Великая Отечественная война
Сообщений 381 страница 400 из 413
Поделиться3822020-01-27 21:55:51
Он запомнил и такой случай: когда вывозили детей, немцы кружили над нашими, но не стреляли. Ждали, когда наши доберутся до середины озера, и только тогда начали бомбить.
Летом 1942-го детей на двух пароходах вывозили в эвакуацию. Везли тех, кто был совсем плох. На Ладоге фашисты стали бомбить и один пароход с детишками- дистрофиками затонул.
А второй пароход все-таки спасся. На нем эвакуировали моего папу с третьей степенью дистрофии. Ему было 6 лет.
По работе я каждый день бываю на Большой Монетной улице и хожу мимо дома №23, где жила наша семья. И каждый раз вспоминаю папиного братика, который умер самой страшной зимой 42-го года и бабушку, сошедшую с ума от голода.
Папа никогда не рассказывал о блокаде. Сейчас говорит мало и крайне неохотно.
Отредактировано сумеречная (2020-01-27 22:45:58)
Поделиться3832020-01-28 11:26:37
сумеречная
Спасибо большое за замечание, сделала.
Alga , прошу прощения, как-то исчез твой пост... Ничего не могу сделать, дома проблемы с ноутбуком, а на работе погас компьютер, и вот так получилось. Извини, пожалуйста!Не могла бы ты повторить? Очень ценное, очень теплое, хотя и очень грустное воспоминание.
Поделиться3842020-01-28 21:21:15
сумеречная
Спасибо большое за замечание, сделала.Alga , прошу прощения, как-то исчез твой пост... Ничего не могу сделать, дома проблемы с ноутбуком, а на работе погас компьютер, и вот так получилось. Извини, пожалуйста!Не могла бы ты повторить? Очень ценное, очень теплое, хотя и очень грустное воспоминание.
Alga, да, если возможно. Памятная запись.
Поделиться3852020-01-29 14:19:32
Из ВК:
Артист-дрессировщик Иван Иванович Наркевич выступал всю блокаду со своими пятью собачками. Собачки показывали разные номера и тем самым приносили детям радость, веру в чудо.
НЕЗАМЕТНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО
Весной 1942 г. на улицах Ленинграда появилась невероятная компания — высокий, красивый и бледно-прозрачный мужчина, в сопровождении двух тощих и веселых... собачек. Пережить голодную, лютую, темную зиму уже было чудом: для людей страшнее и мучительнее бомбежек оказалось испытание голодом.
Иван Иванович Наркевич, потомственный цирковой артист, по инвалидности невостребованный в солдатский строй, сам себе определил место на войне — помогать детям жить. И, наверное, поэтому следующим чудом, ниспосланным свыше, было то, что уцелели его четвероногие помощники и друзья. Как удалось сохранить животных, какие бабки ворожили Ивану Ивановичу и какие ангелы молились — одному Богу известно. Правда лишь одна — блокадная пайка Наркевича делилась между всеми поровну.
Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, о бабушке, которую "увезли на саночках", а "когда бомбежка — страшно", — они беззаботно играли.
— Я хочу ее погладить, можно? — тянется худенькая ручка к собаке.
— Ой, какая умница, на задних лапках стоит...
— А вы к нам, дядя Ваня, еще придете?
Но проклятая война напоминала о себе недетскими вопросами.
— А кушать собачки часто просят? Наша Муся все время есть хочет. Кричит и кричит, глупая, — жаловался на сестренку восьмилетний Витя.
— Слушайте, слушайте! Они рычат, они лают! — Девочка Валя, забыла, когда живую зверушку видела.
Обход всех известных ему и уцелевших очагов, детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 1942-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу. Счастье под обстрелами и бомбежками призрачно, а радость мимолетна, и поэтому полуживой от голода Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям, ведомый заповедью: "Благослови детей и зверей"...
Артист-дрессировщик, Иван Иванович, всю блокаду выступал в детских садах, детских домах, школах, госпиталях со своими четвероногими артистами. Собачки показывали различные номера: танцевали на сцене, ходили «паровозиком», сидели за партами и многое другое. Костюмы для собачек шила мама Ивана Ивановича, Александра Александровна. Из воспоминаний Ивана Ивановича Наркевича: «Очень нравился детям номер нашей Нелли. Когда я спрашивал, что надо сделать перед едой, Нелли на задних лапках бежала к умывальнику, мыла передние лапки и вытирала их полотенцем. Потом садилась за стол, как будто ждала обеда». Такие выступления наполняли жизнь маленьких ленинградцев блокадного города радостью и смехом, даруя новую веру в жизнь. Спустя много лет, на Огоньке, посвящённом 40-летию снятия блокады, Иван Иванович, уже с другими собачками, показал те же номера, с которыми выступал перед детьми осажденного города.
Кормил Иван Иванович собачек своим хлебом, который получал по карточке, но делил его не на три части (завтрак, обед и ужин), а на 6 частей (он и пятеро собачек). Конечно, такой еды совсем не хватало, поэтому он начал варить свои ремни, у него было несколько кожаных ремней, он резал их на маленькие кусочки и варил похлёбку, которую делил со своими питомцами. У Ивана Ивановича остался последний ремень, он делал в нем дополнительные дырочки, чтобы ремень не спадал - по этому ремню хорошо видно, насколько исхудал взрослый мужчина
У Ивана Ивановича был свой оберег - фляга, которая спасла ему жизнь. Он шел по улице, когда начался обстрел, и что-то резко толкнуло его - это смертоносный осколок застрял в фляге. Фляга уже была непригодной, но он носил ее всегда с собой.
Когда закончилась война... да нет, пожалуй, раньше, — после прорыва блокады, о Наркевиче говорили и писали много. Ленинградские газеты обозначили его подвиг как "незаметное гражданское мужество". Потом вспоминали о нем все реже и реже, а к восьмидесятым и вовсе забыли.
В музее «Дети и дошкольные работники осаждённого Ленинграда» Ивану Ивановичу посвящена целая витрина. Там можно увидеть блокадные фотографии выступлений собачек, личные вещи Ивана Ивановича, его награды и тетради с отзывами, которые были написаны после выступлений артиста. Ремень и фляга также находятся в музее.
Поделиться3862020-02-01 09:34:21
Marie, ничего страшного, бывает.
повторить
возможно
Как-нибудь позже. Сейчас вся в делах.
Поделиться3882021-04-23 10:30:48
В начале октября 1941 года над Ленинградом был сбит Me-109. Пилот не дотянул до своих и посадил машину на окраине города.
Пока патруль его арестовывал собралась толпа зевак, в которой затесался знаменитый советский химик-органик, ученик великого Фаворского, Александр Дмитриевич Петров. Из пробитых баков самолета стекало топливо и профессор заинтересовался, на чем летают самолёты люфтваффе. Петров подставил под струю пустую бутылку и с полученной пробой в лаборатории поставил ряд опытов в своей лаборатории в опустевших корпусах Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института, персонал которого к тому времени был уже эвакуирован в Казань, в то время как Петров был оставлен следить за ещё не вывезенным имуществом.
В ходе исследований Петров обнаружил, что температура замерзания трофейного авиационного бензина была минус 14ºC, против минус 60ºC у нашего. Вот почему, понял он, немецкие самолёты не забираются на большие высоты. А как же они будут взлететь, когда температура воздуха в ленинградской области опустится ниже минус пятнадцати?
Химик оказался настырным и добился аудиенции у заместителя командующего ВВС Северо-Западного фронта. И так сразу с порога в лоб сообщил тому, что знает способ уничтожения всех вражеских флюгцойгов. У генерала возникли некоторого рода опасения, хотел даже людей в белых халатах вызвать. Но выслушав человека науки, он проявил к полученной информации интерес. Для полноты картины химику доставили образцы с аналогично приземленного Ю-87, потом еще разведчики из-за фронта притащили с аэродромов. В общих чертах результаты совпадали. Тут уж военные в обстановке строй секретности приготовили немцам уберрашунг и как рыбаки стали ждать с моря погоды. Все начальники, кто были в курсе дела, по несколько раз на дню задавались вопросом: «Вы не подскажете сколько сейчас градусов ниже нуля?» Ждали, ждали и наконец дождались: 30 октября на стол в штабе ВВС фронта легли дешифрованные воздушные фотоснимки аэродромов в Гатчине и Сиверской.
Разведчики только в Сиверской обнаружили 40 Ю-88, 31 истребитель и четыре транспортных самолета. Утром 6 ноября в воздух поднялся 125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова. С высоты 2550 метров наши Пе-2 обрушились на вражеские флюгплацы. Штурман ведущего бомбардировщика капитан В.Н.Михайлов сбросил бомбы точно на самолетную стоянку противника. Вражеские зенитчики свирепствовали, но ни одного истребителя в воздух немцы поднять не могли – мороз был ниже двадцати градусов. Через 15 минут Пешки сменила шестерка штурмовиков 174 шап, ведомая старшим лейтенантом Смышляевым. В это же время группа из девяти И-153 подавляла зенитную артиллерию, а затем пулеметным огнем обстреляла стоянки вражеских самолетов. Через два с половиной часа семерка бомбардировщиков 125 бап, ведомая капитаном Резвых, нанесла второй удар по аэродрому. Всего в налёте участвовало 14 бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя.
За этим налётом последовали налёты и на другие аэродромы, в результате которых с немецкий 1-й воздушный флот генерал-полковника Альфреда Келлера понёс существенные потери и на некоторое время фактически потерял боеспособность. Конечно, немцы вскоре доставили своим авиаторам более качественный авиационный бензин, который выдерживал хотя и не 60-градусный мороз, но позволял запускать авиамоторы при минус 20 градусах. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года. Петров вскоре был эвакуирован в Москву, а в 1947 году возглавил там лабораторию института органической химии АН СССР. Дожил он до 1964 года.
Поделиться3892021-06-02 12:43:21
Отсюда: https://versii.com/news/operacija-deti/
Операция «Дети»
Давно хотела об этом написать, но все не было повода. И вот он появился – Международный день защиты детей. На самом деле праздник «ни о чем»: формальный повод поговорить о правах ребенка. Но я хочу его использовать, чтобы рассказать удивительную историю героического спасения трех тысяч детей во время Великой Отечественной войны. И отдать должок милой соседушке, которой уже полгода, увы, нет в живых.
Международный день защиты детей отмечается ежегодно 1 июня. Учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался в 1950 году. Кроме того, детям посвящены Всемирный день ребенка (20 ноября), Международный день невинных детей – жертв агрессии (4 июня) и День защиты детей Африки (16 июня).
Почему-то нет отдельного упоминания о детях, переживших ужасы Второй мировой войны. И тем более (я в этом уверена) найдется не много людей, которые слышали словосочетание “Операция “Дети”. Сама узнала об этом случайно.
Жила в нашем доме приятная бабушка, русскоязычная (видно, что из российской глубинки), вдова вертолетчика, погибшего в Афганистане. Очень вкусные пироги пекла, в том числе кулебяки и пасхальные куличи. Всех угощала. Как-то мы с ней разговорились, что у моей покойной мамы 26 января день рождения и я собираюсь пойти в церковь – поставить свечку.
Добрая бабушка в это время уже плохо ходила (только с палочкой) и попросила меня поставить свечку святой Матроне, по-русски Матрене. “За нашу учительницу, святую спасительницу”, – сказала она.
Сначала не поняла, о чем речь. Но когда на следующий год она попросила меня о том же, журналистское любопытство дало о себе знать. Бабушка рассказала, что была одной из трех тысяч детей, которых вывели по смоленским болотам из фашистской оккупации летом 1942 года.
Возможно, это самая масштабная в мире и точно в Великой Отечественной войне операция по спасению детей. Трудно в это поверить, но фантастически сложный, экстремальный переход длиной в 200 км по лесам и болотам для голодных, ослабленных, неподготовленных детей осуществили три девушки-партизанки: беременная учительница, еще одна молодая учительница и юная медсестра.
Покойной бабушке-соседке было тогда 15 лет, и она стала звеньевой: вела за собой два десятка ослабленных, голодных, изможденных детей, которых фашисты лишили возможности даже воды выпить в жару, отравив водные источники. Но самое невероятное – что все они дошли живыми.
Загуглив словосочетание “Операция “Дети”, вы первым делом найдете, как и я, статью, которая начинается словами: “14 августа 1942 года к перрону железнодорожного вокзала города Горького (ныне – Нижнего Новгорода) подошел необычный эшелон. Около 60 теплушек, пассажирами которых были голодные и обессиленные, но главное – живые дети, уроженцы Смоленской области, спасающиеся от немецких бомб и снарядов”.
С момента начала войны прошло больше года. Месяцы оккупации не оставили иллюзий относительно немцев. Если в Украине еще кое-где присутствовала определенная покорность (хотя в сумских лесах уже действовали партизанские отряды Сидора Ковпака), то на Смоленщине движение партизан изначально было организованным, сплоченным и высокоэффективным. Сказывались партизанские традиции еще со времен Наполеона. Немцы за это жестоко мстили – сжигали деревни, давили младенцев танками, угоняли подростков в Германию, в самое пекло.
В 1942 году командир партизанских отрядов Никифор Коляда, более известный как Батя, пробил на уровне высшего командования план спасения детей и подростков от смерти или угона в немецкие лагеря путем переправки их в тыл.
Фактически это была авантюра. Три партизанки – учительница начальных классов басинской школы Матрена Вольская (жена офицера Советской армии), учительница Варвара Полякова и медсестра Екатерина Громова, все трое моложе 25 лет – должны были вывести через лес и болота несколько тысяч детей, старше 9 лет.
Но как рассказывала моя соседка, возраст ребенка, которого родители “сдавали на переправку”, никто не проверял. Поэтому в ее звене были и семилетки и, возможно, даже шестилетки. Они больше других верили, что “мы дойдем”, потому что в силу детского возраста не понимали, какой сложности переход им предстоит проделать.
Итак, 22 июля 1942 года на площади в деревне Елисеевичи, которую партизаны отбили у немцев, было собрано не меньше двух тысяч детей, которых родители и родственники тайно свезли ночью со всех окрестных населенных пунктов.
Это была огромная колонна. Детей разбили на отряды по 40-50 человек, назначили связных. Впереди шла командир – учительница Вольская с самыми старшими, затем Полякова с ребятами помладше, и замыкала процессию медсестра Громова с самыми маленькими.
Шли днем: ночами дети прятались в лесу, а Матрена уходила на разведку на 20-25 километров вперед, проверяя дорогу: не заминирован ли путь, нет ли впереди фашистов. К утру возвращалась обратно, чтобы снова вести отряды вперед. Несколько недель она практически не спала или спала по 2-3 часа в сутки. Как писал Маяковский: “Гвозди б делать из этих людей. Крепче б не было в мире гвоздей”.
Вскоре после начала пути партизаны узнали, что немцы в курсе и поджидают колонну на одной из проселочных дорог. Пришлось изменить маршрут, углубиться в лес, идти по буреломам и болотам. Вместе с детьми должны были пройти этот путь несколько деревенских лошадей, груженных вещами и нехитрым провиантом.
Трудно представить, что пережили эти дети. Колодцы и даже вода реки Гобзы – все было отравлено трупным ядом. Фашисты специально сбрасывали туда тела убитых и заливали ядохимикаты, чтобы дети отравились. Они могли иногда пить воду только в ручьях.
Еды часто не было совсем, кушали все – траву, сырые грибы, болотную тину. Старшие дети охотились: пойманного зайчика делили на всех. У маленьких болели животы, у девочек постарше случались месячные, учительница Матрена была беременна, но проходила отекшими ногами многие километры на разведку.
Несмотря на всю невероятность перехода, в каждом селе, где не было немцев и детей оставляли ночевать, к колонне добавлялись все новые и новые путники. Детей везли из оккупированных сел за много километров лишь бы “отдать Матрене”. В этом было что-то нереальное, какая-то вера в чудо.
И оно случилось. Дети дошли. Самых слабых под конец старшие волокли на себе. Из лошадей выжила одна. А дети – все. Грязные, вонючие, страшно голодные и обезвоженные они огромной толпой забрели на станцию Торопец. Невредимыми!
Ребят разместили в бывшей школе и полуразрушенном клубе и просто в роще. Солдаты, которые ехали на фронт, делились с детьми своими пайками. 5 августа 1942 года прибыл поезд в составе 60 вагонов. На крышах огромными буквами было написано «ДЕТИ». Как будто это могло повлиять на немецких бомбардировщиков.
Первоначально смоленских ребятишек планировали эвакуировать за Урал. Но, видя состояние своих подопечных, Вольская понимала: если ничего не сделать, в Свердловск она привезет трупы. На остановках Матрена начала рассылать телеграммы в ближайшие по пути следования крупные станции – Ярославль, Иваново, Москву. И вот пришел ответ из Горького: там были готовы принять всех детей сразу.
В итоге до Горького довезли 3225 живых смоленских детей. В том числе и мою теперь уже покойную соседку. Их спасительницы – две “училки” и медсестра – пережили войну. Одна умерла очень рано. Матрена Вольская родила сына, дождалась с войны мужа, стала мамой еще трем деткам, работала учительницей в школе. О героической эвакуации 1942 года никому особо не рассказывала. Умерла в 1978 году, в кругу семьи без особых почестей.
Соседка моя умерла этой зимой. То ли от коронавируса, то ли от других болезней. С Вольской она некоторое время переписывалась, потом вышла замуж и уехала в военный городок. Связь оборвалась. Но до самой смерти ставила свечки святой Матрона (Матрене). А когда уже не могла дойти до церкви – просила меня.
Галина Акимова
Поделиться3902021-06-02 12:58:15
састер
Огромное тебе спасибо за этот пост. Я, родившаяся в Горьком, об этом факте - не знала! Ничего не знала. Теперь знаю и расскажу всем, до кого дотянусь. Да, в Горьком не было немцев. Город страшно бомбили, но хоть какая-то еда - была. И я горжусь тем, что именно из моего города пришел ответ и там смогли помочь этим невероятно мужественным женщинам и горемычным детишкам.
...сижу и реву теперь...
Поделиться3912021-06-02 16:32:32
састер, спасибо тебе за рассказ, а учительницам и медсестре низкий поклон.
Поделиться3922021-06-02 17:09:34
састер
Какой рассказ, боже мой... Спасибо!!!
Поделиться3932021-06-02 22:06:54
...сижу и реву теперь...
Аналогично. Это невероятно, спасибо, састер!
Поделиться3952022-01-27 22:03:56
Если кому-то не понравится, уберу под кат. Но каждый раз, как слушаю, слезы наворачиваются.
Поделиться3972022-01-27 23:57:35
Я не знаю, стоит ли это здесь писать. В наши странные времена уже ничему нельзя удивляться.
Сегодня блокадников не пустили на Пискарёвское кладбище, поскольку ожидалось прибытие Беглова с сотоварищами. А блокадников попросили прийти позже, после 15ч.
Поделиться3982022-01-28 09:19:11
Фарфор "Кобальтовая сетка"
https://yacollectioner.ru/farfor-kobaltovaya-setka/