Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.


Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.

Сообщений 101 страница 105 из 105

101

Леди Кася написал(а):

Какая-то у автора статьи манера интересная.

Автор сейчас  пишет в специфическом стиле, видимо,  чтобы подписчиков новых привлекать, но иногда это приводит к тому, что некоторые вещи становятся непонятными при не очень корректном цитировании первоисточников. 

Леди Кася написал(а):

То есть, хватали каких-то левых людей с деньгами, то есть, не нищих и подвергали их пыткам (хз зачем), отбирали деньги. Не по суду, не во время войны.

Ну так там же и шла война, хорошая такая гражданская война 30-50-х гг XII века  между Стефаном и Матильдой,  и «героем» этой войны тоже был вполне себе «разбойник» Жоффруа де Мандевиль, 1 граф Эссекс. Его за бесчинства, разбои и грабежи от церкви отлучили.
Меня  статья привлекла образом Эппелейна фон Галлингена, о котором я раньше, каюсь, не знала. Подумалось, такой романический сюжет с прыганием на коне со стены, и никто этим сюжетом и образом героя не воспользовался в фильмах, насколько я помню. 
Что касается вопросов к автору, то тут один большой вопрос, как разделять по прошествии стольких столетий "настоящих" разбойников и «разбойников» с более-менее "идеологическим" содержанием поведения. Тот же де Мандевиль  казалось бы разбойник-разбойник, но  так как участник этой английской  политической «анархии» 30-50-х гг., то как бы и не разбойник.

Леди Кася написал(а):

Кроме того, а куда автор засунул такое явление, как лица дворянского происхождения, которые не имеют ни земли, ни сюзерена и просто промышляют разбоем?

А этот момент он разовьет, если еще не развил, в каком-нибудь другом дзеновском сюжете. Куда ему торопиться.

+1

102

Норна написал(а):

иногда это приводит к тому, что некоторые вещи становятся непонятными

Вот-то и да-то, как выражается моя подруга.
Формулировки у него как в кликбейтных статьях: "Огурцы вызывают рак!" А в статье "среди больных раком некий процент ел и огурцы". Только у этого наоборот. Явления не было! А заходишь в текст - так вот же оно, родимое. Явление, то бишь.
Но такие статьи, я считаю, тем и хороши, что порождают дискуссию. Когда в фактологии комар носа не подточит, то и дискуссии не будет.

Отредактировано Леди Кася (2025-04-29 19:30:25)

0

103

Еще о рыцарском ольфактории. Все же приятно после фильма "Король и завоеватель" еще раз вспомнить про чистую, белоснежную рубашку, выглядывающую у рыцаря из-под верхней одежды. Тем более, что в RoS  и шериф, и сэр Гай не раз ненавязчиво демонстрировали верхнюю часть этой рубашки, а Гизборн даже всю рубашку в сцене его негероического возвращения из леса.
https://upforme.ru/uploads/000a/3f/42/819/t611018.jpg
Благоухание стали и пота: почему рыцарь не был грязнулей
от Lace Wars
Запахи эпохи: мир без дезодоранта
Давайте сразу договоримся: Средневековье пахло. Пахло сильно, густо и разнообразно. Современный человек, телепортированный на улицы средневекового Парижа или Лондона, скорее всего, первым делом бы потерял сознание от ольфакторного шока. Улицы пахли нечистотами, которые выливали прямо из окон, конским навозом, дымом сотен очагов, гниющими отбросами с рынка и немытыми телами. В домах к этому букету добавлялся запах прелой соломы, которой устилали полы, чадящих сальных свечей и вездесущей сырости. Это был мир, не знавший канализации, мусоровозов и хлорки. И на фоне этой всеобщей ароматической какофонии выделять рыцаря как главного грязнулю — по меньшей мере несправедливо. Он был продуктом своей эпохи, но продуктом, который, как ни странно, имел куда больше возможностей пахнуть приличнее, чем 99% окружающего его населения.
Миф о смердящем рыцаре родился из простого недоразумения. Мы судим о прошлом с высоты нашей стерильной цивилизации, где ежедневный душ — норма, а запах пота — социальное преступление. Мы смотрим на железные доспехи и представляем, как бедолага-воин парился в них неделями, не имея возможности даже почесаться, не то что помыться. Картина получается яркая, но абсолютно лживая. Во-первых, никто в здравом уме не носил полный доспех постоянно. Это был сугубо боевой или турнирный комплект, который надевали непосредственно перед делом и снимали при первой же возможности. Во-вторых, представления о гигиене в Средние века, хоть и отличались от наших, но они были. Люди мылись, стирали одежду и старались поддерживать чистоту в меру своего понимания и, что важнее, возможностей.
Именно в возможностях и крылся корень проблемы. Для крестьянина, чья жизнь была бесконечной борьбой за урожай, гигиена была непозволительной роскошью. У него часто не было ни времени, ни средств, чтобы нагреть достаточно воды для полноценной ванны, а мыло, хоть и было известно, стоило денег. Его одежда, сшитая из грубой шерсти, была одна на все случаи жизни. Он спал вповалку со всей семьёй, а иногда и со скотиной. Естественно, он пах. Горожанин жил чуть лучше, но скученность и отсутствие санитарии делали своё дело. И вот на фоне этой массы людей, чей запах был запахом бедности и тяжёлого труда, рыцарь был аристократом. А аристократия во все времена старалась отгородиться от простонародья, в том числе и ольфакторно. Чистота была таким же признаком статуса, как герб на щите или породистый конь.
Банный день — не раз в году
Вопреки популярному заблуждению, будто христиане после падения Рима забыли о воде и мыле до самого Ренессанса, банная культура в Средние века процветала. Общественные бани, или «мовни», были в каждом приличном городе. Это были не просто места для мытья, а настоящие центры социальной жизни, средневековые спа-салоны и клубы по интересам. Сюда приходили не только смыть грязь, но и пообщаться, посплетничать, заключить сделку, выпить и закусить. В банях работали цирюльники, которые могли побрить, подстричь и пустить кровь, если требовалось, а также массажисты и банщики, которые тёрли клиентов жёсткими щётками и вениками. В одном из парижских реестров XIII века перечислено 26 действующих общественных бань. Это на город с населением около 50 тысяч человек.
В замках и богатых домах были собственные ванные комнаты. Конечно, это была не ванная в нашем понимании. Чаще всего это была большая деревянная лохань, которую по мере надобности заносили в комнату, ставили у камина и наполняли горячей водой, которую вёдрами таскали слуги с кухни. Принятие ванны было целым ритуалом. В воду добавляли отвары душистых трав — ромашки, мяты, розмарина, — а после мытья натирались ароматическими маслами. Сохранились многочисленные изображения и описания этого процесса. Например, в правилах для слуг, составленных в XV веке, подробно расписывается, как подготовить ванну для господина: «Проследи, чтобы в спальне был навес над лоханью, не забудь губку, а также таз и кувшин, чтобы поливать его. Поставь скамью у камина, чтобы господин мог на ней сидеть, а на неё положи простыню». Мыться любили, и делали это регулярно.
Отношение церкви к баням было двойственным. С одной стороны, некоторые особо рьяные проповедники видели в них рассадник греха и разврата, что, надо признать, было не совсем безосновательно — в некоторых заведениях услуги банщиц не ограничивались мытьём. С другой стороны, церковь никогда не выступала против гигиены как таковой. Многие монастыри имели собственные бани, и монахам предписывалось мыться перед большими праздниками. Упадок банной культуры начался не из-за церковных запретов, а по куда более прозаическим причинам. Во-первых, «Чёрная смерть» в середине XIV века. Врачи того времени решили, что чума передаётся через кожные поры, которые раскрываются во время мытья, и стали рекомендовать мыться как можно реже. Во-вторых, эпидемия сифилиса, завезённого в Европу в конце XV века, действительно превратила многие бани в рассадники заразы. И в-третьих, банальная экономика: леса вырубались, дрова дорожали, и содержать общественную баню становилось всё менее выгодно. Но всё это произошло уже на закате Средневековья. А в классический период рыцарь имел все возможности поддерживать тело в чистоте.
Лён, шерсть и шёлк: гардероб благородного воина
Как уже говорилось, полный доспех был спецодеждой. В повседневной жизни рыцарь носил то же, что и любой другой аристократ его времени. И эта одежда была куда более гигиеничной, чем принято думать. Основой всего было нижнее бельё. Мужчины носили брэ — просторные полотняные штаны, доходившие до колен, и камизу — длинную рубаху, тоже из полотна. Именно полотно, то есть лён, было ключом к гигиене. В отличие от шерсти, лён прекрасно впитывает пот, быстро сохнет и легко стирается. И его стирали, причём регулярно. У любого состоятельного человека был большой запас сменного белья. Чистая, белоснежная рубаха, выглядывающая из-под ворота верхней одежды, была признаком богатства и чистоплотности.
Поверх белья надевали шоссы — длинные чулки, которые крепились к поясу брэ, и верхнюю тунику, котту или пурпуэн, сшитую из шерсти или, у самых богатых, из шёлка или бархата. Шерстяную одежду стирали реже, чем льняную, — её чаще чистили щётками и проветривали. Но и здесь у рыцаря было огромное преимущество перед крестьянином. У него было несколько комплектов одежды, которые можно было менять. У него были слуги, в чьи обязанности входила стирка и уход за гардеробом господина. Прачечные были неотъемлемой частью любого крупного феодального двора. Бельё кипятили в котлах с добавлением щёлока — золы, которая служила примитивным моющим средством, а затем отбивали на камнях у реки и сушили на солнце.
Даже под доспех рыцарь надевал не просто тунику, а специальный стёганый поддоспешник — гамбезон или аквитон. Он шился из нескольких слоёв льна или хлопка и набивался конским волосом, паклей или шерстью. Его основной функцией была амортизация ударов, но была и вторая, не менее важная, — гигиеническая. Именно гамбезон впитывал потоки пота, защищая от него и тело воина, и сам доспех изнутри. После боя этот пропитанный потом поддоспешник можно было снять, высушить и почистить, в то время как сам рыцарь мог облачиться в чистое бельё и свежую одежду. Так что образ воина, запертого в своей железной скорлупе и медленно преющего в собственном соку, — не более чем плод буйной фантазии.
Естественные надобности в неестественных условиях
Один из самых каверзных вопросов, который мучает пытливые умы, — как рыцарь в доспехах справлял, так сказать, естественные надобности. Картина, где воин судорожно пытается расстегнуть десятки ремешков и пряжек, выглядит комично, но и здесь средневековая смекалка нашла выход. Ответ кроется в конструкции тогдашней «нижней» одежды. Как мы помним, рыцари носили не штаны, а шоссы-чулки, которые оставляли паховую область, по сути, открытой, прикрытой лишь гульфиком пурпуэна или специальным клапаном на брэ. Конструкция доспеха также учитывала этот момент. Набедренные пластины и латная юбка не сковывали эту область намертво, оставляя достаточно свободы. Чтобы справить малую нужду, воину не нужно было снимать весь доспех. Достаточно было расстегнуть пару ремней гульфика на латах и отвязать соответствующую деталь на одежде. Это было не так удобно, как в современных условиях, но вполне выполнимо даже в поле.
С «большими» делами было сложнее, но тоже решаемо. В походных условиях для этого просто отходили в ближайшие кусты, как и солдаты всех времён и народов. В замках для этих целей существовали гардеробы — специальные туалетные комнаты, представлявшие собой каменные ниши в стене с отверстием в полу. Все отходы падали вниз, вдоль наружной стены замка, прямо в ров с водой или в специальную выгребную яму. Это было примитивно, но эффективно. В военных лагерях рыли специальные отхожие рвы. Дисциплина в этом вопросе была важна, так как скопление нечистот в лагере могло привести к вспышке болезней, чего любой толковый командир старался избежать.
Конечно, в пылу долгой битвы случалось всякое. Есть свидетельства, что воины, находясь в строю и не имея возможности его покинуть, могли облегчиться прямо в доспехи. Но это был форс-мажор, а не повседневная практика. После боя доспех всё равно нужно было чистить от грязи, крови и ржавчины, так что заодно слуги отмывали его и от последствий таких «аварий». В целом же, система была продумана. Рыцарь был профессиональным военным, и вся его экипировка, от одежды до доспехов, была максимально приспособлена для долгого пребывания в полевых условиях. И её создатели прекрасно понимали, что даже железному герою ничто человеческое не чуждо.
Запах профессии
Так чем же всё-таки пах рыцарь? Он точно не благоухал фиалками. Но и не вонял, как заброшенная выгребная яма. Его запах был запахом его ремесла. Он пах конским потом, потому что проводил в седле полжизни. Он пах кожей своей сбруи и ремней. Он пах смазкой, которой покрывали доспехи и оружие, чтобы защитить их от ржавчины. Он пах дымом походного костра. Во время боя к этому добавлялся запах его собственного пота, страха и адреналина, а также запах крови — своей и чужой. Это был резкий, мужской, но не отталкивающе-грязный запах. Запах профессионала, который работает со сталью, кожей и живой плотью.
Стоит помнить, что рыцари были одержимы идеей чести и внешнего вида. Их доспехи должны были сиять, гербы — быть яркими, а плюмаж на шлеме — пышным. Это было частью их идентичности. И трудно представить, что человек, тратящий целое состояние на то, чтобы выглядеть на поле боя как полубог, при этом не заботился бы об элементарной чистоте своего тела и одежды. Грязь и вонь были уделом черни. Рыцарь же, даже покрытый дорожной пылью и боевыми шрамами, оставался аристократом.
Миф о вонючем рыцаре — это удобное упрощение, которое позволяет нам, современным и ухоженным, чувствовать своё превосходство над «тёмными веками». Но это лишь карикатура. Реальный рыцарь был сложной и противоречивой фигурой: жестокий и благородный, набожный и алчный, храбрый и прагматичный. И в вопросах гигиены он был таким же — не маньяком чистоты, но и не грязнулей. Он был человеком своей эпохи, который просто старался не слишком сильно пахнуть в мире, который и без него был переполнен не самыми приятными ароматами.

+3

104

Глядя на сэра Гая, мы привыкли считать, что рыцарь и трусость - понятия несовместные. Но Катехизис и Катарсис  доказывает, что рыцари не только боялись, но и фиксировали эти чувства за неимением мемуаров, например, в хрониках.
https://dzen.ru/a/aEmaKvDLok3wt_2N

Страх на поле боя

     Эффективные и безжалостные полководцы считали страх одним из наиболее могучих инструментов. Средневековые летописи не скрывали ужаса, с которым солдаты, их соотечественники, сталкивались на войне. Ральф Кан вспоминает, как в 1104 году в Святой Земле архиепископ Бернар находился среди крестоносцев, обращенных в бегство мусульманами:
«Сердце его было наполнено страхом. Он взывал к своим бегущим товарищам... Многие крестоносцы остались глухи к его мольбам и пришпоривали лошадей. Никто не проявлял ни малейшего сочувствия к товарищам, настолько велик был охвативший всех ужас»
    Жиль де Мюиси описывает страх французов сразу после их разгрома при Куртре в 1302 году:
«Их обуял такой ужас, что многим даже кусок в горло не лез»
В 1327 году иностранные рыцари столкнулись со смертоносным огнем английских лучников под Йорком. Жан ле Бель вспоминает: «Никогда еще человек не пребывал в таком страхе и никогда его жизнь не подвергалась такой опасности, как у нас, когда пропала всякая надежда вернуться домой».
Сугерий сообщает о панике, охватившей французов при осаде Шамбли в 1102 году:
«Войско было так напугано, что некоторые едва надеялись выжить. В таком состоянии невыносимого страха некоторые готовы были уже бежать. Охваченные ужасом, все бросились куда глаза глядят, не обращая внимания на остальных»
     Ужас перед страшной участью пленника описан Жаном Жуанвилем, когда тот попал в плен к мусульманам в 1250 году в Египте. Вместе с товарищами он стал свидетелем ежедневных казней. Тех, кто отказывался принять ислам, а также больных, как, например, один священник, друг Жуанвиля, мусульмане предавали смерти целыми толпами. Группа узников, среди которых находился и сам Жуанвиль, с ужасом ожидала момента, когда их вытолкают из темницы и поступят так же, как с остальными:
«Однажды около трех десятков сарацин вошло к ним с обнаженными мечами и топорами. Я спросил у Бодуэна д'Ибелина, который хорошо знал их язык, что говорят эти люди. По его словам, они пришли отрубить нам головы. Тотчас образовалась большая толпа, чтобы исповедаться перед смертью монаху Святой Троицы...
Я, со своей стороны, не смог вспомнить совершенных мною грехов и провел время в раздумьях о том, что чем больше стремлюсь защитить себя или как-то выпутаться, тем еще сильнее усугубляю свое положение. Поэтому, перекрестившись, я опустился на колени перед одним из сарацин, который держал в руках топор...»
Приятель-рыцарь исповедался Жуанвилю, и тот отпустил ему грехи. Но из-за охватившего и его самого ужаса Жуанвиль потом не мог вспомнить ни одного произнесенного на исповеди слова. Крестоносцев не убили, а перевели в трюм другого корабля, где царила ужасная теснота; видимо, их собирались выводить и убивать поодиночке. Бедняги провели ужасную ночь, в страхе и грязи, ожидая неминуемой казни.
     Страх мог привести к ослаблению войска, массовому дезертирству, причем даже со стороны вождей. Жуанвиль стал свидетелем бегства многих представителей знати в битве при Мансуре в 1250 году.
     Предчувствие страха и грозящей катастрофы стали важным компонентом в арсенале полководцев. В 1337 году рыцарь Жан Бомон рассказывал, что «сидя в таверне и попивая крепкое вино», рыцари достаточно храбры, чтобы принять вызов любого серьезного противника. Но «когда мы... несемся в атаку, когда опущены забрала и выставлены копья, когда мы скованы холодом и подавлены страхом, а враг уже близко... в этот момент нам хочется оказаться где-нибудь в глубоком погребе, где нас бы никто не увидел».
     Этот ужас еще более усиливался, когда проходил слух, что враг чрезвычайно свиреп и кровожаден. Некоторые французские вельможи пытались в 1304 году убедить Филиппа Красивого прекратить войну с фламандцами, потому что те не брали пленных.
    Месть была одним из факторов жестокого обращения Карла Великого с саксами, и именно месть руководила Ричардом Львиное Сердце при резне мусульман в Акре; но важным было и желание вызвать у противника страх. Это желание оказалось первостепенной (и весьма эффективной) целью в сражениях при Азенкуре, Хаттине и других.

P. S. Кстати, Жуанвиль пишет очень хорошо. После прочтения статьи  специально перечитала его описание крестовых походов. Книга в свободном доступе.
    https://upforme.ru/uploads/000a/3f/42/819/t511818.jpg
    Вот описание, как автор попал в плен к сарацинам. История с  пурпурной  накидкой  с подкладкой из горностая от дорогой матушки просто умиляет.

Почти сразу же мы увидели, как к нам приближаются четыре галеры султана, на которых была добрая тысяча человек. Я созвал своих рыцарей и остальных своих людей и спросил, что они предпочитают – сдаться галерам султана либо сарацинам на берегу. Все мы сошлись во мнении, что скорее имеет смысл сдаться галерам султана, потому что таким образом мы останемся вместе, а если окажемся во власти врагов на берегу, то они нас разделят и продадут бедуинам. Один из моих келарей, который родился в Дулеване, сказал: «Мессир, я не могу согласиться с этим решением». Я спросил его, на что он был бы согласен, и он ответил: «Я бы посоветовал всем принять смерть, потому что таким образом все мы окажемся в раю». Но никто из нас не последовал его совету. Теперь, поняв, что нас должны захватить, я взял свою шкатулку и со всеми драгоценностями бросил ее в воду. И тут один из моих спутников сказал: «Мессир, если вы не позволите нам сказать, что вы кузен короля, они убьют и вас, и всех нас вместе с вами». Я сказал ему, что ничего не имею против – пусть он говорит все, что хочет. Едва только передняя галера ткнулась в борт нашего судна, я услышал, как человек на ее палубе приказал бросить якорь рядом с нами. В этот момент Бог послал мне сарацина из земель императора Германии. В одних лишь штанах грубой ткани он вплавь добрался до нас и вскарабкался на борт. Обхватив меня за талию, он сказал мне: «Господин мой, если вы не будете действовать быстро и решительно, вы погибнете. Вот что вы должны сделать – перепрыгнуть на нос того судна, что нависает над вашей галерой. Вас никто не заметит, потому что все думают только о добыче, которая им достанется на вашем корабле». Он подтянул мне канат, свисающий с галеры, и с Божьей помощью я перепрыгнул на нависающую палубу. Тем не менее, я почти не держался на ногах, и, если бы сарацин не прыгнул вслед за мной и не подхватил меня, я бы свалился в воду. Обхватив меня за плечи, сарацин провел меня по галере, где толпилось почти три сотни вражеских воинов. Меня швырнули на палубу, и все столпились вокруг, готовые перерезать мне горло, потому что тот, кому удалось бы это сделать, обрел бы славу. Но сарацин, по-прежнему держа меня в руках, закричал: «Он брат короля!» Но меня все равно еще дважды протащили по палубе и заставили встать на колени. Я почувствовал лезвие ножа у горла. Но и в минуту этого страшного испытания Бог спас меня с помощью того самого сарацина, который провел меня в одну из надстроек на палубе, где собрались все предводители сарацин. Как только я предстал перед ними, с меня стянули кольчугу. Затем, скорее всего сжалившись надо мной, они кинули мне мою же пурпурную накидку с подкладкой из горностая, которую мне вручила дорогая матушка. Один из сарацин дал мне белый кожаный пояс. Я затянул его на талии, чтобы накидка служила мне одеждой. Другой дал капюшон, который я накинул на голову. Из-за страха, который я испытывал, и из-за болезни меня стало неудержимо сотрясать дрожью. Я попросил пить, и мне дали кувшин с водой. Но стоило мне поднести его ко рту, как вода полилась из ноздрей. Когда я понял, что случилось, то обратился к моим людям и сказал, что умираю, потому что у меня опухоль в горле. Они спросили, откуда я это знаю, и мне пришлось показать им. Как только они увидели, что у меня из горла и из носа льется вода, они заплакали. Сарацины, увидев моих людей в слезах, спросили у человека, который выручил нас, почему эти люди плачут. Он ответил, что, насколько он понимает, у меня в горле опухоль, которая не оставляет надежды на выздоровление. Затем один из сарацин приказал нашему спасителю поудобнее устроить нас и дать мне какое-то питье, которое через два дня вылечит меня. Должен сказать, все это он сделал.

+1

105

Норна написал(а):

... описание, как автор попал в плен к сарацинам

Норна написал(а):

Жан де Жуанвиль пишет очень хорошо

Да, и достаточно откровенно для знатного, титулованного воина.
Другой бы кучу подвигов других - приписал себе.

Но правды мы всё же не узнаем.

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Рыцарь. Некоторые пояснения к понятиям.