Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Династия Рюриковичей


Династия Рюриковичей

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Рю́риковичи — княжеский род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей.
О происхождении Рюрика ведутся споры. Западные и некоторые российские ученые считают его норманном, другие же считают, что он был западнославянского (Бодричи) происхождения (см. Русь (народ) и Рюрик).
По одной из норманнских теорий (Кирпичников А. Н., Пчелов Е. В. и др.) Рюриковичи являются ветвью датской династии Скьёльдунгов, известной с VI века. По западнославянской теории Рюриковичи являются ветвью династии ободритских князей.
Окончательный вывод о соответствии норманнской и западнославянской теорий истине можно будет сделать после завершения комплексного исследования ДНК ныне живущих Рюриковичей и ДНК известных захоронений Рюриковичей.

Полезные ссылки по теме

http://taina.aib.ru/biography/rjurikovichi.htm

http://topclass.narod.ru/genealogy/fam/21.html

http://www.rulex.ru/01170313.htm

+4

2

Рю́рик (862- ум.879) (время правления) — летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

http://i013.radikal.ru/0909/92/bdb4ddc364c6.jpg

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик — славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности у восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.
Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика.

http://s50.radikal.ru/i128/0909/08/fd5b47563c30.jpg

Норманнская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Рорик из Дании
Основная статья: Рёрик Ютландский
По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

http://s47.radikal.ru/i115/0909/af/b3f282ea95f1.jpg
"Заморские гости" Н. Рерих

Эйрик из Швеции
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.
По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

http://s08.radikal.ru/i181/0909/c8/c8f5343e47de.jpg

Рорик из Гаутланда
Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями.

Западно-славянская версия
Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт.

Мекленбургские генеалогии
http://i019.radikal.ru/0909/6c/0b288a593855.jpg
И. Глазунов. Рюрик Синеус Трувор

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

http://i062.radikal.ru/0909/ee/6c6055543e49.jpg

Подвеска "Печать Рюрика"

Отредактировано vanessa (2009-09-22 18:48:19)

+6

3

Здесь Рюриковичи в Европейских королевских дворах:

http://www.rodoslovia.ru/rurik.html

+5

4

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-русск. Ольгъ, ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

http://s40.radikal.ru/i089/0909/20/0eb6cfdf728e.jpg

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло вероятно от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig

http://s60.radikal.ru/i170/0909/03/98dc67203162.jpg

Историк Е. С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья — Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не „норманнское“ Хельгу, а иранское Халег».

В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь».

Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.

http://i011.radikal.ru/0909/37/c2d25070e8e7.jpg

В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда.

http://i049.radikal.ru/0909/03/5f0dcb6549b1.jpg

Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.
Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.

http://s12.radikal.ru/i185/0909/fe/d2632cde67a8.jpg

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века.

http://i043.radikal.ru/0909/7b/ecf115c05e9a.jpg

http://i035.radikal.ru/0909/e4/2b18f686fdc8.jpg

http://i028.radikal.ru/0909/9a/10aed39b080b.jpg

http://i038.radikal.ru/0909/c1/0af7ed44e3ca.jpg

Курган Вещего Олега

http://s45.radikal.ru/i110/0909/34/d0f8ac22d2d0.jpg

http://s55.radikal.ru/i148/0909/82/75dc7e9ec9a5.jpg

Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений.

http://s15.radikal.ru/i188/0909/4b/f878baa4526d.jpg

+3

5

Не только Рюриковичи. Но пока размещу здесь.

ХРОНОЛОГИЯ

Новгородские князья
Рюрик (862—879)
Вещий Олег (879—882)

Киевские великие князья
Вещий Олег (882—912)
Игорь Рюрикович (912—945)
Ольга (945—957)
Святослав Игоревич (957—972)
Ярополк Святославич (973—978)
Владимир Святославич (Святой, Креститель, Красное Солнышко) (978—1015)
Святополк Владимирович Окаянный (1015—1016)
Ярослав Мудрый (1016—1018)
Святополк Владимирович Окаянный (1018—1019)
Ярослав Владимирович Мудрый (1019—1054)
Изяслав Ярославич (1054—1068)
Всеслав Брячиславич (1068—1069)
Изяслав Ярославич (1069—1073)
Святослав Ярославич (1073—1076)
Всеволод Ярославич (1076—1077)
Изяслав Ярославич (1077—1078)
Всеволод Ярославич (1078—1093)
Святополк Изяславич (1093—1113)
Владимир Всеволодович Мономах (1113—1125)
Мстислав Владимирович Великий (1125—1132)
Ярополк Владимирович (1132—1139)
Вячеслав Владимирович (1139)
Всеволод Ольгович (1139—1146)
Игорь Ольгович (1146)
Изяслав Мстиславич (1146—1149)
Юрий Владимирович Долгорукий (1149—1150)
Изяслав Мстиславич (1150)
Юрий Владимирович Долгорукий (1150—1151)
Изяслав Мстиславич (1151—1154), Вячеслав Владимирович (1151—1154) (соправитель)
Ростислав Мстиславич (1154)
Изяслав Давыдович (1154—1155)
Юрий Владимирович Долгорукий (1155—1157)
Изяслав Давыдович (1157—1159)
Ростислав Мстиславич (1161—1167)
Мстислав Изяславич (1167—1169)
Глеб Юрьевич (1169—1170)
Мстислав Изяславич (1170)
Глеб Юрьевич (1170—1171)
Владимир Мстиславич (1171)
Михалко Юрьевич (1171)
Роман Ростиславич (1171—1173)
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, Ярополк Ростиславич (соправитель) (1173)
Рюрик Ростиславич (1173)
Ярослав Изяславич (1173—1174)
Святослав Всеволодович (1174)
Роман Ростиславич (1174—1176)
Святослав Всеволодович (1176—1181)
Рюрик Ростиславич (1181)
Святослав Всеволодович]] (1181—1194)
Рюрик Ростиславич (1194—1201)
Ингварь Ярославич (1201—1203)
Ростислав Рюрикович (1204—1205)
Рюрик Ростиславич (1205—1206)
Всеволод Святославич Чермный (1206)
Рюрик Ростиславич (1206—1207)
Всеволод Святославич Чермный (1207)
Рюрик Ростиславич (1207—1210)
Всеволод Святославич Чермный (1210—1212)
Мстислав Романович (1212—1223)
Владимир Рюрикович (1223—1235)
Изяслав Мстиславич (или Владимирович) (1235)
Владимир Рюрикович (1235—1236)
Ярослав Всеволодович (1236—1238)
Михаил Всеволодович (1238—1239)
Ростислав Мстиславич (1239—1240)
Даниил Романович (1240—1241)
Михаил Всеволодович (1241—1243)
Ярослав Всеволодович (1243—1246)[1]
Александр Ярославич Невский (1249—1263)

Владимирские великие князья
Андрей Юрьевич Боголюбский (1157—1174)
Михалко Юрьевич (1174)
Ярополк Ростиславич (1174—1175)
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176—1212)
Юрий Всеволодович (1212—1216)
Константин Всеволодович (1216—1218)
Юрий Всеволодович (1218—1238)
Ярослав Всеволодович (1238—1246)[1]
Святослав Всеволодович (1246—1248)
Михаил Ярославич Хоробрит (1248—1249)
Андрей Ярославич (1249—1252)
Александр Ярославич Невский (1252—1263)
Ярослав Ярославич Тверской (1263—1272)
Василий Ярославич Костромской (1272—1277)
Дмитрий Александрович Переяславский (1277—1281)
Андрей Александрович Городецкий (1281—1283)
Дмитрий Александрович Переяславский (1283—1293)
Андрей Александрович Городецкий (1293—1304)
Михаил Ярославич Тверской (1305—1317)
Юрий Данилович Московский (1318—1322)
Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской (1322—1325)
Александр Михайлович Тверской (1325—1327)
Александр Васильевич Суздальский 1328—1331), Иван Данилович Калита Московский (соправитель до 1331) (1328—1340)
Семён Иванович Гордый Московский (1340—1353)
Иван Иванович Красный Московский (1353—1359)
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (1360—1362)
Дмитрий Иванович Московский (1362—1363)
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (1363)
Дмитрий Иванович Московский (1363—1389)

Московские князья и московские великие князья
Даниил Александрович (ок.1283—1303)
Юрий Даниилович (1303—1325)
Иван I Калита (1325—1340)
Семён Гордый (1340—1353)
Иван II Красный (1353—1359)
Дмитрий Иванович Донской (1359—1389)
Василий I Дмитриевич (1389—1425)
Василий II Васильевич Тёмный (1425—1433)
Юрий Дмитриевич Звенигородский (1433)
Василий II Васильевич Тёмный (1433—1434)
Юрий Дмитриевич Звенигородский (1434)
Василий Юрьевич Косой (1434)
Василий II Васильевич Тёмный (1434—1445)
Дмитрий Юрьевич Шемяка (1445)
Василий II Васильевич Тёмный (1445—1446)
Дмитрий Юрьевич Шемяка (1446—1447)
Василий II Васильевич Тёмный (1447—1462), Иван III Васильевич (соправитель), 1450—1462
Иван III Васильевич Великий (1462—1505) — первый суверенный правитель России после свержения ордынского ига
Василий III Иванович (1505—1533)
Иван IV Васильевич Грозный (1533—1547)

Русские Цари
Рюриковичи:
Иван IV Васильевич Грозный (1547—1584), Симеон Бекбулатович (номинально, 11 месяцев)[2] (1575—1576)
Фёдор I Иванович (1584—1598)
Годуновы:
Борис Годунов (1598—1605)
Фёдор II Борисович (1605)
Смутное время
Лжедмитрий I (Ю. Б. Отрепьев) (1605—1606)
Василий Шуйский (1606—1610)[3]
Ляпунов, Прокопий Петрович (1611) - глава земского правительства
Династия Романовых:
Михаил Фёдорович (1613—1645), Филарет (соправитель, 1619—1633)
Алексей Михайлович Тишайший (1645—1676)
Фёдор III Алексеевич (1676—1682)
Софья Алексеевна (правительница, регентша 1682—1689)
Иван V Алексеевич (1682—1696) (правил совместно с Петром I)
Пётр I Великий (1682—1721)

Российские Императоры
Пётр I Великий (1721—1725)
Екатерина I (1725—1727)
Пётр II (1727—1730)
Анна Иоанновна (1730—1740)
Иван VI (1740—1741) Анна Леопольдовна (правительница, регентша 1740—1741)
Елизавета Петровна (1741—1761)
Пётр III (1761—1762)
Екатерина II Великая (1762—1796)
Павел I (1796—1801)
Александр I Благословенный (1801—1825)
Николай I (1825—1855)
Александр II Освободитель (1855—1881)
Александр III Миротворец (1881—1894)
Николай II (1894—1917)
Михаил II (1917) (официально, 1 день[4])

Главы Временного правительства
Львов, Георгий Евгеньевич (2(15).3 — 8(21).7.1917)
Керенский, Александр Федорович (8(21).7 — 25.10(7.11)1917)

Главы Советского государства
Председатель Совета народных комиссаров РСФСР
Ленин Владимир Ильич (27 октября (ст. ст.) 1917—21 января 1924)

Формальные руководители Советского государства
Каменев Лев Борисович (27.10(9.11) — 8(21).11.1917)
Свердлов Яков Михайлович (8(21).11.1917 — 6.03.1919)
Владимирский Михаил Фёдорович (и.о. 16.03.1919 — 30.03.1919)
Калинин Михаил Иванович (1919—1946)
Шверник Николай Михайлович (1946—1953)
Ворошилов Климент Ефремович (1953—1960)
Брежнев Леонид Ильич (1960—1964)
Микоян Анастас Иванович (1964—1965)
Подгорный Николай Викторович (1965—1977)
Брежнев Леонид Ильич (1977—1982)
Кузнецов Василий Васильевич (и.о. 10.11.1982—16.06.1983)
Андропов Юрий Владимирович (1983-1984)
Кузнецов, Василий Васильевич (и.о. 09.02.1984—11.04.1984)
Черненко Константин Устинович (1984—1985)
Кузнецов, Василий Васильевич (и.о. 10.03.1985—02.07.1985)
Громыко Андрей Андреевич (1985—1988)
Горбачёв Михаил Сергеевич (1988-25 декабря 1991)

Генеральные секретари ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС
Сталин Иосиф Виссарионович (3 апреля 1922 — октябрь 1952)
Хрущёв Никита Сергеевич (7 сентября 1953 — 14 октября 1964)
Брежнев Леонид Ильич (14 октября 1964 — 10 ноября 1982)
Андропов Юрий Владимирович (12 ноября 1982 — 9 февраля 1984)
Черненко Константин Устинович (13 февраля 1984 — 10 марта 1985)
Горбачёв Михаил Сергеевич (11 марта 1985 — 24 августа 1991)

Президенты Российской Федерации
Ельцин Борис Николаевич (10 июля 1991 — 31 декабря 1999)
Путин Владимир Владимирович (и.о. 31 декабря 1999 — 7 мая 2000, полноправный президент 7 мая 2000 — 2008)
Дмитрий Анатольевич Медведев (2008-...)

Отредактировано vanessa (2009-09-26 16:43:28)

+2

6

Игорь Рюрикович (912—945) по летописи — сын Рюрика.

http://i023.radikal.ru/0909/65/32ce6cc888be.jpg

Игорь Рюрикович - князь киевский. Начал княжить в 912 г. по смерти Олега , который правил за его малолетством. На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать (914) отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях. Торговые и культурные интересы сосредоточивали внимание Игоревой политики на Византии. Сведения об Игоре дают не только наши летописи, но и иноземные писатели (Симеон Логовет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Кедрин, Зонара, продолжатели Феофана и Амартола, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). Первый поход Игоря на Византию относится к 941 г. С флотом в несколько сот людей Игоря пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Боспора Фракийского и подступил к Константинополю; но его суда не выдержали "греческого огня", и сам Игорь спасся только с 10 судами. В 944 г. Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил свое нападение на Грецию. Греческие послы встретили его по сию сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чего Игорь возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греческие послы для подтверждения этого мира; с ними Игорь отправил в Царьград своих послов, которые и заключили договор, приводимый летописцем под 945 г. В этом наиболее пространном из договоров русских с греками X века (напечатан в 1-м выпуске "Хрестоматии по истории русского права" Владимирского-Буданова , где и литература), весьма много положений частного международного права, в которых усматривали древнерусские народные обычаи; на основании их Эверс нарисовал цельную картину нашего древнего юридического быта. Сергеевич ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1882, № 1), утверждая, что положения эти действовали только на греческой территории, и притом в столкновениях греков с русскими (а не русских между собой), доказывает, что при составлении договора русские обычаи принимались во внимание лишь постольку, поскольку не противоречили стремлению греков наложить узду на примитивные нравы Руси и, в частности, на господствовавшее у нее начало самоуправства. Этим значение договора, как источника русского права, в значительной степени умаляется; зато выдвигается другая сторона договоров русских с греками, как первых по времени памятников, в которых выразилось влияние на Русь Византии. Кроме племен, обитавших по обе стороны верхнего и среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись, по-видимому, на юго-восток до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая Игоря не допускать нападений черных болгар (т. е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в восточной части Крыма) на Корсунь и другие греческие города в Тавриде.
http://s48.radikal.ru/i120/0909/30/89889138d87e.jpg

http://i010.radikal.ru/0909/99/90da5c1bf827.jpg

На севере владения Игоря доходили до берегов Волхова; по словам Константина Багрянородного, при жизни Игоря в Новгороде княжил сын его, Святослав . Смерть Игоря летопись относит к 945 г. Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью; древляне возмутились и убили Игоря. По словам византийского историка Льва Диакона, древляне привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, и Игорь был разорван. - См. "П. С. Р. Л." (I, 8 - 10, 12, 18 - 24; II, 238, 239, 241 - 243; Срезневский "Договоры с греками X века" ("Исторические Чтения о языке и словесности"); Н.А. Лавровский "О византийском элементе в языке договоров русских с греками" (1853); В.И. Сергеевич "Лекции и исследования по истории русского права"; М.Д. Приселков "Очерки церковно-политической истории Киевской Руси в X - XII веках"; А.Е. Пресняков "Княжье право древней Руси".

http://i023.radikal.ru/0909/79/0bf681290a62.jpg

+3

7

Княгиня Ольга

Годы правления (945—957)

http://s61.radikal.ru/i171/0910/e1/28627c966e7d.jpg

Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:
"Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи"

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска».

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

http://s45.radikal.ru/i110/0910/1a/c37dddf1ee7e.jpg
Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

После гибели Игоря во главе правительства становится его жена Ольга. Существует романтическая версия женитьбы Игоря. С Ольгой, которая была из незнатной семьи из Пскова, Игорь познакомился во время охоты и настоял на свадьбе. Имя Ольги свидетельствует о её скандинавском происхождении, но уже сыну Ольги и Игоря и внуку Рюрика было дано славянское имя Святослав. В 944 году ему было 2 года.

Убийство главы государства - это, по нормам древности, тягчайшее преступление, не имеющее смягчающих обстоятельств, хотя бы этот убитый был самим исчадием ада. За такое преступление полагалась жестокая расплата. "Повесть временных лет" воспроизводит эпическое сказание об этой расплате, имеющее довольно совершенную поэтическую форму.

Первый эпизод. Древляне, пытаясь загладить вину и даже рассчитывая на прибыток, отправляют в Киев посольство во главе со своим князем Малом с предложением к вдове стать женой Мала (предложение брачной унии). Ольга, встречая древлян, просит послов принять честь и разрешить нести их на княжий двор на их же ладье. На княжьем дворе ладью с послами ввергают в заранее подготовленную яму и заживо засыпают землёй.

Второй эпизод. Ольга посылает гонца в древлянскую землю с известием, что она согласна на брак, и приглашает лучших людей древлянской земли для её почётного сопровождения. Новое посольство приезжает, их отводят с дороги помыться в баню, где запирают и сжигают.

Третий эпизод. Ольга едет в древлянскую землю к месту гибели мужа, насыпает над могилой холм и творит тризну и поминальный пир, на которые приглашаются древляне. Когда древляне упились, велит своим дружинникам перебить всех древлян числом в 5000.

Трижды мстит Ольга. Последовательность и неотвратимость мести, её коварство и жестокость должны были внушать слушателям почтение к власти. Все три мести - это части погребальных обрядов: захоронение в ладье, сожжение в доме и насыпание кургана.

Четвёртый эпизод - осада Искоростеня (современный Коростень). Не сумев за год взять город силой, Ольга опять прибегает к коварству. Она предлагает горожанам выплатить малую дань - по три голубя и три воробья со двора. Получив дань, велит привязать к каждой птице по кусочку серы. В сумерках сера зажигается и птицы отпускаются в свои гнезда. Прилетев обратно в город, эти птицы поджигают его сразу во всех местах. Люди побежали из города и были частью перебиты, частью обращены в рабство.

http://i027.radikal.ru/0910/a0/0af608c2701d.jpg
Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

Ольге удалось восстановить порядок и удерживать своих дружинников от внутренних и внешних авантюр. Для укрепления державы Ольга прибегла к испытанному многими другими правительствами средству - смене религии. Варяги, как и славяне, оставались всё еще по преимуществу язычниками. Выбор был естественным - византийская православная христианская церковь. Вокруг Ольги складывается православная киевская община. В 957 году Ольга совершает поездку в Константинополь, где принимает крещение от патриарха и императора.

http://s53.radikal.ru/i141/0910/b2/c02bc35f0b67.jpg
Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха «Святая Русь».

http://s06.radikal.ru/i179/0910/ad/0aa250467f7b.jpg
Б.А. Чориков (1807 – 1840-е гг.). Святое крещение княгини Ольги

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы.

http://s15.radikal.ru/i188/0910/f5/a67b1b3eb3ad.jpg
Княгиня Ольга (барельеф) на часовне в Пскове

http://s59.radikal.ru/i164/0910/d0/87e44d9e7912.jpg
Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

http://s51.radikal.ru/i132/0910/a2/e3e6c6a92de4.jpg

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы.

Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».
«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху. Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Княгиня считается покровительницей вдов и новообращенных христиан. Ее следовало бы назвать еще покровительницей мудрых политиков и разумных экономистов.

http://s13.radikal.ru/i186/0910/57/b34dc4e62816.jpg

Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость.
Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа.

Отредактировано vanessa (2009-10-13 19:49:23)

+3

8

Обширное родословное древо Рюриковичей и других русских князей по версии The Foundation for Medieval Genealogy (FMG) (на английском языке).

0


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Династия Рюриковичей