Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.


Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.

Сообщений 61 страница 77 из 77

61

А вот еще к слову о подвижности ))

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4394028/pub_609c11c39be82c4728f8aa06_609c12c59be82c4728fc10c2/scale_1200

+4

62

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t753232.jpg

   Э. Делакруа. Битва рыцарей. 1824.

 
Как рыцари уклонялись от службы в Средние века

Притягательность образа рыцаря усиливалась тем, что рыцарем нельзя было родиться. Им можно было только стать. Даже королей в те времена посвящали в рыцари за заслуги, а не по праву рождения.
Впрочем, "рыцарская" реальность сильно отличалась от "романтизьма" романов о них.
Как известно, получивший феод был обязан своему сеньору ежегодной безвозмездной службой в течение определенного срока. Срок этот мог быть разным - от сорока дней до трех месяцев (впрочем, постепенно срок этот повсеместно сократился до 40 дней). Правило 40 дней и 40 ночей безвозмездной службы сохранялось во Франции, если судить по сохранившимся документам, до 1270 года. Причем рыцарю не только не платили, но и он обязан был служить там, где прикажут (впрочем, и здесь довольно скоро все стало меняться). Следует отметить, что по прошествии этого срока он мог покинуть войско, даже если король брал на себя обязанность выплаты ему жалования, но воевать предстояло за пределами королевства.
Однако бесконечная череда войн в Палестине, для завоевания которой Фридрих II, например, пообещал римскому Папе держать там 1.000 рыцарей на протяжении двух лет, рыцарской профессии престижа не прибавляла, чтобы там не говорили более поздние сочинители рыцарских романов.
К тому же рыцарские обязанности были и весьма дорогими: от них требовалось вооружить и обеспечить "транспортом" и питанием не только себя, но и слуг, помощников и прочих "сопутствующих" лиц. Причем "транспорт" самого рыцаря мог насчитывать от 3 до 4 лошадей.
Точнее, не "мог", а был "обязан". Так, например, когда в 1239 году Венеция обязалась выставить триста рыцарей, то все они должны были иметь боевого коня, двух вьючных лошадей и трех вооруженных оруженосцев.

Рыцарь и оруженосцы.
И первое, что сделали владельцы феодов, это начали увиливать от получения рыцарского пояса и шпор, логично рассудив, что, если они не рыцари, то и рыцарские обязанности на них не распространяются. Тенденция привела к неизбежному результату: например, в Англии конца XIII века на 1.250 рыцарей (включая графов и баронов) приходилось 1.750 нерыцарей. Самое смешное, что королевская власть начала насильно посвящать в рыцари таких уклонистов: с 1224 по 1272 год современные специалисты насчитали 26 таких попыток.
Экономическая выгода была на лицо: не удостоенный рыцарского звания вассал помещался на более низкую ступень армейской иерархии, становясь конным (кольчужным) сержантом, и, принимая участие в боевых действиях (т.е. оправдывая получение феода), нес гораздо меньшие расходы, поскольку имел право на меньшее количество как лошадей, так и сопровождающих лиц. Например, у тамплиеров сержанту было достаточно одной лошади, а оруженосцы ему были не положены.
Но даже те, кто не смог по тем или иным причинам уклониться от получения рыцарских пояса и шпор, не особо стремились отдавать свой, так сказать, "долг Родине", точнее, королю.
Естественным стало появление системы откупа, когда тот или иной "уклонист" мог заменить свою драгоценную персону определенной денежной суммой. Сумма эта получила название "щитовые деньги".
Так, согласно "Саксонскому зерцалу" (правовой сборник Германии, составленный в 1221- 1225 годах), владельцы ленов (феодов) должны принять участие в римском походе, однако им позволено было откупиться от этой обязанности, выплатив десятую часть годового дохода лена.
Эта схема уклонения от воинской повинности стала весьма популярной, и результат не замедлил сказаться: в Англии в 1231 году Ричард Корнульский, родной брат Генриха III получил во владение Уоллинг-форд, в котором только 3 рыцаря подлежали призыву, а 100 рыцарей платили те самые "щитовые деньги". Аналогичным образом граф Винчестерский располагал 3,5 рыцарями "призывного возраста" и 66 рыцарями, не желавшими призываться. Тенденция была вполне очевидной: если в 1277 году Эдуард I набрал 228 рыцарей и 294 сержанта, то в 1300 году все тот же Эдуард I получил после призыва только 40 рыцарей и 366 сержантов.
И это при том, что, согласно переписи 1166 года, в Англии насчитывалось 6.278 рыцарских феодов, что должно было давать ее королю ника не менее 5.000 рыцарей.
Впрочем, можно было сказать, что эта система была выгодна и королям: они получали "живые" деньги, которые можно было потратить не только на собственно войну и наем солдат победнее, но и на "нецелевые" расходы.

Сражение крестоносцев с мусульманами (Второй Крестовый поход).
Аналогичные процессы имели место и в Франции. Их прочувствовал на себе и французский король Филипп III, когда решил в 1272 году собрать войско для приведения в чувство одного слегка "потерявшего берега" вассала - графа де Фуа. Так, бальяж (область) Котантен, из которого ожидали 80 рыцарей или денег за 3.200 дней (из расчета 40 безвозмездных), прислал только 55 рыцарей, которые прослужили 2.165 дней. Однако это был самый лучший результат, по сравнению с жругими бальяжами. Согласно сохранившимся расчетам, Филипп III ожидал 2.750 рыцарей, а прибыло всего 672. Около 40% "военнообязанных" выставили вместо себя замену, а прибывшие рыцари не стали терять зря времени и начали требовать изменения "воинской повинности": отмены ее обязательности и получения права служить за королевское жалование.
Весьма приличные штрафы, которые Филипп III выписал "уклонистам" должного действия не возымели, военнослужащие по-прежнему требовались, и уже в конце XIII века система рыцарской службы "за феод" окончательно затрещала по швам: в 1272 году рыцари Тулузы потребовали (и добились) права служить за свой счет только в пределах Тулузского графства. В 1315 году такого же права потребовали себе рыцари Шампани, намекнув при этом, что неплохо было бы еще и получать за это деньги, а вот за пределами Шампанского графства содержать их король уже был обязан.
Вторым вариантом уклонения стало введение системы "снаряжающих" и "воюющих": короли сознательно призывали только часть своих вассалов, требуя от остальных содержания призванных. Так поступил, например, Ричард I в 1197 году, призвавший 300 рыцарей для службы в Нормандии и потребовавший от остальных средств на содержание их в течение года. А Иоанн Безземельный приказал, чтобы девять непризываемых рыцарей снарядили на службу и содержали десятого.

https://zen.yandex.ru/media/armshistory … 2ef9699159

+2

63

Перекликается с предыдущей статьей )
Еще один вариант исчисления рыцарских зарплат "нашего" сериального времени: Сколько получали рыцарь и пехотинец XIII века в сегодняшних рублях.

Весь XIII век европейские рыцари усиленно старались убедить своих сеньоров в том, что обязательная воинская повинность, которая накладывалась на них вместе с получением феода, должна стать не такой уж и обязательной. Да и вообще было бы еще лучше, если бы за исполнение этой самой повинности сеньор приплачивал бы своему вассалу. И таки у них это получилось.
В разных европейских государствах сформировалась ... "зарплата" рыцарей и простых пехотинцев, которая, как показали расчеты, была более или менее одинакова для одних и тех же категорий "работников". Перерасчет в современные рубли сделан, исходя из того, что все выплаты XIII века проводились в золоте и серебре.

Дешевле всех брали сицилийцы, как получается из вычислений.

П.С. Предыдущий вариант расчетов здесь. Продублирую, чтобы все вместе было.

+2

64

https://vipstory.net/wp-content/uploads/2021/10/demotivatory_07-10.jpg

+5

65

Показалось любопытно. Все иллюстрации не стала переносить. Полный вариант здесь:

  https://zen.yandex.ru/media/funscience/ … 05e0fc052d

Почему средневековые рыцари вечно воевали с улитками?

Поля средневековых манускриптов заполнены набросками и заметками, которые оставили средневековые писари. Это просто кладезь забавных иллюстраций. И среди них слишком уж часто встречается одна и та же сцена: противостояние улитки и смелого рыцаря в доспехах.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t150323.jpg

Gorleston Psalter, England (Suffolk), 1310–1324, Add MS 49622, f. 193v.

Улитка та же. Противник новый. Рыцарь — обезьяна? Мы к этому еще вернемся
Они действительно везде! На одних рыцарь сидит на коне, на других нет. Улитка может быть и огромной, и мелкой. Она может быть на другом краю страницы, а может быть под ногой рыцаря. При этом у рыцаря почти всегда шокированное лицо. Две улитки могут бороться друг с другом! А порой на улитке кто-то едет.
Судя по распространенности и разнообразию, это был настоящий средневековый мем.
Почему же средневековые писари и иллюстраторы так любили и ненавидели улиток?
Если кратко — мы точно не знаем. Исходя из количества и разнообразия иллюстраций и их многовековой истории, можно предположить, что и значение улиток менялось.
Историк Лилиан Рэндалл (Lillian Randall), известная исследовательница средневековых манускриптов, была одной из первых, кто решил их пересчитать. Всего в 29 манускриптах она нашла более 70 иллюстраций рыцарей, противостоящих улиткам. Почти все эти манускрипты были написаны в период с 1290 по 1310 год.

По результатам своего исследования Рэндалл написала в 1960-х книгу “Улитки в битвах на полях готических манускриптов” (The Snail in Gothic Marginal Warfare), в которой выдвинула несколько теорий о происхождении этого “средневекового мема”.
Впрочем, предположений много (но не так много, как улиток на полях). Давайте разберем, а в конце подведем итоги.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t895877.jpg

(British Library) — Brunetto Latini’s Li Livres dou Tresor, 1315–1325 гг

Улитки — это лангобарды

Лангобардами называли германский народ, который правил на большей части итальянского полуострова с 568 по 774 гг. В 774 году их сильно побил король франков Карл Великий, их репутация пострадала. Но еще сильнее по ней ударило то, что они расселились по Европе, организовали ломбарды и стали ростовщиками.
В результате, ко времени написания манускриптов лангобардов не любили по всей Европе — в отношении них появилось много стереотипов.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t408488.jpg

(British Library) — Festal Missal, Amiens, 1323, Рыцарь защищает от улитки себя и жену

У лангобардов не было всех прав, они даже не могли носить оружие, но из-за их бизнеса власть у них все же была. И эта комбинация силы и бессилия сделала их главным объектом насмешек.
Считалось, что лангобарды жадные и злобные, монополизируют работы, дают ссуды под слишком большие проценты, да и вообще они трусы, грешники и предатели, нет в них ничего благородного. Не то что в рыцарях!
Впрочем, эта теория не объясняет, почему на многих изображениях рыцарь проигрывает!

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t833280.jpg

Ormesby Psalter, England, c. 1300 — Рыцарь проигрывает гигантской улитке

Улитки — это смерть и возрождение

Еще до Рэндалл этот сюжет попробовал объяснить в 1850 году французский историк-искусствовед Август де Бастард д’Эстен (Auguste de Bastard d’Estang). Он заметил улиток вблизи двух иллюстраций библейского сюжета о Воскрешении Лазаря. Отсюда он сделал вывод, что улитки являются символом Воскрешения.
Другую связь улиток с библейскими сюжетами обнаружила историк Лиза Спанеберг (Lisa Spangenberg) в псалме 58: “Да исчезнут, как распускающаяся улитка.” Тут идет речь о каре, которая настигнет нечестивых. Возможно, рыцари боролись с нечестивыми?

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t700479.jpg

(Gorleston Psalter, England, 1310–1324) — Рыцарь молится. Возможно, перед битвой с улиткой.

Улитки — это сатира

С другой стороны, если отвлечься от самих улиток и переключиться на рыцарей, то эти иллюстрации можно читать как насмешку над рыцарством и идеей благородства.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t143214.jpg

Li Livres dou Tresor, France, c. 1264 — Рыцарь прячется от улитки.

Улитка — очевидно слабый соперник для рыцаря, но при этом изображенные рыцари часто испуганы и проигрывают в битве. В общем, суть в том, что рыцари строят из себя сильных и непобедимых, а на самом деле готовы биться только со слабыми противниками и вступают лишь в те битвы, которые они точно выиграют.

Улитки — это бедные, которые хотят пробиться наверх

Не раз в работах историков проскакивает идея, что улитки и рыцари — это явный комментарий к вечному противостоянию бедных и богатых. Улитки, конечно, иллюстрируют безоружных бедных.
Проблема с этим предположением в том, что сами богачи заказывали эти манускрипты. Разве они бы захотели, чтобы поля их книг пестрели напоминаниями о бедняках?

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t279466.jpg

(British Library) — Smithfield Decretals, southern France, c. 1300 — c. 1340 — Посмотрите на размеры этой улитки!

Отсюда рождается предположение, что улитки — это те бедные, которые активно пробиваются наверх. Простые люди, которые по разным причинам получают благословение и подарки от правителя. Для ленивых потомственных богачей такие люди были настоящей угрозой. Может, поэтому рыцарь и проигрывает? Потому что богачи чувствовали бессилие?
В средневековых манускриптах даже встречаются улитки, которые поднимаются по лестнице!

Улитки и рыцари — это просто анекдоты

Конечно, не стоит забывать и о самом простом объяснении — это просто забавные иллюстрации. На полях манускриптов встречается немало странных существ и сюжетов.
Рыцари и улитки встречаются на полях не только английских, но и французских, и фламандских манускриптов. И не только в манускриптах, написанных на рубеже XII века, которые изучала Рэндалл. Улитки мелькают на полях с начала XII века и до конца XV века!

Поэтому, скорее всего, все перечисленные выше предположения верны. Значение улитки зависело от места и времени. И, конечно, от автора. А порой и от сюжета манускрипта. Досталось и лангобардам, и благородным рыцарям, и беднякам, и “карьеристам”. Вероятно, и многим другим - вряд ли мы когда-нибудь разгадаем все тайны изображений улиток.
Главное, что и сегодня эти иллюстрации вызывают интерес и улыбку.

+3

66

Ученые выяснили, что 90% информации о подвигах английских рыцарей утеряно
Пятница, 18 Февраля 2022 10:16

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t376492.jpg

 
     Исследователи из Оксфордского университета проанализировали сохранившиеся рукописи и пришли к выводу, что в Англии было утрачено 90% информации о деяниях и подвигах средневековых рыцарей и героев. Наибольшее количество, 75%, документов сохранилось в Исландии и Ирландии, сообщает портал Daily Mail.
Исследователи предполагают, что столь колоссальные потери записей в Англии могут быть вызваны целым рядом факторов, в том числе роспуском монастырей при Генрихе VIII, которые привели к упадку монастырских библиотек и скрипториев.
    В своей работе исследователи использовали статистические модели для оценки потерь средневековых документов из разных частей Европы.

«По нашим данным, более 90% средневековых рукописей, содержащих повествования о подвигах рыцарей, были утеряны. Это соответствует масштабу потерь, которые историки рассчитывали посредством других методов»

, — говорит доктор Катажина Анна Капитан, древнескандинавский филолог и младший научный сотрудник колледжа Линакр в Оксфорде.
     В то время как модель предполагает, что в Англии были утеряны 90% записей, для других стран Европы картина складывается иная. Лучше всего дело обстоит с ирландскими книгами: около 81% романов и приключенческих рассказов дошли до наших дней. А Исландии удалось сохранить 77% подобной литературы.

«Мы обнаружили низкий уровень сохранности средневековой художественной литературы на английском языке. Мы могли бы винить в этом  Генриха VIII, который расформировал монастыри. Но подобные произведения в принципе не часто фигурировали в библиотечных каталогах монастырей. Другое возможное объяснение этому факту можно найти в низком уровне популярности английского языка в этот период. Сегодня английский изучают как второй язык во всем мире, но в Средние века он не имел большого международного значения

», — считает доктор Дэниел Сойер, научный сотрудник Фитцджеймса в области средневековой английской литературы в Мертон-колледже в Оксфорде.
   

«После нормандского завоевания в Англии большую роль играл французский как международный язык власти и культуры. Так что, если мы добавим художественную литературу, написанную на нормандском французском языке в Англии, к свидетельствам на английском языке, коэффициент сохранности английских документов приблизится к данным для других стран. Это говорит о важности нормандского французского языка для английской культуры и предполагает, что героические истории на норманнском французском и английском языках формировали единую традицию»

, — добавляет доктор Сойер.
    Исследователи надеются, что полученные результаты прольют новый свет на связи Англии с континентальной Европой в Средние века и влияние европейской культуры на английскую письменность.

https://planet-today.ru/novosti/nauka/i … j-uteryano

+6

67

Любопытная статья.

https://zen.yandex.ru/media/lifehacker/ … f459?&
8 правил, которым должен был следовать настоящий рыцарь
6 июня
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t999006.png

Видимо, суровые воины Средневековья были не очень воспитанными ребятами, раз им приходилось разъяснять столь очевидные вещи.
Из следующих восьми пунктов состояла клятва, которую с 1023 года приносили  при посвящении в рыцари. Её составил для короля Роберта II Благочестивого епископ Варин из Бове. В той или иной степени эти правила были обязательны для благородных всадников по всей средневековой Европе. Правда, насколько они им следовали — другой вопрос.

Пункты такие:

Не избивать случайно встреченных представителей духовенства;
Не похищать скот и не убивать сельскохозяйственных животных без нужды;
Не нападать на случайных людей, не грабить, не пытать и не похищать их с целью выкупа;
Не сжигать и не разрушать дома людей без веских причин;
Не помогать преступникам;
Не бить женщин, если они этого не заслуживают;
Не выкорчёвывать виноградные лозы;
Не нападать на безоружных рыцарей с начала Великого поста до Пасхи.

Есть ссылка на книгу, которую можно скачать здесь:
D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe
https://vk.com/wall-167473784_867

Пробежала Оглавление: очень много интересной информации о мести в Средневековье, о штрафах за убийство свободных людей и простых севров, о конкретных судебных процессах и т. д.

И подумалось, что, судя по этим правилам,  наш сэр Гай  действительно практически  «цвет рыцарства», если не приравнивать безвинно растоптанную капусту к виноградным лозам. Представителей духовенства не избивает, ограничивается руганью с ними, чужой скот не похищает и не убивает, не грабит и не похищает случайных людей с целью выкупа. Опять же  не сжигает дома людей без веской  причины, например, связи с разбойниками. Точно не помогает преступникам. Не бьет женщин без причины, если они не покушаются на него и на его честь. В этом контексте отшвыривание на солому леди Мэрион происходит после того, как она пыталась его застрелить из лука, что он, скорей всего,  видел, публично назвала его лжецом в присутствии короля и пыталась поднять шум во время тайной операции по нейтрализации преступников. Ну и не нападает на безоружных рыцарей. У нас с рыцарями, в принципе, был только один сюжет: сюжет с тамплиерами. Там он полез в драку с 6 вооруженными рыцарями. Ральф, скорее всего, не рыцарь, так что в раскладе не учитывается. И неизвестно, когда они отправились в замок де Беллема. Если не в промежуток от Великого поста до Пасхи, то вообще нет вопросов.

Отредактировано Норна (2022-07-12 15:35:53)

+3

68

Норна написал(а):

Если не в промежуток от Великого поста до Пасхи, то вообще нет вопросов.

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117864-4.gif
И вообще, у всех почти пунктов имеются оговорки, на которые можно списать любой расклад))) Была необходимость, она сама первая начала, а Ральф вообще не человек рыцарь)))

+1

69

циник написал(а):

у всех почти пунктов имеются оговорки, на которые можно списать любой расклад)

Так даже пословица есть: «Закон  что дышло: куда повернёшь, туда и вышло».». Но все равно худо-бедно эти принципы поведенческую стратегию рыцаря регулировали: видишь чужое добро, не присваивай сразу, видишь на дороге чужую благородную женщину, не похищай и не совершай насилие над ней. Если предположить, что Р. Карпентер знал эти пункты, то тогда поведение Гизборна,  обвиняющего Робина в похищении леди Мэрион и насилии над ней, вполне логично с точки зрения рыцарской этики.

+1

70

Норна написал(а):

поведение Гизборна,  обвиняющего Робина в похищении леди Мэрион и насилии над ней, вполне логично с точки зрения рыцарской этики.

Да вообще-то оно логично и с общечеловеческой этики. Гизборн не может представить, что у леди, видите ли, любовь с большой буквы образовалась к смерду вдруг. Потому он воспринимает это именно как похищение и Робин в парадигме Гизборна, скорее всего, уже совершил насилие.
Кстати, а как к этике относится похищение Гизборном Сары? Понятно, что еврейка не человек, а Гизборн типа не разбойник и воспользоваться девой не может вот прям сразу, пока не сделает ее христианкой хотя бы. Но это все те же оговорки под пунктами. По факту Гизборн именно что похищает Сару (ну недопохищает))). По хорошему, он должен был спасать уж всю ее семейку, если б хотел стать благодетелем. Но, цитируя саму себя "Зафига мне столько евреев, мне и одной тебя выше крыши хватает")))

0

71

Норна написал(а):

Точно не помогает преступникам.

А как же Марк-Генри - браконьер ? Гизборн вступает с ним в сговор.  Преступный с ума сойти. Хотя и во благо короны.   http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117869-1.gif

А Сара ?  Она преступница уже тем, что другой веры. Да, ещё помогает отцу портить жизнь шерифу, напоминая о долгах.   http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117873-2.gif

0

72

циник написал(а):

Да вообще-то оно логично и с общечеловеческой этики.

Так  все рыцарские уставы основывались на христианской этике. Как же иначе. Ведь рыцарем мог быть только христианин. Вспомнилось, как года полтора назад, когда я копошилась в английских эго-документах и сериальной публицистике, мне попался на глаза интересный комментарий к «Часу волка», где автор (редкий случай для англичан!) хвалил Роберта Эдди за то, что он, вступая в волчье братство, в отличие от сценария,  не держится абсолютно индифферентно: он вздрагивает от «лапочно-когтистого» посвящения, переглатывает перед тем как сказать: «Клянусь!». Ведь в данном случае вступление в волчье языческое братство должно означать для  него отказ от статуса рыцаря. А для него очень важно быть рыцарем!

циник написал(а):

По факту Гизборн именно что похищает Сару (ну недопохищает))). По хорошему, он должен был спасать уж всю ее семейку, если б хотел стать благодетелем

     Вряд ли это было похищение с точки зрения средневековой христианской этики, тем более, рыцарского канона. Ведь в данном случае сэр Гай не просто спасал ее тело, но и душу, желая сподобить Святого крещения. Да еще и законным браком хотел это все скрепить.
      Он ведь мог, в принципе, совершить все это совсем не так благородно.
      Первый вариант, если герой совсем мерзавец. Он еще до появления шерифа, пользуясь своим положением, приказывает своим верным людям ( а два «верных» человека у него точно имеются) похитить для него красавицу, спрятать в уединенном месте, а потом попользоваться ей так, чтобы она даже его лица бы не видела. И пусть потом докажет, что это сделал с ней и. о. шерифа! Много чести! В фильме вон простые саксы ей на порог плюют. И что остается делать безутешному отцу де Тальмону?  Отправляться в Линкольн в надежде, что жених поймет ситуацию и войдет в положение.
     Второй вариант, промежуточный. Узнав о готовящемся погроме, он «спасает», прячет ее при помощи верных людей в укромном месте и благородно ждет, когда она его полюбит. О женитьбе речь не идет. Это, кстати, напоминает немного вариант с Григорием Печориным и Бэлой. Кстати, интересно, что никто его за это похищение преступником среди наших читателей не считает, хотя он и жениться не обещал и охладел к ней довольно быстро.
        Гизборн же, как мы видим, выбирает самый благородный вариант: спасает всю семью, не воспользовавшись понравившейся ему девушкой и не попросив  у ее отца, совсем не бедного человека, денег в качестве компенсации.
         Ну а в изменившихся обстоятельствах, уйдя от шерифа, он решает вопрос радикальным способом, то есть женитьбой, на которую, оставаясь в Ноттингеме, он вряд ли бы решился. Знатный бы скандал был.
         А почему не провожает всю семью? Так они в разные стороны едут. Кстати, дорога в Линкольн не проходила через Шервудский лес. Объективно никто из разбойников семье угрожать не мог.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t676764.jpg

Malena написал(а):

А как же Марк-Генри - браконьер ? Гизборн вступает с ним в сговор.  Преступный

Генри-Марка мы недавно обсуждали, в смысле уровни его «скользкости». Совсем не факт, что он Малютке Джону всю правку о себе рассказал. Ему ведь главное было втереться в доверие. Вот он и сказал, что я - браконьер. Не проверишь ведь. Как хорошо или не очень хорошо он стреляет из того же лука,  мы в фильме не видим. А вот лодкой худо-бедно  он управлять умеет. А относительно преступности совсем не факт. Он на службе у аббата, неплохо знает Гизборна как и тот его, и по статусе выше простого слуги. Ничто не указывает на то, что он был обычный браконьер, которого схватили и завербовали, заставив  играть роль двойного агента. В этом случае Гизборн бы ему власть не обещал.

Malena написал(а):

А Сара ?  Она преступница уже тем, что другой веры

А вот с евреями было интересно. Я не читала какой-нибудь специальной  книги по этому вопросу, но есть неплохая статья о евреях Софьи Лучицкой из «Словаря средневековой культуры».
http://ec-dejavu.ru/j/Jew.html

Так вот из этой статьи следует, что хотя евреи условно и считались «внутренними врагами» христианского общества, но преступниками и абсолютными изгоями они все же не были.

В соответствии с юридической и теологической концепцией средневековья, все человеческое общество рассматривалось как мистическое тело Христово, причем в corpus Christi включены не только христиане, но и неверные. В теле Христовом каждая корпоративная группа, каждая universitas имеет специфическую функцию, как орган тела. Еврейская община также является членом универсального тела. Ее следовало поддерживать как отдельную universitas, с максимальной возможностью ее изоляции  <...>
В средневековом праве Е.и считались «сервами короля» (servi camerae regis), а начиная с XIII в. они стали рассматриваться как «собственность» местных правителей. Оказывая Е.ям поддержку, христианские монархи взамен облагали их произвольными налогами. Поступления от налогов с Е.ев составляли весьма значительную часть фискальных доходов средневекового государства. Короли и сеньоры, кроме того, часто обращались к богатым Е.ям за денежными ссудами. Правителям нужны были деньги Е.ев, а Е.ям необходим был покровитель и защитник и для обустройства еврейских общин на новых местах поселения, и для осуществления экономической деятельности"

    Тут в фильме все достаточно точно показано. Кстати, ухудшение положения евреев в Западной Европе началось именно с Крестовых походов, а с начала XIII века они должны были носить на одежде отличительные знаки. Еще не звезду Давида,  но  символическое «колесо», в котором  С. Лучицкая видит аллюзию на монеты, те же 30 серебреников Иуды. В фильме, кстати, этого еще нет.

И об Англии:

«Вопрос о существовании в Англии еврейских общин до нормандского завоевания остается спорным — известно лишь, что уже во времена Вильгельма Завоевателя Е.и Руана пересекают Ла-Манш и обосновываются в новом королевстве. Позже появляются еврейские общины в Лондоне, Йорке, Оксфорде, Бристоле и других городах. Поселение Е.ев в Англии - кульмина- ционный момент в их продвижении с востока на запад. Англия была последней страной, куда Е.и прибыли, и первой, из которой они уже к концу XIII в. были выдворены"

+2

73

Реалии средневековья. Жизнь рыцаря.

  https://dzen.ru/a/Y03WLq0jq1PSeEta?&

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t390202.jpg

Фриц фон Уде. Конный рыцарь. Холст, масло. 65х54,5. 1880. Частная коллекция.

Вроде просто написано, но с толком, чувством, расстановкой и даже с юмором.  Только про любовь автор  ничего не написал. Озаглавила про себя статью, воспользовавшись пушкинскими строками: " Жил на свете рыцарь бедный".
Статья большая, поэтому  даю только финал.

Так все же, каково это быть средневековым рыцарем? Ну, это с какой стороны посмотреть.
Если с недостижимых высот высшей феодальной знати, быть обычным рыцарем, без знатного рода и пышного титула, такое себе занятие. Бедненько, скучненько, кругом дорожная пыль, проблемы и быдло необразованные.
С точки зрения этого самого "быдла", судьба рыцаря, это редкое везение, удача почти недостижимая. Пиры, охоты, победы и турниры, которые совершенно точно следуют один за другим, не останавливаясь не на секунду.
С точки зрения современного человека, жизнь рыцаря, сущий ад. Паршивая еда, более чем скромное жилье, сквозняки, одежда пропахшая дымом, отсутствие выходных и отпуска и подчиненное положение в отношении своего сюзерена. Опять же людей убивать надо. Нет, это не жизнь, это кошмар какой-то.
Хотя, если например, сравнить ее с жизнью средневекового крестьянина.… Но это уже совсем другая история.

+3

74

Норна написал(а):

просто написано, но с ... чувством, расстановкой и даже с юмором

Вот те же мысли при прочтении были. Норна, спасибо большое за статью!

+1

75

Нашла интересную информацию  про рыцарские турниры при короле  Ричарде.

Из книги: Джон Т. Эплби. Англия времен Ричарда Львиное Сердце. 1189–1199. Королевство без короля»: М., 2018.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t660453.jpg

   

Рыцарские турниры, основное развлечение рыцарей по ту сторону пролива, были запрещены в Англии почти всегда, за исключением правления короля Стефана, который был слишком слаб, чтобы добиться соблюдения запрета. Противились их проведению и Генрих I, и его внук, разумно полагавшие, что скопление в одном месте большого количества вооруженных рыцарей может перерасти в восстание, ведь такие настроения жили в обществе, и причина их была в слишком суровой политике королей. Ричард, как известно, был воспитан в традициях Аквитании, где столкновения ноблей друг с другом или выступления против герцога считались чуть ли не нормой. Ричард, в отличие от предшественников Генриха I и II, любил сражения и больше иных добродетелей – смирение и подчинение приказам – ценил храбрость и мужество.
     Воинственный дух рыцарей Англии не находился на высоком уровне, что было связано с неудачами в Третьем крестовом походе, а также нежеланием выступать с Ричардом на защиту его земель на континенте против Филиппа. Король Ричард считал французских рыцарей более опытными и способными, поэтому решил дать англичанам возможность попрактиковаться, проводя военные состязания, а заодно пополнить казну.
     22 августа 1194 года Ричард подписывает указ, разрешающий проведение рыцарских турниров в Англии. Для этого были отведены пять регионов, а желающим принять участие предлагалось купить лицензию, цена которой варьировалась в зависимости от знатности: графы должны были заплатить по 20 марок, бароны 10, рыцари феодалы 4 марки, а безземельные 2. Архиепископ Губерт назначил ответственным за сбор денег своего брата Теобальда, служившего шерифом в Ланкастере.
     Ричард был невысокого мнения о будущих участниках, потому велел рыцарям по дороге на турнир и обратно платить за еду и питье, а не разорять окрестные леса, охотясь за добычей. Перед началом состязания каждому полагалось внести плату, дать клятву заботиться о мире и спокойствии ради своего короля и беречь его леса и угодья. Отказавшихся платить ждало суровое наказание. Роберт Мортимер, к примеру, лишился своих земель в Норфолке за попытку принять участие в турнире без лицензии.
      Уверенные в себе рыцари могли рассматривать плату как хорошее вложение, однако цена за первый приз, удачу и ловкость могла быть значительно выше. Состязание отличалось от настоящих военных действий лишь тем, что начало и окончание турнира было определено заранее. Как и на поле боя, победитель получал экипировку и коня повергнутого противника и требовал за него выкуп.
      Уильям Маршал, младший сын в семье и безземельный рыцарь, мог заслужить почести и приблизиться ко двору, продемонстрировав мастерство и героизм на турнире; когда ему было уже за сорок, король даровал ему земли и руку графини Стригуил. Биограф будущего графа писал, что в лучшие дни тот смог победить 103 рыцарей менее чем за год.
      Смерть или серьезная рана свидетельствовали о недостаточном везении или неумении сражаться. Поскольку «смерть и угроза для души часто возникают именно из за них», как утверждали церковники, в документах 2 го и 3 го Латеранского собора добропорядочным христианам запрещается учувствовать в турнирах, под угрозой быть похороненным без отпевания в церкви. Папа Целестин III в послании архиепископам и епископам Англии, датированном январем 1193 года, осудил рыцарские турниры, а тем, кто желает попробовать себя в подобных упражнениях, давал настоятельный совет «отправиться на Святую землю, где будет возможность проявить мужество во имя спасения души, а также испытать силу тела и духа».
      Церковь считала присвоение победителем трофеев и получение выкупа незаконным, и священнослужители требовали отказаться от него, сделав условием для отпущения грехов.
      Несмотря на запреты, молодые рыцари с большим энтузиазмом принимали участие в турнирах. Джослин де Брейклонд пишет, что восемьдесят молодых рыцарей, нарушив запрет аббата Самсона, собрались на состязание между Тетфордом и Бери Сент Эдмундсом, а после приехали в Бери искать ночлег. Аббат же, в обмен на данное слово не покидать город без его дозволения, отужинал вместе с ними. «Когда аббат удалился, мужчины принялись танцевать и петь, послали в город за вином, а потом, захмелев, громко кричали, мешая спать несчастному аббату». Веселье продолжалось до позднего вечера, затем же, нарушив обещание, рыцари «взломали городские ворота и ускакали прочь». Аббат Самсон не был человеком, готовым стерпеть подобное обращение, и по совету архиепископа Губерта Уолтер отлучил всех рыцарей от церкви.

     Получается, с точки зрения истории у Р. Карпентера  все было верно, когда в сценарии Гизборн  рассказывал леди Мэрион о своем брате, который неудачно поучаствовал в турнире.  Брат вполне мог быть  среди первых участников  английских турниров. Но что меня, честно говоря, удивило, то это легкость, с которой можно было заработать отлучение от церкви. Нарушили слово в пьяном виде и... пожалуйста.  Все же хочется верить, что это было временное отлучение, которое можно искупить.

+3

76

Норна,   действительно интересные подробности,  спасибо.

Норна написал(а):

Уильям Маршал, младший сын в семье и безземельный рыцарь, мог заслужить почести и приблизиться ко двору, продемонстрировав мастерство и героизм на турнире; когда ему было уже за сорок, король даровал ему земли

Можно сказать, это средневековый социальный лифт
Ничто не ново под луной   http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/117873-2.gif

Норна написал(а):

желающим принять участие в турнире предлагалось купить лицензию, цена которой варьировалась в зависимости от знатности:
графы должны были заплатить по 20 марок,
бароны 10 ...

Всё-таки,  и знать не отказывалась добавить статус героя к своим регалиям. Чуяли, что "граф" да "барон" - с "душком",  а хотелось - славы, а главное - чести.

Норна написал(а):

...восемьдесят молодых рыцарей, нарушив запрет аббата Самсона, собрались на состязание между Тетфордом и Бери Сент Эдмундсом...

Прямо,  "стрелка" в стиле 90-х   https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/2/t56560.gif

+1

77

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t536589.jpg
Нормандский рыцарь

Средневековый рыцарь. Манеры, честь и доблесть. А главное - не плеваться. Интервью с историком-медиевистом

Достаточно ли надеть металлические доспехи, чтобы стать рыцарем? Или требуется что-то ещё?
Мы обратились к историку-медиевисту Елене Браун, к.и.н., доценту кафедры всеобщей истории РАНХиГС с вопросами о том, кто мог быть рыцарем в Средние века. Какие требования предъявлялись к рыцарству, были ли они сплошь благородные, что следовало иметь кроме коня и доспехов.
Историк рассказала нам и о кодексе чести, манерах средневековых рыцарей - тех качествах, что должны были их выделять среди других представителей средневекового общества.

Конечно, научпоп, но мне понравилась: и манера изложения, и содержание. Про рыцарскую красоту  в начале выступления  прямо про нашего сэра Гая.
Хотя Е. Браун в большей степени специалист по континентальной Европе.

0


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.