Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжаем праздновать Хеллоуин!
Приглашаем в специальную праздничную тему!


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Безмолвные свидетели истории » Там где-то старая мельница крутится, вертится...


Там где-то старая мельница крутится, вертится...

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Хорошая статья о происхождении мельниц

http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/SCIAM/WATER/WATER.HTM

Исторические факты свидетельствуют, однако, что задолго до XVIII столетия ручной труд начали заменять механизмы, приводимые в действие силами природы, например, водяные колеса; в некоторых странах Европы эти механизмы получили широкое распространение. Иными словами, зарождение промышленности в Европе следует рассматривать как эволюционный процесс, начавшийся по меньшей мере в VIII или IX в., когда европейцы стали активно использовать энергию воды в различных производствах.

Социальные и экономические условия, сложившиеся в Европе в средние века, вызвали потребность в поиске источников энергии и создании механизмов, способных заменить ручной труд. Один из факторов, оказавших существенное влияние на развитие техники в Западной Европе, связан с появлением монастырей, жизнь в которых регламентировалась уставом Бенедикта Нурсийского. Правила этого устава, изложенные в начале VI в., предписывали монахам в строго определенное время заниматься физическим трудом и духовными делами - размышлением, чтением книг и молитв. В них также говорилось, что монастыри должны иметь самостоятельное хозяйство и быть изолированными от мирской жизни.

Эти правила и побудили монахов к сооружению водяных установок, потому что только при условии механизации трудоемких ручных работ, таких, как помол зерна, монастыри могли обрести самостоятельное существование, а их обитатели иметь время для чтения книг и молитв. Пожалуй, наиболее активным в строительстве таких установок был цистерцианский монашеский орден, имевший к началу XIV в. более 500 монастырей. По существу, все они имели водяные мельницы, а многие даже по пять и больше.

Распространению водяных механизмов на Западе способствовал и другой социальный класс - феодальная знать, видевшая в этом энергетическом источнике средство увеличения своих доходов от эксплуатации крестьян. В ряде областей Европы сеньоры заставляли крепостных привозить свое зерно для обмолота только на их мельницы. Эта монополия, первоначально ограничивающаяся только помолом зерна, иногда распространялась и на другие виды работ (например таких, как валка сукна), выполняемых с помощью водяных механизмов. Таким образом, в Западной Европе две социальные группы - духовенство и феодалы - были заинтересованы в развитии техники, основанной на использовании энергии воды. Позже к ним присоединились и торговцы, также видевшие в водяных мельницах источник наживы.

Увеличение числа водяных мельниц сопровождалось их географическим распространением. К началу XIII в. водяные колеса встречались в Европе повсеместно - от Черного моря до Балтийского, от Британии до Балкан и от Испании до Швеции.

http://i032.radikal.ru/0909/1d/22733f6275ea.jpg

Отредактировано vanessa (2010-08-02 19:37:39)

+3

2

Водяные мельницы, унаследованные от Античной эпохи, в Средние века применялись сначала только для помола зерна. В Британии они появились в 340 г., в Богемии (Чехия) — в 718 г, а во Франции — в IX в. До наших дней сохранились материалы земельной переписи, проведенной в 1086 г. в Англии. В них упомянуто уже 5624 водяные мельницы и указаны места их расположения.

Мельницы другого типа — ветряные — известны с середины VII в., когда их впервые стали строить на территории Персии. В Нидерландах, где издревле боролись с морем за каждый клочок земли, пригодной для сельского хозяйства, именно с помошью ветряных мельнии с X—XI вв. осушали большие территории. Сначала возводили земляные дамбы, отгораживающие мелководный участок морского залива, а затем сооружали мельницы с водоотливными колесами. Они неустанно, день и ночь — был бы только ветер! — откачивали воду.

Примерно в то же время люди поняли, что мельничный двигатель можно использовать для выполнения любой работы, требующей больших затрат мускульной энергии. Нужны были только специальные механизмы, обеспечивающие передачу усилий с вала, вращаемого лопастями ветряка или водяным колесом, на другой вал. Этот вал следовало расположить под углом и соединить с техническими устройствами, преобразующими вращательное движение в прямолинейное и возвратно-поступательное движение рабочей машины. И такие механизмы изобрели. Водяные двигатели начали применять в самых разных областях промышленности — в производстве сукна и пороха, для дробления руды, откачки воды из шахт и приведения в действие кузнечных мехов. Появились сложные передаточные механизмы, с помощью которых от одного двигателя работали две машины и более. Мельнииы стали основным типом двигателя в ремесленном и мануфактурном производстве, и так было до тех пор, пока не создали универсальный паровой двигатель.

Символ Мельницы

Символ Христа в христианском искусстве средневековья, наделяется тем же значением, что и давильный пресс (подобно зерну под жерновами и виноградной лозе в давильне, «гибнущими» во благо людей, Христос претерпел смертные муки для спасения рода человеческого).
Эволюция образа мельницы в средние века связывается, прежде всего, с тем, что мельница являлась центром жизнедеятельности сельских общин, местом сходок. В этом качестве она соотносилась с образом перекрестка как священного и в то же время нечистого пространства. По той же причине мельницы нередко становились пристанищем проституток, и поэтому св. Бернар назвал их «очагами
порока» (название знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» — «Красная мельница» — является отголоском этого представления). Связь мельницы с нечистой силой нашла отражение в свойственном славянской традиции представлении о том, что черт может превращаться в мельника.
В финской мифологии чудесная мельница сампо выступает в качестве символа изобилия, в скандинавской мифологии мельница Фроди (Фрейра) — символ плодородия; аналогичные образы имеются в фольклоре других народов. В средневековье было распространено представление о мельнице Фортуны как образе мирового порядка.

http://snegopad.net/news/2008-03-05-360

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+2

3

Декоративные мельницы в поселке Архипо Осиповка

увеличить

увеличить

+3

4

Мельница
Анна Кривошеина

http://s002.radikal.ru/i197/1001/a1/7c6ccc790df3.png

Время мельниц и великанов...
Время мельниц давно миновало, но все же этот образ живет с нами с детства. Древний символ по-прежнему хранит в себе тайны неба и земли...
Из пушинки лебединой,
Из кусочка веретенца,
И из молока коровы,
И из ячменя крупинки...
Эпос «Калевала»

Из этих предметов выковал божественный кузнец Ильмаринен чудесную мельницу Сампо в Стране Севера, таинственной Похьеле (корова, лебедь, зерно и веретено — важные символы, встречающиеся во многих мифах о сотворении). Мельница Сампо вросла своими корнями в гору, подобную мировым горам всех культур, и являлась источником неизмеримого богатства — именно поэтому герои похитили ее для мира людей. По дороге она разбилась, и благодаря ей появились пашни и посевы, а ее пестрая крыша превратилась в небосвод со звездами.

Образ космической мельницы подобен образу мирового дерева, соединяющего все мироздание в единое целое. Как кружение крыльев большой мельницы воспринималось кружение звезд вокруг Небесного северного полюса, связанного с центром Земли хрустальной прозрачной пуповиной — Осью мира (мировым древом). В средневековых трудах встречается важное понятие «скрытого полюса», вокруг которого вращается решительно все (это сближает символ мельницы и мандалу).

Мельница — соединение вечного (круг) и временного, земного (четырехугольное «тело» мельницы), и только в их совместной работе рождается хлеб, необходимый для жизни. Скандинавский эпос «Старшая Эдда» говорит о vox molae — «звуке жерновов», который издает небесная зернотерка сестер-великанш Феньи и Меньи, а Млечный путь становился для многих народов зримым свидетельством неутомимой деятельности небесной мельницы.

Жернова великой мельницы никогда не останавливаются, и это вечное вращение символизирует бессмертие. Взлетающие и опускающиеся крылья ветряной мельницы, согласно средневековым толкованиям, говорят о нисхождении Бога к человеку и о взлете человека к Богу, о падении и возрождении, о циклической смене времен, мировых эпох.

Она обмолачивает вас, чтобы обнажить,
Она просеивает вас, чтобы освободить от шелухи,
Она размалывает вас до белизны...
Халиль Джебран. «Пророк. О любви»

Несение Креста (фрагмент). Питер Брейгель
Символ мельницы связан с представлением о справедливой судьбе, которая проводит человека через все испытания, чтобы он вернулся к своему истинному «Я», чистому и возвышенному. В средневековой алхимии использовалось понятие круговращения: «...через круговращение оно возвращается обратно к высочайшей и чистейшей простоте, Монаде». В христианской символике Иисус — святой, чистый хлеб.

Мельница перемалывает миллионы отдельных зерен, освобождая их от шелухи, в муку будущего хлеба — этот образ тоже использовался для передачи важного метафизического закона: из «огромного и нечистого Единого грядет сверхчистое и утонченное Единое» — суть вечного движения мира (немецкий алхимик, последователь Парацельса Генрих Кунрат). Это отразилось в обычае преломлять хлеб на праздниках — то есть осознавать и принимать общую судьбу, общую долю.

Посмотри, друг Санчо: вон там виднеются тридцать чудовищных великанов, я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого... Это война справедливая: стереть дурное семя с лица земли значит верой и правдой послужить Богу.
Мигель Сервантес. «Дон Кихот»

Сражение с мельницами — символ сражения с собственными страхами, которые искажают действительность и мешают жить настоящей жизнью. Сальвадор Дали, изображая на одной из своих картин мельницу, говорил, что это великаны — недостатки, отрицательные качества, — которые живут в нем и которые необходимо победить. Философ Хорхе Анхель Ливрага писал, что Сервантес в своем «Дон Кихоте» в символической форме дал замечательный совет, каким образом можно сделать это: «Великаны, когда ты осмелишься напасть на них, всегда превращаются в простые ветряные мельницы».

Символика мельницы проста и сложна, она касается бытия в целом — и отдельных событий жизни человека. Появление мельницы на картинах или в книгах часто остается незамеченным, однако всегда дает сюжету особый смысл. Так, на картине Брейгеля «Несение креста» на первом плане изображен Христос, поднимающийся на Голгофу и падающий под тяжестью креста; его окружают палачи и толпа зевак — и где-то далеко виднеется скала с ветряной мельницей: в вечном круговороте бытия перемелется все суетное и мелкое, а важное, значительное будет повторяться до конца веков. И на долгий-долгий путь «просеивания от шелухи до чистого хлеба божьего» обрекает себя своими действиями обезумевшая толпа, скованная страхами-великанами...

http://s41.radikal.ru/i092/1001/f4/754f971a462d.jpg

Быть может, нам стоит еще раз вглядеться в картины Босха и Брейгеля, вчитаться в книги Данте и Унамуно, Сервантеса, ирландские и скандинавские сказания и многие-многие другие, в которых, казалось бы, незначительной деталью появляется мельница, — чтобы не пройти мимо чего-то главного...

Источник:
http://www.manwb.ru/articles/simbolon/s … el_AnKriv/

+2

5

vanessa написал(а):

Мельница
Анна Кривошеина

просто РОСовская мельница. Это кадр из фильма, да?

0

6

Wind - war horse написал(а):

Это кадр из фильма, да?

Да. Это аватар - кадр из РОС. Просто я перед статьёй его вставила.

0

7

vanessa написал(а):

Это аватар - кадр из РОС.

сразу узнала родную для всех шервудцев мельницу !

+1

8

МЕЛЬНИЦА

Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик. Некоторым шагом вперед по сравнению с ними явился метод перетирания зерна вместо толчения. Люди очень скоро убедились, что при перетирании мука получается гораздо лучше. Однако это также была крайне утомительная работа. Большим усовершенствованием стал переход от движения терки вперед и назад к вращению. Пестик сменился плоским камнем, который двигался по плоскому каменному блюду. От камня, который перетирает зерно, было уже легко перейти к жернову, то есть заставить один камень скользить при вращении по другому. Зерно понемногу подсыпалось в отверстие в середине верхнего камня жернова, попадало в пространство между верхним и нижним камнем и растиралось в муку. Эта ручная мельница получила самое широкое распространение в Древней Греции и Риме. Конструкция ее очень проста. Основанием мельницы служил камень, выпуклый посередине. На его вершине располагался железный штифт. Второй, вращающийся камень имел два колоколообразных углубления, соединенных между собой отверстием. Внешне он напоминал песочные часы и был внутри пустой. Этот камень насаживали на основание. В отверстие вставлялась железная полоса. При вращении мельницы зерно, попадая между камнями, перетиралось. Мука собирались у основания нижнего камня. Подобные мельницы были самых разных размеров: от маленьких, вроде современных кофемолок, до больших, которые приводили во вращение два раба или осел. С изобретением ручной мельницы процесс размалывания зерна облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким и тяжелым делом. Не случайно, именно в мукомольном деле возникла первая в истории машина, работавшая без использования мускульной силы человека или животного. Речь идет о водяной мельнице. Но сначала древние мастера должны были изобрести водяной двигатель.

Древние водяные машины-двигатели развились, по-видимому, из поливальных машин чадуфонов, при помощи которых поднимали из реки воду для орошения берегов. Чадуфон представлял собой ряд черпаков, которые насаживались на обод большого колеса с горизонтальной осью. При повороте колеса нижние черпаки погружались в воду реки, затем поднимались к верхней точке колеса и опрокидывались в желоб. Сначала такие колеса вращались вручную, но там, где воды мало, а бежит она по крутому руслу быстро, колесо стали снабжать специальными лопатками. Под напором течения колесо вращалось и само черпало воду. Получился простейший насос-автомат, не требующий для своей работы присутствия человека. Изобретение водяного колеса имело огромное значение для истории техники. Впервые человек получил в свое распоряжение надежный, универсальный и очень простой в своем изготовлении двигатель. Вскоре стало очевидным, что движение, создаваемое водяным колесом, можно использовать не только для качания воды, но и для других надобностей, например, для перемалывания зерна. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой удара струи. Для создания нужного напора стали запруживать реку, искусственно поднимать уровень воды и направлять струю по желобу на лопатки колеса.

Однако изобретение двигателя сразу породило другую задачу: каким образом передать движение от водяного колеса тому устройству, которое должно совершать полезную для человека работу? Для этих целей был необходим специальный передаточный механизм, который мог бы не только передавать, но и преобразовывать вращательное движение. Разрешая эту проблему, древние механики опять обратились к идее колеса. Простейшая колесная передача работает следующим образом. Представим себе два колеса с параллельными осями вращения, которые плотно соприкасаются своими ободьями. Если теперь одно из колес начинает вращаться (его называют ведущим), то благодаря трению между ободьями начнет вращаться и другое (ведомое). Причем пути, проходимые точками, лежащими на их ободьях, равны. Это справедливо при всех диаметрах колес.

Стало быть, большее колесо будет делать по сравнению со связанным с ним меньшим во столько же раз меньше оборотов, во сколько раз его диаметр превышает диаметр последнего. Если мы разделим диаметр одного колеса на диаметр другого, то получим число, которое называется передаточным отношением данной колесной передачи. Представим себе передачу из двух колес, в которой диаметр одного колеса в два раза больше, чем диаметр второго. Если ведомым будет большее колесо, мы можем с помощью этой передачи в два раза увеличить скорость движения, но при этом в два раза уменьшится крутящий момент. Такое сочетание колес будет удобно в том случае, когда важно получить на выходе большую скорость, чем на входе. Если, напротив, ведомым будет меньшее колесо, мы потеряем на выходе в скорости, но зато крутящий момент этой передачи увеличится в два раза. Эта передача удобна там, где требуется «усилить движение» (например, при подъеме тяжестей). Таким образом, применяя систему из двух колес разного диаметра, можно не только передавать, но и преобразовывать движение. В реальной практике передаточные колеса с гладким ободом почти не используются, так как сцепления между ними недостаточно жесткие, и колеса проскальзывают. Этот недостаток можно устранить, если вместо гладких колес использовать зубчатые. Первые колесные зубчатые передачи появились около двух тысяч лет назад, однако широкое распространение они получили значительно позже. Дело в том, что нарезка зубьев требует большой точности. Для того чтобы при равномерном вращении одного колеса второе вращалось тоже равномерно, без рывков и остановок, зубцам необходимо придавать особое очертание, при котором взаимное движение колес совершалось бы так, как будто они перемещаются друг по другу без скольжения, тогда зубцы одного колеса будут попадать во впадины другого. Если зазор между зубьями колес будет слишком велик, они станут ударяться друг о друга и быстро обломаются. Если же зазор слишком мал — зубья врезаются друг в друга и крошатся. Расчет и изготовление зубчатых передач представляли собой сложную задачу для древних механиков, но уже они оценили их удобство. Ведь различные комбинации зубчатых колес, а также их соединение с некоторыми другими передачами давали огромные возможности для преобразования движения. Например, после соединения зубчатого колеса с винтом, получалась червячная передача, передающая вращение из одной плоскости в другую. Применяя конические колеса, можно передать вращение под любым углом к плоскости ведущего колеса. Соединив колесо с зубчатой линейкой, можно преобразовать вращательное движение в поступательное, и наоборот, а присоединив к колесу шатун, получают возвратно-поступательное движение. Для расчета зубчатых передач обычно берут отношение не диаметров колес, а отношение числа зубьев ведущего и ведомого колес. Часто в передаче используется несколько колес. В таком случае передаточное отношение всей передачи будет равно произведению передаточных отношений отдельных пар.

Когда все затруднения, связанные с получением и преобразованием движения, были благополучно преодолены, появилась водяная мельница. Впервые ее детальное устройство описано древнеримским механиком и архитектором Витрувием. Мельница в античную эпоху имела три основные составные части, соединенные между собой в единое устройство: 1) двигательный механизм в виде вертикального колеса с лопатками, вращаемого водой; 2) передаточный механизм или трансмиссию в виде второго вертикального зубчатого колеса; второе зубчатое колесо вращало третье горизонтальное зубчатое колесо — шестерню; 3) исполнительный механизм в виде жерновов, верхнего и нижнего, причем верхний жернов был насажен на вертикальный вал шестерни, при помощи которого и приводился в движение. Зерно сыпалось из воронкообразного ковша над верхним жерновом.

Создание водяной мельницы считается важной вехой в истории техники. Она стала первой машиной, получившей применение в производстве, своего рода вершиной, которую достигла античная механика, и исходной точкой для технических поисков механики Возрождения. Ее изобретение было первым робким шагом на пути к машинному производству.

+2

9

Веб-сайт "Международного музея водяных и ветряных мельниц". А вот тут впечатления девушки, которая посетила этот музей, плюс фотографии. :) И вот тут немного о мельницах, пожалуй. А еще вот коротенькая заметка "Мельница в жизни и в искусстве" - тоже о мельницах, с иллюстрациями.

Отредактировано Alga (2010-08-02 20:50:38)

+4

10

Alga, спасибо! По ссылке на яндекс  - до боли знакомая мельница. И лицо на соседней фотографии - наш замечательный экскурсовод Маша :) Вообще -Малые Корелы это место где ООчень приятно находиться. Просто находиться. А уж нос везде посовать!
http://s45.radikal.ru/i107/1008/4f/ea26bf12650bt.jpg  http://s07.radikal.ru/i180/1008/84/246f84fb3b34t.jpg
Эти обе -  из Каргопольского уезда.  Их за бревнышки брали, и поворачивали к ветру если надо, или от ветра. Поворотные узлы мазали медвежьим (? не уверена) жиром или  дегтем. Т. е маленькую, которую Ленька тащит - сами ворочали, пара-тройка здоровых мужиков справлялась;  а в большую  -коняшку прягли.
http://s40.radikal.ru/i089/1008/11/32072942e28dt.jpg http://s50.radikal.ru/i130/1008/ef/89593fcdbfe1t.jpg
Вот под таким углом крылья расположены.  Крыльев бывает и 4 и 5, а на большой мельнице - 2, т.к.когда она осталась бесхозной, то некому было от ветра отворачивать. И - обломало бурей. Именно в нее нас пустили поглазеть
http://s53.radikal.ru/i141/1008/47/f0e9d85f3ae0t.jpg http://i072.radikal.ru/1008/56/3cfbc9d9a9abt.jpg http://s002.radikal.ru/i200/1008/e7/154e63e6b20dt.jpg
Жернова каменные. На соседней фотографии - ворот, который составляет основу мельницы, проходит сверху донизу по всему строению, вращается сам и передает вращение на шесстерни и жернова. Представляю, как скрипела и ходила ходуном вся эта махина при работе - поседеешь. Обручи на ворот надели уже в наши времена - чтоб не трескался. В ларь для засыпки зерна поместится детей 10, если утрамбовать. мельница была монастырская - поэтому такое грандиозное сооружение. В деревнях были поменьше.

http://s52.radikal.ru/i136/1008/4f/576acce75d80t.jpg http://i052.radikal.ru/1008/37/31c3b85d7ecet.jpg  http://s004.radikal.ru/i207/1008/5c/22c1d648e04dt.jpg
Деревянные шестеренки - один их основных узлов. Стесывались довольно быстро, есс-но. Приходилось заказывать новые. Они метра 2 где-то в диаметре большие, остальные - меньше. Мешок для муки на нижнем этаже, а самые первые фото - на третьем. Между ними находится еще один комплект жерновов и толкушек, который подключался при необходимости для максимального КПД (если ветер позволял). Кроме жерновов в работу шли толкушки, их приводили в движение зубцы  небольшого вращающегося вала. То был грубый помол - толокно получали. Для меня было большой новостью, что, оказывается, к ним крепили  также пилы, используя движение вверх-вниз и  использовали мельницу как лесопилку!
http://s49.radikal.ru/i124/1008/7c/b14a82143a0dt.jpg
А эта - двинского уезда мельничка. Она вот такая  вот -приподнятая. И у нее есть подъемный ворот - мешки поднимать.  А вообще - почему-то на нее пулемет просится  - круговой обстрел гарантирован :)
Замечательное, в общем, место !

Отредактировано Hvins (2010-08-04 23:43:23)

+6

11

Не старинная, но все же - мельница в поселке Кабардинка (Геленджик).

http://i068.radikal.ru/1008/45/57dbe4828cb6.jpg

+6


Вы здесь » Sherwood Forest » Безмолвные свидетели истории » Там где-то старая мельница крутится, вертится...