Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Святые, которые встречаются в книгах / фильмах о Робине Гуде


Святые, которые встречаются в книгах / фильмах о Робине Гуде

Сообщений 21 страница 33 из 33

21

В " Мече и радуге " Елены Хаецкой упоминается святой Сульпиций...

Кто это ? Возможно,

Сульпиций II, еп. Буржа, святой

Происходил из Ватана в Берри (департамент Эндр, юго-западнее Буржа), из дворянского рода. В юности попал на воспитание ко двору короля Хлотара II. Оказался непригодным к военной службе, зато был набожен, одарен способностями. Архиепископ Буржа Austregisil обратил на него свое внимание и призвал его к себе для дальнейшего воспитания. В 613 г. Сульпиций получил посвящение в священники, а в 615 г. в сане епископа Буржа стал преемником Austregisil. Как таковой, он был "настоятелем" (полевым благочинным) в военном лагере Хлотара II. Построил многочисленные церкви, в 626-627 гг. участвовал в поместном соборе в Clichy, посвятил Дезидерия в епископы Cahor и рекомендовал своего ученика Ремакла в настоятели Солиньяка. Был очень щедр к беднякам, выхлопотал у короля Дагоберта облегчение налогов для народа. В поместье Буржа, между реками Yevre и Auronон, основал монастырь, первоначально (из-за своего местоположения) называемый "корабль" (Nauirium, франц. - Nef), позднее названный по нему Св. Сульпиций. Вблизи кафедрального собора он, будто бы, основал также госпиталь. Через 17 лет он оставил свой сан, чтобы в большей степени посвятить себя обращению евреев и еретиков. Умер 17.01.647 г., погребен в монастыре Navarium. Малые части его реликвий сохранились еще в монастырской церкви Св. Сульпиция в Бурже, Св. Сульпиция в Париже, в Ватан и др. Во время Французской революции большая часть их была уничтожена. В 1641 г. Жан-Жак Олье, приходский священник из Сан Сульпиций в Париже, основал всемирную конгрегацию священников-сульпициан для воспитания духовенства в семинарах. Ныне эта конгрегация имеет свои представительства в США, Вьетнаме, Японии, Колумбии, Дагомеи и Верхней Вольте.

Покровитель сульпициан.

День памяти 17 января

+2

22

совершенно чудесная церковь Святого Сульпиция в Фавьерах (Saint-Sulpice-de-Favieres).
Наверное, одна из самых красивых готических церквей во Франции, если
не считать тех, что находятся уж совсем в больших и знаменитых городах.

А Фавьеры эти - точнее, официально деревня так и называется
"Св. Сульпиций-в-Фавьерах" - имеет населения всего человек триста.
Может, меньше. Церковь же огромная, 13-го века, с сохранившимися с
того времени витражами. Конечно, первый приходящий в голову вопрос -
откуда в такой маленькой деревне такая большая шикарная церковь.
Ответ на него нарисован на картинках из жизни святого Сульпиция:
считается, что проходя как-то раз мимо Фавьер, он воскресил только что
утонувшего ребенка. Фавьеры поэтому стали местом паломничества, и к 13-му
веку паломников развелось столько, что старая - маленькая - церковь
перестала их вмещать; по распоряжению короля Людовика 9-го (тоже, между
прочим, святого) построили новую.

+1

23

Или речь шла об этом святом ?

Сульпиций Север

(р. 363, † 410 или 429) — писатель, родом аквитанец. Сначала он был адвокатом, но по смерти жены, в 392 г., удалился в монастырь близ Безьера; в 409 г. перешел в Марсель. Он был близок к Мартину Турскому, жизнь которого описал подробно, но в несколько легендарных чертах. Провозгласив себя пелагианином, он скоро раскаялся в том и осудил себя на вечное молчание. Написал "Историю" ("Historia"), или "Священную хронику" ("Chronica sacra"), в 2-х книгах, которые, начиная рассказ с творения мира, доводят его до 410 г. по Р. Хр. За элегантность стиля его сравнивали с Саллюстием. Написал также биографию Мартина Турского и два диалога. Ср. Bernays, "Üeber die Chronik des S. Severus" (Б., 1861). Издание сочинений С. дали Vorst (Б., 1668); Migne, XX, 95; Halm (Вена, 1866).

+2

24

В этой же книге упоминается святая Касильда.
Кто она ?

Согласно легенде, Касильда была дочерью исламского правителя города Толедо (его называют Аль-Макрин или Аль-Мамун, эмир Абу Магоммед Измаил), особенно доброй к пленникам-христианам. Она носила им еду, спрятав в складках платья. Однажды её остановил отец (или солдаты) и приказал показать, что она несет — Касильда развернула подол, и в нем оказался букет роз. (Ту же самую историю рассказывают еще про нескольких святых — см. Чудо с розами).

Через некоторое время она тяжело заболевает кровотечением. Арабские врачи не могут вылечить девушку, и ей посылается весть, что она найдет излечение в чудесных водах Святого Винсенте, где-то в христианской Кастилии. Отец Касильды снаряжает её в поездку. В Бургосе Касильда крестится, затем омывается в озере около Бривьески и вылечивается. Вернув здоровье, она решает посвятить Христу свое целомудрие. Остаток своих дней святая проведет в уединении и смирении, посвященном молитве и покаянию. Говорят, что она дожила до столетнего возраста. Похоронили её в том же ските, где она проживала. Вскоре он превратился в место паломничества. Особое внимание к святой проявляли женщины, страдавшие от кровотечений. Народная примета даже гласила, что для того, чтобы излечиться, было достаточно выпить местной воды и бросить камень в воду

В Бривиеске, где она жила и патроном которой она является, расположен Санктуарий святой (Santuario de Santa Casilda). С 1750 года мощи находятся в урне работы Диего де Силоэ. Вода, которую разыскивала Касильда, находилась в нескольких озерах, называемых Лагос Сан Висенте. В настоящий момент от них остались два колодца — Белый и Черный.

http://s56.radikal.ru/i154/0910/a6/d4e6f46f592b.jpg

оригинальное имя Casilda
умерла ок.1050
главная святыня Бривьеска
день памяти 9 апреля
атрибуты розы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Святая_Касильда

В " Мече и радуге" Тук рассказывает другой вариант Жития святой: Святую остановил на улице её супруг - язычник, с требованием показать, что она несёт арестованным христианам. В подоле её одежд оказались розы вместо пищи...

Именно с этим вариантом Жития связан " пароль", который говорит Хелот арестованному Робину, придя выручать его: Клянусь девственностью св. Касильды, ты не выйдешь отсуда живым. Понимать Хелота следует наоборот, поскольку в известном обоим друзьям варианте жития святая была замужней
женщиной.

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-29 20:38:50)

+2

25

Вот ещё святая, упоминаемая в той же книге...

Флавия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флавия

(лат. flavus — золотой, белокурый) — древнеримское имя, означающее «белокурая, златовласая». Это женская форма римского имени династии Флавием (Flavius). Имя по большей части распространено на территории Италии и в испано-говорящих странах.

В Православии и в Католичестве Флавия и Флавия Домицилла — имена святых.

+2

26

Wind - war horse, спасибо за тему!

+1

27

В книгах Гершензона, Токмаковой, Овчинниковой Неоднократно упоминается день святого Михаила. О каком святом идёт речь ?

Архангел Михаил

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Архангел Михаил (значения).
Архангел Михаил (מיכאל)
St Michael Raphael.jpg
«Михаил Архангел, побеждающий дьявола»,
Рафаэль, 1518 год
Пол: мужской
Толкование имени: «Кто как Бог?»
В иных культурах: Микаил (ислам)
Занятие: архангел, предводитель небесных воинств

Упоминания:
три раза в кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды — в послании ап. Иуды (9) и один раз в Откровении св. Иоанна
Связанные события: Страшный суд; битва с драконом, преследовавшем Жену Апокалипсиса
Атрибуты: изображается попирающим дьявола; в рост — с доспехами и мечом; верхом — с копьем; с кадилом и весами
Характерные черты: крылат

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (ивр. מיכאל‎, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Празднование — 19 (6) сентября, 21 (8) ноября.

         

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод ивр. מלאך‎ «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».

«Ми ка эл» (ивр. מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.

Канонические тексты

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:

    * «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
    * «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
    * А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

« И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
(Дан.12:1)
»

«Архангел Михаил и три отрока в пещи огненной», армянская миниатюра, Торос Рослин

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:[1]

    * явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
    * явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
    * уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4Цар.19:35);
    * спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

Новый Завет

В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“»  (Иуд.1:9). Это единственное место в канонических текстах, где Михаил назван архангелом. Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».[2] Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».[3]

В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
«Архангел Михаил, побивающий сатану»,
миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» Жана Фуке
« И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним
(Откр.12:7-9)
»

Христианская эсхатология

Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде[4] на который он призовёт души трубным гласом (см. ниже раздел Христианские апокрифы).

Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.[5] Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».[6]

В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.[7]

Апокрифические сказания

Книга Еноха

В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:

    …сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.[8]

Еврейские апокрифы

В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом[9].

Христианские апокрифы

Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:

    * «Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.[10]
    * «Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим:

    И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».[11]

    * «Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу:

    Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.[12]

    * «Апокрифическое Откровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое».[13] Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.

В еврейской традиции

Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Ветхом Завете: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль.
[править] В исламе
Персидская миниатюра. Пророк Магомет в окружении четырёх ангелов

В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов[14].

Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.

Почитание в христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.[15]

Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитатся как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.[16]

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех — см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).[17]

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил.[17] Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.

Страж рая

Дабы он к Древу Жизни не простер
Длань дерзновенную и не вкусил,
Чтоб стать бессмертным, даже не мечтал
О вечной жизни, изгоню его
Из Рая, для возделанья земли,
Откуда взят,- воистину, приют
Ему гораздо свойственней теперь!
Сверши Мое веленье, Михаил!
Джон Мильтон. «Потерянный рай»

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах.[18] На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая.[19] Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:

    «И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»

Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».[20]
[править] Чудеса и явления архангела Михаила
«Чудо архангела Михаила в Хонех»,
византийская икона, начало XII века

    * Чудо архангела Михаила в Хонех:

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью.[21] Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).[22]

    * Чума в Риме:

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

    * Спасение Сипонта:

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды услышали сильный гром и увидели облако, сходящее на гору Гарган с огнём, дымом и молниями. Это что устрашило их и обратило в бегство.[23] Узнав о явлении архангела Михаила, они отказались от арианской ереси.[24]

    * Спасение отрока близ Афонской горы:

Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.[24]
«Явление архангела Михаила Жанне д’Арк», картина Эжена Тириона, 1876.

    * Спасение наследника:

Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.[7]

    * Спасение Новгорода:

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород.[25] Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».[26]

    Архангел Михаил и Жанна д, Арк

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.[27]

    * Чудо о Флоре и Лавре:

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.[28] Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Празднование

Православная церковь

Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).

Католическая церковь

В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но c XVIII века утратил статус торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:

    * В честь явления архангела Михаила 8 мая 494 года на Монте Гаргано;
    * В честь его заступничества в войне против лангобардов 8 мая 663 года (см. раздел Чудеса архангела Михаила). Праздник в честь этой победы распространился на всю католическую церковь и получил название «Явление святого Михаила».

Папа Лев XIII распорядился читать после каждой читаной мессы (missa lecta) ряд молитв, в том числе молитву архангелу Михаилу. В современном ординарном чине мессы чтение этих молитв не предусмотрено.

Особо почитается как место паломничества раннесредневековый монастырь-крепость св. Михаила на высоком острове у берегов Нормандии (Мон-Сен-Мишель) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано (область Апулия в Италии)

В годы контрреформации Архангел Михаил стал символом воинствующего католицизма.

Источники образа

Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»[14].

Архангел Михаил в немецких верованиях

Архангел Михаил. Середина XVIII века. Немецкий национальный музей. Нюрнберг

Этот персонаж Нового Завета, победителя Сатаны, считается покровителем немецкого государства. В соответствие с народными верованиями он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан).

Установленный церковью День Святого Михаила (29 сентября) находится в тесной связи со старинным германским обычаем отмечать праздником окончание уборки урожая.

Изображение архангела, начиная с X века, неизменно присутствует на боевых знамёнах. Существует легенда, что победа при Лехфельде в 955 году была одержана благодаря вмешательству Архангела на немецкой стороне (апокалиптическая битва Михаила с сатаной воспринималась, как «первое деяние воинской и рыцарской доблести»[29]). В этой битве у города Аугсбурга Оттон Великий нанёс сокрушительное поражение мадьярам, что существенно ослабило постоянную угрозу созданной им Священной Римской империи германской нации (возникла в 962 году, когда Оттон был коронован в Риме папой Иоанном XII как император) со стороны воинственных венгров.

В немецком искусстве имеется тенденция проведения параллели между архангелом и победителем червя-дракона легендарным национальным героем Зигфридом.[30][31]

В мистике и оккультизме

«В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра»[14].

В искусстве

Архангел Михаил и его легенды
Коппо ди Марковальдо, 1250—1260

В изобразительном искусстве

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.[32] Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.[33]

Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».

Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила»

Знаменитые скульптуры

    * Архистратиг Михаил (Куравский) — сначала в Киеве, теперь в Донецке
    * Архистратиг Михаил (Кущ) — в Киеве
    * Монумент Михаила-Архангела (Сочи)

В архитектуре

См. Список церквей и соборов, освященных в честь архангела Михаила

В геральдике

В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева [34], а также ряда других городов и изображён на их гербах.

Герб Российской империи

Герб Архангельска

Герб Киева

Герб коммуны Санкт-Михелисдон

В фалеристике

Британский орден изображает Михаила, попирающего Люцифера

    * Орден Святого Михаила и Святого Георгия — основан принцем Уэльским в 1818 году
    * Крест Святого Архангела (Архистратига) Михаила — русская награда времён Гражданской войны
    * Орден святого Михаила Архангела — основан Романовыми в изгнании в 1988 году

В топонимике

    * Архангельск — город, названный в честь архангела Михаила.
    * Многочисленные топонимы, включающие часть Сан-Мигел (порт. яз.), Сан-Мигель (исп. яз.) и Сан-Микеле (итал. яз.)

В литературе

    * Персонаж поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай»

Фильм «Майкл» — о возвращении архангела на землю в XX в. В роли Михаила — Джон Траволта.

    * Архангел Михаил — один из персонажей рок-оперы «Жанна д’Арк»

+1

28

Британский орден святого Михаила:

http://s14.radikal.ru/i187/0910/9b/d136cc4e5142.jpg

+1

29

http://i028.radikal.ru/0910/cb/4ab8138a350d.jpg

Архангел Михаил и его легенды
Коппо ди Марковальдо, 1250—1260

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-30 22:24:36)

0

30

http://s46.radikal.ru/i113/0910/cb/ce1cc8ccc32c.jpg

«Чудо архангела Михаила в Хонех»,
византийская икона, начало XII века

0

31

http://s54.radikal.ru/i145/0910/5a/08ed8758c39a.jpg

«Архангел Михаил»
XIII век, Монастырь Святой Екатерины

0

32

День святого Михаила

     
29 сентября

Праздник святого Михаила (Feast of the archangel Michael), отмечаемый в католической традиции 29 сентября, в средние века считался обязательным, но, начиная с восемнадцатого века, постепенно утратил свое торжественное значение. Почитание Архангела Михаила издревле было связано с верой в торжество добра над злом.

В иконографии он часто изображался как воин-защитник, покровитель народа Божьего в его борьбе за свободу. В Откровении святого Иоанна Богослова читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Отцы Церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни, он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта, через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима. С Михаилом Архангелом связываются и другие важные библейские эпизоды.

В Ветхом Завете Архангел Михаил выступает, главным образом, как военный покровитель избранного народа. Именно он является вестником побед над войсками язычников. Казалось бы, воинская функция святого Михаила должна была перейти и в христианскую традицию. Однако, этого не произошло. Не потому, что у древних христиан не было святых покровителей воинства - они, конечно, были, но эту роль выполняли преимущественно мученики.

Воины-христиане обращались за заступничеством к святым Георгию, Теодору, Диметрию и другим. Святому же Михаилу молились о здоровье. Вероятно, это связано с тем, что Архангел Михаил воспринимался как победитель злых духов, которые считались источником болезней.

Во Фригии, где в основном складывалось почитание святого Михаила, его значение как ангела-исцелителя также затмило воинский образ.

Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвященные святому Михаилу. Наиболее известен источник в местечке Херотопа, недалеко от Колосса, по легенде, сотворенный самим Архангелом, где каждый немощный, искупавшись и воззвав к Пресвятой Троице и святому Михаилу, получал исцеление.

Святого Михаила почитают как своего небесного заступника больные, умирающие, а также медики и водители «скорой помощи». Он также является покровителем моряков, военных, полицейских и, конечно, рыцарей Церкви.

В Ирландии в средние века авторитет архангела Михаила не уступал авторитету Богоматери: обращение к Михаилу регулярно сочеталось с обращением к деве Марии, причем могло стоять даже на первом месте: «Святой Михаил, молись за нас, Святая Мария, молись за нас...» Эта роль святого Михаила, как посредника между Богом и человеком, отражена в некоторых изображениях Страшного суда, где архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души умерших.

+1

33

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

http://s56.radikal.ru/i153/0910/93/744a1e549a7e.jpg

(!) Молитва Архангелу Михаилу (была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота)


Архистратиг


Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), полководец воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело.

Само имя Михаил означает по-древнееврейски "кто как Бог" И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он низринул диавола и всех павших духов с Неба. Не лишил архангел Михаил своего заступничества нас и нашего Отечества, когда спас Новгород Великий от татарского хана Батыя в 1239 г. не случайно на многих воинских знаменах на Руси изображали Михаила как архистратига Божиего воинства. Вот уже более тысячи лет Архангел Михаил является покровителем земли Русской. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21/8 ноября.

Яко ангельских огнезрачных ликов предстоятеля, ангельскими убо и языки подобаше восхвалити тя, Михаиле: но дондеже вразумляемии тобою навыкнем безплотных глаголом, услыши, аще и от человеческих, обаче благодарных устен, сицевая: Радуйся, звездо мира первообразная;
Радуйся, свеще истины и правды златозарная.
Радуйся, лучей света несозданнаго первый во ангельских ликостояниях приемниче;
Радуйся, Ангелов начальниче.
Радуйся, в немже наивящше светлеется слава Творческия Десницы;
Радуйся, имже красуются соборы всех существ безплотных.
Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными Силами.

21 ноября православные отмечают День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Престольный праздник также отметили в единственном в Ростове Свято Михайло Архангельском храме в поселке Александровка

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-30 23:17:04)

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Святые, которые встречаются в книгах / фильмах о Робине Гуде