Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Новое время » 19 век,весь. Что нашлось.


19 век,весь. Что нашлось.

Сообщений 1 страница 20 из 69

1

Потрясающая статья,посвященная императрице Сисси или Елизавете Австрийской....
Имя это женщины уже при жизни стало легендой, а после ее трагической гибели приобрело по-настоящему ореол святости. В чем же секрет ее популярности? Скорее всего в ее красоте и манере вести себя независимо и необычно, что так не характерно для особ императорских фамилий. Елизавета Баварская, императрица Австрии, была необычной женщиной: красоту свою она тщательно оберегала, боялась старости и увядания. Уже в 42 года она запретила себя рисовать и фотографировать, надела вуаль и закрывала лицо зонтиком. Ее жизнь во многом так и осталась загадкой, что вызывало после ее смерти лавину литературных исследований с домыслами и фантазиями. Чуть позже мир увидел и фильмы о самой красивой женщине Европы, и это обожествление не утихает и до сих пор.
http://s47.radikal.ru/i115/1005/fa/fbb73faba99dt.jpg
Императрица Австро-Венгрии Елизавета.
Елизавета (Амалия Евгения Елизавета таково ее полное имя) родилась 24 декабря 1837 года, и согласно легенде, у нее, как и у Наполеона, был "зуб счастья" во рту, а это обещало ей яркую и счастливую жизнь. У своего отца герцога Максимилиана Баварского она была любимой дочерью, т.к. была его копией и не только внешне, но и по характеру.  Сисси (так прозвали ее близкие) обожала путешествия, увлекалась верховой ездой, стихами Генриха Гейне, тонко чувствовала и любила природу. Потом вдруг, она сразу вступила во взрослую жизнь...
http://s15.radikal.ru/i189/1005/d9/5e6253df379at.jpg
остальное:
http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/21423.html#cutid1

+6

2

reiser
спасибо за потрясающий рассказ и ссылку о Елизавете Австрийской. Одна из любимых исторических личностей. Сколько всего о ней было перечитано в свое время..
Очень люблю фильмы о ней с Роми Шнайдер в главной роли-трилогию о Сисси (пусть наивный и где-то детский, но все равно очень трогательный и красивый фильм) и картину Лукино Висконти "Людвиг", где все та же Роми сыграла Сисси в самом расцвете лет. А еще мне там Хельмут Бергер очень нравился. Он у Висконти еще снимался в Семейном Портрете в интерьере и в Гибели Богов. Потрясающие фильмы. Мировая классика.

http://i082.radikal.ru/1005/77/6c72ab8c94db.jpghttp://s50.radikal.ru/i128/1005/9d/a0f4652ec4a5.jpg

http://i072.radikal.ru/1005/09/f6d935d697d2.jpghttp://s46.radikal.ru/i113/1005/76/d98d7368dd43.jpg

+4

3

Anabelle
А я все рекламирую Мюзикл,в разделе соотвествующем,ей посвященный.

0

4

Нашла чудесное сообщество,посвященное императрице....
Особенно впечатлила статья про Фанни Файфалик.
Перепостиваю ее сюда. Все права принадлежат ,автору,ссылка -в конце поста.
Фанни Фейфалик личный парикмахер Ее Величества
http://cisarovna-sisi.wz.cz/ostatni/fannyfeifalikova1.jpg
Хотела написать статью по Фанни, но даже интернет не знает более точной биографической информации.
Сисси сама себя называла рабой своих волос. Ее стиль, вошедший в историю и историю парихмахерского искусства был создан Фанни (Ангерер) Фейфалик. (Fanny Angerer Feifalik )
Императрица нашла своего будущего парикмахера и подругу в театре Hofburgtheater. Во время просмотра комедии, она заметила необычно красивую укладку у примы Эден Габильон. После спектакля она поинтересовалась именем художника. Им оказалась Фанни, юная дочь театрального парикмахера - девушка поразительной красоты и живого ума. Ее назначение на придворную должность личного парикмахера Ее Величества Императрицы не обошлось без долгих дискуссий, которые даже покинули пределы дворца.
В апреле 1863 года в колонке «новости дня» газеты Морген пост было напечатано следующее : «Вопрос, обсуждавшийся долгое время: кто должен обслуживать Ее величество как парикмахер, мужчина или женщина, наконец решен. Фройляйн Ангерер вступает в Орден парикмахеров и получает гонорар в 2000 гульденов год, что бы посвятить себя работе придворного парикмахера. Иные заработки художественного характера не исключены, если будет позволять время". Годовое жалование в 2000 гульденов было довольно высоким и соответствовала, например, профессору университета. В театре, покинутом Фанни, самый высокий гонорар для звезд составлял 3000 гульденов.
Фанни стала самым знаменитым парикмахером в Империи. Леди из высшего света боролись за возможность воспользоваться услугами придворного парикмахера (именно об этих "дополнительных заработках" и упоминалось в статье).
Фанни была не только знала, как сделать самые изящные прически в Вене, но и как обращаться с капризной императрицей, чей сложный характер был широко известен. Чтобы лишний раз не расстраивать госпожу, она прятала вычесанные волоски под фартук, после чего показывала чистую расческу. Сисси не разрешала никому касаться ее волос, кроме Фанни, отменяя придворные приемы, когда Фанни сообщала о нездоровье.
Это давало возможность Фанни манипулировать императрицей, посылая горничную вместо себя. Елизавета пишет в своем дневнике « После нескольких дней такой укладки я вся измотана. Она это знает и ждет капитуляции».
Ничем Сисси не гордилась так сильно, как каскадом волос, закрывающим ее как плащ, когда она вставала с распущенными волосами.
Кристомас описывает ежедневный уход за волосами так:
«В черном платье с длинном шлейфе и белом фартуке, фрау Фейфалик, обладающая импозантной внешностью, со следами былой красоты и искорками интриги в глазах, своими белыми руками взбивает волосы Сисси волнами, пробегая по ним кончиками пальцев, как будто она касается шелка или бархата. Ловит и закручивает ее волосы в своих руках как реки, которые хотят лететь, но не струиться. После окончания укладки служанка на серебряном подносе приносит мертвые волоски для изучения. Их взгляды пересекаются и взгляд госпожи содержит легкий упрек, а взгляд служанки раскаянье. Императрица торжественно поднимается со своего трона, служанка склоняется в повиновении. На этом ежедневный ритуал считается законченным… »

Отношения между двумя дамами были очень близкими и в определенной степени Императрица была зависима от Фейфалик. И поэтому когда Фанни сообщила о намерении выйти замуж, Сисси проявила самое деятельное участие. Фанни влюбилась в банковского работника из среднего сословия, и в случае их брака она была бы вынуждена покинуть дворец, чего Сисси допустить не могла. Их брак стал возможен лишь при личном вмешательстве Императора. Хьюго Фейфалик получил должность при дворе. Он был сначала назначен личным секретарем Императрицы и позже повышен до должности райзенмаршалла (ответственного за путешесвия ее Величества). Они долгое время вместе с Фанни сопровождали в путешествиях Елизавету. Впоследствии он стал казначеем Ордена звезды и креста, придворным советником Императора и был посвящен в рыцари.

Фейфалики имели сильное хотя и малозаметное влияние на Сисси в течении 30 лет. Такой вывод можно сделать из ревности остальных придворных дам.
Особенно доверие императрицы сделали Фанни Фейфалик не просто самоуверенной, но и бесконечно красивой и поистине царственной, даже более царственной, чем сама Императрица. Сисси неоднократно извлекала для себя выгоду из способности Фанни подать себя, используя ее в качестве двойника. Находясь в заграничных путешествиях, она позволяла себе незаметно исчезать, оставляя Фанни принимать почести вместо себя.
Так, в 1885 году Императрица отправила своего парикмахера в почетное плавание по заливу Смирны в сопровождении главы города, в то время как она сама, сойдя на берег, пошла гулять и смотреть достопримечательности.

В 1894 году имел место еще один обман. На железнодорожной станции Марселя множество людей столпилось на платформе, чтобы посмотреть на отъезд императрицы
Австро-Венгрии. Фрейлина Императрицы Ирма Штарай описывает этот день так «… в обычный день Ее Величество «почувствовали бы себя больной», в этот же раз она была очень весела, наблюдая как любопытство толпы было удовлетворено полностью Фрау Ф, царственно прошествовавшей к поезду до того как она зашла сама».
Отсюда:http://community.livejournal.com/kaiserin_sissi/6698.html?mode=reply

+4

5

reiser написал(а):

А я все рекламирую Мюзикл,в разделе соотвествующем,ей посвященный.

читала с интересом. посмотрела отрывки. А с переводом нигде нет? или я тему невнимательно посмотрела?

reiser написал(а):

Фанни Фейфалик личный парикмахер Ее Величества

очень интересно. да, читала, что она иногда Сисси как бы подменяла. жаль, фотографий ее мало, но мне казалось, что Фанни не очень-то на Сисси похожа. если только волосы :)

0

6

Спасибо, очень интересно. :)

reiser написал(а):

Елизавета Баварская, императрица Австрии, была необычной женщиной: красоту свою она тщательно оберегала, боялась старости и увядания.

Э... а что тут необычного? Редкая женщина не любит быть красивой, и еще более редкая не мечтает нравиться мужчинам, какой бы страшненькой или же хорошенькой по меркам общества, в котором она живет, эта женщина ни была. Про императрицу читала в свое время, и не только про нее. Эх, век XIX-ый... интересное было время. Впрочем, как и всегда. Люблю историю. Мюзикл бы в живую такой посмотреть, а то и жанр уважаю, и сюжет вполне. :) Запомнилась едкая фраза современника (или все-таки современницы?) об императрице: "Ничтожество и дура, прямо как Анна у этих англичан. Кукла. Дорогая и бесполезная для народа, совершенно оторванная от него "чувствительная" воображала. Хотя разумеется, на дорогостоящих кукол тратят меньше даже заядлые коллекционеры. По крайней мере, кукол не нужно кормить".

Отредактировано Alga (2010-05-06 16:11:49)

0

7

Anabelle
Перевод и либретто можно на торретнтс ру скачать. как и само видео. если интересно -я ссылки дам.
Она,вполне вероятно, в вуали была.
AlgaСтатья не моя. Но,думаю автор имела ввиду,что у Элизабет это напоминало манию и патологию, а не протсо желанеи ухаживать за собой.
Автор высказывания очень категорична,но местами права.

+1

8

Alga написал(а):

Мюзикл бы в живую такой посмотреть, а то и жанр уважаю, и сюжет вполне.

В живую с этим кастом нереально. С другим -вроде его обещали возобновить... Но пока вы -тольок в записи. У меня ест ьхорошего качества)

0

9

Да я поняла, что статья не твоя, я за выкладывание спасибо сказала. Интересный же материал. :) А кто автор того высказывания - понятия не имею, но вот есть у меня подозрение, что это была именно женщина, возможно неглупая, но отчасти завидовавшая той, о которой так нелестно отзывалалсь. ;) А мюзикл возможно хоть с/без первода, хоть как-то заполучить тем, у кого со скачиванием не ладится?

0

10

reiser
я с торрентс и рутрекером в последнее время не дружу, не скачивается у меня :( может другие ссылки есть и другие возможности?

0

11

AnabelleНа полную скачку- увы... (9 гигов не скачаешь особо то без торрента).

0

12

Alga написал(а):

А мюзикл возможно хоть с/без первода, хоть как-то заполучить тем, у кого со скачиванием не ладится?

можно -надо пинать меня,что бы я таки все записала,чт ообещала и разом послала))))))))))))

0

13

*Нашла футбольные ботинки. Начинаю ласково пинать.* :)

0

14

AlgaНе так. Регулярно,прям каждый день капай мне плз на мозх. И я смогу)))))))))))

0

15

История Желтого Домино
Masquerade!
Paper faces on parade . . .
Masquerade!
Hide your face,
so the world will
never find you! (c)

Балы при дворе Франца Иосифа и Элизабет подчинялись строгому церемониалу и, скорее всего, были довольно скучны. Среди напыщенных аристократов особенно не разгуляешься, не повеселишься и не подурачишься. А хотелось. Другое дело – так называемые «элитные балы», которые на самом деле не были такими уж элитными. Скорее наоборот, потому что их организовывали самые различные группы – работники железной дороги, художники, водители фиакров, военные, расквартированные поблизости. На таких балах-маскарадах молодой человек мог подойти к понравившейся девушке без всякого формального представления, обратиться к ней на «ты», и протанцевать с ней всю ночь, так и не узнав ее настоящего имени. Иными словами, это была возможность для легкого, ни к чему не обязывающего флирта.

Однажды самой императрице тоже захотелось испытать это неведомое ощущение. В 1874 году Элизабет инкогнито посетила карнавал. Вообще-то, она любила путешествовать инкогнито, хотя довольно часто ее разоблачали. Чего стоит хотя бы тот случай, когда во Франции она решила прокатиться на трамвае и протянула кондуктору пригоршню монет, чтобы он сам выбрал сколько нужно. Тем не менее, в своих конспираторских способностях Элизабет не сомневалась. Мужа, она в свои планы не посвятила – Франц Иосиф пришел бы в ужас, узнав что супруга решила пуститься во все тяжкие – зато взяла в конфидентки фрейлину Иду Ференци. Та была только за.

Поздно ночью, когда весь дворец спал, Элизабет приступила к выполнению плана. Великая мастерица перевоплощений, она надела роскошное домино из желтой парчи, волосы скрыла под рыжим париком, а лицо – под маской с черной вуалью. Как же далека она была от народа! Дорогое одеяние не давало императрице слиться с толпой – еще бы, ведь простая модистка или домохозяйка из среднего класса никогда бы не позволила себе ТАК потратиться на маскарадный костюм. Для пущей загадочности, Элизабет назвалась «Габриэллой.»

Ида и новоокрещенная Габриэлла вошли в бальную залу, проследовали на балкон и оттуда следили за танцующими. Чувствую себя wallflower, Элизабет вскоре заскучала, а компаньонка предложила ей указать на любого мужчину в зале, пообещав что она его тут же притащит на аркане приведет. Императрица указала на довольно симпатичного молодого человека. Ида спустилась в зал, заговорила с ним а-ля Азазелло с Маргаритой и поняла из его ответов, что юноша не принадлежал к высшему обществу. Иными словами, при виде Элизабет он не мог сказать - «Лизхен, а ты что здесь делаешь? И маску зачем-то надела.» Значит молодой человек был подходящей добычей.

- Вы не сделаете мне одолжение?
- Да, конечно.
- Моя подруга стоит на балконе, одна-одинешенька, и скучает до смерти. Вы не откажетесь развлечь ее хотя бы несколько минут?
- Почему бы нет?

Подойдя к Элизабет, молодой человек представился Фрицем Пакером, клерком в одном из министерств. Фриц был не дурак и с первой же секунды разгадал, что женщина в желтом домино – важная птица. Поэтому сначала разговор не клеился, тем более что Элизабет задавала ему самые некарнавальные вопросы – А что люди думают про правительство? А про императора? А императрицу Фриц видел? Ну и как она ему? Наверняка бедняга решил, что нарвался на шпионку, ведь и доносители должны же где-то проводить досуг. Потом он подумал, что, возможно, разговаривает с самой императрицей, но эта имея была еще более фантастичной. Он ответил «Габриэлле» что да, он видел как Элизабет скакала по Пратеру, что она была ослепительно красивой, но горожане критиковали ее, потому что она редко появляется на публике и вообще предпочитает общество лошадей и собак. Ну да что возьмешь с бедняжки, если у нее такая наследственность – ее отец, кажется сказал, что не будь он принцем, он хотел бы стать цирковым наездником. Ни с того ни с сего таинственная незнакомка спросила - «Как вы думаете, сколько мне лет?» Вопросик еще тот, но за ответ Фрица можно было убить без особой жалости. Молодой человек сказал «Вам-то? Ну где-то 36.» Элизабет, которой на тот момент было 37, тем не менее не сбросила нахала с балкона, лишь ответила «Не слишком-то вы вежливы. Можете идти.» Но Фриц уходить не собирался, потому что несправедливо его таскать из зала на балкон, чтобы потом задать парочку вопросов и прогнать. Элизабет согласилась с его негодованием и чуть успокоилась. С этого момента беседа текла более оживленно. Оказалось, что у них были общие интересы, оба любили Гейне. Следующие два часа они прогуливались по залу и танцевали. Молодой человек заметил, что его спутница явно не привыкла к толпам – она вздрагивала, стоило кому-нибудь ненароком ее задеть.

- А вы, должно быть, дама из высшего света, наверное, принцесса. Это заметно по вашему поведению.
- Однажды я расскажу вам, кто я такая, но не сегодня. Мы еще увидимся. Вы сможете приехать в Мюних или Штутгарт на рандеву? Видите ли, у меня нет дома и я всегда в пути.
- Я приеду когда вы пожелаете.
Элизабет записала его адрес и сказала,
- Пообещайте, что когда проводите меня до кареты, вы уже не вернетесь в бальный зал. Только не этой ночью.

Ее спутник пообещал но, провожая Элизабет, вскричал - «Я хочу знать, кто вы!» Он попытался сорвать с нее маску, но в этот момент верная Ида бросилась между ним и Элизабет, крича «Damn you, you little prying Pandora!» Императрица убежала в карету, не оставив на лестнице даже хрустального башмачка. Впрочем, в случае с Элизабет это, скорее всего, были бы хрустальные шпильки.

Здесь бы и поставить точку, но жизнь иногда бывает такой графоманкой!

Неделю спустя Фриц получил письмо из Мюниха (дата на письме поставлена рукой Элизабет, но текст написан измененным почерком). В письме говорилось, что Габриэлла обещала дать ему знать о себе и вот, она сдержала обещание, ведь наверняка Фриц так ждал этого письма и скучал по ней. Юноша отправил ответ на указанный почтовый ящик. Элизабет всегда писала ему измененным почерком и устраивала так, чтобы письма уходили из тех городов, где ее в тот момент не было.

Через месяц она написала ему из Англии:

«Милый друг: Как мне вас жаль! Ведь вы так долго не получали от меня ни словечка. Должно быть, ваша жизнь была пустой, а время тянулось медленно. Но я не могла написать вам. Я смертельно устала. В голове нет никаких мыслей, день за днем я сижу у окна и часы напролет смотрю на этот безнадежный туман. Потом внезапно я становлюсь легкомысленной как дебютантка и мечусь с одного бала на другой. Думаю ли я о вас? Это мой секрет. (...) Часы показывают, что уже полночь. Быть может, сейчас вы мечтаете обо мне или мычите печальные песни в ночной тиши? Ради ваших соседей, я надеюсь что все же первое.»

Опять же не будучи идиотом, Фриц заподозрил неладное. Но «Габриэлла» уверила его, что ее зовут именно так, что сейчас она действительно в Англии. Она так же попросила его выслать фотографию, а в обмен рассказала про свою жизнь в Англии. Разумеется, в этом описании не было ни слова правда. С другой стороны, ну не могла же Элизабет написать «...а потом королева Виктория пригласила меня на файф-о-клок, мы мило пошушукались...»

Поскольку Фриц упоминал, что собирается провести отпуск с матерью и сестрой в Италии, Элизабет пожелала ему приятных каникул:

«Я знаю что вы будете думать обо мне, не смотря на присутствие вашей матери и сестры. Я вплелась в вашу жизнь, бессознательно и беспрепятственно. Скажите, вы хотите распутать эту нитку? У вас еще есть время. А потом – кто знает?»

В своих посланиях Элизабет-Габриэлла плела фантазии, быть может, чувствуя себя королевой эльфов, превращая в сказку жизнь, в которой так мало сказочного. Но со временем ее друг по переписке начал догадываться о том, кем же была таинственная незнакомках. В одном письме он вскользь упомянул австрийскую императрицу.

И поток писем внезапно остановился.

На целых 11 лет.

Теперь Элизабет исполнилось 48, у нее было уже несколько внуков. Она писала стихи, сравнивая себя с чайкой. Пребывая в поэтическом настроении, она однажды вспомнила карнавальную ночь, и вальсы, и желтое домино, в котором он порхала по бальному залу, рука об руку с молодым человеком, чьи манеры оставляли желать лучшего. Она написала Фрицу на его прежний адрес и попросила фотографию. Можно себе представить его удивление:

"Дорогая «Желтое Домино»,
Ничто не могло удивить меня так, как то, что вы наконец подали признаки жизни. Даже если скажу «я с луны свалился», все равно моих чувств не опишешь полностью. Что произошло с вами за эти одиннадцать лет?! Наверняка вы по-прежнему прекрасны и горды. Я же стал женатым человеком, лысым, уважаемым, но счастливым. Моя жена похожа на вас ростом и фигурой. А еще у меня есть очаровательная дочка.
Если вы сочтете нужным, то теперь, 11 лет спустя, вы можете без страха снять ваше домино и внести ясность в то загадочное приключение, которое очаровало меня более, чем какое либо другое событие в моей жизни."

Он не послал ей фотографию, а она ответил лишь через 4 месяца, повторив свою просьбу. Но Фриц ответил не без раздражения, что спустя столько лет анонимность теряет всю прелесть.

И лишь когда прошло еще два года, Фриц сумел разгадать эту загадку. На его имя вновь пришло послание от таинственной незнакомки, судя по марке, отправленное из Бразилии. В конверте был один единственный листок бумаги, а на нем – стихотворение «Песня о Желтом Домино.» Нельзя не признать – со своими мечтами Элизабет умела прощаться красиво.

Denkst du der Nacht noch im leuchtenden Saal?
Lang, lang ist's her, lang ist's her,
wo sich zwei Seelen getroffen einmal,
lang, lang ist's her, lang ist's her,
wo uns're seltsame Freundschaft begann.
Denkst du, mein Freund, wohl noch manchmal daran?
Denkst du der Worte, so innig vertraut,
die wir getauscht bei der Tanzweisen Laut?
Ach! Nur zu schnell schwand die Zeit uns dahin,
ein Druck der Hand noch, und ich musste flieh'n.
Mein Antlitz enthüllen durft' ich dir nicht,
doch dafür gab ich der Seele ihr Licht.
Freund, das war mehr, das war mehr!
Jahre vergingen und zogen vorbei,
doch sie vereinten nie wieder uns zwei.
Forschend bei Nacht fragt die Sterne mein Blick,
Auskunft noch Antwort gibt keiner zurück.
Bald wähnt' ich nahe dich, bald wieder fern.
Weilst du vielleicht schon auf anderem Stern?
Lebst du, so gib mir ein Zeichen bei Tag,
das ich kaum hoffen, erwarten vermag.
So lang ist's her, so lang ist's her!
Lass mich warten nicht mehr,
warten nicht mehr!
(кто понимает немецкий переведите а?)
http://pics.livejournal.com/b_a_n_s_h_e_e/pic/0008wad4
взято у Баньши:
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/239743.html#cutid1

+2

16

Эрцгерцог Людвиг Виктор Иосиф Антон был младшим ребенком эрцгерцогини Софии и эрцгерцога Франца Карла Австрийских. В семье его звали Буби (Bubi) или Маленький Людвиг. Детство Людвига было омрачено революцией 1848 года и бегством его семьи в Инсбрук.
Проходил традиционную для членов династии Габсбургов военную карьеру, дослужился до генерала пехоты и имел под началом полк,названный его именем.
Также Людвиг отказался от идеи его брата Максимилиана стать наследником Мексиканского престола. Равно как и от брака с дочерью и наследницей бразильского императора принцессой Исабель.
Однако его мать подобрала ему другую партию - герцогиню Софию Шарлотту Баварскую, но эрцгерцог даже не захотел с ней увидеться.
Его занимало коллекционирование произведений искусства и постройка собственного дворца на Шварценбергплац в ренессансном стиле.
С течением времени у Людвига начали появляться гомосексуальные наклонности и привычка переодеваться женщиной, так одна из фотографий представляет его балериной, одетой в пачку и обутой в пуанты.
Частенько эрцгерцог прогуливался по улицам Вены и случалось, что выбирал понравившегося ему молодого человека. И среди жителей Вены он получил нежное прозвище Луцивуци (Luziwuzi).
Хотя имеются свидетельства, что у Людвига были продолжительные отношения с танцовщицей Клаудией Коки.
Также с его именем связан скандал, эрцгерцог получил по лицу от чиновника, который не смог принять его ухаживаний. Дело произошло в Центральных банях, после чего к Людвигу применяли прозвище Банный Эрцгерцог.
Однако замять скандал не удалось и император Франц Иосиф выслал его из Вены в Зальцбург, где Людвиг и проживал в замке Крессхейм, окруженный только женской прислугой.
В последние годы жизни у него появились признаки умственного расстройства, а в 1919 году эрцгерцог умер, 76-ти лет от роду, пережив всех своих братьев.
Много фото и подробнее тут:
http://elize-sun.livejournal.com/283753 … 5#t2112105

+3

17

Elisabeth - Последние годы и смерть Рудольфа
Rudolf, wo bist du?

Жизнь крон-принца Рудольфа не была ложем из роз. Но именно в конце 1880х годов все стало по-настоящему плохо. Неприятности осаждали его со всех сторон. В 1886м Рудольф заболел гонореей и теперь постоянно мучился болями в суставах. Мигрени, от которых он страдал с детства, донимали еще хуже, и в придачу ко всем этим хворям у крон-принца начало ухудшаться зрение. Чтобы справится с болью, он начал принимать морфий (об этом он сам упоминает в письмах к жене). Прежде вежливый с подчиненными, Рудольф стал срываться, вспышки гнева становились частью его характера. Крон-принца удручал и тот факт, что из-за проблем со здоровьем ему все трудней становилось предаваться любимому занятию - охоте. Зимой 1888 года произошел инцидент, который лишь подтвердил этот факт - Рудольф чуть было не застрелил родного отца. Случилось это так - охота походила к концу когда крон-принц заметил стадо оленей. Крон-принц выстрелил, но увы, не рассчитал расстояния, и чуть было не попал в императора, находившегося неподалеку. Один из егерей выставил вперед руку,надеясь остановить Рудольфа, и этот жест спас Францу Иосифу жизнь. Пуля попала в руку, раздробила кости, в результате чего карьера егеря была закончена. С тех пор Франц Иосиф старался встречаться с сыном наедине как можно реже, а то мало ли что ему снова в голову взбредет.

Это, впрочем, был не единственный конфликт между императором и наследником. Франц Иосиф стремился держать Рудольфа вдали от дел, несмотря на то что крон-принц интересовался политикой, хотел и мог принести пользу. Наконец и у императора что-то екнуло - нельзя же так, Рудольф уже взрослый мальчик - и он назначил сына генеральным инспектором пехотных войск. Хотя это звание и было весьма почетным и ответственным, император по-прежнему не воспринимал сына в серьез. На важные военные советы его не приглашали. Но настоящий подзатыльник принцу отвесил кайзер Вильгельм, когда приехал с визитом осенью 1888го. Отношения Рудольфа и "Вилли" были прохладными как арктическая зима. Вильгельм терпеть не могу Рудольфа из-за его скептического отношения к церкви, а Рудольфа передергивало от одной мысли о немецком коллеге. В 13 лет он даже написал стихотворение о том, как было бы хорошо, если бы Бог покарал Гогенцоллернов, которые уже всех достали. По прибытии в Вену, Вильгельм сделал все возможное чтобы выставить Рудольфа полным идиотом и неудачником, неспособным руководить армией. Проиллюстрирую эту ситуацию на бытовом примере - представьте, что к вам в гости заявилась нелюбимая родня, которая теперь прохаживается по квартире, критикуя все от новых обоев до поведения вашего хомяка. И так с утра до вечера. 10 дней! Поневоле завоешь. Но Вильгельм на этом не остановился - вернувшись на родину, он отправил Францу Иосифу письмо, в котором потребовал чтобы император снял Рудольфа с поста генерального инспектора, ради сохранения союза Австрии и Германии. Несмотря на то, что крон-принца с детства приучили повиноваться императору, на этот раз он послал папу куда подальше и уходить с поста отказался. Во время разборок между отцом и сыном Элизабет была в Греции и ей, как обычно, не было не малейшего дела до того, что же в родном доме происходит.

Как можно заметить, и в семейной, и в политической жизни Рудольфа происходил кризис. Подлил масла в огонь еще вот какой пренеприятный эпизод - поздней осенью 1887 года эрцгерцоги Франц Фердинанд и Отто вместе со свитой скакали в пригороде Вены. Внезапно они заметили похоронную процессию и не нашли лучшего развлечения, чем пришпорить коней и перепрыгнуть через гроб. По одной версии, Рудольф тоже был с ними. Так это или нет я не знаю, но сплетни связали его имя с этим происшествием. А член парламента, некий Энгельберт Пернерштофер, прошелся по этому инциденту во время заседания, в результате чего у остальных членов парламента сложилось впечатление, что именно Рудольф и прыгал через гроб. Узнав про эти слухи, Рудольф повел себя довольно  неадекватно - попросил чтобы несколько офицеров явились домой к злосчастному Пернерштоферу и отстегали его плетьми. Что и было сделано. Ибо нефиг критиковать императорскую семью. Это происшествие, конечно, не могло не отразится на имидже крон-принца.

Начиная с лета 1888го года, Рудольф задумывался о самоубийстве, причем именно двойном самоубийстве. С такими идеями ему бы в Японию поехать, потому что в Австрии единомышленников у него было немного. Он предложил идею нескольким друзьям, но те отказались. Потому наступил черед Мицци, но она не просто отказалась, а в ужасе побежала к начальнику полиции Краусу, надеясь что тот может повлиять на принца (как, интересно?) Но Краус лишь велел ей держать язык за зубами. В конце концов, в ноябре 1888го, Рудольф нашел то что искал. А именно Марию Вечеру.

Про эту темную лошадку венцы узнали только в последние недели ее жизни. Они могли смело задать вопрос - Who is Mr. Putin? Who is Miss Vecsera? Мнения о ней разделяются - кто-то считает ее романтической девушкой, принесшей себя в жертву любви, кто-то вредной стервочкой, которая и Лолитой пол вымоет. В любом случае, факты гласят что Мария Вечера была дочерью Альбина Вечеры и Элен Балтацци. Семья была богатой но не знатной, поэтому баронесса Элен  Вечера задалась целью во что бы то ни стало пробраться в высший свет. Интересно, что мать Марии Вечеры во всю кокетничала с Рудольфом когда тому был 21 год, а ей - 32. Крон-принц был от этой затеи не в восторге - кто бы мог подумать, что через годы дочка пойдет по следам матери! Сама Мария увлекалась в основном скачками и платьями. В 15 лет она посетила отца в Каире, где, согласно воспоминаниям Мари Лариш, вовсю крутила роман с каким-то англичанином.

По возвращению домой, "пришла пора, она влюбилась" (с) . И ни в кого иного, как в Рудольфа. В принципе, кто постеры поп-звезд на стену вешает, кто в крон-принцев влюбляется - чего только не сделаешь, когда гормоны играют. Так и сохла бы 17летняя Мария Вечера от несчастной любви, если бы

а) у нее не было денег
б) рядом не бродила Мари Лариш, которой деньги всегда были нужны

Мари Лариш, кузина Рудольфа, была дамой, моральными принципами не отягощенной. Впоследствии она написала мемуары, где прошлась по всей семейке Габсбургов, наступила на все любимые мозоли, в результате чего ей было запрещено появляться при дворе. Существует версия, что Мари Лариш была любовницей Рудольфа, и познакомила его с Марией Вечерой чтобы сделать ему приятное. Эта версия уж слишком напоминает "Опасные Связи", скорее всего Лариш согласилась познакомить Вечеру с Рудольфом из-за денег. Мария встречалась с крон-принцем несколько раз в Гофбурге, и несколько раз они выезжали вместе. Тремя месяцами спустя события развивались приблизительно так.

25 января 1889 года
Мария Вечера и ее компаньонка идут к гадалке, которая предсказывает Марии что-то настолько неприятное, что компаньонка слетает с катушек

26 января
Компаньонка рассказывает Элен, что почти неделей раньше Мария купила золотой портсигар, но умоляла ничего не говорить матери. Тогда компаньонка решила что это был подарок старшей Вечере, но теперь у нее закрались сомнения. Когда Элен пытается заговорить об этом происшествии с Марией, у той начинается истерика. Несмотря на все дочкины слезы, Элен заставляет ее открыть шкатулку, в которой и находит стальной портсигар с инициалами и гербом Рудольфа (за что купила за то и продаю, у Listowel написано что портсигар был стальной а не серебряный - может быть, у него деньги к тому моменту закончились?) Мария объясняет матери, что стальной портсигар ей подарила Лариш, которая выпросила его крон-принца, зная как Мария его обожает. Мари Лариш подтверждает слова девушки - "Да какие проблемы, у него портсигаров как грязи, одним больше, одним меньше" Так же она обещает, что попросит Рудольфа вернуть золотой портсигар, который Мария якобы отправила ему через посыльного, хотя на самом деле вручила лично. (вообще золотой портсигар в обмен на стальной - уж больно неравноценно получается.)

27 января
Франц Иосиф вызывает Рудольфа на пропесочку, говорит, что с Марией Вечерой ему нужно порвать раз и навсегда. Ходили слухи, что он даже подавал прошение о разводе и собирался жениться на молодой любовнице. Крон-принц обещает прервать отношения, но хочет увидеть Марию в последний раз, на что отец соглашается. Элизабет тоже обеспокоена отношениями Рудольфа и Вечеры, но опять же не хочет пообщатьсяс сыном.
Эту ночь Рудольф проводит с Мицци, что, конечно, вносит диссонанс в красивую историю любви.

28 января
Лариш и Вечера отправляются по магазинам. Когда Лариш заходит к ювелиру, а Мария остается в экипаже одна, она тут же убегает, берет другой экипаж до гостиницы, где встречается с крон-принцем, и его кучер Братфиш везет их в охотничий дом в Майерлинге. Вернувшись из магазина, Лариш находит записку, в которой Мария утверждает, что собирается покончить с собой. Когда она показывает записку Элен, сопровождая ее таким комментарием, что, мол, фигня все это, побалуется девочка и вернется, у старшей Вечеры начинается истерика. Она немедленно связывается произошедшее с Рудольфом, но Лариш успокаивает ее, говоря что сама со всем разберется. После она едет к начальнику полиции и говорит ему, что у Марри просто такие приколы, а на самом деле она сбежала с Рудольфом, с котором давно уже живет. Меньше всего Краус хотел быть втянутым в королевский секс-скандал, поэтому он всего лишь заявил, чтобы Элен подала в розыск. К этому моменту до Лариш начало доходить, что дела, похоже, гораздо серьезней чем она предполагала, а сама она завязла в скандале по самые уши. Поэтому она тут же делает ноги из Вены.
Элен Вечера подает заявления в полицию.

29 января
Прежде чем начать розыск, Краус обращается к премьер-министру Таафе за официальным разрешением. То ли потому что Таафе Рудольфа на дух не выносил, то ли потому что у Элен Вечеры репутация была еще та, но разрешения премьер министр не дает.

Рудольф и Мария проводят время в Майерлинге, причем Мария все это время остается в его комнате, так что граф Иосиф Хойос (Hoyos) и принц Филипп Кобург, которые тоже приехали поохотится в Майерлинг, даже и не подозревают о ее присутствии. В этот день Рудольф должен был побывать на обеде по поводу помолвки его сестры Валери, но он отправляет Стефании телеграмму, в которой сообщает что приехать не может (вообще, удивительных размеров свинью он подложил сестре, такое устроить в день ее помолвки!) Крон-принц простужен, но друзья отмечают его отличное настроение.

Тем временем в Вене Элен Вечера сбилась с ног, потому что от дочери нет никаких вестей. Она просит об интервью с Таафе и умоляет премьер-министра позволить ей встретится с императором. Тот отклоняет просьбу, потому что у Элен нет никаких доказательств. Кроме того, полиция не может просто так нагрянуть на императорские земли! Нужно подождать, может Мария и найдется. Как-нибудь. Сама по себе.

30 января
Ночью 29го декабря Рудольф ушел спать пораньше, напоследок сказав своему камердинеру Лошеку чтобы тот никого не впускал в спальню, будь это даже сам император. Лошек решил, что крон-принц хочет провести прятную ночку с Марией Вечерой. Но каково же было его удивление, когда Рудольф вышел из комнаты в 6:30 утра, одетый в халат, и сказал чтобы Лошек разбудил его ровно через час. Затем он вернулся в спальню, насвистывая, и закрыл за собой дверь, чего обычно не делал.

В 7:30 камердинер постучал в дверь, но ответа не было. Граф Хойос решил, что Рудольфа нужно оставить в покое, пусть выспится. Но в 8 утра эта ситуация стала подозрительной, за закрытой дверью никто не подавал признаков жизни. К тому моменты в Майерлинг вернулся Филипп Кобург, и мужчины решили выломать дверь. Замок не поддавался, поэтому они вынуждены были сломать саму дверную панель. Когда Лошек заглянул в спальню, то закричал от ужаса - на кровати лежали Рудольф и Мария, крон-принц был в крови. Интересно, что первой версией было отравление стрихнином, для которого характерно кровотечение. Граф Хойос помчался в Вену, чтобы сообщить императорской семье о случившейся трагедии.

После небольшого совещания, решено было сообщить императрице первой, что довольно странно, потому что женщин в те годы старались беречь от страшных вестей. Логичнее было бы сообщить сначала Францу Иосифу, чтобы он мог подготовить жену к ужасной новости. В любом случае, в тот момент у Элизабет был урок греческого, и когда заплаканная фрейлина постучалась, сказав что для императрицы есть срочная ноовсть, та лишь сказала, что вестники подождут. Но вестники ждать не стали, а Элизабет вскоре поняла, что произошло действительно что-то очень серьезное.Услышав о смерти сына, якобы от отравления, она разрыдалась, но вскоре взяла себя в руки, успокоила мужа  и отправила его к любовнице, которая могла утешить Франца Иосифа гораздо лучше. Сама же Элизабет позвала Валери, которая, узнав про смерть брата, тут же спросила, уж не покончил ли он с собой.

Но потрясения Элизабет еще не были исчерпаны. Во дворце ее ждала Элен Вечера, которую императрица меньше всего хотела сейчас видеть. Тем не менее, Элизабет, совершенно спокойная, вышла к рыдающей женщине и сказала, что ее дочь мертва. Потом добавила, что ее сын тоже мертв. Вечера упал на колени и, захлебываясь рыданиями, спросила - "Неужели моя дочь это сделала?" (очень странно - и показательно - что ее первая мысль была о том, что ее родная дочь убила Рудольфа.) Императрица погладила женщину по руке и сказала, что отныне и впредь нужно помнить, что Рудольф умер от сердечного приступа.

Именно такую версию императорская семья сообщила в газетах, но шила в мешке не утаишь, информация о том что произошло в Майерлинге вскоре просочилась в прессу. Медицинское обследование, произведенное в тот же день, показало, что ни сердечный приступ, ни яд к делу отношения не имели. Войдя в комнату, врачи обнаружили Рудольфа, сидящего на кровати - он выстрелил себе в голову. На полу валялся револьвер, а на прикроватном столике лежало маленькое зеркало - скорее всего, крон-принц использовал его чтобы прицелится поточнее. Мария Вечера лежала на кровати, на виске у нее виднелось пулевое отверстие. Девушка была полуобнажена, а в руки ей Рудольф вложил розу. Как показало обследование, она умерла за 6 - 8 часов до смерти крон-принца. Выходит, он почти всю ночь просидел в комнате с покойницей? Но почему же он был так спокоен утром и даже насвистывал, возвращаясь к себе? Возможно, застрелив Марию Вечеру, он понял что пути назад уже нет, и эта мысль придавала ему уверенность.

Итак, наиболее распространенная версия событий в Майерлинге, если не ошибаюсь, выглядит так - Рудольф застрелил Марию Вечеру, а наутро покончил с собой. Это не обычное убийство и ни в коем случае не бытовуха. Как бы страшно это не звучало, Мария знала на что идет. О том свидетельствуют ее предсмертные записки. Матери она написала

"Дорогая Мама!
Прости меня за то что я сделала. Я не могу противиться любви. По соглашению с ним, я хочу чтобы нас похоронили рядом на кладбище Алланд. В смерти я счастливей, чем в жизни.
Твоя Мария
P.S. Братфиш насвистывал очень красиво."

Упоминание кучера, который действительно отличался художественным свистом, показывает ее незрелость. То же самое и с просьбой похоронить ее рядом с крон-принцем, императорская семья прежде бы удавилась чем такое допустила. Не вполне понятно, на что именно рассчитывала Мария - что "я умру и посмотрю как вы будете плакать" или же действительно считала, что больше ей жить не зачем, потому что им с Рудольфом никогда не быть вместе. А вот такую записку она оставила Мари Лариш

"Дорогая Мари! Прости меня за все то горе, что я тебе причинила. Благодарю за все что ты сделала для меня. Если тебе станет трудно жить, а я боюсь что так может получится после того что мы сделали, последуй за нами. Это лучшее что ты можешь сделать. Твоя Мария"

Разумеется, Мари Лариш доброму совету последовать не торопилась.

Помимо официальной версии, существовало и существует еще много версий разной степени бредовости. Перечислю их вкратце.

1. Рудольф покончил с собой в приступе депрессии, потому что считал что сходит с ума, как Людвиг Второй.

2. Рудольф был замешан в венгерском заговоре, целью которого было лишить императора престола. Заговор был раскрыт, крон-принц покончил с собой, спасаясь от бесчестия (эта версия отражена в мюзикле)

3. Он не покончил с собой, но был убит, возможно по приказу отца. Об этом знал Таафе, а у его потомков были документы, подтверждающие убийство Рудольфа. Этой версии придерживается Judith Listowel и даже неплохо ее аргументирует.

4. Рудольф покончил с собой не из-за любви, а по политическим причинам. И Мария Вечера вообще была не причем. На самом деле, она не умерла, вместо нее в Майерлинг привезли труп другой девушки, чтобы происшествие походило на любовную трагедию. Поскольку Мария Вечера слишком много знала о политических связях Рудольфа, ее увезли на военном корабле, отправили в Техас, где она вышла замуж за фермера и нарожала кучу детей. Это моя любимая версия, бразильские сериалы умываются завистливыми слезами.

5. Это была "американская дуэль" - так называли самоубийство чтобы сохранить репутацию. Якобы крон-принц соблазнил чью-то жену, потом он и ее муж бросали жребий, и Рудольфу выпал жребий умереть.

6. Крон-принца убил обезумевший лесник, который сначала кастрировал его, а потом застрелил (так, ужастики кому-то больше не показывать)

7. Случайное двойное убийство. Рудольфа и Марию застукал ее дядя, между ними завязалась драка, в результате которой дядя случайно застрелил Марию. Затем он убил крон-принца ударом бутылки по голове.

8. Мария была беременной и они с Рудольфом решили, что лучше умереть чем плодить безотцовщину.

9. И наконец хит сезона! Мария была незаконнорожденной дочерью Франца Иосифа. Ни она, ни Рудольф об этом не подозревали. Но когда император узнал об их отношениях, он поведал сыну страшную тайну. Поняв, что они совершили инцест, Рудольф и Мария покончили с собой напоровшись на меч Гуртанг.

Такие вот версии, одна другой краше. Но появились они чуть позднее, а 30го врачи сообщили императору результаты обследования. Услышав доклад , Франц Иосиф пришел в ярость, потому что наследник католической династии не мог быть самоубийцей. И уж тем более убийцей! Второй удар был нанесен когда выяснилось, что Рудольф, оставивший предсмертные записки матери и жене, не написал отцу ни строчки. Его молчание было пронзительней любого выстрела.

Далее начались проблемы с похоронами. Согласно тогдашнему церковному уставу, самоубийц нельзя было отпевать, но Габсбурги на то и Габсбурги, чтобы им все было можно. Обычно император старался не злоупотреблять своим положением - закон есть закон. Но теперь он как с цепи сорвался и приложил все усилия, чтобы замять происшествие в Майерлинге. Самоубийство Рудольфа списали на временное помешательство. С Марией Вечерой дела обстояли сложнее, но хотя в отчете о ее смерти врачи указали самоубийство, церковные власти все же согласились похоронить ее на католическом кладбище. Существует жутковатое свидетельство о том, как ее тело забирали из Майерлинга - ее дядя Александр Балтацци приехал в Майерлинг с еще одним родственником. Труп Марии Вечеры к тому моменту уже вымыли и одели. Родственники усадили мертвую девушку в экипаж и поддерживали ее с двух сторон - если кто-нибудь заглянул бы в карету, то решил бы будто девушка спит сидя. Так они ехали четыре мили до кладбища.

5 февраля тело Рудольфа было выставлено в гофбургской часовне. Легенда гласит, что Элизабет приехала в часовню ночью, позвала привратника и сказала "Я императрица. Я хочу увидеть моего сына." Несмотря на то, что священник пытался отговорить ее, она отправился в часовню одна. Там она вскрикнула "Рудольф!", затем последовала тишина (поклонники мюзикла знают, с кем Элизабет беседовала в тот момент). Вернувшись из часовни императрица, не говоря ни слова, растворилась в ночи. С тех пор она надевала только черное и часто прикрывала лицо веером - у нее развился нервный тик. Такой ее встречали горожане - дама в черном, бледная, прекрасная и бесконечно далекая.

Здание охотничьего дома Франц Иосиф отдал под монастырь кармелиток, наверное, в надежде что сестры будут молиться за душу его сына. Сейчас в этом здании
расположен музей.

Подробнее и с фото -у автора: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/210831.html#cutid1

+3

18

Elisabeth - Спокойный треугольник

Wir wollten Wunder, doch sie sind nicht gescheh’n.

Настало время снова поговорить об Элизабет. Для этого нам нужно перенестись почти на 20 лет назад, от злосчастного 1889 года в год 1872. В этом году тень Софи наконец перестала нависать над ее невесткой. Майским вечером мать императора посетила театральное представление, а когда вернулась в свои апартаменты, то вышла на балкон охладится (из-за газового освещения в театрах было очень жарко). На балконе она и уснула, проспала всю ночь, а утром слегла с температурой. После долгой борьбы, свидетельницей которой была Элизабет, Софи скончалась 28 мая 1872 года. Многие венцы шептались, что умерла их настоящая императрица. И они не могли быть ближе к истине, потому что Элизабет относилась к столицей с неприязнью. По ее собственному высказыванию, кроме ее лошадей и фрейлины Иды Ференчи в Вене не было ничего приятного.

Хотя Софи больше не надоедала невестке за завтраком, за годы своей подрывной работы она изрядно испортила отношения августейших супругов. Добавить к этому еще и противоположные политические интересы, а так же давнюю обиду Элизабет за гонорею, которой ее наградил муж, и становится понятно, почему императрица предпочитала проводить дома как можно меньше времени. Ее собственный отец был фактически "воскресным папой", ну а она видела детей и того реже. Где только не побывала Элизабет за эти годы! Ривьера, Баден-Баден, Лондон, Афины, Смирна, Корфу, Амстердам, Рим, Нормандия... Фактически, она исколесила всю Европу, причем по несколько раз. Ее путешествия напоминали не столько приятное времяпровождения, сколько бегство. Как пратчеттовскому Ринсвинду, ей было все равно куда бежать, главное откуда. На новом месте она с головой просалась в приключения - как говорится, getrieben von Träumen und hungrig nach Glück. В Англии ее любимой забавой была охота на кошек на лис, что не удивительно, если учесть что императрица превосходно держалась в седле. Она даже брала уроки у профессиональной цирковой наездницы и училась выполнять сложные трюки. Предпочитая скачки на взмыленной лошади светским беседам, Элизабет даже манкировала приглашениями королевы Виктории. Дважды Виктория звала ее на обед, и дважды Элизабет ссылалась на занятость ("Вик, ну не до тебя сейчас"). Затем, в лучших традициях сказки о журавле и цапле, Виктория не стала принимать австрийскую коллегу, когда у той появилось свободное время. "Если бы у меня были такие дурные манеры" написала Элизабет про Викторию в послании к мужу.

Во время одно визита в Англию в проводники ей был назначен молодой офицер, капитан Джордж Миддлтон. Гордый и независимый, он поначалу старался не придавать внимания тому факту, что его компаньонкой была сама австрийская императрицы. Мало ли, будто мы императриц не видали. Такое отношение позабавило Элизабет, которая постаралась очаровать молодого человека, и разумеется ей это удалось. На тот момент ей было 39, ему 30, что не могло не льстить ее самолюбию. Разумеется, у императрицы хватало нахальства постоянно упоминать капитана Миддлтона в письмах к мужу, но Франц Иосиф на провокации не поддавался. Зато когда в Лондон приехал Рудольф, во время приема он очень демонстративно повернулся к Миддлтону спиной, тем самым дав понять, что именно он думает обо всем об этом. Отношения Джорджа Миддлтона и Элизабет длились 6 лет. Были они любовниками или нет мне неизвестно, я свечку не держала. Возможно, это было лишь платоническое увлечение на фоне общего интереса - лисьей охоты.

продолжение и фото: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/217989.html#cutid1

+4

19

Der Tod! Nur der Tod...

Прежде чем поговорить о том, как императрица Элизабет станцевала свой последний танец, совершим еще один скачок во времени, на этот раз в 1848 год. Революция в Венгрии была подавлена, 13 генералов, замешанных в тех событиях, казнены. Судьба премьер-министра Лаоша (Людвига) Баттьяни висела на волоске - с одной стороны, трибуналу не хватало доказательств его вины, с другой - а почему бы и не казнить его за компанию? Его жена написала матери императора, умоляя ее о милосердии, но Софи так и не ответила на письмо. Тогда, согласно легенде, несчастная женщина обратилась к цыганке и та, сообщив что мужа уже не спасти, посоветовала проклясть Франца Иосифа. И в день расстрела Баттьяни его жена искренне пожелала императору, чтобы те люди, которые ему дороги, тоже умерли не своей смертью. Скорее всего, это и правда жутковатая легенда, но к 1898 году в нее по неволе можно было поверить. К этому времени Франц Иосиф потерял брата, расстрелянного в Мексике, и сына, покончившего с собой в немалой степени по отцовской вине. Потери сотрясали и семью Элизабет. После гибели сына она уже не снимала траур и носила его локон в медальоне - когда Рудольф сделался лишь воспоминанием для обоих родителей, любить его стало гораздо проще. Смерть отняла у императрицы и двух любимых сестер: в мае 1890 года после мучительной борьбы с раком умерла Нэнэ, а в 1897 трагическое происшествие унесло жизнь Софи. Ее отец, веселый герцог Макс, поэт, музыкант и любитель приключений, скончался в 1888 году, ее мать Людовика - в 1892. Теперь у Элизабет больше не было стимула возвращаться в родной Поссенгофен, память о детстве ускользала словно песок сквозь пальцы. Nichts, nichts, gar nichts.

В сентябре 1898 года жители курортного швейцарского городка Ко (Caux) гадали, кто же эта таинственная дама в черном, которую они часто встречали во время утренних прогулок. Со встречными она разговаривала просто и приветливо, но тем не менее горожане знали, что она прибыла на курорт в сопровождении свиты и остановилась в Гранд отеле, где сняла 15 комнат. В 61 год Элизабет по-прежнему была красива и продолжала столь же фанатично следить за собой. Все так же она совершала прогулки, хотя суставы начинали ее беспокоить, зачитывалась Гейне, общалась с друзьями. 9 сентября 1898 года Элизабет решила посетить виллу Джулии Ротшильд, принадлежавшей к знаменитому клану Ротшильдов. Джулия водила дружбу с сестрой Элизабет Марией, которой ее муж, Адольф Ротшильд, в свое время помог сбежать из Неаполя. Поездка прошла прекрасно - поместье располагалось на берегу Женевского озера, и весь день женщины наслаждались прекрасными пейзажами, читали стихи и пересказывали придворные сплетни. Около пяти вечера Элизабет и ее фрейлина, графиня Ирма Штарай, вернулись в отель в Женеве, хотя их просили избегать этого города. В то время Женева была рассадником анархизма, так что августейшей особе находится там было небезопасно, но Элизабет лишь отмахнулась - "кто причинит вред старой женщине вроде меня?" На седлающий было решено, что слуги отправятся на поезде в Ко, а императрица и графиня Штарай покинут Женеву на пароходе, отплывавшем в 1:40. Будучи воплощением женственности, императрица на пароход опоздала - когда она покинула отель, на часах было уже 1:35. Пришлось поторапливаться. Солнце било в глаза, и Элизабет раскрыла зонтик. На улице цвели каштаны, о чем она, улыбаясь, и поведала фрейлине, которой, впрочем, до каштанов не было никакого дела - пароход вот-вот уйдет, и они останутся в этом жутком городе вдвоем, без охраны! На встречу им шел мужчина. Прямо перед Элизабет он запнулся и выпростал руки, словно желая смягчить падение. В этот момент императрица осела на землю, а графиня Штарай, перепуганная вусмерть, нагнулась над ней. Мужчина уже исчез. "Как чувствует себя Ваше Величество?" спросила фрейлина по-венгерски, а Элизабет ответила, что все в порядке, поднялась с помощью прохожих и отправилась к пристани. Казалось, это и правда был пустяк. Она даже не взяла фрейлину за руку. Но дойдя по пристани, она вдруг пожаловалась на боль в груди. Взойдя по трапу на корабль, она вскрикнула и попросила Ирму взять ее за руку, но фрейлина не смогла удержать ее и обе женщины опустились на пол. Фрейлина прижала ее голову к своей груди и протерла ей виски принесенной водой. А потом Элизабет открыла глаза. И в ее глазах графиня Ирма Штарай увидела Смерть.

В мюзикле Элизабет умирает почти мгновенно, на на самом деле она скончалась через час после того, как неизвестный мужчина нанес ей удар. Когда Элизабет уложили в кровать на корабле, она впала в забытье. Первой версией был сердечный приступ. Но как только фрейлина расшнуровала ей корсет, чтобы легче дышалось, то заметила на ее сорочке темное пятнышко, не больше серебряного гульдена. В районе сердца была крошечная рана с запекшейся кровью. Теперь все стало ясно. Графиня Штарай сообщила капитану, что на его борту находится австрийская императрица, ставшая жертвой покушения (можно только представить, как это его "обрадовало"). Элизабет перевезли в комнату в отеле, где она и скончалась не приходя в сознание. Произошло это в 2 часа 40 минут 10 сентября 1898 года.

Убийцу императрицы задержали почти сразу. Им оказался 25летний итальянец Луиджи Лукени. Вот выдержка из его допроса (предупреждаю во избежание возможных разочарований - НЕТ, ни дер Тода он здесь не упоминает, ни гранд аморе)

Следователь (Lechet): Вас обвиняют в попытке покушения на Ее Величество Императрицу Австрии. Вы сознаетесь в этом поступке?
Лукени. Да (...)
Следователь. Ваша фамилия?
Лукени. Лукени.
Следователь. Имя?
Лукени. Луиджи.
Следователь. Когда родились?
Лукени. 23 апреля 1873го.
Следователь. Где?
Лукени. В Париже.
Следователь. Но вы же итальянец.
Лукени. Да.
Следователь. Имя вашего отца?
Лукени. Не знаю.
Следователь. Незаконнорожденный?
Лукени. Да. (...)
Следователь. Род занятий?
Лукени. Рабочий.
Следователь. Почему вы приехали в Женеву.
Лукени (молчит)
Следователь. Ну? Должны же вы знать, почему приехали в Женеву.
Лукени. Это я прекрасно знаю. Я прочел в газете - в лозаннской газете - что в Женеве остановился принц Орлеанский.
Следователь. И?
Лукени. Я приехал, чтобы убить его.
Следователь. Вы имеете в виду претендента на французский престол?
Лукени. Да... Но я его не нашел... Тогда я поклялся, что убью любую высокопоставленную особу, будь то принц, король или президент республики. Все равно. Они все из одного теста.
(звонит телефон)
Следователь. Императрица Австрии только что скончалась от полученных ран.
Лукени. Да здравствует анархизм! (...)
Следователь. Опишите содеянное.
Лукени. Был час с небольшим, когда я заметил что императрица вышла из отеля с той женщиной, которая сопровождала ее вчера и сегодня утром.
Следователь. Вы сказали, "с той женщиной, которая сопровождала ее вчера и сегодня утром?"
Лукени. Да, именно так.
Следователь. Откуда вы это знали?
Лукени. Откуда знал? Потому что со вчерашнего дня я следил за ней. Откуда еще?
Следователь. Хорошо, продолжайте. Вы видели, что императрица вышла вместе со своей придворной дамой.
Лукени. Да, они направились вдоль озера к причалу Монблан. Чуть раньше из отеля вышел слуга с двумя пальто в руках - такие пальто носят великосветские дамы - и пошел к кораблю Geneve. Я знал, что Geneve отчаливает в 1:40 к Террье, что возле Ко. А в Ко, как мне было известно, императрица проходила лечение.
Следователь. И?
Лукени. Значит, все шло как я планировал.
Следователь. Но вы спланировали это не сами.
Лукени. А кто же еще?
Следователь. Вы лишь выполняли приказ. Вы подчинялись чьим-то командам. Нам это прекрасно известно (на самом деле, следователь блефовал в надежде что Лукени выдаст сообщников).
Лукени. Верьте во что хотите. Все шло так, как спланировал именно я. Я один. Я подбежал к ней и преградил дорогу. Затем нагнулся и заглянул ей под зонтик. Я не хотел наткнуться на ту вторую. Ведь они обе были в черном. Она не была прекрасной. Наоборот, уже очень старой. И всякий, кто скажет иначе, не знает что говорит. Или лжет.
Следователь. И потом? Что случилось потом?
Лукени. Ничего. Я ударил ее. Вот и все.
Следователь. Чем?
Лукени. Очень острым орудием. (Как выяснилось позже, заточенным напильником, таким маленьким, что графиня Штарай даже не заметила его в руке Лукени).
Следователь. Почему вы решили бежать? Куда вы направлялись? Отвечайте немедленно!
Лукени. Я не собирался бежать.
Следователь. Не собирались? Стало быть, вы убегали на всех парах просто упражнения ради?
Лукени. Я направлялся в полицию. Так было задумано с самого начала. Я хотел открыто заявить, почему я так поступил.
Следователь. Почему же вы не остались на месте? Так было бы логичней.
Лукени. Я не хотел, чтобы меня линчевала озлобленная толпа (...)
Следователь. Вы хотите что-нибудь добавить касательно вашего поступка?
Лукени. Я сознаюсь в преднамеренном убийстве австрийской императрицы. Я рад услышать о ее смерти. Я анархист.

Как выяснилось впоследствии, Луиджи Лукени, незаконнорожденный сын, воспитывался опекунами, которые взяли его не потому, что у них душа лежала к детям, а чтобы разжиться деньгами, которые правительство выдавало на содержание сироты. Он вырос в маленькой деревушке, пошел в школу в 6 лет, а после занятий подрабатывал помощником садовника. В 10 лет он закончил школу и устроился подмастерьем каменщика, в 16 работал на железной дороге. После он записался в итальянскую армию, где служил под начальством принц Арагонского. Принц сообщил, что Лукени был одним из лучших солдат в его полку. По окончанию службы он даже стал камердинером принца. Затем ни с того ни с сего Луиджи Лукени уволился и связался с анархистами.

В заключении он развлекался тем, что писал письма в разные газеты, излагая им свои теории мироустройства. Среди его адресатов была и жена принца Арагонского – вот уж кому наверное было приятно получить весточку от бывшего слуги! Лукени надеялся вскоре стать мучеником революции. В принципе, о мученическом венце нужно было раньше позаботится - например, не уходить с места преступления, авось кто-нибудь и линчует. Но теперь проблема заключалась в том, что в Женеве смертная казнь была отменена. Суд присяжных приговорил его к пожизненному заключению, что для анархиста было было тяжким ударом. Потому что за долгие годы общественность, разумеется, утратила к нему интерес. И когда 19 октября 1910 года он повесился в камере на собственном ремне, никому уже не было до него дела.

О смерти жены императору сообщили в тот же день. Закрыв лицо руками, он простоял в молчании несколько минут, затем сказал "В этом мире для меня уже ничего не осталось." Новости о трагедии мигом облетели Вену. Женщины и дети рыдали на улицах, оплакивая императрицу. Разумеется, некоторые горожане предпочитали скорбеть более креативно - не обошлось без погромов, направленных против проживавших в городе итальянцев. Соболезнования летели от всех европейских дворов, от президентов латиноамериканских стран, от императора Японии. Невозможно было поверить, что Элизабет, самая ослепительная женщина Европы, много лет служившая эталоном элегантности, погибла нелепой смертью от рук анархиста - она, которая так мало интересовалась политикой! Казалось, после Майерлинга и после этой трагедии ничто уже не могло быть хуже. Блистательный мир, полный красоты и благородства, стремительно приближался к закату.

Источники информации
http://www.kaiserinelisabeth.de
George Marek, "The Eagles Die"

http://pics.livejournal.com/b_a_n_s_h_e_e/pic/0002yter
Скопированоу Баньши. http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/228989.html#cutid1

+4

20

reiser, спасибо большое за интересную информацию об императрице Елизавете Австрийской, прочитала с удовольствием  все статьи. Она была одной из красивейших женщин Европы. Впервые  узнала о ней по фильму «Сисси», где играла моя любимая Роми Шнайдер.
А в прошлом году мне посчастливилось побывать в Вене, во Дворце Шёнбрунн, венской резиденции  австрийских императоров. Императрица не очень любила бывать там, но всё же там есть её покои и небольшой музей, ей посвященный. Экскурсовод рассказывала много интересного. Сисси очень следила за своим здоровьем, ежедневно совершала длительные пешие или конные прогулки, делала гимнастику, ухаживала за собой. Её талия до конца жизни оставалась тонкой. Ей не очень нравилась дворцовая жизнь, она страдала от того, что фактически свекровь лишила ее детей, много путешествовала по миру.   Венцы до сих пор любят свою Сисси и хранят память о ней. Во дворце есть музей Сисси, её вещи, наряды, украшения для волос и даже заточка, которой  её убили. 

Елизавета (полное имя Амалия Евгения Елизавета, нем. Amalia Eugenia Elisabeth; 24 декабря 1837 — 10 сентября 1898) — жена императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 мая 1867 (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии).

Хочу поделиться некоторыми фотографиями. Дворец Шенбрунн с силуэтом Сисси в окне.
http://s61.radikal.ru/i172/1005/78/19c33469334bt.jpg

24 апреля 1854 года император Франц Иосиф сочетался браком со своей шестнадцатилетней двоюродной сестрой. Венчание состоялось в церкви Августинцев в Вене. Церковь, где венчалась 16-летняя Элизабет и Франц-Иосиф.  Юная невеста.
http://s61.radikal.ru/i173/1005/67/20d23c3ed9bat.jpg  http://i078.radikal.ru/1005/96/0b15da163922t.jpg http://i067.radikal.ru/1005/0e/34865e32df41t.jpg

Диски и книги о Сисси
http://i081.radikal.ru/1005/9c/6c8433acd81at.jpg http://i069.radikal.ru/1005/cc/efcfbd507e24t.jpg http://s006.radikal.ru/i213/1005/c1/1642a119976ct.jpg

Скульптура императрицы и её силуэт во Дворце
http://s40.radikal.ru/i089/1005/f2/c20d9bd3e1b4t.jpg http://i064.radikal.ru/1005/c2/5a302a240eadt.jpg http://i057.radikal.ru/1005/34/72d37fd4778et.jpg

Фильм о Сисси со знаменитой Роми Шнайдер в главной роли. Обе очень  красивы, но экскурсовод сказала, что реальная императрица была более высокой, задумчивой и закрытой, нежели живая и непосредственная Роми в фильме. Впрочем, она сыграла ее прекрасно и в моменты испытаний показала всю скорбь императрицы. Кстати, и судьбы их чем-то похожи. Не смотря на свою красоту, они были очень несчастны и рано закончили жизнь.
http://s005.radikal.ru/i210/1005/51/469b41ae9f8bt.jpg http://s49.radikal.ru/i125/1005/3f/8f2b0647f6aet.jpg

Портреты Франца-Иосифа и Элизабет в Тронном зале. Под портретами  украшения императрицы для волос.  Люстра в зале.
http://i045.radikal.ru/1005/0a/0f232f5245dct.jpg  http://i033.radikal.ru/1005/99/2679b1efa635t.jpg http://s61.radikal.ru/i172/1005/80/8764cdd72fbet.jpg

У императрицы были шикарные волосы, которыми она очень гордилась. По портрету видно, какие они роскошные... Рядом её драгоценные украшения.
http://i070.radikal.ru/1005/de/70aafc7f9d74t.jpg  http://i023.radikal.ru/1005/4c/cfa985eb9a34t.jpg

Памятник императрице Сисси в Народном саду. Мемориал построен таким образом, что нет доступа к скульптуре Сисси, и она остается одинокой, как и при жизни.
http://i060.radikal.ru/1005/03/8095ccb59f98t.jpg  http://s45.radikal.ru/i107/1005/1f/5972701a6db2t.jpg http://s45.radikal.ru/i110/1005/e0/18da84895341t.jpg http://s42.radikal.ru/i096/1005/e1/a34657860b98t.jpg
http://s55.radikal.ru/i148/1005/3b/e7576d479e39t.jpg http://s005.radikal.ru/i211/1005/eb/2c1a5a5d5be2t.jpg

Отредактировано Мишель (2010-05-14 07:19:47)

+4


Вы здесь » Sherwood Forest » Новое время » 19 век,весь. Что нашлось.