Карикатура — прикладное искусство, но это очень важный измеритель общественного здоровья. Поэтому всегда значимо не столько содержание карикатуры, сколько реакция на нее в обществе. Наличие сатиры, способность к самоиронии всегда означали высокий уровень культуры общества. Карикатура не всегда предполагает сознательно обидеть человека, но карикатура уж точно не предполагает пафоса, торжественного отношения к предмету.
Задача сатиры — вскрыть суть вещей.
Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих карикатурах конца 18 — начала 19 вв., воздействие стиля «модерн» — в журнальной карикатуре рубежа 19—20 вв., связь с экспрессионизмом — у ряда немецких карикатуристов 1910—20-х гг. и т. д.
Тогда же определилась специфическая для карикатур оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции, английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные «портреты» крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.
Когда Наполеон Бонапарт в 1802 году заключал с Англией Амьенский мир, он внес условие: привлекать к судебной ответственности наравне с убийцами так называемых пасквилянтов — тех, кто высмеивал его личность и поступки.
При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.
Иногда сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными.
http://www.den.lv/index.php?showtopic=15463
Наполеон на ладони английского короля Георга III.
Англичане, при виде этой карикатуры, сразу вспоминали два романа Свифта: «Путешествие в Лилипутию» и «Путешествие в Бробдингнег»
Валтасаров пир Наполеона. Мене, мене, текел, упарсин («Исчислен срок Вавилону и положен ему конец; ты, Валтасар, царь, взвешен на весах и найден невесомым; разделено будет царство твоё и отдано мидянам и персам»).