Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Герои легенды » Робин Гуд


Робин Гуд

Сообщений 101 страница 120 из 761

101

о, вот оно:
"чего не скажешь в шутейном разговоре"
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=NJFayuJH1zk[/youtube]

+3

102

http://s09.radikal.ru/i182/0910/0a/928b9439b3d1.jpg

+2

103

Все или почти все Робин Гуды в кино (название фильма, год выхода на экраны, актёр, возраст)

Робин Гуд
1912
Роберт Фрэзер (21)

Айвенго
1913
Уолтер Томас (?)

Робин Гуд
1913
Уильям Рассел (29)

Робин Гуд
1922
Дуглас Фэрбенкс (39)

Робин Гуд, младший
1923
Фрэнки Ли (12)

Приключения Робин Гуда
1938
Эррол Флинн (29)

Разбойник из Шервудского леса
1946
Рассел Хикс (51)

Принц воров
1948
Джон Холл (33)

Истории о Робин Гуде
1951
Роберт Кларк (31)

История о Робин Гуде и его весельчаках
1952
Ричард Тодд (33)

Айвенго
1952
Гарольд Уоррендер (49)

Робин Гуд (сериал)
1953
Пэтрик Троутон (33)

Люди Шервудского леса
1954
Дон Тейлор (34)

Робин Гуд
1956
Хосе Париси (39)

Приключения Робин Гуда (сериал)
1955-1960
Ричард Грин (37-42)

Меч Шервудского леса
1960
Ричард Грин (42)

Robin Hood en zijn schelmen
1962
Хенк ван дер Линден (37)

Ричард Львиное сердце
1962
Рональд Ховард (44)

Робин и семеро в капюшонах (мюзикл)
1964
Фрэнк Синатра (49)

Robin Hood, der edle Räuber
1966
Ханс фон Борсоди (37)

Вызов Робин Гуду
1967
Барри Ингэм (33)

Легенда Робин Гуда
1968
Дэвид Уотсон (28)

Волчья голова, или Легенда о Робин Гуде
1969
Дэвид Уорбек (28)

Истории Рибальда о Робин Гуде
1969
Ральф Дженкинс (?)

L'arciere di Sherwood
1970
Джулиано Гемма (32)

Il magnifico Robin Hood
1970
Джордж Мартин (33)

Айвенго (сериал)
1970
Клайв Грэм (33)

Робин Гуд
1972
Тапио Коуки (35)

Robin Hood, O Trapalhão da Floresta
1974
Марио Кардозо (24)

Robin Hood ja hänen iloiset vekkulinsa Sherwoodin pusikoissa
1974
Веса-Матти Лоири (29)

Робин Гуд младший
1975
Кит Чэгвин (18)

Когда делишки подгнили (сериал)
1975
Ричард Готье (44)

Легенда о Робин Гуде
1975
Мартин Поттер (31)

Storia di arcieri, pugni e occhi neri
1976
Серджио Чиани (41)

Робин и Мэриан
1976
Шон Коннери (46)

Стрелы Робин Гуда
1975
Борис Хмельницкий (35)

Робин Гуд
1982
Рич Литтл (44)

Айвенго
1982
Дэвид Робб (35)

Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
1982
Борис Хмельницкий (42)

Приключения Робин Гуда
1983
Питер Демин (?)

Безумные приключения Робин Гуда
1984
Джордж Сигэл (50)

Приключения Робин Гуда
1985
Роберт Колби (38)

Робин из Шервуда
1983-1985
Майкл Прейд (23-25)
Джейсон Коннери (22)

Робин Гуд: принц воров
1991
Кевин Костнер (36)

Робин Гуд
1991
Пэтрик Бёрджин (40)

Робин Гуд: мужчины в трико
1993
Кэри Элвес (31)

Дева Марион и её весельчаки
1994
Уэйн Моррис (?)

Робин из Локсли
1996
Девон Сава (18)

Айвенго (сериал)
1997
Эден Джиллет (39)

Новые приключения Робин Гуда (сериал)
1997-1999
Мэтью Поретта (32-34)

Принцесса воров
2001
Стюарт Уилсон (55)

Drei für Robin Hood
2003
Кристоф Мариа Хербст (37)

Робин Гуд (сериал)
2006
Джонас Армстронг (25)

Робин Гуд: принц Шервудский
2008
Джейсон Брейли (?)

+2

104

http://www.lib.rochester.edu/camelot/rh/rhhome.htm
Админы, гляньте: нам отсюда нужно что-нибудь?

+3

105

Матвиенко и благородный разбойник
Повесть о британском империализме, Робин Гуде и перераспределении собственности

Верно говорили большевики: не сотвори себе кумира из кого попало. Сначала изучи первоисточники, а потом вешай портрет на стенку. Зато уж если повесил, то обязательно делай выводы. Вот и я тоже. Делаю выводы. И выводы эти – окрыляют. Вселяют оптимизм и желание жить и работать.

Вся страна у нас, как известно, внимательно смотрит в сторону Питера. Оттуда к нам идет все хорошее. Там творятся история, почва и судьба. Там и Невы державное теченье, и губернатор Матвиенко. Но мы – в угаре демократического подъема экономической мощи – порой не все замечаем. Упускаем из виду. А зря. Валентина Ивановна – это та женщина и политик, на которую всем равняться надо. Но не только на нее. Есть у губернатора сын – бизнесмен Сергей Матвиенко. Будущее России, не побоюсь этого громкого слова, надежда наша на счастливое завтра и прекрасное послезавтра.

Так вот, г-н Матвиенко во время пребывания в Великобритании захотел остановиться в Ноттингемском замке. Ну, понравилось ему. К тому же – историческое место. Именно там где-то разбойничал славный парень Робин Гуд. Отнимал, как говорят революционеры, у богатых и отдавал, как говорят контрреволюционеры, бедным. Милейший, поговаривают, человек.

Одно плохо. Отказали г-ну Матвиенко. Лютые британские тоталитаристы и мракобесы начали плести что-то насчет того, что в замке две сотни лет никто не жил, и прочую антироссийскую ахинею. Я как узнал об этом, сразу включил телевизор: думал, Лондон уже бомбят никарагуанские вертолеты с боливийских авианосцев. Оказалось: не бомбят. Что, признаться, правильно. Пусть кровожадным британским империалистам просто стыдно будет.

И вот еще что хотелось бы мне добавить. Очень показателен выбор российского бизнесмена. Показателен и не случаен, я думаю. Полагаю даже, что это в некотором роде знак. Не прямое еще указание, а тонкий намек, выбор, как говорят в прокуратуре, верного направления. И не стоит, наверное, делать акцент на разбое. Акцент, видимо, стоит делать на благородности. Кстати, не уверен я, что этот «разбойник» в самом деле разбойничал, грабил кого-то. Просто справедливо перераспределял собственность.

Отечественным историкам, думаю, пора уже поднимать архивы: наверняка у Робина Гуда и русские корни есть. Родион Гудов. Или Иван Иванович Робингудов. Может быть, и Британия была когда-то частью России. Может быть, даже символом грядущей Олимпиады в Сочи будут не всякие там чебурашки, а именно русский богатырь Иван Робингудов. Было бы очень неплохо, по-моему.

http://www.ng.ru/philanthropy/2008-09-1 … ropia.html

+2

106

Фенимор написал(а):

http://www.lib.rochester.edu/camelot/rh/rhhome.htm
Админы, гляньте: нам отсюда нужно что-нибудь?

Да вроде ничего. Всё знакомое. :)

0

107

Из книги Брайана Хотона " Великие тайны и загадки истории "

часть 3  Загадочные люди. 

Глава Правда о Робине Гуде

Робин Гуд - всемирно известный герой британского фольклора. Народные предания о нём интересны и по прошествии сотен лет, а имена разбойников ( Робина Гуда, монаха Тука, Маленького Джона, Уилла Скарлетта, Алана Дейла и девицы Мэрион ) стали нарицательными. Снова и снова пересказываются легенды о благородных средневековых сорви головах, которые отбирали имущество у богатых, раздавали бедным и боролись против несправедливости и деспотии принца Джона, злобного шерифа Ноттингемского и им подобных. Однако как возникла эта история ?  Действительно ли Робин Гуд, который скрывался в лесах Англии, защищал права нищих и угнетённых ?
Первые письменные упоминания о разбойниках, хотя и довольно отрывочные, содержатся в труде Уильяма Ленгленда " Видение о Петре - пахаре ", написанном в 1377 году. Один из персонажей этого произведения говорит: " Я знаю стихотворение о Робине Гуде." Далее в " Шотландской хронике Эндрю де Уинтоуна, написанной около  1420 года, Робин Гуд назван разбойником. Описывая события 1283 года, автор упоминает Робина Гуда и Маленького Джона - печально известных лесных разбойников Барнсдейла, что в графстве Йоркшир ( на севере Англии ). Двадцатью годами позже Уолтер Боуер в комментариях к 1266 году " Шотландских хроник ", рассказывая о восстании Симона де Монфора против Генриха Третьего, упоминает " известного головореза" Робина Гуда и Маленького Джона.  И снова местом их пребывания назван лес Барнсдейл, к северу от ставшего легендарным Шервудского леса в Ноттингемшире.  Надо сказать, что в те времена леса в Англии занимали более обширные территории, чем сегодня, и поскольку графства  Ноттингемшир и Йоркшир расположены рядом, вполне возможно, что банда Робина Гуда орудовала и там, и там.

+1

108

Истории о Робине Гуде сохранились в балладах и песнях, которые исполняли бродячие певцы. Древнейшей из них была баллада " Благие деяния Робина Гуда ". С развитием книгопечатания в Англии, связанным с именем Уильяма Какстона, после 15000 года появилось несколько изданий баллады. В " Благих деяниях "  снова описываются леса Барнсдейла. Когда - то исследователи полагали, что произведение возникло задолго до  появления печатных изданий и датируется примерно 1360 - 1400 годами, но сегодня большее распространение получила гипотеза, что она возникла в 1450 году. Ко времени сочинения баллады уже были известны фрагменты предания о Робине Гуде, верными спутниками которого был не только Маленький Джон, но и Уилл Скарлетт, и Мач, сын мельника.  Его врагами были аббаты католической церкви ( которых он грабил ), и шериф Ноттингема.  И только в балладе впервые появляется описание стрельбы из лука, когда рассказывается о попытке шерифа поймать злодеев.  Робин избавился от врагов, обезглавил шерифа Ноттингемского и охотника за вознаграждением  Гая Гисборна.  В Шервудском лесу на него охотился сам король Эдуард Второй, желая наказать за убийство шерифа, но Робин дал ему клятву верности,  был прощён и вскоре оказался на королевской службе. Но подобное занятие ему быстро приелось и он вернулся в лес, где принялся за старое.
Годы спустя он заболел и отправился на излечение к своей кузине - настоятельнице аббатства Кирклисс. Однако, Робин не знал, что та была любовницей его врага - сэра Роджера из Донкастера. Кузина неудачно сделала ему кровопускание, и он умер от потери крови. Перед смертью Робин пустил свою последнюю стрелу в окно и приказал Маленькому Джону похоронить его там, где  та упадёт.

+1

109

Впрочем, в легенде есть некоторые несоответствия.  Ни в одном письменном источнике норманны не изображались как злодеи, и нет фактов, подтверждающих борьбу против жестокого принца Джона или дружбу с его  благородным братом - королём Ричардом Львиное Сердце. Лишь в романесэра Вальтера Скотта "" Айвенго ", опубликованном в 1819 году, Робин Гуд превращается в англичанина, который борется против норманнских угнетателей. Скотт выводит на первые роли и такого персонажа, как монах Тук. В более поздних пьесах и рассказах Робин представлен как дворянин, но в старинных балладах он крестьянин  ( купец или фермер ). Только в пьесе 1598 года, предназначенной для аристократии, общественное положение  Роберта повысилось и он стал графом Хантингдоном.

* Граф Хантингдон - один из дворянских титулов средневековой Англии, сохранившийся до настоящего времени. Даровался как дополнительный для уже титулованных аристократических семей Англии.

+1

110

В конце 16 века был создан рыцарский роман с новым пресонажем - девой Мэрион, вероятно, написанный к " майским играм " - весенним праздненствам, происходившим в начале мая.  Эпизодически этот образ был связан с легендой  ещё с 1500 года. Однако главным персонажем она стала  лишь после публикации в 1822 году романа Томаса Лава Пикока  " Дева Мэрион ".

У персонажей баллад, рассказов и пьес есть прототипы - реальные исторические личности, а в случае с Робином Гудом  - кандидатов на место героя очень много. Разумеется, в письменных источниках Англии 13-14 веков найдётся немало упоминаний о людях по фамилии Гуд. Роберт ( сокращённая форма Робин ) -  довольно распространённое христианское имя того времени, поэтому найти того самого Робина Гуда, воспетого в легенде, чрезвычайно сложно. Однако есть несколько заслуживающих внимания версий.  В 1226 году в Йоркском суде ( придворном суде ) слушалось дело о беглеце  из графства Йоркшир по имени Роберт Год. В 1227 году это имя снова появилось в документах, но уже дополненное прозвищем Хоббегод, значение этого слова выяснить так и не удалось. К сожалению, больше о Роберте Годе ничего не известно. По другой версии Роберт Гуд - сын Адама Гуда, лесника на службе у Джона де Уорена, графа Сюрея.  Он родился в 1280 году и вместе со своей женой Матильдой   проживал в Уейкфилде, в графстве Йоркшир, что в 10 милях от Барнсдейла - того места, где, по легенде,скрывался Робин. В некоторых балладах упоминается отец Робина Гуда по имени Адам, который был лесничим, а в двух пьесах елизаветинских времён девица Мэрион названа Матильдой. В 1317 году Роберт Хоуд не явился на военную службу и исчез. Конечно же, некоторое сходство между Робином из Уейкфилда и легендарным Робином Гудом прослеживается, однако в то время эти истории уже ходили из уст в уста, а значит, Хоуд не подходитна эту роль.  Надо сказать, что на тот момент в письменных источникахо рбингуд  употребляется как презрительное прозвище преступников. По крайней мере до 1300 года в источниках упоминается восемь человек, которые либо присвоили себе это имя, либо были так прозваны.

0

111

Прекрасной тому иллюстрацией является случай  с Уильямом де Февром из городка Энборн в графстве Беркшир. В 1261 году в судебных записях города Ридинга он упоминается как преступник, а годом позже в Истере, согласно королевским документам 1262 года, он присваивает себе новое имя  Уильям Робегуд.  Если это не канцелярская ошибка, значит, в начале  1262 года легенда о  Робине Гуде была хорошо известна, отчего преступники стали называть себя в его честь.  В таком случае, настоящий Робин Гуд жил не позднее 1261 - 1262 годов. Впрочем, существует и противоположная точка зрения: преступников того времени часто называли Робингудами - вот и возникла такая легенда. А значит, годы жизни Робина Гуда остаются дискуссионным вопросом.
Любопытную теорию предложил Тони Молинекс - Смит в 1998 году. В своей книге " Робин Гуд и лорды из Уэллоу " он утверждает, что Робин Гуд - не один человек, а прозвище потомков сэра Роберта Фолиота, которые до конца 14 века владели поместьем Уэллоу неподалёку от Шервудского леса. Это интересная версия, но в дальнейшем предстоит тщательное изучение  истории этой семьи, чтобы установить связь между семьёй Фолиота  и возникновением известного предания о разбойнике.
Конечно же, рассказ о Робине Гуде - не первое и не единственное средневековое предание о преступнике. Легенды с дерзкими побегами, спасениями и переодеваниями  наверняка возникли под влиянием  подлинных и выдуманных поступков реально существовавших преступников. Одним из таких нарушителей порядка  был торговец и пират монах  Эстей ( 1170 - 1217 годы ), о котором говорится в рыцарских романах 13 века, а также у его современника - историка Матфея Парижского в произведении " Великая Хроника ".

0

112

Ещё одним прототипом  Робина Гуда был Херевард Уэйк, что на русский язык переводится как будитель

В 11 веке он возглавил борьбу англичан с Вильгельмом Завоевателем, взяв под контроль остров Или в топких болотистых землях южного графства Линкольн и оказывая сопротивление  наступающим норманнам. Херевард стал народным героем: подвиги смельчака  прославлялись в песнях, которые в течение 100 лет после его смерти распевали в тавернах Англии, а когда появилась книга Жоффрея Гаймара " История англов" ( около 1140 года ) и были написаны  " Деяния Хереварда Саксонского ", он уже стал легендой. Многие факты, которые позднее станут связывать с героем - преступником Робином Гудом, можно найти в рассказах о Хереварде.  Он был смелым, учтивым, находчивым, ловко прятался и всегда был начеку,  чем оправдывал своё прозвище Уэйк, что означает " бдительный ".

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-29 23:08:21)

+1

113

Wind - war horse написал(а):

Херевард Уэйк, что на русский язык переводится как будитель

Так будитель или бдительный?
Мне кажется, про Уэйка на болотах я что-то читала. Но подробностей не помню. Кажется, в итоге болота оцепили,  и Уэйк не смог получать продовольствие.

+1

114

Ещё одним героем того времени был Фулк Фицварин. В предании рассказывается о молодом дворянине Фулке, жившем в начале 12 века, который отправился на службу к королю Джону Английскому ( Иоанн Безземельный ( 1167 - 1216 годы ) Плантагенет, брат Ричарда Львиное Сердце ), но вскоре восстал против него, поскольку король конфисковал  земельные владения семьи Фулка. Дворянин направился в лес, отдав предпочтение жизни разбойника. В некоторых деталях эта история повторяет эпизоды из легенды о Робине Гуде. Например, Фулк испытывал на честность богатых путешественников,  ловко заманил короля Джона в лес,  где тот попал в руки шайки головорезов. Однако предание о Фулке Фицварине (  как и весь ранний героический эпос Англии ) от легенды о Робине Гуде  отличает наличие мифической составляющей ( великаны, драконы, эпические сказания ).
Позднее была предложена абсолютно иная интерпретация образа Робина Гуда, которая основана на его роли в британском фольклоре. Предположительно, на создание легенды  о Робине Гуде оказали влияние языческие  персонажи, такие, как зелёный человек ( или Робин, Добрый Малый ) и дикий лесной человек. Образ Робина и рассказ о нём, безусловно,  связаны с " майскими играми " - праздником прихода весны, который отмечался до 16 века. Однако  вряд ли легенда берёт своё начало от этих праздненств. Ведь предание было хорошо известно и до того, как в нём появились " майские игры ".
Если Робин Гуд вообще существовал,  то наиболее убедительной является версия о том,  что он жил примерно в 13 веке. Скорее всего, это был не отдельный индивидуум. Робин Гуд - собирательный образ, олицетворение типичного героя - разбойника, прототипами которого отчасти были реальные исторические персонажи. Предание о Робине Гуде создавалось постепенно, в течение  более 700 лет, и преобразовывалось на злобу дня и по желанию слушателей. Это процесс продолжается и сегодня. После того как в 1991 году вышел фильм " Робин Гуд: принц воров " с Кевином Кестнером в главной роли, легенду дополнили новейшие выдумки. Здесь легендарный герой представлен как бывший крестоносец конца 12 века и как воин, сражающийся в лесах с кельтскими воинами. И это при том, что кельты существовали за 1000 лет до этого. Несомненно, и в будущем легенда будет развиваться и изменяться, становясь частью загадочной истории о Робине Гуде.

+1

115

Мне эта статья показалась интересной, поэтому разместила её на форуме.

Мои размышлизмы по поводу статьи...

Один из прототипов Робина - Хереворд Бодруствующий, вождь сопротивления в ближайшие годы после Гастингса ( пять лет он партизанил, я читала, и был побеждён в результате предательства монахов близлежащего от партизанской базы монастыря )

Так что не с потолка Вальтер Скотт взял, что Робин сопротивлялся норманнам - завоевателям... Хотя, конечно, через сто лет после Гастингса это было уже не так масштабно, как у Хереворда, конечно...

********

В ближайших планах - выложить здесь статью о Робине из книги " Эхо истории на Эхо Москвы, а в Шервудской библиотеке -- книгу Анны Блейз " Легенда о Робине Гуде "

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-30 00:12:39)

+1

116

Wind - war horse
Это все одна статья? Почему-то один и тот же прототип дважды упоминается как два разных и в разных местах (между упоминаниями еще один вставлен).

0

117

Тигренок написал(а):

Почему-то один и тот же прототип дважды упоминается как два разных и в разных местах

Это одна статья, а последний пост- мои размыщшлизмы о статье... помечу это, чтоб понятно было ?

0

118

Wind - war horse написал(а):

помечу это, чтоб понятно было

Теперь уже понятно :)

А там так и переведено по-разному - "будитель" и "бдительный" по поводу Хереварда?

0

119

Тигренок написал(а):

переведено по-разному - "будитель" и "бдительный" по поводу Хереварда?

да, но оба перевода мне и раньше встречались по отношению к Хереварду

0

120

Стрелы Роберта Гуда

       Семь веков назад юный благородный разбойник виртуозно владел луком и грабил богатых, а награбленное раздавал бедным. Однако при ближайшем рассмотрении добрый молодец из Шервудского леса превращается в солидного мужчину, который без всякого лука, а, наоборот, чисто политическими методами боролся за свое кровное имущество.
      Но вы не ошиблись — речь о Робине Гуде.
       
Робин с луком
       Первое письменное свидетельство о Робинe Гуде датируется 1377 годом. Это литературная запись народной баллады о благородном лесном разбойнике. В 1510 году приключения Робинa Гуда были растиражированы печатным способом в виде памфлета "A Lytell Geste of Robyn Hood" ("Маленький подвиг Робина Гуда"). Подвиг заключался в том, что Робин Гуд встретил в лесу короля, сделал вид, что не догадывается, с кем имеет дело, и в итоге получил приглашение на королевскую службу. С тех пор не перестают появляться все новые версии маленьких и больших подвигов вольного стрелка.

С течением веков прославление Робина Гуда стало настоящим народным промыслом
       Каждый новый переписчик легенды о Робине Гуде, а с некоторых пор каждый новый кинорежиссер вносил в свою версию о Робине Гуде собственное видение героя. В итоге в мировой культуре выкристаллизовался канонический образ Юрия Деточкина из Шервудского леса с хрестоматийным набором подвигов, полный комплект которых описан в любой детской книжке про Робина Гуда. Но даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации историки-медиевисты не прекращают попыток очистить прообраз народного героя от более поздних напластований и предъявить миру истинного Робина Гуда.
       Описывать последние достижения робингудоведения не имеет смысла. Желающий может познакомиться с ними, набрав на любой поисковой машине в Интернете по-русски или по-английски слова "Робин Гуд" — компьютер выкатит тысячи ссылок на любой вкус. Но две вещи несомненны. Первое: по мере переписывания легенд каждый автор помещает Робина Гуда все глубже в историю Англии по сравнению с тем временем, когда жил его прототип (рекорд побил Вальтер Скотт, сделавший Робина Гуда современником короля Ричарда Львиное Сердце). А заодно с течением веков лесной разбойник неуклонно повышает свой социальный статус — от йомена (мелкого землевладельца-крестьянина) до сэра Робина из Локсли и даже графа Хантингтонского. И второе: в какой бы исторический отрезок не переносили беллетристы и ученые Робина Гуда, всякий раз он действует в периоды конфликтов центральной королевской власти с региональными лидерами из-за ограничения прав местного самоуправления. Отсюда вытекает, что если бы Робина Гуда не было, то его следовало бы придумать. И тем не менее литературный персонаж имеет прообраз — это реальный человек, которого звали Роберт Гуд.
         
Гуд без лука
       Он родился в 1280 году в своем имении в Уэйкфилде (Йоркшир), был женат на местной женщине Матильде, служил добровольцем в королевской армии во время очередной войны с шотландцами, участвовал в путче герцога Ланкастерского против короля Эдуарда II. После поражения лорда Ланкастера в 1322 году Роберт Гуд перешел на нелегальное положение и возглавил партизанский отряд в Шервудском лесу, постоянно конфликтовал с полномочным представителем короля в ноттингемском федеральном округе, ноттингемским шерифом, и упорно грабил духовенство.
       Время от времени то сам Роберт Гуд попадал в плен к ноттингемскому шерифу, то, наоборот, шериф оказывался в плену у него. Но почему-то эти заклятые враги всегда расходились мирно. Судя по всему, они, выражаясь современным языком, садились за стол переговоров и разграничивали полномочия центральной и местной властей. И наконец, после переговоров с самим королем, который специально прибыл из Лондона на контролируемую Робертом Гудом территорию Йоркшира, непокорный вассал распустил силы местной самообороны в обмен на государственный пост в Лондоне (это и был тот самый "маленький подвиг" Робина Гуда, о котором была сложена первая легенда). Он был назначен на высокую по тем временам должность одного из постельничих короля Эдуарда II, то есть имел прямой доступ к монарху и был кем-то вроде замглавы королевской администрации. Но через полтора года Роберт Гуд покинул королевский дворец и вернулся в Шервудский лес.

Король Эдуард II во время военной экспедиции на материк в городе Генте (8) подтвердил свободы, дарованные английскому народу Великой хартией вольностей, и тут же начал их нарушать
       В последние годы жизни он сумел разгромить несколько карательных экспедиций, в том числе отряд под предводительством норманнского рыцаря Гая Гисборна. Убил-таки ноттингемского шерифа и выставил его голову на колу. Пытался перебраться из Англии на материк, но штормом был выброшен обратно на английский берег. Выдержал осаду в замке, любезно предоставленном ему для укрытия одним из йоркширских баронов. Однако силы были неравными. После ряда военных неудач Роберт Гуд заболел и был предательски умерщвлен в женском монастыре в Кирклессе — аббатиса в лечебных целях пустила больному кровь, но почему-то забыла ее остановить. Похоронили Роберта Гуда у стен аббатства. В XIX веке надгробный камень с его могилы якобы пошел на щебенку для строившейся здесь железной дороги.
       
Голубой мазохист
       Такова канва жизненного пути настоящего Робина Гуда, восстановленная по крупицам учеными в результате анализа литературных текстов и благодаря архивным находкам. Но все это мало что добавляет к образу благородного защитника бедных из Шервудского леса. Разве что он несколько меркнет из-за надругательств над трупами ноттингемского шерифа и Гая Гисборна (норманну он тоже отрезал голову и насадил ее на кол). Хотя о нравах тех времен судить трудно — возможно, это как раз нравилось окружающим, ибо они заведомо не испытывали теплых чувств ни к полицейской королевской власти, ни к новой норманнской знати, которая за полтора века после завоевания Англии не успела ассимилироваться в среде старого саксонского нобилитета. Вряд ли можно найти вразумительное объяснение мотивов столь упорного и подчас нелогичного сопротивления королевской власти человека, у которого неоднократно были возможности самому стать этой властью. Таким образом, остается все та же версия о врожденной интеллигентской совестливости Робина Гуда и его чисто народническом мазохистском стремлении пострадать за дело избавления от эксплуатации трудового английского крестьянства. Другая версия, появившаяся совсем недавно,— о нетрадиционной сексуальной ориентации Робина Гуда, предпочитавшего жить в мужской компании в лесу подальше от полицейского преследования и морального осуждения церковью,— пожалуй, слишком экстравагантна.
       
Конец феодальной демократии
       Выйти из этого тупика и ответить на вопрос: "Кто вы, мистер Гуд?" — наверное, можно по-разному, например попробовав поставить себя на место йомена Робина Гуда, обычного провинциального англичанина среднего достатка начала XIV века.
       Еще в конце XI века королевская власть в Англии стала почти абсолютной. Норманны сильно укрепили вертикаль власти, сделав ставку на своих представителей в графствах — шерифов. Шерифа избирали из среды мелкого дворянства, он отвечал за свою деятельность личным имуществом. Король наделял своего представителя обширными полномочиями. Шериф созывал совет графства и председательствовал на нем, при формальном участии присяжных вершил суд, заведовал королевскими имениями, был главным сборщиком дани в пользу короны и командовал войском. Иногда шерифов облекали экстраординарными полномочиями. Так, в 1130 году Ричард Бассе и Обри де Вэр исполняли функции шерифов сразу в 11 графствах, оставаясь в то же время членами многочисленных административных советов.
       От произвола шерифов страдали не только лорды, но и мелкие собственники — йомены. Все леса, перелески, реки, служившие в то время основой местной экономики, были собственностью короля. Попадешься королевскому лесничему — и в лучшем случае отрежут пальцы и выколют глаза. Чаще вешали.
       
Революция по закону
       Первую хартию вольностей подписал король Генрих I в 1100 году. В 1215 году английские бароны вынудили короля Иоанна, получившего прозвище Безземельный, в пределах их владений гарантировать им еще большую свободу. Иоанн подписал так называемую Великую хартию вольностей. Хартия содержала 64 пункта. Ее можно назвать даже более демократичной, чем нынешние законодательства стран ЕС. Собственность свободного человека в размере, необходимом для сохранения социального положения, товар купца и имущество крестьянина объявлялись неприкосновенными при взыскании штрафов. В случае нарушения хартии королем бароны получали право прибегнуть к насилию против него, исключая убийство его и членов его семьи.
       Однако почти сразу король стал нарушать данные обещания. Местная знать сопротивлялась как могла. В 1266 году бароны восстали против короля Генриха III, вынуждая его считаться со своими правами. Борьба центра и регионов шла с переменным успехом до конца XIII века, но в целом баронам удавалось ограничивать королевскую власть на местах. В царствование Эдуарда I свобода английского народа достигает уровня, не виданного потом никогда. В 1297 году, во время похода короля во Фландрию, бароны и торговцы согласились продолжать субсидировать войну только при условии, что король подтвердит Великую хартию вольностей и даже включит в нее новые статьи, запрещающие собирать налоги без общего согласия всех свободных англичан, а не только графов, баронов и духовенства (см. справку).
       
Диссидент
       Когда это случилось, Робину Гуду было всего 17 лет. А дальше на его глазах начал развиваться обратный процесс. Медленно, но неотступно король Эдуард II ограничивал права и вольности граждан, подтвержденные его отцом. Страна постепенно милитаризировалась, для чего требовалась сильная центральная власть. Местный бизнес долго пытался бороться с беспределом королевских шерифов и ростом налогов. По всей стране происходили волнения наподобие ухода в лес солидного йоркширского йомена Робина Гуда. Набрался не один десяток диссидентов, которые, подобно их советским коллегам из нашего недавнего прошлого, требовали от власти выполнения собственной конституции. Они защищали интересы большей части населения тогдашней Англии, борясь за каждый пункт хартии вольностей, дарованной королями свободным английским гражданам и добрым католикам.
       Но в народной памяти в качестве романтического защитника всех угнетенных остался только Робин Гуд. И это несмотря на то, что в пору своей правозащитной деятельности он был уже вовсе не юным красавцем, а мужчиной в летах, который отстаивал собственное пошатнувшееся благосостояние. Ну а заодно и интересы угнетенного трудового крестьянства.

ИЗ АРХИВА
       Монаршая вольность
       1. Эдуард, милостью Божьей король Англии, лорд Ирландии и герцог Аквитании, всех, кто это послание услышит или прочтет, приветствует.
       Знайте вы, что во славу Господню и Святой церкви и на благо нашего королевства мы милостиво подтверждаем, что при нас и при наших наследниках Великая хартия вольностей и Лесная хартия, что были заключены ради общего согласия в нашем королевстве во времена короля Генриха, нашего предка, будут соблюдаться в каждом пункте и без исключений. И мы желаем, чтобы эти же самые хартии были посланы под нашей печатью всем нашим судейским... и всем нашим шерифам графств... и по всем городам нашего королевства вместе с нашими предписаниями, в которых мы повелеваем вышеупомянутые хартии опубликовать и объявить людям, что они будут исполняться во всех пунктах и что наши судейские, шерифы, мэры и остальные официальные лица, подчиненные нам, обязаны исполнять законы нашей земли, учитывая вышеуказанные хартии по всем пунктам в делах подсудимых и в судах, для облегчения жизни наших подданных понимать Великую хартию как общегосударственный закон, а Лесной хартией руководствоваться при разборе дел соответствующей юрисдикции.
       2. И мы повелеваем, что если от сего времени какой-либо приговор, вынесенный судейскими или духовными лицами вопреки пунктам этих хартий... обвинение должно быть отозвано, а преследование аннулировано.
       3. И мы повелеваем, чтобы эти хартии под нашей печатью были посланы всем епископам по всем кафедральным церквям и там хранились и объявлялись людям дважды в год.
       4. И чтобы все архиепископы и епископы увеличили сроки отлучений всем тем, кто или словом, или делом, или подстрекательством пойдет против вышеуказанных хартий в целом или любого пункта из них. И эти проклятья должны объявляться дважды в год в устной и письменной форме вышеуказанными прелатами. А если эти прелаты или какой-либо из них пропустит что-либо в указанных обвинениях, архиепископы Кентерберийский и Кентский, каковые будут на кафедрах в данное время, вынесут им порицание и заставят их объявить отлучение по вышеуказанной форме.

В исполнении Кевина Костнера Робин Гуд — герой комический, Шона О`Коннери — трагический. А современники воспринимали Робина Гуда просто как решительного полевого командира — без драматических оттенков
       5. И ради того, что многие разные люди нашего королевства пребывают в страхе, что их пожертвования и даяния, которые они ранее дарили нам и давали нам на наши войны и другие дела от своих щедрот и по доброй воле, могут превратиться в рабскую повинность для них и их наследников, потому что в иное время они могут обнаружить себя в податных списках, и то же касается оброков и налогов, взимаемых по всему нашему королевству от нашего имени нашими приставами, мы обязуемся от нашего имени и имени наших наследников, что мы никогда не превратим эти доброхотные даяния в обязанность, пусть даже до сих пор эти взносы могут присутствовать в податных списках или в какой-либо другой форме.
       6. Больше того, мы обязуемся от нашего имени и имени наших наследников... перед всем народом нашей земли, что отныне мы не станем без крайней нужды собирать таким способом вспомоществование и деньги, а также налоги, кроме как с общего согласия всего королевства и для общей пользы, сохранив лишь налоги и оброки, что собирались издревле и привычны.
       7. И ради того, что большая часть людей нашего королевства сильно опечалена налогом на шерсть в 40 шиллингов за мешок шерсти и подала нам челобитную с просьбой освободить от этого, мы... полностью освобождаем их от этого и обязуемся, что больше никогда не будем брать ни этот налог, ни другие без общего согласия и доброй воли, оставляя при этом для нас и для наших наследников налоги на шерсть, шкуры и кожу, вмененные ранее с общинного согласия. В подтверждение сего мы и повелеваем довести данное послание до людей.
       Дано в Генте в 5-й день ноября 25-го года нашего царствования (1297).

http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=269405

+4


Вы здесь » Sherwood Forest » Герои легенды » Робин Гуд