Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Шаманизм


Шаманизм

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

ШАМАНИЗМ

Шаманизм (от эвенкийского шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), пожалуй, является самой древней сохранившейся мистической традицией нашей планеты. Элементы шаманистического видения мира можно обнаружить в самых различных религиозных и мистических картинах реальности более позднего времени. Однако для большинства форм древнего шаманизма характерна очень жесткая прикладная направленность, ориентация в сферу бытовой магии. Если более поздние мистические, религиозные традиции переносят центр внимания в потусторонний мир, именно там ищут и смысл бытия и цели нашего существования, то ранний шаманизм целиком ориентирован на животные, тварные аспекты нашей природы. Это выживание любой ценой, достижение власти, могущества, защита от возможных негативных влияний мира мертвых и мира духов, обеспечение поддержки от умерших предков и т.д.

Именно такая прикладная направленность очень сужает и упрощает картину мира шамана, ограничивая ее ближними тонкоматериальными мирами. В то же время, начав с такой приземленной бытовой магии, многие шаманы и их традиции все больше и больше вовлекаются в упоительную сложность Древа мира, его поэзию и самодостаточность. Смещают область своих интересов в духовную сферу и все больше приближаются к утонченному мистицизму и религии.

Особенно ясно это прослеживается в древних шаманистических культурах, переживших фазы экстенсивного развития, стремления к власти, могуществу и связанных с ними черномагических ритуалов. Такие цивилизации обычно живут в экологическом равновесии с окружающей средой, не разрушая и не уничтожая природу. Изучение их системы ценностей, их отношения к миру может помочь и нашей цивилизации выйти из того тупика, в который завела нас массовая культура, потребительское общество, поставившие мир на грань экологической катастрофы и ядерной войны.

Одной их характерных черт подобных древних цивилизаций является восприятие шамана как носителя древнего знания, важного звена в поддержании гармонии биосферы и ноосферы, а всего человечества как инструмента, воплощающего замысел Творца в материальном мире. Причем такое мировоззрение характерно для самых разных народов, живущих в различных уголках нашей Земли (Нганасаны, жители Алтая, Хопи, Кельты и многие другие).

+4

2

Происхождение и сущность якутского шаманизмаНазвание этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.
Самым великим шаманом последнего времени является наш современник - Верховный жрец-шаман народа Саха - Владимир Алексеевич Кондаков. В. А.
Кондаков живет и работает в городе Якутске. Свои основные труды он написал на якутском языке.
Шаман в основном является защитником от злых сил. Если он станет прислужником злых духов, то его шаманом не назовешь. Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил. Вернее, шаман, используя силу подвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов.
Долгое время шаманизм рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла в период разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древние формы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительности шаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплекс многовековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии, ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. - образовали прочный фундамент шаманизма.
Личность шамана оценивалась по-разному. Некоторые оценивали его негативно, например, как мошенника, фокусника и психически ненормального человека.
А камлание рассматривали как контролируемый истерический припадок душевнобольного человека. В последнее время идет односторонний подход к явлению шаманизма, т, е, преобладает работы описательного характера.
Мифоритуальная сфера духовной культуры Саха включает в себя архаичные черты религиозных воззрений: вера в существование душ и духов (анимизм, фетишизм), почитание священных животных и птиц (тотемизм) и способность людей повлиять на свою и чужую судьбу различными обрядовыми действиями (магия, шаманство). Все эти верования и культы в течение веков объединялись в единую развитую систему шаманизма. На территории Якутии древнейшее захоронение женщины-удаганки датируется эпохой неолита.
Не подлежит сомнению тот факт, что шаманистические воззрения народа Саха творчески обогащались в результате творческого общения с соседними автохтонными этносами. Эти контакты имели место как на южной прародине, так и нынешней исторической родине народа Саха. Научные данные свидетельствуют о сложном и длительном характере сложения шаманизма в Сибири.
Органическая нерасчлененность многих сфер шаманизма трудно поддается общепринятой научной классификации, поэтому некоторые религиоведы вместо понятий «язычество» и «шаманство» вносят понятие «якутская религия», подчеркивая, что основу якутских верований составляют постулаты, общепринятые во всех национальных и мировых религиях.
Якутский шаманизм, обладающий национальным колоритом и особой структурой, сложился на Средней Лене и представляет собой гибкий, жизнеспособный источник духовного развития и самовыражения этноса. Шаманизм, имеющий развитый пантеон богов и духов, касту служителей культа, остался востребованным обществом конца ХХ – начала ХХI вв.
Объединяющим началом традиционной религии народа Саха служил общий культ Природы, соподчиненность жизнедеятельности древнего сообщества с космическим ритмом Вселенной. Эта формула жизни воспринималась через любовь к родному очагу, дому, малой родине, которые маркировались культами духов Огня, Земли и общих покровителей – творцов Айыы.
Шаманство существовало благодаря развитому и универсальному культу предков. Родовые духи шаманов могли защищать и карать потомков до девятого колена. Служитель культа выступал в роли сакрального медиатора между сородичами и миром духов. Образ Мирового дерева как сил Вселенной напоминает, что без корней (предков)  не может быть и кроны (потомков). Только в продолжении рода заключается высший смысл человеческого бытия – так проявляется вторая основная ценность в якутской религии: культ Человека, представляющего составную часть культа Природы.
Система шаманства состоит из ряда знаков и символов, отражающих идею вечности мироздания, в котором все подчиняется закону единства  противоположных начал (свет-тьма, женское-мужское, смерть-жизнь). Принцип цикличности всего сущего на земле стал идейной основой сложения мифов об умирающих и воскресающих зверях, шаманах, а позже – божествах. Символизм шаманской традиции имел логику, присущую всем религиям. Сила передавалась через множественность (трехголовый орел, восьминогий демон Адьарай), принадлежность к миру мертвых – через ущербность (одноглазые, одноногие, однорукие шаманы, абаасы, монгус).

Пантеон божеств якутского шамана
Известный фольклорист С.И. Боло собрал оригинальные сведения о пантеоне шаманских богов начала ХХ века. Он составил карту основных «корней» духов по 4 сторонам света. В центре круга находился шаман, а вокруг была очерчена граница Срединного мира в виде «прекрасного глиняного кургана», с подножья которого начинались пути в разные миры. На востоке возвышалась скала, где жила богиня Иэйэхсит; на юге, на вершине 9-ярусного белого неба, стоял трон старца Юрюнг Аар (Айыы) Тойона. 3 ярус юго-восточного неба принадлежал «корню» божества Джесегей, а перевал Аартык, лежащий чуть южнее, вел на 8 небесный ярус, где обитали 8 богинь Ахтар Айыы хаан. На запад направлялась дорога на 5 ярус «красногубого, жаднодышащего грозного неба, где жил расторопный Уолуйар Улуу Суорун Тойон. Между Улуу Тойоном и Юрюнг Аар Тойоном, на 7 ярусе серого неба, находилась ставка сурового бога судьбы Чынгырыыр (Тыйыс) Джилга хаан Тойона, восседавшего на вершине писаной скалы окружностью в 10 маховых саженей. Западнее от него проживал покровитель черный коней Хаара Сылгылаах, сидевший на 6 ярусе трущегося белого неба.
Далее, за краем каменистого, ледовитого моря Кындыа Байгал, шли «корни»: на северо-западе – страна умерших олбут саарыга, севернее – «корень» великих кузнецов, на севере – перевал Арсан Дуолайа, на северо-востоке – праматерь 39 предков горшечниц, старуха Дийдийэкээн, восточнее – темница духов ёр (столбовая гора с 9-кратным несчастьем охол), на стороне летнего восхода солнца (левее страны Иэйэхсит) – «корни» 7 богинь черного и белого рогатого скота Ынахсыт Тордо.
Сравнивая ранние источники с утерянным ныне документом С.И. Боло, можно заметить разницу расположения духов и богов в общем пространстве мироздания. «Предок» творцов Айыы Тойон из страны утреней зари поднялся на вершину зенита солнца, а Улуу Тойон сместился в сторону заката – это отражает утверждение тюркской мифологии в религии Саха. Схема Боло показывает, что великим шаманам были доступны все пути, ведущие к божествам трех сфер Вселенной.
Базируясь на устной традиции народа, якутский шаманизм не имел канона и развивался под влиянием исторических реалий жизни. Существует мнение, что даже принятие православия было воспринято якутами как замена имен языческих богов на христианские.
Саха воспринимали свою веру как основной признак этнической принадлежности. В фольклоре есть выражение Саха эрдэххэ «когда мы были якутами» (шаманистами). Все это свидеьтельствует о сложных судьбах, пережитых шаманистами на закате долгой эры язычества.

Отредактировано Евгения (2009-08-24 15:33:22)

+3

3

Шаманское камлание имеет веками закрепленную структуру, которая у различных этносов совпадает. Шаман перед камланием начинает курить, потом искусственно икать. Кутуруксут, помощник шамана, помогает ему облачиться в шаманский костюм. Через какое-то время раздается громкий зевок шамана, после чего следует игра на бубне с самоуглубленным пением. Затем начинается пляска с пением в полный голос в сопровождении бубна, которая, достигая апогея, прерывается. Затем все повторяется несколько раз. Шаман во время камлания сидит и встает только во время пляски. После камлания шаман какое-то время отдыхает. В это время кутуруксут показывает присутствующим камень, появившийся в бубне. Камень считается хорошим знаком, а если камень во время камлания не появился, то значит - жди беды.

+1

4

Шаманский дюнгюр (род бубна) — очень старинный ударный инструмент, который использовали во время шаманских церемоний как односторонний менбранофон. Инструмент представляет собой узкий деревянный круг, покрытый кожей и украшенный металлическими колокольчиками, которые позвякивают во время игры. Звучание бубна зависит от качества использованной для оболочки кожи. Все мастера обладают своими секретами обработки кожи. Бубны различаются своими диаметрами: маленький, средний, большой. Бубен шаманского культа — это круг, соединенный с большой ручкой с широким краем, который украшен многочисленными подвесками-колокольчиками, лентами и т.д. Дюнгюры сопровождают танцы, ритуальные песни.

+2

5

Шаманские могилы.

В древности русы хоронили своих шаманов в наземных сооружениях - аранасах. Труп шамана обычно клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляли клином на специально сделанных столбах. Такое сооружение называется аранасом. Когда он разваливался, родственники или потомки шамана хоронили его вторично. При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шамана совершал все основные обряды. Аранас сооружали парни-девственники. Для жертвы закалывали жеребца черной масти с белой мордой.

Когда аранас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана. В третий раз останки шамана обязательно предавали земле. При этом тоже обязательно камлал шаман и совершал обряд с жертвенной скотиной.

С введением христианства наземные захоронения были запрещены и останки шаманов стали сразу предавать земле.

Люди всегда суеверно боялись шаманских могил, у них всегда был панический, мистический ужас и перед умершим шаманом. Все старались держаться подальше от таких могил. Рождались различные легенды, которые имели свои основания, но некоторые из них гиперболизировались при передаче из уст в уста.

Иногда шамана хоронили со всеми его атрибутами. Тогда они и после смерти очень долго действовали. Сильное биополе и духи-помощники шамана после его смерти не давали в обиду своих сородичей и не давали разрушать свой наземный памятник. Даже огонь лесного пожара не приближался к шаманской могиле.

В Вилюйском улусе страшные пожары 1948 года уничтожили целые деревни. Но даже они оставили шаманские могилы нетронутыми. Это можно считать защитой чисто космического плана. Только высшие Космические Силы могли спасти те могилы от такого сильного, неуправляемого стихийного бедствия.

Значит, после смерти шамана его связь с Космосом остается и даже усиливается. Древнерусская философия шаманизма даже сосчитала, сколько лет шаманы защищали свои останки, используя Космические Силы. По их счету получалось, что слабый шаман данную космическую связь держал до 44 лет и уходил в Небытие. Средний шаман - на 250 лет, а сильный и великий - до 400 лет.

И поныне в Якутии очень много "действующих" могил шаманов, что представляет собой особый материал для изучения и исследования. Действительно, шаманские могилы многим показывают свою силу и напоминают людям, что над умершими нельзя издеваться. Любое кощунство влечет за собой большое наказание. В данном явлении мы наяву видим проявление неписаных законов Вселенной. Эти проявления идут через Тонкий мир нашей Вселенной. В данном мире все действия и слова каждого человека проходят очень тщательную

Ревизию", и человек действительно отвечает перед всей Вселенной за свои поступки. Шаманские могилы тоже защищаются силами Тонкого мира.

Некоторые шаманы и после смерти становились покровителями своих потомков. К могиле такого шамана обращались за помощью его потомки и соплеменники при какой-нибудь беде, при болезни и когда кто-нибудь их обижал. Стуча по могильному лабазу шамана, они с причитанием говорили о том, какая нужда привела их к могиле предка.

Но не все шаманы становились покровителями своих потомков. Таковыми становились шаманы более светлого назначения. Защищают могилу шамана и его потомков Космические Силы. А дух умершего шамана становится посредником для вызывания таких сил.


Духи древних шаманов иногда наяву обращаются к своим потомкам. Вот рассказ человека, ставшего впоследствии настоящим сильным шаманом:

"Тогда я учился в четвертом классе. Как-то весной я проходил мимо могилы великого шамана. Вдруг, как по радио, четко услышал слова: "Я превращусь в тебя. Пришло время мне возвратиться к людям". Потом говоривший сказал мне свое имя и попросил, чтобы я его не боялся. А ночью, во сне, а может, наяву, он вошел с бубном в мою комнату... Так он являлся каждую ночь и учил меня искусству шаманить и лечить людей".

Есть люди, которые из-за строптивости и нескромности попадают в неловкую ситуацию. Приведу еще один случай. Знаю одного мужчину, который считал себя весьма смелым человеком, не уважал древних традиций. Тогда он был еще вдобавок изрядно выпивший. В шаманов он вообще не верил. И этот "смелый" человек в таком "приподнятом" настроении пришел к могиле великого шамана, умершего в первой половине XIX века и начал говорить в его адрес неуважительные слова. После этого весьма "мужественного" поступка смельчак сошел с ума.

В одном улусе, где много гор и ископаемых богатств, вода смыла часть одного холма и обнажила останки человека в дохе. Человек, который хотел с близкого расстояния увидеть останки, через день утонул. После этого случая не нашлось смельчака, которому пришла бы в голову дурная мысль подойти к останкам древнего человека в дохе. Однажды об этом случае рассказал одному приезжему шоферу. Тот тоже оказался "смельчаком". Он отважно сказал: "Я не боюсь каких-то древних трупов в дохе, пойду посмотрю. Чего бояться мне, я постоянно читаю журнал "Техника молодежи". То, чего выбейтесь, - все это ложь, чушь". Пошел, увидел и кое-как прибежал к машине. Его глаза были безумны. На вопрос "Что увидел?" - не ответил. Потом ему долго пришлось бегать по психбольницам, затем он навсегда уехал на свою родину, так и не ответив на вопрос.

Таких случаев много. Все эти примеры взяты из жизни. Пусть древние тайны сохраняются.  А в адрес тех, кто не верит в такие явления, скажу: древние тайны, в том числе шаманские могилы, при кощунствовании и при неуважительном отношении к ним очень опасны и шутки с ними плохи. Примеров этому у нас множество.

+1

6

Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.
Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.
Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм - одухотворения всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания.
Охарактеризуем шаманство на примере наиболее развитых его форм, сохранившихся до наших дней у ряда народов Сибири (нганасан - жителей самого северного региона Евразии - полуострова Таймыр; кетов, населяющих бассейн Среднего Енисея; эвенков - обитателей сибирской тайги; тувинцев, кочевавших в горных степях Центра Азии и других). Для их мировоззрения характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.
Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения - вместилища.

Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя "животное" колотушкой, которая осмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, - его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.
Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем "ездовом животном"- путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его. Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.
Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, -из родственников умершего шамана.
Начало шаманской деятельности связано с загадочным психическим заболеванием, проявляющимся в период полового созревания будущего шамана. Человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ест и даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками больного, устанавливает причину болезни, приходя к выводу, что в его пациента вселился дух умершего предка-шамана. В таких случаях больной, даже не желая того, становится шаманом. Родственники делают ему облачение и бубен. Получив их, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное, что, начав камлать, в процессе лечения своих пациентов, восстанавливается и психическое здоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психического заболевания, столь очевидные в недавнем прошлом.

Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.
В связи с этим мною были проведены специальные исследования с участием психиатров, которые подтвердили справедливость прежнего взгляда на шаманов, как на людей с особым складом психики. Результаты моих исследований опубликованы в научных изданиях и получили поддержку у ряда видных специалистов.

Теперь можно утверждать, что наследственная природа шаманизма - результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.
Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них.
За пределами Сибири шаманство имеет несколько другие формы. Так, например, на Северном Борнео существуют шаманы, именуемые дайонг. У них нет бубна, а во время своих ритуальных действий они используют устрашающие маски. Но, совершая свой ритуал, также как и сибирские шаманы впадают в состояние транса, призывают духов, которые помогают им найти похищенную душу больного и излечить его.

+2

7

Евгения
А ты общалась с настоящими шаманами?Интересно,наверное...Я б тоже хотела.

0

8

С удаганкой только. Это женщина-шаман. Она мне сказала, что я сама свою судьбу творю. И много всего еще интересного.

0


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Шаманизм