Пусть будет и такая тема. Хотя. конечно, сильно изменилась наша страна за этот период. Разрозненные языческие племена раннего средневековья, Киевская Русь, новгородцы, дань Орде, Иван Грозный... Много чего было...
Русь (Россия) периода средневековья
Сообщений 1 страница 20 из 57
Поделиться22011-02-05 12:43:01
Смутное время - наверное, все примерно в курсе. Свержение Бориса Годунова, парочка Лжедмитриев с Мариной Мнишек, польская интервенция, Минин и Пожарский (создание ополчения которых мы теперь празднуем в качестве ноябрьских праздников), Иван Сусанин из зе хироу оф зе Совет Юнион, воссоединение опального семейства бояр Романовых и его воцарение... И Смутное время, время прихода захватчиков, войны друг с другом, когда одни поддерживали "Дмитрия", а другие - наоборот, закончилось. А теперь - о событии, благодаря которому Смутное время действительно закончилось. Не помню только, чтобы нам о нем рассказывали на уроках истории. Узнать о нем можно разве что из "дополнительной литературы", да на экскурсии в Коломну, где вам покажут "Маринкину башню", где, по легенде была заточена Марина Мнишек.
Событие это - казнь сына Марины Мнишек, Ивана Дмитриевича, которого сторонники его хотели возвести на престол после гибели Лжедмитрия II. Казнены тогда были сторонник Марины Заруцкий и ее сын. Саму Марину оставили в живых - как польскую поданную ее не могли ни судить, ни казнить (прожила она потом, правда, недолго... то ли убили, то ли уже сил у нее не было жить). А вот сына, российского подданного, казнить было можно. Сына у Марины забрали обманом - ей пообещали, что ребенку новый царь мстить не будет. Но что такое обещание, когда на другой чаше весов - благополучие государства...
Ивану Дмитриевичу (Ивашке Воренку, как его называли противники) было во время казни по разным данным то ли 3 года, то ли 4. Казнили его в Москве по приказу царя Михаила Федоровича. Хотя, конечно, решения тогда принимали за него родители - патриарх Филарет и инокиня Марфа. Современники утверждали, что петля на шее мальчика не затянулась, и он умер от холода несколько часов спустя. И именно его казнь поставила точку в периоде, который мы называем Смутное время. До этого еще возможны были какие-то движения против Романовых (были же сторонники у Ивана), но со смертью претендента на престол все это кончилось. Казнь маленького ребенка ужасна, но самое ужасное в принятии этого решения было то, что оно было для той ситуации практически единственно возможным. Верным не с точки зрения морали, а с точки зрения благополучия страны. Умер последний, кого при большом желании можно было бы причислить к потомкам Ивана Грозного. И не просто убит, а была публичная казнь, при большом количестве свидетелей. То есть, чьи-то попытки объявить себя чудесно спасшимся Иваном Дмитриевичем сведены к минимуму (хотя, нашелся через какое-то время такой "умник", но и сторонников достаточное количество не собрал, и Романовы тогда уже надежно укрепились). Вот так вот - смерть ребенка, вина которого была только в том, что его именем можно было начать очередную гражданскую войну, в обмен на спокойствие в стране, в обмен на то, что не погибнут тысячи людей. Кто в сражениях, кто просто от голода в терзаемом войной государстве...
По легенде, Марина во время казни сына прокляла род Романовых, царствование которого фактически началось с этой казни. Казнью их и их детей их царствование и закончилось...
PS А ведь не пришло в голову церкви нашей канонизировать Ивана... Хотя, по-моему, он заслужил этого не меньше, чем сын Ивана Грозного "невинно убиенный" царевич Димитрий.
Поделиться32011-02-05 14:00:01
что там у нас было про счастье всего мира, которое не стоит слезинки ребенка?.. Хотя при чем тут счастье, когда речь о государстве.
Какая гадость эта большая политика...
Отредактировано Фенимор (2011-02-05 14:00:16)
Поделиться42011-02-05 14:44:43
Какая гадость эта большая политика...
Это да
Хотя, конечно, в средние века во всех странах детям - возможным претендентам на власть, приходилось несладко. В Османской империи при больших гаремах и большом количестве сыновей долгое время вообще действовало правило - один из сыновей после смерти отца наследовал трон (уж кто прорвался), а остальные должны быть умерщвлены независимо от возраста. Отмена этого правила, по мнению некоторых историков, и привела к упадку государства... В Европе младенцев царской крови убивали нередко... Но тут - смерть долгая, мучительная, да еще и публичная.
О факте знала давно, но вот подробно прочитала об этом где-то с месяц назад, если не больше. А из головы все не выходит этот кошмар
Поделиться52015-11-17 13:20:07
http://seva-riga.livejournal.com/449372.html
26 июля началась битва, сравнимая для русской истории по значимости с Бородино и Куликовской. Забытое историками, игнорируемое школьными академическими программами Молодейское (молодинское) сражение 1572 года, в ходе которого 20-тысячное русское войско наголову разгромило 140-тысячный экспедиционный корпус ордынского хана Девлет Гирея, с высоты лет сегодняшних можно смело записать в события, кардинально изменившие евразийскую карту на ближайшие 500 лет.
Сражение это было как будто соткано из прообразов других битв, более известных и прославленных, но ни в коем случае не более героических. Были тут и свои «300 спартанцев», и свой «Сталинград», и своя «Курская дуга»... И, конечно же, были свои герои, из которых хотел бы выделить забытое школьными учебниками имя князя Дмитрия Ивановича Хворостинина, которое достойно стоять рядом с именами Пожарского и Суворова.
Интересно, это правда? Непонятно, почему в школьных учебниках ничего об этом не говорилось, если битва действительно была великая.
Поделиться62015-11-17 13:24:37
Интересно, это правда? Непонятно, почему в школьных учебниках ничего об этом не говорилось, если битва действительно была великая.
Да, сражение известное. А про эпоху Ивана Грозного в учебниках вообще незаслуженно мало.
Поделиться72015-11-17 15:24:34
А зачем замалчивали? Какой смысл?
Поделиться82015-11-17 15:50:24
А зачем замалчивали? Какой смысл?
Не то, чтобы замалчивали - просто уделяли мало внимания. С одной стороны, количество часов на историю ограничено, а материала много. С другой - изучают 15-16 века в 8-м (если не ошибаюсь) классе, а в этом возрасте значение многих исторических процессов детям понять тяжело.
Еще один пример не затронутой учебниками битвы - битва на Синих Водах. Не знаю, как в современных украинских, белорусских и литовских учебниках, а в советских (и российских, но это хоть объяснимо) про нее ни слова. А между тем, ее значение было большим, чем у Куликовской битвы.
Поделиться92015-11-17 17:08:31
А зачем замалчивали? Какой смысл?
Ответ может быть очень прост: реальное значение этой битвы было не таким высоким, как у автора.
У историка Соловьёва про битву сказано в одном абзаце. Интересно написано, поэтому привожу целиком.
Но хан понял намерение Иоанна длить время, мало надеялся на переговоры, и летом 1572 года с 120000 войска двинулся опять к Оке. Иоанн был в Новгороде; но на Оке, у Серпухова, стояло русское войско под начальством князя Михаила Ивановича Воротынского; хан, оставя тут двухтысячный отряд травиться с русскими и занимать их, с главным войском ночью перешел Оку; Воротынский погнался за ним и настиг в 50 верстах от Москвы, на берегу Лопасни, в Молодях; здесь в последних числах июля и в первых августа происходило несколько сильных схваток, которые все окончились неудачно для хана, и он принужден был бежать назад, потерявши много войска. После этого хан переменил тон и прислал сказать Иоанну: «Мне ведомо, что у царя и великого князя земля велика и людей много: в длину земли его ход девять месяцев, поперек – шесть месяцев, а мне не дает Казани и Астрахани! Если он мне эти города отдаст, то у него и кроме них еще много городов останется. Не даст Казани и Астрахани, то хотя бы дал одну Астрахань, потому что мне срам от турского: с царем и великим князем воюет, а ни Казани, ни Астрахани не возьмет и ничего с ним не сделает! Только царь даст мне Астрахань, и я до смерти на его земли ходить не стану; а голоден я не буду: с левой стороны у меня литовский, а с правой – черкесы, стану их воевать и от них еще сытей буду; ходу мне в те земли только два месяца взад и вперед». Но Иоанн также переменил тон: он отвечал хану, что не надеется на его обещание довольствоваться только Литовскою да Черкесскою землею. «Теперь, – писал он, – против нас одна сабля – Крым; а тогда Казань будет вторая сабля, Астрахань – третья, ногаи – четвертая». Гонцу, отправленному в Крым, опять настрого было запрещено давать поминки, хотя в грамотах продолжалось писаться челобитье. Иоанн не переставал колоть хана за первую его величавую грамоту о Казани и Астрахани. «Поминки я тебе послал легкие, – писал царь, – добрых поминков не послал: ты писал, что тебе ненадобны деньги, что богатство для тебя с прахом равно».
А в следующей главе говорится о событиях Ливонской войны, и именно они, по мнению историка, имели "великое влияние и на судьбы Московского государства, и на судьбы всей Восточной Европы".
Поэтому скорее можно говорить не о замалчивании, а о невысокой оценке значения данной битвы, и не только в советское время, но и в досоветское. Карту она особо не перекроила: Русь лишь отстояла завоевания последних ста лет. Поэтому, например, вот эта фраза: "можно смело записать в события, кардинально изменившие евразийскую карту на ближайшие 500 лет" есть преувеличение. Нелишне упомянуть, что уже через два с половиной десятилетия начнётся Смутное время, когда действительно только чудо спасло Русь от исчезновения.
Поделиться102015-11-17 17:09:50
С одной стороны, количество часов на историю ограничено, а материала много. С другой - изучают 15-16 века в 8-м (если не ошибаюсь) классе, а в этом возрасте значение многих исторических процессов детям понять тяжело.
То есть просто выбрали какие-то некоторые битвы для изучения, чтобы детишек не перенапрягать? Да, такое возможно. Но как-то это неправильно.
Про битву на Синих Водах хотя бы понятно - если верить Википедии "историк Дмитрий Ващук отметил, что несмотря на большое количество специальных исследований, точно не установлено ни время битвы, ни её место, ни то, была ли она вообще".
Поделиться112015-11-17 17:15:15
Еще один пример не затронутой учебниками битвы - битва на Синих Водах. Не знаю, как в современных украинских, белорусских и литовских учебниках, а в советских (и российских, но это хоть объяснимо) про нее ни слова. А между тем, ее значение было большим, чем у Куликовской битвы.
Для чьей истории? С точки зрения Руси эта битва ослабила одного из её противников, и в общем всё. С точки зрения Литвы - это тоже лишь эпизод в расширении государства. Именно на Украине сейчас активно пиарят эту битву - вполне возможно, что как важный эпизод формирования "альтернативной Руси".
Поделиться122015-11-17 18:00:34
Для чьей истории? С точки зрения Руси эта битва ослабила одного из её противников, и в общем всё. С точки зрения Литвы - это тоже лишь эпизод в расширении государства. Именно на Украине сейчас активно пиарят эту битву - вполне возможно, что как важный эпизод формирования "альтернативной Руси".
В СССР - для истории народов, входивших в его состав. А про сегодняшний день: теперешние народы далеко не то же самое, что их предки в 1362 году. С белорусами достаточно ясно - их предки и были важнейшей частью тогдашней Литвы (ВКЛРиЖ), причастность предков украинцев к битве - ясна не вполне, предков нынешних литовцев - тоже, а предков нынешних русских - не исключена, поскольку Смоленск в то время активнейше взаимодействовал с Литвой.
Ответ может быть очень прост: реальное значение этой битвы было не таким высоким, как у автора.
Разумеется, у автора описано излишне восторженно. И 140 тысяч, скорее, изрядное преувеличение (в силу логистических причин). Да и вырывать одно событие, пусть даже значимое, из контекста - неправильный подход к изучению.
Но хорошо хоть то, что автор вообще пытается привлечь внимание массового читателя к истории. )
Поделиться132015-11-17 18:24:19
В СССР - для истории народов, входивших в его состав. А про сегодняшний день: теперешние народы далеко не то же самое, что их предки в 1362 году. С белорусами достаточно ясно - их предки и были важнейшей частью тогдашней Литвы (ВКЛРиЖ), причастность предков украинцев к битве - ясна не вполне, предков нынешних литовцев - тоже, а предков нынешних русских - не исключена, поскольку Смоленск в то время активнейше взаимодействовал с Литвой.
По-моему, причастность предков украинцев тоже вполне очевидна. Именно в рамках ВКЛ происходит самая активная фаза генезиса двух языков: белорусского и украинского. Поэтому между ними гораздо больше общего, чем между белорусским и русским или украинским и русским. А сомневаюсь я в значимости этой победы потому, что её совершило "пропавшее с карты" государство. Вот если бы ВКЛ в итоге победило Москву и заняло её место в собирании русских земель, то другое дело. И Куликовская битва тоже потеряла бы своё значение.
Поделиться142015-11-17 20:05:22
По-моему, причастность предков украинцев тоже вполне очевидна.
Очевидно только то, что битва происходила на территории нынешней Украины. ) И да, вполне вероятно, что часть шляхты ВКЛ в 1362 году составляли предки украинцев, и кто-то из этой части принимал участие в битве. Но ведь не факт. С тем же основанием можно предполагать, что потомки участников той битвы позже перебрались из Речи Посполитой на т.н. Слобожанщину, и поэтому битва - часть истории современного русского народа. )
Именно в рамках ВКЛ происходит самая активная фаза генезиса двух языков: белорусского и украинского. Поэтому между ними гораздо больше общего, чем между белорусским и русским или украинским и русским.
А вот тут большой вопрос, были ли, скажем, даже уже в 18 веке украинский и белорусский языки, или в то время их следует считать диалектами русского? Естественно, не современного русского, который тоже оформился из диалектов только в 18-19 веках.
А сомневаюсь я в значимости этой победы потому, что её совершило "пропавшее с карты" государство. Вот если бы ВКЛ в итоге победило Москву и заняло её место в собирании русских земель, то другое дело. И Куликовская битва тоже потеряла бы своё значение.
С этой точки зрения, Ледовое побоище тоже не имеет значения, поскольку его совершило "пропавшее с карты" государство. ) А насчет предшествовавшей Невской битвы достоверно неизвестно ни место, ни численность сторон, ни руководство противника, но сомневаться в ее существовании как-то не принято.
Поделиться152015-11-18 11:00:55
Ответ может быть очень прост: реальное значение этой битвы было не таким высоким, как у автора.
Да, вот я сначала так и подумала. Но в разных местах так уверенно пишут о величии битвы, что начинают появляться сомнения.
А как историки оценивают значение битв - разве только по влиянию на карту? Ведь, если даже сделать скидку на преувеличение цифр, если русское войско разгромило, допустим, превосходящее по численности вдвое ханское, то это великая победа, и тактику сражения нужно бы изучать.
Поделиться162015-11-18 11:19:30
А вот тут большой вопрос, были ли, скажем, даже уже в 18 веке украинский и белорусский языки, или в то время их следует считать диалектами русского? Естественно, не современного русского, который тоже оформился из диалектов только в 18-19 веках.
Диалектами русского они никак не могут быть. Дело в том, что, если я ничего не путаю, к древнерусскому языку (из которого выделились три восточнославянских языка) и к древнеславянскому (из которого выделились все славянские языки) ближе именно украинский и белорусский, они в меньшей степени, чем русский, испытали влияние финно-угорских и тюркских языков. По сути дела это наиболее чистые (от чуждых примесей) восточноевропейские языки. А в 18-19 веках происходит не оформление языков (это имело место гораздо раньше), а становление литературных языков - это несколько другое, скажем так, процесс кристаллизации, унификации языка, то есть завершающая стадия лингвогенеза.
Поделиться172015-11-18 12:19:16
Диалектами русского они никак не могут быть. Дело в том, что, если я ничего не путаю, к древнерусскому языку (из которого выделились три восточнославянских языка) и к древнеславянскому (из которого выделились все славянские языки) ближе именно украинский и белорусский, они в меньшей степени, чем русский, испытали влияние финно-угорских и тюркских языков. По сути дела это наиболее чистые (от чуждых примесей) восточноевропейские языки.
Путаешь.
1) Как раз лингвисты утверждают, что тюркизмов в украинском на порядок больше, чем в русском. Также много заимствований из польского, немецкого, венгерского (одного из финн-угорских) языков.
2) Словарный состав языка - далеко не то же самое, что язык. Гораздо важнее принципы словообразования. А они, как раз, существенно отличаются в диалектах украинского (например, пресловутое "кот"-"кiт" есть не во всех диалектах). По сути, единого украинского языка нет - тот литературный язык, который был создан в СССР, на западной Украине не особо используется, а их суржик считать каким-то эталоном смешно.
3) Дополнение к п.2 - возьми западноукраинскую народную песню, и отличий от русского языка почти не найдешь, кроме некоторых диалектных слов. Но диалектизмов и в русском языке много. А некоторые диалекты русского на первый взгляд вообще русских слов не содержат, например "поморьска говоря".
4) Никаких отдельных от русских "украинцев" до конца 19 века не было. И далеко не все хотели ими становиться. "Называет нас украинцами, а ведь мы ничего не украли".
5) О "чистых" славянских языках говорить не приходится вообще - нигде в мире славянские народы не жили изолированно. Тем не менее, родственность языков налицо, и, в частности, поэтому постепенно повышается интерес к искусственному языку "словио".
А в 18-19 веках происходит не оформление языков (это имело место гораздо раньше), а становление литературных языков - это несколько другое, скажем так, процесс кристаллизации, унификации языка, то есть завершающая стадия лингвогенеза.
Насколько раньше? Например, Новгородчина еще в 15 веке говорила на диалекте, про который современные исследователи ставят вопрос, а являлся ли он вообще русским (хотя и был понятен всем, да и нам сейчас разобрать можно).
Поделиться182015-11-18 12:53:50
Vlad_Z
Насчёт цифр - да, вполне возможно. Но на слух ощущение другое.
Единый украинский язык - я всё-таки предпочитаю отталкиваться от литературного, писаного языка. Он существует, и это главное. Почему главное. Когда русский читает украинские тексты, он понимает, в зависимости от разных факторов, 60-90%. Украинец понимает 99-100%. Обратная ситуация - аналогичный результат.
Народные песни - специфический жанр с упрощённым лексиконом. Не могу считать это серьёзным аргументом. А вот взять современные песни - я хоть и хорошо понимаю украинский (наверное 70-80%), но вынужден тут и там лазить в словарь.
П. 4 - вероятно, какая-то путаница. Все эти века существовал устный украинский язык (или точнее несколько украинских диалектов, явно отличавшихся от русского), испытывавший различные влияния. Где-то его вытеснял русский, где-то польский. Потом он получил литературное оформление, и это как раз 18-19 века. Не из пустоты же он возник. И не придуман искусственно.
Про "словио" знаю. Лишнее подтверждение того, что украинский и белорусский ближе к праоснове.
Поделиться192015-11-18 14:46:29
Nasir, народные песни, как раз, это показатель основы языка. Тем более, что и украинские, и белорусские диалекты - это деревенские говоры, языком государственного управления они не были ввиду отсутствия самостоятельной государственности до 20 века. И если брать язык летописей времен ВКЛ, то увидеть в нем украинский или белорусский крайне сложно. Очень условно можно назвать его "древнебелорусским". )
А про близость к праоснове говорить не приходится, поскольку, например, сербский и болгарский языки довольно схожи с русским, хотя Сербия и Болгария с Россией не граничат, и развивались в совсем других условиях и окружении.
По воспоминаниям депутата галицкого сейма Николая Антоневича, активисты украинских партий боялись публично декларировать свою нерусскость. Когда же один из них осмелился на предвыборном собрании обратиться к присутствующим: «Украинцы!», то тут же нарвался на отпор: «Мы не украинцы, но русские! Русскими мы были и русскими будем умирать!». А кто-то из собравшихся громко заметил: «Прозывают нас украинцами, а ведь мы ничего не украли!»…
Это происходило в Австро-Венгрии, которая к России любви не питала.
В этой же связи можно напомнить и про закарпатских русинов, печатная продукция которых в начале 20-го века воспринимается сейчас ничуть не сложнее, чем дореволюционная российская. И это при том, что в среде русинов как раз было очень настороженное отношение к сближению их диалекта с великорусским.
Поделиться202015-11-18 19:50:31
Сейчас я вам открою стррашную тайну лингвистов. Никогда не существовало единого древнерусского языка, общеславянского языка (это его, Nasir, ты называешь праосновой?), а также общегерманского, например, языка и уж, конечно, праиндоевропейского. Под этими терминами понимается совокупность диалектов. Т.е.древнерусский язык - это совокупность близких племенных, потом территориально-племенных диалектов: полян, древлян и остальных вятичей.
Текст, написанный на церковно-славянском, абсолютно по-разному читался/произносился в Киеве, Рязани, Владимире, Москве, Новгороде. Документы, написанные на древнерусском языке, также включают диалектные слова, грамматические формы, написание, отражающее произношение северных, южных и т.д. восточнославянских диалектов. Текст, написанный в Новгороде, будет отличаться от текста, написанного в Москве, Киеве.
Мы можем говорить не о близости языка к "языку-основе",а о сохранении каких-нибудь архаических черт. Например, носовые гласные в польском - как раз такая черта. Во всех славянских языках были носовые гласные.
Оформляться отдельные русский, украинский, белорусский языки стали не раньше 14 века, т.е., можно сказать, одновременно.
Согласна с Vlad_Z:
народные песни, как раз, это показатель основы языка
Народные песни отражают часто древнейшее состояние языка: ушедшие из литературного языка грамматические формы, слова. Не только, конечно, песни, вообще говоры, современные диалекты.
А уж современные песни я бы не рассматривала именно из-за сильной волны заимствований. Моя свекровь - украинка из Чернигова, так вот когда она последний раз была в Чернигове в начале 90 годов, то газеты она читать не могла, из-за искусственной полонизации (влияние польского языка).