Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Новое время » Декабристы


Декабристы

Сообщений 21 страница 40 из 40

21

Alga написал(а):

план был так себе у "этих, которые в декабре".

по-началу ведь ни о каком восстании речи не шло. нужно было принимать активное участие в общественно-политической жизни, организовывать легальные общества-литературные, благотворительные, просветительские, создавать предпосылки для либерального строя, занимать посты в правительстве. и все должно было происходить постепенно.  Тайные общества стали организовываться еще в 1813 году, и состав членов постоянно менялся.  А внезапная смерть  Александра I все изменила.

0

22

oficer написал(а):

Единственная, кто меня искренне восхищает это Полина Гебль, жена Ивана Анненкова... У остальных жен было имя, средства. А у Полины ничего не было.

Хотела написать, что была еще Камилла Ле Дантю, тоже француженка. Но потом дошла до сообщения, которое написала vanessa
Ограничусь лишь еще одним портретом Камиллы, выполненным Н. Бестужевым (здесь она уже Ивашева).
А здесь можно прочитать о ней самой: О Камелле Ле Дантю

+1

23

У меня есть книга "Декабристы и Сибирь". Если перефотографировать страницы и выложить здесь, это было бы интересно?

0

24

Agnes написал(а):

это было бы интересно?

Да, очень!

+1

25

vanessa написал(а):

Да, очень!

Отлично. Тогда на выходных начну потихоньку. Она очень толстая, с большим количеством картин.

+1

26

Итак, глава 1. Пока только первые несколько страниц, ибо не знаю, как у меня получится выложить фотографии  http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/dash2.gif

+4

27

Agnes, спасибо за материал, терпение и твоё время.  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif

+2

28

vanessa
Спасибо. Рада, что тебе это интересно:)
Мне когда на выпуском экзамене по литературе достался вопрос "Пушкин и декабристы", комиссия не знала как меня заткнуть  http://www.kolobok.us/smiles/standart/victory.gif

А я пока продолжаю выкладку. Вернее будет сказать, пробую, ибо  http://doodoo.ru/smiles/wo/crash.gif

+3

29

Ура! Получилось, кажется! Поэтому, продолжаю:

+3

30

Продолжаем.

+3

31

Извиняюсь, что с такой задержкой :(

+5

32

+3

33

Глава 2. Самая маленькая глава книги. Извиняюсь, что фотографии сняты криво, но страницы бликуют, приходится чуть смещаться в сторону  http://www.kolobok.us/smiles/standart/not_i.gif

+3

34

Глава 3 (начало):

Отредактировано Agnes (2011-04-15 16:07:55)

+2

35

Декабристы в Якути

Александр Александрович Бестужев- Марлинский прибыл на место ссылки 31 декабря 1827 года. Якутск оказался, действительно, городом: дома и церкви, богадельня, монастырь и кабаки – целых девять кабаков! лавки и люди – две с половиной тысячи жителей Александр Бестужев начал интересоваться местом своего поселения. Не только с тоской – с живым любопытством оглядывался он вокруг. В письмах к родным среди просьб прислать книги, деньги или модный сюртук все чаще появляются описания Якутска, якутов, восторженные отзывы о красоте Лены – "этой Волги Восточной Сибири", как он назвал ее, сведения о плясках шаманов, рисунки, изображающие якутов.
Этнографом Александр Бестужев не стал – слишком уж недолго, всего полтора года, пробыл он в Якутии, слишком уж скоро наступил конец его жизни и не в Якутии, а на Кавказе. Но внести свой вклад в изучение Сибири он успел. Сибирские очерки Бестужева должны по праву занять в его творчестве особое и притом почетное место.
Якуты и тунгусы – нередкие гости в сибирских очерках Бестужева. На смену выразительным, но наивным рассказам промышленников, на смену педантически точным, но суховатым описаниям, исполненным учеными, явились сибирские очерки Бестужева: правдивые и в то же время увлекательно-яркие... Вот две дружные семьи – якутская и тунгусская, кочуя недалеко от Якутска, встречают страшного хищника, забежавшего из Средней Азии, барса, и вместе, героически выручая друг друга, вступают в борьбу со свирепым зверем; вот тунгусы в берестяных лодочках, называемых ветками, собираются у
поворота реки и, дождавшись, пока стадо оленей спустится в воду, бьют животных маленькими копьецами, поражая печень или легкие; вот рыбная ловля; вот езда на собаках; вот поверья и предания тунгусов, описание якутского женского наряда и якутского праздника "иссых" – праздника "начатков кумыса".
"Три шамана приближаются к огню... волосы их падают по плечам. Они умоляют духов не насылать падежа и болезней. Голос их то пронзителен, то рокотен; бубны звучат повременно, и каждый из них, черпнув ложкою кумыса из огромных деревянных кубков (аях), брызжет им на огонь. Это умилостивительное возлияние. Старшины подводят белую кобылицу и старший шаман... вырывает несколько волос из гривы и бросает в огонь; с этой минуты благословенная кобылица становится неприкосновенною. Ни седло, ни удило не будет ей знакомо: никогда ножницы не уронят с нее ни волоска".
В Якутске Александр Бестужев писал стихи. Он писал о водопаде Станового хребта, уподобляя шумное падение вод своей грозной судьбе:

Когда громам твоим внимаю
И в кудри льется брызгов пыль, –
Невольно я припоминаю
Свою таинственную быль.
Тебе подобно гордой, шумной,
От высоты родимых скал,
Влекомый страстию безумной,
Я в бездну гибели упал.

Писал об облаке, гонимом по небу, – и в судьбе облака видел свою судьбу:

Блести, лети на ветерке,
Подобно нашей доле...
И я погибну вдалеке
От родины и воли!..

изучал Шиллера, переводил на досуге Гете. Все это было обычно для литератора двадцатых годов. Но необычно было то, что Александр Бестужев писал не только о своей грустной судьбе, вчитывался не только в Гете: живя в Якутске, он обратился к поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии.
Он написал балладу "Саатырь", к которой сделал несколько интересных этнографических примечаний. "Содержание этой баллады взято из якутской сказки", – сообщает он. У якута умирает любимая жена – Саатырь. Перед смертью она говорит:

"Не вешай мой гроб на лесной вышине
Духам, непогодам забавой;
На родимой земле рой могилу ты мне
И кровлей замкни величавой".

Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: "в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях". Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:

Вскипели котлы, задымилася кровь
Коней – украшения стада,
И брызжет кумыс от широких краев
От счастья и горя услада;
И шумно кругом, упоенья кумир
Аях пробегает бездонный.
Уж вянет заря. Поминательный пир
Затих. У чувала склоненный
Круг сонных гостей возлежит недвижим,
Лишь в юрте, синея, волнуется дым.

"Аях – огромный кубок, – объясняет Бестужев, – в него входит ведра полтора, но я видел удальцов, которые осушали его сразу".
"Чувал – камин, очаг; он стоит посредине юрты, спинкою ко входу".
Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при недостаточном знании языка это было Бестужеву не под силу, да и литературная форма баллады, культивируемая Жуковским, представлялась ему обязательной), он сумел использовать сюжет якутского народного сказания, обогатить свой стих чертами якутского быта. Попытки воспроизвести на русском языке прелесть туземного эпоса вообще занимали его: известно, что на обратном пути из Сибири ему удалось захватить с собою и отослать друзьям в Москву поэму декабриста Чижова – того самого, который когда-то был участником замечательного плавания Литке, а после 14 декабря осужден на двадцатилетнюю ссылку в Сибирь.

Отредактировано Евгения (2012-02-08 23:01:16)

+1

36

29 июля 1826 года декабрист Чижов был отправлен в Сибирь и только в Иркутске узнал, что местом ссылки ему определен городок Олекминск Якутской области. На поселении провел семь лет, изучал природу Сибири, этнографию и фольклор якутов. В 1832 году поэма Чижова "Нуча", написанная от имени старика якута, повествующего о храбром русском юноше, который не боялся ни шаманов, ни духов, присланная в Москву Александром Бестужевым, была напечатана в журнале "Московский телеграф" за полной подписью автора. Поднялась настоящая административная буря, посыпались запросы от шефа жандармов цензору "Московского телеграфа", городничим и исправникам города Олекминска, где жил Чижов. Кто осмелился переслать стихи государственного преступника из Сибири в Москву? Кто осмелился напечатать? Но дело было уже сделано: поэма, написанная опальным поэтом, дошла до читателя. Таким образом, декабристы первыми открыли русскому читателю прелесть якутского фольклора, введя его в русскую поэзию во всем великолепном обличий русского стиха пушкинской поры. В 1839 году Чижов написал на основе одного якутского поверья поэму "Воздушная дева". У якутов еще в глубокой древности существовало предание о девушке, унесенной ветром на луну. Пошла она с ведрами за водой, подул ветер, подхватил ее, унес на березу, а оттуда на луну. В ясные звездные ночи видно на небе коромысло с ведрами. Девушка стала хозяйкой луны... Вот это древнее поверье с большой поэтической силой и воспроизвел в своих стихах Чижов, трогательно изобразив тоску девушки по родной Якутии:

Однажды с облаков моих
Мне виден шумный был Исых
И пляски дев и бег коней,
Борьба и пир вокруг огней.
Созвала там подруг весна –
А я одна, всегда одна.
Беспечные они поют,
Меня же ветры вдаль несут.

+1

37

Каждый декабрист провел годы ссылки в этом далеком крае недаром, они постарались хоть чем-то помочь местному населению, чему-то научить их.
Так А.Н.Андреев вместе с Н.А.Чижовым, желая принести пользу населению Олекминска, на собственные средства построили первую в городе мельницу.
М.И.Муравьев-Апостол следуя своему желанию быть полезным обществу, построил силой общественности вокруг городского кладбища прочную ограду. Первым в городе начал успешно садить картошку, посеял просо, увлекался цветоводством и огородничеством, занимался медицинской практикой, помогал прокаженным.
Декабристы были горячими сторонниками внедрения русской земледельческой культуры в Сибири. Они пытались подвести под земледелие научную базу.
Свой скромный вклад декабристы ввели и в области образования. Так, несмотря на строгое запрещение заниматься педагогической деятельностью, А.А.Бестужев-Марлинский имел двух учеников.
Одним из основных видов занятий М.И.Муравьева-Апостола в период ссылки в Вилюйске являлась его педагогическая работа. О своей работе он сообщает любопытную деталь: “По неимению в этой глуши часов, – писал он в своих воспоминаниях, – пришлось придумать забавный способ для определения классного времени. Я над своей юртой выкидывал флаг, служивший знаком, что я жду своих учеников, и они на этот немой зов немедля являлись со своей книгой”.
Вскоре после своего приезда в Олекминск, Н.А.Чижов с А.Н.Андреевым создали небольшой кружок, в который вошли лица, стремившиеся к культуре: доктор Орлеанский, купцы Подъяков и Дудников, исправник Федоров и др. Они устраивали чтение книг и журналов, общественные гуляния, выписку прогрессивных журналов и т.д.

+1

38

Витимскому (Якутия) волостному правлению предписывалось отчитываться перед Киренским начальством каждые две недели о том, как ведут себя «государственные преступники». Благодаря этим регулярным рапортам, сохранившимся в Иркутском областном архиве, мы имеем возможность заглянуть сквозь толщу времени в Витимскую слободу периода пребывания в ней декабристов.

http://uploads.ru/t/2/F/W/2FWzi.jpg

+1

39

Декабристы на Северном Кавказе

Царизм жестоко наказал участников восстания 14 декабря 1825 года. Часть из них, отбыв каторгу в Сибири, были направлены рядовыми солдатами в действующую армию на Кавказ. Тогда многие районы Кавказа были непригодны для поселения людей, так как там свирепствовали малярия и другие болезни. Тучи насекомых, бездорожье, военная обстановка - все это приводило к тяжелым условиям на Кавказе. Двадцать два декабриста, в том числе А. Бестужев-Марлииский, Н. Лорер, А. Одоевский, М. Назимов, несли тяжелую службу солдат в частях, расположенных на Кубани и Черноморье. Их определили в Геленджикское укрепление, в Лазаревский форт, в станицы Прочноокопскую, Пашковскую, Ивановскую, на Тамань и другие места региона.

Кавказ стал новым местом ссылки декабристов потому, что в те годы шли войны с Турцией,  Ираном, а также царское правительство не хотело допустить присутствия вольнодумцев в крупных городах и столице России. Декабристы пребывали под пристальным наблюдением, им воспрещалось встречаться друг с другом, быть вхожим в общество знакомых офицеров. Проверялась их переписка по личному предписанию царя.

Среди отбывающих наказание на Кубани находился А. Бестужев-Марлинский - известный декабрист и писатель (1797-1837). Обвиненный в "умысле цареубийства" и в том, что "лично участвовал в мятеже и возбуждал к этому нижних чинов", был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. В 1835-1837 годах он как рядовой солдат служил на Кубани.

Тяжелые походы, болезнь, жизнь под постоянным полицейским надзором подорвали его здоровье. В письмах родным и друзьям заметно чувство обреченности: "...устал от последней экспедиции до самого нельзя", "...как вынесу я эту мерзкую жизнь", "...я приведен на край могилы". Погиб А. Бестужев-Марлинский в одном из боев на Адлеровском мысу.

Трагична судьба и А. Одоевского (1802-1839). Он был членом Северного общества и в день восстания одним из первых явился на Сенатскую площадь. Обвинен и в "умысле бунта, и в личном участии в мятеже с пистолетом в руках". Приговорен к 15-летней каторге, а в 1835 году направлен рядовым в кавказский корпус. К этому времени имя Одоевского получило широкую известность в России. Ему принадлежит ответ на "Послание в Сибирь" А. Пушкина. Служил поэт-революционер во многих местах Кавказа. Находясь в Лазаревском форте, он тяжело заболел лихорадкой. Здоровье и без того было подорвано в казематах тюрем, в сибирской ссылке. Не выдержав тяжелой болезни, Одоевский умер в августе 1839 года.

Заметной фигурой в движении декабристов был Н. Лорер (1795-1873). Он - участник Отечественной войны 1812 года. Продолжая службу в Вятском полку на Украине, был членом Южного общества. С Пестелем его связывала личная дружба, и он выполнял важные поручения руководителя революционной организации. Лорер приговаривается к длительному сроку каторжных работ и вечному поселению в Сибири, а в 1837 году направляется в действующую
армию на Кубань. Служил он в станице Ивановской, был на Тамани, в десанте у Туапсе, строил Раевский форт, бывал в Анапе и Екатеринадаре. Ему пришлось встретиться с М. Лермонтовым и стать свидетелем его смерти в Пятигорске. В 1848 году Лорер вышел в отставку и под надзором властей жил в своем родном селе в Херсонской губернии. Он и на склоне жизни не сожалел об избранном пути революционера, остался приверженцем идей декабризма.

Отбывал наказание на Кавказе и М.Назимов (1801 - 1888). Он входил в Северное общество, близко знал К. Рылеева, примыкал к более решительной группе этой организации. После Сибири, в 1837 году, прибыл в крепость Прочный Окоп. Здесь декабрист встретился с М. Лермонтовым, между ними установились дружеские отношения. Назимов по-настоящему любил поэта. Лишь спустя 20 лет после суда и приговора Назимов получил возможность уехать на родину.

Разделила тяжелую участь ссыльной на Кубани жена декабриста Е. Нарышкина. Она была в числе тех декабристок, подвиг которых воспел в поэме "Русские женщины" Некрасов. Нарышкину хорошо знали в военных и светских кругах России как дочь героя Бородина - генерала Коповницына. Она отличалась природным умом и добрым сердцем. В станице Прочноокопской Нарышкина приобрела домик, ставший местом встреч ссыльных товарищей мужа. Здесь читали стихи Лермонтова и Одоевского, слушали музыку, делились новостями. Тут же была возможность прочесть свежую газету, новый журнал или взять книгу. Нарышкина оказывала декабристам и посильную материальную помощь.

Декабристы, находясь на Северном Кавказе, выступили поборниками дружбы адыгейского и русского народов. Их просветительная деятельность положительно сказалась на культурном развитии края. Некоторые из ссыльных революционеров принимали участие в топографических съемках, проектировании и строительстве дорог, укреплений и поселков.

Отредактировано Евгения (2013-11-22 12:16:47)

+1

40

Евгения написал(а):

Декабристы на Северном Кавказе

Царизм жестоко наказал участников восстания 14 декабря 1825 года. Часть из них, отбыв каторгу в Сибири, были направлены рядовыми солдатами в действующую армию на Кавказ. Тогда многие районы Кавказа были непригодны для поселения людей, так как там свирепствовали малярия и другие болезни. Тучи насекомых, бездорожье, военная обстановка - все это приводило к тяжелым условиям на Кавказе. Двадцать два декабриста, в том числе А. Бестужев-Марлииский, Н. Лорер, А. Одоевский, М. Назимов, несли тяжелую службу солдат в частях, расположенных на Кубани и Черноморье. Их определили в Геленджикское укрепление, в Лазаревский форт, в станицы Прочноокопскую, Пашковскую, Ивановскую, на Тамань и другие места региона.

Кавказ стал новым местом ссылки декабристов потому, что в те годы шли войны с Турцией,  Ираном, а также царское правительство не хотело допустить присутствия вольнодумцев в крупных городах и столице России. Декабристы пребывали под пристальным наблюдением, им воспрещалось встречаться друг с другом, быть вхожим в общество знакомых офицеров. Проверялась их переписка по личному предписанию царя.

Среди отбывающих наказание на Кубани находился А. Бестужев-Марлинский - известный декабрист и писатель (1797-1837). Обвиненный в "умысле цареубийства" и в том, что "лично участвовал в мятеже и возбуждал к этому нижних чинов", был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. В 1835-1837 годах он как рядовой солдат служил на Кубани.

Тяжелые походы, болезнь, жизнь под постоянным полицейским надзором подорвали его здоровье. В письмах родным и друзьям заметно чувство обреченности: "...устал от последней экспедиции до самого нельзя", "...как вынесу я эту мерзкую жизнь", "...я приведен на край могилы". Погиб А. Бестужев-Марлинский в одном из боев на Адлеровском мысу.

Трагична судьба и А. Одоевского (1802-1839). Он был членом Северного общества и в день восстания одним из первых явился на Сенатскую площадь. Обвинен и в "умысле бунта, и в личном участии в мятеже с пистолетом в руках". Приговорен к 15-летней каторге, а в 1835 году направлен рядовым в кавказский корпус. К этому времени имя Одоевского получило широкую известность в России. Ему принадлежит ответ на "Послание в Сибирь" А. Пушкина. Служил поэт-революционер во многих местах Кавказа. Находясь в Лазаревском форте, он тяжело заболел лихорадкой. Здоровье и без того было подорвано в казематах тюрем, в сибирской ссылке. Не выдержав тяжелой болезни, Одоевский умер в августе 1839 года.

Заметной фигурой в движении декабристов был Н. Лорер (1795-1873). Он - участник Отечественной войны 1812 года. Продолжая службу в Вятском полку на Украине, был членом Южного общества. С Пестелем его связывала личная дружба, и он выполнял важные поручения руководителя революционной организации. Лорер приговаривается к длительному сроку каторжных работ и вечному поселению в Сибири, а в 1837 году направляется в действующую
армию на Кубань. Служил он в станице Ивановской, был на Тамани, в десанте у Туапсе, строил Раевский форт, бывал в Анапе и Екатеринадаре. Ему пришлось встретиться с М. Лермонтовым и стать свидетелем его смерти в Пятигорске. В 1848 году Лорер вышел в отставку и под надзором властей жил в своем родном селе в Херсонской губернии. Он и на склоне жизни не сожалел об избранном пути революционера, остался приверженцем идей декабризма.

Отбывал наказание на Кавказе и М.Назимов (1801 - 1888). Он входил в Северное общество, близко знал К. Рылеева, примыкал к более решительной группе этой организации. После Сибири, в 1837 году, прибыл в крепость Прочный Окоп. Здесь декабрист встретился с М. Лермонтовым, между ними установились дружеские отношения. Назимов по-настоящему любил поэта. Лишь спустя 20 лет после суда и приговора Назимов получил возможность уехать на родину.

Разделила тяжелую участь ссыльной на Кубани жена декабриста Е. Нарышкина. Она была в числе тех декабристок, подвиг которых воспел в поэме "Русские женщины" Некрасов. Нарышкину хорошо знали в военных и светских кругах России как дочь героя Бородина - генерала Коповницына. Она отличалась природным умом и добрым сердцем. В станице Прочноокопской Нарышкина приобрела домик, ставший местом встреч ссыльных товарищей мужа. Здесь читали стихи Лермонтова и Одоевского, слушали музыку, делились новостями. Тут же была возможность прочесть свежую газету, новый журнал или взять книгу. Нарышкина оказывала декабристам и посильную материальную помощь.

Декабристы, находясь на Северном Кавказе, выступили поборниками дружбы адыгейского и русского народов. Их просветительная деятельность положительно сказалась на культурном развитии края. Некоторые из ссыльных революционеров принимали участие в топографических съемках, проектировании и строительстве дорог, укреплений и поселков.

Отредактировано Евгения (2013-11-22 12:16:47)

Быт был самый простой. Разрешалось иметь мужчину и женщину для услуг. Позже к некоторым из жен ссыльных  смогли приехать их дворовые слуги. Так как питание в остроге было явно не лучшим, то все жены декабристов  практически ежедневно носили им готовые обеды. В своих воспоминаниях Полина Анненкова с юмором рассказывает,  как сначала в Чите у нее не было плиты, и она умудрялась  готовить еду на трех жаровнях. Это восхищало ее подруг, для которых, выросших в роскоши или просто в богатстве и  комфорте, домашнее хозяйство в любом виде было сопряжено с трудностями. С овощами они еще как-то справлялись,  но если было нужно приготовить сырое мясо или выпотрошить курицу, женщины при всех стараниях не могли справиться с отвращением. У Анненковой, Давыдовой, Фонвизиной и других были огороды, на которых они выращивали множество видов овощей, позже даже появился домашний скот. Ввиду ограничений обстановка в домах была самой скромной - минимум мебели, правда у Волконской было пианино. Так как в той глуши, куда сослали декабристов, достать было ничего нельзя, родственники присылали из России одежду, белье, чернила, бумагу, сахар, вино, кофе, шоколад, мыло и т. д. Несмотря на бедность, бытовую неустроенность,  тяжелый непривычный климат, оторванность от привычной среды и образа жизни, необходимости самим заботиться о пропитании, женщины старались  всегда выглядеть достойными своего происхождения и воспитания. Этим они разительно отличались от массы местного населения, что позволяло им занимать особенное положение в довольно замкнутом мирке приострожных деревень или на поселении.

Разумеется, в ссылке особенно остро ощущалась нехватка книг и недостаток интеллектуального общения, это служило для жен декабристов дополнительным стимулом, чтобы держаться вместе, преодолевая разность характеров, иногда довольно заметную. Несмотря на то что с течением времени почти все они разъехались на поселение, прочные дружеские связи между ними сохранились.

Жизнь в Чите или в Петровске, куда позже перевели декабристов, была далеко не безопасной. Из острогов регулярно совершались побеги преступников, да и местные жители - казаки, крестьяне, буряты, вряд ли были поголовно образцами нравственности. У той же Анненковой можно прочесть, как однажды ее чуть не убил из-за денег местный крестьянин, которому она до этого помогла устроить свадьбу.

Дети

В Сибирь за своими мужьями последовало только двенадцать женщин, а осужденных на каторгу декабристов было более сотни человек.  Неудивительно, что они начали искать союзов с женщинами окружавшей их среды - мещан, купцов, казаков. Далеко не всегда это были законные союзы - у многих декабристов остались в России жены. Тем не менее подобные отношения были в порядке вещей и длились по многу лет. Дети декабристов от браков или просто связей получали фамилии родственников со стороны матери или людей, в чьих семьях они воспитывались. Дети одного из осужденных получили фамилию Бароновы по титулу их отца до ссылки. Несмотря на то что согласно приговору все дети декабристов, рожденные в Сибири, становились государственными крепостными крестьянами и приписывались к сибирским заводам, происхождение все же сыграло свою роль в их дальнейшей  судьбе и облегчило им продвижение по социальной лестнице. Практически все они знали о том, кто были их отцы. Многие из них стали преуспевающими купцами, заводчиками, сделали карьеры на гражданском или военном поприще. Сын одного из ссыльных декабристов в 1916 г. был уже генерал-аншефом.

Героини или предательницы?

Споры о поступке жен декабристов не утихают до сих пор. Одни cчитают их национальными героинями, образцами русского женского характера, едва ли не мученицами, бросившими все ради любви к своим мужьями и стремления разделить их участь. Другие - чуть ли не первыми революционерками, бросивших во имя идеалов декабризма детей и родных. Сторонники и той и другой точки зрения защищают ее с яростью, достойной, наверное, лучшего применения. Скорее всего, ни та, ни другая точка зрения не может быть абсолютно верной.http://www.taday.ru/text/89893.html

+2


Вы здесь » Sherwood Forest » Новое время » Декабристы