Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » врачевание и врачи


врачевание и врачи

Сообщений 141 страница 160 из 168

141

Был похожий материал здесь (пост 49): Саксонская Англия

0

142

циник написал(а):

Напомнило недавно прочитанный "Орел девятого легиона", когджа римлянин Марк, притворяясь лекарем пользовал диких пиктов каким-то мазевом тоже от глазных хворей. И что удивительно (ну в литературе художественной так бывает часто) помогало ведь)).

Раньше вообще все было проще. 80% болезней в XVIII- XIX вв. лечили простым кровопусканием. И ведь часто помогало.

lady Irene написал(а):

Был похожий материал здесь (пост 49): Саксонская Англия

Спасибо.  В моей публикации тоже  упоминается 2015 год как точка отсчета. Или исследования продолжаются, или повторение - мать учения: материал опять стал актуален.

0

143

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t265571.jpg

Любопытная книга. Несмотря на «завлекающее» название,  написана в традициях  медицинского дискурса. Автор рассматривает жизнь средневекового мужчины и женщины через призму  равновесия и дисбаланса гуморов, средневековой физиогномики и функционирования всех частей человеческого тела, начиная от головы и кончая ногами.
       Много интересных фактов. Так, можно узнать, что с колокольчиками в Средневековье ходили не только прокаженные, но и женщины с пониженной социальной ответственностью, а  «если  есть в кармане пачка сигарет», мешочек с сушенным и истолченным в ступе барсуком, то ты вообще можешь считать себя практически бессмертным. Впечатляет уровень  хирургии и принципы работы «штопальщиков».  Там, конечно, не только начало XIII в., но и более поздняя эпоха, но почти начинаешь верить в возможность исцеления Гизборна после болта в спину. Но надо почитать специалистам в этом вопросе. Что касается гомесексуализма, то автор уверяет, что активный партнер с точки зрения средневековой сексуальности  пользовался достаточным  уважением,  и его поведение оправдывалось как «мужское».  В общем, с С. Найтом не так все  просто. Надо смотреть его ссылки и аргументацию. Отдельный бонус  книги:  87 иллюстраций хорошего качества,  а также проводимые автором параллели с арабской и иудейской  традициями.
Многие поднимаемые в книге проблемы хорошо накладываются на сериал.  Конечно, вопрос, знал ли это Р. Карпентер.
Например, питание в жизни различных сословий. Земледельцы ассоциировались с землей, поэтому им приписывалась холодная и влажная пища. Да здравствует уикемская капуста!
Идеальный мужчина высшего сословия помимо крепкого телосложения должен был иметь красноватый цвет кожи. И «приливы» Р. Эдди во 2 сезоне, вызванные, скорее всего, последствиями аварии,  уже кажутся особой «фишкой» режиссера, особенно на фоне «вампирской» (по В. Эрлихману, дай бог ему здоровья и скорейшего выздоровления от коронавируса) бледности М. Прейда.
Просто блеск диалог сэра Гая и Сары на фоне средневековых рассуждений об истерии, вызванных блужданием женской матки по телу, которая, поднявшись в горло, может вызвать удушье. Чтобы этого не произошло, гуманист Гизборн  страстно целует девушку, чтобы сей женский орган немного спустился вниз,  и  заключает, что такой женщине как Сара  (то есть склонной к истерике в том числе), нужен такой мужчина, как он, чтобы окончательно  вернуть сей  важнейший женский орган в его исходное положение.  В общем, есть о чем подумать.

Ссылка на полный текст: Hartnell_Goloe-Srednevekove-Zhizn-smert-i-iskusstvo-v-Srednie-veka.554251.pdf.zip

+3

144

Хартнелл?.. Вспомнила. Сколько помню, он занимается историей искусств. Если пишет на другие темы, думаю, это желательно учитывать, потому что специализация есть специализация. Так-то медицина средневековая (а раннесредневековая отличалась от высокосредневекой и позднесредневековой, хотя и общее там было, конечно) представляла собой своеобразное сочетание медицински вполне себе полезных практик, языческого фольклорного и авторского наследства разных лет и  т. д., чего стоят, например, поверья о том, какого цвета и какое животное когда полезно живое компании для/приготовленное ради употребления в пищу в форме лекарства/носимое в виде костей уже или, например, ворсинку/чешуйку когда использовали для амулетных целей (ну, помимо практических соображений на тему "в мехах будет теплее, чем без них").

Норна написал(а):

пользовался ... уважением

А. То есть... Вероятно, от большого уважения святой Колумба (жил в VI и VII вв.) говорил о недопущении геев в дома, где находятся гетеросексуальные люди. И от уважения в 1164 году на скандинавских просторах закон появился, запрещавший гомосексуализм во всех его видах. И уважением же руководствовались, сжигая геев в железных клетках. И от огромного по своим масштабам уважения  в XIV веке Филипп IV громил тамплиеров, а когда их судили, то обвиняли в том числе в содомии. И Арно Каталонца в тюрьму отправили в том же XIV веке, собираясь его там пожизненно оставить на хлебе и воде за ересь и содомию тоже (ему повезло, что он был из уважаемой семьи, но не имел столько денег, сколько тамплиеры, так что приговор смягчили). Нет, я не утверждаю, что он и тамплиеры были содомитами. Не удивлюсь, если не были. Все-таки гомосексуализм довольно редок. Биологически. Тогда как дележка богатств и власти редкостью не была. Но если бы гомосексуализм воспринимался в качестве социальной нормы, людей такой ориентации не подвергали бы осуждению за ориентацию. А раз осуждали, и раз существовали средневековые оскорбления на эту тему, и ежели доходило до суда по разным причинам, и на обвиняемого вешали тонну всего, от скотоложества по содомию... От уважения? Едва ли.

В общем, с С. Найтом не так все  просто.

Полагаю, с ним-то как раз просто: в интервью на "Болдаутло" он сказал, что занялся робингудианой, заметив немногочисленность научных текстов в  данной сфере в том виде, в каком он обозначил в интервью. Правда, как я уже писала в теме балладного Робина, на сей момент не знаю, что он писал и писал ли (а то вдруг ему это приписали, всякое бывает, человек сказал одно, а поняли его иначе, к примеру) о гомосексуализме балладного Робин Гуда в других своих робингудианных книгах, а в той, которую читала я, ничего такого о балладном Гуде он не писал, хотя в экранизациях на робингудскую тему нашел ту ориентацию у разных персонажей. Правда, доказательства своим находкам подбирал своеобразные. Вроде "Гизборн в кино с Флинном гомосексуален, что заметно в том числе тогда, когда при общении с Марион он выглядит смущенным больше, чем она". Думаю, то был или заказ ради увеличения продаж (про сильных женщин в той книге тоже написано, да), или Стивен Найт искренне верил в то, что писал, или писал и смеялся, прикидывая, прокатит или не прокатит.

есть о чем подумать

Например, я думаю, что ты ищешь обоснование слэшам по РиШ.

Отредактировано Alga (2020-08-14 12:56:14)

+3

145

Alga написал(а):

Думаю, то был или заказ ради увеличения продаж (про сильных женщин в той книге тоже написано, да), или Стивен Найт искренне верил в то, что писал, или писал и смеялся, прикидывая, прокатит или не прокатит

Думаю, первое и третье вернее)))

+2

146

Alga написал(а):

Например, я думаю, что ты ищешь обоснование слэшам по РиШ.

Обоснование слэшам по РИШ (или чему угодно) давно найдено: там есть мужские персонажи, которые нравятся пишущим слэш тетенькам)))

+1

147

Любовь, запросто. Мне тоже сложнее поверить в то, чтоб такое писали на полном серьезе и не за деньги. циник, именно. Просто у Норны ж столько теоретизирования было в теме "Колдовства", и она потом и Найта вспомнила в теме балладного Гуда, а теперича еще и перекличку видит с вампирским чем по Эрлихману, потому что так тот о Локсли написал (и потому что у него есть книга о Дракуле, ага, а еще о Нострадамусе, Мессинге, короле Артуре, Жанне д'Арк и Стивене Кинге, так что не удивлюсь, если Норна и о них напишет, угораздило же кого из актерского состава РиШ сниматься в той же артуриане, что она тоже в теме "Колдовства" рассматривала), вот я и подумала, что она продолжает искать, скажем так, базу. Для своей теории, где фанфики и фанвидео равны мысле сценариста (а то и круче, чем у него), а потому символизируют.

Попробовали мне тут подарить несколько книг средневековой тематики, в том числе Хартнелла, чтоб в кресле осенними вечерами уютно читать. К счастью, перед покупкой была возможность полистать книги и сберечь деньги. Книгой Хартнелла не впечатлилась. Например, я не знаю, переводивший ее Мурашов или кто-то в редакции ошибся, но в аннотации значится, что это книга для кого-то очень толстого ("для самого широкого читателя"), и это далеко не единственное, что меня не впечатлило. В общем, не рекомендую. Автор (и/или переводчик?) ошибается на тему арабских традиций, путает числа касательно того, когда средневековая девочка в утробе считалась одушевленной, не читал, похоже, "Вестминстер" и другие документы касательно наказаний за изнасилование и так далее. При этом автор говорит, что у Средневековья мрачная репутация, и он, мол, покажет читателям несколько иную картину (про униженных и оскорбленных женщин (не через слово, но тоже не так уж редко), думаю, написано для продаж). Допускаю, что если это первая книга о Средневековье, которую читатели прочтут, им что-то в ней понравится, но если читатель сколько-то в теме, то количество ошибок не порадует, и сильно. Предположу, что текст был бы лучше, если бы автор сосредоточился на том, на чем специализируется (иллюстрации и прочее изобразительное медицинского и научного характера позднесредневековое и раннее нововременное), а не писал о Средневековье вообще, так сказать, в приложении к медицине, этике и прочему.

Отредактировано Alga (2020-08-16 11:20:36)

+1

148

Alga написал(а):

Просто у Норны ж столько теоретизирования было в теме "Колдовства", и она потом и Найта вспомнила в теме балладного Гуда, а теперича еще и перекличку видит с вампирским чем по Эрлихману, потому что так тот о Локсли написал (и потому что у него есть книга о Дракуле, ага, а еще о Нострадамусе, Мессинге, короле Артуре, Жанне д'Арк и Стивене Кинге, так что не удивлюсь, если Норна и о них напишет, угораздило же кого из актерского состава РиШ сниматься в той же артуриане, что она тоже в теме "Колдовства" рассматривала), вот я и подумала, что она продолжает искать, скажем так, базу. Для своей теории, где фанфики и фанвидео равны мысле сценариста (а то и круче, чем у него), а потому символизируют.

Alga, ты что решила поработать моим секретарем – референтом? Озвучиваешь  мои творческие планы?  Нет, мне, конечно, очень приятно, что ты не только помнишь содержание всех моих постов за полгода,  но даже  пытаешься сконструировать из них статью. Я, честно говоря, уже многое забыла. Но должна тебя разочаровать. Никакой пост никогда не трансформируется в  статью в том виде, в каком он был высказан: разница жанров, стиля, задач, наконец. и уж никакой теоретической базой не может стать книга, изначально имеющая статус даже не научно-популярной, а просто популярной. Но это совсем не значит, что ее не надо читать. Она может натолкнуть на некоторые вопросы, которые в чисто научных книгах  часто  остаются без ответов. Так что я нисколько  не жалею, что и ее посмотрела.

Alga написал(а):

Попробовали мне тут подарить несколько книг средневековой тематики

Alga написал(а):

К счастью, перед покупкой была возможность

Нет, сложно мне следить за твоим....дискурсивным потоком сознания. Наверно, старею.   Если тебе хотели подарить, зачем надо платить? « Какой обед может быть на болоте?» – как любил говаривать сэр Генри.

Alga написал(а):

Автор (и/или переводчик?) ошибается

    А вот с переводом -  это закономерный вопрос, если возвращаться к теме врачевания. Когда автор (или переводчик?) пишет, что самой распространенной болезнью рыцарей были свищи (пардон!) заднего прохода, которые вызывали «сырые седла», у меня возникают вопросы,  даже учитывая мое не очень хорошее знание средневековой матчасти.  В XIX веке  все ограничивалось обычным возрастным геморроем. Хотя, когда шериф в «Смертельном враге» говорит, что натер мозоль на заднице, может, это эвфемизм, скрывающий тот самый свищ?!

0

149

Норна написал(а):

Alga, ты что решила поработать моим секретарем – референтом? Озвучиваешь  мои творческие планы?

Ни в коем. Просто беседую.

Норна написал(а):

никакой теоретической базой не может стать книга, изначально имеющая статус даже не научно-популярной, а просто популярной

Значит, раз они базируются на таких книгах тоже, к науке не имеют отношения твой курс мифологии, изучение мемуаров и т. д.? Спасибо, понятно. Но... Как мне кажется, теоретической базой может быть хоть научный, хоть далекий от науки материал, если он изучен грамотно и адекватно изучаемой теме.

Норна написал(а):

это совсем не значит, что ее не надо читать ... может натолкнуть на некоторые вопросы ... не жалею, что и ее посмотрела.

Да, согласна.

Норна написал(а):

Если тебе хотели подарить, зачем надо платить? ... Какой обед ... на болоте?

Элементарно: на болоте водятся вкусные животные и ягоды, а тот, кто хотел сделать подарок, собирался его купить.

Норна написал(а):

свищи

Правда, не от седел, а от не совсем удачно прошедших родов из-за этого страдала часть женщин и их семей, увы, и века спустя.

Норна написал(а):

Хотя, когда шериф в «Смертельном враге» говорит, что натер мозоль на заднице, может, это эвфемизм, скрывающий тот самый свищ?!

Не знаю... Предположу, что то был более емкий вариант мысли из разряда "Сил нет, все и вся достали, устал, хочу помыться, поесть и поспать!", потому что шериф вымотался.

Отредактировано Alga (2020-08-18 15:04:56)

+1

150

Alga написал(а):

Значит, раз они базируются на таких книгах тоже, к науке не имеют отношения твой курс мифологии, изучение мемуаров и т. д.?

В учебных пособиях и монографиях можно ссылаться на любой источник: хозяин - барин. В статьях для журналов   с высоким уровнем цитирования, увы,  даже ссылки на научно-популярные исследования не приветствуются. И я так тоже не делаю.

Alga написал(а):

Не знаю... Предположу, что то был более емкий вариант мысли из разряда "Сил нет, все и вся достали, устал, хочу помыться, поесть и поспать!", потому что шериф вымотался.

На шерифа похоже, но пусть в данном случае у него будет свищ. Заслужил!

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t683942.jpg

Опять не могу удержаться. Коллеги автора книги «пощипывают»: категоричен в оценках, скоропалителен в выводах, нет архивных материалов и т. д.
   Но за одного «рудомета», полагаю,   можно сказать автору спасибо. А там еще много чего есть:

СОДЕРЖАНИЕ
От автора............................................................................................5
Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура»
Вместо Введения...................................................................................7
Немного об источниках....................................................................    23
Смерть и тело....................................................................................... 28
Объяснения болезни.........................................................................   38
Эпидемии как особая форма наказания Божьего......................        52
Врачи дворовые и врачи дворцовые............................................... 88
Отношение к больному.................................................................... 162
Лечение или исцеление?................................................................   205
Православное исцеление (теотерапия)......................................      206
Житейская магия..............................................................................   225
Рациональная медицина................................................................. 230
Подведем итоги ................................................................................ 260
Список сокращений....................................................................... 265
Список источников и литература...........................................           266

«Так, в деле о ворожее-татарке, объявившейся в 1630 г. в Лебедяни, довольно подробно говорится о способах лечения болезней, использованных этой колдуньей. Здесь главными средствами выступали печень овцы (возможно, она прикладывалась к больным глазам), заговоренная вода, куда предварительно или во время заговора сыпалось просо (после этого водой омывали больное место). Кроме того, использовалось женское грудное молоко, полученное от жены соседа-стрельца. Больной, впрочем, заметил, что ворожейка «помочи де мне глазам не сделала нисколько»1. Способ лечения другого стрельца (вполне безобидный) состоял в том, что бабка прикладывала алтын денег к глазам и советовала отслужить молебен св. Николе» ( С. 229).

Из главы "Житейская магия".

0

151

Норна написал(а):

В учебных пособиях и монографиях можно ссылаться на любой источник: хозяин - барин. В статьях для журналов   с высоким уровнем цитирования, увы,  даже ссылки на научно-популярные исследования не приветствуются.

То есть... Ты хочешь сказать, что серьезная наука благосклонна к анализу желтых биографий в качестве серьезных, а не желтых, и прекрасно относится, к примеру, к мягкообложечным книгам о приворотах и прочем времен 90-х в качестве серьезного материала для курса о мифологии, а не в виде материала на тему "а вот так популярная культура видела магию там-то и тогда-то", но при условии, что это в пособиях и монографиях, а не в статьях с цитированием? Спасибо, буду знать.

Заслужил!

Не поняла. Чем? И вообще... Где он именно что о мозоли и заде-то говорил? Сколько помню, в той серии он выразился несколько иначе.

Коллеги автора книги «пощипывают»: категоричен в оценках, скоропалителен в выводах, нет архивных материалов и т. д.

Логично. Я их понимаю. Данный гражданин своеобразно писал, помню. Еще он критиковал советскую и современную науку. И Древняя Русь у него в XVII-м веке, и не только... Ни, я бы поняла, если б речь шла о художественном чем или о популярном, которое писал бы кто-то, кто не имел отношения к науке, но тут не такой случай, так что соглашусь с коллегами.

Отредактировано Alga (2020-08-23 11:58:30)

+1

152

Alga написал(а):

Не поняла. Чем? И вообще... Где он именно что о мозоли и заде-то говорил?

Как чем? Робина убил. В 7 серии и говорил. По-русски переводили, что "набил себе седлом мозоль".  В английском варианте используется термин saddle-sore. Конечно, может быть простая натертость, но может быть и свищ.

0

153

Норна, спасибо, понятно.

Причесываю текст о средневековых  лекарствах, подумала вот о чем: а читала ли Марион что-то если не авторства Карла Великого, так тех, кто переписывал одобренную им инфу касательно лекарственных растений? По идее, могла. Шалфей и прочее. Монастырские аптекарские огороды ж совмещали душистое и для приправ, и в качестве лекарства. Шалфей тот же, мяту, анис... Представилось, как она прикидывает, что растительное относится к хорошим медоносам и при этом еще и лечит. И фоном Тук, а то и Хьюго. :)

+1

154

Alga написал(а):

а читала ли Марион что-то

Да запросто. То, что было в скриптории аббатства святой Марии, безусловно, было в ее распоряжении. Но можно допустить и более фантастическую версию. Библиотека Алкуина из Йорка погибла не полностью, что-то удалось спасти. И это "что-то" оказалось в родовом доме леди Мэрион. И это могли быть, в том числе, и тексты "лечебно-ботанического"  содержания.

0

155

А не могли ли Мэриан замахнуться  на самого Педания Диоскорида, на его трактат о "Лекарственных веществах"?  В аббатстве наверняка были люди, владеющие древними языками. В принципе, учитывая прекрасные рисунки в рукописи, достаточно минимального знания, чтобы понять, о чем идет речь.

    См. образец.
  https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t350570.jpg

  Об авторе и рукописи, которая находится в Национальной библиотеке Неаполя:

Эта ценная рукопись, известная под названием "Dioscurides Neapolitanus", содержит работу Педания Диоскорида — греческого врача, родившегося в городе Аназарбе неподалеку от Тарсуса в Киликии (территория современной Турции) и жившего в I веке нашей эры, в период правления императора Нерона. Диоскорид стал автором пятикнижного трактата "Perì üles iatrichès", латинский вариант которого известен под названием "De materia medica" ("О лекарственных веществах"). Этот трактат считается важнейшим руководством в области медицины и ведущей фармакопеей Древней Греции и Древнего Рима. В Средние века он пользовался большим уважением как в западных странах, так и в арабском мире. Трактат посвящен лечебным свойствам натуральных веществ животного, растительного и минерального происхождения. Рукопись в Национальной библиотеке Неаполя содержит только ту его часть, где говорится о растительных средствах. В ней на 170 страницах с иллюстрациями и комментариями представлены описания всех известных лекарственных растений, ареалов их распространения и особенностей использования в медицинских целях.

Трактат о  растениях можно скачать на сайте Мировой цифровой библиотеки

https://www.wdl.org/ru/item/10690/

0

156

Не совсем средневековье, но какой личностный подход батюшек к обозначению причин ухода человека в лучший мир:

https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t602671.jpg

+2

157

Норна написал(а):

личностный подход батюшек к обозначению причин ухода человека в лучший мир

И как сразу заработала моя фантазия, представляя все в красках. Особенно красочно выглядит смерть от "закубанского хищника". Этакий "Жеводанский зверь" представляется))). А еще нравится смерть "от пухлятины". Этак мило звучит ожирение)) А вот "от водобоязни" вызывает вопросы, это как?)))

0

158

циник написал(а):

А вот "от водобоязни" вызывает вопросы, это как?)))

От укуса бешеным животным?

+2

159

циник написал(а):

Этакий "Жеводанский зверь" представляется

     В XIX веке так немирных черкесов часто называли, особенно в художественной литературе. Образованный батюшка был, с поэтическим мышлением.  А "пухлятина" может быть и водянкой.

       

лейтенант Кеттчъ написал(а):

От укуса бешеным животным?

       Скорей всего, да.

   А мне запись про престарелую девицу  39 лет  нравится. Экий нетолерантный  батюшка. Прямо сексист.   " Убит злодейскою рукой" и "застрелился в меланхолическом состоянии" тоже хорошо. Жаль, что у нас так сейчас не пишут. Бюрократия везде.

0

160

Учёные обнаружили уникальный средневековый родильный пояс
Их использовали обычно в виде оберега, но эта женщина точно носила.

11 марта 2021

Группа учёных из Кембриджского, Лондонского и Эдинбургского университетов провела биомолекулярный анализ "родильного пояса". Его женщины носили в эпоху Средневековья. Как говорится в опубликованном исследовании, на поясе обнаруженные на ткани следы относятся к цервико-вагинальной жидкости.

"

Хотя считается, что эти родильные пояса использовались во время беременности и родов, нет прямых доказательств того, что они действительно носились. Многие содержат молитвы для общей защиты человека, но этот пояс, анализ которого мы провели, содержит и очень конкретные молитвы для защиты женщин в родах, и упоминания различных святых, также связанных с женщинами и родами"

, — рассказывает один из участников исследования — доктор из Института археологических исследований Макдональда Кембриджского университета Сара Фиддимент.

Тем не менее на исследуемом образце были обнаружены визуальные свидетельства того, что действительно он использовался и носился: некоторые изображения и надписи были стёрты в результате носки, и на нём есть много пятен.
Также учёные решили провести белковый анализ, который показал, что на поясе содержится большое количество белков, соответствующих цервико-вагинальной жидкости. По утверждению учёных, это указывает на активное использование пояса во время беременности и (или) родов.

"Кроме того, мы обнаружили многочисленные нечеловеческие белки, включая мёд, молоко и растения, которые использовались в Средневековье в качестве препаратов для беременных. Эти данные ещё больше усилили нашу уверенность в том, что такие пояса активно использовались беременными в Средневековье"

, — подытожила Фиддимент.

    https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t423171.jpg
    Фото © phys.org

+1


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » врачевание и врачи