Locations of visitors to this page

Праздники сегодня

Связь с администрацией форума

Sherwood Forest

Объявление

 
Внимание-внимание!

Продолжается летний флэшмоб «Когда говорят про солнце — видят его лучи».

Мы продолжаем совместный просмотр сериала.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Игры в средневековье


Игры в средневековье

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Трик-Трак

Игра в «таблички», как ее тогда называли, была ничем иным, как трик-трак. В нее играли имея набор костей и табличек из слоновой кости или дерева.

В книге расходов французского короля Иоанна, находившегося в английском плену (1356-1364), упоминается игра в таблички [Comptes de l’argenterie des rois de France au XIV siecle...]. Одна из консолей, поддерживающих балки перекрытия в замке Пьерфон (Зал Наемников), изображает даму и рыцаря, играющих в таблички.

http://i061.radikal.ru/0911/f5/940dd1898a41.jpg

Манускрипт XV в., Германия

http://s08.radikal.ru/i181/0911/22/d4790b159c41.jpg

Манесский кодекс (1300-1330 г.), Германия

http://s60.radikal.ru/i170/0911/1c/3209954b4e8e.jpg

Лютрельский Псалтырь (1340 г.), Англия

http://s56.radikal.ru/i151/0911/3d/bc81ddbc619c.jpg

«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Иное название этой игры НАРДЫ.

НАРДЫ (франц. - триктрак, англ. - бакгаммон) - игра на специальной доске с 24 игровыми полями для 2 партнеров (у каждого по 15 фишек), с использованием 2 костей (кубиков с числами от 1 до 6 на гранях). Цель - первым вывести свои фишки за пределы игрового поля. Различают два основных варианта: длинные и короткие. Популярны в Закавказье и Ср. Азии.
Многие исследователи считают триктрак прадедушкой всех игр, где присутствуют доска и фигуры, а ходы определяются броском костей.

(Trictrac) — старинная французская игра, восточного происхождения (из Персии). Была известна и в древности: у греков под именем diagrammismos и у римлян под названием duodena scripta. В средние века называлась у французских авторов jeu des tables, у немцев Bretspiel. Сущность игры в Т.: на квадратной доске, разделенной перегородкой пополам, изображены 24 треугольных клеток поочередно двух разных цветов. Каждому из двух игроков дается 15 белых или черных шашек и пара игральных костей. Выбрасывая поочередно в особом стаканчике кости, играющие передвигают по одной или по две шашки, начиная от первой клетки слева, в клетку, отстоящую от первой, через столько клеток, сколько очков выпало на костях. Кто первый занял двенадцать клеток выигрывает одну фишку, обозначаемую посредством одного из 12 отверстий, находящихся на борте доски; 12 фишек составляют одну партию. Существует много правил и особая терминология, усложняющая игру в Т. См. "Academie universelle des jeu x, contenant les règles... du Trictrac etc" (1835).

Источник: Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник
Интересное описание игры можно встретить в одной из новелл Проспера Мериме. Новелла называется "Партия в триктрак"

+5

2

СЕРСО
В серсо играли даже рыцари  в средневековье. Это была излюбленная игра детей в городах.

http://s53.radikal.ru/i139/0911/3d/ee878513227f.jpg

Питер Брейгель "Игры детей" (деталь) 1559

«Серсо» по-французски — обруч. Насчитывается около 60 разнообразных упражнений, игр, эстафет с серсо; их изучение предполагает соблюдение определенной последовательности — от простых к более сложным с постепенным нарастанием физической нагрузки.

Оборудование игры в серсо несложное: кольцо и шпажка.

Правила основной игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной рукой или шпажкой партнеру, тот ловит рукой, на руку или на шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец (число устанавливается заранее).

Эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости), помогают ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренируют вестибулярный аппарат, оказывают влияние на формирование нравственно - волевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости и т.д.), воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно.

Вариант первый (исторический).

В игре участвуют пара - кавалер и дама. Кавалеру вручается шпага, а даме - 3 кольца. Задача дамы - бросить кольцо так, чтобы оно попало на шпагу кавалера, а задача кавалера - поймать кольца его дамы. За каждое пойманное кольцо начисляются очки. За большое кольцо - 15 очков, среднее - 10 очков и маленькое - 5 очков. Максимальное количество очков, которое вы можете заработать в шпажном серсо - 30.

Вариант второй.

Игроки стоят друг против друга в кругах не очень большого, около 2 метров, диаметра; расстояние между кругами около 3 метров. (Конечно, размеры и расстояния возможны иные - всё должно быть посильно играющим). Если кольцо, брошенное первым участником игры, второй участник игры не поймал и оно упало внутри его круга, то первый игрок выигрывает очко. Но если оно упало вне его круга (и он прежде не коснулся кольца своей шпагой), то очко выигрывает второй участник игры. Кольцо бросается при помощи шпаги, а не руками. Игра идет до обговоренного заранее счета. Обычно до 40. Выигрывает тот, кто быстрее наберет 40 очков.

Вариант третий.

Можно поиграть в серсо через сетку (или веревочку) по правилам, напоминающим волейбольные. Но для этого нужно, чтобы с каждой стороны было хотя бы по два партнера. Наметьте площадку подходящего размера; сетку, веревочку, ленту укрепите на выбранной вами самими высоте. Разыгрывается чья подача будет первая. Когда кольцо переброшено через сетку, соперники могут сразу же отправить его обратно, а могут сделать на своей стороне два паса и уж затем с выгодной позиции постараться бросить кольцо так, чтобы оно упало на чужой стороне. Очко или подачу вы проигрываете в следующих случаях: кольцо упало на вашей стороне, кольцо после вашего броска улетело за очерченные пределы площадки («Аут!»); кольцо после вашего броска пролетело под сеткой (веревочкой, лентой); вы нарушили правило «трех касаний», подбросили кольцо на своей стороне более чем три раза (скажем, сделали три паса и лишь четвертым броском переправили кольцо через сетку). Стоит также как-то ограничить время, в течение которого игрок может владеть кольцом (допустим, 3 секунды). Счет и переход подачи - как в волейболе. Но можно, разумеется, играть не до 15 очков, а, скажем, до 11. Игра ведется одним кольцом.

Вариант четвертый.

Игроки стоят друг против друга, расстояние выбирается произвольно. Первый игрок кидает при помощи шпаги по очереди все три кольца. Второй игрок шпагой ловит брошенные кольца. За каждое пойманное кольцо начисляются очки: большое кольцо - 15 очков, среднее 10 очков и маленькое - 5 очков. После того, как все кольца окажутся у второго игрока, он начинает бросать кольца первому игроку. Игра идет до обговоренного заранее счета. Обычно до 90. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

Илюстрация "Менцель А. «Игра в серсо»" в Большой Советской Энциклопедии

http://s15.radikal.ru/i188/0911/2d/bc7efba0a4f1.jpg

В серсо любили играть учащиеся царскосельского лицея.

+4

3

Развлечения в Средние века.

Игра в шары, кегли и боулинг

Прототипы шаров и кегель были обнаружены археологами на раскопках Древнего Египта.
Сэр Финдерс Петри, профессор египтологии Лондонского университета, в своей монографии "Становление Египта" (1939) предположил, что мяч надо было бросать сквозь ворота сложенные из кусочков мрамора.

http://s9.uploads.ru/t/F3Mtn.jpg

Игры в шары существовали ещё в Древней Греции и Древнем Риме. В Элладе обычно использовали круглые камни и упражнялись в дальности броска, а римляне бросали окованные железом деревянные шары на точность попадания.
После падения Римской империи эта игра была забыта и возродилась в средние века под названием фр. «bouleurs».

Во Франции, Англии и Испании тоже любили эту игру. Найденные в Англии письменные упоминания о боулинге относятся к XII в.
Самый старый корт, на котором до сих пор проводят игры в шары, находится в городе Саутгемптон, Англия.
Данный корт, согласно историческим записям, используется для игр с 1299 года.

http://sh.uploads.ru/t/kf23W.jpg

Эта игра была настолько популярной, что в войсках ей посвящали больше времени, чем практике стрельбы из лука, и в 1366 г. английский король Эдвард III был вынужден объявить ее вне закона.

Искусство пускания «блинчиков» известно, по крайней мере, с античных времен. Древние греки нередко развлекались, запуская в море найденные на берегу ракушки, камни и глиняные черепки. О состязаниях по бросанию ракушек, называвшихся «эпистокистос» (от греч. остакиа – ракушка), упоминает греческий лексикограф Юлий Поллукс (II век н. э.). Победителем считался тот, чья ракушка подпрыгнет наибольшее число раз. Римский христианский писатель Марк Минуций Феликс (II—III века н. э.) в своем «Октавии» оставил подробное описание аналогичных состязаний, где вместо ракушек использовали плоскую гальку округлой формы.

В Средние века традиция бросать камешки, судя по всему, не прерывалась. Так, в Англии с XII века стала популярной игра «ducks and drakes» (утки и селезни), суть которой заключалась в бросании вдоль поверхности воды камней или устричных раковин. Когда раковина подпрыгивала первый раз, говорили «утка», второй раз – «селезень» и так далее. Подобная игра упоминалась в первоначальной версии шекспировской пьесы «Генрих V» (XVI век). По легенде, сам король Англии запустил однажды в Темзу соверен – с тех пор выражение «to make ducks and drakes with one's money» (сделать «уток» и «селезней» своими деньгами) означает «пускать деньги на ветер». Позднее англичане вместо «ducks and drakes» стали пользоваться выражением «stone skimming» (скольжение камешков).

По ссылке еще много всякого разного. Единственное, что все оно в кучу, там и игры, и охота, и бугурты, и даже театр.  Причем одно перемежается другим с последующим продолжением, но интересного и впрямь немало.

+5

4

Альтернативно-историческая статья "Олимпиада-1324".

Представьте , что Пьер де Кубертен, основатель олимпийского движения, родился в XIII веке и тогда же решил возродить игры. Пришёл, скажем, к Карлу Красивому, королю Франции, и предложил идею. А король ответил: ну что ж, к завтрашнему утру жду список дисциплин. Что было бы в этом списке?

Подробно рассматривается и предполагается множество дисциплин )

Относительно игр понравился экскурс в историю тенниса. Игровая зависимость выходит весьма древним явлением:

Jeu de paume. В 1292 году в двухсоттысячном Париже насчитывалось тринадцать ремесленников, специализировавшихся на изготовлении инвентаря для игры в жё-де-пом. К XIV веку эта игра набрала такую популярность, что в 1397 году парижский прево (мэр) запретил играть в жё-де-пом во все дни, кроме воскресенья, потому что мастерские и лавки простаивали — торговцы и ремесленники всё своё время отдавали игре! Интересно, что ракетки в этой игре появились значительно позже — в начале XVI века, а в средневековую жё-де-пом простолюдины играли ладонями (отсюда и название, от французского paume — ладонь). Аристократия же использовала специальные биты, напоминающие бейсбольные. Играли один на один, два на два (дубль) и даже четыре на четыре — такой вариант назывался «длинным». Мячики делались из пробки; также играли фруктами и вообще любыми предметами подходящей формы, лишь бы сетка была.
Изначально игроки располагались на расстоянии 60 шагов от сетки. За первый забитый мяч игрок имел право начать следующий раунд уже в 45 шагах от сетки (приблизившись на 15 шагов), затем в 30 и, наконец, в 10 шагах, приблизившись суммарно на 40 шагов. Ничего не напоминает? Современная оценка в теннисе (15-30-40) пошла именно от этого «шагомера»! В общем, жё-де-пом в любом случае должна была войти в состав Олимпийских игр XIV века, и это, пожалуй, был один из немногих видов спорта, в котором аристократ мог сойтись с простолюдином на равных.

И футбола:

Суль (он же шуль). Суль даже входил в программу некоторых рыцарских турниров как средство занять простой люд в перерывах между зрелищными сражениями; нередко к играм простолюдинов подключались оруженосцы и прочие младшие представители аристократии. По легенде, суль изобрели в Англии, а после норманнского завоевания он был привезён во Францию, где получил широкое распространение — особенно в районе современных Пикардии и Нормандии; первое письменное упоминание об этой игре относится к 1174 году. Изначально в суль играли два близлежащих села. Мяч вводился в игру примерно посередине между сёлами, и задачей каждой из команд было пригнать мяч к дверям собственной церкви. Количество игроков варьировалось от 20 до 200, а при участии более чем двух команд (рекорд — 16 сёл!) доходило до 500 человек. Мяч обычно делался из надутого свиного мочевого пузыря, для прочности обшитого кожей. Силовые приёмы не возбранялись — в этом смысле игра напоминала регби. В 1316 году мэр Лондона запретил игру в суль на территории города из-за часто возникавших в процессе массовых драк. Впоследствии игру во всей Англии дважды запрещал король Эдуард III (в 1331 и 1365 годах), но без всякого эффекта.

http://s7.uploads.ru/t/WodEq.jpg

Судя по выражениям лиц, участники полны решимости ) А полтысячи игроков единовременно вообще более чем внушают.

+4

5

Зимние английские забавы. Снежки, санки, керлинг, коньки, потом повествование плавно переходит на Россию. Отсюда.

Зимние забавы чаще всего относят к числу  детских, однако в средневековой Европе, в которую уходят корни игры в снежки, катание на коньках, санях и лыжах, скорее были забавами для взрослых.
В средневековой Англии то было нормой. Зима там ассоциировалась  в первую очередь со снежками, во вторую - с катанием на санках и коньках. Безусловно, самой распространенной зимней забавой является игра в снежки, но история ее возникновения, в отличие от катания на санках, коньках и лыжах, нигде не описывается. Есть сильное подозрение, ... что игра в снежки - изобретение жителей всех стран, где выпадает снег.  И, судя по картинам художников, любивших писать эту зимнюю забаву, ареал ее распространения включает в себя полмира, начиная с Голландии, Англии и России, и кончая Дальним Востоком, Японией и Китаем.
Катание на коньках распространилось в странах севера в XIII веке, хотя коньки как приспособление были известны гораздо раньше, например, костяные коньки были изобретены четыре тысячи лет назад. Кёрлинг, одна из самых захватывающих ... игр, была изобретена в Шотландии вначале XVI века и уж точно является забавой для всех возрастов и обоего пола. Когда мы говорим о коньках, появившихся в Нидерландах и Англии, надо помнить, что речь идет о железных коньках, чье название идет от обычая украшать переднюю их часть головкой коня.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/12/zimnie_zabavy.jpg

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/12/zimnie_zabavy1.jpg

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/12/zimnie_zabavy10.jpg

Полной ссылкой здесь:

Источник

http://sotvori-sebia-sam.ru/zimnie-zabavy/

+5

6

Тут статья, не без юмора, о знаменитых шахматах с острова Льюис.

  https://dzen.ru/a/X3Jar4N9jVMjA8wz
Кирилл Вишнепольский

Кто 800 лет назад зарыл удивительные шахматы на пляже далёкого острова в Атлантическом океане?

Пару веков назад назад океанские волны смыли часть песчаного пляжа в заливе Уиг островка Льюис в архипелаге Внешние Гебриды. Свету открылся маленький каменный зал. Местный крестьянин, заглянув сюда, увидел собрание эльфов (или гномов?), совершающих некие таинства. И в ужасе бежал — в этих краях гномы не отличаются добрым нравом.
Жены на острове Льюис страшнее гномов: супруга крестьянина заставила его вернуться и забрать статуэтки неясных существ из той пещеры.
Или, может, дело было так: рассказывают, что у берегов Льюиса потерпело крушение торговое судно — на берег выбрался всего один матрос. Местные жители его убили (в общем, на острове недобрые все). А найденные у матроса диковинные шахматы поделили.
А ещё есть местная легенда, что тысячу лет назад в берегу залива стоял легендарный монастырь, населённый «чёрными женщинами» — «Тай нан Каллахан дху нан Уиг». Одинокие женщины вырезали из моржового клыка и китового уса шахматные фигуры, чтобы скрасить свою унылую жизнь.
Короче, доподлинно известно только то, что на далёком шотландском острове каким-то неясным образом всплыли 78 необычных шахматных фигур высотой 4-10 см. Каждая имеет индивидуальные черты (лица, позы), по сути, это набор скульптур малой формы.
Одежда и вооружение фигур позволяют определить, что они были сделаны в 1150-1175 годах где-то то в Скандинавии. Впервые публике «шахматы Льюиса» показали 11 апреля 1831 года в Эдинбурге на заседании Общества антиквариев Шотландии. Сейчас 67 фигурок хранится в Британском музее (Лондон), ещё 11 — в Национальном музее Шотландии.
Да, и это самые знаменитые шахматы в мире. Они ездят с выставками по всему миру, а в 2001 году в фильме «Гарри Поттер и философский камень» Гарри и Рон учились играть в волшебные шахматы именно такими фигурами.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t480025.jpg
Но как они попали на остров Льюис в Атлантическом океане? Так далеко от обжитых районов Европы, что это уже практически центр Великого Северного Ничего. Скалы, пещеры, заливы и пронзительный ветер круглый год.
Воображение рисует умирающего на пляже залива Уиг викинга, зарывшего в песок своё единственное сокровище — шахматы. Но это ненаучный бред, не обращайте внимания.
Лучше посмотрите на сами фигуры.
Короли
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t684971.jpg
Льюисские короли восседают на богато декорированных тронах, сжимая обеими руками лежащий на коленях меч. Королевские мантии прикреплены над правым плечом: это даёт правой руке необходимую свободу при обращении с мечом. По традиции меч символизирует как обычную физическую силу, так и неподкупное правосудие.
Волосы королей в соответствии с королевской модой того времени уложены вдоль спин и плеч в толстые косы.
Королевы
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t514137.jpg
Льюисские королевы хлопают рукой по щеке, будто в отчаянии; у двух в другой руке — винный рог. Как предполагают исследователи, это рога их упившихся мужей-королей, — те уже не могут удержать тару, а поставить-то рог нельзя.
Это не просто шахматы викингов, это, внимание, СМЕШНЫЕ шахматы викингов, сделанные для веселья.
Епископы (слоны)
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t765053.jpg
Вот как определяют, в какую эпоху изготовлена археологическая находка. Мода носить митру (церемониальный убор епископов) так, чтобы её углы «смотрели» не в стороны, а прямо, как у фигур с острова Льюис, установилась около 1150 года. Это изменение во облике епископов хорошо заметно на печатях, которыми снабжены документы XII века.
Причём средневековая церковь осуждала шахматы, и эта позиция официально смягчилась только во второй половине XII века, где-то к 1170-1180 году. Вот и получается где-то между 1150-1175 годами. Плюс-минус.
Рыцари (кони)
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t59404.jpg
Рыцари в остроконечных конических шлемах с защитой для ушей и носа (введённой в употребление в XI веке) сидят верхом на крепких пони, чьи косматые гривы уложены в исландском стиле. Некоторые рыцари носят закруглённый шлем (с ободом или без), напоминающий шляпу-котелок и известный как «шапель-де-фер» — «железная шапка», без выдумки. Таких рыцарей на конях можно увидеть на скандинавских печатях конца XII — XIII веков.
Стражники (ладьи)
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t837253.jpg
Сохранилось 12 стражников, пеших воинов с мечами. Все, кроме одного, в шлемах, а четверо кусают верх щита. Перед нами берсерки, неистовые воины из древнескандинавских саг. Вот цитата из «Хеймскринглы» (др.-исл. Heimskringla, «Круг земной) скальда Снорре Стурлусона, жившего в конце 12 века:
«Солдаты Одина шли в бой без доспехов, кусая свои щиты; яростные, как собаки или волки, а силой равные разъярённому быку или медведю. Враги падали к их ногам: ни огонь, ни оружие не причиняли им вреда; это неистовство было известно под названием „берсеркгангр“».
Пешки
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t142839.jpg
Ну а пешки с острова Льюис на то и пешки, чтобы не отсвечивать на фоне королей. «Неодушевлённые вертикально поставленные куски моржовой кости, не имеющие в социальном мире шахматной доски никакой индивидуальности», — сухо характеризует их Британский музей.
   Более академическая информация про шахматы  есть в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы_с_острова_Льюис
  Но самое интересное, что, похоже, этими же шахматами играют и в RoS.
Шахматы появляются в "Мечах Вейланда", где в них играет эрл Годвин. Вот.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t468269.png
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t215781.png
Второе появление в "Адаме Белле", где в них играют шериф  с племянником Мартином.
  https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t483128.png
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t466709.png
   Посмотрела на позу и мимику Гизборна. Вот прямо сейчас скажет : «ЛошадьюРыцарем ходи, лошадьюрыцарем! Век воли не видатьЧтоб мне отправиться в одиночку в Шервудский лес!»

+6

7

Норна написал(а):

Но самое интересное, что, похоже, этими же шахматами играют и в RoS.

Не, ну а чо? Молодцы, использовали материальную культуру по времени))

+3

8

Объединила  две статьи о средневековых настольных  играх от Blackwood history. Про шахматы информация уже есть, но оказывается еще много интересного было в  сфере развлечений.
https://dzen.ru/a/ZTFeFAEzW2tto8MG
«Военные» игры

Хнефатафл, известный   с III века н. э.
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t351482.jpg
Основой для этой игры стала дружинная культура, принесенная в Европу германскими племенами во время "Великого переселения народов". Выставленный на поле конунг в окружении немногих дружинников был окружен многочисленным противником. Но сдаваться не в традициях дружины. Все они готовы погибнуть, но спасти вождя, выведя его из окружения.
• Король сидит в осаде в тронном зале, дружина малая одна ему верна. Враги, которых множество кругом, готовы к нападенью. Они собираются вокруг зала и поджигают его, вынуждая защитников либо биться под открытым небом, либо сгореть в пламени. Если король сумеет с помощью уловки вырваться на свободу, ему удастся сплотить народ и прогнать врага. Или же погибнет.
На практике на поле выставлялись две армии, одна из которых заметно больше другой (восемь против шестнадцати). Девятой фигурой в меньшем отряде является вождь, он же конунг, он же король. И именно его нужно довести до "трона" одной из угловых клеток. Если вождь встает на любую из них, то дружина выигрывает этот бой.
Если же король оказывается блокирован или убит, то победа остается за армией, что окружила дружину. Смерть короля, как и любого другого бойца на поле боя, случается, когда на него наваливаются два противника или больше. То есть любая фигура, попавшая между двумя фигурами противника, но не по диагонали, считается убитой и снимается с поля.
Бранду
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t417935.jpg
У ирландцев в средние века вообще было не все, как у нормальных людей. Боевые псы, колесницы, вечная вражда и полное отсутствие змей и гадов на Изумрудном острове. Не изменили они этой привычке все делать не так и в настолках. Их национальная игра Бранду, что в переводе значит "Ворон" хотя и является на первый взгляд тафлом, но играется совсем по-другому.
Во-первых, вождь у ирландцев храбр и могуч и может сам постоять за себя. То есть его фигура может сражаться наряду с остальной дружиной. И любой враг, попавший между гельским вождем и вторым воином, будет убит и отправится на небеса. Во-вторых, дружины и окружающее их войско противника заметно меньше. Да и правила перемещения на поле воинов и вождя заметно отличаются от классического. Хнефатафла.
В общем, если говорить совершенно точно Бранду - это быстрая версия Хнефатафла, которую можно разыграть, когда на полноценную партию не хватает времени. Впрочем, отличий в правилах между ними достаточно, чтобы уверенно заявить, что это все же разные игры, хотя основаны обе на одной и той же базовой системе.
Далдос (схватка двух дружин на борту драккара)
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t55645.jpg
До последнего времени считалось, что игра – это семнадцативечный новодел, придуманный на волне популярности легенд и историй про эпоху викингов. Но появившиеся недавно материалы, в частности, найденные в Новгороде XI века доски, говорят, что игра эта появилась намного раньше. Как раз в те самые времена, о которых мы сегодня говорим.
Война на борту драккара – дело не простое. Особенно когда на нем строятся готовые к бою дружины. Игроки в Далдос получали под свое командование два отряда, построенные вдоль бортов корабля, после чего должны были полагаться на свое военное мастерство и удачу, роль которой тут исполняли странного вида кубики.
В начале боя все дружинники стояли в "стене щитов", прикрывая себя и соседей, и для того, чтобы отправить в атаку кого-нибудь из них, нужно было отдать ему приказ, "fordalle". Это можно было сделать, выбросив на кубике символ "А", после чего боец считался готовым к сражению и мог двигаться.
Игроки ходили по очереди, бросая на стол две кости, передавая друг другу ход до того момента, пока на них не выпадало хотя бы одно "А". После того, как хотя бы один боец на поле мог исполнять приказ, дружины вступали в схватку.
Играющий мог двигать одну или несколько фигур согласно количеству очков, выпавших на костях, но не мог ходить больше одного раза за ход каждой. И если движение его воина заканчивалось там, где стояла фигура противника, то тот считался убитым и сбрасывался за борт. А его место занимал победитель.
Нельзя было перепрыгивать через собственные фигуры (как вы это себе в бою представляете) зато можно было перепрыгивать через фигуры противника (наши лихие воины способны и не на такое). Если в процессе игры снова выпадал знак "А" можно было отдать приказ еще одной своей фигуре, отправив ее в бой. Если же удача была на твоей стороне и радовала тебя двумя "А" сразу, то кроме собственно активации сразу двух дружинников, можно было немедленно вне очереди походить еще раз.
Побеждал, как понятно, тот, кто быстрее своего соперника успевал отправить на корм рыбам его дружину. Впрочем, говорят, иногда случалась ничья, и как в таком случае игроки делили победу, нам достоверно неизвестно.
«Гражданские» игры
https://dzen.ru/a/ZUN8YQHrewosZJ6-
«Доска» (  «Тахте-нард» – битва на доске)
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t407184.jpg
Попав в конце X века в Европу, нарды оказались для ее жителей просты и интуитивно понятны. Ведь что может быть непонятным в искусстве вести торговый караван для любого уважающего себя купца?
Да, дорогой друг. Несмотря на суровое название, нарды – это история про путешествие и искусство довести свой торговый караван до цели, невзирая на препятствия и происки конкурента. И эта история, хотя и была придумана на Востоке, стала понятна без перевода в любой точке средневекового мира, где люди слышали про товары, торговлю, дороги и серебро.
Правила, по которым игроки двигали фигуры на "доске" в разные времена были различными,  но цель всегда была одной и той же. Привести свой караван к своему дому, причем так, чтоб никто не отстал по дороге. А попутно не дать это сделать своему сопернику. Потому что кто первый пришел, того и прибыль.
Несмотря на, в общем-то, совершенно негероическую историю нард, в которых не было никакой военной составляющей, игра стала весьма популярна не только среди торговцев и прочих простолюдинов, но и среди средневековой аристократии. Причем популярна настолько, что король Кастилии, Галисии и Леона Альфонсо X отметил ее в XIII веке в свою "Книгу шахмат, костей и таблиц" Libro de los Juegos. Которая, кстати, по сей день является главным источником наших знаний о том, во что играли в средние века.
"Девять пляшущих мужчин" (Nine men's morris) или «Мельница» 
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t226985.jpg
Эта игра  рассказывала  совершенно другую историю. Историю о том, как непросто поделить землю, что досталась в наследство. Особенно когда наследников больше одного.
Игровая доска, которая называлась "поле" представляла собой, как нетрудно догадаться, именно поле с межами и границами, которого нужно было занять как можно большее количество. Вернее, сделать так, чтобы противник или совсем его покинул, или просто не мог больше сделать ни хода.
Игра начинается с того, что при помощи жребия определяется, какими фишками тебе предстояло играть – черными или белыми. Получив в свое распоряжение по девять фишек, игроки приступали к первой части игры - выставлению их на "поле".
В ней игроки пытались выставить три фишки в ряд по прямой. И если это удавалось, то поставивший фигуры в ряд игрок имел право объявить "мельницу" и снять с поля любую фишку противника. Фишки выставлялись до тех пор, пока не заканчивались у обоих соперников. После чего начиналась вторая часть игры.
Выставленные на поле фишки нужно было двигать фигурки на свободные места вдоль линий, вновь стараясь построить "мельницу" и таким образом забрать фишки противника. Правила запрещали строить более одной "мельницы" на одном и том же месте, но можно было использовать одни и те же фишки для построения "мельницы" в другом месте. Вернее, строить ее, конечно, было можно, но фишка противника снималась только один первый раз.
Проигрывал тот, кто не мог больше сделать ни одного хода или терял более шести своих фишек и не мог больше претендовать на контроль над "полем".
Откуда в средневековой Европе появилась эта игра, совершенно не ясно. Самые старые находки досок для игры в "Nine men's morris" В Европе датируются IX веком и относятся к северным территориям Европы. Это  Швеция, Норвегия, Старая Ладога, Новгород, Псков. Судя по всему, эта игра была завезена на территорию Северной Европы, а вот откуда, до сих пор остается загадкой. Досок для игр, подобных мельнице, в мире найдено множество: от Индии и Цейлона до Греции и Египта.
«Волк и овцы» ( «Лиса и гуси»)
https://forumupload.ru/uploads/000a/3f/42/819/t160055.jpg
Игра  довольно точно имитирует основные принципы облавной охоты на крупного хищного зверя.
Правила этой игры были настолько элементарны, а идея проста и понятна любому человеку, что только более позднее появление ее в средневековой Европе не дало возможности ей конкурировать с нардами и Хнефатафлом. Но тем не менее, популярность ее, особенно во Франции и Германии XIII века, было невозможно переоценить.
В начале партии игроки выставляли на поле одну фигуру "волка" и от тринадцати до семнадцати фигур собак. Волк был силен и мог порвать любую из собак в клочья, но тех было больше, и они стягивали кольцо облавы до тех пор, пока волк не оказывался в западне.
После размещения фигур на поле игроки ходили по очереди. И "волк" и "собаки" передвигались совершенно одинаково – на один шаг на любую свободную клетку. Вот только цели игроков были совершенно разные.
Игрок, играющий за загонщиков, побеждал в том случае, если "волк" не мог больше сделать ни одного хода, будучи зажатым в углу или у края поля. Но сделать это было непросто, несмотря на численное преимущество. Все дело в том, что "собаки" не могут "убить волка". Они могут только давить его массой, не подставляясь под его удары. Волк же, перепрыгнув через собаку (точно так же, как в шашках), может снять ее с поля, открывая себе дополнительное пространство для маневра.
В общем, в этой максимально несимметричной с точки зрения баланса истории каждый из игроков играет в свою игру, кардинально отличающуюся от того, во что играет его противник. Один играющий планомерно и неспешно давит массой, рассчитывая ходы и стараясь не ошибиться ни одного раза. Потому что считается, что запереть волка шестью фигурами уже невозможно. Его противник провоцирует и ждет ошибки загонщика, чтобы вырваться из стягивающейся западни, попутно убрав с поля пару –тройку его фигур.
И снова, как и в первой нашей истории про настольные игры Средневековья, мы совершенно четко видим, что играли люди в ту же самую жизнь, что их окружала. Война, дружинная культура, охота, торговля и путешествия, земельное наследство и даже корабельные абордажи. Все это отражалось в настольных играх настолько точно и выпукло, что просто диву даешься.

+4


Вы здесь » Sherwood Forest » Таинственное средневековье » Игры в средневековье