Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Богоматерь, Дева Мария, Мадонна


Богоматерь, Дева Мария, Мадонна

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Мадонна (Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. e. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний. В этом втором, художественном значении слово Мадонна перешло из итальянского языка и в другие западноевропейские языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко 2 и 3 веку., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет ее то в виде оранты (молельщицы) — женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св. Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются в катакомбных живописи и рельефах изображения Мадонны с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в., и св. Марцеллина и Петра, III в.).

В V в. изображения Богородицы размножаются и переходят из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но и мозаичной работой (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонение волхвов" на триумфальной арке црк. Санта-Мариа-Маджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиной появления в следовавшие затем столетия множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке и художественная деятельность процветала еще только в Вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие чего имели вполне византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своей знаменитой М., написанной около 1270 г. для флорентийской црк. С.-Мариа-Новелла, указал последующим итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери большей жизненности и изящества.

После него, по мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображения все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись одной из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрождения достигают высокого совершенства: Богоматерь является в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности — то скромной матерью, всецело погруженной в заботы о своем малютке-Сыне, то юной девою, объятою священным экстазом, то величественной, но кроткой царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В средние века нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой, широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьями.

Порою на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы, полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головой, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из роз на заднем плане иконы. По большей части М. изображается сидящей и держащей на своих коленях или подле себя, Младенца-Христа, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящей на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженной сиянием или мандорлою (см.) и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пением и музыкой (как, напр., на знаменитой картине Фра Анджелико во флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короной на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, по сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этим побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своей эмблемой, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на музыкальных инструментах, коленопреклоненные заказчики иконы и т. д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую страждущих и скорбящих своей мантией, полы которой поддерживают ангелы (M. della misericordia), M. плачущую и стенящую над телом Спасителя, снятым со креста (Pietà), M. с мечом или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), Mадонна, возносящуюся на небо (l'Assunto), M. в виде юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (M. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") и т. д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для изображения Мадонны и делая ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и в конце эпохи порой совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворял Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся об ожидающей его участи.

Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современной художественной критикой с большим или меньшим основанием, насчитывается 54. Они известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали (напр. М. домов Конестабилле-Стаффа, Альба, Солли, Темпи, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемой, с рыбой, с окном, заклеенным бумагой, с розой, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветной знаменитостью пользуются Рафаэлевские Мадонны под названиями: "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или Франциска I), "Орлеанская", "из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина". Но ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и полнотой, как в "Сикстинской М." — лучшем перле Дрезденской картинной галереи.

Из прочих живописцев Италии своими Мадоннами наиболее прославились Сандро Боттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Севастианом, М. со св. Георгием, М. с раковиной), Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др. Между Мадоннами, вышедшими из-под кисти неитальянских художников, особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильо (одно из них, находящееся в музее дель Прадо в Мадриде, воспроизведено в картинке, приложенной к настоящей статье) и произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Мейера, оригинал в Дармштадтской, копия в Дрезденской галерее).

http://www.bibliotekar.ru/bem/46.htm

+1

2

Дни, посвящённые Богоматери

Даты даны по новому стилю.

8 января - Виленская-Остробрамская, В родах помощница, Трех радостей
24 января - Египетская
25 января - Акафистная - Хилендарская и Млекопитательница
3 февраля - Отрада и Утешение - Ватопедская
15 февраля - Семистрельная - Умягчение злых сердец
18 февраля - Взыскание погибших - Борская - Избавление от бед страждущих
23 февраля - Огневидная
25 февраля - Иверская
6 марта - Козельщинская
15 марта - Державная
19 марта - Благодатное небо - что тя наречем
20 марта - Споручница грешных
22 марта - Албазинская - Слово плоть бысть
27 марта - Костромская - Федоровская
16 апреля - Неувядаемый цвет
29 апреля - Теребовльская
22 апреля - Кипрская - Стромынская
25 апреля - Муромская - Рязанская
27 апреля - Виленская - Остробрамская
29 апреля - Черниговская - Гефсиманская
вторник Светлой седмицы - Иверская
среда Светлой седмицы - Касперовская (в 1853-55 гг. образ защитил Одессу от неприятеля).
пятница Светлой седмицы - Живоносный источник, Почаевская
6-я неделя по Пасхе - Неопалимая Купина
девятая пятница по Пасхе - Курская - Коренная
1 мая - Максимовская
3 мая - Кипрская - Стромынская
14 мая - Андрониковская
16 мая - Печерская - Свенская
20 мая - Жировицкая
3 июня - Владимирская
11 июня - Споручница грешных
18 июня - Игоревская
19 июня - Пименовская
21 июня - Ярославская
24 июня - Достойно есть милующая
1 июля - Боголюбская
6 июля - Владимирская
9 июля - Тихвинская, Седмиезерная
11 июля - Троеручица
12 июля - Касперовская
13 июля - Балыкинская
15 июля - Ахтырская
20 июля - Влахернская - Одигитрия
21 июля - Казанская - Одигитрия, Благовещение Устюжское
23 июля - Коневская - Голубица
25 июля - Троеручица
2 августа - Абалацкая - Знамение
5 августа - Почаевская и Всех скорбящих радость (с грошиками)
10 августа - Смоленская - Одигитрия, Гребневская, Седмиезерная
21 августа - Толгская
26 августа - Семистрельная - Умягчение злых сердец, Страстная
27 августа - Беседная
28 августа - Явление Богоматери Пюхтицкой
29 августа - Костромская - Федоровская
30 августа - Печерская - Свенская
1 сентября - Донская
4 сентября - Грузинская - Раифская
6 сентября - Петровская
8 сентября - Владимирская
14 сентября - Черниговская - Гефсиманская
17 сентября - Неопалимая Купина
21 сентября - Почаевская, Курская - Коренная, Леснинская
27 сентября - Леснинская
1 октября - Целительница
6 октября - Словинская
7 октября - Мирожская
14 октября - Гербовецкая и Касперовская
22 октября - Корсунская - Эфесская
25 октября - Иерусалимская, Рудненская - Ратьковская, Филермская - Одигитрия
26 октября - Иверская, Седмиезерная
28 октября - Спорительница хлебов
4 ноября - Казанская - Одигитрия, Андрониковская
6 ноября - Всех скорбящих радость
15 ноября - Шуйская - Смоленская - Одигитрия
20 ноября - Взыграние Младенца
22 ноября - Скоропослушница
25 ноября - Милостивая Киккская
10 декабря - Знамение - Новгородская, Абалацкая - Знамение, Великая Панагия - Ярославская оранта, Курская - Коренная
22 декабря - Нечаянная радость

+3

3

Метафора "башня из слоновой кости" в Средние Века была одним из эпитетов Девы Марии

Роза таинственная, молись о нас.
Башня Давида, молись о нас.
Башня из слоновой кости, молись о нас.

http://i026.radikal.ru/0908/80/0b8b1c30d7dc.jpg

http://mi3ch.livejournal.com/1499750.html

+1

4

Ватопедская икона Божией Матери, именуемая «Отрада», или «Утешение»
3 февраля

В 395 году во время сильной бури царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого упал с корабля в море, и был поглощен волнами. После долгих поисков, спутники царевича случайно подошли к одному из кустарников и увидели спокойно спящего Аркадия. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от смерти заступничеством Божией Матери. Это первое благодеяние, оказанное Богородицей роду человеческому на этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события здесь был основан монастырь, названный Ватопед, т.е. «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада». Через годы добавилось еще одно слово - «Утешение". Это случилось после того, как в 807 году монастырь решила разграбить шайка разбойников, но во время совершения утреннего правила Богородица явилась настоятелю обители и раскрыла вражий замысел. В память чудесного избавления монастыря от разграблении пред иконой «Отрада» была вожжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поется молебен Божией Матери.
Икона «Отрада» находится в Ватопедском монастыре на горе Афон.

Ватопедской иконе "Отрада» или «Утешение» молятся в скорби и печали, в надежде получить утешение, а также от недугов.

+3

5

Молитвы пред иконами Божией Матери "Умягчение злых сердец"
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Цар-ствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

+2


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Богоматерь, Дева Мария, Мадонна