Поскольку святочные традиции - это явления, появившиеся на границе христианства и язычества, лучше будет открыть для них целую тему.
Свя́тки в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
Часто также святки называются святыми вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.
Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Наши далекие и недавние предки так же, как и мы, умели радоваться наступающим праздникам. А вот, пожалуй, культура встречи Нового года, а более всего Рождества Христова, была более богатой и насыщенной, чем у нас. У поколения избалованного высокими технологиями. Хотя и тогда были, конечно, совсем примитивные забавы.
«Бывало, на святках гадали девицы и вдовицы о женихах, подслушивая на улице говор проходящих, садясь перед зеркалом и т.п. Бывало, молодежь пела подблюдные песни, хоронила золото, играла в веревочку с колечком, в «сижу-посижу», мостила мост и т.п.», - отмечает в своих воспоминаниях Погожев.
Некоторые примеры совсем неудобоваримы для молодых людей начала 21-го столетия. Помимо того, что нужно было сорок раз прочесть «Отче наш» и положить сорок земных поклонов, а, ложась спать, городская барышня должна была сказать: «Суженый-ряженый, приснись мне». Девушка брала наперсток воды, муки и соли, пекла лепешку и съедала ее на ночь. Под ее кроватью стоял стакан с водою, наверху которого делался мостик из прутьев. Ночью, когда ей захочется пить, ей приснится суженый, который переведет ее через мост. В мифологии мост – символ брака.
В другом случае барышня на ночь под подушку клала гребень и верила, что приснится ей милый, который ее расчешет.
Жившая в первой половине XIX века дворянка Толычева вспоминает: «Но дороже всего этого были для нас святки. Рассказать не расскажешь, какое было у нас тогда веселье. После вечернего чая собирались мы в нашем флигеле, и являлась к нам переряженная дворня… Начиналась пляска, а потом следовали подблюдные песни. В заключение мы клали все по кольцу на пол, и в каждое кольцо насыпали овса, потом являлся на сцену петух. Испуганный криками, с которыми его встречали, он топырил крылья и бросался из угла в угол. Тогда все умолкали и присаживались на корточки около места, усеянного овсом. Каждый следил с напряженным вниманием за малейшими движениями петуха, который мало-помалу приходил в себя, оглядывался и начинал робко прогуливаться между кольцами.
«Что ж, девки, - говорила няня, - пора бы запевать»; и вдруг возвышался какой-нибудь тонкий голос; другие подхватывали хором, и раздавалась песнь о красной девушке, поджидавшей милого дружка. Тут начиналась пророческая роль петуха: из чьего кольца он начинал клевать зерна, той судьба сулила в будущем жениха по сердцу и счастливый брак. Следовали и другие песни, гласившие о почестях и о богатстве, и петух точно так же предвещал кому следовало и богатство и почести».
В крестьянском быту святки считались самым большим и веселым праздником. Они продолжались в период окончания сельскохозяйственных работ: от Николина дня (6 декабря/19 декабря по н.с.) до Крещения (6 января/19 января по н.с.). Для русской традиции гадания после святок – редкое явление.
- Вера в предметы, приносящие счастье, характерна для христианского сознания. Пушкин просил в письме Нащокина переслать ему его опекунский билет и серебряную копеечку. «Если и её найдешь, и её перешли. Ты их счастию не
веруешь, а я верю». Как ритуал, для установления контакта с потусторонними силами для узнавания будущего, гадание у славянских народов известно еще VI века. Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что склавины и анты совершали гадания во время жертвоприношений божествам.
- А как в старину узнавали сколько будет детей и какого пола?
- С вечера наливали рюмку воды, опускали внутрь кольцо и выставляли на мороз. Перед сном приносили рюмку и смотрели сколько бугорков - столько сынков, сколько ямок - столько дочек.
источник: http://www.pravda.ru/culture/cultural-h … -svjatki-0