Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Якутская мифология


Якутская мифология

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В основе мифологии якутов лежат представления древних тюрок и др. племён юж. Сибири.
В Якутской мифологии сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности.
Например, миф о вороне и гагаре, которые в старину были чёрными и, завидуя пёстрому оперению других птиц, решили разукрасить друг друга. Ворон украсил гагару различными узорами. Гагара, увидев своё отражение в воде, захотела одна остаться нарядной и собралась нырнуть в реку, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон остался чёрным, а у гагары с тех пор вывернутые ноги.
В Якутской мифологии частично бытуют архаичные мифы тотемического типа. Это мифы об орле, лебеде, вороне и др. Орёл считался сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц. Будто бы он принёс людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику. Когда орёл весной прилетал в Якутию - зима отступала.
Согласно Якутской мифологии, домашние животные созданы добрыми божествами (айы). В одном мифе говорится, что Юрюнг айы тойон создал коня одновременно с человеком, в другом - творец сначала сделал коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от последнего - человек. Есть мифы, объясняющие некоторые анатомические особенности домашних животных и их взаимосвязь с природными условиями края.
В Якутской мифологии существует обширный цикл космогонических мифов. Так, имеется несколько вариантов мифов о солнце. По одной версии, благодаря солнцу возникли земля и люди, по другой - солнце - это сияние лица Юрюнг айы тойона, по третьей - Юрюнг айы тойон создал три солнца, из которых одно было предназначено для освещения земли. По одному из вариантов мифа, солнце имеет свою семью и живёт на небе. Происхождение пятен на луне объясняется тем, что возле ивы стояла девушка-сирота с коромыслом и вёдрами, а луна, сжалившись над ней, взяла её к себе вместе со всеми предметами, и теперь они видны там. Есть несколько мифов о господине месяце и его дочери на небе, о происхождении отдельных созвездий. По одному из мифов, охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь, по Якутской мифологии, - след сына неба, гнавшегося на лыжах за оленем.
Согласно мифу, сохранённому богатырским эпосом олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улу тойона, Юрюнг айы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя.
Близился конец мира. Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор, по которому разделили вселенную на три отдельных мира. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айы тойона и Улу тойона, средний - человеческому роду, а нижний - племенам Арсан Дуолайя.
Верхний мир, по воззрениям якутов, состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небеса, расположенные как бы друг над другом. Самое верхнее небо считалось местом обитания племени Юрюнг айы тойона, на следующих ярусах жили другие айы и абасы верхнего мира во главе с Улу тойоном. Края нижнего неба якобы свисают по окружности вниз и трутся о приподнятые края земли так, как будто грызутся со скрежетом разъярённые жеребцы. Верхний мир считался холодным краем. По одной версии, добрые божества айы создали землю очень красивой и ровной, но злой дух абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор. Вслед за сотворением земли Юрюнг айы тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу. Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг айы тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи. Помимо людей и животных, созданных вслед за человеком, в среднем мире живут многочисленные иччи - духи - хозяева земли, леса, рек, озёр, гор, дорог, предметов, сделанных руками человека, жилых и хозяйственных строений, орудий труда и т.п.
Нижний мир - под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещённая щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья.
Отдельный цикл Якутской мифологии составляют мифы о великих шаманах - об их могуществе, о борьбе шаманов друг с другом, об их способности совершать волшебства. Считается, что даже лёжа в могилах, шаманы продолжают камлать, поэтому около их погребений иногда слышны гул бубна, звон привесок шаманского плаща. Культовые мифы создавались для подтверждения могущества шаманов (см. ст. Ан аргыл ойун). С Якутской мифологией генетически связана долганская мифология, которая по содержанию совпадает с мифологией сев. якутов.

Лит.: Эргис Г. У., Очерки по якутскому фольклору, М., 1974; Алексеев H. A., Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. XX вв., Новосиб., 1975; Гурвич И. С., Культура северных якутов-оленеводов, М., 1977; Ксенофонтов Г. В., Эллэйада, М., 1977.

Н. А. Алексеев

+3

2

Опыт составления сборника якутских мифов, проведенный мной в 1981—1985 гг. показал наличие у якутов более ста пятидесяти самостоятельных сюжетов мифов, зафиксированных в вариантах различными собирателями в XVII— XX вв. Этот значительный массив фольклорных произведений условно можно разделить на шесть групп:

  1) мифы о птицах, животных, рыбах и пресмыкающихся;
2) мифы о небе, атмосферных явлениях и об обитателях верхнего (небесного) мира;
3) мифы о сверхъестественных существах, обитающих в среднем мире;
4) мифы о духах нижнего мира;
5) мифы о первопредках, главах родов и предназначении людей;
6) мифы шаманизма.

+1

3

В силу того, что шаманизм был один из самостоятельных форм религии у якутов, шаманы не были авторами всей якутской мифологии. Анализ имеющихся записей якутских мифов показывает, что одним из основных постулатов шаманизма являлась вера в существование духов абаасы верхнего и нижнего миров. Эта вера не была оформлена в виде самостоятельных мифов, так как считалось, что о происхождении и жизни этих грозных существ знали лишь шаманы.

Рядовые верующие считали, что даже простое упоминание о духах абаасы чревато опасностью. Напротив, рассказы, легенды и мифы о шаманах были заметной частью якутского фольклора. Мифы о шаманах состояли из следующих групп:

  а) мифы о становлении шаманом;
б) мифы о чудесных свойствах шаманов и их способности воздействовать на духов и людей;
в) мифы о борьбе между шаманами;
г) мифы о победах простых людей в борьбе с шаманами;
д) мифы о судьбе шаманов после смерти.

Шаманы в мифах являлись избранниками духов, которые "воспитывали" их в гнездах, находящихся на особом мифическом дереве. Путь становления шамана, по верованиям якутов, был довольно мучительным. Человек, заболевший "шаманской болезнью", временами сходил с ума, у него случались обмороки в т.п. Он страдал в течение нескольких лет. Мучения будущего шамана в мифах интерпретировались как подтверждение того, что его кут (душа) похищена духами для "воспитания". Срок "обучения" будто бы определяли духи, которые призывали его в шаманы. По окончании этого срока человек, чей кут воспитывался, "получал" необычные свойства — умение видеть прошлое и будущее, обнаруживать присутствие сверхъестественных существ, вступать с ними в контакт, посещать места обитания духов и божеств, быть посредником между ним и людьми. 

В мифах якутов утверждалось, что шаманы могли предсказать будущее человека, подсказать пути достижения счастья. По верованиям якутов, шаманы могли предсказать человеку благополучно он будет жить или нет. Это чаще всего совершалось при камлании. Случаи удачного предсказания оформлялись в виде мифов и получали широкое распространение.

Например, в мифе о шамане Семене говорится, что он предупредил другого шамана о рождении у него плохого ребенка, могущего стать злым шаманом и посоветовал избавиться от него. Еще шаман Семен предсказал чудеса, которые произведет сам после смерти — переместит свое надгробное сооружение, заставит снова расцвести дерево, опаленное пожаром. Такие "деяния" шамана будто бы должны были предвещать счастье его потомкам. 

Во многих случаях шаманы предвидели несчастья. Так, шаман Кээрэкэ-эн во сне "узнал" о поражении своего войска в предстоящем бою.  А в мифе о том, как якуты заняли земли тунгусов, указано, что шаман последних будто бы "увидел" невозможность сопротивления пришельцам и посоветовал сородичам покинуть свою землю без боя. Так "объясняется" отход тунгусов из устья Вилюя в Янские горы.

Якуты верили в то, что шаманы могли "увидеть" прошлое. Например, в мифе о посещении Хара Тюмэном Якутии повествуется о раскрытии бурятскими шаманами преступления его людей — преднамеренного убийства своего хозяина.  По якутским мифам, шаманы, подобно духам, могли перемещаться по воздуху, превратившись в вихрь, незримо проникать в дома сквозь стены, из-под камелька и т.п. Эти подобные "похождения" считались небезопасными для шамана. Простой смертный мог ранить его, метнув в вихрь ножом, а дух-хозяин огня поражал непрошенного гостя горячим угольком, и шаман умирал. 

В мифах утверждалось, что шаманы могли принимать облик зверей и птиц, например, показываться в виде медведей, собак, летать, став орлом, соколом, вороном и т.п.  Они также будто бы перемещали с места на место различные предметы, могли вызывать мираж, вмещали в себя духов, что якобы приводило к внезапному утяжелению собственного веса шамана и т.д.

В целом мифы о сверхъестественных свойствах шаманов укрепляли их авторитет, подтверждая их отличие от простых людей, подчеркивая способность шаманов воздействовать на духов и божеств. По верованиям якутов, шаманам помогали многочисленные духи-помощники, приходившие по их просьбам в различных обликах — зверей, птиц, антропоморфных существ и т.п. В ряде мифов рассказывалось о действиях этих сверхъестественных существ. Например, в одном мифе повествуется о кровожадности духов-помощников шаманки Матрены, которые даже съели, т.е. убили, ее племянников.

Якутские шаманы якобы владели рядом волшебных предметов. К ним относилось дерево, "предназначенное духами" для шаманского бубна. От него осторожно отщепляли необходимый для обечайки куски, а само дерево должно было продолжать расти. Если оно засыхало, то шаман, которому принадлежало это дерево, будто бы умирал. (12) По якутским поверьям, шаманы устанавливали сверхъестественные самострелы на путях своих противников — шаманов и духов. Такие невидимые орудия имели якобы громадный размер — их тетива тянулась от вершины одной горы до вершины другой. 

К числу волшебных предметов шаманов относились их костюм, бубен и различные изображения духов, изготовлявшиеся при проведении обрядов. В якутских мифах говорилось, что их делали по повелению духов. Железные привески для костюма и бубна будто бы могли выковывать только кузнецы, имеющие сильных духов-покровителей. 

Иногда в мифах утверждалось, что часть атрибутов шаман получал от своего духа-покровителя. Например, парню Сабырыкы, дух, призвавший его в шаманы, прислал через ворона с наполовину белой головой рукоятку бубна со всеми металлическими привесками. ( Якутские мифы о шаманах убеждали верующих в том, что благодаря своим сверхъестественным свойствам, обладанию волшебными предметами и духами-помощниками, они могли защищать людей от козней злых духов. Шаманы якобы посещали места, где жили абаасы, и возвращали от них похищенные человеческие кут.

Например, шаман мог камлать к духам, силой отнять кут своего пациента и возвратиться в средний мир.  Перипетии борьбы шамана с духами в основном освещались ими во время камлания, где подробно описывались миры, которые он посещал, духи, помогавшие или противостоявшие ему, препятствия, "встречавшиеся" на его пути, и т.д. "Результаты" камланий часто оформлялись в виде мифа, повествующего о победе шамана над духами. В отдельных случаях, согласно мифам, шаманы одолевали духов без камлания. Например, в мифе о шамане Суор Уоле рассказывается, что он, превратившись в иголку, присутствовал при разговоре семи сестер — духов оспы. Затем он "подстерег" прибывшую к нему старшую из указанных сестриц и, "заключив" в бутылку, бросил в озеро. (17)

По мифам, якутские шаманы не только защищали людей от духов, но и сами могли причинять несчастья, болезни и смерть тем, кто не понравился им или обидел их. И они якобы были способны волшебством увести коня, приглянувшегося ему, навести мор на скот, наслать на своих врагов духов верхнего и подземного миров. (18) Например, в цикле мифов о шамане Кээрэ-кээне рассказывается, что он отомстил своим врагам, подослав к ним дочь духа раздора и кровожадности Илбиса. Она "распространила" ложные слухи среди обидчиков Кзэрэкээна, они стали враждовать между собой и перебили друг друга. (19)

Необходимо отметить то, что шаманы все же не считались всемогущими. По мифам они не могли причинять вред тем из людей, у которых были сильные духи-покровители. В ряде мифов отмечены случаи, когда обычный человек вступал в борьбу с шаманом и одерживал победу. ( Кроме того, по верованиям якутов, имелись способы защиты от козней шаманов, и даже их магического убийства.

Например, шаман умирал, если во время камлания незаметно привязать к его костюму полоску материи с одежды беременной женщины. (21) Подобные поверья являлись отражением оптимизма народа, допускавшего наличие разных сверхъестественных существ, верившего в чудесные свойства шаманов, но не полностью подчинявшегося им.

По верованиям якутов, шаманы часто преследовали друг друга и иногда убивали своих соперников каким-либо сверхъестественным способом. То они гонялись один за другим, превратившись в различных птиц, то бодались. Вражда шаманов имела, конечно, вполне земные причины. Более "сильный" из них чаще приглашался для совершения обрядов. Поэтому они постоянно соперничали. Появление нового шамана или смерть одного из них приводила к уменьшению или увеличению количества лиц, пользующихся услугами шаманов. Этим объяснялось то, что молодые шаманы, подобно Сабырыкы, фазу начинали "нападать" на шаманов, действовавших в районе их жительства. (22)

Важное место в якутской мифологии занимали мифы о "действиях" умерших шаманов. Их смерть, по мифам, сопровождалась разными чудесами. Так, шаман Кээрэкээн будто бы предсказал, что перед смертью, приняв облик гагары, нырнет и проплывет тридцать километров. В том месте, где он "вынырнет", найдут его тело. Кроме того, он предупредил, что на его могиле "вырастут три лиственницы с вершинами в виде помела". Если бездетная женщина от них испросит ребенка, то сам шаман якобы родится во второй раз. В мифе говорится, что предсказания шамана сбылись, только не указано, просила ли какая-нибудь женщина от тех лиственниц ребенка. (23)

В ряде мифов утверждается, будто бы наиболее могущественные шаманы не умирали, а улетали в верхний мир. Первым шаманом, "отправившимся" на небо, считался сын Эллэя — одного из первопредков якутов. Он бесследно исчез, считалось что он поднялся в мир своих духов-покровителей. В верхний мир переселялись по мифам и другие шаманы, например, шаман-предок якутов Хоптогинского наслега Амгинского района. (24)

По верованиям якутов, умершие шаманы часто вмешивались в жизнь людей. Те из шаманов, которые ушли из жизни обиженными, становились духами и мстили в основном своим сородичам, причиняли им разные болезни и несчастья. Иногда покойные шаманы "приходили" к своим потомкам с просьбой: поправить разрушенную могилу или перезахоронить их. (25)

В некоторых случаях умершие шаманы якобы защищали своих потомков, как в мифе о превращении в юёря Бахсытского князца. (26) По якутским мифам, "великие" шаманы продолжали камлать и после смерти. Иногда будто бы гудел бубен в тех местах, где они были похоронены. Якуты также верили в способность шаманов "путешествовать" после смерти во времени. Например, в мифе "Холбо" говорится, что покойные шаманы регулярно возвращались на рубеже годов в свою юрту и жили там до восхода солнца. Утром же они исчезали, пропадали и все предметы, которые принадлежали им. (27)

Таким образом, мифы о "действиях" умерших шаманов подтверждали их могущество и наличие у них сверхъестественных свойств, подкрепляли веру в способность живых шаманов регулировать по возможности отношения людей с божествами и духами.

Мифы о якутских шаманах убеждали верующих в избранничестве их духами, обладании свойствами, "присущими" сверхъестественным существам, и способности воздействовать на духов. В этих мифах, в сущности, обосновывалось право шаманов руководить религиозной жизнью народа. К сожалению, мифы шаманизма еще не становились предметами специального исследования, значительная часть их еще не публиковалась и ждет своего времени.

+2


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Якутская мифология