Отворители крови
Предисловие
Есть только один врач - Иисус Христос
св. Игнатий Богоносец
Памяти Робин Гуда посвящается
Смерть Робин Гуда
Имя Робин Гуда уже в Средневековье стало нарицательным. Так, в Парламентском отчете за 1437 г. содержится ходатайство для ареста некоего Пирса Вэнейблса из Дербишира, который занимается грабежом, скрываясь в лесу, "подобно Робин Гуду и его шайке". Но легенды о разбойнике основывались на реальном прототипе. Директор музея в Ноттингеме Грэхем Блэк считает, что письменная история Робин Гуда началась в 1261 году, когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита, и клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом. В 1784 г. в Хейзерсейдже вскрыли предполагаемую могилу Малютки Джона, где обнаружили кости очень высокого человека. Утверждается, что именно Малютка Джон убил монаха, предавшего Робина.
Во всех легендах смерть Робин Гуда связывается с конкретным местом — Кирклейским монастырем (Kirklees Priory) в Йоркшире, где могила Робина с полустершейся эпитафией на староанглийском языке сохранилась до сих пор. Дата смерти захороненного разбойника была зарегистрирована между 1224-1247 годами. Эпитафия по расшифровке 1702 г. декана Йорка Томаса Гэйла (на сегодня полностью надпись не сохранилась) гласила: "Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Целых тридцать лет, и даже более, сражался он с преступниками в северных землях, хотя сам вместе со своими людьми был вне закона. Такого как он, Англия никогда не увидит вновь".
Как повествуют баллады о благородном разбойнике, однажды Робин Гуду показалось, что руки его ослабели и стрелы летят мимо цели. Он решил, что заболел, и отправился в Кирклейский монастырь, монахини которого славились искусством «отворять кровь», что в средние века считалось панацеей от всех болезней. Там, в монастыре, Робин из Локсли и нашел свою смерть - монахини выпустили из вен Робина так много крови, что примчавшийся на звук рога Робина Малютка Джон уже ни чем не смог помочь своему другу.
Монахиня пива ему налила,
Сказала: "Садись у огня". -
"Ни есть я не буду, ни пить ничего,
Пока не полечишь меня".
"В обители тихий найдется покой,
Тебя я туда провожу.
И, если ты просишь кровь отворить,
Услугу тебе окажу".
За белую руку пришельца берет,
Уводит в далекую келью,
И Робину кровь отворяет она -
Кровь каплет горячей капелью.
Жилу открыла ему на руке,
Ушла, ключами звеня,
И долго точилась горячая кровь -
До полудня другого дня.
Сперва густая бежала кровь,
Потом совсем поредела,
И понял тогда отважный стрелок,
Что сделано алое дело
Тут Робин с надеждой взглянул на окно,
Подумал - спасет прыжок.
Но слаб он был, и но было сил,
И прыгнуть Робин не смог.
(Михаил Гершензон. Робин Гуд)
Как отметил в начале прошлого века в том же «Робин Гуде» Михаил Гершензон: «От всякой отдельной души идут нити к маховому колесу истории». Что ж, посмотрим, почему легендарный Робин Гуд в XIII веке так свято верил в метод лечения «выпусканием крови», погубивший его, и почему такой практикой (пускание крови мирянам) занимались тогда именно в монастырях.
На этом, правда, мне придется взять обратно посвящение Робин Гуду (прости, Робин!) и дальнейший текст посвятить светлой памяти незабвенного Фредди Крюгера - этот персонаж куда более соответствует тому кровавому беспределу, что творился на поприще выливания крови из человеческих тушек в Средневековье. Более того - сам образ Фредди появился на основе этой, более чем тысячелетней, «культуры». Хотя, если бы пресловутый Крюгер самолично заглянул в средневековый монастырь (точнее, в специально возводимое на территории монастыря "здание для выпускания крови и очищений"), боюсь его бы стошнило...