И еще про рыцарей. И от того же Blackwood history.
По отдельности эти моменты уже несколько раз обсуждали, но тут все в совокупности, ну и авторская ирония неизменно радует.
Эпиграф к статье предлагаю грибоедовский: "Ученье — вот чума, учёность — вот причина".
И вообще, все беды от чтения
https://dzen.ru/a/Y1KIhaoBhzo_XcC2
История заблуждений. Про глупого рыцаря.
Рыцари были тупые. Все же это понимают. Как вообще можно было быть умным, когда всю свою жизнь ты занимаешься тем, что бьешь людей по голове, и они платят тебе той же монетой?
И когда бы рыцарь мог поумнеть, если вся его жизнь пиры, охоты, турниры и прочие похожие занятия. Все эти вещи, несомненно способствуют выживанию, но не оставляют никакого времени для того чтоб самообразоваться, научится считать писать и вести блог в Instagram.*
*- Секта запрещенная на территории империи Каролингов.
Нет, ну серьезно, война, походы, постоянные мелкие стычки с бандитами. Всё это не могло дать ни единого шанса рыцарю, чтоб развить, хотя бы начальную грамотность до каких-то приемлемых параметров. Или нет?
А что если я вам скажу, что грамотность в современном ее понимании, была не самым важным социальным навыком для рыцаря классического средневековья? Что были другие, социальные и гуманитарные знания, значительно более важные чем те, что принято называть грамотностью сейчас?
И что по большому счету, рыцарь XII – XV века, был нисколько не менее образован, чем типичный городской житель, наш современник, совершенно точно считающий себя цивилизованным человеком.
И начнем мы, с самого простого. С чтения. В современной масскультуре, типичному рыцарю, ну или любому другому представителю военной элиты средневековья, начисто отказывают в хоть какой-то грамотности. И это утверждение в корне неверно. Большинство рыцарей, в той или иной мере читать и писать, конечно же, тоже умели.
Они, совершенно точно не были экспертами в области лингвистики, знатоками родной речи, и профессорами филологии, но читать точно могли. По крайней мере, в массе своей к этому точно стремились. Часть же военной элиты, так-же умело, ну или пыталось учиться писать.
Погодите, погодите - скажет внимательный читатель? А какие ваши доказательства? И автор ему немедленно их представит.
• Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике. Пытался он также писать, и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха». – так писал о Карле Великом его биограф, франкский ученый, историк и настоятель монастыря Эйнхард.
Можно конечно возразить, что Карл Великий был Императором Запада, всю свою жизнь готовился, для того чтоб править и уж он то мог позволить себе выучится. Однако биографы, немедленно сообщат нам два интересных момента в жизни императора.
Во-первых, учиться он стал поздно, уже после рождения второго ребенка, но и до этого был образован не хуже любого благородного человека, умея, в том числе и читать. А начав учиться, Карл, будучи натурой цельной и увлекающейся, принуждал к этому так же свой двор. И немногие решались спорить с ним. В конце концов, в те далекие времена были и более гуманные способы самоубийства, чем оспаривать желания Императора Запада.
Ну, хорошо, с Карлом Великим все ясно, абы кто не смог бы собрать империю. Но если взять типичного рыцаря средневековья? Ну что ж, давайте возьмем. Настолько архетипичного что его имя стало синонимом рыцарства.
Именно о нем говорили что он: "человек с сердцем льва и головой барана". Ричард Львиное сердце, король – воин всю жизнь проведший в походах, исколесивший всю Европу и половину Азии, стальной рукой правивший Аквитанией Нормандией и Англией, победивший сотни врагов лично. И при этом писавший отличные стихи. Писавший. Своей рукой. Человек, бывший эталоном рыцарства.
Но погодите, это опять король. С ними все ясно, королям абы кого не назначат, а как быть с обычными рыцарями, про которых мы вот буквально недавно говорили? Умели ли они читать и писать?
И тут на помощь нам приходят средневековые архивы, сохранившие немало писем, в том числе и от средневековых рыцарей, написанных дамам, сеньорам, врагам и просто друзьям рыцарям. И пусть часть этих писем писали нанятые писцы, но многие так же заканчиваются словами "писано собственной рукой рыцаря ….".
Но зачем, же тогда секретари? Вполне резонный вопрос. Уметь читать и писать, и любить читать, и писать, вещи вообще не одного порядка. Даже не рядом.Есть вещи, которые нельзя никому передоверить, даже самым близким и верным людям. А есть массовая рассылка, для которой умные люди придумали принтер. То есть наемного писца конечно.
Кстати про прекрасных дам. Стихосложение, одна из рыцарских добродетелей, на секундочку. Писать стихи, а потом читать их, предварительно выучив, это то, к чему должен был стремиться рыцарь. Как, впрочем, и любой другой представитель военной знати. Потому что именно высокие искусства, отделяют по-настоящему знатного и благородного человека, от пехотного быдла. Чисто теоретически. Чисто практически же, рыцари ели из одного котла со своими воинами, спали в походе на такой же соломе и точно так же загибались от гангрены и сепсиса. Но тяга и прекрасному и настоящее рыцарское воспитание, выделяло их, делая совершенно особенными. Ну, по крайней мере именно так писали наставления и кодексы.
Но мы отвлеклись. Понятно, что читать, а тем более писать стихи, невозможно не умея хоть немного читать.
"Мне в пору долгих майских дней
Мил щебет птиц издалека,
И снова в памяти живей
Моя любовь издалека.
Больной душе отрады нет,
И дикой розы белый цвет,
Как стужа зимняя, не мил…" Пейре Видаль.XII век.
Кроме поэзии, вещи небесполезной, но чрезмерно легкомысленной, в жизни рыцарей и прочих представителей дворянства в средневековье, была еще одна особенность, серьезно влияющая на их жизнь. Знание языков. Начиная с IX века, в Европе французский язык все более и более становился языком межнационального общения. Империя, даже распавшись при внуках Карла Великого на королевства Францию, Италию и Германию, утвердила везде свое наследие, в том числе и в виде языка. И поэтому, любому представителю знати, в том числе понятно и рыцарям приходилось знать в том или ином объеме три языка. Родной, французский и церковную латынь.
Понятно что объем знаний, был скорее всего не бог весть какой великий, и не только современный филолог, но и средневековый монах дал бы рыцарю фору в языкознании. Но, тем не менее, три языка, остаются тремя языками. И, так же как и поэзия, чтение и письмо, мало вяжутся с эксплуатируемым поп-культурой образом сильного, но не шибко умного рыцаря.
А ведь это еще сильно не все. В короткие времена затишья, когда сюзерен рыцаря ни с кем не воевал, нашему герою приходилось выполнять не только полицейские, но зачастую и судебные функции на окружающих землях. И не всё можно было решить отсечением головы. А это значит, что законы нужно было знать, ну хотя бы рамочно. Понимать, за что брать штраф, а за что отправлять злодея в петлю. Не то чтоб всех этих крестьян было жаль, просто…. Зачем нам нужен бунт на ровном месте?
А ведь есть еще этикет, внимания которому в средние века уделяли значительно больше чем сейчас. И помнить его тонкости, не просто необходимо, а жизненно необходимо. Просто потому, что лучшее средство испортить себе жизнь, это сказать что-то не то, и не тогда человеку имеющему власть. Или раз и навсегда предстать в глазах дам своего круга сего тупой деревенщиной. Ведь первое впечатление о себе, можно оставить только один раз.
А еще, есть длиннейшие молитвы в ассортименте, которые тоже нужно знать и знать наизусть. Просто потому, что если нет, то никакого тебе рая, а только раскаленная геенна огненная. Поэтому давай не ленись, тренируй память, это всегда полезно. Иначе никак не запомнить наизусть пару десяток страниц рукописного текста на латыни.
Ну а на шахматах и шашках, завезенные в Европу с Востока, а также местных тактических и стратегических играх, уметь играть в которые предписывали рыцарские добродетели, даже не буду останавливаться. Потому что тогда в прочем, как и сейчас играть в них умело намного меньше людей, чем об этом заявляло. Но сама мысль о том, что рыцарь должен уметь играть в шахматы, ну или, по крайней мере, стремится учиться этому, тоже как-то идет в разрез с современным образом рыцаря.
А вот на геральдике, придется остановиться поподробнее. Вообще геральдика, как наука о социальном взаимодействии, была, конечно, важнее всего вышеперечисленного. Даже если это вышеперечисленное собрать вместе. Почему? Да потому что для рыцаря, да и вообще для любого представителя военной элиты, знание геральдики в средневековье, это буквально вопрос выживания. И далеко не только в бою.
Понять, даже не зная человека, с которым ты сейчас разговариваешь, кто его враги и друзья, и что в присутствии этого человека говорить можно, а что в общем, то и не нужно. Вовремя определить по цветам и блазонированию, знамени, чей это отряд приближается к тебе, прикинуть какие земли им принадлежат, понять, сколько они могут выставить на поле боя воинов… И немедленно решить не пора ли начинать тактически отступать, со всей возможной стремительностью.
С тридцати шагов, еще до того как различимо лицо, начать доставать меч, потому что к тебе приближается старший сын младшей ветви графов Анжуйских с которыми у твоего сюзерена, а значит и у тебя очень напряженные отношения.
И для того, чтобы разбираться в геральдике хотя бы немного, необходимо узнать, изучить и запомнить многие десятки правил, сотни благородных семей и тысячи гербов десятков тысяч людей. Язык геральдики не прост, но того кто его знает, судьба наградит щедро.
Геральдика, в общем, со своего появления в Европе, к классическому средневековью развилась настолько, что с успехом заменяла не только чтение и письмо, но и архивное дело, знание языков и даже немного географию. Позволяя с первого взгляда, даже не видя лица, понимать, кто стоит перед тобой, и в каких отношениях в данный момент вы сейчас находитесь.
• Тогда барселонский граф Вифредо эль Веллозо, получил множество ран и лежал без движения среди сотен поверженных им врагов. Король Карл, увидев храбрость рыцаря, спросил, какой дар хочет он за подобную доблесть. И Вифредо ответил что доблесть не требует дара, и ему достаточно того что король отметил его. И тогда Карл сказал, что он отметит его так, что доблесть его будет известна всем. Король намочил четыре пальца в крови рыцаря и провел ими по золотому щиту, чтобы все увидели доблесть и храбрость рыцаря. Легенда о зарождении геральдики в Европе.
Так все-таки, умели эти ваши рыцари читать и писать?
В общем, то да, умели. Значительно хуже, чем большинство современных людей, не так быстро, и наверняка прочитать и написать могли сильно не все. Но больше в реалиях средних веков, больше было и не нужно.
А считать умели?
В каких-то базовых рамках наверняка да. Мы встречаем в источниках такую информацию. А если говорить о сложной математике, то зачем? Не торговлей же заниматься на самом деле. Деньги посчитать сможешь, что в виде налога идут? Сможешь! А что еще нужно-то?
Так что получается, что все рыцари умели читать писать, знали этикет, геральдику поэзию и далее по списку?
Ну, конечно же, нет. Конечно же, не все. Людей, которые умели и знали все, что предписывали им рыцарские наставления и кодексы, было меньшинство. Однако оставшееся большинство, так или иначе, стремилось подтягиваться к лучшим представителям своего сословия. Просто потому, что это было престижно и открывало большое количество новых возможностей.
И что, вот прям все-все рыцари стремились к идеалу?
Да что вы, конечно не все. Особенно в раннем и классическом средневековье. Когда в военную элиту мог еще попасть человек не имеющий ни капли благородной крови, но в избытке храбрости и удачи. Такому вчерашнему солдату, все эти заморочки были исключительно неинтересны. Однако таких, конечно, было меньшинство.
Вот так и получается, что обычный средневековый рыцарь, кроме чтения и письма, должен был уметь, слагать стихи и говорить на нескольких языках, знать законы своей страны и играть в шахматы, помнить чертову кучу правил этикета и еще больше геральдических правил, и многое, многое другое. Ну, или по крайней мере, стремится к этому. И это, не говоря уже о фехтовании, охоте, верховой езде, турнирах и конечно же, Её Величестве войне. И тут, естественным образом возникает вопрос, а многие ли современные горожане, могут похвастаться вот таким вот объемом знаний? Но это уже совсем другая история.