Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » ROS. Общая информация о сериале » Языческие мифы, божества, артефакты из РОС


Языческие мифы, божества, артефакты из РОС

Сообщений 1 страница 20 из 47

1

Очень интересная статья о символике стрел и лука. Очень многое объясняет.

http://ec-dejavu.ru/a/Arrow.html

Ю.С. Худяков

                О СИМВОЛИКЕ СТРЕЛ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ
                                КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
                                             
Этнографическое обозрение. № 1, 2004, с. 102-111.

Некоторые отрывки из статьи.

Некоторых аспектов этой темы коснулся Н.И. Веселовский. Он считал, что стрелы средневековых кочевников, имевшие символическое значение, разделялись на властные и курьерские. Первые символизировали полномочия, вручаемые верховным властителем своим наместникам и вассалам, вторые - полномочия, которыми наделялись посланники, выполнявшие дипломатичес-кие поручения кочевого владыки.

И та и другая стрела есть в РОС.
Серебряная стрела - символ власти.
Стрела в серии "Королевский шут" - предупреждение, послание.

"Стрела, как острый колющий предмет, подобно иголке, ножу, топору, сабле, мечу, копью, а также колючему растению, наводит страх на злого духа. В этом единственно и заключается свойство стрелы и ее значение в обрядах, ничего другого в ней нет, ни человеческой души, ни плодородия, ни тем более любви, один только страх"

http://i070.radikal.ru/0908/31/bec845ec0ae4.jpg

+6

2

vanessa написал(а):

Серебряная стрела - символ власти

Мне кажется, серебряная стрела в РОС - это не только символ власти. Она еще и магический предмет, источник силы.

+1

3

А места силы можно? Сакральные?

0

4

Тигренок написал(а):

Она еще и магический предмет, источник силы.

Несомненно. В статье есть подробное описание, что у многих народов стрелы хранились в пещерах. И в РОС тоже. Это означало воссоединение женского начала (пещера) и мужского (стрела). Это был своеобразный ритуал, который означал продолжение жизни, процветание, урожай, присутствие жизни в данном месте.

+1

5

Евгения написал(а):

А места силы можно? Сакральные?

В РОС?

0

6

Ну да. Каменный круг, например.

0

7

Евгения написал(а):

Ну да. Каменный круг, например.

Думаю, да. Но спросим сейчас у Тигрёнка. Она модерирует эту тему. Её слово последнее! :)

0

8

Тигренок, жду ответа!

0

9

Евгения
Думаю, можно :)

0

10

нжно! еще и эти... девять дев. у меня с третьим сезоном туго :(

0

11

Девять дев? у МЕНЯ ТОЖ НЕ АХТИ. :)

0

12

Вот такую статью нашла про кромлех.

Британские археологи Майк Паркер Пирсон и Эндрю Чемберлен, оба - профессора Шеффилдского университета и люди в высшей степени серьезные и основательные, сумели приятно удивить ученых и просто интересующихся граждан сообщением о разгадке назначения Стоунхенджа, самого, пожалуй, знаменитого мегалитического комплекса на свете. Оказывается, он служил кладбищем для представителей некой "правящей элиты" тамошнего края. Идея, бесспорно, красива, но она требует разъяснений.

Погребения

Небольшой некрополь, расположенный прямо на территории Стоунхенджа и датируемый 2700-ми годами до нашей эры, известен археологам уже несколько десятилетий. Здесь важно отметить, что самые запоминающиеся виды Стоунхенджа - круги из массивных вертикальных камней - датируются 2600-2400 годами (на схему расположения мегалитов, где голубым отмечены более ранние, серым - более поздние, можно посмотреть здесь). Но этот некрополь - не единственный. В 1920-х, когда в Стоунхендже велись первые полноценные раскопки (под руководством полковника Уильяма Хаули), рабочие нашли 49 погребений кремированных людей. Тогдашняя наука не придавала кремациям большого значения, и останки были перезахоронены где-то неподалеку от того места, где их нашли. Для науки они потеряны как минимум в одном отношении: контаминация слоев исключает возможность правдоподобной датировки. Однако тот факт, что в Стоунхендже было еще одно кладбище, имеет немалое значение.

В 1950-х археологи нашли три погребения, тоже кремации, расположенные вдоль кромки одного из кругов Стоунхенджа. Первые попытки датировать останки методом радиоуглеродного анализа успехом не увенчались: разброс дат был слишком велик, чтобы говорить о чем-то серьезно. Кости и зубы из этих погребений переехали в ближайший музей - в Солсбери, где были оставлены дожидаться научных прорывов. Ко второй половине 2000-х, когда радиоуглеродный анализ существенно усовершенствовали, останки удалось уверенно датировать: один "комплект" относился к 3030-2880-м годам, второй - к 2930-2870-м, третий, самый поздний, - к 2570-2340-м. Следовательно, заключают ученые, территория Стоунхенджа служила некрополем и в то время, когда возводились круги мегалитов, и в то время, когда они уже стояли на месте. Некоторых археологов будет нелегко убедить в достоверности радиоуглеродного анализа музейных экспонатов: очень трудно исключить возможность загрязнения их чужой органикой - из других коробок и ящиков в хранилище.

Семья

Паркер Пирсон и Чемберлен полагают, что общее число погребений на территории Стоунхенджа составляет от 150 до 240 человек. Если последняя цифра верна, то это - крупнейшее неолитическое кладбище на территории Великобритании. Эндрю Чемберлен, антрополог и эксперт по демографии древних обществ, отметил следующую закономерность: количество погребений со временем растет. С его точки зрения, это указывает на то, что одна семья, разрастаясь, хоронила своих покойников в одном месте на протяжении 30-40 поколений. К сожалению, ни один из доступных нам источников не поясняет это умозаключение, а аргумент, честно говоря, слабоват. Установить же родство погребенных даже при наличии всего технического арсенала XXI века затруднительно: выделение и сопоставление ДНК кремированных останков - это очень сложная, если вообще решаемая, задача.

"Элита"

Археологи полагают, что трупосожжения (кремации) на Британских островах в третьем тысячелетии до нашей эры предназначались не для обычных людей, а для правителей. Трупоположения этой эпохи встречаются крайне редко. Паркер Пирсон и Чемберлен вообще полагают, что простых покойников их соплеменники выбрасывали в реку или оставляли непогребенными, оставляя тела падальщикам. Следовательно, погребения в Стоунхендже, учитывая важность этого памятника, его сакральное значение для тогдашнего населения, принадлежали элите. Кроме того, не все, но некоторые захоронения в Стоунхендже содержали погребальный инвентарь: в эпоху неолита это само по себе часто указывает на высокий общественный статус покойника. Рядом с одним из кремированных был найден редкий артефакт - навершие булавы, по предположению исследователей. Церемониальная булава как символ власти и по сей день используется в британской палате общин: ее ежедневно вносит в зал заседаний парламентский пристав. Таким образом, у гипотезы о высоком статусе некрополя есть материальное подтверждение.

"Доисторический Стикс"

Прежде, чем перейти к самому смелому умозаключению Майка Паркера Пирсона, напомним читателю, что, собственно, такое "хендж". А это - тип археологического памятника, встречающийся только на Британских островах, состоящий из рва, окружающего круглую или овальную площадку диаметром от полутора десятков до нескольких сотен метров. С внешней стороны рва обычно находится насыпь, вал. Так вот, недалеко от Стоунхенджа, "каменного хенджа", возле местечка Даррингтон Уоллз находится Вудхендж, "деревянный хендж". Там найдены ямки для деревянных столбов, расположенные кругами, диаметр самого большого из которых составляет 500 метров. Рядом обнаружено большое поселение (до 300 хижин) со следами обильных массовых пиршеств (многочисленные очаги, обилие костей животных и т.д.). При этом, судя по ряду признаков, в частности по отсутствию керамической посуды, селение у Даррингтон Уоллз было сезонным (это научный факт), и люди там появлялись только по важным поводам, например, для участия в ритуалах, связанных с летним и зимним солнцестоянием (это - гипотеза).

По мнению Паркера Пирсона, Вудхендж и Стоунхендж - две половины единого культового комплекса, в котором первый символизировал мир живых, а второй - мир мертвых. Поэтому протекающую рядом реку Эйвон археолог назвал "доисторическим Стиксом". Правда, оба "хенджа", по крайней мере сейчас, находятся на одном берегу извилистого Эйвона.

Майк Питтс, главный редактор журнала British Archaeology и ученый с безупречной репутацией, к тому же много копавший в Стоунхендже в 1970-х и 1980-х, остался явно не убежден гипотезой Майка Паркера Пирсона. Он отметил, что археологические свидетельства прямо указывают на то, что в середине третьего тысячелетия до нашей эры по Стоунхенджу бродил скот, а местные жители пахали там землю, что явно не вписывается в концепцию священного некрополя. Кроме того, Паркер Пирсон предполагает, что Вудхендж и Стоунхендж связывало что-то вроде "священной дороги", разделенной излучинами реки. Свидетельства в пользу этой гипотезы спорны: во всяком случае, Паркер Пирсон не смог убедительно показать, что оба отрезка (от Стоунхенжда до Эйвона и от Вудхенжда до Эйвона) - часть единого целого.

Наконец, исследования группы Пакера Пирсона и Чемберлена Stonehenge Riverside Project оставили за скобками проблему "синих" мегалитов из Уэльса: они предполагают, что правившая на солсберийской равнине "семья" простирала свое влияние очень далеко: валлийские каменоломни находятся в 400 километрах от Стоунхенджа. Но это - объяснение, а не доказательство.

Любая большая, обобщающая гипотеза по определению отличная мишень для критики, а в случае археологии дописьменных обществ она не отличная, а идеальная. Тем не менее, у работы Паркера Пирсона и его коллег есть сильная сторона, которую признают противники гипотезы о некрополе. Шеффилдским ученым удалось ввести в единый контекст целый исторический ландшафт: до них ученые исследовали только отдельные его составляющие. Это что касается науки. А что же до общечеловеческого отношения к Стоунхенджу, то можно спокойно констатировать, что завеса тайны над ним если и приподнялась, то только для того, чтобы показать на следующую, еще более загадочную.

Свою гипотезу Паркер Пирсон и Чемберлен обнародовали при содействии журнала National Geographic (официальной, то есть, большой научной рецензированной публикации еще не нет). Часть ответов на вопросы журналистов появилась в крупных британских и американских газетах, чьи журналисты участвовали в видеоконференции с учеными. Развернутый материал о проекте Паркера Пирсона Stonehenge Riverside Project будет опубликован в июньском номере National Geographic, а телефильм "Stonehenge Decoded" выйдет в эфир канала National Geographic вечером в воскресенье, 1 июня.
Юлия Штутина (автор)

+5

13

Серебряная стрела
http://ce.et.tudelft.nl/~tirza/SA/silver_arrow.gif

Источник: http://ce.et.tudelft.nl/~tirza/SA/index.html

+4

14

Альбион
http://ce.et.tudelft.nl/~tirza/SA/albion.jpg
Источник: http://ce.et.tudelft.nl/~tirza/SA/index.html

+2

15

Получилось так, что стала рыться в теме Кром Круака. Конечно, в сериале это демон, и божество отрицательное. Но тоже когда-то было святыней - одним из главных ирландских божеств. Так что, нарытое кину сюда.

О демоне (божестве) Кромм Круаке нашла немало разных упоминаний, но тут, кажется, полнее:

Свидетельства таких же ужасных языческих обрядов мы встречаем и в Ирландии.  В числе древнейших гэльских текстов до нас дошел  и трактат "Диннсенхус", в котором перечисляются знаменитые святилища древности и  связанные с ними легенды.  Такого рода сведения  по сакральной топографии обнаружены  в  составе   нескольких   крупнейших  средневековых   ирландских манускриптов;  последнюю  "редакцию"  их  текстов, естественно,  осуществили христианские монахи-переписчики. Однако эти церковники редко позволяли  себевносить  изменения  в изысканную  архитектонику старинных  поэм. Еще труднее представить  себе  монастырского  писца,  решившего  и  посмевшего  сочинить легенду, в которой описаны человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся у древних  ирландцев.   Эта  поэма  (сохранившаяся  в   составе  Лейнстерской, Баллимотской  и  Леканской  книг,  а  также  в  старинном  компендиуме,  так называемом   Реннском  манускрипте)   рассказывает,  почему  местечко  возле современного селения  Баллимагавран  в графстве Каван получило название  Маг Слехт, "Равнина Поклонения".

Три   пропущенные  строфы  из  этой  поэмы  приведены  в  главе   12 "Ирландской Илиады".

     Здесь возвышался
     Воинственного вида грозный идол,
     Носивший имя Кромм Круах;
     На всех соседей наводил он страх.

     Какая мерзость!
     Ему издревле поклонялись гэлы.
     Они испрашивали у него
     Земель побольше в бренном этом мире.

     Он был их богом,
     Обманщик Кромм, окутанный туманом.
     И толпам тех, кто перед ним молился,
     Тем в царство божье не войти вовеки.

     Ему с позором
     Они потомство в жертву приносили,
     Творя ужасные злодейства
     И кровью обагряя Кромм Круаха.

     Пшеницу с молоком
     Они поспешно у него просили
     За треть потомства, в жертву принесенного;
     Велик был страх и ужас перед ним.

     Пред ним покорно
     Ниц повергались гэлы благородные.
     С тех пор, в воспоминанье дел позорных,
     То место стали звать "Равниной поклонения".

     . . . . . . . . . . . . . . . . . .

     Они творили зло,
     Рубили руки им, тела пронзали,
     Взывая к демонам, поработившим их;
     И слезы из очей текли ручьями.

     . . . . . . . . . . . . . . . . . .

     Пред Кромм Круахом
     С мольбой и плачем толпы простирались,
     А он глядел на них очами смерти;
     Лишь эхо имена их разносило.

     По сторонам [стояли]
     Четырежды по три таких же истукана.
     Чтобы привлечь внимание толпы,
     Сам идол Кромма сделан был из золота.

     Со времени правленья
     Почтенного издревле Геримона
     Здесь люди поклонялись тем камням,
     Покуда не пришел блаженный Патрик.

     Он молотом по Кромму,
     От головы до пят по идолу прошелся,
     И расколол на мелкие куски
     Позорный идол, древле там стоявший.

     Таким  образом, старинное предание, которое  у  нас есть все  основания считать   аутентичным,  свидетельствует  о  том,  что  в  древней   Ирландии совершались человеческие жертвоприношения. Согласно процитированным строфам, на  заклание обрекалась третья часть здоровых  детей, и происходило  это, по всей  вероятности,  каждый год.  Это делалось ради того,  чтобы умилостивить силы природы и выпросить у них урожай зерна и трав, которыми питались люди и их скот. В одном прозаическом диннсенхусе, сохранившемся в составе Рейнского манускрипта,  приводится любопытный вариант предания. "Там  (то  есть в  Маг Слехт), - говорится в нем, -  стоял  король идолов Эрина (Эрин (Erin, Eyre) - древнекельтское название Ирландии), по имени Кромм Круах, а  вокруг него  высились двенадцать  других каменных идолов;  сам  же Кромм Круах  был  сделан  из золота. Вплоть  до  прихода святого Патрика  он почитался  богом  всех народов, населявших  Ирландию.  Жители  приносили ему первенцев и начатки от всякой вещи, а также отпрысков вождей каждого клана". Этот  же  источник  сообщает,  что  такие  жертвоприношения  совершались  на Хэллоуин,  который в  христианском  календаре  заменил  знаменитый  праздник Самхейн - "конец лета", отмечавшийся, когда тепло солнца заметно ослабевало, а силы тьмы, зимней стужи и подземного царства, наоборот, набирали силу.

     Кем же было  это  кровожадное божество? Его имя, Кромм Круах,  означает "Наклонившийся   с   холма",   и   по-видимому,   оно   стало  употребляться применительно  к  нему уже после того,  как  идол потерял  свой божественный статус.  По свидетельству  Трехчастного жития св. Патрика, компиляции XV в., объединившей три старинные гэльские рукописи, это  имя восходит к преданию о том,  что при  приближении всемогущего Патрика "демон" покинул свое  золотое изваяние, которое тотчас наклонилось и упало наземь  в знак покорности силе, несравненно  превосходящей силу самого  идола.  Согласно  другому источнику, слово  кромм   представляет  собой  каламбурный   вариант  слова   кенн,  и, следовательно, настоящий титул "короля  идолов Эрина" - Кенн Круах, то  есть "Глава"  или  "Повелитель"  Холма.  Это  говорит о том, что  в древности он, вероятно,   считался  гэльским  богом  неба,  поклонение  которому,  как   и поклонение  эллинскому  Зевсу, совершалось  на  "возвышенных местах"  -  как природных  холмах, так и искусственных насыпях. В любом случае мы знаем, что он был самым почитаемым  богом  гэлов, которого окружала свита из двенадцати идолов других верховных божеств гэльского пантеона.

Взято из Энциклопедии кельтской мифологии

+4

16

Ну вот, пошло-поехало. Стала рыться,  и нашла вот такое изображение этого демона:
http://i009.radikal.ru/0910/04/9d8230c19441.jpg

Кого-то он мне отдаленно напоминает...

Взято отсюда.

PS Там и Херн есть...

+3

17

А вот еще скульптура, изображающая, как Святой Патрик сокрушает идола Кромм Круака:
http://farm4.static.flickr.com/3656/3304360222_78cb55deda.jpg

Идол, по легенде, вроде, таким и был. А вот Святой Патрик по той же легенде каратистом не был. Сокрушал он его по разным сведениям то ли посохом, то ли молотом.

+5

18

ТигренокА это новая оригинальная трактовка.=) св. Патрик против Крома.

0

19

По поводу "исторического прототипа" Херна, коим был кельтский бог Цернунн (Кернунн):
http://godsbay.ru/celts/images/celt27_small.jpg

Цернунн ("рогатый"), в мифологии кельтов бог, почитавшийся на территории нынешних Франции и Британии. Цернунн был наиболее колоритным мифологическим образом кельтов, не поддавшимся римской ассимиляции.

Он обычно изображался сидящим со скрещенными ногами или со стоящими рядом оленем и быком, одетым в тунику без рукавов, с торквесами (подобием ожерелья — знаками отличия у кельтов) на шее. Его голову украшала пара ветвистых оленьих рогов, и само имя "рогатый" говорит, что он был богом леса и диких животных или богом изобилия. Возможно, Цернунн был владыкой подземного царства, связанным с циклами умирания и возрождения природы.

Атрибуты Цернунна (оленьи рога, сопровождающие его олень, бык, мышь и змея с бараньей головой, рог изобилия, кошелек и др. ) характеризуют его как связанного с циклами умирания и возрождения природы бога Другого Мира — подателя космического плодородия и богатства. Римляне охотно уподобляли Цернунна Меркурию, но он представляет также некоторые характеристики Марса, Геркулеса, Пана, Плутона. Все это свидетельствует о том, что Цернунн был одним из самых великих богов кельтского пантеона, а сопровождающая его на некоторых галло‑римских памятниках богиня плодородия — ипостасью Великой Богини, Матери‑Земли.

+2

20

Вейланд (Воланд) - первоначально бог-кузнец в скандинавской мифологии. После вытеснения язычества христианством приобрел бесовские черты, как  и многие другие языческие боги. Стал даже ассоциироваться с Дьяволом или его ближайшим подручным.

Другие варианты написания — Weyland, Wayland, Weland, Watlende, Wieland, Wiolant, Woland, Veland, Völundr.

Британский Вейланд  - бог-кузнец англо-саксонского пантеона, прибывший в страну вместе с племенами сакасов.  Оружие, которое он ковал, отличалось отменным качествов.

Очень интересно история его описана у Киплинга в книге, отражающей английскую историю - "Сказки старой Англии" (в России издавалась как «Пак с Холмов»). Он там и с саксами прибывает, и мечи кует.

Неолитическая постройка в Оксфордшире, которую связывают с Вейландом (Wayland’s Smithy, "Кузница Вейланда")

http://s50.radikal.ru/i130/0910/ff/8122a90595fct.jpg

+2


Вы здесь » Sherwood Forest » ROS. Общая информация о сериале » Языческие мифы, божества, артефакты из РОС