Василий Фёдоров, или Манчаары, или Басылай Манчаары, или Василий Фёдорович Слободчиков (06.1805—06.11.1870) — якутский национальный герой, выступивший против гнёта местных феодалов, «благородный разбойник». Широко известный сказитель и запевала, мастер импровизации. Образ Манчаары был неоднократно освещён в русской, якутской и советской литературе.
Манчаары известен также тем, что за всю свою «разбойничью» жизнь не убил ни одного человека, включая своего главного обидчика — дядю Чоочо, которого всё же держал на мушке, но простил.
Игры Манчаары — соревнования по национальным видам спорта, которые проводятся в Якутии каждые два года с 1968 года.
В первой трети ХIХ в. в Якутии колониальный гнет небывало усилился. К 1828 г. размер ясака почти утроился по сравнению с 1768 г. Появились пять новых поборов, которые в сумме превысили размер ясака. Половина якутского народа не платила ясак, т.е. не наделялась земельными угодьями, поэтому не имела скота. Подводная повинность (перевозка грузов по Охотскому тракту) все время увеличивалась. Якутские тойоны расширили свои политические и правовые привилегии, усилился захват тойонами земли. На местах они стали почти неограниченными властителями, что привело к усилению социальной несправедливости. Все это вызывало чувство социального протеста. Наиболее ярким его выражением в условиях тогдашней Якутии было движение В. Федорова-Манчаары. Он в 1830-х г. стал настоящей грозой якутских тойонов-угнетателей. Со своими товарищами совершал смелые налеты на усадьбы тойонов. Манчаары был сыном своего времени: делил тойонов на "добрых", "хороших" и "плохих", "злых". Он с товарищами нападал только на "плохих" тойонов и баев, "хороших" не трогал. Отобранное у баев он в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. В результате этого его популярность в народе росла.
Еще при жизни Манчаары о нем слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознес его в статус национального героя. И, действительно, у якутов нет более популярного, более любимого героя, чем Манчаары. Об этом свидетельствуют книги, составленные из народных преданий фольклористом И.Г. Березкиным "Манчаары норуот номо5ор" (1972) и "Сказы о Манчаары" (1993). Манчаары - первый известный поэт-импровизатор и олонхосут, произведения которого точно установлены. Он являлся хорошим певцом, хотя в народе его не называли поэтом-импровизатором. Но широко известны песни, спетые Манчаары и бережно сохраненные народными певцами. Их анализ показал, что Манчаары обладал большим талантом поэта-импровизатора, исполнявшего свои песни без предварительной подготовки. Основные темы его поэзии - любовь к родным местам, родине, вера в будущую справедливую, счастливую жизнь, протест против социального гнета. Песни Манчаары созданы в форме традиционной народной поэзии якутов с богатой анафорой, аллитерацией, устойчивыми эпитетами, пространными сравнениями, синтаксическими параллелизмами.
По устным данным он был олонхосутом (исполнителем героического эпоса якутов). Исполнял олонхо "Кун Эрили", "Улдьаа Боотур", "Кыыс Дьурайа Куо", "Бэриэт Бэргэн", "О5о Ньургун", "Алаатыыр Ала Туйгун". Как поэта-импровизатора и выразителя социального протеста Манчаары, по нашему мнению, вполне можно сопоставить с казахским поэтом-импровизатором Махамбетом Утемисовым и башкирским Салаватом Юлаевым. Манчаары родился в июне 1805 г. в Нерюктяйском наслеге Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) улуса в зажиточной семье. Когда ему было девять лет умер отец. Семья быстро обеднела. Манчаары испытал и голод, холод, что такое социальная несправедливость, жестокость тойонов, особенно родственника В. Слободчикова-Чоочо, что послужило причиной его мятежных выступлений. Так, В. Слободчиков-Чоочо из-за незначительной провинности добился заключения Манчаары в тюрьму, затем отослал его на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. Манчаары арестовывали пять раз, четыре раза он совершал побег из тюрем и каторги. Как только возвращался, продолжал борьбу против тойонов. Только летом 1833 г. он совершил с товарищами 18 смелых налетов
Когда дело Манчаары дошло до Сената Российской империи, вместе с ним судили 47 человек. В 1847 г. суд приговорил его приковать цепью к стене якутской тюрьмы сроком на 10 лет, но только в 1859 г. сняли цепь и выслали Манчаары на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжегарский наслег Нюрбинского улуса). Там 6 ноября 1870 г. умер национальный герой и первый известный поэт-импровизатор Василий Федоров-Манчаары.
Автор: Г.В. Попов, кандидат филологических наук
Отредактировано Евгения (2017-02-28 11:57:59)