Термин «граффити» происходит от греческого слова “graphein”- и латинского “graffito” или “sgraffito” – написанный, процарапанный и обозначает сохранившиеся до наших дней надписи на стенах античных построек. Но в первую очередь слово «граффити» ассоциируется с явлением городской субкультуры, находящимся на границе художественной деятельности и правонарушения.
Движение граффити зародилось в 1960-е годы в Филадельфии и приобрело массовый характер в 1970-е в Нью-Йорке и в других городах США и Европы. Пионерами движения принято считать американских граффитчиков Cornbread, Cool Earl и нью-йоркского курьера TAKI 138, который по роду службы бывал в разных частях города и оставлял на стенах зданий и в поездах метро свой псевдоним и номер улицы, на которой жил. Их имена первыми попали в газеты. С 1980-х годов феномен граффити привлек внимание художественных музеев и галерей. Из среды граффитчиков вышли художники, занявшие место в истории искусства, такие как Жан-Мишель Баскиа и Кейт Харинг. В России и на территории бывшего СССР граффити активно развиваются с начала 1990-х годов.
Эстетика и приемы граффити используются в рекламе, дизайне, видео и т.п. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. Подобное пограничное положение делает граффити предметом нашего исследования...
Граффити – неоднородное явление с динамичной историей, разнообразием стилей, программ и идеологий. Художники граффити соотносят себя с легальной (writing) и нелегальной (bombing) деятельностью, занимаются исключительно написанием слов или составлением сюжетных композиций, преследуют политические, провокационные или чисто художественные цели. Все перечисленное не является границами граффити, его проявления разнообразны, как разнообразны личности и намерения его создателей.
Художники отмечают, что в основе граффити лежит почти первобытный порыв к творчеству, внезапный импульс, побуждение к самовыражению. Граффити – стихийная живопись, ее необходимое качество – искренность. Первоначальная цель может быть разной, – запечатлеть собственное имя, сообщить определенную мысль, высказать протест или просто выплеснуть эмоции.
Отношение граффити к традиционному искусству неоднозначно. Некоторые граффитчики сознательно противопоставляют себя «официальной» культуре («Искусство умерло, не прикасайтесь к этому трупу» (Go Vegas), обвиняя ее в зависимости от чужого мнения и условий, диктуемых рынком. Они определяют граффити как принципиально «свободный» ничем не скованный способ самовыражения.
Другие не столь категоричны и рассматривают граффити скорее как альтернативный вид монументальной живописи, имеющий конкретные цели и задачи (эстетические, просветительские, пропагандистские и т.п.) и приветствуют наличие художественного образования. Но и те, и другие признают, что изначальная суть граффити состоит в некоем вызове.
Хулиганство, риск, жажда приключений, бесконечное повторение собственного имени как способ заявить о себе, ночной бомбинг в депо – с подобных вещей начинают почти все, даже если впоследствии граффитчик приходит к другим формам творчества и начинает зарабатывать деньги. Мирному и спокойному зрителю, который смотрит на результат работы, передается часть ощущения стремительности процесса – в этом также состоит цель граффити (во всяком случае, той его части, которая сознательно рассчитана на зрителя) – вызвать как можно более сильный эмоциональный отклик.
Многие художники демонстрируют прекрасное владение пространством, остроумно вписывая в него тэг, шрифтовую надпись или сюжетный рисунок. Острое чувство контекста, среды является необходимым условием удачной работы. Дорожные знаки, объявления, указатели и архитектурные детали могут стать фрагментом граффити, предметом игры.
Нельзя сказать, что явление граффити стоит в стороне от культуры. Граффити связаны со всем популярным искусством 20 века. Комиксы, графический дизайн, телевидение, реклама, корпоративные логотипы, видео – все это граффити заимствуют, перерабатывают и пародируют (так же активен и обратный процесс- заимствование эстетики граффити в разных проявлениях поп-культуры). Также принципиальное отношение граффити к тексту как изображению и изображению как тексту перекликается со многими художественными практиками 20 века.
Одно из отличий граффити от традиционного произведения искусства состоит в недолговечности. Художник заранее знает, что его работа обречена на уничтожение. Поэтому законченный рисунок всегда фотографируется. Граффити существуют в двух состояниях, - физическом и виртуальном. Если рисунок не сохранить на фотографиях, рано или поздно он навсегда исчезнет. Если граффити никто не видит, они теряют смысл, поэтому тиражирование граффити в журналах и сети Интернет – естественный процесс.
Недолговечность граффити заставляет художника особую роль уделять самому процессу рисования. Произведение не рассчитано на века и оценку потомков. Работа делается в конкретный момент и для конкретного момента. То, что работа была сделана, как она была сделана и почему – эти вопросы более важны, чем формальные особенности. В этом, вероятно, следует искать причину неодобрительного отношения большинства граффитчиков к позднейшим поправкам и переделыванию готового рисунка.
В разговоре о граффити нередко упоминается реклама. Граффити и рекламу роднит элемент нарочитости, демонстративности, в том числе и в выборе места: общественный транспорт, автомагистраль, стены домов и т.п. Во многих случаях граффити сознательно противопоставляют себя рекламе. Реклама раздражает (так же как граффити могут раздражать или внушать чувство опасности). Реклама навязчива и часто глупа и безвкусна.
Граффити выступают как альтернатива рекламе в формировании городской визуальной среды. С точки зрения граффитчика наличие власти и денег позволяет заявить о себе любыми доступными способами – с рекламных щитов, телеэкранов, страниц журналов и т.п. Посредством рекламы кто угодно может передать свое изображение, свое имя, навязать свое мнение. Граффити противопоставляют себя рекламе в качестве средства бесплатного публичного выражения.
Граффитчики часто определяют свою деятельность как художественный захват пространства, несанкционированное вторжение на территорию, которую присвоили персоны, обладающие деньгами и властью, но не имеющие художественного вкуса и права диктовать свои представления о красивом и правильном.
Простой житель города может относиться к граффити равнодушно, снисходительно, положительно или настороженно. По отзывам некоторых зрителей – граффити (особенно на окраинах города) могут вызвать ощущение опасности, беспорядка и деградации. Кажется, что граффити, не уважающие общественную и частную собственность, могут стать первым шагом к более серьезному преступлению. Однако, как нам представляется, лишь небольшая часть граффитчиков ставит целью сознательно испугать обывателя. Художник, (если ему не безразличен зритель вообще) ставит целью привлечь внимание для того, чтобы предать определенную мысль или эмоцию. Способ это сделать может быть разным – шокирующим или очаровывающим. Граффитчик имеет свой кодекс чести и вовсе не будет рисовать где попало. Сознательная или бессознательная цель граффити вовсе не в чистом вандализме. Как правило, за вандализмом, (который во многих случаях, конечно, имеет место) стоит что-то еще.
Следует еще раз обратить внимание на неоднородность граффити. Различные авторы и команды могут стоять на принципиально разных позициях и формулируемые ими цели могут быть противоположными. Граффити – сложное явление, которое противопоставляет себя официальной культуре, но при этом уже давно вписало себя в общекультурный контекст. Граффити эволюционируют, находясь в постоянном диалоге с жителями города, и заслуживают серьезного изучения.
http://agnesvogeler.livejournal.com/5511.html