Адвент - ожидание Рождества.
Адвент считается началом церковного года у католиков и связан с замечательной и красивой традицией: зажжением свечей на украшенном четырьмя свечами венке. Он начинается в четвертое воскресенье перед Рождеством, то есть в ближайшее к 30-му ноябрю воскресенье и заканчивается в канун Рождества (24-го декабря). Eсли рождественский сочельник приходится на воскресенье, то оно считается четвертым воскресеньем Адвента, а сам сочельник начинается с закатом солнца.
Краски Адвента
Основным цветом, украшающим святилище храма в предрождественские недели, выступает фиолетовый, как королевский цвет, возвещающий приход Царя. Иногда вместо фиолетового используется ярко-синий, также относящийся к королевским цветам. Некоторые церкви предпочитают именно ярко-синий цвет, с одной стороны, символизирующий ночное небо, или - ожидание приближающегося объявления о приходе Царя, с другой стороны, символизирующий воду в первой главе Бытия, или – начало нового творения. (Красный и зеленый – более светские тона рождества, хотя они пришли к нам из древней европейской традиции, согласно которой ветви вечнозеленых растений и ветви остролиста символизировали непрекращающуюся жизнь и надежду, которые принесло в этот холодный мир рождение Иисуса).
Традиционное слово, используемое для этого времени года, во многих языках обозначает «приход» или «прибытие». Это время года всецело посвящено празднованию рождения Иисуса Христа во время Его первого Адвента и ожиданию прихода Иисуса Царя во время второго Адвента. Таким образом, Адвент может рассказать гораздо больше, чем просто об одном историческом событии, произошедшем 2000 лет назад. Адвент отмечает празднование правды о Боге, откровение о Боге во Христе, посредством которого все творение может примириться с Богом.
Уделяя внимание настоящему и будущему, Адвент символизирует духовное путешествие отдельных людей и всей церковной общины с того момента, когда они признают, что Христос пришел, что Он уже сегодня присутствует в нашем мире и, что Он снова грядет в силе.
Дух Адвента
Адвент характеризуется духом предвкушения, ожидания, подготовки и желания. Он подчеркивает страстное стремление к освобождению от всего зла этого мира, впервые выраженным израильтянами, когда они, будучи рабами в Египте, рыдали от мучительного угнетения. Адвент символизирует страдание тех, кто испытал жестокость несправедливости в этом мире греха, но кто еще продолжает надеяться на освобождение, исходящее от Бога, Который услышал крики угнетенных рабов и принес освобождение!
Предрождественский венок
Начало Адвента знаменуется размещением зеленых ветвей, украшением церквей венками из елок, букетами цветов или деревьями, символизирующими новую, вечную жизнь, которую принес нам Иисус Христос. Некоторые церкви проводят особые богослужения на неделе, или в первый воскресный вечер Адвента, или в воскресенье утром, когда церковь уже украшена, и венок Адвента занимает должное место. Это богослужение, как правило, наполнено музыкой, особенно звучанием хора и колокольчиков, чтением из Писания. Здесь же объясняется значения различных символов, которые размещены в здании церкви.
Венок Адвента – очень распространенный символ, знаменующий начало церковного года во многих церквях и семьях. Это – круглый венок из живых или искусственных ветвей ели или других вечнозеленых растений, в который вплетены пять свечей: четыре – по кругу венка и пятая – в центре. Поскольку венок одновременно является символом и средством пересказа рождественской истории, то существует много способов, помогающих понять этот символизм. Но главное значение заключено не в изучении различных сторон венка, а в истории, к которой он призывает нас прислушаться.
Круг венка напоминает нам о Самом Боге, о вечном бытии Бога и Его безграничной милости, у которой, действительно нет ни начала, ни конца. Зеленый цвет венка рассказывает нам о надежде, которую мы имеем в Боге, надежде новизны, возрождения и вечной жизни. Свечи символизируют свет Бога, излившегося на наш мир с рождением Его Сына. Четыре свечи по кругу отражают период ожидания – четыре воскресенья Адвента, которые, в свою очередь, символизируют четыре столетия ожидания, со времени пророка Малахии до рождения Христа.
Цвет свечей изменяется в зависимости от традиции, но обычно это – три фиолетовые или синие свечи, сочетающиеся с украшениями здания церкви во время Адвента, и одна – розовая свеча. Одна из фиолетовых свечей зажигается в первое воскресенье Адвента, зачитывается отрывок из Писания, затем следует непродолжительный разбор прочитанного текста, и все призываются к молитве. В последующие воскресенья сначала вновь зажигаются старые свечи, а затем присоединяют новую. Розовая свеча зажигается в третье воскресенье Адвента.
Свет от свечей сам по себе становится важным символом этого времени года. Свет напоминает нам, что Иисус – свет миру, который освещает темноту нашей жизни и приносит новизну, жизнь и надежду. Процесс зажигания свечей так же символизирует различные аспекты нашего ожидания. Зажигание свечей на протяжении четырехнедельного периода символизирует отступление страха перед темнотой и безнадежностью и растворение теней греха по мере того, как свет изливается в этот мир. Пламя от каждой новой свечи напоминает прихожанам, что в настоящий момент что-то уже происходит, но еще большее должно произойти в будущем. Наконец, свет, пришедший в этот мир, ярко виден, также как и свеча Христа, зажженная на Рождество. Прихожане радуются тому, что древнее обетование исполнилось.
Первая свеча традиционно воплощает свечу предвкушения или надежды (или в некоторых традициях – пророчество).
Остальные три свечи могут представлять различные аспекты истории Адвента по-разному в зависимости от церкви и даже от календарного года. Обычно они связаны с героями и темами, помогающими рассказать историю и привлекающими наше внимание к празднованию и поклонению в это время года. Таким образом, оставшиеся свечи могут символизировать Вифлеем, пастухов, ангелов; или мир, радость и любовь; или Иоанна Крестителя, волхвов и Марию; или возвещение, провозглашение и исполнение. Любая из таких последовательностей, а также чтение из Писания, молитвы, зажигание свечей, участие прихожан в богослужении – все это используется для того, чтобы рассказать историю об искуплении через Божью благодать в воплощении Христа.
Центральная свеча называется свечой Иисуса и традиционно зажигается в канун Рождества или в день самого Рождества.