Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Несколько слов о гигиене


Несколько слов о гигиене

Сообщений 181 страница 193 из 193

181

Еще по поводу стирки что вспомнила: как раз в "наше" время она проявилась в проповедях, в том числе для популяризации и понятности в среде трудящихся христианского учения. Христос сопоставлялся с вещами, которые стирают, то есть так в переносном смысле говорили о его муках.

Отредактировано Alga (2020-01-22 13:12:58)

+1

182

Alga написал(а):

Христос сопоставлялся с вещами, которые стирают

Гм... "Христос очистился страданиями=бельё очистилось "страданиями" (вспомним рубель и валёк). Всё понятно, но Христос ведь не нуждался в очищении, будучи безгрешен. Априори. Добровольно муки приняв ради искупления первородного греха, а не за свои грехи. В ересь впадали, выходит?

0

183

Надо глянуть, где и кто проповедовал. Сходу имена с локацией не вспомню.

0

184

Глянула записи. XIII век, архиепископ Генуи. Это Иаков Ворагинский, тот самый, который автор (точнее, автор-составитель) «Золотой легенды», сборника житий святых, очень популярного в средневековой Европе. Еще он сравнивал Христа с наживкой для рыбалки (тело Его в качестве приманки для дьявола) и с охотником (охотники созывают своих собак, а Бог собирает паству).

+1

185

Alga
Гм... Да, автора "Золотой легенды" сложно заподозрить в ереси. Что ж, значит, Церкоыь дозволяла ему некоторую цветмстость речений - для пущей наглядности.

0

186

Продублирую здесь. Видео "В немытой Европе всё лечили кровопусканием? Ученые против мифов 14-10. Е.Бергер и Водовозов" (пост 162): врачевание и врачи

+1

187

Все мы знаем примерно, как ходили по нужде в средневековых замках. Но  существование специальных башен, приспособленных под это дело, меня потрясло до глубины души. Тут статья, где надо смотреть много фото, чтобы все представить в деталях. Поэтому представлю только  начало текста и несколько фото.  А вот  ссылка на первоисточник.

https://dzen.ru/a/YMcW4_7Felvq_J9J

Катехизис и Катарсис
Высокий туалет в средневековом замке
14 июня 2021

Вопреки распространенному мнению, что людям, жившим во времена средневековья было не до санитарии, замки Тевтонского Ордена были неплохо оборудованы всеми удобствами, включая подогрев полов в некоторых помещениях. Характерной чертой орденских конвентхаузов являлись башни — данцкеры, выполнявшие функции отхожего места для обитателей замка.
Это были внушительные, отдельно выведенные башни, стоящие за пределами замковых корпусов и образовывавшие, по сути, отдельный замковый комплекс. В большинстве своем их возводили над водным потоком: ручьем, заливом, рекой или проточным рвом. С самим замком данцкеры соединялись крытым переходом на мощных колоннах (например в замке Мариенвердер его длина составляет 54 метра ). Помимо башенных данцкеров также имелись эркеры – навешенные на внешнюю оборонительную стену помещения с наружными люками для нечистот, через которые отходы попадали за пределы крепостных стен не касаясь каменной кладки. Нередко данцкеры соединяли в себе архитектурную красоту и оборонительные функции (например они имели амбразуры для ведения стрельбы). Башни-данцкеры в прусских замках-конвентах характеризуются, как совершенный защитный элемент и кроме основного назначения они являлись последним пунктом обороны для гарнизона, тем самым выполняя функции бергфрида или донжона.
Кстати, само название «данцкер» происходит от презрительного сравнения рыцарями своей уборной с городом Данциг, захваченным Тевтонским Орденом в 1308-м году, а после окончания Тринадцатилетней войны в 1466 году вернувшимся под Польскую корону. Правда, есть менее «романтическая» версия, что это слово можно приблизительно перевести, как «мокрое место»....

Вот слева башня-данцкер.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t714928.jpg
Это  путь из жилой части замка в эту башню. Эх! Хорошо, что тевтонские рыцари не верили в привидения, в готические ужасы всякие. А то ночью, при неверном свете факелов тут бог знает что может померещиться. Автор пишет, что коридор был так устроен, что не простреливался.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t998580.jpg
Это то, что внутри этого помещения. Видно 2 места, еще было как минимум 2, которых не видно. 
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t97525.jpg
А это кабинки, которые появились в XV веке, когда в замке стали жить дамы.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t221247.jpg

+4

188

Помещу отрывок из  книги Кейт Листер, преподавателя Школы искусств и коммуникации Университета Тринити в Лидсе,  "Удивительная история секса : взгляд сквозь века на одну из самых табуированных тем человечества". Москва : Эксмо, 2022.  400 с.
   Мы уже затрагивали  по ходу тему ольфактория в Средние века, ну и опять же прачки.

     Да, средневековый мир действительно был не таким стерильным, как наш, но не следует думать, что люди не замечали дурных запахов. Разумеется, они росли в окружении такого, от чего у нас эмаль сошла бы с зубов, но дурных запахов они все же боялись. Средневековая медицина полагала, что болезни распространяются через зловонный воздух, через «миазмы». Сторонники теории миазмов были правы в том, что источники дурных запахов часто представляют собой угрозу для здоровья, но в то же время полагали, что приятные запахи могут, напротив, излечить или отпугнуть болезнь. То есть люди в Средние века были так же чувствительны к дурным запахам, как мы сегодня. В «Кентерберийских рассказах», написанных в XIV веке, Чосер дает нам очень сочные портреты персонажей, и запах является основным показателем морального состояния паломника. Как многие средневековые авторы, Чосер связывает физическое уродство с уродством духовным, поэтому смело пользуется дурными запахами, чтобы подчеркнуть эту идею. Морально развращенный Пристав дышит луком, чесноком и луком-пореем; повар Чосера, ленивый и вороватый, тоже отличается зловонным дыханием, а на теле его — гноящиеся язвы. Незадачливый щеголь, предшественник метросексуалов, Абсолон, щедро надушен, его мутит от пуканья окружающих, он жует кардамон и лакрицу, чтобы дыхание было свежим. Сегодня Абсолон наверняка пользовался бы гелями Lynx Africa, потому что приятный запах был показателем высокого социального статуса. В «Смерти Артура» (1485) Мэлори мы читаем, что леди Линетт сурово приказывает бедному сэру Гарету «держаться против ветра», потому что от него пахнет кухней и «непристойной одеждой». Но замечать запахи туалета или рыбацкой лодки — это одно, а сделать что-то с такими запахами — совсем другое. Чтобы избавиться от дурных запахов, нужно мыться, хотя бы в реке, а еще лучше — в специальных банях. Кроме того, нужны специальные моющие средства <…>
     Гигиену в Средние века соблюдали по-разному, до появления настоящей косметики оставалось еще несколько веков, но вот о сексуальных запахах люди Средневековья знали очень много. Боккаччо в XIV веке неразрывно связал секс и запах в своем «Декамероне». «Здесь, не дав никому прикоснуться к нему, она сама мускусным и гвоздичным мылом вымыла всего Салабаэтто, а затем велела рабыням вымыть и растирать самое себя. Сделав это, рабыни принесли две белоснежные  тонкие простыни, от которых так пахло розами, что все вокруг благоухало ими. Одна обернула в простыню Салабаэтто, другая в другую — даму, взвалили их себе на плечи и положили их в приготовленную постель. Здесь, когда пот у них прошел, рабыни сняли с них одни простыни, и они остались лежать голые в других. Вынув из корзины прекраснейшие серебряные флаконы, наполненные один розовой водой, другой померанцевой и еще один — с жасминной и другими душистыми водами, опрыскали их». В средневековом путеводителе Le Menagier de Paris (1393) мы находим множество полезных советов по приданию себе приятного запаха: лучше всего взять шалфейную воду с «ромашкой, майораном или розмарином и сварить ее с кожурой апельсина». Уильям Лангэм в «Саду здоровья» (1579) советует добавлять розмарин в воду для ванны: «Добавь много розмарина, и баня сделает тебя страстным, веселым, добродушным и юным». В «Дамских наслаждениях» (1609) предлагали ароматизировать воду гвоздикой, порошком из фиалкового корня, мускатным орехом и корицей. Большой популярностью пользовался цибетин — мускус, добываемый из желез дикой кошки циветты. Не менее популярной была бобровая струя и китовая серая амбра, но это уже была роскошь. А если хотите узнать истинный запах порочного средневекового секса, то это лаванда. Название «лаванда» произошло от латинского слова lavare, то есть «мыть». Лаванду люди ценили на протяжении тысяч лет за ее приятный аромат. В отличие от более экзотических и дорогих ароматических растений, лаванда росла по всей Европе, была дешевой и легкодоступной. Лаванду использовали при стирке одежды — прачек даже называли «лавандами». Даже само слово «launder» (стирать) произошло от названия лаванды. Как пишет историк Рут Мейзо Каррас, самой тесно связанной с проституцией профессией была профессия прачки. Средневековые прачки были женщинами очень бедными и сводили концы с концами с помощью других занятий. Чосер в «Легенде о славных женщинах» (ок. 1380) называет дантову meretrice (шлюха) «лавандой», метафорически обыгрывая двойное значение, совмещение грязи и чистоты.

Завидую (молю Бога, чтоб простил мне этот грех!)
Лаванде при королевском дворе я.
Ибо она не спит ни днем, ни ночью.

Уолтер Хемингбургский рассказывает историю короля Джона, который думал, что соблазняет замужнюю знатную даму, но вместо этого его отправили к «ужасной шлюхе и прачке». В поэме XVII века «Корабль дураков» мы находим такие слова:

Будь моей лавандой-прачкой,
Мой, стирай мое белье,
И кровати наши вместе
Будут стоять без всякого спроса.

Сегодня лаванда считается запахом консервативным и даже старомодным. Как забавно думать, что пожилые дамы и ароматерапевты всего мира пахнут, как средневековые шлюхи!

P. S. Понятно,  в книге с таким названием есть информация не только про это.  ;) Но некоторые сюжеты, например, о мужской импотенции в Средние века, как ее доказывали и что из этого следовало, написаны с такими подробностями, что размещать их не представляется возможным. Если у кого-то возникнет интерес, то пишите в ЛС, скину на почту электронный вариант.

+2

189

Ну раз пошёл разговор о туалетах...  :) Вспомнила, как ездила на экскурсию по крепостям Ленобласти - Копорье, Ямбург и Ивангород.

Это туалет в крепости Ивангорода. Вылетало все в реку Нарову. Ну или просто на берег.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/16/t682600.jpg

+3

190

сумеречная написал(а):

Вылетало все в реку Нарову.

Ну тут главное стирать выше по течению)))

0

191

циник написал(а):

Ну тут главное стирать выше по течению)))

Да и водные процедуры желательно. ))

0

192

сумеречная написал(а):

Вылетало все в реку Нарову. Ну или просто на берег.

Меня смущает, что дырочки так близко друг от друга расположены и достаточно низко, вода совсем рядом. Может, это место для охраны замка, по-маленькому быстро сходить?

0

193

Норна написал(а):

что дырочки так близко друг от друга расположены

Это на фото так кажется. На самом деле расстояние нормальное.

Норна написал(а):

достаточно низко, вода совсем рядом

Опять неверно.)) Туалет типа сортир располагался на самом верху крепостной стены, а она высотой 24 метра.

Это я снимала там же.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/16/t930209.jpg

А это - внизу.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/16/t393748.jpg

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Несколько слов о гигиене