Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Суеверия и их толкования


Суеверия и их толкования

Сообщений 41 страница 47 из 47

41

Midinvaerne написал(а):

Это ты меня спрашиваешь?

Не, это вопрос риторический.

0

42

Показалось любопытным.

https://cyrillitsa.ru/history/170139-ka … narod.html

Каготы: почему этот европейский народ считался проклятым

Ашхен Аванесова  |  2021-11-21 10:17:54

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t727335.jpg

На стыке границ Испании и Франции с давних времён проживала презираемая всеми обособленная социальная группа, которой сторонились окружающие, считая её проклятой. Со временем это общество стали именовать народом, пренебрежительно называя его представителей каготами, и, минимизировав с ними всякие контакты, практически узаконили их изоляцию.

Странные люди

Первые официальные сведения о странных людях каготах датируются X-XI веками.
В областях Верхняя Гаронна, Верхние Пиренеи и в Беарне, где концентрация подобных людей была особенно высока, на полях церковных книг прямо напротив данных о человеке чистенько фигурировала пометка — «Cagot». Под этим термином скрывались люди, отнесённые к своеобразной европейской касте неприкасаемых, чьё положение в обществе было незавидным. Суеверия и предрассудки французов и испанцев превратили их в изгоев, с которыми запрещалось иметь контакты вплоть до XIX века.

Облик каготов

Устойчивая фобия к каготам, вероятнее всего, была вызвана их внешним видом. Хроники описывают представителей этого народа как карликов с высокой температурой тела и так называемой круглоухостью, то есть врождённым отсутствием мочек ушей.
В работе французского врача XIV века Ги де Шолиака даётся первое описание внешности каготов. Отец современной хирургии подчёркивал, что им кроме низкорослости и круглоухости были присущи следующие черты: широкий нос, уродливые, имеющие неправильную форму губы, круглые выпученные глаза с угрюмым взглядом, тяжелые надбровные дуги без оформленных бровей и чудовищное зловоние.
Собрав воедино все свои наблюдения, Ги де Шолиак записал каготов в прокаженных. Исходя из этого, в жестоком средневековом обществе любого человека, родившегося без мочек ушей, тут же записывали в каготы и изгоняли из общества, однако в обратную сторону это правило не действовало: имевший нормальные уши потомок каготов не мог покинуть предназначенную для него социальную нишу изолянта.

Запретное и дозволенное

Каготы ассоциировались с нечистой силой, которая способствует распространению чумы, проказы и холеры, а также имеет зловещий замысел в отношении окружающих, например отравление воды в колодце.
В средние века каготов без всяких оснований причисляли к наместникам смерти на земле, поэтому любое прикосновение к ним или к тем предметам, к которым они имели отношение, воспринималось как нечто губительное.
В частности, из-за этого они не имели право купаться вместе с «нормальными» людьми или брать воду из общих источников. Специально для них рядом с колодцем в земле вырывалась яма, куда как для животных выливалась вода, предназначенная для них.
Им запрещалось браться за перила мостов, касаться людей, ходить босиком. За нарушение этого правила следовало наказание — отрубание рук или ног и даже смертная казнь.
Каготам не дозволялось приступать порог святой церкви. В качестве доказательства может служить произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где упоминается Телемское аббатство, на двери которого имелась надпись воспрещавшая вход «лицемерам, фанатикам и каготам».
Но если и были регионы, где в этой сфере им делалась поблажка, то в храм они попадали только через отдельный низкий вход, над которым красовались пиктограммы «собачья голова» или «вороньи лапки», а причастие от священника они получали на конце палки.
Венчаться и заключать браки каготы могли только с представителями своей общины, а после смерти находили последний приют на отдельных кладбищах.
Каготам нельзя было заниматься сельским хозяйством, животноводством и охотой, дозволенным было только рыболовство.
Вообще с этими изгоями, не считавшимся людьми, особо не церемонились, а после эдикта короля Филиппа V, ставившего их вне закона, любому встречному без объяснения причин было дозволено безнаказанно убить карлика.
Каготам разрешалось селиться лишь в неблагоприятных местностях Центральной и Южной Франции и Северной Испании. В их распоряжении были гетто, обустроенные на малярийных берегах рек и болотистых землях пригородов, вдали от людей.
Наложенные ограничения значительно сужали круг деятельности самого бесправного народа Европы, который в совершенстве освоил профессии строителя, плотника и каменотёса. К слову благодаря их таланту было возведено немало общественных и религиозных сооружений, в том числе знаменитый собор Нотр-Дам-де-Пари, куда, по иронии судьбы, им самим после строительства вход был воспрещен.
Каготы активно занимались рубкой леса, плетением верёвок, изготовлением гробов, рытьем могил, а также часто нанимались на должность палача.

Происхождение народа

Одни исследователи полагают, что ненависть к коренастым согражданам возникла в IX-X веках, когда мастеровые плотники, объединившись в цеха, зарабатывали несметные богатства, за что завистливые «неудачники» изолировали их от общества и лишили прав, вместе с которыми улетучилось и их финансовое благополучие. Иные полагают, что каготы это потомки некоего этнического меньшинства, и в качестве их вероятных праотцов называют по созвучию готов, галлов, иберийцев, цыган, сарацинов и другие «варварские народы».
Часть историков сходятся во мнении, что разгадку на вопрос: «Кто такие каготы?» следует искать в их названии. Но и тут могут возникнуть трудности, поскольку практически в каждой области, где проживали каготы, их именовали по-разному. В Бордо они звались «гаэт», в Жерси — «капот», в Стране Басков — «агот», в Бретани — «како», в Гасконии — «хрестиане» или «гезиане».Те, кто основывает свои выводы на разборе этнонима «како», полагают, что он берет начало от греческого слово «cacos», обозначающего «плохо» или британского слова «kakouz» — скряга или прокаженный.
Другие считают, что в основе термина кагот лежит латинское слово «cacare» — дерьмо или сокращение от выражения «cane Gothi»- «псы готов».
В тоже время этноним «хрестиане», говорит о том, что каготы принадлежали к числу первых христиан, поскольку на заре становления данной религии, её название действительно писалось через букву «е».Вместе с тем большинство учёных полагают, что каготы это вовсе не народ, а социальная группа, которая имела собственное самоназвание «кретьен».
Из этого термина произрастает медицинская гипотеза происхождения каготов. Согласно ей, всех людей причисляемых к каготам объединило то, что они жили в зонах, где наблюдался дефицит йода в природной воде, недостаток которого грозит организму гормональными дисфункциями, в том числе и карликовостью. К слову, отсюда же название эндокринного заболевания кретинизм.

Восстановление в правах

Каготы Франции были восстановлены в гражданских правах и свободах лишь после Великой французской революции 1789 года, а Испании в XIX веке после ряда государственных переворотов.
В наши дни каготы имеют право жить где угодно, питаться и заниматься чем пожелают, а внешне они ничем не отличаются от обычных европейцев. Однако отдавая дань традиции, предпочитают жить общинами и связывать себя узами брака только с представителем своей среды.

+4

43

Тревожный чемоданчик охотника на вампиров начала XIX века. Тут тебе и крест, и Библия, и пистолет с серебряными пулями, и 2 осиновых кола, и молоточек, чтобы их заколачивать.   А вот «святая вода» по цвету различается. Наверно, что-то еще с собой брали. Жаль, что этикетки прочитать не получается.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t205453.jpg

P.S. Кажется, я поторопилась с  "хронологией"  чемоданчика. Нашла такую информацию. 

Однако, на антикварном рынке слишком много наборов с инструментами охотников на нечисть. На самом деле, большинство из них к 18-19 векам имеют лишь косвенное отношение. Эти наборы появились в 1930-х годах, когда на экраны вышел фильм "Дракула" и мир накрыла новая волна боязни вампиров. Фильм был очень популярен, а люди наивны. Поэтому торговцы хорошо наваривались.
Их выдавали за настоящие реликвии из прошлых веков. Чемоданчики искусно состаривали. Вкладывали старинные библии, пистолеты и кинжалы. Поэтому, такие наборы действительно имеют огромную ценность на аукционах сейчас. Были, конечно и абсолютные новоделы, маскирующиеся под 19 век.

https://zen.yandex.ru/media/tajnichek/s … 4595bdb3f7

Боюсь, мой чемоданчик  тоже подделка. Уж очень много склянок, по логике в них должна быть кислота или нитрат серебра.

Но нашла любопытную информацию о серебряных цепях для вампира. Тоже надо проверить, конечно. Это же какие цепи надо!

Люди, искавшие решение того, как убить вампира, стали использовать серебро, и это сработало. Однако серебра понадобится много. Нередко его используют, чтобы замедлить существо либо поймать. Ни один вампир не сумеет разорвать серебряной цепи, даже обладая нечеловеческой силой. Считается, что, если привязать создание к дереву цепью из серебра, а затем ждать солнечных лучей, то оно зажарится.

- Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/422631/kak-ubit-v … yie-faktyi

А вот это говорят "самый-самый"  настоящий чемоданчик. Только не начала XIX  века, а второй половины  XIX века.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t409456.jpg

Отредактировано Норна (2022-08-17 18:26:03)

+2

44

Норна
С интересом прочитал про каготов.  полез в интернет - интересно было бы узнать, кто они по ДНК. Нету исследований, только предположения.

+1

45

Норна
никогда про них не слышала, с интересом прочитала, спасибо!
есть музей Parque-Museo Santxotena на странице музея есть объявление: "Los Agotes Xabier Santxotena Alsua presenta un nuevo sitio web referencia en información de la historia e identidad del Pueblo Agote.Visitala en Agotes.org
"Лос Аготес Ксабье Сантксотена Альсуа представляет новый справочный веб-сайт, посвященный информации об истории и идентичности народа Аготе (это каготы по испански, получается). Перейдите на страницу Agotes.org"

+2

46

Норна написал(а):

Под этим термином скрывались люди, отнесённые к своеобразной европейской касте неприкасаемых, чьё положение в обществе было незавидным.
Суеверия и предрассудки французов и испанцев превратили их в изгоев, с которыми запрещалось иметь контакты вплоть до XIX века.

Воистину, иной значит не просто - чужой, но и плохой   https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/2/t416301.gif

+2

47

Dale написал(а):

С интересом прочитал про каготов.  полез в интернет - интересно было бы узнать, кто они по ДНК. Нету исследований, только предположения.

Хорошее предположение – это уже треть исследования! Но тут, действительно, дело ясное, что дело темное. Столько версий! Тут тебе они и прокаженные, и потомки мавров, и потомки вестготов, и «плотники».

Тут, кстати, информация из  "Энциклопедического словаря"  Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Каготы
(Cagots, gahets) — странное племя, которое прежде несправедливо относили к кретинам. Особенность К. — круглые уши, так как им недостает ушных мочек. Они считаются происходящими от вестготов; в средние века были исключены из сообщества людей и должны были носить кусок красного полотна или яичную скорлупу на одежде. Суеверие приписывало им проказу, зловоние и т. п. Кроме испанской верхней Наварры, франц. нижней Наварры, Гиени, Гаскони, Беарна, К. живут еще в нижнем Пуату, в Бретани и в Мене, где их называют какэ, какоа или какэнами (Caqueux, Cacoas, Caquins). Родственны им так называемые коллиберы (Colliberts), в нижнем Пуату. Революция дала К. равные права с прочими французами, но не могла уничтожить господствующего против них предрассудка.
Ср. Michel, "Histoire des races maudites de la France et de l'Espagne" (Париж,1847); Rochas, "Les parias de France et d'Espagne, Cagots et Bohémiens" (Париж, 1877).

Но, учитывая, что им, в конце концов,  все же удалось ассимилироваться, почему-то меня больше убеждает медицинская концепция. Тут  все же не гены сами по себе  виноваты, но условия жизни. Условия жизни изменились, и люди изменились.

Самая вероятная версия – медицинская

Регионами проживания каготов были Центральная и Южная Франция и Северная Испания. Здесь во многих местностях наблюдается дефицит йода в природной воде. Причём различия могли быть локальными – между соседними деревнями. Вероятно, поколения людей, проживавших в таких неблагоприятных местах, приобретали характерные черты, отличавшие их от соседей.

Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://weekend.rambler.ru/read/4175277 … e=copylink

Новые поколения каготов, с раннего детства получавших нормальное питание, уже не отличались от прочих людей и в ХХ веке легко ассимилировались. Достаточно было просто переехать в другой регион или в большой город, где никто не ведал об их происхождении.

Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://weekend.rambler.ru/read/4175277 … e=copylink

Остался всего один человек, который с уверенностью заявляет, что он потомок каготов. Это француженка Мари-Пьер Мане-Боузак.

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t751247.jpg

Кстати, вполне нормальная дама.

ascent написал(а):

никогда про них не слышала, с интересом прочитала, спасибо!

Тебе тоже спасибо за ссылку и новую информацию!

Malena написал(а):

Воистину, иной значит не просто - чужой, но и плохой

Так и есть! https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/2/t626386.gif  Исследованием механизма превращения Чужого (Иного) во врага историческая имагология занимается. Мне нравятся работы Елены Спартаковны Сенявской. Например, Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. — М.: РОССПЭН, 2006. 288 с.
Вот тут как раз сам механизм показан из серии, почему "в идеале" Чужой (Враг)  должен быть так  не похож на нас,  и как удобно его за это ненавидеть. Из серии: у нас разведчики, это у них - шпионы.

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Суеверия и их толкования