А вот еще к слову о подвижности ))
Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.
Сообщений 61 страница 79 из 79
Поделиться622021-05-29 13:15:18
Э. Делакруа. Битва рыцарей. 1824.
Как рыцари уклонялись от службы в Средние века
Притягательность образа рыцаря усиливалась тем, что рыцарем нельзя было родиться. Им можно было только стать. Даже королей в те времена посвящали в рыцари за заслуги, а не по праву рождения.
Впрочем, "рыцарская" реальность сильно отличалась от "романтизьма" романов о них.
Как известно, получивший феод был обязан своему сеньору ежегодной безвозмездной службой в течение определенного срока. Срок этот мог быть разным - от сорока дней до трех месяцев (впрочем, постепенно срок этот повсеместно сократился до 40 дней). Правило 40 дней и 40 ночей безвозмездной службы сохранялось во Франции, если судить по сохранившимся документам, до 1270 года. Причем рыцарю не только не платили, но и он обязан был служить там, где прикажут (впрочем, и здесь довольно скоро все стало меняться). Следует отметить, что по прошествии этого срока он мог покинуть войско, даже если король брал на себя обязанность выплаты ему жалования, но воевать предстояло за пределами королевства.
Однако бесконечная череда войн в Палестине, для завоевания которой Фридрих II, например, пообещал римскому Папе держать там 1.000 рыцарей на протяжении двух лет, рыцарской профессии престижа не прибавляла, чтобы там не говорили более поздние сочинители рыцарских романов.
К тому же рыцарские обязанности были и весьма дорогими: от них требовалось вооружить и обеспечить "транспортом" и питанием не только себя, но и слуг, помощников и прочих "сопутствующих" лиц. Причем "транспорт" самого рыцаря мог насчитывать от 3 до 4 лошадей.
Точнее, не "мог", а был "обязан". Так, например, когда в 1239 году Венеция обязалась выставить триста рыцарей, то все они должны были иметь боевого коня, двух вьючных лошадей и трех вооруженных оруженосцев.Рыцарь и оруженосцы.
И первое, что сделали владельцы феодов, это начали увиливать от получения рыцарского пояса и шпор, логично рассудив, что, если они не рыцари, то и рыцарские обязанности на них не распространяются. Тенденция привела к неизбежному результату: например, в Англии конца XIII века на 1.250 рыцарей (включая графов и баронов) приходилось 1.750 нерыцарей. Самое смешное, что королевская власть начала насильно посвящать в рыцари таких уклонистов: с 1224 по 1272 год современные специалисты насчитали 26 таких попыток.
Экономическая выгода была на лицо: не удостоенный рыцарского звания вассал помещался на более низкую ступень армейской иерархии, становясь конным (кольчужным) сержантом, и, принимая участие в боевых действиях (т.е. оправдывая получение феода), нес гораздо меньшие расходы, поскольку имел право на меньшее количество как лошадей, так и сопровождающих лиц. Например, у тамплиеров сержанту было достаточно одной лошади, а оруженосцы ему были не положены.
Но даже те, кто не смог по тем или иным причинам уклониться от получения рыцарских пояса и шпор, не особо стремились отдавать свой, так сказать, "долг Родине", точнее, королю.
Естественным стало появление системы откупа, когда тот или иной "уклонист" мог заменить свою драгоценную персону определенной денежной суммой. Сумма эта получила название "щитовые деньги".
Так, согласно "Саксонскому зерцалу" (правовой сборник Германии, составленный в 1221- 1225 годах), владельцы ленов (феодов) должны принять участие в римском походе, однако им позволено было откупиться от этой обязанности, выплатив десятую часть годового дохода лена.
Эта схема уклонения от воинской повинности стала весьма популярной, и результат не замедлил сказаться: в Англии в 1231 году Ричард Корнульский, родной брат Генриха III получил во владение Уоллинг-форд, в котором только 3 рыцаря подлежали призыву, а 100 рыцарей платили те самые "щитовые деньги". Аналогичным образом граф Винчестерский располагал 3,5 рыцарями "призывного возраста" и 66 рыцарями, не желавшими призываться. Тенденция была вполне очевидной: если в 1277 году Эдуард I набрал 228 рыцарей и 294 сержанта, то в 1300 году все тот же Эдуард I получил после призыва только 40 рыцарей и 366 сержантов.
И это при том, что, согласно переписи 1166 года, в Англии насчитывалось 6.278 рыцарских феодов, что должно было давать ее королю ника не менее 5.000 рыцарей.
Впрочем, можно было сказать, что эта система была выгодна и королям: они получали "живые" деньги, которые можно было потратить не только на собственно войну и наем солдат победнее, но и на "нецелевые" расходы.Сражение крестоносцев с мусульманами (Второй Крестовый поход).
Аналогичные процессы имели место и в Франции. Их прочувствовал на себе и французский король Филипп III, когда решил в 1272 году собрать войско для приведения в чувство одного слегка "потерявшего берега" вассала - графа де Фуа. Так, бальяж (область) Котантен, из которого ожидали 80 рыцарей или денег за 3.200 дней (из расчета 40 безвозмездных), прислал только 55 рыцарей, которые прослужили 2.165 дней. Однако это был самый лучший результат, по сравнению с жругими бальяжами. Согласно сохранившимся расчетам, Филипп III ожидал 2.750 рыцарей, а прибыло всего 672. Около 40% "военнообязанных" выставили вместо себя замену, а прибывшие рыцари не стали терять зря времени и начали требовать изменения "воинской повинности": отмены ее обязательности и получения права служить за королевское жалование.
Весьма приличные штрафы, которые Филипп III выписал "уклонистам" должного действия не возымели, военнослужащие по-прежнему требовались, и уже в конце XIII века система рыцарской службы "за феод" окончательно затрещала по швам: в 1272 году рыцари Тулузы потребовали (и добились) права служить за свой счет только в пределах Тулузского графства. В 1315 году такого же права потребовали себе рыцари Шампани, намекнув при этом, что неплохо было бы еще и получать за это деньги, а вот за пределами Шампанского графства содержать их король уже был обязан.
Вторым вариантом уклонения стало введение системы "снаряжающих" и "воюющих": короли сознательно призывали только часть своих вассалов, требуя от остальных содержания призванных. Так поступил, например, Ричард I в 1197 году, призвавший 300 рыцарей для службы в Нормандии и потребовавший от остальных средств на содержание их в течение года. А Иоанн Безземельный приказал, чтобы девять непризываемых рыцарей снарядили на службу и содержали десятого.
Поделиться632021-09-27 12:27:35
Перекликается с предыдущей статьей )
Еще один вариант исчисления рыцарских зарплат "нашего" сериального времени: Сколько получали рыцарь и пехотинец XIII века в сегодняшних рублях.
Весь XIII век европейские рыцари усиленно старались убедить своих сеньоров в том, что обязательная воинская повинность, которая накладывалась на них вместе с получением феода, должна стать не такой уж и обязательной. Да и вообще было бы еще лучше, если бы за исполнение этой самой повинности сеньор приплачивал бы своему вассалу. И таки у них это получилось.
В разных европейских государствах сформировалась ... "зарплата" рыцарей и простых пехотинцев, которая, как показали расчеты, была более или менее одинакова для одних и тех же категорий "работников". Перерасчет в современные рубли сделан, исходя из того, что все выплаты XIII века проводились в золоте и серебре.
Дешевле всех брали сицилийцы, как получается из вычислений.
П.С. Предыдущий вариант расчетов здесь. Продублирую, чтобы все вместе было.
Поделиться652021-10-30 15:30:27
Показалось любопытно. Все иллюстрации не стала переносить. Полный вариант здесь:
https://zen.yandex.ru/media/funscience/ … 05e0fc052d
Почему средневековые рыцари вечно воевали с улитками?
Поля средневековых манускриптов заполнены набросками и заметками, которые оставили средневековые писари. Это просто кладезь забавных иллюстраций. И среди них слишком уж часто встречается одна и та же сцена: противостояние улитки и смелого рыцаря в доспехах.
Gorleston Psalter, England (Suffolk), 1310–1324, Add MS 49622, f. 193v.
Улитка та же. Противник новый. Рыцарь — обезьяна? Мы к этому еще вернемся
Они действительно везде! На одних рыцарь сидит на коне, на других нет. Улитка может быть и огромной, и мелкой. Она может быть на другом краю страницы, а может быть под ногой рыцаря. При этом у рыцаря почти всегда шокированное лицо. Две улитки могут бороться друг с другом! А порой на улитке кто-то едет.
Судя по распространенности и разнообразию, это был настоящий средневековый мем.
Почему же средневековые писари и иллюстраторы так любили и ненавидели улиток?
Если кратко — мы точно не знаем. Исходя из количества и разнообразия иллюстраций и их многовековой истории, можно предположить, что и значение улиток менялось.
Историк Лилиан Рэндалл (Lillian Randall), известная исследовательница средневековых манускриптов, была одной из первых, кто решил их пересчитать. Всего в 29 манускриптах она нашла более 70 иллюстраций рыцарей, противостоящих улиткам. Почти все эти манускрипты были написаны в период с 1290 по 1310 год.
По результатам своего исследования Рэндалл написала в 1960-х книгу “Улитки в битвах на полях готических манускриптов” (The Snail in Gothic Marginal Warfare), в которой выдвинула несколько теорий о происхождении этого “средневекового мема”.
Впрочем, предположений много (но не так много, как улиток на полях). Давайте разберем, а в конце подведем итоги.
(British Library) — Brunetto Latini’s Li Livres dou Tresor, 1315–1325 гг
Улитки — это лангобарды
Лангобардами называли германский народ, который правил на большей части итальянского полуострова с 568 по 774 гг. В 774 году их сильно побил король франков Карл Великий, их репутация пострадала. Но еще сильнее по ней ударило то, что они расселились по Европе, организовали ломбарды и стали ростовщиками.
В результате, ко времени написания манускриптов лангобардов не любили по всей Европе — в отношении них появилось много стереотипов.
(British Library) — Festal Missal, Amiens, 1323, Рыцарь защищает от улитки себя и жену
У лангобардов не было всех прав, они даже не могли носить оружие, но из-за их бизнеса власть у них все же была. И эта комбинация силы и бессилия сделала их главным объектом насмешек.
Считалось, что лангобарды жадные и злобные, монополизируют работы, дают ссуды под слишком большие проценты, да и вообще они трусы, грешники и предатели, нет в них ничего благородного. Не то что в рыцарях!
Впрочем, эта теория не объясняет, почему на многих изображениях рыцарь проигрывает!
Ormesby Psalter, England, c. 1300 — Рыцарь проигрывает гигантской улитке
Улитки — это смерть и возрождение
Еще до Рэндалл этот сюжет попробовал объяснить в 1850 году французский историк-искусствовед Август де Бастард д’Эстен (Auguste de Bastard d’Estang). Он заметил улиток вблизи двух иллюстраций библейского сюжета о Воскрешении Лазаря. Отсюда он сделал вывод, что улитки являются символом Воскрешения.
Другую связь улиток с библейскими сюжетами обнаружила историк Лиза Спанеберг (Lisa Spangenberg) в псалме 58: “Да исчезнут, как распускающаяся улитка.” Тут идет речь о каре, которая настигнет нечестивых. Возможно, рыцари боролись с нечестивыми?
(Gorleston Psalter, England, 1310–1324) — Рыцарь молится. Возможно, перед битвой с улиткой.
Улитки — это сатира
С другой стороны, если отвлечься от самих улиток и переключиться на рыцарей, то эти иллюстрации можно читать как насмешку над рыцарством и идеей благородства.
Li Livres dou Tresor, France, c. 1264 — Рыцарь прячется от улитки.
Улитка — очевидно слабый соперник для рыцаря, но при этом изображенные рыцари часто испуганы и проигрывают в битве. В общем, суть в том, что рыцари строят из себя сильных и непобедимых, а на самом деле готовы биться только со слабыми противниками и вступают лишь в те битвы, которые они точно выиграют.
Улитки — это бедные, которые хотят пробиться наверх
Не раз в работах историков проскакивает идея, что улитки и рыцари — это явный комментарий к вечному противостоянию бедных и богатых. Улитки, конечно, иллюстрируют безоружных бедных.
Проблема с этим предположением в том, что сами богачи заказывали эти манускрипты. Разве они бы захотели, чтобы поля их книг пестрели напоминаниями о бедняках?
(British Library) — Smithfield Decretals, southern France, c. 1300 — c. 1340 — Посмотрите на размеры этой улитки!
Отсюда рождается предположение, что улитки — это те бедные, которые активно пробиваются наверх. Простые люди, которые по разным причинам получают благословение и подарки от правителя. Для ленивых потомственных богачей такие люди были настоящей угрозой. Может, поэтому рыцарь и проигрывает? Потому что богачи чувствовали бессилие?
В средневековых манускриптах даже встречаются улитки, которые поднимаются по лестнице!
Улитки и рыцари — это просто анекдоты
Конечно, не стоит забывать и о самом простом объяснении — это просто забавные иллюстрации. На полях манускриптов встречается немало странных существ и сюжетов.
Рыцари и улитки встречаются на полях не только английских, но и французских, и фламандских манускриптов. И не только в манускриптах, написанных на рубеже XII века, которые изучала Рэндалл. Улитки мелькают на полях с начала XII века и до конца XV века!
Поэтому, скорее всего, все перечисленные выше предположения верны. Значение улитки зависело от места и времени. И, конечно, от автора. А порой и от сюжета манускрипта. Досталось и лангобардам, и благородным рыцарям, и беднякам, и “карьеристам”. Вероятно, и многим другим - вряд ли мы когда-нибудь разгадаем все тайны изображений улиток.
Главное, что и сегодня эти иллюстрации вызывают интерес и улыбку.
Поделиться662022-02-19 20:42:23
Ученые выяснили, что 90% информации о подвигах английских рыцарей утеряно
Пятница, 18 Февраля 2022 10:16
Исследователи из Оксфордского университета проанализировали сохранившиеся рукописи и пришли к выводу, что в Англии было утрачено 90% информации о деяниях и подвигах средневековых рыцарей и героев. Наибольшее количество, 75%, документов сохранилось в Исландии и Ирландии, сообщает портал Daily Mail.
Исследователи предполагают, что столь колоссальные потери записей в Англии могут быть вызваны целым рядом факторов, в том числе роспуском монастырей при Генрихе VIII, которые привели к упадку монастырских библиотек и скрипториев.
В своей работе исследователи использовали статистические модели для оценки потерь средневековых документов из разных частей Европы.
«По нашим данным, более 90% средневековых рукописей, содержащих повествования о подвигах рыцарей, были утеряны. Это соответствует масштабу потерь, которые историки рассчитывали посредством других методов»
, — говорит доктор Катажина Анна Капитан, древнескандинавский филолог и младший научный сотрудник колледжа Линакр в Оксфорде.
В то время как модель предполагает, что в Англии были утеряны 90% записей, для других стран Европы картина складывается иная. Лучше всего дело обстоит с ирландскими книгами: около 81% романов и приключенческих рассказов дошли до наших дней. А Исландии удалось сохранить 77% подобной литературы.
«Мы обнаружили низкий уровень сохранности средневековой художественной литературы на английском языке. Мы могли бы винить в этом Генриха VIII, который расформировал монастыри. Но подобные произведения в принципе не часто фигурировали в библиотечных каталогах монастырей. Другое возможное объяснение этому факту можно найти в низком уровне популярности английского языка в этот период. Сегодня английский изучают как второй язык во всем мире, но в Средние века он не имел большого международного значения
», — считает доктор Дэниел Сойер, научный сотрудник Фитцджеймса в области средневековой английской литературы в Мертон-колледже в Оксфорде.
«После нормандского завоевания в Англии большую роль играл французский как международный язык власти и культуры. Так что, если мы добавим художественную литературу, написанную на нормандском французском языке в Англии, к свидетельствам на английском языке, коэффициент сохранности английских документов приблизится к данным для других стран. Это говорит о важности нормандского французского языка для английской культуры и предполагает, что героические истории на норманнском французском и английском языках формировали единую традицию»
, — добавляет доктор Сойер.
Исследователи надеются, что полученные результаты прольют новый свет на связи Англии с континентальной Европой в Средние века и влияние европейской культуры на английскую письменность.
Поделиться672022-07-12 14:06:56
Любопытная статья.
https://zen.yandex.ru/media/lifehacker/ … f459?&
8 правил, которым должен был следовать настоящий рыцарь
6 июня
Видимо, суровые воины Средневековья были не очень воспитанными ребятами, раз им приходилось разъяснять столь очевидные вещи.
Из следующих восьми пунктов состояла клятва, которую с 1023 года приносили при посвящении в рыцари. Её составил для короля Роберта II Благочестивого епископ Варин из Бове. В той или иной степени эти правила были обязательны для благородных всадников по всей средневековой Европе. Правда, насколько они им следовали — другой вопрос.
Пункты такие:
Не избивать случайно встреченных представителей духовенства;
Не похищать скот и не убивать сельскохозяйственных животных без нужды;
Не нападать на случайных людей, не грабить, не пытать и не похищать их с целью выкупа;
Не сжигать и не разрушать дома людей без веских причин;
Не помогать преступникам;
Не бить женщин, если они этого не заслуживают;
Не выкорчёвывать виноградные лозы;
Не нападать на безоружных рыцарей с начала Великого поста до Пасхи.
Есть ссылка на книгу, которую можно скачать здесь:
D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe
https://vk.com/wall-167473784_867
Пробежала Оглавление: очень много интересной информации о мести в Средневековье, о штрафах за убийство свободных людей и простых севров, о конкретных судебных процессах и т. д.
И подумалось, что, судя по этим правилам, наш сэр Гай действительно практически «цвет рыцарства», если не приравнивать безвинно растоптанную капусту к виноградным лозам. Представителей духовенства не избивает, ограничивается руганью с ними, чужой скот не похищает и не убивает, не грабит и не похищает случайных людей с целью выкупа. Опять же не сжигает дома людей без веской причины, например, связи с разбойниками. Точно не помогает преступникам. Не бьет женщин без причины, если они не покушаются на него и на его честь. В этом контексте отшвыривание на солому леди Мэрион происходит после того, как она пыталась его застрелить из лука, что он, скорей всего, видел, публично назвала его лжецом в присутствии короля и пыталась поднять шум во время тайной операции по нейтрализации преступников. Ну и не нападает на безоружных рыцарей. У нас с рыцарями, в принципе, был только один сюжет: сюжет с тамплиерами. Там он полез в драку с 6 вооруженными рыцарями. Ральф, скорее всего, не рыцарь, так что в раскладе не учитывается. И неизвестно, когда они отправились в замок де Беллема. Если не в промежуток от Великого поста до Пасхи, то вообще нет вопросов.
Отредактировано Норна (2022-07-12 15:35:53)
Поделиться682022-07-12 14:15:27
Если не в промежуток от Великого поста до Пасхи, то вообще нет вопросов.
И вообще, у всех почти пунктов имеются оговорки, на которые можно списать любой расклад))) Была необходимость, она сама первая начала, а Ральф вообще не человек рыцарь)))
Поделиться692022-07-12 15:39:02
у всех почти пунктов имеются оговорки, на которые можно списать любой расклад)
Так даже пословица есть: «Закон что дышло: куда повернёшь, туда и вышло».». Но все равно худо-бедно эти принципы поведенческую стратегию рыцаря регулировали: видишь чужое добро, не присваивай сразу, видишь на дороге чужую благородную женщину, не похищай и не совершай насилие над ней. Если предположить, что Р. Карпентер знал эти пункты, то тогда поведение Гизборна, обвиняющего Робина в похищении леди Мэрион и насилии над ней, вполне логично с точки зрения рыцарской этики.
Поделиться702022-07-12 16:26:12
поведение Гизборна, обвиняющего Робина в похищении леди Мэрион и насилии над ней, вполне логично с точки зрения рыцарской этики.
Да вообще-то оно логично и с общечеловеческой этики. Гизборн не может представить, что у леди, видите ли, любовь с большой буквы образовалась к смерду вдруг. Потому он воспринимает это именно как похищение и Робин в парадигме Гизборна, скорее всего, уже совершил насилие.
Кстати, а как к этике относится похищение Гизборном Сары? Понятно, что еврейка не человек, а Гизборн типа не разбойник и воспользоваться девой не может вот прям сразу, пока не сделает ее христианкой хотя бы. Но это все те же оговорки под пунктами. По факту Гизборн именно что похищает Сару (ну недопохищает))). По хорошему, он должен был спасать уж всю ее семейку, если б хотел стать благодетелем. Но, цитируя саму себя "Зафига мне столько евреев, мне и одной тебя выше крыши хватает")))
Поделиться712022-07-12 21:06:40
Точно не помогает преступникам.
А как же Марк-Генри - браконьер ? Гизборн вступает с ним в сговор. Преступный с ума сойти. Хотя и во благо короны.
А Сара ? Она преступница уже тем, что другой веры. Да, ещё помогает отцу портить жизнь шерифу, напоминая о долгах.
Поделиться722022-07-17 17:25:43
Да вообще-то оно логично и с общечеловеческой этики.
Так все рыцарские уставы основывались на христианской этике. Как же иначе. Ведь рыцарем мог быть только христианин. Вспомнилось, как года полтора назад, когда я копошилась в английских эго-документах и сериальной публицистике, мне попался на глаза интересный комментарий к «Часу волка», где автор (редкий случай для англичан!) хвалил Роберта Эдди за то, что он, вступая в волчье братство, в отличие от сценария, не держится абсолютно индифферентно: он вздрагивает от «лапочно-когтистого» посвящения, переглатывает перед тем как сказать: «Клянусь!». Ведь в данном случае вступление в волчье языческое братство должно означать для него отказ от статуса рыцаря. А для него очень важно быть рыцарем!
По факту Гизборн именно что похищает Сару (ну недопохищает))). По хорошему, он должен был спасать уж всю ее семейку, если б хотел стать благодетелем
Вряд ли это было похищение с точки зрения средневековой христианской этики, тем более, рыцарского канона. Ведь в данном случае сэр Гай не просто спасал ее тело, но и душу, желая сподобить Святого крещения. Да еще и законным браком хотел это все скрепить.
Он ведь мог, в принципе, совершить все это совсем не так благородно.
Первый вариант, если герой совсем мерзавец. Он еще до появления шерифа, пользуясь своим положением, приказывает своим верным людям ( а два «верных» человека у него точно имеются) похитить для него красавицу, спрятать в уединенном месте, а потом попользоваться ей так, чтобы она даже его лица бы не видела. И пусть потом докажет, что это сделал с ней и. о. шерифа! Много чести! В фильме вон простые саксы ей на порог плюют. И что остается делать безутешному отцу де Тальмону? Отправляться в Линкольн в надежде, что жених поймет ситуацию и войдет в положение.
Второй вариант, промежуточный. Узнав о готовящемся погроме, он «спасает», прячет ее при помощи верных людей в укромном месте и благородно ждет, когда она его полюбит. О женитьбе речь не идет. Это, кстати, напоминает немного вариант с Григорием Печориным и Бэлой. Кстати, интересно, что никто его за это похищение преступником среди наших читателей не считает, хотя он и жениться не обещал и охладел к ней довольно быстро.
Гизборн же, как мы видим, выбирает самый благородный вариант: спасает всю семью, не воспользовавшись понравившейся ему девушкой и не попросив у ее отца, совсем не бедного человека, денег в качестве компенсации.
Ну а в изменившихся обстоятельствах, уйдя от шерифа, он решает вопрос радикальным способом, то есть женитьбой, на которую, оставаясь в Ноттингеме, он вряд ли бы решился. Знатный бы скандал был.
А почему не провожает всю семью? Так они в разные стороны едут. Кстати, дорога в Линкольн не проходила через Шервудский лес. Объективно никто из разбойников семье угрожать не мог.
А как же Марк-Генри - браконьер ? Гизборн вступает с ним в сговор. Преступный
Генри-Марка мы недавно обсуждали, в смысле уровни его «скользкости». Совсем не факт, что он Малютке Джону всю правку о себе рассказал. Ему ведь главное было втереться в доверие. Вот он и сказал, что я - браконьер. Не проверишь ведь. Как хорошо или не очень хорошо он стреляет из того же лука, мы в фильме не видим. А вот лодкой худо-бедно он управлять умеет. А относительно преступности совсем не факт. Он на службе у аббата, неплохо знает Гизборна как и тот его, и по статусе выше простого слуги. Ничто не указывает на то, что он был обычный браконьер, которого схватили и завербовали, заставив играть роль двойного агента. В этом случае Гизборн бы ему власть не обещал.
А Сара ? Она преступница уже тем, что другой веры
А вот с евреями было интересно. Я не читала какой-нибудь специальной книги по этому вопросу, но есть неплохая статья о евреях Софьи Лучицкой из «Словаря средневековой культуры».
http://ec-dejavu.ru/j/Jew.html
Так вот из этой статьи следует, что хотя евреи условно и считались «внутренними врагами» христианского общества, но преступниками и абсолютными изгоями они все же не были.
В соответствии с юридической и теологической концепцией средневековья, все человеческое общество рассматривалось как мистическое тело Христово, причем в corpus Christi включены не только христиане, но и неверные. В теле Христовом каждая корпоративная группа, каждая universitas имеет специфическую функцию, как орган тела. Еврейская община также является членом универсального тела. Ее следовало поддерживать как отдельную universitas, с максимальной возможностью ее изоляции <...>
В средневековом праве Е.и считались «сервами короля» (servi camerae regis), а начиная с XIII в. они стали рассматриваться как «собственность» местных правителей. Оказывая Е.ям поддержку, христианские монархи взамен облагали их произвольными налогами. Поступления от налогов с Е.ев составляли весьма значительную часть фискальных доходов средневекового государства. Короли и сеньоры, кроме того, часто обращались к богатым Е.ям за денежными ссудами. Правителям нужны были деньги Е.ев, а Е.ям необходим был покровитель и защитник и для обустройства еврейских общин на новых местах поселения, и для осуществления экономической деятельности"
Тут в фильме все достаточно точно показано. Кстати, ухудшение положения евреев в Западной Европе началось именно с Крестовых походов, а с начала XIII века они должны были носить на одежде отличительные знаки. Еще не звезду Давида, но символическое «колесо», в котором С. Лучицкая видит аллюзию на монеты, те же 30 серебреников Иуды. В фильме, кстати, этого еще нет.
И об Англии:
«Вопрос о существовании в Англии еврейских общин до нормандского завоевания остается спорным — известно лишь, что уже во времена Вильгельма Завоевателя Е.и Руана пересекают Ла-Манш и обосновываются в новом королевстве. Позже появляются еврейские общины в Лондоне, Йорке, Оксфорде, Бристоле и других городах. Поселение Е.ев в Англии - кульмина- ционный момент в их продвижении с востока на запад. Англия была последней страной, куда Е.и прибыли, и первой, из которой они уже к концу XIII в. были выдворены"
Поделиться732022-10-23 18:16:12
Реалии средневековья. Жизнь рыцаря.
https://dzen.ru/a/Y03WLq0jq1PSeEta?&
Фриц фон Уде. Конный рыцарь. Холст, масло. 65х54,5. 1880. Частная коллекция.
Вроде просто написано, но с толком, чувством, расстановкой и даже с юмором. Только про любовь автор ничего не написал. Озаглавила про себя статью, воспользовавшись пушкинскими строками: " Жил на свете рыцарь бедный".
Статья большая, поэтому даю только финал.
Так все же, каково это быть средневековым рыцарем? Ну, это с какой стороны посмотреть.
Если с недостижимых высот высшей феодальной знати, быть обычным рыцарем, без знатного рода и пышного титула, такое себе занятие. Бедненько, скучненько, кругом дорожная пыль, проблемы и быдло необразованные.
С точки зрения этого самого "быдла", судьба рыцаря, это редкое везение, удача почти недостижимая. Пиры, охоты, победы и турниры, которые совершенно точно следуют один за другим, не останавливаясь не на секунду.
С точки зрения современного человека, жизнь рыцаря, сущий ад. Паршивая еда, более чем скромное жилье, сквозняки, одежда пропахшая дымом, отсутствие выходных и отпуска и подчиненное положение в отношении своего сюзерена. Опять же людей убивать надо. Нет, это не жизнь, это кошмар какой-то.
Хотя, если например, сравнить ее с жизнью средневекового крестьянина.… Но это уже совсем другая история.
Поделиться742022-10-24 15:16:05
просто написано, но с ... чувством, расстановкой и даже с юмором
Вот те же мысли при прочтении были. Норна, спасибо большое за статью!
Поделиться752023-01-07 10:40:04
Нашла интересную информацию про рыцарские турниры при короле Ричарде.
Из книги: Джон Т. Эплби. Англия времен Ричарда Львиное Сердце. 1189–1199. Королевство без короля»: М., 2018.
Рыцарские турниры, основное развлечение рыцарей по ту сторону пролива, были запрещены в Англии почти всегда, за исключением правления короля Стефана, который был слишком слаб, чтобы добиться соблюдения запрета. Противились их проведению и Генрих I, и его внук, разумно полагавшие, что скопление в одном месте большого количества вооруженных рыцарей может перерасти в восстание, ведь такие настроения жили в обществе, и причина их была в слишком суровой политике королей. Ричард, как известно, был воспитан в традициях Аквитании, где столкновения ноблей друг с другом или выступления против герцога считались чуть ли не нормой. Ричард, в отличие от предшественников Генриха I и II, любил сражения и больше иных добродетелей – смирение и подчинение приказам – ценил храбрость и мужество.
Воинственный дух рыцарей Англии не находился на высоком уровне, что было связано с неудачами в Третьем крестовом походе, а также нежеланием выступать с Ричардом на защиту его земель на континенте против Филиппа. Король Ричард считал французских рыцарей более опытными и способными, поэтому решил дать англичанам возможность попрактиковаться, проводя военные состязания, а заодно пополнить казну.
22 августа 1194 года Ричард подписывает указ, разрешающий проведение рыцарских турниров в Англии. Для этого были отведены пять регионов, а желающим принять участие предлагалось купить лицензию, цена которой варьировалась в зависимости от знатности: графы должны были заплатить по 20 марок, бароны 10, рыцари феодалы 4 марки, а безземельные 2. Архиепископ Губерт назначил ответственным за сбор денег своего брата Теобальда, служившего шерифом в Ланкастере.
Ричард был невысокого мнения о будущих участниках, потому велел рыцарям по дороге на турнир и обратно платить за еду и питье, а не разорять окрестные леса, охотясь за добычей. Перед началом состязания каждому полагалось внести плату, дать клятву заботиться о мире и спокойствии ради своего короля и беречь его леса и угодья. Отказавшихся платить ждало суровое наказание. Роберт Мортимер, к примеру, лишился своих земель в Норфолке за попытку принять участие в турнире без лицензии.
Уверенные в себе рыцари могли рассматривать плату как хорошее вложение, однако цена за первый приз, удачу и ловкость могла быть значительно выше. Состязание отличалось от настоящих военных действий лишь тем, что начало и окончание турнира было определено заранее. Как и на поле боя, победитель получал экипировку и коня повергнутого противника и требовал за него выкуп.
Уильям Маршал, младший сын в семье и безземельный рыцарь, мог заслужить почести и приблизиться ко двору, продемонстрировав мастерство и героизм на турнире; когда ему было уже за сорок, король даровал ему земли и руку графини Стригуил. Биограф будущего графа писал, что в лучшие дни тот смог победить 103 рыцарей менее чем за год.
Смерть или серьезная рана свидетельствовали о недостаточном везении или неумении сражаться. Поскольку «смерть и угроза для души часто возникают именно из за них», как утверждали церковники, в документах 2 го и 3 го Латеранского собора добропорядочным христианам запрещается учувствовать в турнирах, под угрозой быть похороненным без отпевания в церкви. Папа Целестин III в послании архиепископам и епископам Англии, датированном январем 1193 года, осудил рыцарские турниры, а тем, кто желает попробовать себя в подобных упражнениях, давал настоятельный совет «отправиться на Святую землю, где будет возможность проявить мужество во имя спасения души, а также испытать силу тела и духа».
Церковь считала присвоение победителем трофеев и получение выкупа незаконным, и священнослужители требовали отказаться от него, сделав условием для отпущения грехов.
Несмотря на запреты, молодые рыцари с большим энтузиазмом принимали участие в турнирах. Джослин де Брейклонд пишет, что восемьдесят молодых рыцарей, нарушив запрет аббата Самсона, собрались на состязание между Тетфордом и Бери Сент Эдмундсом, а после приехали в Бери искать ночлег. Аббат же, в обмен на данное слово не покидать город без его дозволения, отужинал вместе с ними. «Когда аббат удалился, мужчины принялись танцевать и петь, послали в город за вином, а потом, захмелев, громко кричали, мешая спать несчастному аббату». Веселье продолжалось до позднего вечера, затем же, нарушив обещание, рыцари «взломали городские ворота и ускакали прочь». Аббат Самсон не был человеком, готовым стерпеть подобное обращение, и по совету архиепископа Губерта Уолтер отлучил всех рыцарей от церкви.
Получается, с точки зрения истории у Р. Карпентера все было верно, когда в сценарии Гизборн рассказывал леди Мэрион о своем брате, который неудачно поучаствовал в турнире. Брат вполне мог быть среди первых участников английских турниров. Но что меня, честно говоря, удивило, то это легкость, с которой можно было заработать отлучение от церкви. Нарушили слово в пьяном виде и... пожалуйста. Все же хочется верить, что это было временное отлучение, которое можно искупить.
Поделиться762023-01-15 15:58:12
Норна, действительно интересные подробности, спасибо.
Уильям Маршал, младший сын в семье и безземельный рыцарь, мог заслужить почести и приблизиться ко двору, продемонстрировав мастерство и героизм на турнире; когда ему было уже за сорок, король даровал ему земли
Можно сказать, это средневековый социальный лифт
Ничто не ново под луной
желающим принять участие в турнире предлагалось купить лицензию, цена которой варьировалась в зависимости от знатности:
графы должны были заплатить по 20 марок,
бароны 10 ...
Всё-таки, и знать не отказывалась добавить статус героя к своим регалиям. Чуяли, что "граф" да "барон" - с "душком", а хотелось - славы, а главное - чести.
...восемьдесят молодых рыцарей, нарушив запрет аббата Самсона, собрались на состязание между Тетфордом и Бери Сент Эдмундсом...
Прямо, "стрелка" в стиле 90-х
Поделиться772023-03-18 16:09:28
Средневековый рыцарь. Манеры, честь и доблесть. А главное - не плеваться. Интервью с историком-медиевистом
Достаточно ли надеть металлические доспехи, чтобы стать рыцарем? Или требуется что-то ещё?
Мы обратились к историку-медиевисту Елене Браун, к.и.н., доценту кафедры всеобщей истории РАНХиГС с вопросами о том, кто мог быть рыцарем в Средние века. Какие требования предъявлялись к рыцарству, были ли они сплошь благородные, что следовало иметь кроме коня и доспехов.
Историк рассказала нам и о кодексе чести, манерах средневековых рыцарей - тех качествах, что должны были их выделять среди других представителей средневекового общества.
Конечно, научпоп, но мне понравилась: и манера изложения, и содержание. Про рыцарскую красоту в начале выступления прямо про нашего сэра Гая.
Хотя Е. Браун в большей степени специалист по континентальной Европе.
Поделиться782024-11-03 09:28:22
Вот Гай кричал в "Колдовстве": "Теперь я свободен от тебя, шериф!". А свобода-то, оказывается, стоила не так уж и дорого! Всего 1,5 марки серебром.
Еще один сюжет от Blackwood history
Истории про историю. Сколько стоит рыцарская клятва.
https://dzen.ru/a/ZyIJv5ZiugiB1vFG
Немного подсократила. Оставила самое интересное для нас.
Вассальная клятва. Обещания верности и службы, данные рыцарем своему сюзерену. Именно они были, без малейшего преувеличения, базой вообще всего классического и позднего Средневековья. Именно вассальная клятва служила основой военной мощи королевства и гарантом его экономического благополучия.
А еще она поддерживала пирамиду феодального общества, определяя для каждого живущего человека предписанное ему место <...>
Именно поэтому ко всем этим историям с рыцарским словом и честью благородного дома в Средневековье все относились крайне щепетильно.Человек, нарушивший клятву, не просто становился лжецом и предателем, он ставил под удар весь и так не очень эффективно работающий механизм феодального мироустройства. Ведь если на зов своего сюзерена откажется прийти даже один рыцарь, то не позднее, чем завтра мысль о том, что это делать необязательно, возникнет в головах сотен, если не тысяч других.
И все же, вместе с рыцарскими традициями, клятвами и обетами, легендами и балладами, превозносившими верность слову и долгу, практически в тот же самый день, когда первый рыцарь принес свою вассальную клятву, появился способ обменять нерушимое и крепкое, словно закалённая сталь, рыцарское слово на, в общем-то, небольшое количество серебра. Где, когда и почему это произошло? Давайте разбираться.
Феодализм вообще и вассальные отношения, на которых он работал, окончательно сформировались в конце IX - начале X века в империи Каролингов. Именно тогда из-за невозможности содержать большую и боеспособную армию, правители были вынуждены отправить лучшую в мире франкскую рыцарскую конницу "на вольные хлеба". Практически вся титулованная аристократия, да и некоторая часть простого рыцарства получили земельные наделы, с которых они не платили ни единого денье своему правителю. За это, они обязаны были прибыть по его зову "конно, людно и оружно" и сорок дней служить ему так и там, где он укажет.
И это, в общем, было выгодно всем. Король получал большое, крайне боеспособное и почти бесплатное войско на период военных действий. Аристократы помельче - свои собственные, хотя и не такие большие армии, что крайне помогало во время земельных споров с соседями. Рыцари же, хотя бы отчасти перестали зависеть от прихотей титулованной знати и обзаводились своей собственной экономической базой для поддержания личной боеспособности. И казалось бы, что все идет хорошо. Но, конечно же, это только казалось.
Получив в свои руки такой замечательный инструмент власти и политики, старые аристократические дома немедленно стали увеличивать свой вес в королевстве, землями и посулами, привлекая на свою сторону рыцарей и мелкую аристократию. И уже к XI веку, сильнейшие из них могли поспорить с королевским двором как количеством серебра, что хранилась в их сундуках, так и мощью армии. И это чем дальше, тем оно становилось только хуже.
Король это не только самодержец. Это еще политик, судья, интриган и немного отравитель.
Французские короли, конечно же, видели, что происходит. Вот только сделать уже ничего не могли. Из полноправного самодержца, что может казнить и миловать любого в землях своего королевства, они все больше превращались в первого среди равных. А еще в политика, мудреца, судью, человека, пребывание которого на троне всех устраивает. В общем, в кого угодно, только не в полновластного повелителя государства.
Усиление родовитых фамилий в средневековой Европе, стало к этому времени крайне серьезной проблемой. Одно то, что даже основа основ - королевская власть, во Франции XI века, например, простиралась едва ли на четверть всей территории королевства, говорит о многом. В остальных же землях, что давным-давно находились под властью высшей аристократии, королевское слово не значило, в общем, ничего. А самое плохое было то, что сделать с этим было ничего не возможно.
Да, конечно, король мог разгромить каждого из своих вассалов, обвинив его в любом преступлении на свой выбор. Вот только это неизменно означало ослабление в процессе долгой и тяжелой войны собственно королевской власти. Ну и усиление прочих аристократических семей. Что делало ситуацию еще хуже. В общем, так, замечательно начавшаяся военная и экономическая реформа Карла Великого буквально через пару веков, превратилась в натуральную головную боль всех без исключения монархов средневековой Европы. И с этим нужно было что-то делать.
Вот она главная проблема средневековья. Неимоверно дорого стоящий рыцарь.
Выход из ситуации нашел Вильгельм Бастард, ставший уже к этому времени Вильгельмом Завоевателем. Разбив 14 октября 1066 года армию Гарольда Годвинсона и основав на землях Британии Англо-нормандское королевство, он, как и любой другой правитель Средневековья, немедленно стал раздавать освободившиеся земли своим рыцарям и сподвижникам. Вот только делал он это совершенно не так, как было принято в те далекие времена.
Чем крупнее был аристократ и чем больше земель он получал, тем дальше друг от друга были эти земли раскиданы. Баронство на юге, имение под Лондоном, пару сотен акров на северной границе, городок в Уэльсе, а еще крепость в Шотландии. И при таких вот наделах, которые не только не имеют общих границ, но даже и находятся один от другого в паре недель пути, давить своим авторитетом короля, а тем более бунтовать, было очень сложно.
Новая английская знать, несмотря на древность рода, богатство и количество собственных вассалов, оказалась в крайне уязвимом положении. Любая пожалованная им земля, всегда находилось в окружении соседей, не испытывающих к тебе ни малейших теплых чувств. А попытка хоть что-то возразить Его Королевскому Величеству, приводила к изначально проигрышной ситуации. В которой все твои силы были разбросаны по немаленькому такому острову, и собрать их в единый кулак не было никакой возможности.
И, казалось бы, вот оно, отличное решение. Вассалы, сохраняли в общем, силу и могущество, когда дело касалось врага внешнего, но при этом больше не могли влиять на решения короля. Это ли не чудо? Но и в этом плане не обошлось без слабых сторон.
Рыцарство, что служило родовитой аристократии и было разбросанно по всему королевству, далеко не всегда успевало прибыть на зов своего сюзерена вовремя. А если и успевало, то из положенных сорока дней службы оставалось едва ли половина. И это была еще не самая большая проблема. Стоило только призвать своего вассала из небольшого дальнего надела, и там зачастую не оставалось вообще никого, готового защищать свои интересы.
А если вспомнить, что соседями у тебя были, как правило, очень добрые и отзывчивые люди, готовые немедленно откусить спорный кусок от любой из окружающих их территорий. Идея призывать на службу рыцаря откуда-нибудь с северной границы выглядела чистой воды глупостью. Но и не вызвать его было невозможно. Это не только ослабляло твои собственные силы, но и подрывало боеспособность армии Его Величества короля Англии. И снова с этим требовалось что-то делать.
Впрочем, выход подсказал сам король. Сын Вильгельма Завоевателя Генрих I Боклерк, прямо и понятно предложил своим вассалам и вассалам своих вассалов не заниматься ерундой, а просто скинуться наличкой, назвав это "щитовыми деньгами". Теперь, если вассал и его сюзерен находили это разумным, рыцарь мог ненадолго забыть о своей клятве прибыть и воевать за своего господина, заплатив, в общем, не то чтобы огромный "щитовой сбор". Полторы марки серебром, считались весомой причиной не прибыть на войну, военные сборы или, например, перепоручить охрану замка своего господина его же дружине.
И в очередной раз это оказалось отличным решением. Рыцарь мог теперь выбирать, ехать ему на войну или нет.
Понятно, если поход намечался во Францию, где даже крестьяне были совсем не нищие, не говоря уже о богатых замках Нормандии и Аквитании, то честь и доблесть не позволяли человеку, помнящему свои клятвы, остаться дома. А вот если воевать нужно было в горах Шотландии, где всего дохода - тощий скот да смердящий труп его бывшего владельца. В этом случае тяжелый кошель и история о внезапной болезни были отличным решением, позволяющим сохранить лицо и не сгинуть в этих чертовых горах Древнего Севера.
Его сюзерен тоже не оставался в проигрыше. Рыцарь не только охранял дальние его земли, но и приносил доход, позволяя усиливать свою армию наемными отрядами, Потеря которых не была так же болезненна, как гибель своих рыцарей. Да что там, их, в общем, не было даже жалко, если что-то шло не так.
А еще, щитовые деньги позволяли усилить королевскую армию за счет тех земельных владений, где прямо сейчас не было рыцаря, способного прибыть на службу, а конфисковать в пользу короны их было почему-то нельзя. Теперь свой вклад в обороноспособность страны могли внести и юноши, не способные держать копье, вдовы павших рыцарей и даже их малолетние дочери. В общем, все, кто имел счастье законно владеть пожалованным им леном.
Конечно, оставался во всем этом некоторый привкус недопонимания, как это так легко и просто можно поменять клятву верности на полторы марки серебра. Но, в конце концов, все это королевская воля и большая политика, в которую обычному рыцарю лезть было совершенно точно не с руки.
Поделиться792024-11-11 11:02:04
https://dzen.ru/a/ZrIb0XcPOQFNGqZX
Истории про историю. Сколько лет тебе, рыцарь? от Blackwood history
с небольшими сокращениями общего порядка.
Нашла изображение молодых рыцарей, но, может, и оруженосцев. Но для этой статьи пусть будут 16-летние рыцари. В середине на Гая похож.
А вот интересно, в каком возрасте набирают в рыцари? Если они действительно настолько круты, как нам говорят свидетели тех дальних событий и пишут многочисленные источники, то, наверное, это уже опытные воины. Ведь для того, чтоб мчать в бой в доспехе, на коне и с огромным копьем наперевес, нужна какая-то практика!
С другой же стороны, в рыцари, как говорят нам средневековые летописцы и несколько более современные нам авторы рыцарских романов, посвящаются обычно молодые оруженосцы. Так что там у этих самых рыцарей вообще происходило с призывным возрастом? Давайте разбираться.
И начать придется, как обычно, издалека. Если говорить о церемониях воинского посвящения в средневековой Европе, то брали они свое начало из традиций германских племен. И изначально, конечно, ни к каким рыцарям отношения не имели. Ну просто потому, что с рыцарями во времена падения Вечного Города как-то не сложилось.
Любой свободный общинник мужского пола, в год своего совершеннолетия, во время праздника воинов, что в том или ином виде существовали у всех "варварских" народов, получал оружие. Причем оружие не абы какое. Копье, лук, топор и прочий эрзац, что был фактически охотничьим или ремесленным снаряжением, тут не годились. Будущему воину вручали оружие настоящее, инструмент войны, созданный именно для того, чтобы прерывать жизнь людей. И чаще всего это были скрамасакс или другой большой кинжал подобного типа.
Естественно, такой дар не обходился без испытания, и молодые воины для вступления во взрослую жизнь должны были показать свою силу, храбрость и всю возможную лихость. Подобных воинских и околовоинских ритуалов было огромное множество у каждого народа, и останавливаться подробно на них мы, конечно же, не будем. Скажем только, что после удачного прохождения любого из них мальчик считался мужчиной и имел право на свой дом, землю, жену и часть добычи в военном походе.
Однако по мере как "темные века" заканчивались и над Европой всходил рассвет чрезвычайно прогрессивного феодализма, менялись и церемонии воинского посвящения. И главным изменением было то, что теперь его проходили не все общинники, а только те, чья судьба была связана с воинским сословием. Остальные, ставшие уже к этому моменту из свободных общинников податными крестьянами, ни какого отношения к воинам и воинским церемониям уже просто не имели.
Начавшее свой путь во второй половине IX века рыцарство уже к XI веку успело сформировать все свои базовые принципы и окончательно превратилось в совершенно отдельное сословие, стоящее где-то между мелким титульным дворянством и теми простолюдинами, что все еще остались свободными к этому моменту. И вот в это время возраст рыцаря мог быть вообще любым.
Довольно долгое время рыцарство не было закрытым сообществом, и едва ли не конца XI века шанс стать рыцарем был вообще у любого воина, какого бы низкого рода он не был. Не прекращающиеся ни на миг европейские войны довольно эффективно сокращали поголовье военной элиты, несмотря на хорошую броню и отличную боевую выучку.
И вот когда, с одной стороны, рыцарские традиции, в том числе регламентирующие вхождение в сословие, не были до конца сформированы, а с другой - под рукой всегда было большое количество героически проявивших себя воинов, не стоило удивляться, что рыцарями становились люди любого возраста. Тут главное, чтоб верным был и людей за собой мог вести. А остальное, в общем, значительно менее важно.
Впрочем, такой подход к посвящению в рыцари продлился недолго. Уже к началу XII века рыцарство полностью сложилось как закрытый клуб по интересам, и попасть в него "с улицы" стало почти невозможно. Нет, конечно же, мы знаем некоторое количество случаев, когда в рыцари посвящали за заслуги совершенно разных людей, но все же это было уже исключением, а не правилом.
Два века существования рыцарского сословия, сформировало семейные династии, из которых это самое рыцарство теперь могло нормально пополняться. И это было очень удобно. Теперь не нужно было искать храброго и преданного воина, а потом, ставя на кон свою жизнь, проверять, действительно ли он храбрый и преданный. Подрастающие дети рыцарских семей легко перекрывали количество освобождающихся вакансий.
Более того, теперь претендента, путь которого был предопределен с самого рождения, можно было тренировать с того момента, как он начинал ходить и мог брать в руки деревянный меч. А еще выросшие в семье с правильным воспитанием юноши показывали безусловную лояльность своей семье и с молоком матери впитывали важнейшие понятия вроде рыцарской чести и субординации как на поле боя, так и в мирной жизни.
Они понимали, кому они обязаны своим положением, как работает вассальная клятва, что можно и что нельзя делать в этой жизни. и многие вещи, которые были бы для человека "с улицы" настоящим открытием. Ну и, конечно же, вся их жизнь была подготовкой к будущей войне.
Лить кровь будущих рыцарей начинали учить уже с 5-6 летнего возраста. Впрочем, и до этого времени, мальчики, живущие преимущественно в сельской местности, видели, как режут скот и птицу, поэтому к 6 годам относились к этому процессу весьма спокойно. Да, наверное, получив нож в руки первый раз, ребенок не был сильно счастлив, но все это очень быстро превращалось в рутину и становилось нормой. И вот после того, как рука подростка переставала дрожать, наступало время охоты.
Средневековая охота, кроме собственно отдыха и приятного времяпрепровождения, включала в себя множество важных социальных функций того времени. И одной из них была тренировка будущих рыцарей. Они учились скакать на коне в условиях чуть более сложных, чем домашний манеж, принимать быстрые решения, командовать простолюдинами и своими будущими товарищами по оружию и, конечно же, снова лить кровь. Походя с холодным сердцем.
К тринадцати - четырнадцати годам, юноша времен классического Средневековья был, в общем-то, полностью готов к бою. Да, у него все еще не хватало мышечной массы, а решения, что он принимал, были далеки от идеальных. Да, его все еще нельзя было отправлять в бой одного. Но вот отдать оруженосцем какому-нибудь неглупому и верному рыцарю было уже вполне можно.
Если же родители будущего героя были небогаты или вовсе не имели земли, и поэтому не могли обеспечить отпрыска всем необходимым для "полевой практики", то его отправляли ко двору сюзерена. Где он с такими же потомками безземельных рыцарей служили своему господину и пытались обратить на себя его внимание верностью, мастерством и общей лихостью.
И в тот самый момент, когда юноша брал в руки оружие и был готов идти на войну, он точно так же, как и его предок семь веков назад, превращался в мужчину, имеющего право на земли, дом, семью и плату, что полагалась воинскому сословию в военном походе.
К пятнадцати годам такие парни обычно имели за спиной одну - две военных компании и полтора десятка лично отправленных к Апостолу Петру врагов. К шестнадцати, большинство из них получало свою акколаду и становилось рыцарями. Полностью готовыми к тому, чтобы идти в бой и вести за собой других. Впрочем, немалая часть становилась рыцарями еще раньше.
Филипп II Смелый, опоясанный рыцарь и четвертый сын Иоанна II Доброго, не покинул своего отца в битве при Пуатье до последней минуты. Он прикрывал спину короля Франции, пока тот объяснял английскому рыцарству, что он, конечно, уже не молод, но все еще смертельно опасен. И хотя наверняка англичане хотели скорее взять в плен, а не убить короля и его спутника, однако когда все закончилось, доспехи четырнадцатилетний Филипп снять сам с себя не смог, настолько они были изрублены.
До самой своей смерти он так и не простил своих старших братьев, бежавших с поля боя и покинувших отца в момент его величайшей катастрофы. И, кстати, его потомки в этом вопросе были с ним солидарны. Герцог Бургундии Карл Смелый, которого называли последним рыцарем Европы, даже в конце XV века вспоминал своим родственникам, усевшимся на французский престол, кто они такие и в каком месте при Пуатье он видел их предков.
А еще был Эдуард Черный принц. Старший сын короля Англии. И обращаясь к истории этого шестнадцатилетнего парня, мы говорим не только о храбром воине, но и о полководце. В битве при Кресси именно он, будучи уже к тому времени рыцарем, командовал правым флангом английской армии. И дела на этом фланге у англичан шли очень и очень неплохо.
Конечно же, у него были помощники и советники. Конечно же, его приближенные рыцари всегда были готовы дать совет, исправить его ошибку, если он такую совершит. Но сам факт, что сопливый по современным меркам мальчишка смог повести за собой в бой несколько тысяч человек - это, братцы, многого стоит. Кстати, вся последующая его военная удача говорит нам, что, скорее всего, правым флангом командовал именно он. Уж больно знакомый почерк мы видим несколькими годами позже в Арманьяке и при Пуатье.
Каждый будущий рыцарь получал свою акколаду тогда, когда был готов. Ну или тогда, когда это было необходимо. Мы знаем множество случаев, когда взрослые уже по средневековым меркам люди продолжали ходить в вечных оруженосцах и протирать шоссы на скамьях графских и герцогских дворов. Но известны нам и другие истории, в которых золотые шпоры принимали совершеннейшие подростки, а иногда и вовсе простолюдины, готовые стоять насмерть, не отступая ни на шаг.
Несмотря на то, что рыцарство чем дальше, тем больше становилось закрытым сословием, рыцарь всегда оставался человеком, живущим исключительно для войны. Ну или для непрерывной подготовки к ней. А значит, если война требовала новую игрушку на замену сломанной, то рыцарем здесь и сейчас имел шанс стать любой, кто мог и был готов посвятить себя ей. И вообще не важно, кто были его родители и сколько ему было лет.