции точно не было.

0

122

Норна написал(а):

По мифологической логике даже светлые эльфы - представители природы, лесного народа, поэтому у них должны быть явлены черты, отличающие их от людей.

Ох, светлые, темные - это уже нововведение.

Норна написал(а):

Можно было, правда, поколдовать с глазами, но у животных они кажутся еще меньше по сравнению  с людьми, в основном.

Хм... а глаза оленя, например, чем не красивый образ? Причем, много раз использовавшийся в мифологии для украшения носителя. Или кошачьи глаза - тоже ярко и представимо. Не хуже ушей. Да и волчьи тоже в этом деле обозначились и оставили свой след. Так что про маленькие глаза это как-то не катит)))

Норна написал(а):

А вот уши, если они будут не очень большие и заостренные, вполне себе.

И это дело, судя по всему все же родилось еще до Толкиена. Опять же как зооморфный признак. Разве что не сильно выделяющийся и оставшийся в фолклоре. Хотя... я тут вспомнила печенку валлийскую про короля с длинными ушами, которые он прятал, убивая тех, кто случайно увидел. Время написания - где-то век десятый, судя по тому, что там упоминается известный на то время король и бард. Уверена, это не единственный пример, и я обратилась сюда в надежде найти еще примеры, может, кто знает.

Норна написал(а):

Тут смотря что считать человекообразностью. Ходит на двух ногах - вот и антропоморфный.

Нет, в Тамлине эльфы (фейри, поскольку уже сильно норманнское влияние), совсем не отличаются от людей внешне, ведут похожий образ жизни (танцуют, женятся, воюют и т.д.), и даже рыцари у них имеются))

Норна написал(а):

именно в фэнтези мир эльфов стали ставить выше не только мира других представителей фэнтези-космоса, но и людей.  В XVI- XVII веке такой традиции точно не было.

Была. В том же Тамлине фейри могущественнее людей, и побеждает их только любовь девушки. Да и в других песнях фейри довольно таки круты, их надо обманывать, договариваться, чтобы получить что-то или выжить. Они умеют лечить, знают много искуств, почти не убиваемы. И эта традиция прямиком восходит к ирландской мифологии их фоморам, которые обладают примерно такими же качествами. Почти во всех сказках человек, сталкивающийя с фейри, выглядит ничтожным, а сами они могущественными во всех отношениях.
Меня на самом деле интерессует "наш" временной период, 10-13 века. Ну и раньше тоже. И если происхождение мифологического образа более менее понятно, то хорошо бы подкрепить все примерами из фолклора. Ну еще больше, чем у меня уже есть.

+1

123

Здесь рассуждают про остроухость эльфов: https://vk.com/topic-7763459_24426254 Заинтересовало следующее:

Саурон Темныйвластелин 13 мар 2011 в 11:01
Ни во Властелине колец, ни в Сильмариллионе это не упоминается. Единственное место в текстах Профессора, где есть на это указание, встречается в Этимологиях(5 том ИС), где упоминается, что "уши Квенди были больше заострены и похожи на древесный лист, чем [?человеческие]". Там же упоминается имя Ласталайка (Lastalaika, "острые уши").

Ну и некоторое уподобление сатирам показалось уместным. Схожий взгляд на эльфов приводится в статье: https://www.kostyor.ru/deti/elf.html

Уильям Шекспир одним из первых придал эльфам легкости и в характерах, и в поведении. Однако его предшественники, современники и последовали строго увещевали легковерных: лесной народец (второе имя эльфов) – потомки языческих богов, вроде Пана, Фавна и Сатира. Которые, как известно, и вовсе чуть не наполовину являлись животными. И хотя поступки эльфов (светлых, во всяком случае) достойны восхищения и подражания, разница между ними нами – да пребудет вовеки, хотя бы и в форме ушей.

Сатир. Изображение отсюда: https://www.pinterest.ru/marybethgepper … rus-ideas/

Кто знает, возможно, остроухость эльфов уходит корнями в самые древние верования, вплоть до тотемизма. Вспомнился король Марх с лошадиными ушами.
https://litvek.com/book-read/165208-kni … nline?p=30  Но Марк Корнуоллский в исполнении Брайана Блесседа с человеческими ушами))). Также нам известны богини-лошади - у кельтов это Эпона и Рианнон.

Отредактировано lady Irene (2020-08-04 01:10:37)

0

124

циник написал(а):

про короля с длинными ушами, которые он прятал, убивая тех, кто случайно увидел

О да, это Марх.

0

125

Вероятно, наиболее близкой кентавру фигурой в английской мифологии является корнуоллский король Марк. Говорят, что этот герой имел лошадиные уши и являлся кельтским Мидасом, хотя у этого фригийского царя были уши осла. В гаэльской и британской мифологии он считался божеством подземного мира.

Ирландский Морк также имел лошадиные уши. Он сочетал черты и человека, и лошади, и потому представляется разновидностью кентавра. Первоначально он был королем фоморов. [97]

Мифический король ранних ирландцев Лабрайд Лойнгсех был еще одним представителем людей с лошадиными ушами.

https://rbook.me/book/11282985/read/page/158/
https://rbook.me/book/11282985/
Про автора книги, к сожалению, информации не нашла. Где-то ещё читала о родстве Марка с фоморами, не могу вспомнить, где именно.

Отредактировано lady Irene (2020-08-04 01:08:20)

0

126

Кошки, волки... Вот чьи глаза ух как впечатлить могли еще: козлиные. циник, lady Irene, а, так вы об этом короле с ушами. Знаю. Чаще по статистике его считают дядей Тристана, хотя на древнем довольно камне есть надпись, согласно которой тот мог быть его сыном. Ну, Мордреда чаще считают сыном Артура, чем племянником, бывает. С Марком в том числе какой нюанс: есть вариант, что уши лошади у него могли появиться из-за игры слов, потому что в корнском языке слово "лошадь" и его имя звучать могли похоже. Веку так к двенадцатому текстуально уши Марка в средневековой литературе уже поселились, а устно могли, разумеется, блуждать сильно раньше.

Ситуация с сатирами какая: в античности у них уши и ноги лошадей, и шла постепенная с течением времени утрата животных черт в пользу человеческих, а потом, в античные же времена, но не сразу, пошло смешение с панами, откуда уже козлиные черты (уши там, ноги и прочее), и дальше в более поздние эпохи чаще в их образах наблюдалась козлиность, чем лошадиность. В средневековое время наблюдалось и демонизирование сатиров, и рассматривание их как достойных спасения при условии, что веруют в Бога (и рассматривались языческие несредиземноморские варианты в том числе, например, дузии). Отождествление сатиров с обезьянами помню и античное, и возрожденческое, и более позднее. Возрожденческие и нововременные люди еще переосмысливали сатиров в том ключе, что это ж и античное наследство, и что-то дикое такое, возможно, и на местной почве, опять и снова рассматривая вопрос о человеческой и звериной природе. А, что еще вспомнила: викторианские приличия по типу "изобразим сатиров и нимф в качестве намека на секс, не скандализируя приличную публику явно", при этом было и более явно лишенное сексуальной составляющей викторианское отношение к сатирам в виде скорее чего-то такого милого, с налетом древности, чем древнего и нижепоясного, то есть образ подать могли причесанным, надушенным и рафинированным с декоративной, а не взаправдашней дикостью.

Отредактировано Alga (2020-08-04 09:00:46)

+1

127

lady Irene написал(а):

Вспомнился король Марх с лошадиными ушами.

lady Irene написал(а):

Но Марк Корнуоллский в исполнении Брайана Блесседа с человеческими ушами)))

Ну может, потому, что Марх это необязательно Марк. То есть, Марк - римское имя, вполне вероятно взаимствованное валлийцами. А Марх (march) - валлийское слово, боевой жеребец, или воин верхом (marchog). Вполне возможно, что название валлийской марки произошло от этого слова (хотя это не точно)). В общем, король с лошадиными ушами и назывался конем. )))
Насколько Марк и Марх - объединились в лкегендах, черт его знает.)) И насколько опять же к этому всему примешался ирландский Морк тоже. Хотя он явно ближе к Марху по внежним ТТХ)).

0

128

Alga написал(а):

уши лошади у него могли появиться из-за игры слов... в корнском языке

Угу, и в валлийском тоже, о чём упоминает тот же  Скотт Ллойд, но эта конская этимология вроде бы не мешает версии о древних звероподобных божествах, предшественниках Марха, наоборот, косвенно её подтверждает. Мне так кажется).

Alga написал(а):

а устно могли, разумеется, блуждать сильно раньше.

Ну да, если Марк связывается с образом Мидаса.

0

129

циник написал(а):

Ну может, потому, что Марх это необязательно Марк.

Само собой, кто его знает, но тут я имела в в виду именно предположение о родстве персонажей. А Марк в исполнении Блесседа с человеческими ушами прежде всего потому, что сериал решён в реалистическом ключе - без фей и магии). Я в шутку его упомянула.

0

130

циник, тут ведь еще какая фигня с ТТХ: римляне когда куды перлись, записывали, типа, у местных вот это божество а-ля Марс, допустим, а то и Марс. Тогда как похожие мифологические и легендарные персонажи могли как пересечься посредством тех, кто их придумал (войны, торговля, браки, например), так и быть продуктом похожей среды (к примеру, у непересекавшихся народов могут быть похоже даны характеристики персонажей, если те народы жили в похожем климате да хоть на берегу каком, и ели дары моря), а еще могли происходить от общих корней, например, индоевропейских.

lady Irene, ни, ясное дело, не мешает, а дополняет. Так-то тотемов может быть столько, сколько почитаемой фауны было давным-давно на такой-то территории. С другой стороны, бывают очень мощные заимствования, в результате пантеон так трансформируется, да еще и эпохи так друг друга сменят, что если, допустим, поспрашивать наших современников (не археологов, культурологов и других ученых, а тех, кто чем-то другим занят), то люди о тех же египетских мифолегендарносях, например, вспоминают в контексте шакалов, быков, крокодилов, но почти никогда не упомянут многоножку.

Эх, люблю наблюдать, как и что делается со временем фольклорное и авторское с корнями в том фольклоре. :) Интересно, в ближайшее время будет больше пародий? Или маятник качнется в сторону более основательного историзма? Или пока останется в числе ведущих толерантный тренд на ближайшие несколько лет?

Отредактировано Alga (2020-08-05 08:37:06)

+1

131

циник написал(а):

Ох, светлые, темные - это уже нововведение.

Это в духе концепции Кирилла Королева прошлого века, когда эльфы рассматриваются как потомки скандинавских альвов и эринских сидов, унаследовавшие проказливость первых и величественность и красоту вторых. Подобно альвам, эльфы делятся на светлых, веселых и озорных и темных – суровых и даже жестоких. К темным эльфам он относил эльфов каледонских, которые похищают людей и насылают порчу на скот. Он, конечно, тот еще популяризатор, и ссылки дает раз через  десять, но кое-что у него можно посмотреть.

циник написал(а):

В том же Тамлине фейри могущественнее людей, и побеждает их только любовь девушки. Да и в других песнях фейри довольно таки круты, их надо обманывать, договариваться, чтобы получить что-то или выжить. Они умеют лечить, знают много искуств, почти не убиваемы.

Многие фольклорные существа превосходят человека силой, хитростью. Я  имела в виду установку на особое благородство эльфов, которые оказалось так востребовано в  современных  фэнтези-текстах и, во многом,  берущее начало у Толкина.
Тут об эльфах в фэнтези и об   их  происхождении немного. Хотя тебе уже накопали информации.  Но, как говорится, из большого не выпадешь.
https://vk.com/@elf_forest-takie-raznye … kovskogo-i

циник написал(а):

Меня на самом деле интерессует "наш" временной период, 10-13 века. Ну и раньше тоже. И если происхождение мифологического образа более менее понятно, то хорошо бы подкрепить все примерами из фолклора. Ну еще больше, чем у меня уже есть.

А что у тебя уже есть?

В плане фольклора, думаю,  не X–XII вв., а  позднее интересен образ  глэстина  с острова Мэн, который  выступает  как щегольски одетый молодой человек с пышными кудрями, под которые он прячет остроконечные уши. Может превращаться в коня и утаскивать  свою жертву в море.
    На стр. 105 «Мифических существ» К. Королева  есть сказание о девушке, приютившей глэстина,   но  вовремя  заметившей  остроконечные уши,  когда он уснул у очага.  Ссылка на книгу:
https://readli.net/mificheskie-sushhest … klopediya/
     Надо еще поискать, конечно.

0

132

Alga написал(а):

тут ведь еще какая фигня с ТТХ

Я думаю, все же вариант не сколько взаимствования, сколько схожих условий, татемов и следовательно мифов. И да, общеевропейские корни. Опять же, те же самые римляни и греки могли вовсю вдохновляться чужими образами, хотя бы для низших слоев нечисти. Типа наши боги огого, а вот всякие там демоны, гады и прочие - это запросто поперто с разных народов, тем самым как бы принижая эти самые "дикие" народы подсознательно)).

Alga написал(а):

, а, так вы об этом короле с ушами

Король с ушами внезапно стал снова популярен))))

Норна написал(а):

когда эльфы рассматриваются как потомки скандинавских альвов и эринских сидов, унаследовавшие проказливость первых и величественность и красоту вторых

Ну не знаю, и у скандинавских альвов есть некая красота и величественность (пусть и дикая), и у сидов проказливость только в путь бинтуйся)))

Норна написал(а):

К темным эльфам он относил эльфов каледонских, которые похищают людей и насылают порчу на скот.

То же самое делают повсеместно и народ сидов и прочие эльфы.

Норна написал(а):

Я  имела в виду установку на особое благородство эльфов

Благородство как иерархия при рождении или моральныен качества? И то и то есть у эльфов из сказок, песен (тот же Тамлин опять же). Зачастую их иерархия описывается, как и у людей (королевства, короли, рыцари (воины), простые эльфы). А качества так же высокоморальны (если уж эльф дал слово, он его выполнит, гнапример).

Норна написал(а):

А что у тебя уже есть?

Те же самые сказки, песни, в основном. Ну и несколько упоминаний в церковных книгах (обряды, как спастись от встречи, как приседать, что делать, что нет), правда без ссылок, я даже не помню, где видела. Поскольку последнее уже сильно христианизировано, а я подбирала материал для язычества.

Норна написал(а):

Многие фольклорные существа превосходят человека силой, хитростью.

Дык, многие и с острыми ушами)) Но мы говорим-то про эльфов.
Кстати, то, что у многих демонов, джинов и прочей нечисти острые уши так же, думаю, тот же принцип давать образу нечто звериное, чтобы перешагнуть порог - "свой, чужой".

0

133

циник написал(а):

наши боги огого

И еще какой момент: боги менялись, не только кто помельче с чудо-силами, потому что войны и прочее не прошли даром. Плюс локальные вариации на тему, когда могли, грубо говоря, в деревне одной рассказывать вариант крутой охоты на вепря кучи прославленных героев, считая и местных, а в другой деревне, стало быть, вариант снова менялся.

последнее уже сильно христианизировано, а я подбирала материал для язычества

Не поняла, прошу пояснилова. Фольклор же средневековых лет не был языческим или христианским, а был двоеверным.

у многих демонов, джинов и прочей нечисти острые уши так же, думаю, тот же принцип давать образу нечто звериное, чтобы перешагнуть порог - "свой, чужой"

И способ показать, например, кто есть ху для неграмотных, если это изображение показано там, где его увидит большое скопление людей. А исторически позже еще и для того могли так делать, чтобы укрепить влияние новой религии. Например, Блаженный Августин и не только животные черты и некроткое поведение расссматривал в контексте демонических персонажей, в том числе учитывая местный фольклор и народное понимание христианства. Правда, был какой нюанс: понимание звериности в Средневековье не обязательно предполагало волосатость, когти, зубы, еще что из той же оперы, ведь огромное значение уделялось душе. Поэтому не только в высокоинтеллектуальных кругах, но и в быту простые люди могли при прочих равных закрыть глаза на внешние характеристики, если их устраивали общекультурные моменты уровня "говорит по-нашенски", "крещен" и т. п., и т. д., но нюансов всевозможных (сословие, деньги, кто кому родственник да из какой деревни и прочее) было, понятное дело, море.

+2

134

Alga написал(а):

Не поняла, прошу пояснилова

Я о том, что в более поздних сказках уже сильно изменен образ под влиянием церкви. То есть, до всеобщей подавляющей христинизации эльфы воспринирмались как данность (силы природы, божества мест), они не были ни плохими, ни хорошими. Их можно было угоорить, впечатлить и использовать на свое благо. Потом они стали заведомым злом. Хотя, конечно, кое-что осталось. Ну и меня разочаровали приседания вроде "обойти церковь по часовой стрелке столько-то раз". Остается надеяться, что раньше в этом месте было "обойти курган". Ну и понятно, что эльфы все боялись креста и не могли входить в церковь.

+2

135

циник, а, теперь поняла, пасиб. А то я подзависла, попытавшись представить язычество отдельно от христианства в тогдашнем контексте.

0

136

циник написал(а):

Дык, многие и с острыми ушами)) Но мы говорим-то про эльфов.

Эльф? Остроухость налицо.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t669342.jpg

А если серьезно, не хочешь "пошуршать" этим? Если еще не шуршала.  Alaric Hall. Elves in Anglo-Saxon England: Matters of Belief, Health, Gender and Identity // Anglo-Saxon Studies. Vol. 8. The Boydell Press, 2007. 
Тут Аларих (какое замечательное имя!), признавая, что фольклорных источников недостаточно,  анализирует самые различные  тексты, начиная с лечебников X  века,  с лингвистической точки зрения на предмет выявления «эльфийского начала». Про «здоровье» эльфов любопытно.  Тут можно скачать: http://en.bookfi.net/book/819843
   Про остроухость X-XIII вв. помню.

+1

137

Норна написал(а):

Эльф?

Думаю, цветуечек (разве что слегка отфотошопленный) из рода тех, которые у сэра Баскервиля на болоте растут)))

Норна написал(а):

А если серьезно, не хочешь "пошуршать" этим?

Ох, да там же на английском)) Я в такие тексты и по-русски-то с трудом вникаю))) Хлтя про здоровье эльфов люопытно)) КАк они с вирусами, например, справлялись))

Отредактировано циник (2020-08-07 11:56:03)

+1

138

циник написал(а):

Ох, да там же на английском

  Я пока не нашла перевод.  Может, где-нибудь есть переводы отрывков, сделанные читателями. Надо поискать.

0

139

Норна, про X-XIII любопытно. В том числе с учетом того, что выше ты писала про двадцатый век, а не о них. Получается, недавно нашлись новые изображения/тексты, да? Кто нашел, когда, где? А ссылка что-то не срабатывает, но это ничего, книга есть в других библиотеках.

циник написал(а):

про здоровье эльфов люопытно)) КАк они с вирусами, например, справлялись))

Вот да. А то сразу вспоминаются мне еда и питье волшебные, которые в их мире людям лучше не есть. Может, одно связано с другим? Не знаю... почвы там, состав воды и остальное в том же ключе, что может сказываться на здоровье тех, кто поколениями на такой-то территории живет.

Глянула ту книгу, о которой выше говорила Норна. Уши там не упоминаются ни разу, а здоровье и лечение рассматриваются человеческие в разных частях книги. Эльфы названы в качестве вредящих и лечащих (в том числе не сами если лечат, а некий эльфийский (или относящийся не обязательно именно к эльфам, а к волшебству) текст люди используют). Еще там о подменышах, о скандинавских и об ирландских сюжетах тоже. Другой вопрос, что со здоровьем эльфов, надо читать внимательно, может, и это есть. Пока не нашла.

Отредактировано Alga (2020-08-07 16:31:30)

+1

140

В тему. Исландские домики для эльфов:

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/33/t325131.jpg

+4


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Таинственные существа... ( о чистых и нечистых)