Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Славянская мифология


Славянская мифология

Сообщений 1 страница 20 из 36

1

Здесь - о персонажах славянской мифологии. Наверное, не столько о богах, сколько о разных персонажах, которые остались "жить" среди людей, с которыми церкви не так просто было бороться. Русалки и водяные, лешие и кикиморы, домовые и дворовые.

Кстати, в Петрозаводске есть довольный интересный музей, где эти персонажи представлены довольно широко в виде кукол. Это "Галерея Кукол Татьяны Калининой". Музей очень уютный, экскурсоводы рассказывают очень интересно (наверняка не забывают кучи лапши на уши вешать, зато от души). И, по-моему, нет ни одной туристской группы, которую во время экскурсии по Петрозаводску в этот музей не привозят.

Отредактировано Тигренок (2009-11-21 18:42:34)

+2

2

БАННИК - дух бани, ее хозяин. Людям на глаза банники, как правило, не показываются, но в бане требуют полного себе подчинения. Они не терпят шума, спешки или суеты. Тех, кто ведет себя не по правилам, банник наказывает -  обжигает кипятком, пугает, стуча в стенку или кидаясь камнями в печи-каменке. За нарушение запретов (мытье в бане после нескольких смен парящихся или после захода солнца) банник может наказать куда серьезнее - ободрать кожу или даже запарить до смерти.

Банник моется в бане после людей. И чтобы задобрить его, последние парящиеся обязательно должны оставить ему свежий веник, хороший пар, лоханку чистой воды, мыло, ржаной хлеб с солью. Самый надеждный способ избавиться от вредительства банника - принести ему в жертву черного петуха или курицу, задушив и закопав под порогом бани.

Выглядит банник как маленький, но очень сильный лохматый старик.

Банник в галерее "Дом Куклы Татьяны Калининой" в Петрозаводске:

http://i028.radikal.ru/0911/4f/ae9b7fa0b296.jpg

Отредактировано Тигренок (2009-11-21 18:42:58)

+2

3

ГНЕТКА - один из "видов" домового.

Гнетка - хранитель родовой информации, знает судьбу каждого члена семьи. Живет под кроватью хозяина дома. Гнетка весь покрыт шерстью и волосами, но ладошки его - голые, и горячие. Лицо его безобразно, поэтому скрыто. Приходит гнетка по ночам, и при помощи снов может рассказать человеку о его судьбе. При этом он садится на грудь лежащего и давит, гнетет человека (потому и гнетка). Если такое с кем-то происходит, то этого человека ждут серьезные перемены в жизни.

По одним поверьям, гнетку можно не бояться, у него нет других намерений. А по другим, он может и задушить.

http://s40.radikal.ru/i089/0911/c2/06e87a1a7332.jpg

Отредактировано Тигренок (2009-11-21 18:56:06)

+2

4

Тигренок написал(а):

Кстати, в Петрозаводске есть довольный интересный музей, где эти персонажи представлены довольно широко в виде кукол.

О, воспоминания! Была в таком музее, но не в Петрозаводске, а в Калиниградской области, на Куршской косе. Музей выполнен в виде русской избы, экспонаты - низшие божества славянского пантеона, все из дерева. Главный экскурсовод и основатель музея в едином лице - интересный и хороший такой дядечка лет сорока, славянской внешности и с чувством юмора. Рассказывал просто замечательно, даже очень далекие от мифологии туристы оживились. А я была просто в восторге. И под топором постояла, конечно. Было здорово. :)

Отредактировано Alga (2010-03-18 17:26:27)

+4

5

ШИШИГА - довольно злобный дух женского пола. Маленькая, горбатая, с большим брюхом и сучковатыми руками. Лесные шишиги любят жить в камышах и небольших водоемах. Они появляются в сумерках и затаскивают в воду зазевавшихся прохожих. Особенно опасны для пьяниц. По ночам любит шуметь и колобродить.
Иногда можно увидеть шишигу, вышедшую на берег, чтобы расчесать сови волосы. Но это очень дурная примета - все, кто ее видел, скоро утонут или же умрут по другой причине.

Есть и другие поверье, по которому шишиги - озорные домовые духи, делающие мелкие паксоит человеку, который делает дела, не помолившись или не по правилам. По этому поверью получается, что это духи не злобные, а правильные, поучительные, приучающие человека к распорядку.

http://myfhology.narod.ru/monsters/shishiga.jpg

+1

6

АМБАРНЫЙ - дух амбара, его хозяин и хранитель. Бледного и тщедушного вида мальчик (человечек), жалующийся на бедность. Но и внешность, и жалобы обманчивы. Амбарный не так уж и беден (пузико у него немаленькое), просто он очень скуп и прижимист. Работа такая :)

У амбарного можно узнать будущее. Человек, вставший у амбара, мог услышать, что ему амбарный нашепчет. Девушки гадали у него о женихах. Надо было встать у амбара и произнести "Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!". Если после этого слышно, как пересыпается зерно - жених будет богатый, если слышно, как метут по амбару веником - бедный.

http://i044.radikal.ru/0911/d8/2f56cba2326a.jpg

Отредактировано Тигренок (2009-11-23 11:03:51)

+2

7

РИГАЧНИК - хозяин риги. Рига - это постройка для обмолота и сушки зерна. Мог являться в двух образах - бородатого мужика в лохмотьях и с перепачканным сажей лицом, и мальчика. Ригачника побаивались, считая свирепым и суровым духом. В риге нельзя было оставаться на ночь, топить печку по праздникам и выходным.

У ригачника, как и многих других духов, девушки спрашивали о судьбе. Гадали в риге так - просовывали руку и ждали, как ригачник ее погладит, таков жених и будет. Погладить волосатой рукой - богатый, костлявой - старый. Парни пользовались и подшучивали - прятались в риге и гладили, кого рукой, кого граблями...

Ригачник из галереи кукол в Петрозаводске (оба образа):

http://s45.radikal.ru/i107/0912/9b/4e5df2980577.jpg

Отредактировано Тигренок (2009-12-19 18:43:54)

+4

8

В тему мифологическую и предновогоднюю.
ЗЮЗЯ - один из славянских богов, бог зимы, мороза и снега.
Его имя, вероятно, происходит от глагола «зюзець» — «мерзнуць, калець ад марозу». В старину о Зюзе говорили: он старый, с белыми, как снег, волосами и длинной-длинной бородой. Низкого роста, толстый, весь в белой теплой одежде, ноги босые и ничем не покрытая голова. В руке — тяжелая булава. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу. Однако иногда заходит в деревню — или для того, чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, или чтобы помочь бедной семье, которая страдает от морозов, или на Рождество поесть кутьи — каши из ячных круп, приправленной маком и медом.
Порой Зюзя проводит воспитательные мероприятия среди местного населения. Когда он разозлится на людей за их неблаговидные поступки, то начинает стучать своей булавой о большой пень, и при этом так сильно бьет, что иногда земля дрожит.
Об этом божестве белорусы всегда отзывались уважительно: «Зюзя ў хаце, а тут ужо ні снапа на палаце...», «Зюзя на дварэ — куцця на стале».
Оказывается, именно для того, чтобы как-то задобрить Зюзю, белорусы накануне Рождества готовят кутью, откладывают часть лакомства в отдельную тарелку и оставляют ее для Зюзи на ночь на отдельном столе.

А не так давно у нас в Беларуси открылась усадьба Зюзи, куда можно приехать на экскурсию.

+5

9

А это сам Зюзя (что-то сразу изображение не прикрепилось).
http://i061.radikal.ru/0912/83/fc6fefee7a7d.jpg

http://s53.radikal.ru/i141/0912/66/c3ac7992720f.jpg

+4

10

Ingrid написал(а):

ЗЮЗЯ - один из славянских богов, бог зимы, мороза и снега.

Я вот когда про белорусского Деда Мороза Зюзю узнала, задалась вопросом по поводу выражений "упиться в зюзю" и "назюзюкаться". Насколько они связаны с ним?

+2

11

http://i069.radikal.ru/0912/97/b6897d2251c3.jpg

День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемый 22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Взято с сайта http://www.calend.ru/holidays/0/0/1703/

+2

12

Еще один зимний персонаж - Снегурочка. Сейчас кого ни спроси, все знают, что внучка деда Мороза. Вот только сложности с ответом на вопрос, кто же тогда ее родители.

Нынешняя Снегурочка, внучка и помощница деда Мороза, появилась только в советское время, в 30-е годы. Но персонаж это древний, с дохристианскими корнями.

Зимой у славян был обычай создавать идолы из снега (видимо, наши снеговики и снежные бабы - оттуда). Говорилось и о том, что они могут ожить. Совсем как в известной детской сказке. Вот они, Снегурочки. По одной из весрии, в сказке о Снегрочке - отголоски мифов о умирающих и воскресающих божествах. По-другой - проявились мифы об облачных духах, возникающих из тающего снега.

Родителями Снегурочки иногда называли Мороза и Зиму. В пьесе же Островского - это Мороз и Весна.

http://mojmirok.ucoz.ru/_fr/5/s2848278.jpg

+2

13

Тигренок написал(а):

задалась вопросом по поводу выражений "упиться в зюзю" и "назюзюкаться".

вот и мне сразу это в голову пришло ! http://www.kolobok.us/smiles/standart/drinks.gif

0

14

Тигренок написал(а):

задалась вопросом по поводу выражений "упиться в зюзю" и "назюзюкаться". Насколько они связаны с ним?

В русском языке, а точнее в Псковском говоре, есть слово зюзя, зюзька - что означает свинья. Следовательно назюзюкаться, видимо, связано с этим значением, т.е. - напится до поросячьего визга, как свинья. У Пушкина есть - "упившись в зюзю".  В белорусских диалектах есть похожее слово дюдя для обозначения свиньи. А вот Зюзя - бог. Хотя, если покопаться хорошенько, кто его знает, что накопаешь по этому поводу.

+4

15

Ingrid
Спасибо, интересно :) Про зюзю-свинью не знала. Может, слово это раньше не только в псковских краях было в ходу? Или же оттуда пришло само выражение? Через того же Пушкина, человека для тех краев, можно сказать, местного.

0

16

ДОМОВОЙ
http://s50.radikal.ru/i127/0912/70/2c167b8942ae.jpg Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.
Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его - досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них - словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел.
За эту верность в иных местах его так и называют: доможил.
Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть не до смерти или сбрасывает с постелей. Впрочем, помириться с рассерженным домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или сделать любой подарочек: разноцветный лоскут, горбушку хлеба... Если хозяева своего суседку любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом: поскребут под порогом, соберут мусор в совок - и посыплют его в новой избе, не приметив, как с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забывать принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» 

   Верьте - не верьте, а жил в нашей старой квартире домовой. Видеть его я не видела, но, наверно, относился он к нам хорошо (а жили мы тогда с мамой вдвоем), потому что заботился и помогал нам. Много раз бывало такое: поставлю на плиту кастрюлю, а сама уйду в другую комнату и забуду. А спустя какое-то время слышу: на кухне что-то падает, вроде тарелки. Бегу туда - все тарелки на месте, а кастрюля вот-вот пригорать начнет. Или просто в стенку из кухни вдруг постучит кто-то, и я вспомню, что чайник выключить надо. это даже гости мои слышали.
Мама моя называла домового Рафаэлем (это не по аналогии с черепашками - ниндзя, их тогда еще не было). Однажды, когда в ванной в очередной раз потёк кран, она расстроилась: "Эх, и починить некому, мужчины в доме нет, только домовой, умел бы он краны чинить". А на следующий день раздался звонок в дверь: "Я сантехник - это вы жаловались". Он, как потом оказалось, ошибся адресом, но кран починил. Не иначе, как домовой ему помог заблудиться.
  А когда мы переезжали в новую квартиру, то Рафаэль наш, видимо, остался в старой: мы не знали, что нужно его с собой позвать. И теперь никто не стучит в стенку, если на кухне кипит чайник. А жаль...

http://i028.radikal.ru/0912/3b/b6a08a81853e.jpg

+7

17

В час урочный полнолунья,
С темным лесом наравне,
Говорит молва-вещунья,
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдет ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит: "Леший
Загулял не пред добром!"

"В восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; леший может изменить свой рост — становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой... Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (признак нечистой силы): у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т.п... В быличках леший — проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т.п.

+2

18

Ingrid написал(а):

перевернуть стельки у обуви и т.п.

Например, выругаться матом. Когда-то, когда многие люди не матерились через слово, этот вид темной магии считался очень действенным. Заклинания такие, против нечести враждебной. :)

Отредактировано Alga (2010-01-10 09:39:31)

+1

19

А я опять с фото из петрозаводсткой Галереи кукол:

http://s003.radikal.ru/i202/1001/a7/967016845675.jpg

Леший - справа. Слева - Кикимора. Сзади, самый высокий - Водяной. Рядом с ним - русалочка, между ним и Лешим - Судовой (он же Корабельный). Маленькие коричневые существа - это топурики, друзья Кикиморы. Их название происходит от слова "топь", живут они под водой, но иногдва вылезают погреться на солнышке. И тогда их головы напоминают болотные кочки.  Это не существа из мифологии, их придумала художница Татьяна Калинина.

+3

20

АНЧУТКА - так обычно называет мелкого беса, чертенка. Бывают они разные - банные (помощники банника, любят похулиганить в бане), полевые (живут в каждом растении, самые мирные из всех анчуток), водяные (помощник водяного, эти - самые вредные).

Наверное, многим рассказывали о методе борьбы с судорогой в воде - уколоть булавкой. И тогда судорога пройдет. У нас вот девчонки в лагере, ссылаясь на старших,  даже какое-то медицинское обоснование приводили. Но никакого медицинского обоснования тут нет. Просто считалось, что судорога означает, что водяной анчутка тянет плывущего за ногу. А нечистая сила боится железа, вот и надо в ногу булавкой тыкать :)

http://www.sunart.kiev.ua/mist/being/images/anchutka.gif

0


Вы здесь » Sherwood Forest » Религии мира » Славянская мифология