Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Новое время » Якутский Робин Гуд - Василий Манчаары


Якутский Робин Гуд - Василий Манчаары

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Василий Фёдоров, или Манчаары, или Басылай Манчаары, или Василий Фёдорович Слободчиков (06.1805—06.11.1870) — якутский национальный герой, выступивший против гнёта местных феодалов, «благородный разбойник». Широко известный сказитель и запевала, мастер импровизации. Образ Манчаары был неоднократно освещён в русской, якутской и советской литературе.

Манчаары известен также тем, что за всю свою «разбойничью» жизнь не убил ни одного человека, включая своего главного обидчика — дядю Чоочо, которого всё же держал на мушке, но простил.

http://s2.uploads.ru/t/LrG5o.jpg

Игры Манчаары — соревнования по национальным видам спорта, которые проводятся в Якутии каждые два года с 1968 года.

В первой трети ХIХ в. в Якутии колониальный гнет небывало усилился. К 1828 г. размер ясака почти утроился по сравнению с 1768 г. Появились пять новых поборов, которые в сумме превысили размер ясака. Половина якутского народа не платила ясак, т.е. не наделялась земельными угодьями, поэтому не имела скота. Подводная повинность (перевозка грузов по Охотскому тракту) все время увеличивалась. Якутские тойоны расширили свои политические и правовые привилегии, усилился захват тойонами земли. На местах они стали почти неограниченными властителями, что привело к усилению социальной несправедливости. Все это вызывало чувство социального протеста. Наиболее ярким его выражением в условиях тогдашней Якутии было движение В. Федорова-Манчаары. Он в 1830-х г. стал настоящей грозой якутских тойонов-угнетателей. Со своими товарищами совершал смелые налеты на усадьбы тойонов. Манчаары был сыном своего времени: делил тойонов на "добрых", "хороших" и "плохих", "злых". Он с товарищами нападал только на "плохих" тойонов и баев, "хороших" не трогал. Отобранное у баев он в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. В результате этого его популярность в народе росла.

Еще при жизни Манчаары о нем слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознес его в статус национального героя. И, действительно, у якутов нет более популярного, более любимого героя, чем Манчаары. Об этом свидетельствуют книги, составленные из народных преданий фольклористом И.Г. Березкиным "Манчаары норуот номо5ор" (1972) и "Сказы о Манчаары" (1993). Манчаары - первый известный поэт-импровизатор и олонхосут, произведения которого точно установлены. Он являлся хорошим певцом, хотя в народе его не называли поэтом-импровизатором. Но широко известны песни, спетые Манчаары и бережно сохраненные народными певцами. Их анализ показал, что Манчаары обладал большим талантом поэта-импровизатора, исполнявшего свои песни без предварительной подготовки. Основные темы его поэзии - любовь к родным местам, родине, вера в будущую справедливую, счастливую жизнь, протест против социального гнета. Песни Манчаары созданы в форме традиционной народной поэзии якутов с богатой анафорой, аллитерацией, устойчивыми эпитетами, пространными сравнениями, синтаксическими параллелизмами.

По устным данным он был олонхосутом (исполнителем героического эпоса якутов). Исполнял олонхо "Кун Эрили", "Улдьаа Боотур", "Кыыс Дьурайа Куо", "Бэриэт Бэргэн", "О5о Ньургун", "Алаатыыр Ала Туйгун". Как поэта-импровизатора и выразителя социального протеста Манчаары, по нашему мнению, вполне можно сопоставить с казахским поэтом-импровизатором Махамбетом Утемисовым и башкирским Салаватом Юлаевым. Манчаары родился в июне 1805 г. в Нерюктяйском наслеге Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) улуса в зажиточной семье. Когда ему было девять лет умер отец. Семья быстро обеднела. Манчаары испытал и голод, холод, что такое социальная несправедливость, жестокость тойонов, особенно родственника В. Слободчикова-Чоочо, что послужило причиной его мятежных выступлений. Так, В. Слободчиков-Чоочо из-за незначительной провинности добился заключения Манчаары в тюрьму, затем отослал его на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. Манчаары арестовывали пять раз, четыре раза он совершал побег из тюрем и каторги. Как только возвращался, продолжал борьбу против тойонов. Только летом 1833 г. он совершил с товарищами 18 смелых налетов

Когда дело Манчаары дошло до Сената Российской империи, вместе с ним судили 47 человек. В 1847 г. суд приговорил его приковать цепью к стене якутской тюрьмы сроком на 10 лет, но только в 1859 г. сняли цепь и выслали Манчаары на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжегарский наслег Нюрбинского улуса). Там 6 ноября 1870 г. умер национальный герой и первый известный поэт-импровизатор Василий Федоров-Манчаары.

Автор: Г.В. Попов, кандидат филологических наук

Отредактировано Евгения (2017-02-28 11:57:59)

+3

2

Имя Манчаары вошло во многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М. А. Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В. Г. Короленко, А. Е. Кулаковского, драмы В. В. Никифорова, А. И. Софронова, новеллы Софр. П. Данилова.

Софрон Данилов. Манчары / редактор М. Ф. Мусиенко. — Москва: «Детская литература», 1971. — 160 с. — 100 000 экз.

Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) публикует следующий список изданных работ, связанных с Манчаары:

Манчаары Баhылай. Ырыалар-тойуктар (Песни-импровизации). — Якутск, 1994;
Манчаары норуот номоҕор. — Якутскай, 1972;
Сказы о Манчары. — Якутск, 1993;
Манчаары Баһылай. — Якутск, 1946;
Ионова О. В. Василий Манчары. — Якутск, 1946;
Башарин Г. П. Аграрные отношения в Якутии (60-е годы XVII I — середина XIX в.). — М., 1956;
Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. — М., 1974;
Сафронов Ф. Г. Василий Манчары. — Якутск, 1991.
А.Гаврильева — полнометражный художественный фильм «Манчаары-Василий» −2004-2007 гг. Якутия.

До настоящего времени сохранились столбы от юрты Фёдоровых, коновязь и другие остатки быта[4].

+2

3

А вот рассуждение о том, герой он или таки рецидивист))

" У Василия Федорова не было какой-то идеи сделать жизнь бедняков лучше, он не стремился к какому-либо социальному равенству, не пытался объединить народ для борьбы с баями. Многие историки признают, что все время в основном им двигала лишь месть своему дяде.

Справедливости ради стоит сказать, что Слободчиков Василий Федорович (Чоочо) действительно был довольно мерзким человеком. Очевидно, что своим скотским отношением к людям, и в особенности юному Василию, дядя сам не ведая того, взрастил из сироты жестокого врага.

"Чоочо несколько раз пытался образумить парня, но ничего из этого у него не получалось. Пробовал и задобрить его, обещал подарить ему молодого коня, если племянник будет почтительным и благоразумным. Но Манчаары не поддавался на уговоры и посулы".

Софрон Петрович Данилов, "Манчаары"

Поэтому можно даже отчасти оправдать сидящую в Манчаары злобу, которая в тяжелейших условиях тюрем, разросшись, въелась ему до костного мозга. Можно также восхищаться его неукротимым стремлением к свободе, его безграничной любовью к родным местам (куда он возвращался каждый раз после побегов) или тем, что во время своих нападений он никого не лишил жизни...

Но в то же время, пора бы научиться отделять зерна от плевел и понять, что возведение этого человека в ранг национального героя - это перегиб, появившийся в свое время лишь благодаря советской пропаганде и литературным произведениям, где многие вещи совсем далеки от истины".

+2

4

Интересный какой товарищ. Только это... противоречивы больно изложенные версии.:)

Евгения написал(а):

У Василия Федорова не было какой-то идеи сделать жизнь бедняков лучше

Евгения написал(а):

Отобранное у баев он в большинстве случаев раздавал бедным.

Если бедного хоть разово проспонсировать - все равно какой-никакой улучшайзинг, разве нэ?

Евгения написал(а):

можно даже отчасти оправдать сидящую в Манчаары злобу, которая в тяжелейших условиях тюрем, разросшись, въелась ему до костного мозга.

Евгения написал(а):

Манчаары известен также тем, что за всю свою «разбойничью» жизнь не убил ни одного человека, включая своего главного обидчика — дядю Чоочо

А в чем тогда его особая злобность проявлялась? Скотину угонял не просто так, а с циничным хохотом?:) Короче, темная история.

0

5

Араминта написал(а):

Если бедного хоть разово проспонсировать - все равно какой-никакой улучшайзинг, разве нэ?

Я думаю, тут изложены две версии - советская и более поздняя. А вот какая правильнее - хороший вопрос)))

Араминта написал(а):

Скотину угонял не просто так, а с циничным хохотом?

Возможно))) Кто ж его, разбойника, знает)

Скорее всего, тут, как часто у нас, получилось "развенчание мифов", но с перекосом. Если сначала он был весь "бэлый и пушистый", то потом решили его немного в дегте вывалять.

И еще я думаю... У тойонов по-любому был штат слуг и, как правило, парочка боотуров. Вряд ли там без кровопролития обошлось все...

+1

6

Евгения написал(а):

Вряд ли там без кровопролития обошлось все...

Ну, тут в голову приходит только одно: Манчаары мог демонстративно бескровное ограбление сделать своей персональной фишечкой. Мол, я настолько крут, что мне даже убивать никого не надо, пугану для порядка и ухожу в закат такой красивый со стадом на прицепе.:) Хотя это версия  романтическая, а реалистическая - он никого не убивал лично, а вот сообщники его клали народ стопочками без фантазий.

+1

7

Араминта, скорее всего так и было. Я имею в виду вторую версию) Сам чист, а вот помощники отрывались как могли)

0


Вы здесь » Sherwood Forest » Новое время » Якутский Робин Гуд - Василий Манчаары