Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

В Шервуде началась весна!

И вместе с ней – Пасхальный конкурс-2017!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Некоторые легенды о средневековье


Некоторые легенды о средневековье

Сообщений 1 страница 20 из 37

1

Здесь предлагаю поговорить о легендах о средневековье, о литературных произведениях того времени и о нем. Какие-то легенды правдивы, какие-то - не очень. А некоторые и вовсе все сильно искажают.

+2

2

Начну с истории о Макбете.

Макбет и леди Макбет - имена уже почти нарицательные. Олицетворение злодейства. А ведь и Макбет, и леди Макбет, и убитый ими король Дункан - реально существовавшие исторические персонажи. Но все было совсем не так. Пьеса писалась, чтобы доставить удовольствие английскому королю Якову I. Шекспир взял несколько сюжетов из хроник, что-то изменил, что-то объединил. Макбет, не отличающийся особым злодейством от исторических лиц того времени, был противником короля Дункана, являющимся прямым предком короля Якова. Убитый по указанию Макбета "предок королей" Банко (реальное существование которого не доказано) тоже считался прямым предком Якова. В итоге, Макбета в пьесе разрисовали эдаким "нехорошим человеком".

На самом же деле, ни Макбет, ни леди Макбет не убивали спящего Дункана у себя в замке. У клана, к которому принадлежала леди Макбет (история сохранила ее имя - Груоч или Груох), была кровная вражда с кланом короля Дункана. Груоч была внучкой шотландского короля Кеннета, который был убит дедом Дункана, королем Малькольмом. Им же был убит и ее брат. От этого первого мужа у нее, кстати, был сын Лулах, который по правилам наследования трона и должен был стать королем после Малькольма (а стал на год после Макбета). Но основным правилом престолонаследия в те времена было все же правило "Кто захватил власть, тот и король", Лулах был еще ребенком, поэтому королем стал Дункан, смертельно ранивший в битве короля Малькольма, своего деда (и кто тут злодей-узурпатор, спрашивается?). Так что, неудивительно, что леди Макбет подговорила мужа на бунт против короля. А так как Дункан вовсе не был тем изображенным в пьесе мудрым пожилым королем, много сделавшем для Шотландии (он был довольно молод, младше Макбета, ленив и неопытен, его правление шло скорее во вред Шотландии, нежели на пользу, дров он наломал немало), у Макбета нашлись соратники. И Дункан погиб, но не в постели, а в бою. Убийство же короля в замке его вассала описывается в шотландских хрониках, но было это гораздо раньше, и совершила его совсем другая супружеская пара.

Макбет царствовал 17 лет, и оказался довольно неплохим королем, современники добавляли ему эпитет Благословенный, страна при нем процветала. Сын Дункана Малькольм все же решил захватить трон, и ему действительно помогали граф Сивард и Макдуф. Однако, Сивард действовал вовсе не из желания восстановить попранную справедливость. Он сам когда-то завладел титулом благодаря убийству предыдущего графа, и поддержал Малькольма, так как рассчитывал получить в свое владение часть шотландских земель.

Вот такая вот история, не особо для тех времен примечательная. Но, благодаря Шекспиру, о Макбете будут говорить как об одном из величайших злодеев.

+6

3

Святой Брендан
Святой Брендан Клонфертский или Bréanainn of Clonfert (ок. 484, — ок. 578), прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником» — один из тех ранних Ирландских монашеских святых, легенды о которых затмевают реальную историю. Прославился главным образом своими полулегендарными поисками Очарованной страны. День этого святого — 16 мая.
Св. Брендан известен главным образом своим плаванием к Острову Блаженных (также называемый Тир на нОг), описанный в «Путешествии Святого Брендана Мореплавателя» в IX веке. Существует много версий, во всех говорится о том, как он отправился в плавание по Атлантическому океану с шестьюдесятью пилигримами (в других версиях с четырнадцатью, и еще тремя неверующими, присоединившимися к ним в последнюю минуту) на поиски Эдема. Это, если произошло, могло случиться примерно в 530 году, еще до его путешествия в Британию. Предполагается, что в своем странствии Брендан видел благословенный остров, покрытый растительностью. Также он встретился с морским чудовищем, это происшествие приписывается и его современнику св. Колумбе. Наиболее известное приключение — это его высадка на остров, который оказывается гигантским морским чудовищем по имени Ясконтий. Эта история имеет параллели и в других культурах, не только в ирландской, в преданиях от Синдбада-морехода до Пиноккио.
Хотя принято считать, что это плавание — религиозная аллегория, не утихают споры по поводу того, было ли оно самом деле, и не был ли Остров Блаженных, которого достиг Брендан, Америкой. Более того, существует Общество св. Брендана, которое верит в то, что Брендан — это первый, кто добрался до Америки, и даже празднует этот факт. Как показывает пример Тима Северина, то, Брендан мог доплыть до Северной Америки, не является невозможным; в этом случае он действительно был одним из первых европейцев, посетивших Новый Свет. Христофор Колумб в своих доводах о существовании морского пути через Атлантику в Азию полагался на легенды о св. Брендане.
Святой Брендан — покровитель военно-морского флота США.
Как жанр «Плавание св. Брендана» (на латыни «Navigatio Sancti Brendani») является популярной тогда формой литеруры, характерной для Ирландии, иммрамом, описывающим ряд приключений героя в лодке. Например, есть некоторое сходство с «Плаванием Брана», написанном намного раньше. В «Плавании» этот тип повествования смешивается с с религиозной аскетической традицией, когда ирландские монахи в одиночку плавали на лодках, так же как их пустынные собратья удалялись в пещеры.
Источник

+5

4

Гамлет

В наше время это известный персонаж Шекспира воспринимается как некий неврастенический, нерешительный, копающийся в своих внутренних ощущених вьюнош, практически интеллигент-ботаник.

Шекспир взял за основу средневековую легенду о принце Амлете. Вот эта легенда по версии Саксона Грамматика:

Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил все его достояние. Тогда датский король Рерик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.
У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рерика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.

Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.

Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.

Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.

Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.

Амлет становится королём и правит вместе с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рерика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являялся его вассалом, и убил его в битве.

История эта произошла еще до принятия Данией христианства, то есть, не позднее 827 года.

Мог ли быть средневековый представитель знатного ютландского рода нерешительным и робким? Ох, сомнительно. Да и действия описываются довольно решительные. В робости сомневались многие, даже у Гиляровского можно найти описание этих сомнений (хоть и не от собственного имени).  Да и у Шекспира про него написано, что он "первый в Дании боец". Это ж должен быть довольно внушительный мощный дядя. Тогда почему так нерешителен Гамлет?

Есть довольно интересное толкование, благодаря которому кое-что проясняется (излагается разными авторами, в том числе - Айзеком Азимовым). Гамлет колеблется вовсе не потому, что боится взять грех на душу или не может решиться нанести удар. Если он убьет дядю, он убьет законного короля, признанного соотечественниками. И его участь тогда - смерть или, в лучшем случае, бегство без перспектив вернуться на родину. Разве что, отомстит за отца, получит моральное удовлетворение. Но Гамлету недостаточно просто отомстить. Он хочет еще и выжить, и занять трон.  Поэтому-то ему нужны доказательства виновности короля, поэтому он устраивает все эти мышеловки, сомневается, колеблется, все просчитывает. И вот тут-то вместо традиционного нерешительного интеллигента в трико появляется неглупый, расчетливый  викинг.

+5

5

Томас Лермонт из Эркельдуна (англ. Thomas Learmonth; ок. 1220 — ок. 1290), также известный как Честный Томас (True Thomas) или Томас-Рифмач (Thomas the Rhymer) — легендарный шотландский бард XIII века, персонаж кельтского фольклора, возможно, реальная личность. В легендах описывается как непревзойдённый поэт, певец и музыкант, обладающий даром провидца. Упоминается в хронике XIII века как «Томас из Эркельдуна» (ныне Эркельдун или Эрсилдун носит название Эрлстоун, Бервикшир, Шотландия). Наиболее известным предсказанием Томаса являлась смерть шотландского короля Александра III 19 марта 1286 года.
Самым известным фольклорным источником легенды о Честном Томасе является баллада XVII века «Томас Рифмач» (Thomas the Rhymer). В ней рассказывается, как Томас своей песней пленил сердце королевы эльфов, та отвезла его в волшебную страну и сделала своим возлюбленным. От королевы он получил дар предвидения, легенда приписывает ему предсказание многих событий в истории Шотландии. «Честным Томасом» баллада называет его за то, что он не говорил ни слова лжи. Некоторые историки полагают эту балладу родоначальником всей шотландской литературы в целом.
Одним из самых известный произведений о Томасе является баллада Редьярда Киплинга «Последняя Песнь Честного Томаса» (The Last Rhime of True Thomas), переводившаяся на русский язык. В ней Король (возможно, Александр III, король Шотландии) хочет наградить Честного Томаса рыцарским званием и землями за искусство песни. Но бард лишь смеется над мирскими наградами. Он заявляет, что уже присягнул Волшебному королевству, и все сокровища земные не сравнятся с чудесным даром, что он получил от эльфов. Томас сам награждает короля тремя песнями, трижды перевернув его душу. Сперва он заставляет Короля рыдать, раскаиваясь в своих грехах, потом пробуждает в нем боевой дух, и наконец, возвращает ему светлые воспоминания о первой любви.
Эллен Кашнер, английская писательница, написала роман «Томас-Рифмач» о Лермонте.  В романе обыгрывается традиционная легенда о бегстве Томаса в страну фей, где он служил бардом и любовником эльфийской королевы. Кашнер вводит также много дополнительных сюжетных линий, например, семейная жизнь Томаса и его приключения в эльфийской стране, где он спас заколдованного рыцаря при помощи своих песен.
Томаса Рифмача включил в свою книгу «Последний дозор» писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в качестве Фомы Лермонта — высшего светлого мага, главы Ночного дозора Шотландии.
Явное влияние образа Томаса Рифмача присутствует в персонаже романов из цикла «Фэнтези» Г. Л. Олди — Томасе Биннори.

Генеалогия
Томас Лермонт принадлежал к существующему поныне шотландскому роду Лермонтов, родоначальник которого упоминается в 1057: он был награжден королем Малькольмом III за участие в разгроме Макбета и по королевскому указу получил фамилию Лермонт (от местности, что считалось почетным). В 1613 г. один из представителей этого рода, пленный поручик польской службы Георг (Джордж) Лермонт (ок. 1596—1634), поступил на службу к русскому царю Михаилу Фёдоровичу, перешел в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых, к которой принадлежал Михаил Лермонтов, который считается потомком Томаса Рифмача. В XVI веке предок Джорджа Байрона, королевский адвокат Гордон Байрон, был женат на Маргарет Лермонт, что дало основание поэту числить Томаса Рифмача в своих предках.

Источник

+4

6

Роберт Льюис Стивенсон

       ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД
                       пер. С.Маршака

Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

   В котлах его варили
   И пили всей семьей
   Малютки-медовары
   В пещерах под землей.

Пришел король шотландский
Безжалостный к врагам.
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

   На вересковом поле
   На поле боевом
   Лежал живой на мертвом
   И мертвый на живом.

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.

   В своих могилах тесных
   В горах родной земли
   Малютки-медовары
   Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой на равне.

   Король глядит угрюмо
   И думает: "Кругом
   Цветет медовый вереск,
   А меда мы не пьем."

Но вот его вассалы
Заметили двоих -
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.

   Вышли они из-под камня,
   Щурясь на белый свет, -
   Старый горбатый карлик
   И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но никто из пленных
Слова не произнес.

   Сидел король шотландский
   Не шевелясь в седле,
   А маленькие люди
   Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
- Плетка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовите мед!

   Сын и отец смолчали,
   Стоя у края скалы.
   Вереск шумел над ними,
   В море катились валы.

И вдруг голосок раздался:
- Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь.

   Старость боиться смерти,
   Жизнь я изменой куплю,
   Выдам заветную тайну,-
   Карлик сказал королю.

Голос его воробьинный
Резко и четко звучал.
- Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал.

   Мальчику жизни не жалко,
   Гибель ему ни по чем.
   Мне продавать свою совесть
   Совестно будет при нем.

Пусть его крепко свяжут
И бросят в пучину вод
И я научу шотландцев
Готовить старинный мед.

   Сильный шотландский воин
   Мальчика крепко связал
   И бросил в открытое море
   С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись,
Замер последний крик.
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:

   - Правду сказал я, шотландцы,
   От сына я ждал беды,
   Не верил я в стойкость юных,
   Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен,
Пусть со мною умрет
Моя святая тайна,
Мой вересковый мед.

Легенда красивая, стихи красивые. В детстве потрясена была ими. А что за ней? Скорее всего, речь идет о вересковом эле.

Вересковый эль – без сомнения, самое древнее пивоваренное наследие Шотландии.

Во время археологических раскопок на шотландском острове Рум были обнаружены черепки эпохи неолита, датированные примерно 2000 г. до н. э. На этих черепках были найдены следы перебродившего напитка, содержащего вереск. Кельты готовили опьяняющий отвар из цветков вереска и меда еще примерно в 100 г. до н. э. Расцвет пивоварения в этом краю пришелся на те времена, когда Шотландия называлась Землей Пиктов.

Известный в IV веке мореплаватель Пифей отмечал, что пикты считались искусными пивоварами. Отважные воины Земли Пиктов отразили множество нашествий европейцев, англосаксов и ирландцев и даже прогнали восвояси могущественные силы Римской империи. После всех этих военных свершений пикты приобрели славу свирепого народа, обладающего секретом волшебного напитка. Одна легенда об этом чудодейственном зелье, записанная Нейлом Мунро, сэром Гербертом Максвеллом, жива до сих пор. Эта история послужила основой для поэмы Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед».

Суть легенды заключается в следующем. В 400 году король скоттов вторгся в Далриаду на юго-западе Шотландии и начал истреблять местных пиктов. Охваченный страстным желанием во что бы то ни стало выиграть сражение, он убил практически все население прежде, чем вспомнил о существовании верескового эля. Спохватившись, король послал своих солдат, чтобы они отыскали выживших, и воины вернулись не просто с пленными, а с предводителем пиктов и его сыном. Король собирался было уже пытать обоих, чтобы узнать тайну верескового напитка, но вождь пиктов вдруг согласился открыть ему этот секрет, если его сын будет убит быстро. Как только юноша был умерщвлен, вождь отвел короля на заросший вереском утес и, проговорив, что тайна верескового эля умрет вместе с ним, бросился к королю. Упав с утеса, они оба разбились насмерть.

Хотя эта легенда основана на реальных событиях (хоть и не полностью соответствует им), пикты не были искоренены полностью, и вересковый эль продолжали варить в горах Шотландии.

Для нужд пивоварения применяют только верхние пять сантиметров растения. Вересковый цвет должен быть использован в течение 36 часов после сбора или храниться при температуре ниже 3 °С, поскольку при иных условиях он теряет свой ценный аромат. Мох растет на одеревеневшем стебле внутри растения вереска, а не около цветов, и содержит дикие дрожжи. Этот мох обладает некоторым наркотическим действием, и поэтому он был исключен из коммерческих рецептов.

При приготовлении верескового эля сначала делали затор из шотландского элевого солода, варили сусло с цветущими верхушками вереска, затем засыпали поверхность свежими цветками вереска, оставляли охладиться и сбраживали 12 дней, пока вереск не почернеет. Эль пили прямо из бочки, в которой на четверти высоты делали отверстие для крана. Вересковый эль был янтарного цвета, слегка газированным, с мягкой горечью, крепким маслянистым телом и виноподобным финалом.

К 12-ому столетию существования Земли Пиктов и Далриада объединились и стали называться Шотландией. Вересковый эль стал привычным напитком в кланах страны.

Одна легенда повествует о долгой и холодной зиме в горах Шотландии. Один клан собрался в пещере у котелка с вересковым элем, который подогревался на костре, люди рассказывали истории, пели и пили. Тем временем пар от верескового эля собирался в виде конденсата на потолке и капал прямо в чашу, стоящую на полу. Члены клана отпили из чаши и вдруг испытали ощущение эйфории, тепла и спокойствия, доселе им неведомое. И воскликнули они: «Uisgebeatha!», что означает «вода жизни». Впоследствии это название было сокращено до «uisge», которое в английском языке превратилось в «виски».

В XVIII столетии Шотландия переживала самые черные дни. Она потеряла независимость и могла утратить свою самобытную культуру. Британское правительство, стоявшее у власти, опасалось восстаний и с целью их предотвращения старалось уничтожить саму систему кланов. Под запрет попала традиционная одежда из шотландки, не разрешалось ношение оружия, и даже сам гэльский язык был объявлен вне закона. Все это в совокупности с выселением народов с насиженных мест привело к исчезновению многих ремесел и профессий, фактически целая культура оказалась под угрозой. Вот тогда-то вересковый эль и стал лишь легендой - законодательство при производстве эля запрещало использовать что-либо кроме хмеля, солода и воды.

Взято отсюда.

+7

7

Тигренок, очень люблю это стихотворение, оно одно из немногих, которое хочется выучить и хранить в памяти всегда.

+2

8

Тоже очень популярное верование в Средние века.

Мандрагора

  Мандрагора, ядовитая многолетняя трава, славится тем, что обладает сильнодействующими магическими свойствами. Мандрагора относится к семейству пасленовых, обладает сильным и неприятным запахом. Это растение высокотоксично, хотя и используется в медицине, а также как средство, усиливающее половое влечение, в приворотных зельях. Мандрагора считается магическим растением благодаря форме его плотных корней, которые похожи на мужчину или на женщину, а иногда на фаллос, а также из-за фосфоресцирующего свечения ее ягод на рассвете. Плиний считал, что белая мандрагора — это самец, а черная — самка. Вырывать мандрагоры из земли было опасно (Шекспир в «Ромео и Джульетте» пишет: «Стоны мандрагоры, когда ее с корнями вырывают, — тот звук ввергает смертного в безумье»), и для этого следовало использовать специально обученную собаку. Предполагалось, что это растение имеет различные магические свойства. Оно считалось способствующим сексуальной активности и деторождению. Так, например, в Библии бездетная Рахиль возжелала мандрагоры, собранные Рувимом, сыном Лии; в Древней Греции мандрагора ассоциировалась с Афродитой и Цирцеей (как любовное снадобье). В средние века она связывалась с дьяволом, нечистой силой. Мандрагора также символизировала возбуждение, мужской принцип; в языке цветов она выступала как образ редкого, необычного.
Древние арабы и немцы верили в мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В средневековье считали, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым.
Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях. Плоды ее и само растение можно безопасно собрать, если окопать вокруг нее землю, оставив небольшую часть корня. Затем следует привязать к корню собаку и уйти. Собака, пытаясь вытянуть корень, чтобы последовать за хозяином, удавится. Гибель собаки придаст корню мандрагоры силу, необходимую для защиты от демонов. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.
В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней. В Греции и в Риме растение также применяли в качестве анестезии перед прижиганием и хирургическим лечением.
Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника. В соответствии с христианским учением, ведьмы моют корни в вине и заворачивают их в шелк и бархат. Затем кормят священными просфирами, похищенными из церкви во время причастия.
Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известное под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова, съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность.

http://s58.radikal.ru/i159/0910/34/97ff884dc393.jpg

Еще интересно о мандрагоре

здесь:

Отредактировано сумеречная (2009-10-28 00:23:58)

+3

9

Тигренок написал(а):

Роберт Льюис Стивенсон
                   ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД                       пер. С.Маршака

Странно. но каждый раз, когда я собираю в лесу грибы, вспоминается это стихотворение. А вот в городе-нет

0

10

Легенда о графе Дракуле

Настоящую историю кровавого графа поведала специалист и исследовательница жизни Дракулы Ралука Димитриу. Кстати, ее предки служили графу лично, пишет «Московский комсомолец».

Дракулу называют то графом, то князем, а местом его рождения считается замок Бран в Румынии. «Граф — это западноевропейская традиция произношения его титула, — комментирует Димитриу. — Князь (или воевода) — румынская. Так что можете называть его и так, и так. Что касается замка, то совершенно точно здесь жил его отец, потом сам Влад Дракула, после какой-то епископ: А вот дата его рождения — тайна. Совсем недавно нашли какую-то старую хронику, где написано, что будущий князь Дракула родился в 1405 году. До этого считали, что в 1425-м. В общем, как ни крути, получается юбилейный год».

"Вообще, в том виде, в каком его знаете вы, Дракулу действительно придумали, — говорит исследовательница. — Придумали саксонцы-лютеране, чтобы опорочить своих религиозных противников валахов. Тому были свои причины. Начнем с того, что Дракула, как и все валахи, был православным. Вы это знали? Прибавьте к этому его жестокость, которую он осенял православным крестом, и вы поймете причины, почему немцы его ненавидели. То, что Дракула — лощеный господин из Трансильвании в черном плаще, выдумка голливудских фантазеров. Зловещая улыбка, стерильные клыки, нежная шея податливой жертвы — должно быть, это представлялось им очень сексуальным. Все это, кстати, пошло от Брэма Стокера. Стокер любил путешествовать, попал как-то в Румынию, где ему впервые поведали легенды о графе Дракуле. Услышанное настолько его потрясло, что он, вернувшись домой, написал роман. Шумного успеха книга не имела. Мнение критики было единогласным: еще одна готическая страшилка. Но это была, что называется, мина замедленного действия, которая взорвалась, когда попала на глаза режиссеру Фрэнсису Форду Копполе. Его она действительно проняла. Он выжал из мистической истории о «любителе красненького» все что можно и не ошибся. Конечно, Брэм Стокер не высосал кровавого Дракулу из пальца, поскольку реальный человек — князь Влад III, или Влад Цепеш, — реально жил в XV веке. Мода на Дракулу вспыхнула в Европе в XVI-XVII веках, когда о нем стали появляться различного рода сочинения. Что о нем тогда знали? Немного. Знали, что он был правителем Валахии — древнего княжества в самом сердце современной Румынии — и что до самой смерти дрался с турками-османами. Вот и все".

Имя Дракула имеет свою историю. Вот что этом рассказала Ралука Димитриу: «Слово „драк“ означало „дракон“. Отец будущего князя Влад II являлся рыцарем ордена Дракона, целью которого была борьба с мусульманами за православную веру. Его так и называли — Влад Дракон, или Влад Дракул (по-румынски). Соответственно его сына — Влада III — звали сыном Дракона, или Владом Дракулой. Но слово „драк“ переводится также как „черт“. Можно не сомневаться, что второе значение его имени было более верным, так как методы правления отца и сына пришлись бы по нраву хозяину преисподней. Говорят, что члены тайного ордена владели знаниями о секретных ритуалах, замешенных на крови, которые делали человека неуязвимым ни для стрел, ни для старости».

Крайнюю жестокость легендарного князя имеет свое объяснение. «Свою юность будущий князь Дракула провел в турецком плену, причем отправил его туда собственный папаша, — рассказывает Димитриу. — В те годы православное княжество Валахия было данником Турции, а турецкие правители богаты на выдумку. Чтобы обеспечить себе бесперебойное получение дани, они брали в залог сыновей своих должников. В случае неожиданной задержки дани из богатого княжества малолетнего отпрыска князя незамедлительно тащили к отточенному колу. Кол под окном только закалил нервы будущего князя. У своих мучителей он научился жестокости и коварству. После смерти отца Дракула занял его трон. Он прекратил платить дань туркам и расправился с боярами из окружения покойного отца. Бояре не хотели воевать, их больше устраивала плата регулярной дани. Молодой князь Влад III сначала прислушался к их советам и даже, чтобы окончательно устранить кривотолки и недомолвки, устроил грандиозный пир, на который пригласил всех своих оппонентов. Он был само обаяние! Но в разгар празднества он неожиданно покинул залу, слуги спешно закрыли за ним двери на прочные запоры и подожгли помещение. Говорят, в огне заживо сгорело пятьсот человек. Кто спасся, тех князь Влад посадил на кол. По-румынски кол звучит как „цепа“. Так на следующее утро у князя Влада Дракулы появилось новое имя — Влад Цепеш, то есть Влад Закалыватель». Влад Дракула ничем, кроме патологического садизма, не страдал: насаживая людей на кол, князь наслаждался видом того, как они истекали кровью".

Миф о бессмертии Дракулы появился неслучайно. «Причиной этого стал конкретный случай, — объясняет исследовательница. — Беспрестанные баталии не всегда заканчивались победой. Однажды дружину Дракулы окружили турки, сеча была ужасная, спасся только один князь. Как говорили, он неожиданно растворился в воздухе, исчез. Это было начало легенды. Дракулу обнаружили у его соседа — венгерского короля Дана, который приютил его только для того, чтобы посадить в темницу. И там произошло самое главное. Князю было 30 лет, когда его бросили в тюрьму, и 44, когда он оттуда вышел. Вот тогда люди и поняли, что он не простой человек. За 14 лет Дракула нисколько не изменился, остался таким же молодым, каким был. И это в те времена, когда сорокалетние мужчины выглядели глубокими стариками. Вот тут-то и поползли слухи, что князь знается с нечистой силой. Ссылка на чертовщину в те времена была самым сильным аргументом, когда хотели объяснить непонятное. Тут же вспомнили о пристрастии Дракулы к крови. Вот вам и ответ, как родилась легенда о его вечной молодости».

"Даже саму смерть Дракулы обставили как спектакль с неожиданным концом, — продолжает Димитриу. — После побега из темницы князь скитался по Валахии. В народе его боялись, но любили. Однако родственники тех самых пятисот сожженных заживо дворян люто его ненавидели и мечтали поквитаться. На князя началась охота. Однажды он попал в засаду. Его свиту перебили. Когда казалось, что вот-вот схватят и князя, он вдруг неожиданно что-то крикнул (говорили, что по-турецки), крутанулся на месте как волчок и исчез. Тело его так и не нашли. В немецких хрониках говорится, что его якобы все же порубали на куски, которые потом собрали монахи одного из монастырей и похоронили с надлежащими почестями. Но и эта версия не получила подтверждения. Уже в ХХ веке так называемую могилу Дракулы раскопали и не нашли там ничего, кроме костей осла. Может быть, это было надругательство над останками, а может быть, Дракула в самом деле исчез. В любом случае легенда о бессмертном вампире получила свое подтверждение как легенда о теле, которое никогда не стареет, и красоте, которая никогда не меркнет. Только была ли в том теле душа — это вопрос!"

+5

11

Рогатые викинги

Мы привыкли к тому, что викинги носят шлемы с рогами. На худой конец, с крыльями. Увидя изображение человека в таком шлеме, мы сразу догадываемся, что это викинг:

http://i078.radikal.ru/0911/10/9f8131400fec.jpg

Однако, историки и археологи считают, что если и были у викингов такие шлемы, то были они редкостью. До сих пор не найдено ни одного рогатого шлема. Только изображения и, возможно, рога на этих изображениях были символом божественной власти. А обычные викинги носили кожаные или металлические шлемы без рогов, примерно вот такие:

http://s14.radikal.ru/i187/0911/0a/a23be6df3936.jpg

Что называется, почувствуйте разницу :)

А рога у викингов были. Но к шлемам они их не привинчивали. Они их носили с собой и использовали по назначению. Они из них пили.

+5

12

Легенда о Венеции

Интересный обычай сопутствует дню покровителя Венеции: жители дарят бутон алой розы своим возлюбленным. О происхождении этой традиции существуют две легенды. Одна из них относится к средневековью.

Она гласит, что обычай дарить розы обязан своим началом любви между знатной дамой Марией Партечипацио (Maria Partecipazio) и трубадуром Танкреди (Tancredi). Для того, чтобы преодолеть существующий между возлюбленными социальный разрыв, трубадур решил пойти на войну и прославиться. Он был выдающимся воином, бился без устали и страха, получил награду Карла Великого, но после этого его смертельно ранили, он пал смертью храбрых среди плантации роз, которые от его крови окрасились в алый цвет. Перед смертью бравый воин успел подозвать рыцаря Орландо, оставшегося в живых и попросил его отвезти бутон алой розы своей возлюбленной Марии. Орландо выполнил обещание и привёз бутон, причём его приезд совпал с днём Святого Марко (25 апреля)
Именно поэтому по сей день, влюблённые дарят друг другу бутон алой розы, как знак любви, которая превзойдёт все преграды.

http://s57.radikal.ru/i155/1008/65/a7f0c06bf685.jpg

+3

13

vanessa написал(а):

Для того, чтобы преодолеть существующий между возлюбленными социальный разрыв, трубадур решил пойти на войну и прославиться. Он был выдающимся воином, бился без устали и страха, получил награду Карла Великого, но после этого его смертельно ранили

как грустно... жалко парня! http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/dash2.gif

0

14

Тирамису. Это сыр маскарпоне, савоярди (итал. savoiardi) — сухое пористое печенье, куриные яйца, сахар, кофе (лучше эспрессо), алкоголь (ром, бренди, марсала), плюс какао-порошок и тёртый шоколад для украшения. Десерт, проще говоря. Так вот если верить одной легенде, это вкусное нечто изобрели аж в XII-м веке. И было оно афродизиаком аховой эффективности. Легенда врет, причем откровенно, и как вы думаете, почему? Шоколад, конечно. :) Есть, правда, версия о происхождении тирамису в XVII-м веке и веке XX-м. Уж кто во что хочет верить. Но представьте на секундочку: XII-ый век... харчевня... и тирамису. :)

+2

15

А что, если Тирамису готовить без шоколада и какао? Кофе вроде тогда уже довезли.

0

16

Тогда это не совсем тирамису, хотя, по идее, было бы и так вкусно. Но... тогда и без маскарпоне бы делали - этот сыр ведь появился только в конце XVI - начале XVII-го века.

0

17

Нууууу, без сыра это уже совсем не тирамису. Легенда провалена

0

18

Красавица Роксолана, она же Анастасия Гавриловна Лисовская - романтическая фигура украинско-турецкой истории, а также книг и сериала. По сути же - коварная и беспринципная интриганка, желавшая получить власть. К цели она шла по немалому количеству трупов, прибегая к обману. И дошла успешно.

http://www.ljplus.ru/img4/v/e/velykiukrainci/_roksolana.jpg

Вот тут о ней достаточно живенько изложено: О Роксолане

0

19

ЛЕГЕНДА О ГАМЕЛЬНСКОМ КРЫСОЛОВЕ

На поиски этой легенды меня сподвиг скриншот Lady Aurum в теме Семь бедных рыцарей из Акры

http://s15.radikal.ru/i188/1102/ca/92a22a3113d5.jpg


Он увел из города крыс и ...детей.

Прусский город Гамельн печально известен легендой о крысолове. Почему печально? Мы сразу же вспоминаем сказку С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Но у этой истории есть совсем другое продолжение.

Летом 1284 года в славном городе Гамельне, изнемогавшем от нашествия крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший за плату избавить жителей от напасти. Перед горожанами забрезжила надежда, и они пообещали заплатить Крысолову даже больше, чем тот просил. Таинственный пришелец заиграл на дудочке, привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, бросились в воду и утонули........ .

Город был спасен. Однако жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только обещанную, но и запрошенную им сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание», - пообещал Крысолов перед тем как покинуть город не солоно хлебавши.

И вскоре в Гамельне вновь зазвучала мелодия флейты.

Вот как изложена концовка этой истории в книге Йобуса Финцелиуса «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных», написанной в 1556 году:
«Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето Господне 1284, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет 30, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, числом около 130, услышав ту дудку, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них».

http://i066.radikal.ru/1102/eb/bf08a7ae9ce1.jpg
Во время праздников в Гамельне артисты местного театра обязательно разыгрывают перед зрителями пьесу «Гамельнский Крысолов»

По классической версии легенды:

завороженные роковой музыкой дети выбежали из домов и пошли за Крысоловом к горе, расположенной возле Гамельна. В недрах ее они и канули. Еще по одной версии, Крысолов завел детей в Везер, где они утонули один за другим - страшная картина!

По версии детской адаптированной:

Все заканчивается благополучно. Музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.

Есть и другая версия легенды:

Крысолов - исчадие ада, заводит детей в гору, однако сил его оказывается недостаточно, чтобы погубить невинные создания, и он бесследно исчезает. А дети, побродив в недрах горы, выходят в некое дикое место, где самых маленьких выкармливают своим молоком олени и дикие козы, а те, что постарше, начинают строить счастливый город. С божьей помощью им удается возвести его, и они живут в нем, не зная печали и горести, вот только никому другому нет в этот город пути.

И ещё одна версия:

Крысолов, пройдя через гору, выводит детей в дивную страну, где текут меж кисельных берегов молочные реки, и они забывают своих неблагодарных и жестоких родителей.

Почва для легенды

Поскольку кошки, как «бесовские отродья», были изведены христианами в Средние века по всей Европе, бороться с крысами стало некому, и нашествия их сделались воистину губительными. Упоминания о вреде, причиняемом ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы, например, отмечают в 1271 году: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод». Однако голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Они не только уничтожали и портили запасы зерна, но и разнесли по христианским странам чуму, от которой погибла едва ли не половина населения Европы. Тогда-то и возникла профессия крысолова.

http://s009.radikal.ru/i309/1102/f2/f32310af2a03.jpg
Что до Гамельна, то после 1300 года фигура Крысолова была изображена на церковном витраже, а позже на одной из балок старой ратуши появилась надпись: «В год 1284-й, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города, а улица, по которой дети ушли из Гамельна, до сих пор называется Молчаливой и на ней запрещено играть на музыкальных инструментах. У здания ратуши стоит бронзовая статуя Крысолова.

http://s59.radikal.ru/i165/1102/93/303e377e31ce.jpg

http://s45.radikal.ru/i107/1102/fd/7d4fa1dc76a3.jpg

http://s001.radikal.ru/i196/1102/37/a35e40d0f115.jpg

Дом крысолова (Rattenfaengerhaus). Трехэтажная постройка в стиле везерского Ренессанса, получившая свое название благодаря символической надписи на торце, подтверждающей правдивость истории о Крысолове: «В году 1284 чародей-крысолов выманил из Гамельна звуками своей флейты 130 детей, и все они до одного погибли в глубине земли».

http://s49.radikal.ru/i126/1102/20/bc837bc878e6.jpg

Изобретатель психотронной флейты

О том, как удалось Крысолову избавить Гамельн от крыс при помощи дудочки, существует лишь одна гипотеза - помимо той, где он трактуется как посланец сатаны. Пестро одетый веселый крысолов, уверявший, что справится с крысами при помощи дудочки, мог не только привлечь внимание бургомистра, но и выполнить обещание благодаря особой конструкции своего музыкального инструмента. Ведь звуки дудочки особенно впечатляют мелких зверьков. С недавних пор крыс научились отпугивать при помощи излучателей звуковых волн определенной частоты, так почему бы некоему самородку было не создать «флейту», звуки которой заставляли зверьков следовать за собой? А уж если он сумел воздействовать на крыс, то не мог ли таким же образом выманить из города и детей?

http://s54.radikal.ru/i144/1102/27/c29b80890ee5.jpg
Версии на основе фактов

О том, как Крысолов выманил детей из Гамельна, существует множество гипотез, исходящих из того, что два реальных, не связанных между собой факта - избавление города от крыс и исчезновение детей, - слившись в чьем-то богатом воображении, породили эту удивительную легенду.
http://s016.radikal.ru/i334/1102/7e/a2a78419ec0d.jpg

Традиционно в числе версий назывались три: взятие захватчиками города пленных, эпидемию, детский крестовый поход. Однако Гамельн был богатым городом, и всегда откупался от нападавших. Первая масштабная эпидемия - бубонная чума, или черная смерть, пришла в эти края через сто лет после описываемого события. Детский крестовый поход, напротив, прошел через Германию лет на семьдесят раньше.

Еще одна версия: на горе Коппен была пещера, в которой язычники в древности приносили жертвы своим богам, и гамельнцы называли ее «дьявольская кухня». Не могли хитроумный дудочник увлечь детей к языческим алтарям, где они приняли участие в каком-то магическом ритуале? Участники действа совершили смертный грех, они погибли для веры и церкви, а ведь гибель души христианской была страшней телесной смерти.
Еще одна версия сводится к тому, что в 1284 году некий вербовщик, проходя через Гамельн, уговорил молодых горожан последовать за ним для переселения в другое место. Перейдя через горы, все эти люди оказались на территории современной Румынии и поселились там. Однако достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, какое огромное расстояние отделяет Гамельн от Трансильвании, и понять, что это не самое лучшее место для вербовки мастеровых.
Существуют и другие версии, например, известной немецкой исследовательницы Вальтраут Вёллер, выдвинувшей в 1980-х годах гипотезу о гибели детей в болотистой котловине, окруженной мрачными скалами, во время праздника летнего солнцестояния, но все они имеют те или иные изъяны. И разгадка тайны в очередной раз ускользает - не сходятся даты, расстояния, психологически неубедительными выглядят поступки людей...

Возвращение к легенде

О Гамельнском Крысолове сложены баллады, легенда о нем вдохновила на создание блестящих произведений Гёте и Гейне, Броунинга, Сельму Ла-герлёф, Марину Цветаеву и Александра Грина. Образ Крысолова продолжают использовать в своем творчестве современные поэты, писатели и режиссеры, каждый из которых трактует его по-своему. А тайна по-прежнему остается, хотя и кажется порой, что хотя бы часть ее уже раскрыта. И образ Крысолова - ужасного и пленительного - по-прежнему волнует умы, будоражит воображение и заставляет выдвигать все новые и новые гипотезы того, что все-таки произошло тем далеким летом 1284 года в славном городе Гамельне.

http://s014.radikal.ru/i329/1102/74/b7c5356b7358.jpg

Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/mila11 … 131135305/
http://dfrid.blogspot.com/2010/04/blog-post_30.html
http://blog.kp.ru/users/3594307/post125134882/

+11

20

Отсюда.

Любовь написал(а):

сэр Гай был рыцарем. А это титул не наследственный, а получаемый за доблесть в бою, либо на поединке.

Распространенное мнение, легенда, можно сказать. Думаю, сработал и Голливуд (и иже), и образ рыцаря куда как более древний, спасибо именно что средневековым временам за создание и культивирование того образа. Пиар. :) Хотя исторические рыцари были и недворянскими конными воинами, и дворянами, которые свое рыцарство наследовали... много какими они были. И много интересного в институте рыцарства и в мифе о рыцаре, то есть в образе без страха и упрека, дожившем до наших дней и вошедшем в попкультурность. Интересного в легенде как таковой тоже хватает, смотря под каким углом рассматривать.

Отредактировано Alga (2012-07-03 21:16:50)

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Некоторые легенды о средневековье