ШАМАНИЗМ
Шаманизм (от эвенкийского шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), пожалуй, является самой древней сохранившейся мистической традицией нашей планеты. Элементы шаманистического видения мира можно обнаружить в самых различных религиозных и мистических картинах реальности более позднего времени. Однако для большинства форм древнего шаманизма характерна очень жесткая прикладная направленность, ориентация в сферу бытовой магии. Если более поздние мистические, религиозные традиции переносят центр внимания в потусторонний мир, именно там ищут и смысл бытия и цели нашего существования, то ранний шаманизм целиком ориентирован на животные, тварные аспекты нашей природы. Это выживание любой ценой, достижение власти, могущества, защита от возможных негативных влияний мира мертвых и мира духов, обеспечение поддержки от умерших предков и т.д.
Именно такая прикладная направленность очень сужает и упрощает картину мира шамана, ограничивая ее ближними тонкоматериальными мирами. В то же время, начав с такой приземленной бытовой магии, многие шаманы и их традиции все больше и больше вовлекаются в упоительную сложность Древа мира, его поэзию и самодостаточность. Смещают область своих интересов в духовную сферу и все больше приближаются к утонченному мистицизму и религии.
Особенно ясно это прослеживается в древних шаманистических культурах, переживших фазы экстенсивного развития, стремления к власти, могуществу и связанных с ними черномагических ритуалов. Такие цивилизации обычно живут в экологическом равновесии с окружающей средой, не разрушая и не уничтожая природу. Изучение их системы ценностей, их отношения к миру может помочь и нашей цивилизации выйти из того тупика, в который завела нас массовая культура, потребительское общество, поставившие мир на грань экологической катастрофы и ядерной войны.
Одной их характерных черт подобных древних цивилизаций является восприятие шамана как носителя древнего знания, важного звена в поддержании гармонии биосферы и ноосферы, а всего человечества как инструмента, воплощающего замысел Творца в материальном мире. Причем такое мировоззрение характерно для самых разных народов, живущих в различных уголках нашей Земли (Нганасаны, жители Алтая, Хопи, Кельты и многие другие).