lady Irene
То есть получается, постоянно обязаны носить были именно плащ? А в битве было и то и другое?
Тамплиеры
Сообщений 81 страница 91 из 91
Поделиться812019-04-06 21:30:42
Поделиться822019-04-07 06:32:33
Насколько мне известно, в уставе им вменялось в обязанность носить именно белые одежды, строгие, без лишних украшений. С 1145 волею папы Евгения III на левой стороне появился красный восьмиконечный крест. В приведённом отрывке, если он заслуживает доверия, в первом предложении именно mantles (то есть, скорее всего, полукруглый плащ), отправлялись в битву тоже в нём. А есть и разговаривать тамплиерам запрещалось без surcoat. Это лучше уточнить у наших историков и других специалистов, читавших устав в подлиннике.
Отредактировано lady Irene (2019-04-07 06:38:45)
Поделиться832019-04-07 09:26:02
отправлялись в битву тоже в нём. А есть и разговаривать тамплиерам запрещалось без surcoat.
Вот как раз в этом моменте и запуталась. Потому что по прочтении интернет-источников впечатление сложилось наоборот...
Поделиться842019-04-13 03:34:05
Решила собрать свои фотографии Алмурола в ролик. По-моему, так больше впечатления производит, приближается к реальности. От настоящего-то дух захватывает и без Вангелиса. Вернее, какая-то подобная музыка начинает звучать в тебе, когда бродишь там.
Поделиться852019-04-13 07:13:26
Helen2, отлично получилось! Действительно, дух захватывает
Поделиться862019-04-13 10:43:43
helena, спасибо! Я тут не при чем, это все он сам - Алмурол.
Поделиться872020-09-07 10:23:31
В 1162 году четвертый магистр португальской епархии Ордена Тамплиеров Гуалдин Паиш основал крепость и монастырь тамплиеров в Томаре, который стал с тех пор столицей ордена в Португалии.
Helen2 три года назад уже выкладывала замечательные фото крепости и монастыря Ордена Тамплиеров в Португалии, в Томаре.
Еще несколько фото изнутри крепости:
Кельи храмовников
Трапезная
Сувенирная лавка
Интересный барельеф, чудится в нем что-то кракенское:
Полный отчет ivanhumenyuk "Последнее пристанище Тамплиеров, или чем меня вдохновил замок" здесь:
Поделиться882020-09-07 22:02:02
А, "то самое окно"! Шедевр в стиле мануэлино. Но это уже совсем другая эпоха. Спасибо за ссылку. Португалия - любовь моя. Приятно было вспомнить, глядя на чужие фотографии. Большинство моих погибло вместе с жестким диском старого компа.
Поделиться892020-09-11 09:44:33
Большинство моих погибло вместе с жестким диском старого компа
Жалко.
Вот еще статья про сокровища тамплиеров и не только.
DISCOVERIES OF THE KNIGHTS TEMPLAR
by R. W. Bro. Rev. Brian Burton
Past Assistant Grand Master, Grand Chaplain of UGL of NSW, AU
PM The Research Lodge of New South Wales #971
Основные мысли как информация для размышления.
Автор представляет и развивает теорию, впервые представленную шевалье Рэмси в Великой масонской ложе Франции в 1737 году. Рэмси утверждал, что современное (то есть XVIII в.) масонство берет свое начало в ордене тамплиеров.
Brian Burton рассказывает, как тамплиеры, получив от Иерусалимского короля Болдуина в 1118 году храм на горе Мориа, воздвигнутый на развалинах храма Соломона, стали вести там раскопки и начали строительство собственного рыцарского храма. В 1894 году группа инженеров Британской армии обнаружила в руинах храма такие артефакты, как часть рыцарского меча, шпору, копье, небольшой крест. В настоящее время туннель под храмом пользуется такой популярностью, что автору пришлось записаться в «лист ожидания» и 3 месяца ждать, когда подойдет его очередь на прогулку в подземном туннеле.
Автор выражает уверенность, что в развалинах храма Соломона тамплиеры нашли сокровища, которые были спрятаны перед тем, как римский полководец Тит Флавий разрушил Иерусалим в 73 году н. э. ( вроде это было в 70 году, но у автора так). Это подтверждает найденный в 1952 году свиток Мертвого моря, обнаруженный в пещере близ Кумрана. В свитке указывается 65 тонн серебра и 26 тонн золота, которые могли стать источником огромных богатств тамплиеров.
Автор делает предположение, что при раскопках под руинами Храма тамплиеры смогли понять секретную геометрию Готической Арки, что впоследствии позволило отказаться от толстых широких колонн, характерных для романского стиля и создать более изящную конструкцию. Гуго де Пейен, первый великий магистр ордена тамплиеров, был в Риме в 1127 году, и уже через 13 лет была построена первая готическая церковь, аббатство Сен-Дени, освященное в 1140 году. В 1163 году появился Нотр-Дам с его «летающими» опорами. Буржский собор был открыт в 1190 году, Шартрский – в 1170 году, Реймский в 1212 году, Амьенский в 1220 году. Возможно, готический «дизайн» также увеличил богатство тамплиеров.
Brian Burton обращает внимание на то, что одно из обвинений, выдвинутых против тамплиеров, заключалось в том, что они поклонялись бородатой голове, которую звали Бафомет (привет «Рыцарям Апокалипсиса»!). Предполагалось, что это была голова Иоанна Крестителя. Автор критикует точку зрения французского оккультиста XIX века Элифаса Леви, утверждавшего, что если поменять местами буквы слова и прочитать слово «наоборот», то получится Tem Oph Ab, что является ссылкой на Храм царя Соломона. Далее критике подвергается писатель и знаменитый американский масон Альберт Пайк, изображавший Бафомета в образе человека с головой козла.
Тайна Бафомета, по мнению автора, была раскрыта лишь с расшифровкой свитков Мертвого моря, когда был открыт древний еврейский код под названием Атбаша: первая буква алфавита заменяется последней, вторая – предпоследней и т. д. В результате использования этого шифра Бафомет становится греческой Софией (мудростью!). Следовательно, как констатирует Brian Burton, тамплиеры поклонялись мудрости, а не козлиному монстру.
Вторая часть статья посвящена поиску сокровищ тамплиеров после того, как 18 их кораблей отплыли из Ла-Рошели после ареста членов ордена во Франции в 1307 году. Основным героем рассказа становится Генри Синклер, представитель шотландского баронского рода, граф Оркнейских островов. В 1398 году он отправился в Новый Свет на 12 кораблях и с 600 членами команды, рыцарями-тамплиерами, цистерцианцами и монахами-земледельцами. Он плыл через Атлантику к Ньюфаундленду и Новой Шотландии, а затем путешествовал по восточному побережью Америки.
Brian Burton делает предположение, что после отплытия из Ла-Рошели флот тамплиеров нашел убежище в Шотландии, в замке Росслин, принадлежащем Синклерам. В 1398 году Генри увез сокровища тамплиеров в Америку, в Новую Шотландию и Массачусетс, где оставил свои следы. И все это было за 100 лет до открытия Вест-Индии Колумбом.
Так, на склоне холма в Уэстфорде, штат Массачусетс, есть выступ с резным контуром средневекового рыцаря. Рыцарь держит сломанный меч, а на его щите изображено оружие семьи Ганнов, которые были связаны с Синклером, а также есть изображение корабля, кометы, звезды и солнца. В статье утверждается, что резьба изображает двоюродного брата Синклера, сэра Джеймса Ганна. Меч датирован примерно 1360 годом.
На вершине холма, в 17 милях от Честера, Новая Шотландия, находятся руины замка, который, скорее всего, был построен норвежцами и шотландцами в XIV веке и выполнял функцию сторожевой башни. Внутри замка обнаружены часть лезвия меча, деревянные конусы и куски железных инструментов. Возможно, замок был построен Синклером.
Наконец, в центре острова Оук есть глубокая дыра. Она была обнаружена двумя мальчиками в 1795 году. На глубине двух футов находится слой камней, а ниже, в 10 футах, несколько дубовых плит, находящихся друг от друга на расстоянии 10 футов. В 1849 году при бурении скважин был найден различный металлический лом. На глубине 171 фута была найдена железная пластина. С тех пор многие охотники за сокровищами исследовали эту дыру. Возможно, Синклер спрятал сокровища тамплиеров, а также Святой Грааль в этой яме.
В последние годы в Аргентине были предприняты экспедиции, чтобы доказать теорию о том, что тамплиеры и Святой Грааль, возможно, продвинулись далеко на юг, в Патагонию, и обосновались там в заливе Сан-Матиас, который находится на широте 41 градус. В качестве доказательства этой теории автор приводит анонимный документ, написанный на старофранцузском языке под названием «Книги Грааля», где рассказывается история путешествия Перлесвауса, который, похоже, побывал в замке, расположенном в заливе Святого Матиаса, и приводится достаточно большой отрывок, свидетельствующий, что Перлесваус встречался там с тамплиерами:
«They approached the castle and heard the sweet sounds of four trumpets up on the great walls, and the players were all dressed in white. Which could indicate that the castle was occupied by the Knights Templar. As the ship anchored above the castle, and the sea went off so that the ship stayed on dry land -
In that gulf, there is a very large fall in the tide, so that ships are left stranded at low tide. Not being familiar with the tides, the ship was easily stranded. The difference between high and low tide in the Gulf measures about 30 feet, and was quite unknown in the Northern Hemisphere.
They stepped out of the ship and got in the castle through the side overlooking the sea and he sees the most beautiful or clear fountain that anybody can imagine.
There is a spring there even today with clear flowing water at all seasons. One of the masters rings a bell three times and the room was filled with thirty-three men forming a company. They were all wearing white gowns and a red cross amidst their chests.
This clearly reminds us of the dress of the Knights Templar, and the military formation and the total absence of women seems to carry the same clues. As they noticed the entrance to the ditch, the most horrifying and painful screams ever heard came out of it.
Today the locals there still complain about these strange sounds - they would appear to be caused by wind whistling along a crevice in the rocks. You will start your way back when you see the ship with the sail crossed by the red cross, and found the ship ready to depart and heard the trumpets playing upon departure as they had played upon arrival. Got aboard the ship and sails were hoisted. It started drawing away from the land».
Ссылка на источник:
HTTP://WWW.THEMASONICTROWEL.COM/ARTICLE … EMPLAR.HTM
Поделиться902023-07-09 12:45:57
Статья Вадима Анохина 2021 года. В сериале "женский вопрос" никак не освещен, конечно. Но приведенная не поймешь откуда цитата, что "ни одна девушка не является женщиной, пока не переспит с тамплиером", звучит сильно. Надо поискать первоисточник. Может, этот очередной наговор, полученный во время пыток братьев.
https://dzen.ru/a/YAwdsRkkzAMxTxiq
Тамплиеры и женщины: характер взаимоотношений
Отношение между полами в западном средневековом обществе эпохи тамплиеров находилось под сильным влиянием католической церкви. Как, впрочем, и все остальные жизненные аспекты. Потому как считалось, что если человек не был католиком, то он и человеком не был. Что же касалось женской составляющей средневекового социума, то церковная доктрина наделяла ее всеми атрибутами бесовщины. Называя сосудом греха, блудницами и пособницами врага рода человеческого, Через общение с которыми легко было сбиться с праведного пути и вместо рая прямиком попасть в преисподнюю.
Потому и святые отцы, собравшиеся на соборе в Труа утверждать Устав нового [во всех отношениях] рыцарского [с одной стороны]и монашеского [с другой],ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, не стали изобретать колесо , касаясь его будущих взаимоотношений с женским полом. Их попросту запретили. Руководство новоиспеченного ордена не стало протестовать, ибо изначально позиционировало себя как ревностных католиков, готовое «костьми полечь» во имя торжества установок римской курии.
Внешне, на высоком уровне, все выглядело благопристойно. Но так ли было на местах, в недрах созданной структуры?
Поначалу тамплиеры держались стойко, как и подобает храбрым воинам Христовым. Перед происками коварных женщин был поставлен плотный заслон в виде Устава, за которым храмовники скрывались, как Ной в ковчеге от потопа. Однако, уже при втором великом магистре Ордена, Робере де Краоне [1137 — 1149 гг. ], руководству пришлось подтверждать запрет на прием в орден женщин, ибо вопреки установкам, преступная практика имела место быть:
Компания женщин - вещь опасная, в компании с женщинами дьявол многих сбил с правильного пути в рай. С этого времени дамы не должны приниматься как сестры в доме Храма по той причине, дорогие братья, что с этого времени этот обычай не должен быть практикой, чтобы цветок целомудрия мог вечно цвести среди вас.
Но, как сказано, все законы созданы для того, чтобы их нарушать - тамплиеры нашли выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Они ввели в орденский обиход термин consoror. Им обозначались члены ордена женского пола, формально в нем не состоявшие, но делавшие ежегодные пожертвования [финансовые либо хозяйственные] и за это пользующиеся некоторыми привилегиями. Были и soror, считавшиеся полноправными сестрами. Но это была лишь формальность, ибо под этот ранг попадали все ближайшие родственницы вступившего в Орден мужчины. В отличие от орденских братьев эти сестры не имели юридического статуса. Они были и их не было. Иначе как можно объяснить, что среди арестованных в 1307 году не было ни одной сестры-тамплиерши?
Несмотря на запреты, некоторые soror проживали в сельских командорствах совместно с братьями. Их принимали в орден повсеместно. Допрошенный прецептор Пейнса Понсар де Жизи утверждал, что это было установившейся и обычной практикой. При этом он жаловался на жестокое обращение, которому они подвергались со стороны руководства домами.
Пожалуй, самым ярким свидетельством характера отношения храмовников к женщинам может послужить высказывание одного из кипрских тамплиеров. Доблестный воин храма Соломона утверждал, что ни одна девушка не является женщиной, пока не переспит с тамплиером.
Во время суда один из тамплиеров, отрицая обвинения в гомосексуализме, мотивировал это тем, что всегда мог получить красивую женщину, когда хотел, и что они у него часто бывали. Справедливости ради стоит отметить, что за подобные выходки братьев частенько изгоняли из Ордена. Когда удавалось поймать с поличным или по доносу.
Однако окружающие были отнюдь не склонны осуждать тамплиеров за это. Им вменяли в вину гордыню и жадность, но никак не похоть. Им даже приписывали любви высокие порывы, чистые и благородные, что отразилось во многих литературных произведениях того времени. К примеру, Готье де Суаньи изображает Орден, как место для людей крещеных любовью, а в романах XIII века храмовники показаны как помощники влюбленных.
Да и сами тамплиеры были не противниками куртуазности. Причем в качестве менестрелей выступали не рядовые братья-рыцари, а прецепторы, т.е командный состав. Об этом убедительно говорит так называемый Балтиморский манускрипт, со стихами к прекрасной даме на последнем листе Устава, этой библии тамплиеров! Напомню, что экземпляры уставов могли храниться исключительно у руководства.
Более того, как подметили исследователи, в частности, Хелен Николсон, культ женских святых в Ордене был гораздо популярен, нежели мужских. Мощи св. Марии и Евфимии Халкидонской были главными реликвиями тамплиеров. Орден и был посвящен Деве Марии и храмовники утверждали, что рядом с их замком Шато де Пелерин расположен камень, где она отдыхала. А останками Евфимии тамплиеры стали гордиться после падения Константинополя в 1204 году, получив их в свое владение. В женский пантеон входили и св. Таис [бывшая женщина легкого поведения]и св. Дебора [пророчица из Книги Судей]. Наряду с этими, уже почившими в бозе, тамплиеры XIII века имели и вполне живую святую — Хедевигу [Ядвигу], жену силезского герцога Генриха I Бородатого [была канонизирована еще при жизни Ордена].
Наблюдался явный дуализм в отношении к женщинам. Все зависело, в каком «статусе» они находились — святые, либо мирские. Католическое духовенство намеренно демонизировало женщин. Сатана плетет козни, но кто его видел воочию? А тут, извольте, во всей красе! Их стоит остерегаться, избегать и... бояться! Ибо, как сказал досточтимый Хорхе в экранизации Имя розы: кто не боится дьявола, тому не нужен Бог! А если не нужен Бог, то зачем духовенство?..
Поделиться912023-07-09 23:42:35
Но приведенная не поймешь откуда цитата, что "ни одна девушка не является женщиной, пока не переспит с тамплиером", звучит сильно. Надо поискать первоисточник.
Нашла. Статья Хелен Николсон, профессора кафедры истории Кардиффского университета, "Отношение тамплиеров к женщинам".
Николсон считается ведущим мировым специалистом по военно-религиозным орденам и крестовым походам, включая историю тамплиеров. У нее очень много книг по этому вопросу.
Нужную ссылку выделила.
https://templi.ru/blog-vad-anohin-tamplieri-zencshini/
Изучая устои военно-религиозных орденов в XII и XIII веках, я наткнулась на множество примеров своего рода антифеминизма, зафиксированных на самом высоком официальном уровне в уставах этих орденов. Однако я также столкнулась и с другими взглядами, распространенными на местах и среди простых людей. Следует также отметить, что этот антифеминизм распространялся только на обычных женщин-грешниц. Святые женщины, особенно Богоматерь, почитались и пользовались всей любовью и уважением, которые официальная линия ордена не допускала к обычным женщинам. Эта статья представляет собой краткое изложение моих открытий относительно одного конкретного военного ордена, ордена Храма, который, возможно, был величайшим оплотом мужской исключительности в религиозной жизни. Доказательств немного, но c тамплиерами всегда так, ибо множество материалов были утрачено после разгрома ордена в 1314 году.
Концепция военного ордена не допускала участия в нем женщин. Первоначальная роль орденов заключалась в защите паломников, путешествующих по святым местам Иерусалимского королевства. Их войска состояли из конных рыцарей и пехоты. Женщины не могли быть рыцарями, и, хотя иногда они сражались пешими – например, при защите крепости, – они не сражались верхом. Мусульманские писатели отмечают присутствие женщин среди пехоты крестоносцев [Imâd ad-Din al-Isfahâni (519-597/1125-1201) Conquête de la Syrie et de la Palestine par Saladin (al-Fath al-qussi fi l-fath al-qudsi) trans. H. Massé (Paris, 1972) p. 239], в то время как христианские писатели отмечают их среди боевых помощниц, приносящих воду воинам [Quinti Belli Sacri Scriptores Minores, ed. R. Röhricht (Geneva, 1879), p. 187]. Первоначально орден Госпиталя имел сестринский дом для женщин, который заботился о женщинах-паломницах, но это не стало частью более позднего военного ордена [Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon, ed. R. B. C. Huygens, 2 vols, Corpus Christianorum – continuatio medievalis 63 (Turnholt, 1986), Book 18 chapter 5, p. 817. Translated into English as: William, archbishop of Tyre, A History of deeds done beyond the sea, trans. E. A. Babcock and A. C. Krey, 2 vols (New York, 1976).].
Некоторые военные ордена принимали женщин [A. Forey, ‘Women and the military orders in the twelfth and thirteenth centuries’, Studia Monastica 29 (1987), 63-92.]. У госпитальеров было несколько женских домов, но в то время как мужские дома были в основном открытыми благотворительными учреждениями, заботящимися о путешественниках, бедных и больных, женские дома были закрытыми. Тевтонский орден принимал женщин, но только как сводных сестер, которые были скорее слугами, чем полноправными членами ордена. Напротив, орден св. Иакова из Компостеллы, в целом испанский орден, принимал женщин как полноправных членов со своими мужьями.
Хотя орден Госпиталя принимал женщин в качестве полноправных членов, правила для мужских домов предостерегали братьев от общения с женщинами [Cartulaire Général de l’ordre des Hospitaliers de S. Jean de Jérusalem, 1100-1310, ed. J. Delaville le Roulx, 4 vols (Paris, 1894-1905), no.70, sections 4, 9; no. 2213, sections 30, 57, 64.]. Им запрещалось разрешать женщинам мыть им голову или ноги, а также заправлять кровати. Однако руководство тамплиеров пошло гораздо дальше. Братьям не следует целовать своих матерей, сестер, тётушек или любых других женщин – это в то время, когда поцелуй был обычной формой приветствия, эквивалентом рукопожатия в наши дни [La Règle du Temple, ed. H. de Curzon (Paris, 1886), section 72. An English translation of the Templar rule is being prepared by Judith Upton-Ward.]. Женщин вообще не допускали в орден [Ibid., section 70.].
Так гласил латинский устав, составленный на Соборе в Труа в 1128 году, когда орден Храма получил официальное признание. При втором магистре между 1139 и 1147 годами устав был переведен на французский язык. Запрет на членство женщин был подтвержден:
Компания женщин – вещь опасная, в компании с женщинами дьявол многих сбил с правильного пути в рай. С этого времени дамы не должны приниматься как сестры в доме Храма по той причине, дорогие братья, что с этого времени этот обычай не должен быть практикой, чтобы цветок целомудрия мог вечно находиться среди вас [Ibid].
Судя по всему, женщины до сих пор принимались в дом, несмотря на запрет этого в уставе, и руководители ордена стремились искоренить эту практику.
В течение XII века некоторые женщины все же принимались в орден. В XIII-м cвидетельств подобного становится меньше , но к началу XIV века вновь оказывается, что практика продолжилась, по крайней мере, на местном уровне. В 1133 году некая Азалай, женщина из Руссильона, отдала себя и свое имущество в распоряжение Храма, чтобы служить Богу под послушанием находящимся там хозяевам, потому что она хотела быть нищей для Христа точно так же, как Он был беден для нее [Cartulaire Général de l’ordre du Temple, 1119?-1150, ed. le Marquis d’Albon (Paris, 1913), no.68.]. Очевидно, что Азалай присоединился к ордену, но пять лет спустя дом ордена в Ришеренше отказал в приеме женщине, которая хотела присоединиться к своему мужу и сыну. Хотя Хью де Болботоне и его сын были приняты, магистр Храма посоветовал женщине оставаться в семейном доме, а позже посоветовал присоединиться к сообществу женщин [Cartulaire de la commanderie de Richerenches de l’ordre du Temple (1136-1214) ed. le Marquis de Ripert-Monclar (Avignon, 1907), no.7.].
Позднее в этом же веке другие дома были не столь скрупулезны. В 1170 году в Руэрге некая Лауренса и двое ее сыновей были приняты в дом [Les Plus Anciennes Chartes en Langue Provençale: recueil des pièces originales antérieures du XIIIsiècle, ed. C. Brunel, 2 vols.(Paris, 1926-52), no.385.]. Согласно картуляию французского монастыря Соммерё, в 1172 году Роберт Хардельс и его жена оставили свою собственность и решили присоединиться к обществу тамплиеров [Cited by Forey, ‘Women and the military orders’, pp. 65-6.]. В 1178 году был записан рыцарь Юдес де Пичанж как сделавший пожертвование дому Храма в Тильшатель, в епархии Лангр, на упокоение души своей матери, которую братья указанного дома приняли в качестве сестры [soror] [Histoire des Ducs de Bourgogne de la Race Capétienne, ed. E. Petit, vol.2 (Paris, 1888), p.393 no. 622.]. Мы должны отметить различие между consoror, членом ордена, который делал ежегодные пожертвования и пользовался определенными привилегиями, и soror, полноправной сестрой.
Между 1189 и 1193 годами некая Джоанна, жена Ричарда, рыцаря из Чалфилда в Уилтшире, решила по благодати Божьей подчинить себя власти Храма. Во избежание скандала она дала обет целомудрия в присутствии архидьякона Азо. К тому же она была уже старухой. Однако неясно, действительно ли она была принята в дом ордена или осталась дома со своим мужем [Records of the Templars in England in the twelfth century; the Inquest of 1185 with illustrative charters and documents, ed. B. A. Lees (London, 1935), p. 210, Wilts. charters no. 5.] Алан Фори также отмечает три примера с женщинами в Испании, которые присоединились или предложили присоединиться к ордену. В частности, некая Беренгария из Лораха, которая в XIII веке появляется как soror каталонского дома Барбары. Ее имя фигурирует в списках свидетелей среди братьев, и она записана как дающая совет командору дома [Forey, ‘ Women and the military orders’, p. 66.].
Другая женщина-тамплиер упоминается в доме храмовников Мосбруннен, вероятно, в 1310 году [то есть после ареста французских тамплиеров]. Хозяин этого дома, брат Джон, написал, что сестра Адельхайд, чтобы лучше служить Богу, выбрала постоянное проживание в доме Храма на всю оставшуюся жизнь. Однако из-за телесной слабости сестра не смогла вынести жизни по уставу. Тогда с согласия епархиального епископа Филиппа, епископа Айхштадтского, магистр устроил для нее переезд в отдельный дом с передачей ей различной собственности. Настоящий мотив этого маневра вполне понятен. После смерти Адельхайд ее имущество вернется к ордену, если орден переживет текущий кризис. Но если, не дай Бог, наш орден, возможно, будет разрушен, тогда собственность перейдет к хорошему другу ордена епископу Эйхштадта; а не кому бы то ни было [Michael Schüpferling, Der Tempelherren-orden in Deutschland. Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde (Bamberg, 1915), pp. 61-2.]
Это разрозненные примеры. Но во время суда над орденом во Франции брат Понсар де Жизи, прецептор Пейнса, назвал прием женщин в орден установившейся и обычной практикой. Он сетовал на то, что сестры подверглись жестокому обращению со стороны руководства [Le Dossier de l ’affaire des Templiers, ed. G. Lizerand (Paris, 1923), pp. 158-60. Referred to by Forey, ‘Women and the military orders’, 66.]. Если сестры в ордене были обычным явлением, то почему нет записей об арестах сестер тамплиеров в 1307 году? Мы должны сделать вывод, что сестры-тамплиеры не имели юридического статуса в ордене. Их принимали, потому что они и их мужья были покровителями или донатами ордена, от которых зависело его выживание. Религиозному ордену было трудно отстаивать свои принципы вопреки желаниям своих покровителей. Пример Беренгарии Лорахской и жалобы брата Понсара указывают, что сестры жили в одном доме наравне с братьями. Есть еще доказательства, которые следует учитывать. В 1272 году епископ Эберхард Вормский передал распоряжение о владении и управлении поместьями женского монастыря Мюлен и обязанности по содержанию женщин. Он, очевидно, не видел в этом ничего неправильного, считая братьев наиболее надежными людьми для выполнения этих бязанностей [Charter quoted by Schüpferling, p. 33.].
Вполне возможно, что пункт устава, исключающий женщин, был добавлен архиепископами, епископами, аббатами, дворянами и должностными лицами, присутствовавшими на соборе Труа в 1128 году. Они подробно изучили обычаи нового ордена, одобряя одни пункты устава и отменяя другие [Règle, section 3.]. Они были обеспокоены тем, чтобы этот рыцарский орден не был скомпрометирован связью с женщинами. Рыцари, как известно, были знакомы с прекрасным полом; монахи, с другой стороны, не должны были. Но esgarts [решения орденского суда] указывают на то, что держать братьев ордена подальше от женщин всегда было тяжелой задачей [Règle, p. 156 section 236, p. 243 section 452, p. 309 section 594.]. Во время суда над орденом один брат отрицал обвинение в гомосексуализме, ссылаясь на то, что всегда мог получить красивую женщину, когда хотел, и что они у него часто бывали. Он добавил, что по этой причине братьев ордена часто изгоняли из своих домов [Example quoted by Bulst-Thiele, Sacrae Domus, p. 350 note 262, quoting Procès des Templiers, ed. J. Michelet, 2 vols (Paris, 1841-51), 1 p. 326ff.]. Это подтверждают esgarts. Мари Луиза Бульст-Тиле отмечает, что в Фамагусте на Кипре говорили, будто тамплиеры утверждали, что ни одна девушка не является женщиной, пока не переспит с тамплиером [M. L. Bulst-Thiele, Sacrae Domus, p. 350, note 262.].
Интересно, что посторонние не критиковали тамплиеров за такое поведение. Похоже, они приняли любую сексуальную распущенность среди братьев-тамплиеров, как будто этого и следовало ожидать от рыцарей, даже если они были монахами. В Песне о любви Гонтье де Суаньи, написанной в начале XIII века, орден Храма был представлен как подходящее место уединения для человека, который был крещен любовью; а в двух романах конца XIII века тамплиеры даже изображались, как сочувствующие любовникам [Gontiers de Soignies: il canzoniere, ed. L. Formisano (Milan and Naples, 1980), no.XVIII p. 130, lines 63-4; Li romans de Claris et Laris, ed. J. Alton (Tübingen, 1884; reprinted Amsterdam, 1966)]. Как это было далеко от духа устава.
Но это было близко тамплиеру, написавшему признание в вечной любви к достойной даме в трех четырехстрочных строфах рифмованных куплетов на чистой странице в конце экземпляра устава тамплиеров. Об этом сообщала Джейн Оливер в 1981 году [J. Oliver, ‘The rule of the Templars and a courtly ballade’, Scriptorium, 35,2 (1981), 303-6.]. Запись датируется концом XIII или началом XIV века, и устав, похоже, происходит из северной Франции, возможно, из дома тамплиеров в Дурже. Поскольку только прецептор [начальник дома тамплиеров] имел право хранить устав, вероятно, он и развлекался, сочиняя стихи на любимую литературную тему того времени. Грамматика стихов неустойчива, стиль неуклюжий, а содержание крайне условно: писатель больше не поет так много, как раньше [монах поет разве ж только хвалу своему Господу]. Он не хочет показывать никаких знаков любви к своей достойной даме из-за сплетников – злых людей, которые причинят ему неприятности. Но он знает, что не остановится из-за них и ни за что не причинит ей вред. Поэтому он благодарит любовь за то, что отправила его в путь: чтобы я мог отдать ей сердце и тело без возврата, вам, достойная леди [Ibid., p.305.]. Было ли это написано исключительно для развлечения, или на свете существовала достойная дама вне дома? Или же прецептор обращался к какому-то идеалу духовной женственности, как пророчица Дебора, la prous, обращенная проститутка Таис, св. Евфимия Халкидонская или Пресвятая Дева Мария? Все это были женщины, добродетели которых были известны братьям и культы последних двух продвигались в ордене. Напротив, братья, похоже, не проявляли особого интереса к святым мужчинам, даже к военным святым, таким как Георгий или Себастьян.
Дебора упоминается в Книге Судей [гл.4 и 5]. Но Библия очень мало говорит о ней. Однако, когда Книга Судей была переведена для ордена Храма в Англии в третьей четверти XII века, переводчик [который не был тамплиером] добавил несколько деталей, чтобы объяснить сложные моменты и сделать текст более интересным для его читателей. Он настаивал на том, что Дебора была благочестивой [мудрой], постоянно обращаясь к ней как Deborah la prous, хотя этого не было в латинском тексте, добавляя, что она намеревалась освободить народ Божий, чего не было в латинский текст тоже. Похоже, он ожидал, что его слушатели проявят к Деборе особый интерес. Позже, в главе 11, он отметил, что одобряет тот факт, что дочь Иеффая умерла девственницей, хотя сама она оплакивала свою преждевременную смерть [Le livre des Juges. Les cinq textes de la version française faite au XII siècle pour les chevaliers du Temple, ed. le Marquis d’Albon (Lyons, 1913), p. 15, chapter 4 verses 4ff; p. 46 chapter 11 verse 45.]. Целомудрие следует приветствовать!
Житие св. Таис было популярной легендой в Средние века. Версия ее жизни написана анонимным поэтом для Генри д’Арси, прецептора дома тамплиеров в Брюэре [Линкольнши], в 1161-74 годах, и сохранилась в двух рукописях. Хотя она, вероятно, не имела широкого распространения [была написана на отвратительном англо-нормандском французском], она, возможно, имела хождение по английским домам. Это краткая версия жизни Таис, в которой отсутствуют подробности, но нельзя не задаться вопросом, как этот рассказ о покаянии грешницы может быть уместен для прослушивания [как они утверждали] святых мужчин, не интересующихся женщинами? Поэт оправдывает свою тему, объясняя в конце своего стихотворения, что как Таис получила прощение грехов после покаяния, так и все смогут [‘Thais’, ed. P. Meyer in ‘Notice sur le manuscrit Fr 24862 de la Bibliothèque Nationale’, Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale et autres Bibliothèques, 35 (1896), 147-151; M. D. Legge, Anglo-Norman Literature and its background (Oxford, 1963), pp.191-2.].
Орден утверждал, что обладает мощами святой Евфимии Халкидонской и Пресвятой Девы Марии. Неудивительно, что орден был посвящен Деве Марии, поскольку ее культ быстро набирал популярность в начале XII века [ C. Morris, The Papal Monarchy. The western church from 1050 to 1250 (Oxford, 1989), pp. 464-5.]. Многочисленные хартии тесно связывали орден с Марией; тамплиеры пропагандировали ее культ в Сейд-Найя и утверждали, что она отдыхала на камне, стоящем за пределами их Замка Пилигрим [P. Devos, ‘Les premières versions occidental de la légende de Saidnaia’, Analecta Bollandiana, 65 (1957), 255-6, 258, 273;’Philippi Descriptio Terrae Sanctae’, in W. A. Neumann, ed., ‘Drei mittelalterliche Pilgerschriften III’, Oestereichliche Vierteljahresschrift für katholische Theologie, 11 (1872), 76.]. Святая Евфимия более загадочна; заманчиво думать, что ее мощи, которые хранились в Замок Пилигрима в Палестине был привезены из Халкидона на Босфоре после Четвертого крестового похода [‘Philippi Descriptio Terrae Sanctae’, 76.].
Эти женщины значились среди умерших, но в XIII веке орден был связан и с живой святой: Хедевигой, женой Генриха I, герцога Силезского. Согласно ее Жизни, святая Хедевиг носила туго завязанный пояс из конского волоса на голове тело в качестве епитимьи. Когда он износился, она обеспокоились тем, что не сможет получить другого, но один тамплиер [vir quidam Religiosus de ordine Templariorum] пришел ко двору и преподнес ей еще один в подарок [Acta Sanctorum, ed. J. Bollandus et al., (Antwerp, 1643ff., reprinted Brussels, 1966), October VIII p. 232 E.]. Как мог тамплиер дарить женщине подарок, если устав запрещал ему даже приветствовать ее? Или святые женщины не были женщинами в понимании этого устава?
Руководство ордена Храма имело традиционное монашеское отношение к женщинам, держало решительный антиженский тон и рассматривало женщин как потенциальных осквернительниц братьев. Однако приведенные выше свидетельства, хотя и разрозненные, позволяют предположить, что братья относились к женщинам более светски. Мы видели, что они были готовы уступить давлению со стороны своих покровителей-мирян и принять женщин в полноправные члены ордена, а в одном случае даже взять на себя ответственность за женский монастырь. Свидетельства также указывают на то, что, как и мирские рыцари, они были склонны романтизировать женщин и, кажется, предпочитали культы женских святых культам мужским. Однако они, как это было принято в их обществе и классе, были слишком готовы к сексуальной эксплуатации обычных женщин. Это, по-видимому, было принято посторонними как понятное, поскольку тамплиеров критиковали за гордыню и жадность, но не обвиняли в отсутствии целомудрия. До обвинений, выдвинутых против ордена в 1307 году, братья также избегали обвинений в гомосексуализме, выдвинутых против более традиционных монашеских орденов светскими священнослужителями, такими как Джон Солсберийский и Уолтер Мап [John of Salisbury, Policraticus, ed. C. C. J. Webb, 2 vols (Oxford, 1909), 2 p. 199, Book 7 ch.21, 695c-d, and note on line 21; Walter Map, De Nugis Curialium, ed. and trans. M. R. James, C. N. L. Brooke and R. A. B. Myers (Oxford, 1983), p. 80.]. Возможно, обвинения 1307 года имели вес благодаря своей явной возмутительности.