Weather in Nottingham

Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
29 июля нашему форуму исполнилось 10 лет!
Друзья! Спасибо за вашу любовь к сериалу «Робин из Шервуда» и ваш вклад в атмосферу форума! Ура!!!


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Таинственные существа... ( о чистых и нечистых)


Таинственные существа... ( о чистых и нечистых)

Сообщений 21 страница 40 из 88

21

http://i041.radikal.ru/0909/67/ca86ae151d2d.jpg

реальный единорог

Реальный единорог
Реальный единорог. Прато, 2008

В 2008 году в Тоскане был обнаружен молодой 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент жив, для сохранения перевезён в природоохранный центр Прато.[1]

Отредактировано Wind - war horse (2009-09-30 23:50:38)

+3

22

В геральдике
Геральдический единорог

Единорог, символ чистоты и непорочности, часто встречается на щитах гербов. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от неё рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом.

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии.

Единорог изображён на гербах Шуваловых, Кудрявцевых,Романовских спинке трона Ивана Грозного. Кроме того присутствует в польском гербе Боньча, на государственных гербах Великобритании и Канады.




http://i047.radikal.ru/0909/bd/6abe984809b6.png

геральдический единорог

Отредактировано Wind - war horse (2009-09-30 23:53:10)

+2

23

http://s52.radikal.ru/i138/0909/3d/041c123f84fe.jpg

+3

24

Лилит (Ночная, Темная луна и т.д.) - пожалуй, одна из самых знаменитых представительниц демонов-суккубов (кстати... если верить латинскому словарю, то слово суккуб происходит от значения "лежать под", тогда как инкуб - от "лежать на", значит, поза предполагалась именно миссионерская, даже для таких вот демонов-соблазнителей  :) ). Приходит во сне к мужчинам в виде красавицы (как правило, блондинки или рыжей, но может еще и ориентироваться на вкус и цветовые предпочтения данного конкретного мужчины), истощает сновидцев сексом в этих самых снах и (или) своей недоступностью, может также похищать сны мужчины, приводя его к вполне реальному истощению и даже смерти. Иногда сливается с образом Персефоны, Гекаты. Ложка меда в этой бочке дегтя: Лилит, надо отдать ей должное, все-таки презирает и ненавидит не всех мужчин скопом. Она предпочитает нападать на развратных и неверных своим возлюбленным, хотя, случается, атакует и богобоязненных рыцарей или монахов. Возможно, последнее связано с нелюбовью Лилит к христианской церкви. Возможно также, что она особенно сильно не любит мужчин, жестоких к своим женам, потому что испытала на себе власть человека, далекого от любви к ней. Этого человека звали Адамом. Второй муж (или любовник... ведь официальное оформление развода с первым мужем под вопросом), Люцифер, хоть и был падшим товарищем, но сделал ее королевой ада и уважал жену.

Отредактировано Alga (2009-10-01 00:10:23)

+5

25

Лилит...Первая женщина...

0

26

Единорог
(лат.: monoceros, rhinoceros от греч.— "носорог", unicorn; unicornis; unicornus; греч.: μουόχερως, худра, худрия; картазон (у Мегасфена и Элиана); верхозаветн.: Reem, "лютый зверь"; др.нем.: ottar; сканд.: otr; англосакс.: otor; санскр.: вибандака, udra, unda, uda, vada; литовск.: wandu; зап.-слав.: вындрик; вост.-слав.: индрик, индрик-зверь, индрок; старослав.: инрог, инорог, един-рогъ; южн.-слав.: индра (не путать с другим Индрой — богом грома в индийской мифологии), индра-зверь, зверь индра; у народов Сибири и Дальнего Востока: мамонт (!); др.-кит.: цилинь, линь, лин, ши-лин).

"И вознесется, говорит певец, яко единорога рог мой"

Пс. 91.11

"...так я встретил носорога с туловом конским и с хвостом львиным и с рогом верченым..."

Умберто Эко "Баудолино" (83)
Единорог (по западно-европейской традиции)

Если и можно обнаружить слово "Единорог" в обычном толковом словаре, то все его описание будет здесь сводиться к следующему: "...мифологическое животное в форме коня с одним рогом во лбу.", более же полное — как это всегда и бывает — хранится в какой-нибудь художественной литературе, в данном случае — в fantasy. Вот, например, "Dragon Lance" (сага I); здесь единорог женского рода (напрашивается в качестве названия слово из несколько другой области: "Единороженица"), и зовут ее Хозяйкой Леса: "...бездонная мудрость светилась в ее взгляде. Сердце поневоле сжималось от вида такой красоты... Ее шерстка отливала лунным серебром, рог сверкал жемчугом, грива была подобна морской пене. Голова казалась изваянной из гладкого мрамора, но ни одна человеческая рука не могла бы схватить изящества и грации волшебных линий сильной шеи и мускулистой груди. В тонких, стройных ногах чувствовалась немалая мощь, а маленькие копытца были раздвоены, как у козы..." — романтика, да и только. Одним словом: хочешь "красоты" начитаться — читай fantasy.

Однако не все источники так превозносят единорога и восхищаются им...

Начнем по-порядку:

Как известно, единорог — одно из самых популярных вымышленных животных. В его становлении, сначала в греко-римской культуре, а потом в европейской средневековой, немалую роль сыграло воображение, хотя, впрочем, настолько ли единорог — вымысел? Конечно, всем известный "козлёнок" с фаллическим символом торчащим во лбу, которого ловят на девственницу, врядли можно признать когда-то существовавшим или существующим, кроме, естественно, нашего воображения. Однако этой реальности мы касаться не будем ибо далеко уйдём от предмета нашего разговора.

Первые описания единорога имеют вполне реального прототипа, которым является скорее всего азиатский носорог. Они очень сильно отличаются от того, что мы в наше время привыкли понимать под единорогом. Это скорее описания носорога. Так, впервые индийское животное с одним рогом было описано в "Индике" Ктесия, в начале IV в до н.э. Отрывки его "Индики" дошли до нас в основном в пересказе патриарха Фотия (IX в.):

"Ктесий сообщает о том, что в Индии обитают дикие ослы, размером с лошадей и даже больше. У них белое туловище, а голова красная, глаза же голубые. На лбу у них красуется рог, в один локоть длиной. На расстоянии восьми пальцев от своего основания рог имеет совершенно белый цвет, на острие он багряно-красный, остальная же, средняя, его часть — черная. Из этих рогов изготовляются кубки. Говорят, что те, кто пьют из них, избавляются и от судорог, и от падучей; и даже яд не действует, если до его принятия или после выпить из такого кубка вина, воды или чего-нибудь другого."

Из "Индики" Ктесия (115)

Пространный рассказ о однорогом животном содержится и у Мегасфена в конце IV в. до н.э. Известия Мегасфена воспроизвёл, как считается, Элиан в своей "Истории животных" в II в н.э.:

"Также говорится, что в Индии водится однорогий зверь, который уроженцы этих мест называют картазон. Размером он со взрослую лошадь, имеет гриву и жёлтую шерсть, мягкую как пух. У него очень сильные ноги и он очень стремительный. Ноги у него не имеют сочленений, как у слона, а хвост у него подобен хвосту кабана. Рог торчит у него на лбу между глаз и он не ровный, а завивается кольцами. Рог этот чёрного цвета. Также говорится, что этот рог чрезвычайно острый. Это животное, насколько я узнал, имеет голос, который превосходит всё известное в плане резкости и громкости. Он позволяет другим животным приближаться к себе и относится к ним спокойно, однако индийцы говорят, что он не терпит своих сородичей. Говорят, что самцы не только имеют врождённую враждебность друг к другу и сражаются ударяя друг друга своими рогами, но и выказывают враждебность к самкам. Они настолько свирепы в своих поединках, что не прекращают их покуда не убьют своего противника. Не только каждый член их тела наделён величайшей силой, но и такая же сила и крепость у их рога, против которого ничего не может устоять. Этот зверь любит уединённые пастбища и обычно бродит один, однако в сезон спаривания он ищет общества самок и в этот период с ними ласков, более того, вдвоём они даже кормятся. Когда сезон проходит, и самка беременеет, индийский картазон опять становится свирепым и ищет уединения. Говорится, что детёнышей этого зверя ловят и доставляют к королю Празии, где их стравливают друг с другом на крупных публичных представлениях. Насколько известно, ни одного взрослого представителя этого вида не было ещё поймано."

Ancient India as described by Megasthenes and Arrian;
being a translation of the fragments of the Indica of Megasthenes,
collected by dr.Scwanbeck, and the first part of the Indica of Arrian
Intr. and transl. J.W. McCrindle (86)

В дальнейшем, с этим зверем происходит малообъяснимая оказия — его начинают воспринимать как двух разных животных, одного называя rhinoceros (носорог), второго — monoceros (однорог или единорог). То ли это происходит потому, что два разных названия для животного слишком большая роскошь, и второму приписали уже другое описание животного, то ли готовое описание породило второе название. Например, Плиний Старший упоминает два раза это животное, один раз как носорога (rhinoceros):

"На тех же играх выставлялся и носорог (rhinoceros) с одним рогом на носу, такой, как можно было часто видеть с тех пор. Это ещё один вид, враждебный слону; он готовится к бою, точа свой рог о камни, а в бою целит им в живот противника, так как он знает, что это самое мягкое место [на теле]. В длину он равен слону, однако его ноги гораздо короче, цветом он бледно-жёлтый."

Plinius Caius Caecilius Secundus Natural History.
In 10 Vol./ H. Rackham. — Cambr., Mass.; Lnd.: Harvard UP, 1983.
Vol. 3. Books 8 — 11. — P. 52,53 (116)

а после, спустя несколько страниц Плиний описывает уже единорога (monoceros):

"...однако самое свирепое животное (Индии — прим пер.) — единорог (monoceros), чьё тело напоминает тело лошади, голова — как у оленя, ноги слона, хвост как у кабана, низкий голос и чёрный, в два локтя, рог торчащий посредине лба. Говорят, что этого зверя невозможно поймать живьём."

Plinius Caius Caecilius Secundus Natural History.
In 10 Vol./ H. Rackham. — Cambr., Mass.; Lnd.: Harvard UP, 1983.
Vol. 3. Books 8 — 11. — P. 56,57 (116)

Возможно и иное объяснение. В Риме был, как видно из того же Плиния, известен носорог. Игры, о которых он упоминает, состоялись в 55 г. до н.э, кроме того известен по крайней мере ещё один случай, когда носорогов показывали в Риме — при правлении Домициана (81 — 96 гг. н.э.), причём носорог этот был двурогий. Возможно общее название носорога было rhinoceros, а название однорогого — monoceros. Конечно, это только предположение. Так или иначе, в критической литературе обычно считается, что в античности носорогов описывали два раза под двумя различными именами.

Последнее описание стало превалирующим в сочинениях. Его повторяет Солин:

"Но всех ужаснее единорог (monoceros) — чудовище, издающее страшный рев, с лошадиным телом, слоновьими ногами, свиным хвостом и головой оленя. Из середины его лба торчит сверкающий ослепительным блеском рог в четыре фута длиной. Он такой острый, что легко протыкает всё, что ни попадётся. Единорог не даётся человеку в руки, так что его можно убить, но поймать нельзя."

Солин "Собрание достопримечательностей" (62)

Но, конечно, истинный создатель единорога — христианская культура. В "Физиологе", памятнике II-III вв. н.э., скорее всего написанном в египетской Александрии автором-христианином, впервые появляется животное белого цвета, размером с козлёнка, и рогом, торчащим посреди лба. Чтобы его поймать, а просто так к нему даже приблизиться нельзя, на его пути помещается дева. Единорог бросается ей на грудь, вид которой делает его кротким, а она в свою очередь кормит его грудью (113). Охотники ловят присмиревшее животное.

"...малое животное он, подобен козленку, но очень горячее, и не может охотник подойти близко к нему, так как оно очень сильно. Один рог имеет посреди головы его. А как его ловят, скажу: деву чистую, одетую бросают пред ним, и прыгает в пазуху девы животное, и (она) держит его, и (оно) идет за ней, и (она) несет его во дворец к царю."

Александрийский Физиолог (51)

"...всем ведомо поймать единорога возможно только с помощью непорченой Девы сажают Деву к дереву и носорог чуя девственный запах приходит приклонять голову ей куда надо на лоно позвал я тогда Нену из Бергольо ее родитель у моего торговал комолую корову я позвал Нена идем в лесочек тут близенько поймаем носорога я усадил ее под деревом знал что она непорченая и говорю расставь-ка ляжки чтоб носорогу было куда приклонить голову она спросила а как расставить я говорю вот так сейчас попробуем давай-ка вместе давай-ка сам я расставь получше тут она засопела ровно коза когда ей придет козлитъся ну тут и на меня нашло как сказать не знаю что это было апокалипсис а потом уже

а потом уже она не была честная как лилия и говорит послушай мать моя Святая Богородица как же мы теперь будем ловить носорога и в ту минуту я услышал голос Небесный говорил что тем единорогом искупающим peccata mundis оказывается был сам я..."

Умберто Эко "Баудолино" (83)

Однако для "Физиолога" важен не естесвеннонаучный, а нравоучительный элемент. В животных важны не их реальные свойства, а их, если угодно, аллегорические соответствия. Так, единорог, олицетворяет Христа, воплощённого в человека через лоно девы, не познавшей мужа, пойман иудеями (охотники) и приговорён к смерти. Однако оставим пока аллегорические толкования единорога. Обновлённый облик единорога вызывал и вызывает недоумение, так как такая традиция описания единорога до "Физиолога" была неизвестна. Эта метаморфоза была объяснена тем, что автор изобрёл маленького единорога, чтобы облегчить его поимку девственницей и в данном случае, как и во многих в "Физиологе", важность аллегорического объяснения потребовало ввести изменения в облик животного (113). Белым оно стало, видимо, также по этой причине. Не проясняет ситуацию и Библия. В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, упоминается несколько раз зверь μουόχερως, т.е. дословно — единорог, где однако описывается всякий раз как сильный и быстрый зверь и не даётся никаких причин, чтобы толковать его облик и поведение так, как это было сделано в "Физиологе". Само слово происходит от еврейского "re'em" (лютый зверь) и, возможно, что это еврейское слово также передавало какой-либо из видов носорога.

"Животное с телом лошади и одиночным прямым рогом. B геральдическом представлении: с искривленным рогом, ногами оленя, бородой козла и хвостом льва. Используемый в старых переводах Ветхого Завета для Еврейского re'em, двухрогого животного, вероятно дикого вола."

Oxford English Reference.
The concise Oxford dictionary of current English. — 8th ed. (14)

Переводчик того варианта Библии, который и сейчас принят в католическом мире — Вульгаты, Иероним Стридонский (340-420) переводил Ветхий Завет, как известно, с оригинала, а не с Септуагинты. Иероним не использовал слово monoceros, им либо употребляется латинская калька этого слова — unicornis (Пс. 21.22, Пс. 28.6, Пс. 77.69 (в русском переводе пропущено), Пс. 91.11, Ис. 34.7 (в русском переводе — буйвол) или rinoceros (Втор. 33.17, Чис. 23.22 — в русском переводе — буйвол, Иов. 39. 9-12 — в русском переводе — единорог).

Как бы то ни было, единорог теперь стал обладать уже тремя названиями и, кроме того, тремя обликами. Информация о хронологически первых двух — monoceros'e и rhinoceros'e для христиан была связанна в основном с языческим наследием. Название unicornis в свою очередь в дальнейшем накрепко связалось с тем обликом и сюжетами, которые были впервые описаны в "Физиологе", так как в латинском переводе "Физиолога" μουόχερως был переведён как unicornis. С другой стороны, это не могло не привести к многочисленным путаницам. Единорог, как unicornis, не всегда ассоциировался с животным, описанным в "Физиологе", символом Христа. Так в раннесредневековом "Житии св. Макария", три инока добирающиеся до Макария, живущего где-то на крайнем Востоке, заходят в некие горы, где обитают "ужасные" животные — дракон, василиск, различные гады. Среди них упоминается и единорог (unicornis) (117). Единорогов не стало трое. В христианской средневековой культуре единорог описывается обычно под именами monoceros и unicornis, третье название со временем уходит в забытье, хотя иногда вспоминается в бестиариях как синоним unicornis'a. В раннее Средневековье существовала попытка совместить христианскую и античную традицию. Она наличествует у Исидора Севильского. Все названия единорога (rhinoceros, monoceros, unicornis) употребляются Исидором для описания одного и того же животного, причём в нём присутствуют и такие античные стереотипы в описании rhinoceros'а, как вражда со слоном, так и мотив "Физиолога" о том, что приручить его может лишь непорочная дева (88):

"Носорог (rhinoceros) назван так греками, в переводе на латынь означает "имеющий рог на носу" (in nare comu). Называется он также единорогом (monoceros, или unicomus), так как имеет рог посреди лба, длиной четыре фута, настолько острый и крепкий, что пронзает насквозь или поднимает на рог любого врага. Ведь и в частых схватках со слоном носорог повергает противника, поражая его в живот.

Отличается он такой силой, что не может быть пойман никакой доблестью охотников; но, как уверяют пишущие о природе животных, поймать его можно, выставив вперед юную девственницу с обнаженной грудью, к которой единорог, отбросив всякую свирепость, склоняет голову и, так успокоенного, его ловят беззащитным."

Из "Этимологии" Исидора Севильского — М.: Наука, 1999г. (118)

Бестиарии и другие произведения продолжают обе традиции описания единорогов, которые теперь окончательно разделяются, monoceros трактуется как свирепый зверь Индии, а unicornis — как "козлёнок", символизирующий Иисуса Христа — Средневековье очень внимательно в этом смысле к словоупотреблению. Иногда в одном и том же бестиарии описывается и свирепый зверь monoceros, позаимствованный из античных источников, преимущественно Солина, и животного прообраза Христа (unicornis), продолжая линию "Физиолога" (113). Monoceros обычно трактуется как опасное и свирепое животное, которое обитает в Индии, его описание обычно для бестиариев, встречается среди животных Индии в "Об образе мира" Гонория Августодонского (XII в.) (67) (тексты не имеет смысла приводить, так как они практически идентичны друг другу и Солину). В Средние века Unicornis встречается в бестиариях гораздо чаще. Собственно его описания мало чем отличаются друг от друга, не сильно изменяется и его аллегорическое толкование. Обычно единорог символизируется с Христом, следуя аллегориям "Физиолога". Рог единорога символизирует единство Христа со своим отцом, его небольшие размеры символизируют смиренность Христа в человеческом мире. Иногда мы находим и иные аллегории: Филипп Танский в своём бестиарии грудь девы отождествляет с церковью (113).

Этот второй единорог получает гораздо большую известность. Интересно, что путешественники в Индии XIII-XIV вв., при виде индийского носорога ориентируются именно на описания этого единорога, поэтому вынуждены либо заявлять, что виденное ими животное единорог, но что он "...вовсе не то, что у нас о них рассказывают", как Марко Поло:

"Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и чёрный рог; кусают они, скажу вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. Голова как у дикого кабана и всегда глядит в землю; любит жить в топях да по болотам. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают."

Книга Марко Поло — М., 1955г. (93)

Либо, как Журден Северак, отказывая животному в праве называться единорогом:

"Водится тут ещё один зверь; называют его носорогом; величиной он с лошадь, и на голове у него длинный и кривой рог, но это вовсе не единорог."

Чудеса, описанные братом Журденом из ордена проповедников...
После Марко Поло — М., 1969г. (94)

Тот же автор описывает единорога, однако помещает его в земли, которые сам не посетил — в "третью Индию", под которой описал вполне фантастические земли, и в которой иногда отображаются реалии Восточной Африки:

"В этой Индии водятся настоящие единороги, величиной с лошадь; на лбу у них толстый, острый, но короткий рог, сплошь твёрдый — в сердцевине его нет мозга. И говорят, так свиреп этот зверь, что может он одолеть слона, а поймать его невозможно никому, кроме юных девственниц. Мясо этого зверя, откуда бы его ни вырезать, удивительно вкусно и обладает целебной силой."

Чудеса, описанные братом Журденом из ордена проповедников...
После Марко Поло — М., 1969г. (94)

В поздней средневековой культуре единорог — это уже скорее не животное, а символ: "символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла..." (1). Единорог используется в геральдике (указывая на невинность и непорочность), в украшениях рукописей. В эпоху Ренессанса единорог (unicornis) был причислен к животным мифическим, а monoceros — отождествлён с носорогом.

Гораздо позже, в 1892 году востоковед Шрадер высказал мысль, что "...образ единорога мог быть подсказан грекам некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль с одним-единственным рогом".
Индрик (по славянской мифологии)

Наши же предки называли единорога Индриком и почитали его гораздо больше, нежели их западные соседи. Вот что говорит об Индрик-звере Словарь славянской мифологии (авторы: Елена Грушко и Юрий Медведев): "Глава и владыка звериного царства. Ходит он по поднебесью. Когда Индрик-зверь разыграется, вся Вселенная всколыбается! От его чудодейных копыт произошли на земле все овраги, котловины и пади, которые потом заполнились водою... Еще в XVII столетии рогу этой "матери всем зверям" приписывались целебные свойства, и уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворовых книг (1655 год), соглашался за три таких рога заплатить десять тысяч рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Сведущие в целении болезней русские люди того времени были убеждены, что рог единорога не только может оказывать помощь в различных болезнях, но и дает владеющему им человеку уверенность в цветущем здоровье на всю жизнь долголетнюю" (8), к тому же, судя по книге А. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", рога эти "...светятся и бывают длиной до шести пядей" (9).

Кроме этого А.Афанасьев в своей книге приводит некоторые отрывки из русского фольклора, в которых речь идет об индрике:

"У нас Индра-зверь всем зверям отец:

Была на сем свете засушейца,

Ня было добрым людям воспитанийца,

Воспитанийца, обмыванийца;

Йон копал рогом сыру мать-землю,

Выкопал ключи все кипучии;

Йон пускал по быстрым рякам

И по маленьким ручьявиначкам,

По глубоким, по большим озярам;

Йон давал людям воспитанийца,

Воспинатийца, обмыванийца."

* * *

"Куда хочет (зверь) — идет по подземелью,

Аки Солнце по поднебесью.

Он происходит все горы белокаменныя,

Прочищает ручьи и проточины,

Пропущает реки, кладязи студеные:

Куда зверь пойдет — туда ключ кипит.

Когда этот зверь возыграется,

Словно облацы по поднебесью,

Вся Вселенная (мать-земля под ним) всколыбается."

* * *

"Когда этот зверь (рогом) поворотится,

Воскипают ключи все подземные."

"Разрывая своим рогом (т.е. молнией) облачные горы и подземелья и заставляя дрожать мать-сыру землю (потрясая ее громовыми раскатами), чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам."

"Живет тот зверь в Сионских горах, в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во святой горе (или "... из синя моря") и детей выводит во святой же горе, когда зверь поворотится — все святые горы всколыхаются!"

Источники:

Хорхе Луис Борхес "Книга вымышленных существ" (1)
Мифологический словарь — М.: "Советская энциклопедия", 1990 (2)
"Dragon Lance" (сага I) (6)
Библия (7)
Елена Грушко и Юрий Медведев "Словарь славянской мифологии" (8)
А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" — М.: "Современный писатель", 1995 (9)
Oxford English Reference. The concise Oxford dictionary of current English. — 8th ed. (14)
Александрийский Физиолог (51)
Pliny the Elder "The Natural History". 6 vol. — London, 1855 (61)
Солин "Собрание достопамятных сведений" - М.: "Республика", 1996 (62)
Flint Valerie I.J. Honorius Augustodunensis "Imago mundi" Archives d'histoire doctrinale et literaire du Moyen Ages. 1982 (67)
Умберто Эко "Баудолино" — М.: "Симпозиум", 2003г. (83)
Mccrindle J.W. "Ancient India as described Megasthenes and Arrian" — Bombay, 1877 (86)
Isidorus Hispalensis Etymologiae (88)
Книга Марко Поло — М., 1955 (93)
Чудеса, описанные братом Журденом из ордена проповедников... После Марко Поло — М., 1969 (94)
McCulloch F. "Medieval Latin and French Bestiaries" — Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1960 (113)
Из "Индики" Ктесия//Послания из вымышленного царства. — СПб.: Азбука-Классика, 2004 (115)
Plinius Caius Caecilius Secundus Natural History./ H. Rackham. — Cambr., Mass.; Lnd.: Harvard UP, 1983 (116)
Vita S.Macarii Romanii// Patrogiae cursus completus. Series Latina. T.73. — P., 1860 (117)
Из "Этимологии" Исидора Севильского — М.: Наука, 1999г. (118)
Сайт "The Aberdeen Bestiary"
Сайт "http://www.excurs.ru/"
Сайт "http://expositions.bnf.fr/"

Подготовка статьи: Linyok, KOT

+4

27

Невидимый Розовый Единорог (НРЕ, англ. Invisible Pink Unicorn, IPU) — богиня одной из пародийных религий, направленных на высмеивание теистических верований; имеет обличье розового единорога, однако является невидимой, в чём и заключается парадокс НРЕ. Это сочетание пародирует противоречивые свойства, приписываемые божествам в различных религиозных системах (напр., парадокс всемогущества).[1] Благодаря этому пародийному противоречию, образ Невидимого Розового Единорога охотно используется атеистами и другими религиозными скептиками.

НРЕ используется для доказательства условности веры в сверхъестественное различными способами, например, заменой слова «Бог» в любом выражении, которое имеет отношение к религии, на «Невидимый Розовый Единорог».[2]

Первое известное письменное упоминание о НРЕ [3] произошло в ньюсгруппе Usenet alt.atheism 7 июля 1990 года.

Позднее Стив Эли писал:[4][5]

    Невидимые Розовые Единороги обладают огромной духовной силой. Мы знаем это, поскольку они могут быть невидимыми и розовыми одновременно. Как и все религии, вера в Невидимых Розовых Единорогов основывается как на логике, так и на вере. Мы верим в то, что они розовые; так как мы не можем их видеть, мы можем логически заключить, что они невидимы.
   

В 1996 году подобная идея была воплощена в виде обучающего устройства в Кэмп Квест (англ. Camp Quest(англ.)), первом американском летнем лагере для детей, «мыслящих свободно» (англ. free-thought), организованном доктором Л. Вилсоном (англ. Dr. L. Wilson). Как сообщалось позднее в газете Cincinnati Enquirer, «Отдыхающим предлагается попытаться доказать, что воображаемый единорог как метафора Бога не существует».[6] Ричард Докинз упоминает НРЕ в своей книге «Бог как иллюзия»[7], вышедшей в 2006 году:

    Чайник Рассела, безусловно, символизирует бесконечное множество вещей, чьё существование мы допускаем и не можем опровергнуть. […] С философской точки зрения идеальным примером будет невидимый, неслышимый, неосязаемый единорог.
   

В 2007 Ниам Уоллес писал, что НРЕ стал неформальным символом атеизма.

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-01 00:17:55)

+2

28

Индрик (Индра) одно из имен Перуна
У этого термина существуют и другие значения, см. Индрик.

И́ндрик — вымышленное животное в славянской мифологии. Упоминается в стихе о Голубиной книге, книжных источниках, былинах. Дал название ископаемому индрикотерию.

В многочисленных вариантах «Духовного стиха о Голубиной книге» имя этого зверя является в разных формах: Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Варианты имени могут быть сведены к двум: Индрик и Единорог. Первое название объясняется искажением либо имени енудра, то есть выдры (др.-греч. ἐνύδριος, ἔνυδρις), либо еньдропа (др.-греч. ὓδρωψ), морского зверя, известного в славянских списках «Физиолога».

Зверь Индрия или Индрик упоминается также в «Азбуковниках» и описывается как зверёк, похожий на пса, живущий в реке Ниле и убивающий крокодила. Здесь индрика путают и отождествляют с ихневмоном.

Замена имени «Индрик» именем Единорог объясняется, с одной стороны, звуковым сходством обоих названий (Инрог и Индрик), с другой — одинаковым символическим значением обоих зверей. Смешение это замечается уже в «Физиологах».

В разных списках стиха о Голубиной книге находятся различные черты в изображении Индрика, но во всех он называется «всем зверям отец». Он ходит по подземелью, пропущает реки и кладязи, или живет на Фавор-горе; когда он поворотится, все звери ему поклоняются. Или же он живет на Святой горе, ест и пьет из Синего моря, никому обиды не делает. Или он ходит рогом по подземелью, аки солнце по поднебесью.

Индрик-зверь упоминается и в одной былине в обычной роли зверя Скимена (см.: Русские былины старой и новой записи. — Отд. II. — № 19).
[править] Литература

    * Мочульский. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. — Варшава, 1887.
    * Успенский. Там Где нас нет. - Санкт-Петербург 1999

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

0

29

Эласмотерий

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://i008.radikal.ru/0909/bc/ce6e6ac29477.jpg

Эласмотерий сибирский
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Инфракласс: Плацентарные
Надотряд: Лавразиотерии
Отряд: Непарнокопытные
Семейство: Носороги
Род: † Эласмотерий
Латинское название
Elasmotherium J. Fischer, 1808
Виды

    * † Эласмотерий сибирский
      (Elasmotherium sibiricum J. Fischer, 1809)
    * † Elasmotherium inexpectatum
    * † Elasmotherium pei
    * † Elasmotherium caucasicum

Wikispecies-logo.svg
Систематика
на Викивидах

Commons-logo.svg
Изображения
на Викискладе

Эласмотерий (лат. Elasmotherium, происходит от греческих слов elasmos — «пластина» и therion — «зверь» и связано с пластинчатой складчатостью зубной эмали, характерной для представителей этого рода) — род носорогов обитавших плиоцена до плейстоценового периода. Отличался крупными размерами (длина до 6 метров, высота до 2,5 метров, вес до 5 тонн). Главная особенность — крупный куполообразный вырост на лбу. Считается, что на нем находился длинный (более 1,5 м) и толстый рог. В то же время, кости купола очень тонкие, а сам купол имеет губчатую структуру. Рогов на тонких носовых костях не было. Ноги трехпалые, довольно стройные. Зубы очень высокие, приспособленные к какой-то растительной пище, перемешанной с абразивными частицами (возможно, кормился в низинах вблизи водоемов). Существовало несколько видов, живших с плиоцена до конца плейстоцена. Известны вероятные наскальные изображения (Капова пещера на Урале, пещеры Испании). Возможно, прототип мифического единорога.

    * Типовой вид — Elasmotherium sibiricum, описан, вероятно, из Поволжья Фишером фон Вальдгеймом в 1808 году. Происходит из раннего-среднего плейстоцена Украины, Поволжья, Заволжья, Предуралья, Узбекистана, Сибири, Казахстана, Китая. Вероятно, был покрыт шерстью, поскольку входит в состав хазарской фауны, существовавшей в эпоху максимального оледенения (рисс-вюрм). Мог дожить до позднего плейстоцена, если рисунки из пещер изображают именно его. Впрочем, рисунок из Каповой пещеры, согласно современным данным, изображает быка. Тем не менее, остается рисунок из пещеры во Франции, на котором изображен крупный горбатый носорог с единственным длинным рогом.
    * Elasmotherium caucasicum. Вид выделен А.А. Борисяком в 1914 году. Принадлежит к более ранней таманской фауне из раннего плейстоцена Предкавказья и Северного Кавказа. Известен полный скелет, смонтированный в музее Ставрополя. Крупнее типового вида (до 5-6 метров длиной, ростом до 2,5 метров), с несколько более тяжелым телосложением.
    * Более примитивные виды (Elasmotherium pei, Elasmotherium inexpectatum) описаны по отдельным зубам из плиоцена Шанси (Китай). Они могут быть синонимами кавказского эласмотерия.

В целом эласмотерии были распространены от Западной Европы до Восточной Сибири. Близкородственные, но более примитивные роды известны из миоцена-плиоцена Китая, Ирана и Испании.

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-01 00:11:40)

+2

30

Нарвал

http://i065.radikal.ru/0909/2d/5c734894fea2.jpg

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Китообразные
Семейство: Единороговые
Род: Нарвалы
Вид: Нарвал
Латинское название
Monodon monoceros L., 1758

Нарва́л, единорог (лат. Monodon monoceros), млекопитающее семейства единороговых; единственный вид рода нарвалов.

Внешний вид

Длина тела взрослого нарвала 3,5—4,5 м, новорождённых около 1,5 м. Масса самцов достигает 1,5 т, из них примерно треть веса составляет жир; самки весят около 900 кг. Голова круглая, с нависающим лобным бугром; спинного плавника нет. Рот маленький, расположен снизу. Величиной и формой тела, грудными плавниками и тёмной окраской сосунков нарвалы похожи на белух, однако взрослые особи отличаются пятнистостью — серовато—бурые пятна на светлом фоне, которые иногда сливаются, — и наличием только 2 верхних зубов. Из них левый развивается у самцов в бивень длиной до 2—3 м и весом до 10 кг, закрученный левой спиралью, а правый обычно не прорезается. Правый бивень у самцов и оба бивня у самок скрыты в дёснах и развиваются редко, примерно в одном случае из 500. Отломленные бивни не отрастают, однако зубной канал такого бивня закрывается костной пломбой. Бивни нарвалов характеризуются высокой прочностью и гибкостью; их концы могут изгибаться, по крайней мере, на 31 см в любом направлении, не ломаясь.

Назначение бивня нарвалов до сих пор точно не прояснено, но, насколько известно, он не служит орудием нападения и не используется для пробивания корки льда. Предполагалось, что он необходим при брачных играх, привлекая самок. Существует также версия, что бивни необходимы самцам во время брачных турниров, — было замечено, что нарвалы иногда трутся бивнями. Однако в 2005 г. исследовательская группа под руководством Мартина Нвиия выдвинула предположение, что бивень нарвала является чувствительным органом. Под электронным микроскопом было обнаружено, что бивень пронизан миллионами крохотных трубок, содержащих нервные окончания. Предположительно, бивень позволяет нарвалу ощущать изменение давления, температуры и относительной концентрации взвешенных частиц в воде. Скрещивая бивни, нарвалы, видимо, очищают их от наростов[1].

Распространение

Обитает нарвал в высоких широтах — в акватории Северного Ледовитого океана и в Северной Атлантике. Основные места: Канадский архипелаг и берега Гренландии, воды Шпицбергена, Земля Франца-Иосифа и воды вокруг северной оконечности Северного острова Новой Земли. Наиболее северные заходы летом совершались до 85° с. ш.; наиболее южные (зимой) — до Великобритании и Нидерландов, Мурманского побережья, Белого моря, о. Беринга.

Образ жизни и питание

Нарвалы обитают в холодных водах вдоль края арктических льдов, совершая сезонные миграции в зависимости от передвижения плавучих льдов — на зиму в южном направлении, а летом — в северном. За пределы полярных вод, ниже 70° с.ш., они выходят редко и только в зимнее время. В отличие от белух, нарвалы во время летования держатся в глубоких водах. Зимой живут в разводьях среди льдов; если полыньи замерзают, самцы снизу разламывают лёд (по 5 см толщиной), нанося удары спинами и бивнями.

Питаются нарвалы головоногими моллюсками, в меньшей степени — ракообразными и рыбой, поедая в основном донных представителей ихтиофауны (треска, скаты, палтусы, камбала, бычки). В поисках пищи нарвалы ныряют на глубину до 1 км и подолгу остаются под водой; было замечено, что с грунта донных рыб нарвалы вспугивают при помощи своих бивней.

Естественные враги нарвалов — белые медведи и косатки, на детёнышей нападают полярные акулы.

Социальная структура и размножение

Держатся нарвалы поодиночке или небольшими группами, обычно из 6—10 голов, которые состоят из взрослых самцов, либо из самок с детёнышами; прежде образовывали крупные скопления в несколько сотен и тысяч голов. В стаде, подобно белухам, нарвалы весьма «разговорчивы». Чаще всего они производят резкие звуки, напоминающие свист; издают также стоны (или вздохи), мычание, щелчки, скрипы, бульканье.

Пик спаривания приходится на весну. Беременность длится 14—15 месяцев, полный цикл воспроизведения охватывает 2—3 года. Родится 1, очень редко 2 детёныша. Половая зрелость у самцов наступает при длине тела 4 м, у самок — 3,4 м, что соответствует 4—7 годам. Продолжительность жизни в природе — до 55 лет; в неволе — до 4 месяцев. Случаи размножения в неволе неизвестны.

Хозяйственное значение

Мясо нарвалов употребляют в пищу северные народности, в частности эскимосы; жир нарвалов используют как масло для светильников, а кишки — для изготовления верёвок; в особенности ценятся бивни, из которых вырезают поделки. Канадское правительство с лета 1976 г. ввело ограничительные меры для промысла: запретило убой самок, сопровождаемых детёнышами, обязало полностью утилизировать добытых животных и ввело ежегодную квоту в основных районах охоты.

Статус популяции и охрана

Охраняемый редкий вид; занесён в Красную Книгу России, а также в Приложение I CITES.

Точные данные о численности отсутствуют. По ориентировочной оценке их количество оценивается в 40—50 тыс. голов.
[править] Примечания

Отредактировано Wind - war horse (2009-10-01 00:16:31)

0

31

ИНДРИК - ЗВЕРЬ

В русских легендах Индрик выступает, как всем зверям отец, а также считается властителем подземелья и подземных ключей и спасителем Вселенной  во время всемирной засухи, когда он рогом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озёрам. Индрик угрожает своим поворотом всколебать всю землю, он, двигаясь под землёю, роет ходы и пропускает  ручьи и проточины, реки и источники. Он может иметь и один и два рога.  Его мало кто видел, а тем более живого, ведь известно, что всю жизнь он проводит под землёй, умело прокладывая себеи подводным водам ходы, а когда вылезет на белый свет, то сразу же каменеет. Поэтому Индрик показывается наружу лишь когда соберётся умирать, наскучив долгим веком. Каменных Индриков многие видели на крутых обрывистых берегах северных рек. Северяне его называют Большой Земляной Мышью, хотя рт мыши у него только хвост и есть. Индрик производит подземные землетрясения, когда сильно разыграется.  В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ Индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар - птицы, и ворует золотые яблоки. Герой отправляется в подземное царство по его следам. Он находит Индрика, вступает с ним в бой и побеждает его. Индрик становится помощником героя.

0

32

Гномы в мифологии

В мифологии и литературе гном — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Но почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста. Обычно, местом обитания гномов являются подземелья. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, но, как и люди, разносторонни.
Свартальвы в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёллнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

Песнь о Нибелунгах


В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов на бургундов, убивших Зигфрида и завладевших его кладом (вероятно, автор назвал Бургундов Нибелунгами, имея в виду владельцев клада, по всей видимости во времена записи Песни значение слова "Нибелунги" уже было размытым). Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

Барздуки

Гномы были представлены и в восточнославянской мифологии. Название «барздуки» (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai)восходит своими корнями к прусской мифологии, где барздуки выступают помощниками бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых — духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу, с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Б. означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Б. не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Б., является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть (ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке). Они показываются при луне, особенно больным.
Гномы в фэнтези

Гномы часто встречаются в литературных произведениях, компьютерных играх и т. п. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. Некоторые книги и игры приписывают гномам способность видеть во тьме и другие адаптации для жизни под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы, кузнецы и воины. Гномы медленно бегают и не умеют ездить верхом, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя.

Гномы и дварфы

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

http://i059.radikal.ru/0910/fd/96d9fee852bc.jpg

Отредактировано сумеречная (2009-10-01 23:19:07)

+4

33

Эльфы (нем. elf — от alb — белый) — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы (швед.), сидхи (ирл.). Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но как правило это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.

Далее что говорят про эльфов энциклопедии и мифы

Этимология

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene»).

Альвы в Эддах

Альвы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землёй) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира. Тёмным (или подземным) альвам было отдано царство Свартальфахейм, а светлым — Льесальфахейм. «Нижние» альвы — прототип другого мифологического народа, гномов.

В ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, либо в своей волшебной стране, который тоже описывался физически реальным (так как по легендам люди попадают туда и возвращаются оттуда живыми). Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло даже до средневековья, осталось запечатлено в языке, именах, культуре и генеалогии.

В более поздней (накануне перехода к христианству) германо-скандинавской мифологии — духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Слово «альв» в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ — собственно, альвов и дварфов. (ситуация, аналогичная позднему значению английского слова «Fairy»)

Эльфы в позднем фольклоре

Эльфы похожи на людей, только меньше, прекрасней и утонченней. Живут они в лесах и ведут ночной образ жизни, предаваясь играм и танцам. Там, где ночью танцевали эльфы, образуются эльфийские круги — места, в которых по непонятным причинам трава растёт особенно буйно. Считается также, что если усталый путник приляжет отдохнуть вечером под холмом, то он может услышать удивительно красивую музыку и пение эльфов, населяющих этот курган.

Гораздо реже можно встретить упоминание о летающих эльфах — о маленьких существах с крылышками или о девах, способных обращаться в лебедей. Среди лесных духов упоминаются эльфы, обитающие в деревьях, и скоге. Последние бывают всегда женского пола. У них есть один изъян — со спины они полые. По этой причине такие эльфийские женщины стараются не поворачиваться спиной, чтобы их не разоблачили.

В датских преданиях таким же изъяном страдают все эльфийские женщины, а эльфы-мужчины в таких историях представляются в виде старцев в шляпе с широкими полями. Датчане опасаются приближаться к эльфам, так как по их поверью дыхание этих сверхъестественных созданий способно нести заразные для человека болезни. Шотландцы так же боятся эльфийского дыхания.

Хотя в различных местах предания об эльфах несколько разнятся, а так же существуют другие, схожие с эльфами существа, но отличающиеся названием, всех их можно объединить по нескольким признакам.

Эльфы обладают уникальными талантами. Они умеют исполнять волшебные мелодии, устоять перед которыми не может ни одно человеческое сердце, а некоторые из этих мелодий обладают такой силой, что заставляют плясать всех живых существ даже против их собственной воли. В некоторых преданиях в такую колдовскую пляску пускаются даже вещи. Эльфы могут так же петь чарующими голосами, являются удивительно искусными мастерами в кузнечном или другом ремесле. Их женщины ловко владеют веретеном, и нет равных эльфам в искусстве танца. Эти существа знают тайны природы и обладают волшебными силами.

Наконец, как и многие потусторонние существа, эльфы боятся солнечного света. Если первые лучи рассвета застигнут их, или по другой версии, если эльфы не скроются до третьего крика петуха, то они обратятся в камень. По другой версии, солнечный свет неприятно преображает этих существ. Так прекрасная в лунном свете эльфийская женщина в лучах солнца становится безобразной. Эльфийские существа вообще не могут постоянно удерживать форму. Так те немногие из них, что жили бок о бок с человеком, раз в неделю или ещё какой-то срок, обращались в животное, например, змею или претерпевали ещё какие-нибудь метаморфозы. Сюда же можно отнести вообще все способности эльфов к оборотничеству, произвольные и вынужденные, а так же способность делаться невидимыми.

Эльфы и люди

Будучи духами природы, эльфы имеют своеобразный нрав. Им совершенно чужды такие моральные понятия как «добро» и «зло». В этом смысле они подобны очень маленьким детям: то, что хорошо для них — благо, что для них вредно — зло. Как дети склонны к озорству, движимые инстинктивными порывами и любопытством, так и эльфы чинят всевозможные проказы. В английском языке есть выражение Elf-lock (локон эльфа), то есть локон спутанных волос. Считается, что это именно эльфы, озоруя, спутывают волосы. В силу той же черты характера, эльфы склонны к воровству. Они берут то, что хотят. Нет ничего в их природе, что могло бы расценить это как преступление. В этом смысле их хорошо описывает архетип трикстера.

Из-за непредсказуемости эльфов люди старались избегать встречи с ними, ведь своим по-детски невинным озорством они могут причинить много бед. Их легко разозлить, они злопамятны, и, в то же время, эльфы могут быть преданы тем, кто помог им однажды. Как сама природа не различает добра и зла, как сама она содержит в себе чистую жизнь и естество, свободное от любых полярностей, так и эльфы, повинуясь порыву, способны творить и зло и добро, причинять вред и приносить благо. Известно много историй, в которых эльфы ослепляли тех, кто видел их, или в которых они приносили людям несчастья. Во время свадьбы, например, предпринимаются всяческие суеверные меры предосторожности: люди опасаются зависти эльфов. Но, в то же время, в других историях эльфы помогают людям или щедро вознаграждают их за оказанную помощь. Также существует обряд возведения эльфийских алтарей, для того чтобы ускорить выздоровление больного человека.

Кроме плутовского начала, много бед людям доставляла и околдовывающая сила красоты этих природных духов. Существует немало историй о том, как эльфийские девы уводили в свои чертоги молодых женихов, едущих к невестам. Если же юноша противился чарам женского духа, то по возвращению домой его постигала болезнь и даже смерть, которая забирала не только его жизнь, но и жизнь невесты или родственников. В этом проявлялась мстительная натура природных духов. Люди, попадающие в эльфийский мир, забывают обо всём. Жизнь там течёт размеренно, в полной гармонии с природой и изобилии, там страна вечной юности, весны, беззаботности и беспамятства. Если кому-то и удавалось опомниться и вернуться из колдовского мира, то человек обнаруживал, что все, кого он знал, или сильно состарились или вообще умерли. Если кому-то приходилось вступать в сказочную страну, чтобы вызволить из неё околдованного человека, то главный совет был: не есть и не пить в той стране ничего, иначе герой сам забудет о доме и своей цели. Также, если эльфы предлагают на выбор любой дар, то следует выбирать самый бесполезный хлам, так как в стране вечной юности всё искажено, и по возвращении домой эльфийское золото станет мусором, вроде черепков, а то, что казалось хламом, окажется настоящим сокровищем.

Не всегда эльфы уводили людей насильно или с помощью колдовства в свой мир. Случалось, что, влюбляясь в человека, потусторонние существа оставались в этом мире. Духи природы вообще охотно вступали с человеком в связь. Френсис Барретт в книге «The Magus» высказывает мысль, что средневековые суккубы были не кем иным, как духами природы. Таким связям давались крайне противоречивые оценки. Церковь, очевидно, относилась к этому негативно, и во времена инквизиции обвинение в подобных связях грозило казнью. Однако, в ранних сообщениях о суккубах духи описываются как желанные любовники. В фольклоре существуют истории о юношах, которые хитростью заполучали себе в жёны эльфийских дев, а в старинных шведских топографических трудах часто попадаются упоминания семей, в жилах которых якобы текла эльфийская кровь — что указывает, насколько ценились такие связи.

Следует упомянуть о том, что эльфы похищали детей, а также подменивали нерождённых детей своими, воспитание которых могло обернуться настоящим бедствием для родителей.

Темные эльфы

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах» уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами.

В фэнтези-литературе тёмные эльфы получили «второе рождение». Джон Толкиен в «Сильмариллионе» описал орков как злой антипод эльфов, их извращенный злом вариант, с чёрной кожей и страхом перед солнцем. Понятие «тёмный эльф» у Толкиена, однако, применяется не к ним, а к независимым от богов Авари и эльфу-предателю Эолу.

Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности.

Еще о эльфах

http://www.liveinternet.ru/showjournal. … did=473646

эльфийская песня

http://www.youtube.com/watch?v=FU18d_xq … _embedded#

просто эльфы

http://www.youtube.com/watch?v=A0yGllK10kU

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано Anabelle (2009-10-02 13:26:52)

+5

34

http://i023.radikal.ru/0910/51/c1070ccf15c8.jpg

А вот и заклятые друзья вампиров-вервольфы или оборотни...

В прежние времена для крестьянина или фермера не было, вероятно, более ужасающего звука, чем волчий вой на своем поле. Волк считался одним из злейших врагов человека — хищником с невероятной силой и выносливостью, но более всего он отличался хитростью.

Молчаливые и вкрадчивые волки — неутомимые охотники с удивительным аппетитом. Они охотились преимущественно по ночам, рыская по полям и лесам в поисках добычи, а если волчья стая нападала на поселок или ферму, то защищаться было очень сложно.

Поэтому вряд ли кого удивит, что оборотни (или «вервольфы» — люди-волки) были одними из самых страшных созданий среди тварей оккультизма. Они сочетали в себе дикость волка и ум человека, что само по себе было ужасающе. Издавна рассказываемые истории о превращении человека в оборотня и его нападениях на людей — многочисленны и ужасны.
Случаи, связанные с оборотничеством, долгое время рассматривались учеными не более как сказки. Но вот в 1963 году доктор Ли Иллис из Хемпшира представил в британское Королевское медицинское общество работу под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней на основании неопровержимых документов и глубоких научных исследований он доказывал, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование. Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.
То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело -- наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях — закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат. В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а, например, Цейлон вообще не знаком с подобной бедой и о вервольфах здесь никто ничего и никогда не слышал.
Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно и во многом объясняет природу феномена, считавшегося в просвещенных кругах на протяжении столетий чушью. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем в течение каких-то часов? Сам Иллис считает такое «обратное превращение» теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако факты свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта.
В Еропе поверье в ликантропию, т.е. в способность превращения в животное, очень давнее. Еще Геродот, древнегреческий историк, живший в 5-м веке до Рождества Христова, упоминает Неури, т.е. людей, которые превращались в волков на несколько дней каждый год. В 16-м веке во франции подобная вера была столь сильна, что французский парламент принял закон о истреблении оборотней.

Вера в ликантропию была сильна даже в 19 веке. Французские крестьяне в отдаленных районах страны, боялись выходить из дома по ночам. Они верили, что на них может напасть Луп-Гару (французское название оборотня). Народы северной Германии считали, что произнесение слова"волк" в декабре, провоцирует нападение на них оборотней. Датчане считали, что оборотня можно распознать по форме бровей, а древние греки верили, что припадки эпилепсии являются ликантропией…
Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в Слове о полку Игореве описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное тотема племени является показателем высшего слияния с духом предков. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Всеславьевич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога» и «малым гоностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными.

В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратится не только в животных, но и кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит по неволе». На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотня приписывали Домовому и Ведьме.
Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявление тёмных сил — вампирами. Считается, что однин из способов убить вампира — укус оборотня. Раны, нанесённые вампиру, оборотнем не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры тоже оборотни. Так в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличиях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.

Оборотни бывают двух видов: те, что превращаются в зверей по своему желанию и те, кто болеют ликантропией (болезнью превращения в животных). Отличаются друг от друга они тем, что одни могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние) и при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.

Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент её наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями обычно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько всё же для озорства (попугать людей для своего веселья).

Первая массовая истерия— выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) — прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая (последняя) массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года и сопровождалась небывалой «теоретической дискуссией». Покуда крестьяне забивали кольями всех подозрительных прохожих, а суды приговаривали к сожжению одержимых ликантропией (а вкупе и невинно оболганных), ученые мужи писали трактаты, магистерские диссертации и памфлеты на тему оборотничества.

Одними из первых литературных произведений посвящённых оборотням можно выделить произведение Сазерленда Мензиса «Хуго, вервольф», которое вышло в 1838 году. Восемь лет спустя вышел уже целый сериал «Вервольф Вагнер» (1846 год) Джорджа Рейносльдза. Однако большинство мнений говорит не в пользу художественной значимости этих произведений.Одним из наиболее заметных литературных произведений об оборотнях является вышедший в 1933 году роман Парижский оборотень.
Существует несколько способов стать оборотнем: scare2

* посредством магии;
* быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло;
* быть укушенным оборотнем;
* быть рожденным от оборотня;
* съесть мозг волка;
* сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая;
* вкусить жареной волчьей плоти;
* носить одежду, сделанную из волка;
* родиться в канун Рождества.
Оборотень как фантастическое существо просуществует еще долго. Наверно, пока жив его основной компонент — человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое. И только когда ненависть человека к человеку наконец окажется выдумкой, которую мы долгое время — веков сорок — принимали за правду, а недоверие превратится в смешной пережиток, вздорная фантазия о человеко-нечеловеке останется невостребованной.

http://s54.radikal.ru/i144/0910/cc/cfb3853e5a6f.jpg

0

35

http://i044.radikal.ru/0910/0e/927b5c72b813.jpg

Зомби....милые люди....сколько прекрасного на свете....Гы....люблю пугать...

Участь зомби ужасна - это автомат без разума, обречённый жить в полусне тяжёлого физического труда.
Истинный клад для производства фильмов серии В. Не существует достоверного и единственного определения термина "зомби", одним из многих является определение верователей вудуизма - оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать и принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна. Ученые, которые исследуют зомби на Гаити, открыли, что колдуны для введения человека в это состояние используют некоторые токсичные вещества. После чего визуально очень сложно определить признаки жизни, однако через некоторое время после погребения, жертва «приходит в чувство» и появляется из-под земли, если еще не умерла вследствие асфиксии.

+1

36

ФИНИСТ - ЯСНЫЙ  СОКОЛ

В славянской мифологии - птица - воин, инкарнация бога войны - Волха, защитник Руси.  Персонаж русской сказки, чудесный супруг в образе сокола, тайно посещавший возлюбленную.  Фигурирует в сказочном сюжете, представляющем собой вариацию мифа об Амуре и Психее.

Младшая дочь просит отца подарить ей  перо Финиста - Ясна Сокола. Перо по ночам превращается в прекрасного царевича.  Несоблюдение тайны свиданий ( зависть сестёр или мачехи ), уставляющих ножами окно, на которое прилетает Финист Ясный Сокол, приводит к тому, что Финист покидает возлюбленную, и она вновь обретает его лишь после долгих странствий и тяжёлых испытаний ( она должна стоптать три пары железных сапог, съесть три каменных просвиры ( или хлеба)) в тридевятом царстве.

Имя Финист представляет собой искажённое  греческое  Феникс ( сказочная птица, символ вечного возрождения ).

+2

37

Anabelle
Это не Робин на двух нижних картинах ? Явно похож !

0

38

Я поэтому их и запостила, что эти эльфы очень на Робина похожи :) Они у меня давно в компе уже живут. Последняя картинка это работа Ebe Kastein-называется Лесной Эльф. Она Майкла-Робина на сайте рисовала
Вот для сравнения

http://fanfare.michael-praed.com/Fan Art_EK.html

http://www.geocities.com/other_favourit … artist.htm

http://forums.aerie.ru/viewtopic.php?f= … p;start=60

http://www.liveinternet.ru/community/17 … t71844174/

Отредактировано Anabelle (2009-10-03 17:45:12)

+3

39

РУСАЛКА

Демонический персонаж в мифологии восточных славян, обычно приходящий на землю в Русальную неделю. Происхождение своё русалки ведут от умерших:  душ некрещёных младенцев, душ утопленниц и удавленниц, вообще женщин и девушек, самовольно лишивших себя жизни и не погребённых по- христиански.  Это подтверждает и украинский вариант названия русалки - " " мавка ", " навка " ( от  " навьи " - души умерших).

Чаще всего русалка - красивая девушка либо семилетняя девочка с русыми волосами, иногда в веночке из лилий, нагая или в длинной белой рубашке. Однако в Восточном и Центральном Полесье бытуют представления о русалках, как о горбатых, старых, кудлатых, как ведьмы, бабах.
В южнорусских поверьях русалки  бледны, холодны, как лёд, с закрытыми, ввалившимися глазами, в белых, как саван, одеждах. Во время цветения ржи русалок можно встретить в ржаном поле, в лесу, у воды, на перекрёстках дорог, на кладбище. Отпущенное им время русалки проводят в веселье: празднуют свои несостоявшиеся в земной жизни свадьбы, водят хороводы, поют и пляшут, аукаются в лесу, с визгом и смехом катаются клубком по траве. Иногда они, сидя на ветвях деревьев, предлагают прохожим дать им сорочку:

На гнилой колоде,
На белой берёзе
Русалки сидели,
Суки вязали,
Да на тых суках
Русалки гутали.
Красные девочки
Шли веночков вить;
Просили русалочки
У девок сорочки:
" Девочки - подружки !
Дайте мне сорочку ! "

Приходят русалки и в дома, где прежде жили, и сидят там за печкой или в углу. В отведённый срок русалки возвращаются туда, откуда явились: в могилу, в воду, на небо.
Обычно русалки причисляются к вредоносным духам: они вытаптывают посевы, путают пряжу, портят нитки и полотно,  заманивают прохожих в лес или в воду, душат или щекочут до смерти, крадут оставленных в поле младенцев. Но всё это может случиться тоько с теми, кто не соблюдал ритуальные запреты на Русальной неделе: не работать в поле,  не белить хаты и печи, не прясть, не ткать, не ходить в лес за дровами. В последний день недели на ночь для русалок оставляли на столе поминальный ужин, а на заборе или дереве - одежду.

Поверья о русалках бытуют также и за пределами восточно- славянских регионов ( Подлясье в Польше, Словацкие Карпаты )

+2

40

Anabelle написал(а):

Я поэтому их и запостила, что эти эльфы очень на Робина похожи

Спасибо за этих эльфов огромное !!! Так они хороши... и так напоминают того, на кого похожи !

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Таинственные существа... ( о чистых и нечистых)