Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Литература » "Властелин колец", "Сильмариллион", "Хоббит, или туда и обратно"


"Властелин колец", "Сильмариллион", "Хоббит, или туда и обратно"

Сообщений 601 страница 620 из 680

601

Любовь написал(а):

Извините, но хрень полная.

lady Aurum написал(а):

У меня тоже не пошло

      Если сравнивать с фильм, то, в принципе, да, то есть хрень.  Павильонные съемки, приемы «хулиганства» ТЮЗовских спектаклей (густо накрашенные губы хоббитов,  их обнимашки и смелые заявления, вроде: «Спать не будем ни вместе, ни порознь"). Но мне показались интересными два момента. Во-первых, отражение в спектакле  реалий 90-х гг., в смысле «веселая бедность», о которой  уже написали в статье  «Чем советская экранизация "Властелина колец" удивила толкинистов». Но у этой  «веселой бедности» есть и обратная сторона. Елена Соловей в роли Галадриэль одета прямо по принципу: «дорого-богато», что в 90-е тоже было в тренде. В образе Горлума (Голлума)  мне  прямо чувствуется влияние образов сказочных героев  Александра  Роу,  вроде Квака из «Марьи-искусницы». А вот то, что Леголас –девушка – это вряд ли режиссерский поиск в духе концепции унисекса, как пишут в статье.  Представляется более вероятным, что тут главную роль сыграло то обстоятельство, что  играющая его актриса Ольга Серебрякова ( не хочу ничего плохого о ней говорить) – дочь режиссера.
  Во-вторых, "русский  дискурс"  постановки тоже примечателен. Путь героев прямо «ледяной поход» какой-то. Это Вам не пейзажи Новой Зеландии. Где-то читала, что в начале века, во время съемок, правительство Новой Зеландии создало должность министра по Средиземноморью, который должен был разруливать разные проблемы,  возникающие в связи со съемками.  Наш спектакль в этом отношении традиционен: долгая зимняя дорога через заснеженный лес. Что может быть более близким по духу отечественному зрителю.

lady Aurum написал(а):

Но я ссылки давала в ответ на это:

Я тут еще такой момент имела в виду. О христианстве говорят все исследователи, но не все рассматривают христианский  аспект в контексте идейной проблематики текстов. Кто-то ограничивается констатацией факта, кто-то смотрит на уровне биографии и мировоззрения Толкина. А наш автор вроде замахивается на идейную проблематику, но у него все абрисно получается в этой книге, по крайней мере,  но можно предположить, что где-то у него материал дается или еще будет даваться более подробно. Пока нет времени это искать.

lady Aurum написал(а):

читать продолжаю, кусочками с перерывами. Мнение выдам чуть позже,

lady Aurum, Дочитывай и выдавай.  Ты ведь тоже, по сути, аналитик-систематизатор. Только циник  отслеживает негативную составляющую (ищет противоречия), а ты, в большей степени, отслеживаешь позитивную: с чем можно согласиться. Мой экземпляр уже в «народ пошел», к студентам. :P

0

602

Норна написал(а):

Только циник  отслеживает негативную составляющую (ищет противоречия)

Чой-то только я и только негативную?))) Да я это вообще не читаю, ибо не читала оригинал, так что не могу судить вообще. Я только фильм Джексона смотрела и когда-то в юности прочла "Сильмариллион"(ни черта не поняв, но красиво). Так что по Толкиену я ваще не судец, так не судим и буду))

+1

603

циник написал(а):

Чой-то только я и только негативную?

  Это не в случае с Толкином, а "в прынципе"!  :D  В этом отношении ты -  самый ценный человек для грантовой команды ( у кого что болит, тот о том и говорит!). Когда "монтажники" и "копатели"  принесут свой "улов", ты со словами: " И чой-то Вы тут нарыли...начнешь все сортировать".  Но ты не одна! На форуме у тебя есть соперники на этом благородном поприще. Просто я с тобой больше общалась.

0

604

Норна написал(а):

Когда "монтажники" и "копатели"  принесут свой "улов", ты со словами: " И чой-то Вы тут нарыли...начнешь все сортировать"

Вот чой-то не узнаю себя в гриме)) Я скорее вдохновляюсь тем, что нарыли копатели.

Норна написал(а):

Но ты не одна! На форуме у тебя есть соперники на этом благородном поприще.

Ух ты! А кто еще? Приятно ощущать себя среди таких же.

+3

605

циник написал(а):

Я скорее вдохновляюсь тем, что нарыли копатели

Не закапывай талант в землю! Я же тебе когда-то писала в "личку", что пока я 2 месяца после регистрации  незримо, как боец невидимого фронта, изучала материалы форума, то ты меня не просто раздражала, а реально бесила своими ложками дегтя, которые ты щедро подмешивала в открываемые другими душистые бочки меда. И почти всегда по делу, кстати.

циник написал(а):

Ух ты! А кто еще?

Может, они не захотят, чтобы их "классифицировали". Да ты и сама догадаешься.

0

606

Норна написал(а):

Не закапывай талант в землю!

Так, тема копателей рулит)) Там, где я закопала талант, уже не одна собака порылась))

Норна написал(а):

Я же тебе когда-то писала в "личку"

Да я ж забыла уже! У меня ж склероз, я в клубе.

Норна написал(а):

Может, они не захотят, чтобы их "классифицировали". Да ты и сама догадаешься.

Ох. всюду загадки)))

Норна написал(а):

а реально бесила своими ложками дегтя, которые ты щедро подмешивала в открываемые другими душистые бочки меда.

А, ну это так и называется, портить мед, а не академически анализировать)))

+2

607

Midinvaerne написал(а):

Елена Соловей в роли Галадриэли

Посмотрела. Далее - ИМХО.

Свернутый текст

Самое лучшее впечатление от образов Георгия Штиля (Бильбо) и Лилиан Малкиной (Любелия). Неплохи Виктор Костецкий (Гендальф) и Евгений Соляков (Боромир). Некоторые актёры откровенно переигрывают. На их фоне даже такой необычный персонаж, как Том Бомбадил (Сергей Паршин), выглядит как бы более адекватным, что ли? Про Леголаса лучше промолчу. Елена Соловей выполнила свою задачу профессионально, но потрясения я не испытала. Возможно, из-за известности актрисы и ряда привычных её приёмов. Понравился комментарий: "Вы несете зловещее кольцо всевластия - вы звери, господа!" В целом от телеспектакля несколько странное ощущение, но "за попытку - спасибо".

+2

608

Вчера на "Радио России" была программа, часть эфирного времени обсуждали советскую экранизацию.

циник написал(а):

Так, тема копателей рулит))

циник написал(а):

Ох. всюду загадки)))

О-о-о! *Сверкаю восторженными глазами.* Британские ученые могут отрыть такое... и эдакое. Это ж... Это ж перспективищи!

Норна написал(а):

Что может быть более близким по духу отечественному зрителю.

Путешествие в раскаленной летним солнцем электричке на дачу? Поход в лес по грибы да ягоды, на охоту и рыбалку? Поездки инженеров на капусту с картошкой? И так далее. Вариантов много.

Норна написал(а):

lady Aurum, Дочитывай и выдавай.

Норна написал(а):

самый ценный человек для грантовой команды ( у кого что болит, тот о том и говорит!).

Ик. Представила, что может на основе нашенских форумных мнений и прочих мнений из сети получиться у Норны... Люди, представляете, вот пройдет много миллионов лет, и ученые найдут всевозможные материалы. И то, что она написала, их прочитав. И немножко удивятся. Получив настроение в процессе удивления. Помню, не знала, плакать или смеяться, увидев как-то во вроде как серьезной литературе заграничной на тему кинематографа и антропологии, что тамошние граждане нашли что-то ну очень толерантное в нашем "Иване Грозном" времен Сталина. Типа, они ожидали совсем другое, а нашли то, что нашли. Э? В нашем "Иване Грозном"? Это как, простите, они его смотрели? И его ли? Не знаю. Но понимаю, почему, ведь у них гранты и прочее финансирование, но написанное выше в данной ветке несколько... удивляет. Разве на поиск слэша в тюзовских работах и прочем советском для детей и юношества тоже дают гранты? Не знаю. Но не удивлюсь. Некоторая часть заграницы может дать. Другой вопрос, зачем их брать и искать слэш там, где его нет. Не понимаю.

+3

609

Норна написал(а):

густо накрашенные губы хоббитов,  их обнимашки и смелые заявления, вроде

Гм. Вот в очередной раз мы видим намек или упоминание вскользь о слэше. Вопрос - к чему оно, если форумом в правилах явно не приветствуется?

не все рассматривают христианский  аспект в контексте идейной проблематики текстов

Да практически все, если честно. Надо просто побольше материала изучить.

Норна написал(а):

должность министра по Средиземноморью

Может, все же по Средиземью?

Норна написал(а):

аналитик-систематизатор. ... в большей степени, отслеживаешь позитивную: с чем можно согласиться.

Теперь и меня посчитали (с) ))  По выделенному - или с чем нельзя, я обе составляющих вообще-то фильтрую )

Я же тебе когда-то писала в "личку"

Эм. Сорри, что вмешаюсь, однако тому, что было в личках, лучше там и оставаться. Потому как иначе это или флуд, или оффтоп, или некорректное разглашение личной же информации.

+3

610

Расы Средиземья от антрополога Дробышевского.

+1

611

Посмотрела. циник, за размещение спасибо, было оно (ролик) весьма информативно.
Однако при всем моем уважении к Дробышевскому, вместо удовольствия от разбора осадочек остался ) Нет, дело не в моей толкинутости, а в том, что пошел он здесь по пути не читал, но осуждаю, т.е. "не в курсах, но рассуждаю", что лично мне по отношению к Станиславу оказалось весьма жаль. Не ожидала, признаю )
Фиг с ними, с местными богами, но с точки зрения ученого, то бишь эволюции и антропологии, следовало бы проверить базисные факты до строительства смелых теорий  https://c.radikal.ru/c31/2012/82/4b5d4b44bacc.gif Времени бы оно заняло немного, но от валенка в лужу уберегло бы всяко.
Если по минимуму - то планета Земля и есть, уже отсюда плясать было бы куда проще. Далее если, то дефицита хотя бы в мясе гномы не испытывали, что показано в самих фильмах. Остеопороз вследствие дефицита винамина Д тоже оставим ) Но уж гномья гаремная система - это даже не пять, это шесть. Я-то предвкушала рассуждения с уклоном в науку, откуда бы женщин генетически рождалось в разы меньше, ан нет - все свелось к бородам. Дальше больше, это я уже про троллей, аки более высокую ступень гномьей эволюции, и орков, которые вообще-та мирные (раз уж большими группами живут), просто им злые добрые сразу устраивают кирдык, как только те из Мордора высунутся.
Нет, не ожидала )) Очень поверхностный подход вышел. Вот интересно теперь, что про эльфов выдадут ))

+1

612

https://vipstory.net/wp-content/uploads/2021/05/1621343492_demotivatory_15.jpg

0

613

https://scontent-hel3-1.xx.fbcdn.net/v/t1.6435-9/193756607_4013311312057996_7305865485224283492_n.jpg?_nc_cat=111&ccb=1-3&_nc_sid=8bfeb9&_nc_ohc=vUshJ2zDzNkAX_DPYnD&tn=NtzwQZOe55dfQtvk&_nc_ht=scontent-hel3-1.xx&oh=efa5a129c295a2ef33bb46393c01d0c7&oe=60DE9EE1

+5

614

циник, это просто в цитатник, имхо ))
П.С. Сэм, если что, есть мой давний и чуть ли не самый любимый персонаж.  :rolleyes:
Картинку утащила в коллекцию ))

+2

615

...или не Фродо, а такого, который ценит прелесссть, например. ;) Сэм мне чем-то напоминает одного весьма любимого персонажа, который из м/с "Охотники за привидениями", того, который Рэй.

Отредактировано Alga (2021-06-04 15:36:18)

+3

616

Не знаю, сюда ли... Только что досмотрела художественный фильм биографию "Толкиен", очень понравилось. Когда показывают биографии творческих людей, мне важнее всего увидеть, как влияло на них их творчество, как зарождалось, откуда началось, почему такое и прочее. В этом фильме все есть. Кстати, вот, узнала, например, что Сэмом звали одного из солдат, который был предан Толкиену на войне почти так же, как хоббит Сэм Фродо. Возможно, это художественное допущение этого фильма, но мне оно понравилось. В общем, рекомендую к просмотру.

+5

617

циник написал(а):

одного из солдат

циник написал(а):

Возможно, это художественное допущение этого фильма

Так Толкиен писал, что прототипы Сэма - английский солдат и рядовые денщики, соратники писателя в первой мировой войне. Так что всё может быть. Здесь ещё интересные сведения о происхождении фамилии героя: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Сэмуайз_Гэмджи

+3

618

Гм... я сейчас, вероятно, снова нарушу общее спокойствие и благорастворение воздухов, но все же спрошу вас, знающих людей (ибо давно меня тревожит этот вопрос))):
денщик, адьютант, садовник - всё это прекрасно и подразумевает ЖАЛОВАНЬЕ. (Не от слова "жало", как ни жаль))) Так вот, хозяин садовнику платит жалованье. Спрашивается, Фродо Бэггинс платил Сэмуайзу Гэмджи жалованье и во время похода с Кольцом? Или как? Если НЕ платил, тогда с какого перепугу Фродо - "хозяин", а не "дружище Бэггинс", к примеру. Если платил, то сколько? Практически уверена, что дотошный Профессор этот момент не мог упустить.

Отредактировано Midinvaerne (2021-06-07 10:27:06)

0

619

Midinvaerne написал(а):

жалованье и во время похода с Кольцом?

Это вряд ли. Сэм вызвался идти с Фродо добровольно, из любви, не за жалованье, а хозяином называл по привычке и из уважения. По возвращении из похода мог и отблагодарить, возможно. Ну там, на свадьбу с Розочкой деньжат подкинуть. Не помню этот момент.

+2

620

циник написал(а):

Расы Средиземья от антрополога Дробышевского.

  Если бы по этому поводу в Мории гномы собрались и объявили, что людей не существует? 
К счастью, предыдущий оратор - Дробышевский -  не первый антрополог, который обратил свой взор на гномов, и мнения бывают противоположные:

Исландский учёный Эйнар Гудмунд : «Я твердо убежден, что эти существа суть создания Бога, состоящие, как и люди, из тела и разумной души; что они разнополые, способны производить детей и подвержены всем человеческим привязанностям, как сон и бодрствование, смех и плач, бедность и богатство, и что они обладают скотом и другими вещами и смертельно опасны, как и другие смертные. А женские особи этой расы способны иметь потомство от людей и такие случаи были".

Британский антрополог  Дэвид Мак-Ричи потратил много времени на исследование возможности реальности этих существ. Началом пути для него были разумеется традиционные мифы и предания о маленьком народце:
"Хотя народная память может в течение столетий сохранять отпечаток исторических фактов, они неизбежно становятся размытыми и видоизмененными самими людьми, которые хранят традицию".
Мак-Ричи пришёл к выводу, что персонажами легенд о гномах был один из народов, которые входили в союз племен под общим названием - пикты, обитавшие в основном на севере Шотландии. Там, а также на Оркнейских, Шетландских и Гебридских островах остались нетронутыми характерные жилища в виде  полых холмов. Представители этого народа были очень маленького роста и вели обособленный уклад жизни. Хотя они также занимались земледелием, скотоводством и охотой, они разговаривали на непонятном языке, но некоторые мелодии их песен перенимались местными гэлами.  По историческим хроникам, когда датчане захватили Оркнейские острова, жившие там карлики строили датчанам дома. При этом работали они утром и вечером, а днём укрывались в своих конусообразных жилищах, поскольку плохо переносили яркий солнечный свет.
Дома аборигенов Гебридских островов построены из грубого камня, без какого-либо раствора. «Хотя каменные стены очень толстые, они покрыты снаружи дерном, который вскоре становится травянистым, как земля вокруг, и, таким образом, обеспечивает идеальную непроницаемость для ветра и воды».  Снаружи эти жилища становятся похожими на холмы.

В Ирландии до нашествия датчан, карлики-дварфы входили в состав дружин фианов Ирландских королей, были умелыми и быстрыми воинами.  Во время войн с датчанами досталось всем жителям Ирландии. В ирландском манускрипте одиннадцатого века говорится, что когда датчане девятого века вторглись и разграбили Ирландию, не было ничего, «скрытого под землей в Эринне или в различных секретных местах, принадлежащих Фианам или Феям ", которые они не обнаружили бы и не присвоили».
Это утверждение получило  подтверждение фрагментом скандинавской летописи Landnáma-bok, в которой говорится, что примерно в 870 году известный норвежский вождь по имени Лейф воевал на западе. Он воевал в Ирландии, и там нашел большой подземный дом; он спустился в него, и было темно, пока не появился человек, у которого светился  меч в руке. Лейф убил человека, и взял меч и много имущества.
Теперь вспомним Бильбо и его эльфийский клинок, светящийся, когда враги оказывались поблизости.

Британский этнограф Элизабет Эндрюс, собирая мифы и предания Северной Ирландии, не ограничивалась этим, но и сама спускалась в такие подземные жилища, в которых по преданию, обитали карлики.

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t467257.jpg

Это план подземного жилища, зарисованный Элизабет Эндрюс:

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t800348.png

А теперь вспомним Джона Руэла Толкиена:
"В земле была нора, а в норе жил хоббит. Входная дверь в нору, открывалась в просторный и длинный коридор, похожий на пещеру, но чистый и ничуть не задымленный.   Коридор, изгибаясь, проходил в глубине холма.  По обеим сторонам коридора в два ряда тянулись маленькие круглые дверцы, за которыми скрывались самые разные помещения — все находилось рядом, в любую комнату можно было попасть из того же самого коридора..."

Эндрюс и Мак-Ричи отмечали, исходя из преданий и летописных упоминаний широкий ареал расселения карликов в мире и их миграция. (В одной статье про Элизабет Эндрюс упоминалась сага "Об исходе кобольдов", некоторое время я её искал, но не нашёл).  Возможно, это была отдельная человеческая раса и цивилизация, которая имела свой расцвет и упадок.
   Ареал их обитания, если отталкиваться от фольклора и редких археологических находок, это Британия, Ирландия, Швейцария, Балканы, вся Германия, Скандинавия, Польша, Белоруссия, Северная Африка, Кавказ, Индия, северная часть Японии, юг Китая.
В фольклоре славянских, финно-угорских и тюркских народов вплоть до Уральских гор, упоминания о карликах, как о племени нет.
Но. Было где-то упоминание, что у одного из героев Скандинавских саг был меч, выкованный гномами на Урале. Не поручусь, что это утверждение верно, не рискну полагаться чисто на память.

Есть упоминание гномов в одной из саг, связанных с Россией:

Из * Саги о Хервёре и Хейдрекре * 0. Происхождение меча Tyrfingr

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t680948.jpg

"Свафрлами являлся воинственным владыкой земли, лесов, болот и озер, находившихся в тех местах, которые позже стали называться Россией." (перевод Шартова) . В другом тексте это названо Гардарикой - Страна Городов, местность включающее себя и часть Прибалтики. Не полностью Россия.
"Свафрлами был королем в Гардарике, сыном Сигрлами и внуком Ринна. Однажды он охотился на своей лошади и обнаружил двух двергаров (гномов ) возле большого камня, где они обитали. Этот могущественный монарх знал о мастерстве этих существ в кузнечном деле. И он решил этим воспользоваться. Он устроил ловушку и сумел поймать Двалинна и Дуринна, так их звали. Он связал их, размахивая мечом над ними, чтобы они не могли исчезнуть, поскольку близость железа не позволяла им "менять форму". Двергары решили договориться о своей свободе:
Свафрлами заставил их выковать меч, который никогда не пропустил бы удара, никогда не ржавел, и резал камень и железо так же легко, как одежду. Кроме того, с ним он всегда будет победителем.
Мастера гномы создали меч, и что это был за меч! Он светился, как будто был раскаленным. Когда Свафрлами обрел меч, он увидел, что это изысканное и красивое оружие, и назвал его Tyrfingr.

продолжение истории:

Однако, гномы отомстили, выгравировав на клинке магические символы на языке гномов.

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t573806.jpg

Когда закаляли клинок, они заклинали его убивать человека каждый раз, когда его вынимали, и с того момента он стал причиной трех великих несчастий и в конце концов,  они сказали, чтобы меч станет причиной смерти и Свафрлами.
Когда Свафрлами сердито услышал проклятия, он попытался убить Двалинна, но дверь исчезла в скале, и меч глубоко вонзился в нее, хотя и не нашел своей жертвы. С этого момента Tyrfingr  странствовал по миру, вызывая разрушения и страдания.
И действительно, последнее проклятие Дуринна и Двалинна вскоре сбылось: Арнгримур, викинг, знавший силу короля Гардарики, однажды устроил ему засаду, когда он путешествовал со своей семьей. Хотя Свафрлами сломал щит Арнгримура надвое, Арнгримур сумел отсечь ему правую руку, которой он орудовал Тюрфингром. Когда оружие упало на землю, Арнгримур использовал его, чтобы убить монарха. Затем он взял с собой Эйфру, дочь короля, и взял ее на свой остров, где женился на ней и сделал ее матерью своих одиннадцати детей. Король умер, его дочь была похищена, а проклятие подействовало, и не в последний раз. Тюрфингр, конечно же, тоже был частью этой добычи ... И здесь начинается сага о Хервёре...

Надо  тут заметить, помимо свойства меча светиться, что идет параллелью с историями Джона Рональда Руэла, упоминается свойство гномов исчезать или менять свой облик. В эпосах Толкиена гномы нигде не демонстрируют такой способности. А в мифах и сказаниях это свойство гномов упоминается постоянно. То есть гномы Толкиена описаны более прозаично, чем в сказках и мифах.  У Толкина спросить, в чём причина. к сожалению, не получится.

Профессор Нильссон в «Первобытных обитателях Скандинавии»: «Фактически есть основания полагать, что эти дуэргары [гномы] изначально были не чем иным, как крошечными аборигенами из саамов, которые потерпели поражение перед завоевательным оружием асов , и искали самые уединенные районы севера и пытались там спрятаться от восточных захватчиков ».
Сами саамы, они же лапландцы, они же лопари, считают себя наполовину потомками древнего племени дуэргаров. 
Джессен в книге « Де Лаппонибус » : " сами же саамы по их собственному признанию, предположительно являются полукровными потомками карликов".
Треть лексики саамского языка не находит соответствия в финно-угорских (или каких-либо других) языках. Происхождение этой лексики неизвестно, но предполагается, что она происходит из языков древнейшего населения севера Европы, ассимилированного саамами.

"Всякая традиция скрыта во тьме времени, а подлинные факты смешиваются с идеями, принадлежащими миру религии и мифа" - писал Мак-Ричи.

Король гномов по имени Фин упоминается в фризской традиции (Нидерланды) и то, что он и его раса были маленькими людьми, довольно ясно доказывается тем фактом, что когда один из приписываемых ему подземных домов был вскрыт,  в нем нашли кости маленького человека (W.G. Black's Heligoland, 1888, chap. iv.)
Мак - Ричи также упоминает о статьях в "Memoirs of the Anthropological Society of London" и «Археологического общества Брюсселя» в связи с костями нутонов  бельгийских пещер. 
Нутонами жители востока Бельгии и Люксембурга называли гномов.  Там есть географические места, в которых это сохранилось - Водопад Гномов, Холмы Гномов, Пещера Гномов.

Водопад гномов

Вот так выглядит это место под названием Водопад Гномов:

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t911764.jpg

А этот арт нарисовал анонимно кто-то из бельгийцев, с подпсью Гном:  «ils sont partout et observent les intrus...»  - «они везде и наблюдают за злоумышленниками ..." :)

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t866994.jpg

»

*
Интересно, что ни в русском фольклоре, ни в башкирском, ни в фольклоре финно-угорских народов нет никаких упоминаний о каком-либо народце, похожем на гномов, ни своим ростом, ни характерными особенностями. А вот если перевалить  за Уральский хребет и взять на север, то у ненцев в мифологии говорится о народе сирти , который раньше там жил. По их описаниям коренастые и крепкие люди очень низкого роста, у них были белые глаза, а говорили они слегка заикаясь. Они носили красивую одежду с металлическими подвесками, охотились на диких оленей. В некоторых преданиях сихиртя описываются как как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются «железки». В сказаниях ненцев упоминается  умение народа сирти неожиданно скрываться и внезапно появляться вновь. Со слов ненцев этот народ когда-то давно прибыл на Ямал морем, неизвестно откуда. Их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками. Напоминает дома карликов с Гебридских островов, в зарисовках капитана Томаса в  " Society of Antiquaries of Scotland".
http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t558810.jpg

  "Говорят, давным-давно жили в наших северных краях маленькие люди-сихиртя. Жили они, согласно преданиям, под землёй, в пещерах, под высокими сопками. До наших дней дошли довольно скудные сведения об этом маленьком народе. Легенды рассказывают, что у сихиртя была развита культура. Внешне они были похожи на русских: белокурые, светлоглазые, только очень маленького роста. Сихиртя ловили рыбу, охотничали, тем они и жили. Что странно, люди этого племени днём спали. Жизнь закипала у них ночью. А ещё говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой.
В давние годы мои соплеменники находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия".
                          Надежда Салиндер, газета «Советское Заполярье» (ЯНАО, п. Тазовский), 2000, 10 августа

В 1928 г экспедиция Евладова упоминает «холмы» на правом берегу р. Тиутей, которые, по словам сопровождавших его ненцев, принадлежат сиритя (сихиртя), подземным людям.
В 1929 г. этот район был обследован В.Н.Чернецовым, в составе экспедиции Л.Ф.О. Комитета Севера. Рядом с тремя "землянками" диаметр самой большой был 7 метров, им был обнаружен археологический материал. Находки представлены керамикой, костяными, деревянными  и каменными орудиями, листочками меди и бронзы, железным наконечником стрелы вильчатой формы, обломком ножа, кольцом, скребками для кожи.  Чернецов сделал вывод, что эта стоянка не относилась к культуре ненцев.
В 1994 году этот район был обследован экспедицией Арктического центра Смитсоновского института (Вашингтон США),  в рамках совместной Российско-Американской научно-исследовательской программы.  По полученным данным стоянка обнаруженная Чернецовым заселялась дважды - так как материал одних шурфов   датирова радиоуглеродным методом  ранним средневековьем - 6 - 7 век.  А в другом шурфе - 11-12 век .  Кости китов и моржей, деревянные изделия носили следы обработки железными орудиями.
Из небогатого ассортимента находок:

http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t213330.jpg

На меня большее впечатление произвёл  меч или сабля, вырезанный из дерева. Ясно, что это детская игрушка. Но у неё был прообраз. И дети играли мечами. Это уж точно не ненецкая культура.
http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t793409.jpg

Пару лет назад группа "Искатели" с Андреем И, съездили на Ямал, чтобы снять фильм о сырти. Как всегда, они ничего нового не нашли,  кроме рассказа одного ненца. Не так давно он увидел в поле гуся. Ну что? Диких гусей на Ямале достаточно. А когда ненец поравнялся с ним, то увидел, что это не гусь, а крохотный человечек, облачённый в гусиную шкуру, с вполне человечьим лицом.
                        *
Дожили ли гномы до наших дней, в том виде, как описаны в сказках? Я знаю, по крайней мере, трёх вполне серьёзных людей, которым случилось их видеть.
  Одну такую историю мне рассказала пожилая полька. Она родилась в городе Калиш, это область рядом с Германской границей, один из самых старых городов Польши. Она запомнила случай, когда ей было лет пять-шесть, это было до Второй Мировой войны. На набережной реки, протекающей через город гуляло довольно много людей, было воскресенье, когда на реке появилась лодка. В ней было человек десять в очень нарядной красной одежде, в красных шапках. Они гребли вниз по течению. Толпа сбежалась к берегу, чтобы на них посмотреть.  Они не обращали на людей никакого, внимания. Лодка вошла под мост. Но не вышла с другой стороны, исчезла. Люди не обнаружили ни лодку, ни людей, заглядывая под мост. Не знаю, попало ли тогда это событие в газеты, но видело их очень много людей, вся набережная. Сказали, что это "краснолюдки".
Краснолюды - это название в Польше гномов.
 
  Место события, по-моему,  было у этого моста через реку Просна в Калише. Провода и трубки под аркой, возникли уже в наше время.
http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t454211.jpg

  Исчезновения гномов кажутся невероятной выдумкой. Но если принять на веру утверждения, так называемый, "снежный человек", может телепатически воздействуя на сознание людей, быть для них невидимым, заставляют задуматься.

Пытаясь отследить следы миграций в мифах разных народов, Элизабет Эндрюс обратила внимание на "Сагу об исходе кобольдов", как она её назвала. Я когда-то пытался найти эту легенду, но не получилось.  Есть похожая история, которую нельзя назвать сагой - возможно. это более позднее её литературное переложение.

   О паромщике и гномах

    Паромщик Реймер жил в те времена, когда подходила к концу раздробленность Европы. Из города в город по дорогам, прорезавшим прежде дремучие леса, катили дилижансы. Фабрики, выросшие из деревенских кузниц и ткацких станков домохозяек, поставляли ткань и инструменты. Население всех районов страны стало ощущать на себе тяжелую цепь централизованного государства.
   Реймеру пришлось быть в Копенгагене, в столице Дании. Дела удалось завершить только перед Рождеством, а в канун Рождества паромщик блуждал по улицам столицы, мигая от яркого сияния газовых фонарей. Он искренне хотел бы сейчас в своём доме на отдаленном берегу залива.
    Реймер неожиданно почувствовал прикосновение к ноге и, опустив взгляд, увидел ищущие глаза и смышленое лицо. Это был согбенный старик в длинном пальто с оборками и сапогах для верховой езды. Хотя Реймер прежде с ним не встречался, старик обратился к нему по имени и высказал предложение. Если Реймер согласится перевести большой груз через фиорд Лим, то гном отправит его домой в семью в эту же ночь.
    У паромщика не было возражений, хотя он и не слишком верил, что гном сумеет выполнить обещанное. Без лишних слов маленький человечек провел его извилистыми улицами к городским воротам. Сразу за стеной стоял вороной конь, привязанный к стволу сосны. Лошадь доставила их обоих до Рождества.
Через две ночи, когда закончилось празднование Рождества, в дверь постучал карлик, сжимавший в руках красный шерстяной колпак и облаченный в бесформенные серые одежды, попросил Реймера собрать гребцов и договорился о встрече в бухте.
    Реймер собрал работников у причала. Паром тяжело покачивался на воде, волны хлестали через планшир, словно судно было тяжело нагружено, хотя на широкой палубе не было ничего заметно, кроме нескольких сундуков.
    Гребцы изумленно покачали головами, однако по сигналу гнома расселись по местам и налегли на весла. Паром рывками двинулся к белой полосе, отмечавшей укутанный снегом северный берег.
    Когда паром добрался до дальнего причала, послышался топот множества быстрых шагов. Палуба задрожала и паром поднялся в воде. Затем гном приказал возвращаться на южный берег за остальной поклажей. В ту ночь паромщик сделал немало ходок, каждый раз перевозя через бухту невидимый груз.
    Наконец, когда за горизонтом скрылась луна, а паром разгрузился в очередной раз, гном попросил Реймера и его людей перенести на берег сундуки, все еще сваленные на палубе. А когда мужчины опустили поклажу на гальку, карлик открыл один из сундуков. Тот был до краев наполнен сокровищами, покрытыми паутиной и потускневшими, но все же бесценными. Для каждого из работников гном зачерпнул по пригоршне золота. Затем он вытащил красный колпак из кармана и протянул его Реймеру. «Хочу, чтобы вы увидели, что перевозили. Наденьте колпак и поймете, почему я попросил вас заняться этим делом».
    Реймер так и поступил и тотчас принялся бормотать молитву. Шапка гнома помогла увидеть нечто благоговейное и внушавшее ужас. Там, где раньше были только черные мокрые скалы галечника, а за ним снежные поля, теперь оказалось полным-полно гномов. Они стояли разрозненными группками, парами или по одному, понурые на снегу.
    Потрясенный Реймер вернул магическую шапку, и гном печально оглядел человека. «Наше время окончено», - грустно молвил гном, - мы должны покинуть царство людей. Мы еще не знаем где поселимся, но во время странствий будем всегда вспоминать вашу доброту».
    Затем карлик отвернулся и потрусил по снегу. Реймер услышал, как с берега и засыпанных снегом лугов донесся вздох огромной невидимой толпы, погрузившей поклажу на плечи. Так древнее и усталое племя покидало землю предков...
           
http://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/680/t104503.jpg

Толкиен отталкивался во "Властелине колец" от мифологии. У любого мифа есть реальное основание.  Сколько основы, а сколько украшенной выдумки - вопрос для изучения.

Отредактировано Dale (2021-06-08 08:39:23)

+4


Вы здесь » Sherwood Forest » Литература » "Властелин колец", "Сильмариллион", "Хоббит, или туда и обратно"